Август месяц - самое замечательное время отправиться в путешествие по альпийским лугам и озерам Архыза

Прогулка по Архызу (24.08 - 2.09.2010)

И так собравшись с мыслями и силами расскажу про свою августовскую прогулку по Архызу.

Основная группа состояла из 5 человек, сборная СНГ Описание: :)Серега (проводник, Ставрополь), Валера (Ульяновск), Антон (Киев), тетя Валя (Волжск) и собственно я (тоже таки из Ставрополя). Еще с нами был Александр Иванович (отец Сереги, он отсоединился от основной группы после первой ночевки на маршруте на развилке пер. Дарбун / пер. Айюлю), его жена Дина и дочка Юля (они остались на р. Белая).

День первый:
Выезд из Ставрополя. Заскочили в Невинку, забрали еще троих участников похода. Добрались до пос. Архыз, пару организационных моментов на посту пограничников..
01. У пограничного поста

..и далее до Мостовой поляны. Там уже второй половине дня ближе к вечеру разбили лагерь. Ну а вечерком немного пива с местными хычинами из баранины.

День второй:
Акклиматизация, радиальный выход на озеро Секретное близ пер. Орленок. Ну в общем-то практический стандартный вариант акклиматизации.
04. озеро "Секретное"
06. черника

День третий:
Выход на маршрут. Сняли лагерь и спокойно, потихонечку подошли к реке Белая, по дороге подсобрав немного грибов.

Сделали у реки небольшую остановку, пообедали. После обеда попрощались с Диной и Юлей и выдвинулись дальше. Пошел дождь, который потом плавно перешел в ливень. Промокли все, местами насквозь. Подошли к развилке на перевалы Дарбун и Айюлю. День уже подходил к концу, все были немного выбиты из сил из-за дождя. Разбили лагерь. Именно здесь я увидел один из самых прекраснейших закатов в своей жизни, передать те ощущения фотографией просто невозможно!
09. Закат

Облака состояли из двух уровней, мы находились на высоте между двумя этими уровнями. Солнце уже зашло за перевал, но еще освещало верхние облака, окрашивая их в тона от пурпурного до карминно-красного . Свет отраженный от верхних облаков падал на нижние придавая их верхушкам розоватый оттенок, а сами нижние облака плавно окутывали горы и перевалы. Вдобавок ко всему этому сквозь верхние облака проглядывало иссиня-фиолетовое небо придавая всей картине заката необычайную контрастность.

День четвертый:
Дневка, в некотором плане вынужденная так как сильно вымокли до этого. Александр Иванович и Серега рано утром налегке выдвинулись осмотреть подход к месту следующей стоянки на озере под перевалом Дарбун, к обеду вернулись в лагерь. После обеда попрощались с Александром Ивановичем, он вернулся обратно к реке Белая.
11. восстановительные работы)

День пятый:
Собственно сделали подход к месту следующей стоянки - озеру под пер. Дарбун, с которого открывается хороший вид на вершину Дарбун-Кая. В общем-то небольшой такой переход.
Чуть-по-чуть брусники собрали на склонах близь озера :)
13. озеро на фоне вершины Дарбун-Кая
14 Брусничка.. ням-ням (=
15. наш лагерь возле озера

День шестой:
Поднялись на пер. Дарбун,
16. пер. Дарбун

..далее спуск в долину р. Бурная
17. исток реки Бурная

.. и подъем к леднику Воронцова-Вельяминова. Точнее будет сказать, что непосредственно к леднику мы не подошли, а разбили лагерь в месте максимально близком к нему. Скальные выступы еще закрывали обзор и ледника еще не было видно. Зато отлично был виден ледник под перевалом Дурицкого. Собственно тут же недалеко было и до перевала Браканьеров. В этом месте достаточно много туров (от сюда собственно и название перевала, так как некогда промышляли в этих местах), а еще больше турьих мошек. Эти мошки просто настоящая катастрофа, в отличии от комаров им абсолютно все равно на ветер и холод, от них не было никакого спасения. К стати о самих турах, они постоянно окружали нас, так как среди каменного хаоса неисчерпаемого множества моренных валов был единственный "бугорок " с травкой, на котором мы и разбили свои палатки.
19. Гордый Горный Тур

День седьмой:
Выход на пер. Воронцова-Вельяминова (радиально). И тут нас ждала неожиданность - везде на картах, в описаниях в литературе в этом месте указан большой ледник, но когда мы подошли ближе, то увидели, что от того самого большого ледника почти ничего не осталось. Основная часть ледника просто стаяла оставив в нижней части множество моренных валов, а сверху обнажив молодые скалы, с которых ежеминутно срывались камни и с грохотом катились вниз по остаткам льда.
20 остатки ледника

К самой верхней части ледника (или того, что от него осталось) подходить не стали (слишком опасно, постоянно срываются камни, а у нас даже касок не было). Сдали немного вправо и выбрали более или менее безопасный момент в скальных выступах. Антон, Валера и тетя Валя остались здесь, а Серега и я оставив все полезли вверх на перевал.
21. привал
22. рыжее камни

С перевала открывался отличнейший вид на ледник Азимба и можно было бы сходить еще и на сам перевал Азимба тем самым сделав два перевала за один радиальный выход, но внизу нас ждали поэтому мы подняли записку и начали спускаться.
24. Консервная банка с запиской и прошлогодние конфеты

И вот здесь мы допустили маленькую оплошность - надо было взять с собой веревку так как при спуске было во-первых сложно, а во-вторых и третьих слишком опасно. Тут я очень и очень благодарен Сергею, если бы не его помощь и советы я бы наверное не спустился (по крайней мере без происшествий). К стати о записке, предыдущая группа была на перевале больше года назад, а перед ней этот перевал проходили еще в 2007-м, то есть за 3 года перевал Воронцова-Вильяминова прошли только 3 группы включая нас.
В связи с возникшими сложностями радиальный выход задержался слишком долго по времени, поэтому решили не делать ранее запланированный спуск в долину реки Бурная и провести еще одну ночь под ледником.

День восьмой:
День выдался длинный, в работе провели около 10-11 часов и прошли достаточно большое расстояние. Спустились в долину р. Бурная,

..прошли по всей долине и на выходе в долину р. Большая Лаба взяли вверх не спускаясь в саму долину.

Уже далеко после обеда подошли к кошаре под пер. Дукка. Надеялись встретить местных перекусить и отведать айрана, но на кошаре к нашему сожалению в этот день никого не оказалась. Поднялись на перевал Дукка.
27. пер. Дукка

..изрядно вымотанные дорогой спустились к озеру Семицветное и уже с фонариками разбивали палатки и готовили обедоужин.

День девятый:
Утром оказалось, что стали прямо в бруснично-черничной поляне берущей в кольцо наипрекраснейшее озеро. И действительно озеро оправдывало свое название - к центру озера глубина его постепенно возрастала и цвет воды за счет преломления света переходил некими полосами от светло-светло-голубого в темно-фиолетовый. Необычайная красота!
28. озеро "Семицветное"

После предыдущего большого перехода решили устроить себе отдых до обеда, а уже после сделали подъем на перевал Айюлю, который вместе с перевалом Олений образуют единый цирк и имеют общи подход. Подъем от озера Семицветное к перевалу Айюлю представлял собой некое подобие громадных ступень (уровней), на каждой из которых находилось сравнительно небольшое озеро плавно перетекающее ручейками в следующее, расположенное ниже. Очень и очень красиво смотрится! Всего я насчитал пять таких озер.

С перевала открывается великолепнейший вид на Софийский хребет и главную вершину Архыза -  Пшиш. И уже за перевалом располагалось еще одно озеро, на котором мы и сделали стоянку.
32. пер. Айюлю
33. вид с пер. Айюлю

День десятый:
Ночью пошел ливень с порывистым шквалистым ветром, нашу палатку несколько раз чуть ли не складывало пополам. Приходилось выходить и поправлять сбитые ветром натяжки, в общем поспать удалось лишь чуть-чуть. Дождь немного задержал наш выход. Позавтракав мы с Серегой попрощались с Валерой, тетей Валей и Антоном и начали спуск с перевала. А они остались так как у них в запасе еще было несколько дней и они планировали сделать еще пару переходов. После обеда мы были уже на Мостовой поляне хотя спуск планировали на весь день. Съели по паре хычин с пивом и решили немного испытать судьбу. Выдвинулись в сторону поселка Архыз, по дороге поймали УАЗика, который нас и довез до поселка. В поселке сели на рейсовый автобус до Зеленчука, время приближалось уже было за 17:00 и на автобус до Ставрополя мы опоздали. На наше счастье мимо проезжал возвращающийся с рейса другой автобус, который довез до поселка Усть-Джигута. От туда на маршрутке добрались до Черкеска и снова опоздали на последний автобус до Ставрополя. Прокатились на троллейбусе до трассы на Ставрополь и решили ловить попутки. В общем первый довез нас примерно до Адыге-Халя, а там нам очень повезло попасть на спасателя по профессии Олега, который довез нас до самой Невинки не взяв с нас ни копейки (просто огромнейшее ему человеческое Спасибо!). И уже из Невинки на частнике добрались до Ставрополя. Домой я попал примерно в половине первого.
Ах да, забыл сказать, что это был собственно день моего рождения, пожалуй самый *скажем так* необычный :)

Вот пожалуй и все :) ..вроде бы ничего не упустил.