Входит в цикл: Использование карт с GPS

Обзор существующих карт

3.1 Какие карты существуют

Спутниковые навигаторы Garmin eTrex в виде картографического материала позволяют использовать только векторные карты. То есть не отсканированный лист бумажной карты, а карта нарисованная специально для навигатора. Причем карты созданные для разных моделей навигаторов не совместимы друг с другом. Как итог это приводит к тому, что процесс создания карт для навигатора очень трудоемок. Естественно, что потребность в картах привела к появлению компаний, которые занимаются изготовлением и продажей векторных карт. Но и тут палка о двух концах. Данные компании заботятся о собственной прибыли, да и процесс создания карт на всю Россию очень длительная и трудоемкая задача. В связи с чем, компании ориентируются на массового пользователя, которым у нас является автолюбитель. Автолюбителя в карте главным образом интересует, как проехать из точки А в точку В, в связи, с чем на карте отображаются главным образом автодороги (причем крупные) ну и небольшое количество заметных точек рельефа. Например, крупные реки и озера. В связи с этим, постоянно встает вопрос: где достать карты и какого они качества.
Карты по своему происхождению можно подразделить на следующие типы:
*Предустановленная карта мира;
*Карта мира от Garmin Mapsource;
*Бесплатные карты из Интернета;
*Платные карты;
*Самодельные карты.


3.2 Предустановленная карта мира

Спутниковые навигаторы Garmin eTrex продаются с предустановленной картой мира. Честно говоря, картой это можно назвать с очень большой натяжкой. По ней можно только определить материк, на котором находишься.
Карта включает в себя приблизительное очертание материков, государственных границ и местонахождение столиц стран (обозначенных при любом масштабе точкой с названием). О точности этой карты можно сказать только то, что в свое время, сидя на набережной города Алушта (на гальке в метре от прибоя) и держа в руках навигатор, я видел, что мне еще до моря оставалось топать 17 километров прямо по воде. При этом точность навигатора была ±6 метров.
Так что «ценность» этой карты приближенна к нулю.


3.3 Карта мира от Garmin Mapsource

Mapcource является «Штатной программой» для работы с навигаторами компании Garmin. В полной поставке этой программы присутствует «улучшенная» карта мира, которая при заливке заменяет собой предустановленную карту мира.
На карте уже появились федеральные трассы, контуры крупных городов и рек. Однако ценность данной карты по-прежнему несколько сомнительна. Да, она поможет вам понять, в какой области и городе вы проснулись с Большого Бодуна, но вот подсказать, как выбраться оттуда уже не поможет. Так как не содержит даже железных дорог, не говоря уже о дорогах областного значения и ниже. Как пример, привожу район Москвы и Московской области с максимальной деталировкой. Несмотря на большой масштаб, при его уменьшении деталировка уже не повышается. Скрин карты приведен на рисунке.



Рис.3.1 Московская область и Москва на карте Mapsource при максимальной деталировке.


3.4 Бесплатные карты из Интернета

Имея под рукой такой источник "халявы", как Интернет, было бы глупо не порыться в нем на предмет поиска карт. Однако тут есть некий сюрприз. Порывшись в нем, выясняешь, что богатства карт собственно то и нет. По всем сайтам гуляют одни и те же карты отконвертированные в гарминовский формат с Ингитовского диска.
Качество и точность этих карт гуляет абсолютно непредсказуемо. Для примера возьмем карты, скачанные с форума «http://www.gpsforum.ru»
Для примера возьмем карту Москвы,


Рис.3.2 Карта Москвы.
И карту Ярославской области


Рис.3.3 Карта Ярославской области

Качество уже вполне приемлемое. В частности на карте Москвы видны улицы, а на карте Ярославской области контуры деревень, мелкие ручейки, просеки и дороги. Как показывает моя личная практика, карты подобной деталировки вполне можно использовать вместо стандартной 2-х километровки, а то и генштабовской километровки. Недостаток рельефа (границ леса, посадок, кустарников, горизонталей, домов и т.д.) вполне компенсируется тем, что вы всегда знаете, своё приблизительное месторасположение, и всегда можно оценить, куда ориентировочно надо двигаться, чтобы попасть в нужную точку. Тем более что генштабовские километровки и срисованные с них гражданские «двушки» отражают состояние местности на конец 70-х годов, и с тех пор все весьма сильно изменилось. А, учитывая, что генштабовские километровки и на момент их создания точностью не отличались, несмотря на их разрекламированные свойства, то подобные карты уже вполне пригодны для использования по назначению (особенно если подкрепляются теми же самыми километровками и гуглевскими снимками). Хотя сразу же хочется уточнить: идти по этим картам с «завязанными глазами» не стоит. Несмотря на их деталировку, все же их точность весьма сильно «плавает». Как пример хочу привести фрагмент карты из одной поездки (См. Рис/). Если верить навигатору, я неоднократно рассекал на велосипеде прямо посередине лесного озера, в 300 метрах от дороги. Причем опять же, если верить карте, по дороге я так ни разу и не проехал. Все треки, как «загрубленные» (зеленые) так и точные (красный) проходят в стороне от дорог, удаляясь от них порой до 300 метров. Причем «кучность» треков не позволяет заподозрить навигатор в ошибках определения местоположения.


Рис.3.4 Погрешность карты из Интернета.

Также сразу хочется предупредить: не все карты, скачанные из Интернета такого качества, как приведенные на рисунках 3.2, 3.3, 3.4. Некоторые карты по качеству практически не отличаются от карты Mapsource (п. 3.3). В то же время, в Интернете можно найти и очень качественные «самодельные» карты. Это уж как вам повезет.


3.5 Платные карты

К «платным», я отношу карты продающиеся фирмами производителями картографического материала.
ВНИМАНИЕ: Очень хочу предупредить против покупки карт с рук на дисках или с непосредственной закачкой в навигатор. Потолкавшись на любом рынке в магазинах, продающих навигаторы, вам предложат залить за некоторую сумму (мне встречались от 2000 до 4000 рублей) карты на диск (чтобы вы поставили их дома) или непосредственно на карточку навигатора карты. Не соглашайтесь на это! Во-первых, все из подобных «продавцов» отказываются продемонстрировать карты перед покупкой, то есть, что вам «впарили», и будет ли это работать с вашим навигатором, вы узнаете, когда продавец уже испарится. Во-вторых, если вам просто загрузят карты в навигатор, то считайте, что деньги вы выбросили впустую, т.к. больше загрузить карты вы в него не сможете (см. пункт 4.1 «Ограничения при загрузке карт»).
Итак. Перейдем к легальным продавцам. По настоящий момент из легальных производителей платных карт для навигаторов Garmin eTrex мне встретились только «GPSMAP карты с маршрутизацией» (сайт http://www.gpsmap.ru). Карты, продаваемые данной организацией, относятся к «запароленным». То есть, карты находятся в свободном доступе. Их можно скачать с сайта изготовителя или диска и просмотреть в программе Mapsource бесплатно. Однако записать их в навигатор без специального пароля нельзя. Пароль, соответственно, стоит некоторую денюжку (на текущий момент 1000 рублей за карту области, без карты входящих в область городов, или за карту крупного города). При покупке карты (Интернет при этой процедуре обязателен), вы сообщаете уникальный номер навигатора и выданный вам код действителен только для этого навигатора. В другой навигатор эту карту вы уже не загрузите.
Ну, о покупке вроде бы все. Теперь перейдем к качеству.
Как говорилось, это коммерческий производитель. Поэтому качество и деталировка карт зависит от популярности региона. Карты Московского региона, Питерского и Краснодарского очень неплохи. Однако чем дальше в лес (сори, в регионы) тем толще партизаны. Приведу пример на базе их карты Чувашии. Точность отрисовки основных дорог данной карты на весьма приличном уровне (смотри рисунок 3.5). Как видно, трек (синий) практически на отходит от дороги (красная). Все отклонения в пределах погрешности навигатора. На карте присутствуют реки и мелкие озерца. Однако на карте нет обозначения растительности (лесов). Нет тропинок и мелких грунтовок (правильно, зачем они автомобилистам?). Весьма некачественно отрисован город. Даже, если не обращать внимание на жилой квартал, по которому я «проехался», можно заметить, как я заблудился в городе. По факту, центральная улица идет не так, как нарисована красным (в городе) а от точки 1 до точки 2. Сильно заметные повороты на ней отсутствуют. В результате чего я, проехав по центральной улице, не заметил выезда на трассу и уехал в тупик заводского района, откуда был вынужден возвращаться обратно (точка 3). Выезд на трассу (нижний левый угол города) не отрисован на карте вообще, хотя там очень хорошая асфальтовая дорога с мостом через речку.


Рис. 3.5 Карта поселка Порецкое.

Возьмем другой участок этой же карты (рисунок 3.6). На ней видно, как я проехал по селу, затем перебрался по мосту и далее катался по чистому полю. Однако по факту, несмотря да довольно таки большую точность отрисовки дорог и рек (совпадает даже точка, в нижнем правом углу, где я оставил навигатор пока купался в Суре), к карте опять много замечаний. К тем, что были описаны в комментарии к рисунку 3.5, хочется добавить, что не совпадает расположение домов в селе. Дома в селе идут вдоль улицы сплошной стеной, забор к забору и перебраться по якобы существующим «проездам» перпендикулярным треку на параллельную улицу просто невозможно, так как проезды по факту отсутствуют. На правой стороне Суры после моста не одна дорога (как на карте) а 4. Причем все равнозначные. Нарисованного элемента обозначенного точкой с комментарием «Stemasy» (рядом с точкой «100») физически не существует (там чистое поле). Кроме того, нет грунтовых дорог, по которым я катался. Причем очень качественных дорог. По крайней мере, на велосипеде по ним идется без напряга под 20км/ч.


Рис. 3.6 карта окрестностей поселка Стемасы.

В общем, как резюме, хочу отметить, что, несмотря на точность карты, ее ценность для туристов не отличается от бесплатных карт описанных в пункте 3.4. Передвигаться по ним можно, но осторожно. При себе также как и в пункте 3.4 рекомендую иметь бумажную топокарту и гуглевские снимки. И перед покупкой обязательно посмотреть карту (благо система покупки это позволяет), сравнить с бесплатной картой этого же региона и хорошо подумать: стоят ли существующие различия между картами тех денег, которые за них хотят.


3.6 Самодельные карты

Самодельные карты, как это и следует из названия, это карты которые кто-то делал для себя с какими-то целями. Найти эти карты в Интернете очень сложно, так как процесс создания карт длительный и занудный и естественно, что никто не хочет, чтобы результат его месячных сидений по ночам за компом, оказался на соседнем рынке, и с него местные барыги драли по 1000 рублей за диск. Поэтому подобные карты в общий доступ практически не попадают. А если и попадают, то не на всю область, или регион, а какой-то маленький кусочек, который понадобился создателю.
Качество подобных карт абсолютно непредсказуемо, т.к. полностью зависит от усидчивости и требований того, кто ее рисовал. Понятно, что если человек пешеходник, то он пытался выжать максимум топографической информации по суше, если водник, то его интересовала в первую очередь точность отрисовки сплавной реки со всеми порогами и сложными местами, а если яхтсмен, то прорисовка глубин и гидрографии. Ненужные элементы, на отрисовку которых тратится куча всегда дефицитного времени, они вполне могли проигнорировать. Как пример, приведу фрагмент моей векторный карты Мещоры и исходник, с которого он рисовался (Рисунок 3.7). А также векторную карту Заилийского Алатау от ХХХХХ.(Рисунок 3.8)


Рис.3.7 Векторная карта Мещоры и ее исходник.


Рис.3.8. Векторная карта Заилийского Алатау.

Плюс самодельных карт в том, что вы на них всегда можете сами отразить то, что нужно именно вам. Минус, в том, что это действительно очень длительный и нудный процесс.
Я не буду приводить здесь инструкцию по тому, как рисовать карту. Если вы этим заинтересовались, то можете сами ознакомиться с этим процессом по адресу «http://v-dorogu.narod.ru/article/mapscreate.htm».
Хочу только заметить, что перед тем как этим заняться, прикиньте, хватит ли у вас на это терпения. Лично у меня на полную отрисовку с генштабовской километровки квадрата 4х4 км уходит около 10-15 минут в зависимости от сложности. А на одном листе карты таких квадратов порядка 300.
Материал опубликовал Алексей Мишин

Комментарии

Заголовок вашего комментария:
Текст вашего комментария:
  • 18.09.2012 []Спасибо

    Спасибо, дружище!!!