Перевал Козьи Ворота

6 июля

Перевал «Козьи Ворота» имеет высоту 1760 метров. Перевал «Козьи Ворота» название получил потому, что по нему копытные совершают переход из долины реки Харатас в долину реки Туралыг.

Вышли рано, в 7:20. Тропинка сразу идёт с набором высоты, а когда подходит к склону, крутизна её резко увеличивается. Местами даже лезть приходится. Вдобавок она скользкая, что добавляет трудностей. Ступени на тропе иногда были для меня слишком высокие, ползком на них, на коленках.

Пройдя крутую часть подъёма, смогли оглядеться и полюбоваться открывшимися видами.
По мере подъема видны новые водопады
Озеро Харатас сверху
Оператор за работой

Потом тропинка стала положе, идти проще. Местами она шла по ручью, по зарослям ивняка и карликовой берёзки,

Местами тропа проходит через заросли
Впереди перевал Козьи Ворота

потом вышла на альпийские луга, где была масса разнообразнейших цветов. Постепенно она вышла на перевал (мт 39).

Вершина Верхний Зуб
На седловине перевала Козьи Ворота

Выйдя на перевал, мы поняли, что очень устали и отказались от радиального выхода на Старую Крепость, который планировали дома.

Естественно подошли к «Мячику» и потолкали его, для смеха. Как же, местная достопримечательность.

Камень «Мяч»

Тропа вниз идёт, наверно, от туров, которые стояли от нас в отдалении. Мы пошли сначала без тропы, благо там относительно ровно и просто – поле с мелкой травкой. Потом мы вышли на тропу и пошли вниз.

Верховья долины р. Туралыг

По тропе дошли до границы леса и вместе с ней углубились в тайгу. Иногда она пересекала короткие участки осыпей, потом подошла к Туралыгу (мт 40) и ушла на другую сторону. К этому мы были готовы, т.к. знали, что есть участок на нашем правом берегу без тропы. Сначала была какая-то неясная тропка, потом она растаяла, и мы оказались один на один с тайгой.

В верховьях Туралыга

На карте именно здесь тропа отсутствует. Участок небольшой, но всё-таки. Мы ломились через тайгу, выбирая путь полегче. Но всё равно было непросто и тяжело. Вышли на трек, на который ориентировались. Путь шёл то по луговым участкам с высокой травой, то мы пересекали полосы кустарников, ручьи. Постепенно рельеф вынудил нас спуститься к реке. При спуске иногда мы видели следы людей: то веточка обломана, то мох на камне свезён. Спустившись к реке, мы наткнулись на хорошую набитую тропу (мт 41). Кстати, именно здесь она появляется на карте.

По тропе вверх-вниз, с гривы на гриву, через болота, впадинки, ручейки мы вышли на стоянку у Туралыгского водопада (мт 42). Время 15:50. От озера Харатас до Туралыгского водопада всего-то 6,5 км.

Бивак выше Туралыгского водопада

Обед не стали готовить, т.к. вскоре ужин. Просто вскипятили полный котелок чая и с колбаской перекусили.

Потом сходили к Туралыгскому водопаду (мт 43), снимали его.

Туралыгский водопад
Туралыг ниже водопада
На Туралыгском водопаде

Туралыгский водопад – один из самых красивых и малопосещаемых (из-за труднодоступности) водопадов на Зубьях.

К ужину собрали большой пучок черемши (для салата), которая в изобилии росла на болотистых участках.

Днём было жарко, мошка донимала, а вечером тучи, цепляющиеся за хребты. Гремел гром. Вечером дождь видели только внизу, в долине, а когда мы легли спать, он пришёл и к нам. Поливало полночи.