Поход по рекам Тунгир и Олёкма совершенный на байдарке «Свирь» в период с 14 июля по 2 августа 2011года.

ТУНГИР – ОЛЕКМА

14.07
Поезд № 132 Пенза -  Владивосток опоздал на станцию Могоча на 30 минут.. Дорога  показалась длинная - четверо с половиной суток, в поезде очень жарко. Сильно не торгуясь за 5 тысяч нашли машину до Тупика. Тут же недалеко от вокзала есть мелкооптовый магазин где за 4.5 тысячи мы купили все необходимые продукты для похода. Дорога в Тупик не самая плохая грунтовка ехали 3 часа 100 км. В Тупике были  в 21. 00 ..За мостом в поселок Заречное неплохое место для ночевки и стапеля. Заночевали.  Ночью немного беспокоили проезжающие машины.

15.07  первый день пути

Проснулись в 8.00. Неспеша собрались расфасовали и уложили вещи и продукты, собрали байдарку все под неусыпным надзором местной тощей собаки. Очень жарко, перед выходом искупались и в 12.00 отчалили. Река тихая. спокойная, течение 2-3 км в час воды мало, перекаты мелкие. Несколько раз выпрыгивали и проводили байдарку. Зашли в Зареченск хотели накопать червей, но стоит сушь и червей нет. Шли до 14.30 , купались. Из за приближающейся грозы решили остановиться. Успели поставить палатку и залегли спать проспали полтора часа. Пробовали ловить рыбу,  поймали четыре мелких гольяна – отпустили. Нашли ягоды жимолости но в траве комаров не меряно.стояли на высоком берегу со столом и навесом от дождя. По реке изредка проходят моторные плоскодонки 10 12 метров длинной все под «Вихрями» могу перевозить по тонне груза. Аппетита из за жары нет идем на чае, ничего не готовим. Засыпалось плохо из за разноголосья и гомона птиц.

16.07 второй день пути

Перегрелись!!! Встали в 9.00 очень сильный туман другого берега не видно. Аппетита нет попилили чаю с лавашем и вышли на воду в 11.00 Хорошо было идти  пока не расселся туман  до 12
Потом вышло солнце и мы начали вариться. купались весь день где только можно. Пили ледяную воду из ключиков как из холодильника. Сделали 5 переходов. В 16.30 из за близости грозы решили остановиться и за 5 минут поставили палатку и разгрузили байдарку, оказалось ложная тревога грозу пронесло мимо. И опять солнце  - кожу обжигает. Ночевали на песчано – галечной косе. Комаров немного, появились оводы 2х мастей. Купание не спасает, Наташа подпалила скулы. Варили гороховую кашу но не доварили и так пойдет. Виден хребет. Нашли красную смородину. Спали хорошо – крепко.

17.07 третий день пути

Ночь была лунная и звездная. Проснулись в 7.00 над водой плывет туман. Попили чаю вышли в 9.30. Обилие перекатов. Местами очень мелко, кое где пришлось выскакивать перекаты длинные фарватер сложный. Не заскучаешь. После каждого перехода купание у каждого ключика водопой. После четвертого перехода подошли к новому очень красивому зимовью, расположенному на скале у впадения реки. Зимовье с зелёной крышей ещё не до конца оборудовано, на стенах рога животных и даже полка с книгами. Со скалы рыбачили поймали пару гольянов. Дальше начали искать Мадьярский порог. Сначала увидали могилу мадьяров. На первом пороге скопление камней в русле пару камней зацепили, захлестнуло волной – шли весь поход без юбок. Второго порога не видно только слышен шум. Пока не въехали не поняли – черпанули хорошо. Устали, жарко, а стоянки все нет. Берег высокий. Подошли к острову решили идти левой протокой думали проскочим, а протока подумала фиг вы у меня проскочите. Так мелко, что даже  пустую байдарку вести невозможно. Разгружали байдарку прямо в воде носили вещи на берег. А так как уже очень устали решили здесь и заночевать на галечнике. Аппетит проснулся, быстро на примусе вскипятили чай, поели. Купались в протоке – вода по колено. Рыбалки не было. Аппетит перебили удачно решили вечером не готовить. Закоптили рыбу и легли спать. Засыпали под шум переката.

18.07  четвертый день пути

Проснулись в 7.00, перенесли байдарку на 150метров вниз по протоке. Туман стоял недолго. На солнце сразу стало жарко. Вышли в 9.15. останавливались у огромной стены на повороте реки – место очень красивое. Купались беспрестанно - очень жарко. На самом перекате видели сакжоя - это дикий олень. Он купался, мы ему помешали. Он все оглядывался, а мы перестали грести, чтобы не спугнуть. Байдарка неуправляемая летит в перекат, а мы пытаемся поймать его в объектив фотоаппарата. В общем, картинка маслом. Часа в два нашли тенёк, и минут сорок приходили в себя. На ночлег встали около четырех – от жары совсем ошалели. Искупались и легли на коврики во внутренней палатке -  проспали час. Проснулись от сильного порыва ветра. Грохотало. Вдали видно как горит тайга – дым столбом. Поймали пять гольянов, пожарили, сварили картошку. Ужинали уже в 10.30.  Лес в основном лиственничный очень густой с очень сильным подлеском, под ногами валежник – ходить невозможно. Видели первых лягушек и чаек. А людей никого. Такое ощущение, что на реке мы одни. Песок на берегах весь в следах разных зверей – одни очень похожи на медвежьи. Вечером наблюдали, как муравьи таскают крошки – очень забавно.

19.07 пятый день пути

Проснулись кто в 7, кто в 8. Вышли на воду в 10 – поздно. У впадения реки ловили гольяна. Еще раз останавливались - ловили чебака, ловили на оводов которых били на себе. Потом пробовали на сыр косичку – плохо. Везде купались. Жарко!!! Встретили местных мужиков из Гули  - они ночью утопили газушку. Теперь вытащили и ремонтировали на галечном пляже. В реке много бидонов то ли с рыбой, то ли с мясом. Высаживались у зимовья, где 5 взрослых и пятеро детей. Разговаривали,  пили чай.  Они сказали, что до поселка Гуля - 30 км. Мы в этот день прошли ещё 10 и встали на косе истоптанной  неведомыми зверями. Наконец закапал ленивый дождик – еле смочил землю. Засыпали под хор вампиров. Столько еще не было. Ужас!!!

20.07  шестой день пути

Спали хорошо, проснулись в 7. Туман быстро рассеялся, появилось солнце. Вышли в 9.20. После первого перехода поймали 4 чебака. Оводы кончились -  ловить не на что. Все утро грохотало, но солнце за тучами скрылось только в два часа. Идти стало легче, временами налетал ветерок. Тайга уже не горит, но запашок остался. Плесы стали длиннее, повороты реки более пологие. В 15.00 прошли Гулю – не заходили. В деревне магазина нет, живет 50 -60 человек – в основном охотники. У деревни очень сложный перекат, русло прыгает то влево, то в вправо. Местные на моторках и то цепляют камни. Что уж про нас говорить. Отошли от деревни километров пять и встали на правом берегу на изгибе реки. Вдали горы, река узкая, глубокая.  Подозрительно мало кусачих. Ходили голыми до 19.00. Потом пошел маленький дождь. Начали рыбачить на спиннинг. Поймали четырех окуней 300 – 500 гр. И в 22.00 когда собирались уже спать поймали щуку на 2кг. Провозились с рыбой целый час. Завтра рыбный день. Пожарили и съели чебаков. Сварили уху из окуней. Подсолили щуку – завтра будем жарить. Легли уже в 23.15.

21.07 седьмой день пути

Утром жарили щуку. Ели уху, запекали окуня – получилось очень вкусно! Вышли в 9.20 туман уже рассеялся, солнце вовсю, но пока терпимо. После четвертого перехода спеклись окончательно. Решили перекусить, попить чаю и отсидеться в теньке. Наблюдали как мальки делят рыбу, брошенную в воду. За день прошли около 40 – 45 км. Вечером подплывали двое охотников из близлежащего зимовья. За день поймали 5 окуней. Умираем от жары, комаров тьма.

22.07 восьмой день пути

День экстрима. С утра комариный экстрим – даже не дали нам позавтракать. Тумана не было – хмуро. Идти хорошо – душа поёт. Через полтора часа экстремальная рыбалка – 5 окуней и щука на 1.5 кг. Только порадовались – жизнь вроде налаживается, как начало грохотать и пошел  мелкий дождь. Мы были довольны. А потом начался душ шарко – сильный крупный ливень с ветром. Идти было нельзя, причалили к берегу - переждать. Промочил до трусов, вдобавок промок фотоаппарат,  хотя был в кармане анорака в чехле. Дождь немного утих, и мы начали интенсивно грести, чтобы согреться. Дождь всё не думал заканчиваться. В результате прошли за день 50км. Встали на косе, размером со взлетную полосу. Под дождем залезли в палатку, выпили спирту – замерзли очень и одежда вся сырая. Попили чаю, залезли в тёплые сухие спальники и заснули. Проснулись в 20.30 от того, что кончился дождь. Комары тоже рады - изголодались. Дров мало, но все равно развели костер и подсушили штормовые костюмы. Жарили рыбу, запекали окуней. Отбились в 12.15.

23.07 девятый день пути

Проснулись на аэродроме - ни тумана, ни солнца. Идти было очень тяжело – клонило в сон. Река изменилась, кругом горы, берега заросли травой. На утренней рыбалке поймали 8 окуней. Рыбой уже объелись. Завтра мораторий на рыбную ловлю. До Средней Олекмы осталось 40км. Завтра нужно пройти 45км. Легли рано в 21.30.

24.07 десятый день пути

Ночью Наташу напугал таймень, так бухнул, как бревно. Встали рано, в комарином царстве было 6.15. Зато быстро вышли в 8.20 Шли практически без остановок. До Олекмы 4.5 часа – хотелось прийти днём. Деревня на высоком каменистом берегу, живет 80 человек, две улицы богатых и бедных, как в сказках. Один магазин вообще закрыт, во втором практически ничего нет, завозят из Тупика, а так как река обмелела два месяца ничего не завозили. Хозяйка магазина, милая женщина, продала из личных запасов две банки огурцов и две помидор и в нагрузку целый пакет малосольных огурчиков. Пока я ходил в магазин, Наташу у байдарки поливал хороший дождь. Сразу на берегу стали есть огурцы – объеденье. В течении дня несколько раз принимался дождь - то мелкий то, крупный. Иногда дул порывистый ветер, иногда жарило солнце. Но в целом нормально. От Олёкмы отошли километров 6. Река Олекма широкая, могучая с высокими скалами по берегам, более полноводная. За каждым поворотом открываются широкие панорамы – дух захватывает – красиво. Вечером поймали щуку и окуней. Сварили уху, запекли окуней. Легли в 23.00. километраж надо пройти большой, а дней осталось немного. В день выходит по 40 -50км. Наша средняя скорость в низовьях Тунгира составляла 7 - 8 км\час.

5.07 одиннадцатый день пути

Хмурое утро, тумана нет. Вышли в 8.30, до обеда шли четыре перехода. Идти комфортно, солнца нет, дождя нет. Плесы длинные, пейзажи живописные, панорамы прекрасные. Обедали в 14.00 Долго искали место ночевки, прошли пешком несколько аэродромов, но для палатки места не нашли – помол булыжника не тот. Рыба не ловиться. Вечером доели последних окуней. Вечером напекли пончиков и пожарили вчерашнюю щуку. Вечером на реке фантастическое освещение. Стоим напротив скал у очень чистого ухоженного зимовья. Вечером небо прояснилось, и разу похолодало. Спать легли в 23.00.

26.07 двенадцатый день пути

Спали классно, прохладно. Утром сильный туман и обильная роса. Вышли в 8.45, туман ещё не рассеялся. Попали в очень мелкую протоку, 500 метров проводили байдаку, шли по колено в воде. Туман рассеялся только в 11. На первом привале никого не поймали, зато на втором - щуку килограмма на 3 и два окуня. На третьем переходе попался щуренок. Видели лебедя - выплывал из реки. Пытались  фотографировать – далеко. Много отвесных скальных выходов. Встали на летном поле – помол нормальный, напротив скал. Пытались испечь лепёшку. Мошка заедает. Купались в ванне – очень мелко на нашем берегу. Солнце село в тучу, но здесь это ни о чем не говорит. На Олекме ещё никого из людей не встретили, на Тунгире оживленней. Но зимовий здесь больше. Заканчивали день тоже вброд. Поняли почему в байдарке много воды – отклеилось заднее очко на одну треть. Легли около 23 часов.

27.07 тринадцатый день пути

Я спал очень плохо. В 4 утра пошел дождь. Вода прибывает уже второй день. Место открытое, невысокое, боюсь не смыло бы нас. Дождь не прекращался до 10 часов. В 10.00 вышли. Видели купающегося лося, ветер был на нас. Течение очень сильное ветер в морду. Встретили первых людей на Олекме, они сказали, что до Усть-Нюкжи  150 км. Только сели обедать - начался дождик но быстро закончился. Рыбалки никакой. В швере встретили катер – охотник, двое детей и две собаки. До Нюкжи 120 км. После обеда шли 2.5 перехода долго искали стоянку, встали в 18.30. напротив горелой горы. В 20.00 сели ужинать и вспоминать добрым словом хозяйку магазина в Средней Олекме. Без её соленостей пьянка бы не удалась. Сегодня первый день без купания.

28.07 четырнадцатый день пути

Утром собирались под дождём. Из палатки не хотелось вылезать. Вышли в 9.30 погода пасмурная местами дождь. Течение сильное, мощные, шверы. Вечером пекли хлеба – начинает получаться. Засолили маленького ленка. Появилось очень много мух и мошки – комаров почти нет. Засыпали под шум мелкого дождя. До Нюкжи 85 км.

29. 07 пятнадцатый день пути.

Проснулись в 5 утра, вода в реке поднялась на метр и стала подтапливать палатку. Пока Наташа меня разбудила, пока все собрали и выкинули вещи на каменную грядку, что на пол метра выше, вода уже под днищем палатки и собирал её уже по  колено в воде.  Вода унесла мыло и моющее, что лежало на берегу – других потерь вроде нет.
А дождь всё шел. Собрались и вышли. По карте выходило, что близко должно быть зимовье. Но дело в том, что не все они видны с реки. В 7.00 увидели под яром моторку и поняли, что зимовье где-то здесь. Мокрые поднялись. Зимовье оказалось жилым. Постояли,(время –то раннее),но начали мерзнуть и постучали.
Принял нас очень хорошо, сразу растопил печку, согрел чай. Живет в зимовье охотник Анатолий Савин. Весь день рассказывали друг другу байки. Анатолий или как все его здесь зовут Толик, затопил баньку. Со вчерашнего дня у него лежала разделанная щука, пожарили. У Толика есть друг – собака Бим. За все время только один раз подал голос (ночью)
Толик очень интересно рассказывал о животных, его окружающих. Рассказывал как о соседях. За день вода поднялась ещё. Пару раз подтягивали байдарку и моторку. А река уже начала подмывать яр. В конечном итоге пришлось завести лодки в ключик, вода в котором тоже прибыла и разлилась (его подперло водой из реки), и Бим уже не мог перебежать на другую сторону, чтобы погонять зайцев.
Спать легли в палатке. Выспались замечательно.

30.07. шестнадцатый день пути.

С утра собрались, распрощались и отправились. За это время вода ещё поднялась, стала холодной и мутной. О рыбалке теперь придется забыть. Дождь то прекратится, то начнется опять. Прошли Рубцы. Действительно очень похоже. Картина завораживающая. Искали стоянку, подсказанную Толиком. Наши любимые косы все затопило. Стоянку нашли, но чуть не проплыли. Пришлось пересекать реку, а течение стало быстрым. Стоянка классная, на высоком берегу. Щитовой домик, чисто, место для костра, лавочки, столик на улице, туалет. Хорошая, большая площадка, с «наблюдательным постом» с которого открывается замечательный вид на горы и реку. Когда пришли, дождя не было. Для интереса затопили печь. Стало очень жарко, зато всё высушили.  Перебрали все остатки (часть ещё раньше отдали Анатолию).
Вечером подошла моторка. Двое ребят, лет под 30 и ребенок – 7 лет. На носу, как всегда пара собак. Поболтали часок, им не хотелось уезжать – начался дождь. Посидели за чайком.
Ночью начала в двух местах протекать крыша, но несмотря на это спали хорошо.

31.07. семнадцатый день пути.

Встали как обычно. Сильный туман – не видно ни гор, ни реки. Сидели, гадали – будет погода или нет. Пока гадали, пошел дождь, но туман не рассеялся. Весь день мучаемся без дела – непривычно сидеть на одном месте. Наблюдаем туманы. Бьем в ломике мух. Затопили печку, испекли лепешку. Попробовали сделать картошку фри, получилось не совсем то. Купались 2 раза. Солнце как украли на момент купания. Вода ледяная, градусов 12. И всё равно хорошо.

1.08 восемнадцатый день пути

Утром встали – идет дождь. Неспеша собирались. Из ключиков натягивает туман и заполняет всю реку. К 11часам дождь закончился и мы пошли. Хмуро но тепло. За два часа прошли 32 км. За пол часа до поселка начался сильный ливень, гребли не останавливаясь, чтобы не замерзнуть. В дождь причалили. Пока ходил в поселок дождь закончился и вышло солнце. Подъехал Игорь и на машине увёз байдарку и вещи в дом. Вещи сложили в гараже, байдарка сохла во дворе. Хозяева позвали завтракать. Затем пошли в баню. Погуляли по поселку. Пименовы оставили нас ночевать в летней кухне.

2.08 поезд

Утром сходили в магазин купили продукты в дорогу. В 12 часов Игорь увез нас на переправу через реку Нюкжа. Переправлялись на моторной лодке 30 рублей с человека. Река мощная, полноводная, течение сильное. На другом берегу нас ждала машина, друг Игоря увез нас на вокзал в Юктали. Вокзал большой, красивый, но пустой.  Комнаты отдыха нет.  Магазина нет, перед поездами работает буфет. Через 40 минут наш поезд. Тында – Кисловодск.

Выводы и рекомендации по походу.

Лучшее время для путешествия в этот район с 15 июня по 15 июля – медведи уже ушли от реки, а мошка появляется после 20 июля. Но пугач от медведей лучше иметь, хотя бы ракетницу. Реки байдарочные, на катамаране можно идти только в большую воду. А когда она будет? В большую воду проблемы со стоянками – все косы затоплены. А зимушек хоть и много, не у каждой поставишь палатку. На рыбу, щука, окунь можно рассчитывать ели не попадешь в момент подъема воды. Грибы и ягоды проблематично. По тайге ходить очень тяжело. А кое где и просто невозможно.