Владикавказ. Грузия - Гудаури, Бакуриани, Тбилиси. Пятигорск. 2014 год

До Нового года выехать не получилось. 31-го решил включить телевизор, может что то новенькое. Все то же самое, "Уральские пельмени" спели про спасибо правительству за 9 дней праздников и как хорошо встречать НГ с Ивановыми, а потом с ними похмеляться, а потом под вечер очередного дня встретить опять Ивановых и продолжать праздник день за днем. 1-е в 9 утра подбросило, время уходит, НГ длится уже несколько часов, ну что же, все еще можно успеть и в 11 уже тронулись в южном направлении. До ставшего уже родным Воронежа долетели быстро, дороги пустые, все отсыпаются. Правда навигатор накрутил через Тамбов, но интересно там или нет, пока не понятно, в следующий раз проясним. Нужно было найти цепи на колеса и наменять валюты, но что то все везде закрыто и дорога повела дальше. Трасса "Дон" без фур и ничтожным количеством машин. Иногда на горизонте возникало нечто масштабное, вроде ночного города, всего в ночной иллюминации. Оказалось, что это всего лишь обильно подсвеченные развязки дорог. В какой то момент такой город зажегся прямо перед глазами и тут же в течении нескольких секунд фонари начали зажигаться справа и слева в хаотичном порядке и вот мы уже едем по освещенному тонелю - очень завораживающее зрелище. За 12 часов пролетели 1100 км, ближе к Ставрополю начало рубить и отправило в летаргический сон, который отнял еще несколько часов. Пролетели Баксан, который немного занастольгировал по Эльбрусу, если от него повернуть на право и углубиться в горы, то как раз туда и попадешь.
На въезде в Северную Осетию образовалось скопление гаишников, наверное им вместе немного теплее, хотя за преодоленные примерно 1500 км погода ни как не изменилась, как было в районе 0, так и осталось. Гаишники отправили в окошечко на какое то оформление, а в окошечке прямо сказали "Магарыч дай и езжай", я переспрашиваю "что?", в ответ: "Уважение окажи и езжай", решил отделаться магарычем, как оказывать уважение ГАИ-шникам я не знаю, хорошо что в машине оказалась 100 граммовая бутылочка коньяка, спасибо Сане Коськину. 2-го января во Владикавказе оказалось закрыто все, и магазины и кафешки и обменники. Нужно было найти цепи на колеса, пр обледенении Крестового перевала, Грузинские блюстители порядка без цепей могут не пропустить дальше. Навигатор указывал на закрытые магазины, таксисты предлагали отвезти в одним им только известное место. Хорошо еще, что побродив по окрестностям, единственный открытый магазин оказался прямо рядом с припаркованной машиной и в нем оказались цепи нужного размера. Как здорово, что цепи так и не понадобились в дальнейшем и теперь их новые и блестящие, можно повесить в рамочку на стену, в качестве интерьера. С обменником решили не париться, наверняка на границе этого добра навалом, а до нее оставалось совсем чуть чуть.  
Военно Грузинская дорога - она соединяет Владикавказ и Тбилиси, прорезая Главный Кавказский хребет. Ее сотворили в самом конце 18-го века, когда Грузия вошла в состав России. По ней же можно попасть и в Армению, остальные сухопутные пути несколько под вопросом. Ожидая увидеть очередь, ехали без тормозов и влетели на КПП прямо к окошечку оформления, всего лишь с одной машиной впереди. Никаких гринкард ни каких обменников. Забросили за кардон армянскую подданную, пешком границу проходить нельзя, а ей срочно понадобился штампик в паспорте, что бы не делать регистрацию, а вернуться в Россию снова, как бы на правах интуриста.
Нейтральную полосу, таковой назвать сложно, т.к. расстояние между сопредельными КПП - 3 км кружит по ущелью Терека. Речка интересная в плане сплава, но видимо на самой реке окошечко регистрации выплывающих еще не открыли.
Дорога оказалась сухая и чистая, камнепадо и лавиноопасные места закрыты тоннелями, хотя камушки, разбежавшись прыгнувшие со скалы кое где попадаются. Военно-Грузинская дорога занимает третье место в мире по степени опасности, но это видимо в моменты обледенения. Достопримечательности встречаются там и сям, но что то желание побыстрее приступить к катанию не позволило где то задерживаться надолго. Крестовый перевал - перевал через который пересекают Главный Кавказский хребет, назван в честь установленного в высшей его точки креста, но этот крест как то скрылся с глаз, ну что же летом глаза заметят больше.
Вот и наш домик - "Дом Солнца", несмотря на внешне невеликие размеры, в нем, вместе с подвальным этажом, оказалось 4 этажа. Был еще вариант остановиться вместе с частью Владимирской команды в "Озоне" - более масштабная гостиница, но там все как то размашисто как мне показалось, а у нас совсем по домашнему. Другие обитатели нашей команды были из Киева и Нижнего Новгорода.  
К утру возникло множество вариантов разнообразия: идти кататься, но снега очень мало и из четырех очередей подъемников, кататься можно было только на третьей, ну или фрирайд на северных склонах; подняться в высокогорный монастырь Ломиси, там живет монашеское братство и в связи с труднодоступностью монастыря, время от времени им приходится там зимовать; вернуться в Казбеги и подняться в Гергетскую церковь над поселком, прямо у подножья Казбека; съездить в Тбилиси полазить по старому городу. Планов много, все и не успеть, видимо еще многократно ездить придется, очень обстановка сразу понравилась.
В общем первый день очень все таки кататься хотелось, тем более что в связи с малым количеством снега или еще из каких добрых новогодних соображений, все подъемники сделали бесплатными. Третьей очереди покататься хватило, подняться выше из обзорных соображений как обычно не хватило времени. Когда подъемники начали закрываться, нас любезно отвезли на снегоходе, на еще работающие. Вообще Грузины очень доброжелательные люди, все от души и открыто, не остается ощущения недосказанности, помогут, покажут, расскажут, по другому и не умеют. Не смотря на то, что курорт начал развиваться в 1975 - 1985 года, он не выглядит Советсковременным застаревшим, буквально в последнее время поставили подъемники по последнему слову подъемниковой техники, а старые, типа швабры например, видимо ждут демонтажа.  
Совсем к полночи, вернулись фрирайдеры, которые после спуска выбирались из отдаленных мест около пяти часов пешки. Вечером посидели пообщались на троих с украинским врачем отоларингологом Иваном и управляющим нашим домиком, грузинским стоматологом Юрой, такой больших размеров, колоритный человечище. Юра рассказал, что мол надоело ему всю жизнь заниматься заработком, то на дом, то на благоустройство, то на то, то на это и зимой, за свой счет, он уезжает управлять этим домиком и отдыхать духовно. Оказывается что нам россиянам, путь в Грузию открыт, а что бы грузину приехать к нам, нужно пройти сложнейшую процедуру оформления визы. Я спросил "а как у вас с Абхазами дела обстоят?", все таки война у них с Абхазией была в 1993-м, Юра говорит, что у него три пациента к нему из Абхазии приезжают, а им в Абхазию вообще не попасть. Такие вот дела. Президент их бывший, которого все ругают, во времена своего правления, периодически приезжал в Гудаури покататься на горных лыжах и трассу для него ни кто не перекрывал, а катался он вместе со всеми простыми смертными! Узнал много нового из области оторингологии, например как оперировать среднее ухо, Иван очень увлечен своей работой и мог рассказывать о ней часами. В общем замечательный у нас интернациональный коллектив получился, Мир без политики так здоров и интересен, разлучиться повалил сон.  
К утру решили поехать на другой курорт в Бакуриани, там по свежим сведениям снег есть и захотелось продолжить катание на другом уровне спусков. К слову сказать, Гудаури - самое высокогорное селение Военно-Грузинской дороги, что то около 1850 метров над уровнем моря. Дорога довольно быстро спускается серпантином сразу на 1 километр к долине Арагви, этот серпантин вырубили еще в середине 19-го века. И вот с солнечных вершин мы спустились в облачные туманности, температура скакнула вниз ах на 8 градусов. По дороге встретилась крепость Ананури. На территории действующая церковь, а все остальные строения предназначены для того, что бы по ним полазить и даже можно найти проход на самый верх башни, только на крышу не нашли как забраться, ну наверное это от невнимательности или замуровал кто, что бы из бойниц не выглядывал ни кто или еще по какой причине.
Крепость стоит на берегу водохранилища,  Остальные достопримечательности в связи с малой осведомленностью оставили на потом. Немного не доезжая Тбилиси, дорога свернула на Кутаиси и превратилась в скоростную магистраль. За окнами пролетело Гори, с небольшим музеем Сталина. Не то что бы я хорошо или плохо отношусь к личности Сталина, просто это уже кусок истории. Когда гористость местности повысилась, свернули на Боржоми, в котором в магазинчике можно купить боржоми как у нас например суздальскую. В Боржоми встретилась совсем узенькая железная дорога, уже даже чем наши узкоколейки. Выглядела она по доисторически и казалась вполне заброшенной, но вот чудо, через некоторое время, на ней нарисовался паровозик с несколькими вагончиками, такой прогулочно-курортный, с крышей, но весь открытый, без стекол... среди снегов то. Долго ли коротко ли, серпантином забрались наверх и снова засияло солнце. В Бакуриани оказалось два курорта. Один небольшой широкий и с бугельными подъемниками, зато на обширных прилегающих раздольях, куча людей развлекались на лошадях и снегоходах.
Другой курорт, чуть подальше, если попетлять по городу и попариться с парковкой, ну прям вообще машины все в кучу и если уж заехал в глубь, то потом очень долго приходится проявлять чудеса ювелирного владения машиной, что бы выбраться и оставить машину чуть подальше, но в какой то степени свободы. На этом курорте уже кресельные подъемники аж в три очереди, ведут на самую вершину тех мест, но опять же с вершины не съедишь, туда если только посмотреть по сторонам и насладиться, а уж кататься на первой и второй очереди.
Снегу там насыпали прям только на спуски, зато в немножко достаточном количестве, еще чуть чуть и если снегопадом не накроет, то весь соскоблится, а по сторонам, можно прям цветочки выращивать. Ну и еще локтевые суставы там быстро в негодность приходят, даже защита не спасает, нужно о титановых задуматься.
А это вот белая непрерывающаяся полоса снега на фотке - спуск с первой очереди подъемника, это издалека он смотрится узеньким и укатанным, а на самом деле с ним все нормально.
Вернулись снова запоздно, познакомились с владельцем домика. Он сразу же предложил съездить на склон, на верх и поискать рентген и перебудить там всех на всякий случай, но что то эта идея не впечатлила. Вообще грузины впечатлили своим гостеприимством, очень уж им хочется сделать что нибудь хорошее, помочь хоть чем то, показать, рассказать, ну да ладно, мы же не виноваты что нам ничего не требуется.  
Дней остается все меньше, если лезть в Ломиси, то это еще куча времени до послеобеда потратится, кататься уже организм не функционировал, поэтому утром поближе к обеду прям сразу и поехали в Тбилиси. По рассказам местных жителей, если ни чего не знать и ехать куда повезет, то нужно ехать в старый город, оставлять машину около стеклянного моста (мост Мира) и дальше все рядом, куда взор упадет. И опять с залитых солнцем гор спустились в облачность и туманность. Тбилиси раньше именовался Тифлисом, а по сути это прочтение названия города на греческий манер, а "Тбилиси" - созвучнее грузинскому языку. Мост Мира открыли совсем недавно, он красоты неописуемой, особенно ночью, когда включается вся подсветка - это железный каркас, весь затянутый стеклом со светодиодными вкроплениями и другими чудесами осветительной индустрии.
Недалеко от моста начинается канатная дорога которая ведет на Салолакский хребет, к крепости Нарикала, к подножию огромной статуи Царицы Тамары, ну и так прогуливаясь по хребту, старый город в различных ракурсах расстилается прямо перед ногами. Территория крепости относительно немаленькая и там то же есть много где залезть и полазить.  
А вот это строение выглядит очень продуманно и впечатляюще и стоит уединенно практически в центре города, я сначала подумал что это жилище самого крутого в грузии человека, например президента, а оказалось, что это территория Ботанического сада:
А это вообще очень впечатляющее зрелище на квартал, который растет прямо из скалы высокого берега, прям как единое целое, прям - скала, скала и раз... плавно переходит в здание.
А ночное Тбилиси, это вообще нечто особенное, ну прям все везде горит, светится и переливается и все по делу, а не то что бы реклама какая то, а именно все красоты выделены и подсвечены, а так как светится все, то там вообще везде сплошная красота.
Нагулялись по Тбилиси и опять поздно ночью вернулись к месту дислокации, вот то же неудобство - к месту привязаны, летом гораздо проще остаться там где темнота упадет.  
Ну что ж, утром начали возвращаться домой. Опять выбор, лезть в Ломиси, тогда потом придется без остановок ехать, а еще хотелось Пятигорск посетить, а в Грузии осталось на потом еще огромное множество непосещенных уголков, поэтому не торопясь рванули обратно. Притормозили в Казбеги, оттуда можно было нанять машинку до Гергетской церкви и полюбоваться Казбеком вплотную.
Но дорога зовет... и опять граница нисколько не замедлила нашего передвижения, все очень любезно и быстро и вот мы снова на родине.  
До Пятигорска долетели неглядя, и сразу же попытались прорваться к Провалу, но не тут то было, все дороги перекрыты знаками запрещающими проезд и кроме автобусов и тамошних работников, к подножию Машука прорваться не возможно, пришлось развернуться перед носом у гаишников и оставить машину у канатки ведущей на саму гору. По вершине Машука можно обойти вокруг и оттуда видны сам Пятигорск, Кисловодск, Минеральные воды и Железноводск, города расположены совсем не далеко друг от друга, хотя каждый большой, известный и самостоятельный и все это Ставропольский край. Видны вершины более чем пяти гор Пятигорска и то же с высоты все очень красиво, прям по вершинам бы попрыгать.
До провала от канатки чесать около двух километров по красивому скверу в окружении Здравниц, Санаториев, бань и туристических достопримечательностей. Как самые умные мы набрали с собой купальные принадлежности и таскали их с собой все время, что бы окунуться в Провал.
Но оказалось что купание в Провале прекратили еще в 1800 каком то году и показывают его только как достопримечательность, особенно прославленную Остапом Бендером, который собирал с посетителей деньги на его не слишком проваливаемость.
Зато в те же древние времена впечатляет специально пробитый к Провалу тоннель:
Дальнейшая дорога прошла конечно же с приключениями, потому как к утру повалил снег, который покрыл дорогу кашей, а вид за лобовым стеклом непроглядностью, да и вообще туманы напали и прочее веселье. 
В общем резюме, хочу опять в Грузию, еще пуще прежнего! 
Ну и прочие фотки: http://vk.com/album3576820_185605593 
Материал опубликовал Алексей Блинов

Комментарии

Заголовок вашего комментария:
Текст вашего комментария: