Алтай / Горный туризм | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

Отчет горного похода II категории сложности группы туристов клуба «Арго»

7 - 20 августа 2003 г.
Новосибирский государственный педагогический университет ОТЧЕТ горного похода II категории сложности группы туристов клуба «Арго» в районе Алтая (Северо-Чуйский хребет), совершенному с 07.08.03г. по 20.08.03г .
гео-теги: Азия Алтай

Маршрут похода.

День
Дата
Участок маршрута
км
чхв Ч:М
07.08
Пос.Чибит – р.Чуя – р.Орой (первая стоянка после серпантинного подъема)
2:30
08.08
р.Орой – левый приток Ороя-пер.Оройский – р.Ештыкол – р.Шабага (стоянка на поляне с указателем «До стрелки 5 км»)
18,5
6:20
09.08
р.Шабага – пер.Щенячий (1А) – р.Шавла
7:40
10.08
Переправа р.Шавла – р.Л.Шавла – подъем по второму притоку слева от устья Л.Шавлы (ночевка у моренного озера на стоянке с крестом)
2:50
11.08
Выход на ледник под пер.Николаева (1Б) – пер.Николаева 1(Б) – р.Пр.Юнгур (ночевка под моренным озером)
7:00
12.08
р.Пр.Юнгур – р.Л.Юнгур (ночевка под моренным озером до поворота налево по ходу)
7:30
13.08
Подъем под пер.Москвич (1Б) (ночевка на леднике)
3:40
14.08
4:40
15.08
ДНЕВКА
0:00
16.08
оз.Н.Шавлинское – пер.Н.Шавлинский (1Б) – моренное озеро под ледником (обозначенные стоянки)
5:10

Лежнин Евгений Юрьевич 1973 Выборная, 103 – 52 Инженер руководитель
Гуреева Алена Петровна 1971 Б. Хмельницкого, 39 – 26 Экономист завхоз
Никитин Валерий Сергеевич 1981 Вилюйская, 34-178 Студент НГПУ рем.мастер
Погожих Сергей Анатольевич 1964 Котовского, 18/1-26 Преподаватель НГПУ видеооператор
Курочкина Ольга Юрьевна 1981 Авиастороителей, 6-41 Сотрудник УНП ГУВД НСО медик
Польща Яна Андреевна 1985 Толстого, 234-75 Студент НГПУ участник

Описание маршрута

Время
Описание участка
6 Августа
19-00
Выезд из Новосибирска до пос.Чибит на двух автомашинах.
7 Августа
1-й день. пос.Чибит – р.Орой
15-00
Выгрузились из машин, не доезжая до спуска к р.Чуя метров 300. (на противоположном берегу устье р.Орой). Водители (Лежнин Евгений, Гуреева Алена) поехали отгонять машины на стоянку, а остальные остались перетаскивать рюкзаки через р.Чуя по подремонтированным остаткам моста (мост укреплен по сравнению с 2002 годом) и готовить обед.

Машины оставили на новой строящейся турбазе на берегу р.Чуя ниже пос.Чибит 1 км. Путь от базы до переправы занял 40 минут.

16-10
Обед. Погода замечательная.
17-10
Вышли вверх (20 градусов) по тропе. Через 70 метров подъема тропа выходит на небольшое плато, на котором построены изба и баня. Услужливые местные жители предлагают в помощь лошадей. Начинается набор высоты. В начале подъема тропа разделяется: одна уходит наверх, другая поворачивает направо-налево (под скальными сбросами). Нам наверх. Серпантином обходим скальные выходы. Погода «прокисает» (идет мелкий дождик, холодает).
18-20
Выходим на большую стоянку рядом с р.Орой. На оборудованной стоянке встали на ночевку.
8 Августа
2-й день. р.Орой – пер.Оройский – р.Шабага.
07-00
Подъём. Погода: ночью распогодилось. С утра холодно, но есть надежда на то, что день будет жарким.
10-00
Выходим по тропе вдоль р.Орой. Берег выполаживается, тропа подходит почти к ручью, сходим с тропы и переходим ручей. Поднявшись на гребешок, выходим на тропу, ведущую к летнику (здесь местные шишкуют, собирают грибы и ягоды, поэтому тропы есть). Прошли луговины, на ручье стоят свежие избы летника. Зайдя в лес, идем не удаляясь от ручья (в лесу буреломы). Четыре раза переходили с берега на берег, тропа периодически теряется.Вышли на границу леса, по набитой тропе идем вверх. Протяженность подъёма около 250 м, крутизна от 20 до 30 град. Погода: день задался. Солнце, жарко и красиво кругом.
13-45
Вышли на седловину Оройского перевала. Слева и справа от седловины скальные выходы, на самом перевале очень низкая трава, камней очень мало. Сняли записку москвичей (забавно, но они сняли мою записку с прошлогоднего похода 1 категории сложности). Нечасто здесь бывают туристы. Большинство ходит скотогонной тропой левее.

Фото 1. Вид с пер.Оройский в сторону долины р.Ештыколь

13-50
Выход. Спуск ~50 м, крутизна- ~30 град. После спуска поворачиваем налево и идём по тропе вдоль перевального хребта.
14-30
Вышли на автомобильную дорогу. Поворачиваем направо и идём по ней. Не следует срезать угол между тропой и дорогой, т.к. там очень заболочено.
15-30
По камням прошли первый брод через р.Ештыколь, решили на ней устроить большой привал с обедом и купанием.
16-10
Выход. Дорога идет по правому берегу реки. Через 20 мин. дорога поворачивает направо, а тропа идёт прямо.
16-50
Второй брод через р.Ештыколь Тропу хорошо видно. На месте брода есть костровище. Через 200 м. от брода река делает поворот налево, а затем - через 100 м. – поворачивает направо и сохраняет это направление. В том месте, где река поворачивает направо тропа идёт по прижимам (~100 м.). После прижимов через 30 м. справа от тропы стоянка на две палатки. Сразу после стоянок начинаем подниматься наверх. Подъём ~7 мин., затем небольшой спуск и снова подъём около 20 мин. После крутого спуска (~30 град.) сразу же выходим к левому притоку Шабаги.
18-00
Переходим по камням ручей. После ручья большая оборудованная стояка, на которой решили встать на ночь. На этой стоянке есть указатель «Шавла 5 км», прибитый к дереву. Погода замечательная: тепло и сухо.
9 Августа
3-й день. р.Шабага – пер.Щенячий (1А) – р.Шавла
10-00 Выход. Через 5 мин. подошли к ещё одному ручью. Он шире, чем тот, на котором мы ночевали. Переправа через него по мостику из двух брёвен. По тропе пошли вверх вдоль реки, впадающей в р.Шабага. Тропа сначала отчетливая, потом теряется. 4 раза бродили речку, т.к. то сбросы, то болота и буреломы. От ручья лучше не отдаляться.

Фото 2. Тропа к пер. Щенячий (1А)

13-20
Вышли в цирк. Наш перевал справа. Перевал осыпной, слегка заснежен. Идем по правому борту морены
14-10
Обед – перекус. Погода: холодает, поднялся ветер.
16-00
Мы на перевале. Тур пуст. Жаль. Устроили посвящение в туристы новичков. Погода явно портится, пошел снег, усилился ветер.
16-20
Начали движение вниз по сыпухе. Погода: пошел несильный дождь, но курум намочил изрядно.
16-55
Мы идем по руслу высохшего ручья. Идти трудно, т.к. идет большой сброс высоты – градусов 45. Курум мокрый и сырой.
18-05
Вошли в лес.
18-15
Вот и тропа на Н.Шавлинское озеро. Все устали и замерзли, но решено идти до ближайшей хорошей стоянки вверх вдоль р.Шавла по набитой тропе, уже подпорченной лошадьми.
19-00
На стоянку встали, не доходя слияния Правой и Левой Шавлы метров 400. Ужин и спать… Погода: пошел сильный ливень, резко похолодало.
10 Августа
4-й день. Переправа р.Шавла – р.Л.Шавла – подъем по второму притоку слева от устья Л.Шавлы
08-00
Подъём. Завтрак, просушка вещей. Погода: распогодилось. Приятственные перспективы.
12-00
Нычем заброску. Переходим р.Шавла на левый берег чуть ниже слияния.

Фото 3. Брод р.Шавла

12-30
Прошли вдоль р.Шавла по левому орографически берегу выше слияния на 200 м. На берегу появилась тропа.
13-10
Тропа с берега ушла на русло сухого ручья.
13-20
На берегу опять появилась тропа. Держаться надо русла р.Шавла.
13-50
Пошел набор высоты. Тропа уходит вправо от реки круто вверх.
14-50
Вышли на стоянку в конце (для нас в начале) моренного озера. Решили устроить полудневку дабы приготовить собранные грибы и ягоды, простирнуться и просушиться после вчерашнего дождя. Погода сегодня радует. Озеро очень живописное, стоянка уютная, дров много.

Фото 4. Моренное озеро (недалеко от стоянки с крестом)

11 Августа
5-й день. Выход на ледник под пер.Николаева (1Б) – пер.Николаева 1(Б) – р.Пр.Юнгур
08-00 Подъём.
10-00 Идем по тропе вдоль озера. За 15 мин. прошли озеро и стали подниматься по руслу реки, впадающего в озеро, вверх под водопад. Слева, по ходу, большой моренный вал.
10-30 Дошли до водопадов. Слева от него скальный выходы. Подниматься будем по сыпухе слева от водопадов.

Фото 5. Подъем по сыпухе под пер.Николаева
10-50
Начали подъём.
11-30
Поднялись чуть выше небольшого скального выхода, а затем, не набирая высоту идём по склону хребта оставляя скальные выходы ниже себя. Идём осторожно, т.к. склон достаточно крутой.
12-00
Подошли к старому длинному правобережному моренному валу, перейдя при этом два небольших ручья. Выходим на гребень этой морены и движемся по нему в направлении ледника, обходя справа большой моренный вал.
13-00
Подошли к языку ледника. Крутизна языка примерно 30 град., пройдя метров 100 ледник выполаживается до ~10 град.
13-15
В центре ледника перешли трещину. Держимся правого края ледника. Кошки не одевали, т.к. лед ноздреватый, посыпан мелкой галькой, держит хорошо
13-30
Поднялись на ледник. Продолжаем движение по леднику.
15-00
Обед возле первого перевального взлета.
15-40
После обеда надеваем кошки, обвязки и в связках поднимаемся по центру ледника, распутывая трещины в верхней части подъема. Подошли к небольшому взлобку (протяжённость около80м.; крутизной примерно 40 град.), который можно считать перевальным взлётом. Взлёт почти весь открыт, есть трещины. Все они в основном расположены в середине ледника и в верхней части подъёма. Проходим их (трещины) по ледовым мостикам. Ледник выполаживается примерно до 15-20 градусов.
16-15
Мы на перевале Николаева (1Б). Сняли записку группы из Перми т/к «Меридиан». Погода: переменная облачность, хорошие виды. Сняли обвязки, кошки, сбухтовали веревки, съели перевальные вкусности и готовимся идти вниз.

Фото 6. Вид с пер.Николаева в сторону р.Шавла
Фото 7. Вид с пер.Николаева в сторону р.Пр.Юнгур
16-40
Начали спуск с перевала. Спуск в сторону р.Пр.Юнгур представляет собой скально-осыпной кулуар, шириной от 5 до 10 м., протяжённостью около 250 м., крутизной до 40 градусов. Кулуар разделён на две части скальными выходами. Нужно спускаться по левой части. Спустившись до скальных перьев, обходим их слева. Нельзя сказать, что мы шли, скорее – катились по сыпухе. Когда скальники с правой по ходу стороны закончились, прошли метров 10 без сброса высоты по склону хребта (не стоит идти по склону дальше, т.к. там под камнями лёд), а затем начали спускаться к леднику.
18-15
Спустились к леднику. Обходим его с правой стороны, идём по морене около 150 м. и выходим на ледник. Ледник открытый, трещин не видно. Ручьи на леднике переходим по мостикам из камней. Дойдя до языка ледника, уходим вправо на осыпи.
19-00
Дошли до небольшого моренного озера. Нашли тур.
19-10
Оставляем озеро по правую руку и после небольшого спуска выходим на траву к реке Пр.Юнгур. Разбили лагерь. Пока ставили палатки, пережили землетрясение: два хороших, мощных толчка. Ужин готовим на газу в большой палатке, защищая горелку от ветра. Дров нет.
12 Августа
6-й день. р.Пр.Юнгур – р.Л.Юнгур
Подъём. Погода шепчет.
09-30
Выход. Чтобы не мочить ботинки, у кого были, надели кроссовки. Решили идти как можно ближе к реке, буквально по воде. Ноги были мокрые, но зато мы не набирали высоту без необходимости, не шли по березке, бурелому и т.д. и т.п. А погода этому позволяла. Было солнечно и жарко.
10-00
Не дошли 2,5 км до первого притока слева.
10-30
Идем строго по руслу. Водопад. Обошли слева.
10-45
Дошли до притока слева.
11-25
Дошли до моренного вала, подходящего слева. Видна долина р.Л.Юнгур.
12-00
Когда впереди стало видно каньон р.Л.Юнгур, стали внимательно искать тропу, уходящую от р.Пр.Юнгур через отрог к р.Л.Юнгур. Примерно через 200 м. вниз по течению просматривается резкий сброс высоты. До слияния с Л.Юнгуром около 1.5 км. В этом месте и находится хорошо набитая тропа к р.Л.Юнгур.
12-10
Тропа ушла влево от р.Пр.Юнгур сразу как заканчивается заросший курум.
12-35
Тропа траверсирует склон, постепенно спускаясь к реке Л.Юнгур.
13-20
Тропа вышла на сухой ручей и по нему мы спустились к р.Л.Юнгур.
13-40
Встали на обед. В лесу много ягоды и грибов. В русле реки очень много валежника и топляка, так что решили устроить хороший обед с собранными вкусностями, разнообразив меню завхоза, и отдых с купанием, постирушками.
16-00
Начали подъем выше по реке. Идем вдоль русла. Сначала это даже приятно, т.к. русло широкое и выложено галькой. Дальше река сужается, бродить ее становится чуть труднее, но все же идти по руслу много легче, чем по склону, т.к. по склонам постоянно наблюдаем сбросы и буреломы (землетрясение прибавило здесь поваленных деревьев), обходя которые пришлось бы сильно набирать и сбрасывать высоту, а также траверсировать склоны, покрытые березкой. А, идя вдоль русла, мы постепенно набирали высоту.
20-00
Дошли до места, где река поворачивает на север. На другом берегу видно русло одного из левых притоков Л.Юнгура и там же большой участок горелого леса. Встали на ночевку примерно в 1 км ниже озера. Все очень устали.
13 Августа
7-й день. Подъем на ледник под пер.Москвич
08-00
Неспешный подъем, поздний завтрако-обед. Решено с утра не спешить. Чинили личное снаряжение, отдыхали, т.к. до перевала Москвич идти недалеко и лучше полдня быть на зеленке, чем на леднике.
12-40
Встали на маршрут. По бревну перебрались на левый орографически – правый по ходу – берег реки.
13-40
По прижимам вдоль русла реки вышли к очень красивому озеру на р.Л.Юнгур. Оно расположено так, что тропа подымается «из-под» озера и есть момент, когда глаза находятся на уровне озера – впечатления потрясающие. Идём по левому орографически берегу озера. За озером открылось плато, поросшее березкой. Идем по руслам высохших ручьев. Так проще
и быстрее, но не всегда короче.
Фото 8. Моренное озеро пер.Москвич
14-10
Обошли озеро слева по прижимам. Вышли на место стоянки.
14-15
Дошли до водопада, обходим его слева по сыпухе.
15-40
Поднялись выше первого водопада (считать снизу) реки Л.Юнгур на ровную площадку, водопад остался слева. Поднялись на заросший моренный вал. Перед нами – чуть слева второй водопад и второй моренный вал. Идем ближе к правому краю.
16-20
Поднялись выше второго водопада.
16-40
Поднялись на моренный вал. Идем по правой стороне.
17-00
Выходим ледник. Ледник ровный без трещин в средней и нижней части, в верхней части есть трещины. Ширина ледника около 70 м. Кошки не одевали.
18-00
Подошли под перевальный взлёт пер.Москвич. Ставим лагерь на леднике в 30 м. от перевального взлёта. Погода ухудшилась. Пошел дождь и снежная крупа. Резко похолодало. Ужин готовим на газе. В палатке уютно и тепло. «ХОРОШО!», - так подбадривал группу командир.
14 Августа
8-й день. пер.Москвич (1Б) – спуск на ледн.Гляциологов – пер.Орбита (1Б) – оз.В.Шавлинское – оз.Н.Шавлинское
06-00
Подъём. Быстро греем завтрак на газе, не выходя из палатки, собираемся и выходим. Погода: ясное небо, хотя еще темно, лёгкий морозец.
08-10
Начинаем подъём на пер.Москвич. Подъём – скально-осыпной кулуар шириной примерно 5-7 м., крутизной около 30-35 град., высотой 60 м. Первую половину подъема держимся середины кулуара. Идём по средней осыпи. Во второй половине подъема перешли на хорошо набитую тропу в левой части кулуара. В верхней части кулуара, в центре, скальный выступ, который обходим слева, за ним ещё один, его обходим справа, возможно, есть обход слева.
Фото 9. Вид с пер.Москвич в сторону р.Л.Юнгур
08-50
Вышли на седловину правее и немного выше тура. Ширина седловины около 10 м. Сняли записку группы из Одессы. Погода: солнечно, приятственно. Настроение приподнятое.
09-10
Спуск в сторону ледн. Гляциологов около 35 град. протяжённостью примерно 7 метров по крупному куруму. Выходим на ледник сразу после спуска. Перевалу Москвич посвятили перевальное мороженое. Около пер.Москвич ледник пологий, закрытый. По мере приближения к пер.Орбита ледник поворачивает налево, крутизна увеличивается, становится открытым, появляется много трещин. По леднику держимся правого края. Здесь ледник закрыт, трещины забиты снегом. Идем без кошек до перевального взлета по проторенной группой из Одессы, чью записку мы сняли на пер. Москвич, тропе.
09-30
Подошли под перевальный взлёт. Нас от него отделяет только бергшрунд, который можно перейти по ледовому мостику. Надели кошки. Начали подъём. Подъём на пер.Орбита ледовый крутизной 30-35 град., протяжённостью около 60 м. ширина льда 7-10 м., трещин на подъёме нет. Держимся центра льда, т.к. по краям скальные выходы, с которых сыпет.
Фото 10. Вид с пер.Орбита на ледн.Гляциологов
10-00
Поднялись на пер.Орбита. Седловина широкая. Сняли записку группы из Москвы. Погода: переменная облачность, слабый ветер. Съели заслуженную шоколадку.
10-20
Спускаемся к Н.Шавлинскому озеру. Спуск по мелкой осыпи слоистой структуры, крутизной около 30 град., протяжённостью примерно 70 м., видна тропа.
10-45
После спуска выходим на открытый без трещин ледник, придерживаясь его левого края. Крутой спуск в конце ледника обходим слева по куруму.
11-20
Спустившись с ледника переходим на правую сторону русла, ближе к ледн.Зелинского. Идём по тропе, маркированной турами, идущей по гребешку и выводящей к оз.В.Шавлинское.

Фото 12. Тропа к В.Шавлинскому озеру по гребешку
12-30
Обед – перекус на оз.В.Шавлинское. Погода замечательная: тепло и солнце.
Фото 13. Начало оз.Н.Шавлинское
13-50
После обеда, обойдя озеро по левому берегу и пройдя перебор, вышли на тропу и по ней дошли до оз.Н.Шавлинское, где на поляне у ручья и встали на ночевку.
16-00
Пришли на Н.Шавлинское озеро. Группа расслабилась – завтра дневка. Командир и Ольга пошли за заброской. Вернулись с ней, заброска цела и невредима. Значит, идем по плану, экстренных выходов с маршрута не предвидится. Погода: замечательная.
14 Августа
9-й день.
Днёвка

Торопиться нам сегодня некуда, потому мы отсыпаемся. Традиционные экскурсии на поляну идолов. Развивается сервис: построены уже 2 бани, есть киоск со всякими сладостями, соками и хлебом. Хлеб, конечно, по неимоверной цене, по сравнению с городскими, а все остальные продукты не лучшего ассортимента, но сервис попер….

Погода шепчет. Собираем ягоды. Опять много брусники. Едим всякие дневочные вкусности, в том числе ПОХОДНЫЙ ПЛОВ – удался!!!!!!!!
15 Августа
10-й день. оз.Н.Шавлинское – пер.Н.Шавлинский (1Б) – моренное озеро под ледником
07-00
Подъём. На костре готовим завтрак, собираем лагерь. Погода вдохновляет.
08-40
Выход. Тропа начинается у оборудованной стоянки на правом берегу ручья, впадающего в озеро примерно посередине его вытянутой части, как раз там, где мы стояли лагерем. Начало подъемной тропы рядом с озером ярко не выражено, тропа, идущая вдоль озера, выводит на нашу оборудованную стоянку, откуда надо повернуть налево к старой заросшей травой морене, где тропа становится отчетливой и начинает крутой подъем по узкому гребешку морены.
09-10
Крутая часть подъема заканчивается у небольшого озерка с прозрачной водой в кармане морены. Вышли сюда, набрав от озера 150 – 200 м. Далее набитая тропа идет по правой части долины, сначала по травянистым склонам, а затем по средней осыпи.
09-40
По тропе обошли курумный вал по левому краю. Вошли в долину, поднимаемся к следующему курумному валу. Пока тропа четкая, обозначена турами.
10-10
Обошли еще один моренный вал и по левой стороне поднялись на него. Вышли к курумным валам слева и справа.
10-50
Прошли между моренным валами, поднялись на моренный вал слева, с которого хотим выйти на ледник.
11-25
Вышли на ледник и продолжаем движение вдоль него.
12-30
По леднику подошли под перевальный взлет. Устроили обед-перекус. Погода сухая и теплая.
13-15
Начали подъем на перевальный взлет по куруму слева от языка. Вышли на тропу, идущую по сыпухе вдоль левого края кулуара и по ней вышли на перевал, обойдя жандарм.

Фото 14. Вид с пер.Н.Шавлинский в сторону Н.Шавлинского озера
Фото 15. Вид с пер.Н.Шавлинский в сторону Маашей
14-15
Сняли две перевальные записки в туре: группы с Украины и одного из членов группы из Екатеринбурга.
14-25
Спустились с седловины перевала на ледник под пер.Н.Шавлинский. Спуск с перевала крутизной около 30-35 град. протяжённостью примерно 80-100 м. Спускались от седловины по ходу влево вниз, по крутой осыпи. Ледник под перевалом открытый без трещин. Идём по леднику вниз, в направлении левого края долины.
15-15
Прошли ледник по центру. После выхода с ледника на морены слева выходим на площадку, выложенную из камней под 2 палатки. Есть небольшое озеро, в котором очень теплая вода. В этом месте решили остаться на ночь, т.к. дальше может не быть рядом воды. Ужин на газе. Погода: радует глаз.
16 Августа
11-й день. Из-под пер Н.Шавлинский (моренное озеро) – оз.Машей – р. Машей
09-40
Выход. Идём по тропе, обозначенной турами, которая через 10-15 мин. вывела нас на моренное поле.
10-40
Во время движения по моренному полю держались его левого краю, а затем спустились в моренный карман (луговину), в котором течёт небольшой ручей, там же есть тропа.
11-00
Спустились на вторую луговину.
11-45
Обойдя вал (он был справа), вышли к водопаду, который заканчивается озером. Водопад обошли сверху, а озеро осталось левее. Правее от нас виден ледник Маашей.
12-10
Поднялись на гребешок, отделяющий ледник Маашей от озера и по тропе пошли вниз вдоль р.Маашей. Тропа явная идет по левому берегу. Погода: солнечная и вдохновляющая.
Фото 16. Водопад и моренное озеро в долине р.Маашей
12-20
Слева из-под курума вытекает ручей. Перекус. Далее тропа разделилась: одна уходит вверх на курум, вторая вдоль русла реки.
13-00
По тропе, идущей по руслу, вышли к хорошей стоянке. Напротив на противоположном берегу р.Маашей видны водопады. Устроили обед.
14-30
Вышли после обеда.
15-20
Перешли по камням ручей, вытекающий из-под морены с Алениных озер, и оказываемся на оборудованной стоянке в лесу. У реки (между рекой и стоянкой) рядом с тропой есть камень с памятной табличкой.
15-45
Вышли к озеру Маашей. Устье обмелело, шли практически по дну озера там, где раньше были разливы. Само озеро обошли по левому берегу.

Фото 17. Озеро Маашей
16-30
Прошли вдоль озера. С правого берега у озера – крутые скалы. В конце озера от стоянки поднялись по тропе.
17-10
Прошли пару ручьев и после третьего ручья встали на ночевку.
17 Августа
12-й день. р.Машей – р.Чуя – пос.Чибит
07-30
Подъём всех. На дровах готовим завтрак. Погода замечательная.
08-50
Выход. Идём лесной хорошо натоптанной тропой. Тропа идет вдоль берега р.Мажой. Каньон расширяется.
09-20
Дошли до хорошего бивака между двух ручьев.
09-50
Дошли до р.Куракуркем.
10-00
Омские стоянки (заброшены). Началась дорога. Влево вверх дорога поднимается в долину р.Ештыколь. Вправо и вниз дорога уходит к мосту через р.Мажой. Мы продолжаем движение вдоль р.Мажой в сторону р.Чуя.
Обед на р.Чуя у моста.
пос.Чибит.

5.Описание перевалов

Описание перевала Щенячий (1А)

Перевал Щенячий находится в отроге, отделяющем орографический левый приток реки Шабага от реки Шавла.

Экспозиция перевала: юго-запад – р.Шавла, северо-восток – приток р. Шабага.

Характер перевала: осыпной в оба направления

Высота перевала: ~ 2800 м.

Перевальная седловина большая, длиной ~ 150 метров и шириной ~ 50 метров с обеих сторон ограничена скальными выходами. Примерно посередине, ближе к левой стороне (если стоять лицом в сторону реки Шавла) возвышение, на котором расположен тур. Тропы нет ни с той, ни с другой стороны.
Подъем со стороны притока р.Шабага. Склон осыпной, крутизна 25-30 градусов, протяженность 100-150м. Перед перевальным взлетом находится скальный выход. Поднимаясь, мы обошли его справа орографически, далее прямо на перевал, двигаясь слегка траверсом влево.
Спуск к р. Шавла. Склон осыпной, крутизна склона 25-30 градусов местами до 45, протяженность 100 метров. При спуске сначала держимся левой стороны. Далее склон выполаживается, и метров через 300 выходим на русло пересохшего ручья. Прямо по руслу спустились к тому месту, где в ручье появляется вода. Переходя с берега на берег, обходя скальные сбросы, спустились до места, где ручей снова уходит в камни. По сухому руслу спускаемся вниз до тропы к оз. Н. Шавлинское.

Описание перевала Николаева (1Б)

Перевал находится в западной части Северо-Чуйского хребта между пиками Кржижановского и Циолковского; разделяет левый приток реки Левая Шавла и Правый Юнгур.

Экспозиция перевала: юго-запад – Пр.Юнгур; северо-восток – Л.Шавла. Характер перевала: со стороны Л.Шавлы – снежно-ледовый; со стороны Пр.Юнгура – скально-осыпной.

Высота перевала 2940 м., категория сложности летом – 1Б. Определяющая сторона – юго-западная часть перевала.

Путь к перевалу лежит из долины реки, впадающей в Л.Шавлу (второй приток слева, если считать от устья Л.Шавлы). По отчётливой тропе поднявшись по притоку Л.Шавлы и обойдя озеро по левому (орографически) берегу, идти вверх по речке впадающей в это озеро до ярко выраженного моренного вала слева по ходу (200 м. от верха озера). Впереди хорошо виден водопад. Сразу за моренным валом подъём по сыпухе на левый по ходу склон. Подняться выше отдельно стоящих скальных выходов на этом же склоне и продолжать движение без набора высоты в сторону водопада. Пройдя водопад, оставляя при этом его ниже себя в 50 метрах, пройти вперёд около 150 м. до моренного гребня, подняться на него, и повернув налево, продолжить движение по гребню до ледника (около 200 м. от выхода на гребень морены до ледника). Большой моренный вал на гребне морены обойти справа. Лоб ледника крутизной около 25-30 град., протяжённостью 70 м., далее ледник выполаживается до 5-10 град. и сохраняет такую крутизну до перевального взлёта. Пологая часть ледника до перевального взлёта вся открытая, есть небольшие трещины, на самом взлёте ледник частично закрытый, количество трещин и их размеры резко увеличиваются. Высота перевального взлёта около 80 м., крутизна примерно 40 град. После перевального взлёта ледник выполаживается до 10-15 град. и через 50 м. упирается в седловину. Седловина около 20 м. шириной, тур посередине. Время подъёма ото лба ледника до седловины – около 2 часов.

Спуск с пер.Николаева (1Б)

Спуск в сторону р.Пр.Юнгур представляет собой скально - осыпной кулуар, шириной от 5 до 10 м., протяжённостью около 250 м., крутизной примерно 40 град. Кулуар разделён на две части скальными выходами. Нужно спускаться по левой части. Спустившись до скальных перьев (примерно 80 м. вниз от седловины) обойти их слева. Как только скальники с правой, по ходу, стороны заканчиваются, не стоит дальше продолжать спуск, т.к. ниже осыпной склон заканчивается скальными сбросами, лучше пройти метров 10-15 без сброса высоты по склону хребта (дальше по склону лучше не идти, т.к. там под камнями лёд), а затем начать спуск к леднику. Время спуска от седловины – 2 часа.

Описание перевала Москвич (1Б)

Перевал находится в западной части Северно-Чуйского хребта между пиками Кржижановского и Зелинского; разделяет реки Л.Юнгур и Л.Шавла. Экспозиция перевала: юг - Л.Юнгур; север - Л.Шавла. Характер перевала со стороны Л.Юнгура – скально-осыпной; со стороны Л.Шавлы – скально-ледово-снежный. Высота перевала – 3000 м., категория сложности летом – 1Б. Определяющая сторона – южная часть перевала.

Путь к перевалу из долины реки Л.Юнгур лежит по слабо выраженной тропе, которая идёт по её правому орографически берегу. Необходимо дойти до озера в верховьях реки, обойти его и продолжить движение вверх по реке. Впереди будет виден водопад Л.Юнгура и хребет с перевальной седловиной. Для того чтобы обойти водопад необходимо пройти от озера метров 100-150 и начать подъём по правобережному орографически склону в строну водопада, обходя выше при этом выступающие скальные выходы. Через 40 метров подъёма будет большая площадка, с которой будет видно второй водопад. Начать подъём на трёхступенчатый моренный вал. Высота каждой ступени около 30 м. На второй ступени вала есть большая ровная площадка из мелких камней, на которой, в случае необходимости, можно поставить палатку. С левой (орографически) стороны площадки течёт небольшой ручеёк. С третьей ступени моренного вала открывается вид на ледник, и уже более отчётливо виден перевал. По осыпному склону обойти крутой с трещинами лоб ледника. Сам ледник находится слева по ходу движения. В месте выполаживания ледника перейти на него. Ледник в пологой части открытый без больших трещин. Ширина ледника около 70 м. Пересекая ледник подойти под перевальный взлёт.

Перевальный взлёт представляет собой скально-осыпной кулуар шириной примерно 5-7 м., крутизной около 30-35 град., высотой 60 м. В нижней части взлёта курум средней величины переходящий в среднюю осыпь. Лучше держаться центра кулуара. В центре верхней части кулуара скальный выступ, который обходить слева. Выше есть ещё один скальный выступ, его обходить справа, возможно, есть обход слева. Сразу за ним перевальная седловина. Тур в центре. Седловина узкая. Время подъёма от основания перевального взлёта до седловины 50-55 мин.

Спуск в сторону ледн.Гляциологов по среднему куруму. Протяжённость спуска около 7 м. крутизной 35 град. После спуска сразу выход на закрытый ледник, по которому можно спуститься к истокам Л.Шавлы. Спуск с седловины до ледника 1-2 мин.

Описание перевала Орбита (1Б)

Перевал Орбита находится в западной части Северо-Чуйского хребта; разделяет реки Л.Шавла и притоки В.Шавлинского озера.

Экспозиция перевала: запад – река Л.Шавла; восток – притоки оз. В.Шавлинского.

Характер перевала со стороны р.Л.Шавлы – снежно-ледовый; со стороны оз.В.Шавлинского – скально-осыпной.

Высота перевала: 3000 м., категория сложности летом – 1Б. Определяющая сторона – восточная часть перевала.
Подход к перевалу со стороны пер.Москвич по леднику. Под пер.Москвич ледник пологий, закрытый. Стоит держаться центра ледника. Ближе к пер.Орбита ледник поворачивает налево, становится открытым с большим количеством широких трещин, поэтому необходимо подойти ближе к перевальному хребту (вправо по ходу), где меньше трещин, и продолжить движение до перевального взлёта. Время движения от пер.Москвич до перевального взлёта пер.Орбита 20-25 минут.

Ледник от перевального взлёта отделён бергшрундом, который тянется вдоль всего перевального хребта. Бергршрунд проходится по снежно-ледовому мосту прямо под перевальным взлётом.

Перевальный взлёт – это ровный, открытый без трещин ледовый кулуар высотой около 40-50 м., крутизной примерно 35-40 град., зажатый с обеих сторон скалами. Ширина кулуара около 10-15 м. При подъёме следует держаться центра кулуара, т.к. со скальных выходов может сыпать. Время подъёма от ледн.Гляциологов до седловины – 35 мин. Седловина перевала широкая с туром посередине.

Спуск с перевала в сторону Шавлинских озёр по средней и мелкой осыпи слоистой структуры. Ширина кулуара 15-20 м., крутизна около 30 град., протяжённость примерно 70 м. После спуска сразу выход на ледник.

Описание перевала Н.Шавлинский

Перевал Н.Шавлинсий находится в центральной части Северо-Чуйского хребта; разделяет реки Шавла и Маашей. Экспозиция первала: северо-запад – р.Шавла; юго-восток – р.Маашей. Характер перевала: со стороны р.Шавла – скально-снежно-ледовый; со стороны р.Маашей – снежно-ледовый. Высота перевала – 3000 м.; категория сложности летом – 1Б. Определяющая сторона – северо-западная часть

Перевал имеет ярко выраженный перевальный взлет протяженностью около 250 метров и крутизной 40 градусов. Кулуар ограничен с обеих сторон скальными выходами. Ширина кулуара около 50 м.

Подъемная тропа на Н.Шавлинский перевал от одноименного озера начинается у оборудованной стоянки на правом берегу ручья, впадающего в озеро примерно посередине его вытянутой части. Начало подъемной тропы рядом с озером ярко не выражено, тропа, идущая вдоль озера, выводит на оборудованную стоянку, откуда надо повернуть налево к старой заросшей травой морене, где тропа становится отчетливой и начинает крутой подъем по узкому гребешку морены.

Крутая часть подъема с набором высоты от озера 150 – 200 метров заканчивается у небольшого моренного озерка с прозрачной водой. Крутой подъем занимает 45 минут. Далее набитая тропа идет по правой части долины, сначала по травянистым склонам, а затем по осыпям. За 2 ходки преодолели две ступени осыпей, набрав около 200 м высоты, и по тропе, обозначенной турами, дошли до места поворота долины направо (по ходу), откуда открылся вид на верхнюю ее часть и на перевал Н.Шавлинский.

За 50 минут ходу по маркированной тропе, вышли на стоянку для двух палаток, находящуюся на широком гребне боковой морены. Еще 1 час ходу до ледника и продолжаем движение по марене вдоль ледника. Через 15 минут хода вдоль ледника он (ледник) начал выполаживаться, и есть возможность перейти с морены на него. Ледник открытый без препятствий, промоины легко переступаются или перепрыгиваются. По леднику движение заняло около 1 часа, и мы подошли под перевальный взлет, пройдя при этом две глубокие чаши, заполняющихся водой.

Перевальный взлет представляет собой крутой ледовый склон высотой около 250 м и крутизной примерно 40 градусов, ограниченный осыпями. Подходим к осыпи слева по ходу от ледового языка, спускающего с перевального гребня.

При соответствующем снаряжении и подготовке возможен подъем по ледовому языку. Также возможен подъем по осыпи между скальными выходами слева и ледником справа (по ходу). Перед нами бергшрунд, засыпанный камнями. При движении на перевал по осыпи необходимо быть очень осторожным, т.к. подъем камнеопасный.

Тропа четко выражена, в верхней части подъема поворачивает направо, и мы, следуя по ней, поднимаемся вдоль границы со льдом на осыпь, выводящую уже на перевальный гребень. Чтобы попасть на перевальную седловину, двигаемся направо вдоль гребня. Подъем на перевальный взлет занял у нас 1 час. Седловина узкая, осыпная.

Спуск с перевала гораздо проще и занимает меньше времени.

За 20 минут спустились с седловины перевала на ледник в долине р. Маашей. Перевальный взлет с этой стороны около 80 м высотой. Спускались от седловины по ходу влево вниз, по крутой начинающей таять заснеженной осыпи. Нижняя часть осыпи лежит на льду, поэтому последние метры проходили с наибольшей аккуратностью. Ледник открытый, препятствий никаких нет, трещины, точнее промоины, хорошо видны, некоторые из них можно легко перешагнуть, другие тоже без труда перепрыгнуть. Идем прямо вниз, в направлении левого края долины, где ледник поворачивает налево.