На макушке Среднего Урала. Лето 2014 года.

смотреть на карте
Автор
Константин Юхновец
Всего:
77 фотографий

Шад Тчуп Линг. Ступа Пробуждения.

Этим летом обстоятельства не позволили мне пойти в большой поход с моими друзьями из группы Юрия Мигуренко. Как обычно, в самом конце июня, Юрий Петрович ушел с нашими ребятами на свой любимый Северный Урал - через перевал Дятлова, Отортен, Яныгхачечахль - до священного озера Турват, раскинувшегося у восточных склонов Ялпынгнёра. Мы же занимались не менее важными делами. Маня окончила школу, и все мы готовились к ее поступлению в университет. Навалилось и другие, откуда-то взявшиеся, неотложные и важные дела... Но без путешествия оставаться нельзя. И тут, как по заказу, из Екатеринбурга позвонил Наташин брат - Саня. Он-то (спасибо ему) и подтолкнул нас к, давно числящемуся в планах, походу на самую высокую гору Среднего Урала (в пределах Свердловской области) - Качканар, а, если получится, то и с посещением единственной на Урале буддийской общины, давно обживающей эти места. Маня категорически поддержала это предложение, Наташа - одобрила, ну а я - всегда готов. Выкроив два выходных дня, утром 16 августа, мы выехали из Североуральска в сторону Качканара. В это же время, из Ектеринбурга в Качканар, выехал Саня. Едва мы отъехали от Североуральска к нам в попутчики "набился" дождь...!

Указатель - `Западный Карьер`.

Как и договаривались, в полдень мы встретились в городе Качканаре, у автовокзала. От него двинулись на север, по улице Крылова, в сторону развилки Западный Карьер - пос. Валериановск. Доехав до большого указателя "Западный Карьер" свернули в сторону карьера, т.е. налево. Дождь к этому времени прекратился, и в нас затеплилась робкая надежда на хорошую (не дождливую) погоду...

Мы.

По пути из Екатеринбурга в Качканар Саня заехал в Красноуральск, где к нему присоединился наш друг (особенно Машин) Эдуард Кельбах. Так что на старт мы выходили впятером. Быстро добрались до КПП Западного Карьера (от развилки просто далее по дороге) и оставили возле него свои машинки. Дальше начиналась пешая часть маршрута. Впервые за сегодня из-под плотной завесы облаков прорвались солнечные лучи. На фото слева Эдуард, далее Маша, Александр, Наташа, Константин.

`Запасный путь` от КПП.

Чтобы продолжить путь к вершине горы надо пройти через КПП. Чтобы пройти через КПП нужно оформить пропуск. Где и у кого его оформлять - мало кому известно. Да и дадут ли? Поэтому нами был выбран всем известный "запасный путь" по лесной дороге, в обход КПП (слева). Для этого нужно от стоянки уйти влево, через канавку, поднятся по земляному откосу и сквозь узкую полоску леса выйти на лесную дорогу. Дорога эта идет паралельной, отсыпанной щебнем, карьерской дороге, которая уходит в сторону разреза.

Хозяйство ЕВРАЗа.

ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат входит в пятерку крупнейших в России горнорудных предприятий. ЕВРАЗ КГОК разрабатывает Гусевогорское месторождение титаномагнетитовых железных руд, содержащих примеси ванадия. Содержание ванадия позволяет выплавлять высокопрочные легированные сорта стали. Гора Качканар является единственным источником ванадиевой руды в России. Геологическая разведка рудного месторождения началась в первой половине 30-х годов прошлого века. В 1956 г. советское правительство решило построить на Качканаре горно-обогатительный комбинат для поставки ванадиевой руды Нижнетагильскому металлургическому комбинату, а со временем и всем металлургическим заводам Урала. Со временем КГОК превратился в одно из ведущих горно-обогатительных предприятий СССР и Европы. Производственная мощность комбината составляет порядка 55 млн тонн железной руды в год. Основным потребителем продукции ЕВРАЗ КГОКа является ЕВРАЗ НТМК. В настоящее время ЕВРАЗ КГОК добывает руду из трех карьеров с дальнейшей ее переработкой в цехах дробления, обогащения, агломерации и окускования. Конечный продукт (агломерат и окатыши) загружается в железнодорожные вагоны и отправляется потребителям, в том числе за рубеж. В 2013 году на ЕВРАЗ КГОКе добыто более 56 млн тонн железной руды и произведено свыше 9,8 млн тонн продукции. (По данным http://www.evraz.com/ru/products/business/ore/kachkanarsky_ore/).

На площадке.

Пршли от КПП по сырой грунтовке метров 500. И все же, в районе большого анонса (см. предыдущее фото), "свалились" на карьерскую автодорогу. Решили зайти в комбинат, спросить, - правильно ли идем? Нам охотно объснили, какую дорогу выбрать, чтобы выйти к горе. Правда о буддийской общине здесь говорят с нескрываемой неприязнью - чувствуется давняя конфронтация ГОКа с ними из-за горы. Одни хотят гору копать и увеличивать объемы добычи, другие хотят сохранить, обретенный двадцать лет назад, Дом. На фото (в центре) АБК разреза, за правой границей кадра - автобусная остановка. Нам надо идти по широкой дороге влево. За поворотом дорога слегка набирает высоту.

На горе лежит облако.

Дорога плавно обогнула слева комбинат и еще какое-то здание. На фото вправо уходит дорога к ж/д путям, далее справа - небольшая отсыпанная площадка, еще дальше, за оранжевым анонсом - вход на стадион (вправо). Нам прямо по широкой дороге. В самом конце этого участка дороги на фото виден поворот налево, на горнолыжную базу - нам туда не надо. Идем мимо.

Вид на стадион.

Вход на стадион, что за оранжевым анонсом (см. предыдущее фото). Проходим мимо него, оставляя его справа.

Мимо горнолыжки.

На переднем плане поворот влево - на горнолыжную базу. Проходим мимо него по широкой дороге . Далее на фото видна развилка дорог - широкая, накатанная дорога уходит вправо и вниз к ж/д путям и карьеру. Нам же следует двигаться по неширокой дороге влево (на фото на дальнем плане), по направлению к отвалу №6 (на горизонте в центре фото).

Въезд на горнолыжную базу.

Плохо просматривающийся на фото, въезд на горнолыжную базу. Нам туда не надо.

Западный карьер.

Примерно через час добрались до ближайшей, старой, необорудованной смотровой площадки Западного карьера. Здесь же немного отдохнули.

Борт.

Внизу хорошо видны автомобильная дорога и ж/д пути, проложенные по уступам карьера. В центре фото, на дне карьера, эксковаторы и железнодорожный состав, стоящий под погрузкой.

Мы. Западный карьер.

Мы.

Константин, Наташа, Маша, Александр, Эдуард.

Марка.

Триангуляционная марка Главного Управления Геодезии и Картографии на краю карьера.

Наташа. Набор высоты.

К этому времени солнечная погода окончательно победила пасмурно-дождливую. Стало даже слегка жарко. Люди, двигавшиеся с горы нам навстречу, замечали, что нам с погодой везет, так как с утра лил сильный дождь и они полностью вымокли.

Тропа к буддистам.

Ближе к 16 часам добрались до тропы, которая уходит вправо от дороги (на фото влево от широкой дороги). Если свернуть на нее, то она через 1-1,5 км выведет к постройкам буддийской общины, а если продолжить движение прямо по дороге, то попадешь к "горному озеру" (приблизительно через 350м).

`Карта-схема` района.

Вот и желтая табличка у тропы говорит о том же. Решаем сначала пройти до озера. Там отдохнуть, перекусить, а потом вернуться и идти по тропе на гору.

Озеро.

Озеро - справа от дороги. Оно представляет собой вырытый котлован, заполненный водой. Видимо когда-то здесь проводили какие-то изыскания или еще что-то в этом роде. Около озера можно остановиться на привал или ночлег. Есть мангал, беседка. На фото в центре на горизонте видна седловина между Северной и Южной вершинами горы. Из-за верхушек деревьев выглядывают скальные останцы, которых на горе множество.

Маша.

1 2 3 4