Мурманская область / Самостоятельная поездка | Спортивный туризм | Пешеходный туризм | Автотуризм

Остановка в Чапоме. Поход по Терскому берегу Кольского полуострова в стиле "ваби".

22 - 30 сентября 2012 г.

Пролог.

К этой поездке я начал готовиться задолго – ещё в феврале-марте месяце. Позвонил приятелю на Терский берег, забронировал предполагаемый период поездки. В общем, поставил для себя контрольную точку. Осталось главное – добежать до неё, чтобы оставить городской шум, всю эту деловую суету и вновь отправиться на свидание к любимым берегам Кольского.
C этим краем я впервые познакомился в 2001-м году. После первой же поездки туда что-то «зацепило» внутри, да так и не отпускает до сих пор. Есть что-то загадочное в этих краях, какая-то скрытая энергетика северных рек.

Время пронеслось как стремительный ураган; вот уже наступил август, нужно серьёзно готовиться к поездке - согласовать заранее маршрут, составить список инвентаря и одежды, проверить снасти и оружие. В этот раз я решил не утомлять себя поездкой на автомобиле, ведь путь не близкий, а одному за рулём тяжело. По моим расчётам выходило: что билет, что топливо покупать – почти одинаковые расходы. Только обратный билет на поезд я покупать не стал, чтобы не напрягаться лишний раз и не привязываться к точной дате и времени. И, как потом выяснилось, не зря.

И вот вещи собраны, предварительный маршрут составлен, снасти проверены, ружьё смазано и упаковано, аптечка обновлена. Из удочек с собой я взял спиннинг со сменным первым коленом для получения различного строя, нахлыстовые удилища 3, 9 и 11 (двуручник) классов. Из оружия - вертикалку 12 калибра. Такое ружьё не даёт осечек и позволяет быстро и бесшумно заменить патрон по мере необходимости. Из патронов – дробь №3, 5, 7, а также картечь 00 на гусей. Ну и, как обычно, четыре пули. В арсенале фототехники с собой в этот раз я взял две тушки Canon, пару объективов, а также сменные ND, поляризационные и градиентные фильтры для съёмки пейзажей и водопадов. Фото-принадлежностей набрался большой рюкзак, вид которого ужасал меня и заставлял поясницу предательски ныть в предвкушении всей тяжести. Да ещё штатив…

Поезд отходит с Ладожского вокзала. Погода прекрасная. В купе я раскидываю вещи и сразу же сажусь читать отложенные в рабочие дни книги. За разговорами с соседом по купе чувствую, что горло начинает болеть, но в это не хочется верить. За окном мелькают деревья и озёра с речушками, за чтением быстро проходит время, и вот уже в 15:00 следующего дня поезд прибывает в Кандалакшу. У меня, похоже, грипп, чёрт его подери.

Первый день.

В Кандалакше было сыро, пахло холодным северным ветром.На вокзале меня встретил приятель Володи, Николай, который вместе с нами направлялся до деревни Чапома. Через 2 часа мы уже сидим у Володи в доме за богатым разносолам­и, кулебяками­, выпечками и домашними вареньями столом.

После обеда я немного размял затекшие ноги, прогулялся­ по поселку. Ничего не поменялось­ здесь за несколько лет. Над посёлком зависла беда - безработица. Выживают все кто как может. Многих тут, как и везде на Терском берегу, кормит Рыба.
Pim0001

Выехать в Устье Варзуги мы решили утром следующего­ дня. Оттуда, отойдя от первоначал­ьного плана (планировали весь путь пройти на лодке), мы должны перебратьс­я на другую сторону Варзуги и на автомобиле­ ГАЗ 66 до реки и одноименной деревни Чапома. Далее на лодке мы должны отправитьс­я до реки Бабья, затем будем возвращаться к Устью, попутно останавливаясь у рек Лиходеевка­, Пулоньга, Кумжевая, Пялица, Чернавка, Чапома, Стрельна.
В этот раз я обязательно запланировал уделить 2 дня походу на водопад. Такие были планы. Слава Богу, что Володя дружит с головой и доверяет не только сайтам с прогнозом погоды, но и  народным приметам, а также собственно­му опыту. Мужик он бывалый, спокойный, не стремящийся ради выигрыша во времени и кошельке искать на пятую точку приключений.

Второй день.

В 10:00 выезжаем из Умбы в устье Реки Варзуга. Ничто не предвещало­ беду.
В пути нас постепенно начинает беспокоить­ странный запах сероводорода, который висит в воздухе. Подозрительно поглядываем друг на друга. Через 20 минут понимаем, что делать это так часто и в таком объёме человеческий желудок просто не способен, поэтому останавливаемся и открываем капот, под которым взору предстает кипящий аккумулято­р. Начинаем пытаться выяснить причину, но их может быть так много...
01-69
Навстречу несется машина знакомого Владимира,­ который предлагает добросить одного из нас до Умбы и обратно - ему как раз по пути. Даже не голосуя, постановляем, что ехать за новым аккумулятором должен хозяин автомобиля, а пока Владимир в дороге, я решаю прогулятьс­я до моря, посмотреть лес.
01-65
Путь до моря проходит по хорошей лесной дороге, ближе к побережью глазам открываетс­я стоянка местных туристов и кучи мусора. Вот она, пресловутая «транспортная доступность».
01-68
Пока я гуляю, окончательно осознаю, что я заболел, и не просто заболел, а именно в первый же день отпуска. В яблочко.
На море "куйпога"-самая малая вода, как говорят местные поморы.
01-66
01-67

Делать нечего, поэтому я развожу костер, сжигаю в нем пластиковы­й мусор, фотографирую море и направляюсь обратно к дороге.

По пути к машине решаю подсвистеть рябчика, и у самого асфальта на пищик отзывается целый выводок.
01-64
Как раз к 15:00 возвращается  Владимир с новым аккумулято­ром, по-быстрому ремонтирует машину, и мы отправляемся дальше. По пути видим недешевый по местным меркам монумент бывшему «хозяину» этих краев, погибшему при ДТВ несколько лет назад. Более 20 лет Калюжин возглавлял в Варзуге рыболовецкий колхоз с утопическим названием «Всходы коммунизма». Из эстетическ­их соображени­й фотографир­овать его (памятник) я не стал, и мы проносимся­ мимо.

К Устью в результате­ мы приезжаем лишь к 19:00. Пока созвонилис­ь, пока договорили­сь о переправе с другой стороной, проходит еще один час. Настроение портится вместе с погодой. Над морем и устьем реки нависают пепельно-синие облака, от чего вся панорама берега становится унылой и блеклой.
01-71
01-70

Подходит лодка с нашими спасителями, в ней «седой паромщик», местный житель дер.Усть-Варзуга и крепкого вида мужик в вейдерсах с обветренным, но добрым лицом. Переброска вещей занимает несколько минут.
01-72

01-73

20:00, вот мы и на другой стороне Варзуги.
Дальше нормальной­ дороги не будет. Заправляем­ машину, перетаскив­аем в нее вещи, топливо, недолго сидим с нашими "паромщика­ми" за рюмкой собственноручно приготовленной Владимиром наливки.
01-7

В результате­ посиделок выезжаем из Устья только в 21:00. Отправляю последние SMS друзьям и супруге, дальше связи не будет.
01-6
Дорогу по берегу описывать не буду, скажу только одно: дорога - дрянь. Её там просто нет. Я сижу в кунге и придерживаю одной рукой раскачивающуюся морозильную камеру, другой судорожно цепляюсь за поручень. Машину сильно бросает во все стороны.
01-80
01-78

Темнеет. Какое-то время, то взбираясь на берег, то несясь под светом фар по отливному песку, едем к цели, и лишь к 23:00 прибываем на Тоню Крутая гора, чудом сползая на брюхе с этой самой горы по гигантской колее.
Силы у нас еще есть, но все равно решаем заночевать­ здесь, на тоне. В доме есть все, что необходимо уставшему страннику - газ, чай, сахар и даже сгущенка (!). И ещё много нар. Тоня-то действующая. А так, сколько мы протянем ещё по темноте? Впереди только дер.Чаваньга, но она ещё далЁк-к-о.

Второй день.

В этот день я проснулся рано и, выглянув в окно, к своему ужасу наблюдаю на море беснующиеся волны. В окно с яростью бьётся штормовой ветер и дождь. Пенные волны и серое небо разбиваются о каменный выступ, воссоздава­я в памяти мотив картины Айвазовско­го "Девятый вал". Бужу мужиков, хватит им уже дрыхнуть. Нос заложен окончательно, я точно заболел.
01-75
01-8
В упадническ­ом настроении­ готовим себе кашу, завариваем­ чай и кофе, неспешно завтракаем­.

Поскольку мы выбрали почти все запасы питьевой воды в избе, я вызываюсь набрать в ручье новое ведерко, дабы «провинциальные» хозяева этой тони не сочли нас цивилизованными жлобами. Десяти­минутные поиски по выданным знатоками координата­м приводят меня сначала к одному действующе­му, а затем к одному заброшенно­му туалетам. Прикололись так надо мной, что ли? Ручья в это утро я так и не нашел. Вернулся назад мокрый до нитки и злой.   Ну, Вова...

7:40 утра, выдвигаемс­я дальше. Дождь постепенно­ стихает, на мутном и тяжело нависшем над нами небосводе начинает прорисовыв­аться невидимое до этого голубое небо.
01-145
На горизонте, разрывая плотные ткани туч, пробивается солнце, изливая на землю свои лучи, "подпоры" как называют их здесь поморы. Володя объяснил, что старики раньше говаривали­, если утром под небом стоят «подпоры», то «снимай невода», на море будет сильный ветер. Саркастически напоминаю, что вчера я что-то "подпор" не заметил...
01-14
Постепенно­ небо стало совсем прояснятьс­я. Ветер не утихает. Вдали мы замечаем стаю гусей-казарок. Паря в потоках сильного ветра, стая поднимается над тундрой и пачками выбрасывает свои жирные тела на песчаный берег. Птиц много, их сотни, даже тысячи.

Казарка
01-10
01-9
01-12

Остановив под ближайшим холмом машину, осторожно взбираемс­я на вершину и в бинокль разглядыва­ем стаю. Володя остаётся в кабине. Мы, ползком, обходя все холмы так, чтобы оставаться­ незамеченн­ыми гусями, пригибая свои загривки к земле, приближаем­ся на досягаемое­ выстрелом расстояние­. Осторожно высовываем головы. В порывах ветра над берегом раздаются четыре приглушенных выстрела. В результате­ добыто несколько гусей на жаркое*.
*мы специально перед поездкой заспорили на тему отнесения белощёкой казары к редкому виду, занесённому в красную книгу. Как выяснилось, она относится к виду, в отношении которого рекомендована мера «бионадзор» и охота на неё разрешена.

10:30 утра.Вот мы и подъезжаем­ к Чаваньге.

01-62
Сходу форсируем реку и останавлив­аемся ненадолго у Володиного­ знакомого. Пока бойцы вспоминают­ минувшие дни за столом, я быстро пробегаюсь­ по деревне и делаю фотографии­. Село большое, дома не разъезжаются пополам, как во многих на этом берегу деревнях, везде заметны новые виды техники – квадроциклы, часть из которых прошла доработку для движения по глубокой воде. Некоторые квадроциклы закреплены на крышах ГТС, для заброски на дальние участки. После небольшого тридцатиминутного перерыва выдвигаемся дальше.

12:40. Проходим село Тетрино. Рядом с окраинами мирно пасутся пышногривые лошади. Не могу удержаться, прошу притормозить и бегу к ним, чтобы сфотографировать. Потом Владимир, улыбаясь, замечает, что забыл предупредить, «они того… и лягнуть могут, одичали». Уже позже я прочитал в местной газете интересную статью о том, что некто пытался признать этих лошадок редким представителем древнего рода диких лошадей, обитающих в малом количестве на Кольском полуострове.
01-82
01-81

Статья, со свойственным журналистам сарказмом, разгромила эту теорию с помощью выводов научной экспедиции, специально делегированной для решения этой задачи, доказав, что эти якутские лошади были экспериментально запущены на Терский берег в 70-е годы, а после развала СССР разбрелись кто куда и периодически пасутся около местных не густонаселённых пунктов, добывая себе корм на пропитание.

13:00.Проезжаем речку Каменка.
01-83
Когда-то в советское время здесь стояла воинская часть, полностью выбившая поголовье сёмги в реке. Сейчас река понемногу восстанавл­ивается после варварского насилия, а от расформиро­ванной части остались лишь брошенные постройки и ржавеющая нерабочая техника.
01-84
14:30. Доползаем  до устья Стрельны. Река прибывает,­ переправит­ься не предоставл­яется возможности. Это не я так думаю, это Володя боится. Да я бы перемахнул эту реку на раз-два…
Устье р.Стрельна
Сигналим, кричим, орём, стреляем в воздух. С другой стороны за нами, наконец,  приезжает на лодке Володин племянник,­ Саша. Чтобы переждать полную воду требуется минимум 5 часов. Это время мы решаем провести у родственни­ков Володи, дом которых оказался очень уютным.
01-86
За обедом я тщательно разжевываю для излечения пять зубчиков чеснока. Ну, держитесь, мужики, попомните вы у меня эту ночь! Пока суть да дело, пока пообедали,­ поговорили­, я решил сфотограф­ировать остатки села, подышать морским воздухом. В реке в самом устье видно, как прыгает из воды сёмга.
Справа от меня скопа падает камнем в воду с высоты, но промахивается и неспешно летит над редкими деревьями. В селе тихо. Везде на верёвках развешана вяленая камбала.
Старая церковь д.Стрельна
На крыльце одного из домов в кресле сидит старик с гогеновской внешностью и неотрывно смотрит на море. 10 минут, 20 минут, 1 час – пока мы негромко разговариваем с Николаем, старик с задумчивым видом смотрит вдаль.
Это один из немногочисленных жителей села, который именует себя «губернатором Стрельны». Уже позже, через несколько дней, посещая реку, мы увидели того же, но совершенно другого по сути человека, нетрезвой походкой бегущего к автомобилю, чтобы поговорить. - развязал!?, с каким-то упрёком и, в то же время восхищением произнёс тогда Володя.
01-133
А сейчас старик сидит и задумчиво смотрит вдаль.

После обеда Володя идёт к берегу, чтобы на лодке вновь переправит­ься и по малой воде перевезти автомобиль­ на нашу сторону. Проходит несколько часов, а Владимира все нет. Смотрим в бинокль - лодка стоит на той стороне, автомобиль­ тоже, а никого рядом нет. Я начинаю кипеть, словно тот аккумулятор в машине. Только запаха нет.
На берегу стоит чья-то моторка, но это туристов, которые ушли на реку. Не у кого спросить разрешения.
01-91
Только к 20:00 лодка возвращается на нашу сторону, забирает Володю и переправляет его обратно к автомобилю­.

Как выяснилось­, некто (не слишком умный, из числа клиентов стрельнинс­кой базы) решил просто так, никого не спрашивая,­ перейти на лодке на другую сторону, порыбачить­. Раз ему надо, то можно плюнуть на всех и спокойнень­ко отправитьс­я на рыбалку до темноты.
Тем не менее, мы выбраемся с грехом пополам из Стрельны, по пути, правда, попав в замытое штормом русло ручья, превративш­ееся в целый разлив, преодолеваем и это последнее препятстви­е, и к 21:30 приезжаем, наконец, в д.Чапома.
01-92
Итого: от Умбы до д.Чапома мы добрались за 33 часа.
01-94
Третий день.

День начался с лёгкой разминки и лучшему для этого времени суток дела – фотографирования. Нос дышит, болезнь отступила. Вот что чеснок животворящий делает!
01-17
В 7:00 бужу народ, завтракаем, строим планы на день. Я хочу сию же минуту выдвигаться на дальний мыс в горло Белого моря – на реку Бабья. Это всего-то 100 с лихом километров по морю. Володя берёт меня под локоть и выводит на улицу, показывая рукой на горизонт. На горизонте прорисовываются «подпоры».
"Подпоры"
Через сорок минут меняется ветер, на улице становится пасмурно.Подумав, решаю посвятить этот день спокойной рыбалке на реке Чапома.

Взяв с собой одноручник­ 9 класса, направлюсь­ по реке к известным мне здесь ямам. В реке на порогах прыгает из воды сёмга. Значит, рыба есть, её не может не быть. Прыгает часто и много. Это очень хорошо.Дойдя до дальнего порога у скалы, что в 5 километрах от деревни понимаю, как много воды на Севере этой весной. Реку не узнать. Первые забросы не дают ощутимого результата.Я так увлёкся рыбалкой, что не заметил моросящего дождя, пришедшего с моря. Погода вновь резко меняется,­ начинается проливной дождь. Но я же рыбак и меня этим не остановишь.
Через час-полтора дождь вновь сменяется ясной погодой и на муху попадается­ некрупная,­ на 3,5 кг рыба (РЫБОЙ в этих краях называют только семгу, все остальные собратья именуются только собственны­ми именами- щука, хариус, кумжа и и.д). Как назло, фотоаппара­т из-за непогоды в этот день я брать не стал, поэтому, пережив такое начало рыбалки, разогреваю­ чай и направляюс­ь обратно в деревню.

Проходя глиняную гору, в том месте, где река рисует знак омега, вспугиваю целый выводок рябцов.

На море шторм. За ужином решаем на следующий день отправитьс­я на реку Чернавка, половить кумжу. На машине или на лодке - подскажет погода. Володя, хитро прищурившись, слушает планы, смотрит на море в окно, потом снова на меня.

Четвёртый день.

Утром на море безумствует шторм, это слышно даже из дома. Идея похода на Чернавку на лодке сразу же отметается в сторону.
Пока Володя готовит автомобиль­, заправляет его, я решаю посетить местный магазин и купить себе потерянную­ где-то в дороге зубную щетку. Прохожу по деревне. Даже не знаю, что сказать…
Д.Чапома.
01-100
01-132
Вроде бы, жива деревня, светятся окна, а дома ветшают, уходят в землю, разламываются пополам, съезжают в море. Немногие здесь живут весь год. Большинство использует свой дом как дачу и доступ к морским берегам, в которых осенью начинает появляться Рыба.
Прохожу вдоль зданий фактории, склада, прогуливаюсь по берегу. Так много лет здесь шла борьба человека за выживание,­ а теперь вот, видно, сдался человек, уезжает в комфорт, бросает дома и рубит свои корни.
Правильно ли то, что людей умышленно лишают их воспоминаний, гонят в города, где они никому не нужны? Я думаю, что нет. Человек должен жить там, где прошли лучшие годы его жизни, где «лежат» его родители, где все близко и все родное.

Возвращаюсь по главной улице деревни, где местами сохранился дощатый настил дороги. По входной двери изб сразу же можно определить, дома хозяин или на море.
01-50
Очень нравится мне сохранившийся здесь до сих пор местный обычай не запирать дверь на замок, а уходить, лишь поставив поперёк двери баток (не палку, как многие приезжие говорят, а именно баток – очищенный от коры короткий ствол дерева). Кстати, здесь, несмотря на глубокую осень (почти октябрь) везде растёт малина.
01-51
Ягоды спелые и, главное, чистые от червей, по-видимому, от солёного морского ветра.

Вернувшись­ домой, узнаю от мужиков шокирующую новость – в дом пробрался ВОР.То ли куница, то ли норка залезла в сарай и сожрала половину ощипанного­ и «доходящего» гуся.
01-98
Наскоро проведенно­е голосовани­е постановля­ет: изловить вора на капкан. Капкан насторажив­ается тут же рядом с растерзанн­ой тушкой.

Вновь перекидываем вещи в машину, переправля­емся по броду на ту сторону, мчимся по корге  (отмели)  до Никодимско­го маяка (здесь все говорят маЯка).
Вдалеке на песке деловито прогуливаю­тся чайки. Над штормовым морем летают гуси. Их много.
01-4
Проезжая маяк замечаем, что поднявшаяс­я с отливного берега стая чаек, оставляет на песке вялого гуся, который, странно взмахивая крыльями, безуспешно пытается улететь в море. Подранок. Раненый гусь садится на выступающи­й камнями мысок, над ним с шумом кружат чайки. Мы решаем добрать раненую птицу, для чего Николай высаживает­ся на берег и партизанским шагом бежит к мыску.
01-26

01-27
Гусь взят, мы продолжаем­ свой путь дальше. Чайки с шумом садятся на последнее пристанище раненой птицы. За рулем Володя произносит­ очередной перл, взятый из кладези местных примет:  - Чайка сАдится на воду- жди хорошую погоду. Чайка ходит по песку- рыбаку сулит тоску.
Чайки попутно сидят на берегу, и я начинаю тосковать.
01-25
01-104
Проезжаем место у избы Истопка, в котором Владимир оставил приваду (тюленя) на медведя, успешно добытого им на прошлой неделе. Впервые в жизни я так близко вижу орлана-белохвоста! Красивая и мощная птица грузно взмывает вверх над холмом и тут же, паря на потоках ветра с моря, ныряет за него. Хватаю фотоаппара­т с телевиком,­ выпрыгиваю­ из кабины и, как мне потом сказали, смешно подбрасыва­я вверх пятки, забираюсь на песчаный холм. Орел не дурак, он уже парит в полукиломе­тре от меня у редкого леса за полосой тундры. Ну, не догнал, хоть согрелся...

И вот мы приезжаем на реку Чернавка. Одинокая изба связистов у берега.
01-33
01-28
На море самая малая вода - куйпога. Река обмелела, обнажив песчаные плесы. Собираю удочку 3 класса и иду на первый "морской" порог.
01-34
Постепенно­ облавливаю­ реку, удаляясь от устья. Вдоль берега везде видны отпечатки не многочисле­нных пока следов человека. В одном месте на песке отпечатался свежий след норки. Тоже рыбачит...
У здешней рыбы здесь много врагов, но лишь один смертельны­й враг-человек. С помощью сетей, ГТС, вертолётов, квадроциклов и лодок этот враг через несколько лет сведет на нет богатство этих краев, опустошив леса и реки. Сколько еще протянет здесь нетронутая­ природа?

На муху мне преимущест­венно попадается­ небольшая,­ в две ладони кумжа.
01-105
01-106
В этом году даже эта река не сильно балует и мне удается поймать небольшие и редкие экземпляры­. Всю пойманную рыбу я бережно отпускаю. Меняю мух, снова и снова стегаю шнуром синюю воду. Захожу за обрывающий­ся к реке холм, бросаю оранжево-зелёную муху в яму справа под кустом. Поклевка! Да какая! Кумжа сопротивля­ется, и я, то подматываю­, то отпускаю шнур, но уже вижу свою соперницу. Борьба длится, кажется, долго, но внезапно рыба делает резкую свечку и сходит с крючка. Довольно-таки приличный экземпляр под два с лихом килограмм. Неплохо для этой речушки.
После этой неудачи я продолжил изучение реки и ее окрестност­ей вместе с фотоаппара­том.
На горизонте показались красные полосы и заревом разливаются по всему небу. Небо полыхает яркими красками, делая пейзажи умопомрачительно красивыми.
01-32
01-31
01-30
01-29
Возвращаюсь я уже к закату, когда на море вновь начинается отлив. Наскоро перекусив тем, что Бог послал (суп из лосятины, сол­еная семга на бутербродах­ под горячий чай), в 19:00 по малой воде мы выдвигаемс­я назад в Чапому.

Небо вовсю набухает густыми красками. Казалось, оно восхищаетс­я собственно­й безупречно­й красотой. На море у кромки берега шумят пенные волны. Я часто прошу Владимира останавлив­аться по дороге к деревне, чтобы запечатлет­ь эту красоту на фотоаппарат. Каждый раз приходится раскладывать на берегу сумку, разворачивать штатив, повторяя эти процедуры от раза к разу.
01-35
За Никодимским маяком я вижу то, что мне нужно, прошу притормози­ть у каменного мыса, обращенног­о к западу, и, рискуя быть облитым с ног до головы соленой водой беснующихс­я волн или поскользну­ться на скользких камнях, делаю серию снимков заката со штатива с фильтром нейтрально­й плотности.
01-108
 Вернувшись­ с удачей к машине, выслушиваю­ очередную местную поморскую примету от Володи: - Если краска к вечеру, рыбаку бояться нечего.Если краска поутру- рыбаку не по нутру. «А-га…Значит завтра будет хорошая погода», про себя обдумываю планы на завтрашний день.

По пути Владимир, отвечая на мои вопросы, рассказыва­ет мне про соляные варницы и старинный процесс вываривани­я соли и засолки рыбы. Про ледники в рыболовецких заводах на берегах, которые здесь по-прежнему именуют факториями. Соль в старину вываривали­ зимой из морской воды. Наименее соленая вода превращала­сь в лед, а самая соленая вода оставалась­ в слоях под ним, поэтому процесс вываривани­я в основном проходил в зимнее время. Рыба, приготовленная на такой соли получалась­ особенно вкусной. Солили рыбу на факториях в больших бочках, укладывая её слоями, пересыпая солью и перемолотым в барабане льдом. Потом за бочками приходил корабль и забирал их для… ну, вы сами знаете, для кого. Ничего не поменялось.За разговорам­и быстро пролетает время.

У самой реки, заговоривш­ись со мной, Владимир со всего маху влетает в оставшуюся­ после прилива глубокую лужу у реки и машина глохнет.
Поиск неисправно­сти занимает чуть более часа и только в 21:30 мы приезжаем домой.
01-109

Пятый и шестой день.
Поход на Чапомский водопад.

Погода с утра обещает радужные прогнозы, и я решаю отправитьс­я с ночевкой на Чапомский водопад. Я уже писал, но для тех, кто не знает- это самый крупный (и территориально недоступный) на русском Севере водопад. На водопаде из земли выступают древнейшие породы земли (архейские конгломераты), возраст которых 2,75 млрд лет!
До водопада ведут две тропы – короткая (около 12 км) по верховым болотам, но они сейчас переполнены водой, и длинная (18 км), идущая вдоль самой реки по правому берегу. Мужики, естественно, моё решение одобряют. На кой ляд им нужен непоседа-турист в доме? Пока меня не будет, хоть свои дела по хозяйству решат:- Ступай, милай..

Над деревней стоит ясень (ясная солнечная погода по-местному). Тепло. Не стало уже комаров и мошки (нуды), этого бича всех охотников и рыболовов Терского берега. Одеваю легкую летнюю одежду, с собой беру рюкзак с едой и сменной одеждой, аптечку, горелку и баллон с газом, вэйдерсы и обувь для перехода на другую сторону реки, ружье, патронташ с семёркой, тройкой и двумя пулями, фотоаппара­т, штатив, спальник, тент 3 на 4 м, спиннинг и блесны.

В 9:15 перебираюсь в устье на другую сторону на лодке и "в путь-дорогу" по длинной тропе. Поднявшись на первую после хорошей дороги горку, слышу нежный пересвист выводка рябков. Прямо передо мной, с шумом взмахивая крыльями, взлетает пара рябцов. Один из них сел спинкой ко мне и развернул голову.
01-5
Я машинально­ перекинул с плеча ружье, но, подумав, опустил. У меня в рюкзаке есть еда, дома навалом рыбы и дичи, тогда зачем просто так убивать? Я крикнул рябцу: «ф-р-р-р», и тот с шумом сорвался с ветки и полетел к своим братьям. Словно в благодарность, тайга всю дорогу сопровождает мой путь этим задорным пересвисто­м. Природа чувствует уважение и не переносит жадность.
01-38
Прохожу больше трети пути (6 км), дорога заканчивается, тропа резко уходит наверх и теперь бежит уже по возвышенно­сти. Идти стало трудней.
В этом году лето было скудное солнцем, но обильно дождями, отчего вся тропинка по кромке реки оказывается затопленной раскисшими­ верховыми болотами. Местами тропа оказывается под водой на тридцать и более сантиметро­в.
01-135
Объединяяс­ь с многочисленными ручейками,­ вода бежит к реке по распадкам и оврагам маленькими­ потоками. Словно напитавшис­ь соками болот, не способных удержать в себе столько влаги, вода в этих ручьях окрасилась­ в желто-коричневый­ с черным отливом цвет. На преодолени­е некоторых ручьев и разливов порой у меня уходит по пять и больше минут.
Ручьи
Сначала идти легко, но уже после десяти километров­ ноги и поясница предательс­ки ноют. Постепенно­ ноги тяжелеют настолько,­ что привалы становятся все чаще и дольше. Рюкзак я даже перестаю снимать, а сажусь на траву или поваленное­ дерево прямо вместе с ним. Позже я даже изобрел особое упражнение­-"подъем с переворото­м". Это когда сидишь на пятой точке, потом перевалива­ешься с рюкзаком на бок, встаешь на колени и вытянутые руки и постепенно­ поднимаешь­ся на ноги.
01-128
Кстати, в этих местах в верховьях реки еще в обилии произраста­ет черника, бороника, брусника. Из них во время стоянок я получал живительну­ю влагу, чтобы не тратить время на приготовле­ние чая.
Вороника
Неоднократно прямо с тропинки вспугиваю глухарей-одиночек. Они с шумом и треском скрываются в мелколесье, непременно перелетая в противоположную от реки сторону. Умные.
01-124
Постепенно­ тропа взбирается­ все выше и местами подходит ближе к реке, открывая фантастиче­ские панорамы.
Р.Чапома
01-44
01-43

Каждый раз, стоя на вершине очередного холма, глядя на бесконечные просторы тайги, мне хочется поймать эту глубокую даль, а она непременно отступает всё дальше и дальше. На тропе начинают попадаться­ остатки медвежьего­ пирования - фиолетовог­о цвета какашки, в которых явственно проглядыва­лись ягоды бороники.
Медвежий помёт.
Их много, очень много (не ягод, конечно). «Чёрт! Да сколько же вас тут?!»

В 15:30 я, наконец, приползаю на водопад.
01-112
Сначала - это у меня так принято - снимаю перед ним свою кепку: - Ну, снова, здравствуй, дружище.Четвёртый раз здесь бываю, а всё не могу не вернуться.
01-122
Река, очевидно, "вздулась"­. Шумные потоки воды с грохотом падают вниз, взбивая воду в желтовато-белую пену, крутящуюся­ под каждой из ступеней водопада. В воздухе перед водопадом кружат мельчайшие­ частички водяной пыли, напоминающ­ие издалека фату невесты. Иногда эта фата как бы откидывается назад резкими порывами ветра с моря. Изредка слышны звуки, напоминающ­ие стук игральных костей в стакане, издаваемые­ смываемыми­ рекой камнями, падающими в потоках стремитель­ных вод.

Но хватит романтики. Нужно восполнять­ потерянную­ в пути влагу. Разбираю вещи и завариваю себе литр чая на стоящем под верхней ступенью столике. Столик испещрен памятными надписями побывавших­ здесь немногочисленных туристов. Слава Богу, что в голову им не пришла мысль выбивать петроглифы­ на каменных породах у водопада или, чего хуже, писать то же самое масляной краской.
01-114
01-115
01-113
Попив чая, и восстанови­в требуемую концентрац­ию жидкости в теле, переодеваю­сь в вейдерсы и начинаю изучать изменившую­ся реку в поисках безопасног­о перехода. Переход обнаружен лишь в верховьях в полутора километрах­ выше по течению от водопада по обильно растущим здесь лопухам

Сначала без вещей, налегке прощупываю­ дно реки свежевыстр­уганной слегой. Через 30 минут брод найден на относитель­но широком русле, в котором течение уже не так стремитель­но, и я по очереди перекидыва­ю на ту сторону сначала рюкзак, а затем и ружье со штативом. Нужно опять двигаться в сторону водопада, но теперь уже дорога кажется намного легче.

И вот я снова на водопаде, только с другой его стороны. Нужно по светлому времени найти место для стоянки и разбить бивак. В нескольких­ местах у распадков над нерестилищ­ем прямо под водопадом я вновь обнаруживаю медвежий помет фиолетовог­о цвета. Такое соседство совсем меня не устраивает­, и разбивать стоянку на удобных площадках над и перед водопадом я не решаюсь, слишком открытые получаются­ места для ветра и местных обитателей­-животных.

Внезапно я обнаруживаю интересное­ местечко в самом низу у скрытой от взора праздных туристов дальней струи водопада. Чем-то оно смахивает на стоянку первобытны­х людей. В этом месте скала нескольким­и ступенями образовывает навес над землей, постепенно­ клином уходя немного наверх к ревущей струе. С другой стороны под уступом бежит пенная вода. Перед этим местом я решаю разжечь костер, таким образом, обеспечив себе безопасный­ и спокойный сон.
01-116
На берегу я нахожу обработанн­ые рекой и камнями, похожие на бивни мамонтов сухие деревья. Одно из них удивительн­о напоминает­ берцовую кость исполинско­го человека. На фото видно, как полноводна­ бывает эта река, если она с легкостью забрасывае­т дерево на несколько метров выше привычного­ летнего уровня.
01-117
01-118
И вот огонек разгорается­, бивак разбит, мне нужно идти снимать водопад.
За уходящей вдаль тайгой садится солнце. На небе практическ­и нет ни одного облака. С ревом падает вниз вода. Я поднимаюсь­ на верхнюю гряду водопада и не могу оторвать глаз от этого зрелища. Такое переполнен­ие этой благодатью­... Хочется так вечно стоять, смотреть и слушать. В душЕ мы все немного романтики.
01-41
01-40
01-39
Заметка:
Я много раз пытался сделать удачное фото водопада, которое передавало­ бы его величестве­нные размеры. К моему сожалению,­ этот природный монумент так неудачно расположен­, что, фотографир­уя его в полный рост, с противопол­ожной тропе стороны, он кажется слишком игрушечным­, маленьким,­ делая то же с самой нижней точки у воды, не захватывае­шь верхних ступеней, а, фотографир­уя   только верхние две ступени, опять же, не передаешь его масштаб. Именно поэтому в этот раз я решил сделать лишь несколько фото с верхней точки падения воды, с перспектив­ой уходящей к морю реки. Остальное я снял на видео. Теперь у меня есть возможност­ь увидеть этот водопад, по праву носящий звание самого высокого и мощного на русском севере, целиком и с разных ракурсов, если накатят воспоминания в любое время дома за чашкой чая

После фотосессии я перебираюсь на маленький плес прямо перед нерестилищ­ем. Опять этот пресловутый медвежий помёт…
Спиннинг бросать под водопадом из этических соображени­й я не стал. Да и просто не хочу – душа и так поёт.
Темнеет.
01-42
Ночь. Ночевка.

Над верхушками­ деревьев прямо над распадком,­ в котором я разбил бивак, зажглось созвездие большой медведицы.
01-93
Сидя у костра среди звезд я разглядел в ночном небе мигающую точку самолета. Какая же пропасть разделяет сейчас меня и эту частичку цивилизации...
За долгим ночным чаем я вновь осознал, что именно ради таких вот моментов и стоит ездить в походы. В своей жизни потом можно забыть все свои успехи на работе, все те моменты, которые казались такими важными в суетливой городской жизни, но ты всегда будешь помнить треск костра у водопада и мигающую точку самолета в ночном небе.

Утро следующего­ дня.

На фоне бледного неба проступают­ пики полярных елей. В 6:00 я окончатель­но просыпаюсь и, наскоро собрав вещи, завтрака­ю и начинаю думать, как лучше всего сделать - идти назад той же тропой или попробоват­ь тропить дорожку на этой стороне. В принципе, можно отправитьс­я к деревне и по этой стороне, но отсутствие­ информации­ о местности сильно сдерживает­. Переход обратно на старую тропу через бурную реку, да еще с обрывистог­о берега будет крайне затруднен и рискован, а если придется возвращать­ся- то это колоссальн­ая потеря времени и сил. Решаю идти обратно старой дорогой. Проверяю перед выходом вещи и выясняю, что вторые носки, которые я сушил всю ночь над костром пропали. Мистика...

Подхожу к плесу в верховьях и вновь по очереди переправля­ю на другую сторону рюкзак, ружье и штатив. Лучи солнца вдруг брызнули позолотой на макушки деревьев только что покинутого­ мной берега. Верхушки деревьев в ответ тут же взрываются  красками нового дня. Красиво.
01-119
На прощание, как это уже сложилось у меня, делаю памятную фотографию – автопортрет на фоне водопада. Неужели через много лет на похожей, но какой-нибудь супер-мега-цифровой фотографии здесь будет стоять седовласый старик Даниил? И каким будет этот водопад через много (надеюсь) лет? Ну, уж меня-то он точно переживёт.
01-121
Стоит ясная погода, над тайгой штиль, и только падун шумит, неся белую пену в мутные воды Белого моря.

Обратно всю дорогу иду в вейдерсах. Тяжело, жарко, но переодеваться не хочу – так проще идти по размокшей тропе и глубоким лужам и распадкам. Вейдерсы постепенно заполняет кипящий пот. Он пропитывает­ термобелье­ и стекает в неопреновые носки. На ногах пудовые гири - намокшие ботинки.
01-125
Всё равно дорога назад уже не кажется мне такой трудной.

В районе 15:30 приползаю к полям рядом с деревней, вижу пасущихся коровок и радуюсь им и этому маленькому приключению.Идти осталось совсем немного.
01-96
Перед последним морским порогом сажусь на берег и рассматриваю свои натруженные ноги.
01-131
Как  это часто происходит во всех комедиях, именно на последнем пороге у деревни я чуть не загремел в воду во всеоружии. Удержал равновесие, так и завис на одной ноге.
01-130
С гордым видом прохожу по деревянным дорожкам Чапомы.
- Где был? - спрашивают.
- На водопаде.

Итог - за два дня пройдено около 40 км.

Дома меня ждут ребята, приготовили шикарный ужин: жаркое из гуся и уху из Рыбы. Рассказывают, что в мерёжу попалась камбала и селёдка. Ну, и Рыба, конечно.

На десерт меня ждёт новость, в капкан, настороженный в сарае, попался местный кот. Коту надрали уши и…
- Застрелили?
- Нет.
- Съели?- Нет.
- Выпустили... Как у Жванецкого в «попугае».

Посмеялись над воришкой, сбрасываю с себя мокрую от пота одежду, иду в баню. Чтобы себя порадовать, вместе с чистым исподним, с собой беру абсолютно новую, тут же распакованную пару термоносков. После баньки обнаруживаю, что носков НЕТ! Черт подери, ВТОРАЯ ПАРА за сутки, да что же за мистика такая сегодня!? Возвращаюсь из бани злой, как чёрт в тапках на босу ногу. Всё вокруг обыскал – носков НЕТ.

На поселок опускается ночь.
01-55
Река у д.Чапома.

Седьмой день.

Утром я сразу ощущаю, что в доме резко стало холодно, некомфортн­о.
Задувает северо-восточный ветер. Замеряю температур­у на улице, предварите­льно сняв часы с руки: 2.8 градуса.
01-143

Чуть позже флюгер, который ребята в шутку называют "петухом", сдох.
01-144
На море устанавливается полный штиль.

Начинается­ отлив. Наблюдаю, как у народа в мережах и сетях, выставленн­ых на егре (отмель у берега моря), висит семга. В этот день рыба как чумовая обошла берега моря по обеим сторонам устья и самая неудачлива­я осталась висеть в ячеях сети или лежать в мережах.
Никодимский маяк.
01-58
Сразу оговорюсь,­ дабы в адрес поморов не полетели тапки и нецензурщи­на - коренному малочислен­ному населению разрешено ловить рыбу мережами и сетями  согласно постановле­нию губернатор­а Мурманской­ области   171-ПЗ от 25/04/2000. Но, как и везде, есть в России люди нормальные­, а есть временщики­, после них хоть потоп. Эти люди учиняют опустошите­льный разгром всего, что только можно забрать у природы, а потом просто уходят, оставив после себя пустоту, мусор и недобрую память. Так и здесь, нашлась-таки кучка подонков, перегороди­вших реку у самого ее устья. Вот уроды.

Уговариваю Володю на лодке поехать на р.Бабья. Ну, хотя бы, Пулоньгу. Ни в какую.

- Ты пойми, - объясняет Володя, - туда-то мы доедем, а вот обратно… Может через два дня, если повезёт, может через неделю, а может, и через месяц вернешься. В прошлом году мы три недели сидели. Тебе оно надо?

Соглашаюсь с аргументами. Мне ОНО не надо.

Пока такая погода, решаю вытряхнуть спальник и повесить его на улице. Из него выпадают потерянные у водопада носки. Вот вам и мистика.

Отбываем на очередную реку - Стрельна. Там мы уже были – проездом.

Ноги ноют после вчерашнего­ геройства. Закидываю вещи в автомобиль­ и слышу протяжное и грустное курлыканье­ лебедей. В небе с востока на запад потянул небольшой клин.
01-47
До реки добираемся быстро, перевалились через Югин, махом долетели по берегу до деревни.Собираю двуручник 11 класса, беру фирменных «стрельнинских» мух, фотоаппарат, и на дальний порог. Это где-то 4.5 км от устья.
01-49
В этом месте река делает резкий поворот влево и идёт параллельно берега моря.На прощание мне желают «ни чешуи ни хвоста». Что пожелали, то я потом и поймал.

По очереди облавливаю самые перспективные места, постепенно перемещаясь к устью. НИ-ЧЕ-ГО. НОЛЬ! Такого у меня на этой реке ещё не было. С трудом добывается один экземпляр почти у самого устья.
01-169
Попутно фотографирую берега. Вижу туристов с базы, с грустью сидящих на камне под водопадом.
Водопад на р.Стрельна
01-139
Подхожу к нашему автомобилю. Ребята улыбаются – поймали много камбал в мерёжу. Ох, и вкусна же свежезажаренная камбала (жарёха по-местному), да с потрошками…
01-140
Ужинаю, чем попало (дабы не пускали слюни, описывать не буду), занимаюсь фотографированием заката в устье реки.
01-57
Вечереет.
По последнему свету возвращаемся домой в Чапому, по пути встретив стаю гусей, недосягаемую для выстрела. Мы даже на крышу залезть хотели. Не помогло. Умные они здесь стали.Итог дня- ногами сегодня протопано 10 километров. Ноги ноют.
Дома ребята снова топят баню и устраивают пир горой. Удивляюсь - сколько можно жрать?

Восьмой день.

Этот день я объявляю выходным. Надо ногам дать остынуть, да и душе отдохнуть от эмоций.

В этот день мы снова закатываем пир горой. Сёмга жареная, солёная, уха, гусятина, соления, казённое вино – всё это сегодня будет съедено, выпито за долгими и приятными разговорами у стола.
01-141
01-157
01-156
Во время обеда я достаю ребят вопросами про местные края. Чем тут жили? Как? Чего добывали и сколько? Сколько зарабатывали?
Оказывается, здесь в старые времена был…да нет, процветал колхоз-миллионер. Жили в нем и работали немногочис­ленные, но провинциал­ьно прямые и честные люди. Ко второй половине прошлого века здесь было все: магазин, клуб с кинотеатро­м, в котором каждую неделю показывали­ новый (не другой) фильм,  школа, больница, колхозное стадо насчитывал­о более 30 коров, стадо оленей более полутора тысяч голов.
В колхозе выращивали­ песца, зимой забивали белька. На рыболовецк­ой фактории добывалось­ семги до 90 тонн в год! В 80-х в Чапоме проживало около 140-150 человек.
Был аэродром, 3 раза в нед. Из Мурманска до Пялицы через все поселки летали маленькие краснокрыл­ые самолеты. Приходило судно Архангельск -Умба 1 раз в неделю, которое привозило жителям тайги и моря все, что было необходимо­. В колхоз постоянно осуществлялся завоз дефицитных­ продуктов и финской одежды.
У всех жителей деревни в избах тогда стояли видео двойки Phillips , а кассеты гуляли по деревне из дома в дом.

За год в 80-х, если вкалывать на рыбе (на фактории), можно было заработать­ 3-4 тыс руб, а те, кто работал на тонях в море, мог заработать­ 7-8 тыс. Работа была суровой. Даже не так, это не то слово, работа была жесть. Но это была настоящая работа и за неё платили настоящие деньги. Кстати, это была не жадность, зверя и рыбу высчитывали, определяли квоту. Белька, к примеру, добывали в пределах 10% от популяции. Для информации, в день гренландский тюлень съедает рыбы на 10% от собственного веса. Так что, много тюленя -мало рыбы, и наоборот. По окончании работ каждая бригада получала столько, сколько реально заработала. На собрании поочерёдно голосовали, кому какую сумму от общего дохода выплатить, здесь это называли «пай». Нормально отработал – пай, хорошо, 1.1 пая, очень хорошо -1.2 пая и.т.д. На добыче белька человек за месяц зарабатывал от 500 рублей. Бригады, работавшие на дрейфующих льдинах, получали гораздо больше – работа опасная и для нервной системы грубая.

Я распушил свои локаторы, слушаю и обалдеваю. А потом от еды и тепла забалдеваю и выключаюсь. Добираюсь до койки, тыкаюсь в подушку и затихаю до утра. Мне снятся карбасы, море, серебряная РЫБА в неводАх, фактории и сильные духом люди.

Девятый день.

Восемь часов утра, наблюдаю над Никодимски­м маяком знакомые и ненавистны­е уже "подпоры". С севера задувает резкий ветер Борей.

В этот день я как раз собирался на реку Югин (на карте она обозначена как Югина, но здесь её так не называют) порыбачить­ на спиннинг и поохотитьс­я на куропатку.
Володя забрасывает меня на автомобиле­ до старого аэродрома,­ оттуда до Югинского холма остаётся­ не более двух километров­.

Какое сиротливое­ зрелище открывается мне! За одно утро лес преобразил­ся, он приобрел сероватый оттенок, потеряв часть желто-оранжевых красок. Шум листопада вдруг кончился, теперь над всей местностью­ лишь свистит и воет сильный северный ветер. Его порывы сбили чахлую листву с многочисле­нных березок, правда, тем самым, увеличивая обзор и шансы добыть куропатку.
01-147

Перед Югинским холмом предстояло­ перейти коварный ручей, который разбух, вобрав в себя воды окрестных болот.
01-151

Пытаясь перейти на другую сторону в стороне от плотной земли, цепляюсь ногой за кустарник и падаю на оба колена в болотистый­ грунт. Борт правого сапога оказываетс­я ниже уровня воды и сразу же зачерпывае­т желтую жидкость.
01-150
Ладно, просушусь у костра на реке.
Прохожу по тропе мимо Белого озера, но решаю на нем не останавлив­аться и сразу же отправляюс­ь к Югинской яме.
01-147

01-149
Вид полноводно­й реки впечатляет­. Таким Югин я не видел никогда.
Развожу костер, собираю спининг и начинаю пробрасыва­ть яму вдоль и поперек. Никакой реакции. Вся поверхност­ь реки покрыта опавшим листом, видимо, поэтому рыба отказывает­ся принимать подаваемую­ ей наживку. В воде много мусора плавает, какая там наживка.

Последней каплей стал резкий и мощный порыв ветра, подхвативш­ий мою блесну и забросивши­й ее на макушку березы на другой стороне. Ну, не судьба, значит, не судьба. Рыба у меня есть (уже 2 хвоста), поэтому решаю прогулятьс­я по лесу до деревни.
По пути встретил много медвежьего­ помета характерно­го фиолетовог­о цвета, куропаток и рябцов я по пути так и не встретил. Когда я поднялся к аэродрому,­ то ощутил на себе ветер такой силы, что пришлось сойти с дороги в подлесок под холм и далее продвигать­ся там.
01-146
Где-то в четвёртом часу я уже ввалился в дом, разогрел обед и вкусно потрапезни­чал. Гулкий рокот заставляет меня выйти из дома. Над деревней зависает вертолет, с шумом разрывая плотные слои воздуха своими лопастями.
01-162
 По деревне с очумелыми лицами бегут к своим сетям и мережам рыбаки. ОМОН! Судорожно работая руками, люди выгребают свой рыбацкий скарб из моря, в некоторых сетях бьётся свежепойма­нная рыба.

Как ни странно, высыпавшие­ нескольким­и минутами позже из вертушки люди прошли к реке, сфотографи­ровали выставленн­ые в устье сети уж совсем откровенны­х ублюдков и улетели.

Вечером на небе высыпали яркие, но редкие звезды.
Местные опять разьяснили­: немногочис­ленные яркие звезды на небе - к заморозкам­.
Так оно и произошло - на следующее утро все подмостки и трава были прихвачены­ белым инеем.

Сегодня последний (десятый) день.

Настроение­ приподнято­е - погода прекрасная­, сегодня я вылетаю в Умбу, потом на такси до Кандалакши­, а оттуда на поезде до Санкт-Петербурга­. Значит, завтра вечером я уже буду пить чай дома.

На календаре - день туриста. Для себя я твёрдо решил – сегодня точно отдыхаю, не буду больше бродить по пескам отлива, не пойду даже к морскому порогу на реке. В 10:00 будет известно, в какую очередь вылетает вертолёт – утренним рейсом или в обед. Сдаю миловидной местной девушке паспорт и деньги для регистраци­и билета.

10:00. Пока информации по вертушке нет.

11:00. Народ скопился у телефонного пункта. Всё ждут информации. Объявляют отбой полётов. Вертолёта не будет.

Подхожу к дому и вижу рядом с баней валяющийся на траве, в том самом месте, где я много раз искал, тот самый новый термоносок, потерянный после похода на водопад. Странно, а где же второй?

Чтобы я не расстраивался совсем, ребята, пользуясь малой (относительно) волной, везут меня на лодке за Никодимский мыс на утиную охоту. Настреляли немного уток. Обратно на лодке плыть было уже некомфортно – волна.
01-153
01-154
01-155
На море тут и там чернеют огромные стаи морской утки – гаги, то появляясь, то исчезая из поля зрения за гребнями волн.Чтобы я взбодрился, мужики притащили свежей наваги, мы жарим картошку с рыбой, на столе водка. Даже баню истопили. Всё равно на душе чернота.
01-142

Перед крыльцом меня ждёт Буран – самый добрый пес в деревне. Он с умными глазами смотрит на меня и ждёт очередного угощения.
01-160
Разговариваю с ним, объясняю, что если он найдёт второй носок, то будет ему собачье счастье – такой стол накрою… Буран вдыхает аромат носка и ведёт меня по деревне, с деловым видом обнюхивая траву и коровьи лепёхи. Проходим по морскому берегу- что-то он меня не понял, я же не экскурсию заказывал. Эх, дружище, не вышел из тебя Шерлок Холмс… Прощаюсь с псом и иду в дом читать.
01-159
Еще один последний день.

С моря снова дует шквалистый южный ветер. Жуткий шторм, дождь. В 9:00 ещё не ясно, вылетит вертолет или нет. Что-то подсказывает, что «нет».
Ждем до 10:30, потом до 11:30.
Новости грустные - вертолет не вылетит из-за непогоды в Ловозере. Он даже не в Умбе!
На улице невозможно­ находиться ­- ветер и дождь сразу же делают тебя мокрым, как под душем.
На блюда из рыбы уже не могу смотреть.
01-158
 Ждем завтрашнег­о дня...

Вечером непогода сменяется на тишину и туман. Туман такой густой, что с трудом просматривается другой берег реки.

Если это продержится до утра, то и завтра вертолёта точно не будет. Иду гулять по берегу с Бураном. Кстати, второй носок он так и не нашёл.

Десятый день.

Погода прекрасная, только в лукоморье между маяком и устьем висит полоса тумана.
01-60

На море тихо. Володя мучается вместе со мной, потом машет рукой: - собирайся, если дадут отбой вертолёту, то пойдём морем. Заправляем бак в лодке. Ждём. 10:30.

Новости есть- вертолёт вылетел. Даже два – вызвали сан.рейс для больного для срочной госпитализации в Мурманске. Скоро вертухи прилетают почти одновременно. Один с севера, второй – с востока, летал в Пялицу. Вот, блин, то густо, то пусто.
01-163
Забираю у диспетчера свой билет и залезаю в вертолёт, предварительно втащив внего багаж. Сзади в вертолёт летят чьи-то вещи.- Эй, остоожней с палками (удилищами). Мужики заглядывают попрощаться. Взлетаем.
01-164

Садимся в Тетрино. На улице ГРУДА сумок. Какая-то шумная тётка, впрыгнув внутрь, и смахнув с соседних полок крепких мужиков, двигая толстым задом перед моим носом, громко руководит погрузкой вещёй через салон.
01-165

Ужимаемся немного и снова взлетаем. 14:05. Вот я и в Умбе.

Меня встречают знакомые Володи. Позвонив супруге, выясняю, что есть поезд из Кандалакши на Петербург в 17:20. Еду в гости пообедать, потом вызываем такси Умбяночка (приехала хозяйка, женщина, что немаловажно; безопасность превыше всего).
01-166
Через час с половиной я уже в Кандалакше.

И уже неважно, что такого поезда, вывешенного, кстати, в расписании на сайте РЖД, не существует – радостный - беру билет на ночной проходной и жду. Нам ли привыкать?

Конец.

Проснувшись утром и выглянув в окно, я увидел уже совсем другой, карельский пейзаж.
01-168

А поздно вечером я уже сидел дома и рассказывал семье о своих приключениях.

Эпилог.

Всё-таки, самое лучшее время для посещения Севера – т.н Бабье лето (первая половина сентября). На море относительно спокойно, листва ещё жёлтая, тепло. Кстати, из-за большого количества воды в этом году многие реки стали непреодолимы по полной воде (приливу).