Горная гряда Сундуки

Английское название: Sunduki
Горная гряда Сундуки находится в долине реки Белый Июс, недалеко от посёлка Июс. Всего Сундуков пять – пять гор, стоящих отдельной группой на левобережье Белого Июса. Пятый и Четвертый Сундуки расположены на некотором расстоянии друг от друга и от остальных, Третий и Второй имеют общую подошву, Первый отделяет от Второго небольшая сырая ложбинка.

Проезд к Сундукам возможен с двух сторон – со стороны посёлка Июс и со стороны районного центра, посёлка Шира.
После проезда прямо в сторону посёлка Июс на перекрёстке Копьёво-Июс-Шира (примерно 185 км автодороги Ачинск – Троицкое) через 25 км асфальтированной дороги начинается посёлок Июс. Проехав через посёлок до конца асфальта (при этом слева через квартал будет центральная площадь с мемориалом и Домом культуры), надо проехать ещё около ста метров вперёд, и повернуть направо. После этого продолжать двигаться по хорошей (по крайней мере, в сухую погоду) грунтовой дороге вдоль канала. После подъёма на небольшую дамбу – поворот направо, дальше прямо.

Вскоре дорога приводит к подножью Пятого Сундука, затем огибает его справа и приводит к небольшому перекрёстку. Правый поворот от перекрёстка ведёт к Четвёртому Сундуку и далее к остальным Сундукам.

Первую сотню метров дороги от поворота ехать придётся осторожно, в дождливую погоду проезд весьма затруднён.
К этому же месту можно приехать из Шира. Выезд из посёлка по дороге на Чёрное озеро, мимо поворота на Озёрный (центр «Прасковья»), где надо свернуть направо, на грунтовую дорогу. Эта дорога и приведёт с другой стороны к перекрёстку, левый поворот от которого ведёт к остальным Сундукам, а проезд прямо – к подножью Пятого Сундука и в посёлок Июс.

Все Сундуки не очень высоки - до 200 метров. Поэтому подняться можно на любой – с вершины откроется великолепный вид долины Белого Июса с древними каналами.

Самый интересный – Первый Сундук. На вершине это горы стоит большой скальный выступ в форме почти правильного прямоугольного параллелепипеда, по своим пропорциям напоминающий сундук – отсюда и название всей горной гряды. Однако это гора, сильно отличающаяся от остальных Сундуков, интересна не только своей вершиной.

При подъезде к Первому Сундуку со стороны Четвёртого гора видна как бы «в профиль». Сразу заметна резкая асимметрия, характерная для всех Сундуков – правый (по ходу движения) склон от «сундука» на вершине круто обрывается вниз, левый – полого спускается в долину.

Подъём на гору начинается по левому склону. Склон представляет собой огромный амфитеатр, на вершине дальней стены которого находится «сундук», а левая и правая стены выглядят удивительно симметрично и увенчаны повторяющимися скальными выступами, напоминающими крепостные стены. В центре «амфитеатра» - значительное углубление конической формы с отчётливо выраженными краями.

Не требуется много фантазии, что бы выдвинуть несколько теорий происхождений этого уникального места – от падения метеорита до направленного взрыва из глубины земли.
Наверх ведёт тропа по правому склону «амфитеатра», сначала пологая, а потом набирающая крутизну.

Сверху видна долина Белого Июса, посёлок Июс, древние каналы, Четвёртый Сундук, невысокие горные хребты.
На вершине Пятого Сундука большое количество небольших пирамидок, сложенных их плоских камней – скорее всего, современного происхождения (возможно, макеты старинных сооружений). Один склон круто обрывается в долину, на его краях – несколько параллельных рядов небольших наклонных скальных выступов. Остальные склоны доступны для подъёма и выходят на дорогу Июс – Чёрное озеро, огибающую Пятый Сундук.

Отзывы про это место (0)

Как доехать до Лужбы на поезде, самолете, автобусе

Когда лучше ехать в Горная гряда Сундуки

Лучшие месяцы для поездки: июнь, июль, август и сентябрь.

Подробнее про погоду и климат в Горная гряда Сундуки

Вы можете узнать о лучшем времени для поездки в любую местность в календаре путешественника

Маршруты путешествий - Горная гряда Сундуки

Следующие найденные маршруты не совсем точно соответствуют Горная гряда Сундуки

на фото: 20141017_135801
7 ноября

Первое знакомство с Хакасией

фотографии(52), рассказ , 16 - 18 октября 2014 г.

Неожиданная необходимость заставила поехать туда, куда ехать не собирался никогда - в Аскиз и Абакан. Так как самое разумное в данном случае было добираться и туда и обратно на поезде, пришлось заранее думать, чем заниматься в свободное до обратного поезда время, если оно будет. Учитывая плохую погоду и то, что свободного времени оказалось несколько часов, других вариантов с пользой провести время не было, только краеведческий музей. И где еще, как не в краеведческом музее, можно узнать о том крае, где оказался впервые.

Кото-Транс-Хакас

Маршрут в основном проходит по лесостепной зоне в предгорьях Западного Саяна в большей части по грунтовым дорогам.

Показать маршрут на карте

Кору вокруг Спящего Саяна

Авто 3 дня: Барнаул - Кемерово - Тисуль - Шарыпово - Сундуки - Туимский провал - Салбыкский курган - Абакан - Саяногорск - Саяно-Шушенская ГЭС - Иджа - Семенниково - Ермаковское - Тормазаковский мост Треккинг: общага МЧС (5 звёзд) - оз.Радужное - Висячий камень - оз.Лазурное - пер.Тайгиш-2 (1А) - ...

В верховья М. Абакана

Бийка - р.Бедуй - г.Ажу-Тайга - г.Аный-Тайга - р.Каирсу - Бийка (на карте помечены ближайшие очаги цивилизации) красным - пройденный, синий - фантастичный план

Показать маршрут на карте

Спелеовылазка в Сыя 2010

ПВД в пещ. Ящик Пандоры и пещ.Археологическая (Ефремкинский карстовый участок)

Кому задать вопрос?
Здесь были
Любаша
Москва
Я пойду там, где боится идти неудача
a8004
Абакан
берегите природу
Viktoshka
Харьков
С реалистическим оптимизмом по жизни вперед! :) - автор Я. ...