Результаты экспедиции

В связи с заброской, длившейся несколько дольше запланированного: три с половиной дня по глубокому снегу, практически, от пос. Гюзли, где нас высадил ГАЗ-66, и сложных метеоусловий в ходе всей экспедиции, - нам пришлось сократить программу работы в пещере.
Сбрасывались на вертолёте. За семь дней на горе выпало очень много снега. Склоны были покрыты им так же, как в январе. По бортам долины Орто-Балаган сходили небольшие лавины. Два раза была сильная гроза со снегом. Вход в пещеру откапывали постоянно, иногда с периодичностью раз в час.

Были выполнены следующие задачи:
1) Сделана топосъёмка Январской галереи.
(-350 м, за меандром Мозамбик над колодцем К35. Открыта Фирсовым С., Ушакевичем Р. в экспедиции команды "Cavex" в январе 2007 г.)

2) Продолжены работы в Ветке МГУ.
(Восходящая ветка пещеры за меандром Крым над Мокрым колодцем - К112. Найдена и пройдена Шуваловым А., Чичеровым А., Зызниковым А. и др. в экспедициях команды "Cavex" 2004 - 2007 гг.)

На начало экспедиции в этой ветке было уже известно 140 м ходов по вертикали. Восхождение заканчивалось вертикальной щелью, заваленной сверху камнями, откуда приходила основная вода. Чувствуется ток воздуха.

Двойка спелеологов СГС: Гинатулин А., Позднякова Л., - нашла параллельный нисходящий колодец в средней части Ветки МГУ, к сожалению, вывалившийся в основной ход. Выполнена топосъёмка данного участка.

Двойка Шувалов А., Самарина А. обнаружила продолжение пещеры в самом верху МГУ-шной ветки. Через очко в стене мы попали в короткий меандр, впадающий в широкий колодец. Можно как спускаться вниз, так и лезть наверх. В лучших традициях, выход был последним, время и снаряжение закончились.

От входа до глубины 350 м в пещере было заменено 300 м верёвки. Старая верёвка вынесена на поверхность и доставлена в Сан-Дрипш.

После экспедиции УСА навеска в пещере стала лучше. Ряд мест на колодцах проходить теперь значительно удобней, хотя по количеству забитых крючьев Воронья скоро догонит пещеры Алека.
Правда, сама верёвка была в плохом состоянии. Во многих местах она оказалась сильно битой. Вряд ли это произошло от её трения о стену. Возможно, дали себя знать проточенные самохваты.

Приятно удивило полное отсутствие мусора и карбидной отработки в пещере. (Нычка старого бесхозного мусора в щели за первым после входного колодца уступа не в счёт - думаю, её просто не заметили.)

Нами оставлена в пещере вся навеска, включая карабины, до глубины 350 м и добавлено 40 кг карбида в герметично запакованных камерах к заначке команды "Cavex" под входным колодцем. До августа 2008 г. мы планируем организовать ещё одну экспедицию в эту пещеру для продолжения исследований в верхней (до -900 м) части пещеры.

Шувалов А.
«Зимняя Жесть» или самая необычная экспедиция года.

Лариса Позднякова

Снова поезд и близнецы рельсы куда-то бегут,
Снова поезд и мне опять не уснуть…

Поезд Н. Тагил – Адлер, мы возвращаемся из самой необычной экспедиции года. Еще никто не забрасывался зимой на Воронью пешком и не сбрасывался на вертолете. С одной стороны нам сильно везло, а с другой все было против нас. Если бы мы задержали начало экспедиции на 1 день, она бы не состоялась. В связи с начавшимся снегом мы бы не смогли заброситься. Но 2-ва дня мерзкой, но малоснежной погоды позволили нам подойти к пещере и поставить лагерь, а вот остатки вещей мы доносили до лагеря с коша уже в опасную, для передвижения по горам, погоду. Молоко, бесконечно падающий снег, заносящий следы в течение 15 минут, ветер и в конце дня сходящие доски снега со склонов.

Но почти все вещи кроме шеста Кости Гармашова к вечеру были в лагере. И вроде уже ничего не предвещало веды. Все хорошо и со спокойной душой мы ложимся спать. 10 человек и 4 палатки. 11-й участник экспедиции, Костя Гармашов покинул нас на второй день заброски. Он простудил почку, и ему срочно пришлось сброситься с перевала в низ.

Утром мы просыпаемся от криков начальника Андрюхи:
- Вставайте, вы, что с ума сошли?! Вы же задохнетесь.
И начинает убирать снег с нашей палатки. В палатке становиться значительно светлее и легче дышать. Ночью был очень сильный ветер, с непривычки мы просыпались с мыслью, что тент у палатки уже унесло. Но вставать и проверять никто не решился. Нас завалило снегом полностью, и все утро мы посвятили откапыванию палаток, оставленных без присмотра вещей, транспортных мешков и палатки Сашки и Ярика, которая не выдержала и упала под тяжестью снега. Но в эту минуту еще ни кто не подозревал, что пещеру нам тоже придется откапывать. Вчера она была хорошо видна, а сегодня ….
Мы с Сашкой Г. собирались в пещеру, времени уже много и вроде пора выдвигаться, а Андрюхи еще нет, а ведь он с Саней П. должны выйти раньше нас на 1,5 часа. Я выхожу из палатки, дабы проверить, что там делают остальные, и, забравшись на холм, ведущий к пещере, вижу потрясающую картину. Народ стоит в траншеях по горло и копает каждый в свою сторону, мнений, где находится пещера, было столько же, сколько человек. Каждый указывал в свою сторону. Как бы это ни было странно, но я указала совсем в другую. Отобрав лопату у Андрюхи, принялась перекапывать кубометры снега. Умоталась на славу, но каждый раз, когда натыкалась на камни под снегом, казалось что, что вот она, скоро мы ее найдем. Смеха и подколов над нашей ситуацией, было много. Пока одни капали, другие подшучивали. И почему вчера нашему мудрому начальнику не пришло в голову поставить шест рядом с пещерой? Но пол дня потрачено и по счастливой случайности, в 5-7 метрах от того места, где мы копали, пещера была найдена.
Как только мы нашли пещеру, тучи развеялись, и выглянуло солнце. У меня было ощущение, что природа нас испытывает, но мы все делаем правильно и 15 минут счастья, подаренные природой, были тому подтверждением. Но испытания еще не закончились. Наш выход с Сашкой Г. был отложен, а Андрюха и Саня П. пошли делать навеску. А для нас главная задача вечера - достроить иглу, в которой мы будем переодеваться, уходя и выходя из пещеры.
У каждого была своя задача. Ярик с Сашкой В. отвечали за самое главное – правильную укладку плит, остальные вырезали плиты, носили мокрый снег для заделки щелей. Сашка В. с Яриком все время вспоминали, какие-то определения и понятия из древней архитектуры, с умным видом это обсуждали, а я делала вид, что понимаю. ? Уже затемно игла была построена. Ура! Завтра пойдем в пещеру.
Утро началось традиционно: крики Андрюхи, что мы лентяи и не хотим вставать. Раскопка палаток, чай, завтрак, еще чай и какое-то странное нежелание идти в пещеру. Саня П. и Андрюха идут делать навеску с мокрого колодца, мы с Саней Г. идем проверять МГУ-шную ветку. Саша В., Катюха и Ярик идут делать топосъемку в галерее рядом с Мозамбиком. Задачи розданы, осталось собраться и выйти из палатки. И вот снова 15 минут счастья. Светит яркое солнце, от которого глаза превращаются в узкие щелки. Скорей, скорей в пещеру, чтобы в сознании осталось, что наверху нас ждет хорошая погода.
И вот мы спускаемся. Знакомые ощущения, спуск и мы на дне входного колодца. Привычный свет карбидок согревает душу. Мы дома!
Придя на место первого восхождения, мы с Саней Г. начинаем изучать восходительное снаряжение. Все происходит быстро и вот Саня уже на верху. Ход заткнулся. Надо забить спит, сделать навеску и спуститься в низ. Я начинаю замерзать, иду на разведку вверх по меандру и конечно нахожу для себя любимее занятие. Маленькая узкая щель. ? Залезть в нее я, конечно, смогла, а вот вылезти. … И почему я всегда нахожу для себя подобные шклявы. Все ищут большие и широкие ходы, а я маленькие и грязные. В общем, проторчала в этой шкляве около часа. Главное не паниковать, уверяла я себя, но это так непросто когда ты лежишь зажатый между двумя стенками холодного меандра, а твоя грудная клетка зажата, так что тяжело дышать. Еще раз пообещала, что если вылезу, то никогда больше не полезу в узкие хода. Возможно ли это?
Когда я выползла из меандра, руки и ноги тряслись, стоять на ногах было тяжело. Саня уже замерз, и надо было уже идти к следующему запланированному месту работы. Ну что ж вперед к новым открытиям!
Навеска, еще навеска и мы у цели. Мы должны были проверить противоположную сторону меандра в МГУ-шном восхождении. Пару ужасных скальных мест, которые Сашка прошел спокойно, а вот у меня ноги тряслись. И снова шклява, такая же грязная, но не такая узкая. Пролажу ее, сняв снарягу, и оказываюсь перед колодцем, фонарик уже сел, так что просветить его у меня не получается. Но четко видно, что здесь еще никогда не ступала нога человека. Ура! Первопрохождение! День прошел не зря, и второй вопросик на топосъемке мы поставили. Пора идти наверх, наверное, все уже давно вышли, и греются в теплых палатках.
Около 2-х часов и мы на выходе из Пещеры. Холодный воздух проникает в легкие. На до мной шапка снега, в которую уходит веревка. Я в замешательстве. Подо мной Саня, если я ее скину, она придет прямо на него. Саня шкерится на одной из перестежек, а я откапываю вход в пещеру, и освобождаю веревку ото льда и снега. К тому моменту как я вышла, руки замерзли в хлам. Идти против ветра не возможно, приходится ползти на коленях, держаться за ходовой конец, ведущий в лагерь. Ветер с неимоверной силой бьет в лицо, покрывая его тонким и колючим слоем льда. Ничего кроме веревки не видно. Игла, где нет ветра, есть теплый чай и температура чуть больше 0, кажется единственным спасением. И вот носом я утыкаюсь в дверь иглы, все. Теперь все будет хорошо.
Саня П. и Андрюха вышли не за долго после нас, а вот девчонки увлеклись топосъемкой и вышли только ночью. Ветер все не утихал, а помимо этого началась гроза, с молниями и громом. Вылизать из палатки утром совсем не хотелось и даже наш начальник, спал больше обычного. Лень одолевала нас, но задачи были розданы и все приступили к их выполнению. Саня П. заболел и должен был остаться в лагере. Оставалось всего 2-ва дня работы в пещере. В связи с выпавшим снегом стало понятно, что спускаться пешком это самоубийство, поэтому сброска будет на вертолете. По прогнозам просветы обещали на 13 и 15 рано утром. С подстраховкой в два дня вертолет заказываем на 13 на 8 утра.
12 часов, а мы еще сидим по палаткам в надежде что вот-вот ветер утихнет, и мы сможем одеться и уйти в пещеру, но не тут-то было. Снова начинается гроза. Мы подумали, и Андрюха решил, что в пещеру никто не идет, пока погода не успокоится. Все вздыхают. Схлыздили. Но никто не перечит и не настаивает. Что же еще делать долгими зимними вечерами, как ни ходить друг другу в гости. Найден Костин коньяк, настроение ползет вверх, и уже все считают, что правильно, что мы не пошли в пещеру. Ветер потихоньку стихает и дает нам спокойно уснуть.
Утро... в палатке темно и тяжело дышится. В общем, опять завалило. Ветер уже не пытается сорвать тент с палатки, погода смирилась с нашим присутствием. Последний день, завтра вертолет. Надо вынести снаряжение, которое нам удалось занести за предыдущие дни. Вперед и с песней, три двойки выдвигаются в пещеру. Вовки чтобы поменять карабины, Андрюха и Анька, чтобы проверить два «очка» в МГУ-шной ветке, а мы с Сашкой Г., чтобы проверить, куда же ведет наш колодец.
До места работы приходим быстро и без происшествий. Снимаем снарягу и проходим узкую щель, ведущую в колодец. Остается придумать, как же лучше закрепить веревку для спуска. Есть много вариантов, но ни один из них не кажется надежным. Я, проколотив 1/5 спита, поняла, что это дело не по мне. ? Саня продолжал колотиться.
Крюк забит, опора завязана, спуск в неизвестность.
Спускаюсь и иду осматривать меандр уходящий из зала. Дохожу до узкого места и понимаю, что сейчас я лучше дождусь, когда спустится Саня. Уж очень не хочется здесь одной застревать. Андрюха нас догоняет, пролазит нашу пресловутую щель в снаряге, чем мы были очень удивлены. Еще в течение часа мы ждем топо-набор, мерзнем как цуцики. Саня хитростью загоняет Аньку в щель, чтобы она принесла нам топо-набор. К этому моменту мы уже замерзли так, что ни о какой топосъемке и думать не можем.

- Анька передай Андрюхе, что мы не умеем делать топосъемку. Да и мы не умеем пользоваться компасом и скорей всего его сломаем и рулетку порвем.
Анька с круглыми глазами рассказывает это, а Андрюха, умудренный опытом, пропускает все мимо ушей и уводит ее выше по меандру, где и для нее найдется место для первопрохода.
У нас, к сожалению, меандр выходит в известный колодец с мокрым дном. 20 пикетов и мы идем обратно. Сашке достается транс, мне топ-набор. И мы прощаемся с пещерой. Пещера отпускает нас спокойно и не препятствует нашему выходу. Веревка с 3-х последних перестежек уходит в низ. До следующего раза!
Мы вышли за 10 минут до окончания контрольного времени установленного на 0:00 часов. Ужин, чай, остатки спиртного и вот осталось спать 4 часа. Подъем в 5:30.

Погода прекрасная, солнце, ветер, а мы спешно собираем палатки.
- Что это?
- Черт вертолет!
- Быстрее, быстрее…

Палатки не хотят складываться, дуги замерзли. Все на станок и вперед. Вертолет уже ждет 5 минут, а до пупыря идти быстрым шагом 10 минут. В голове только одна мысль: «Лишь бы дождался!» Бежать сил нет, в горле пересохло, с тропы сносит сильный ветер. «Главное дойти, главное дойти!» И вот дверь вертолета закрывается. Все! Все успели.
Всего 10 минут и мы на пляже в Гантиади. Нас уже встречают. Все обнимаются. Все счастливы, что живые и здоровые вернулись.
Теперь самое тяжелое время , 2-ва дня на побережье. Думаю даже не надо объяснять почему. В эти два дня мы поняли, что спирт, взятый в онкологии, был намного лучше водки, и пожалели, что не использовали его раньше. Бессонные ночи, местное вино. Купание в море, закончившееся принесенным якорем на веранду. Головной боли как нестранно не было. Дальше долгие проводы. Сначала транспортной компании «Гаврики» под руководством Илюхи Александрова. Машки, которая улетала на самолете. И бессонная ночь Адлер-Хоста-Сочи-Хоста.
И вот мы в поезде. Уставшие, но довольные мы едем домой.