Низовья Белого Июса. 15 (полдня) – 16 июля

15 июля (полдня)

По мере продвижения по Июсу, он становился проще, островов почти не было, течение замедлилось. Отмели (песчаные и галечные) встречались крайне редко. На одной из них после Солёноозёрного мы пообедали, изнывая от жары. Запрячешься в тень от кустов, комары и слепни набрасываются, вылезешь на солнышко, чувствуешь себя, как на сковородке. Искупались и помылись.

Здесь, во время обеда, впервые заварили чай Каркаде, который Владимиру продали в Солёноозёрном. И он нам очень понравился – кисленький, приятный. В эту жарищу прекрасно утолял жажду, к тому же очень полезен.

После обеда вместе с рекой обогнули гору Сарат, которая по конфигурации однотипна со знаменитыми Сундуками, но ещё выше.

Впереди г. Сарат
На Белом Июсе

Пересекли автомобильный мост, а по левому берегу на некотором расстоянии пошла железная дорога.

Июс стал однообразным, широким. По берегам стеной стоят ивовые кусты, мест для причаливания нет. А в глубине берега часто стали видеть стада коров, табуны лошадей, отары овец.

Первое место, где мы после обеда вышли на берег, и стало нашим биваком (мт 69). Немного не доплыли до села Кобяково.

Вечерний закат говорил о надвигающейся перемене погоды.

Поздно вечером мимо нас проплыли рыбаки на резиновых лодках. Жаловались, что рыбы нет.

Прошли 42,2 км

16 июля

Утром проснулись под стук дождя. А т.к. тент с вечера не был натянут (да и трудно его здесь натянуть – мелкие слабые кусты), то лежали до тех пор, пока стук не прекратился. Небо затянуто облаками. Завтрак на газе, возиться с сырыми дровами нет желания.

Вода на реке активно падает. Мы по давно укоренившейся привычке на ночь ставим метку уровня.

Выплыли под слабо моросящим дождём и равномерно пошли по реке. Ближе к обеду дождевые облака превратились в чёрные низкие тучи, которые опустились ниже окружающих невысоких гор и то там, то здесь на этих широких просторах мы видели «стены» дождя.

«Знойная» Хакасия»

Попалась небольшая галечная отмель, и хотя обедать было ещё рановато, всё равно остались тут (мт 70), т.к. неизвестно, когда встретится следующая. Но эта отмель была водопоем для коней, которые паслись неподалёку. И нам очень не хотелось, чтобы этот табун пришёл пить водичку, пока мы тут расположились. Поэтому на обеде спешили.

Приготовление обеда и сам обед – под дождём.

Местность – степи, по берегам кусты и редкие низкорослые деревья. Степи сейчас все цветут, даже под дождём временами вплывали в очень приятное благоухание. И наслаждались.

После обеда дождь на некоторое время прекратился, а небо стало всё рельефное, феерия туч разнообразных оттенков – от белого до чёрного. Плыли и без конца снимали эту фантастическую картину.

Мост через Белый Июс

Потом одна из этих тёмно-синих туч достала нас, хотя мы активно уходили от неё. И начался сильнейший ливень. Мы ткнулись в болотную траву (причалить некуда), закрылись тентом и переждали. Когда дождь стал мелким, не спеша пошли вперёд, чтобы не догнать ту тучу, от которой прятались. Поэтому почти не гребли, просто сплавлялись по течению.

Белый Июс

Проплыли Кожухово, которое сильно пострадало от пожаров в 2015 г. Сейчас бросается в глаза, что на берегу стоят симпатичные одинаковые дома, построенные на месте сгоревших.

Начали встречаться песчаные отмели, но становиться на бивак ещё было рано. Когда же подошло время, ни одного места, пригодного для ночёвки. По одному берегу – сплошное болото, по другому – пастбища со стадами. Мы плыли и плыли, ожидая за каждым поворотом изменения ситуации. Так незаметно, в поисках места ночлега, доплыли до стрелки с Чёрным Июсом, который быстрым и чистым потоком вливался в Белый Июс. Два Июса образовали Чулым. И всё сразу изменилось на глазах.

Если на Белом Июсе мы практически никого не видели, то тут на обоих берегах многочисленные рыболовы, машины, мотоциклы, лодки. Все ловят исключительно на спиннинг с разными насадками, но чтобы кто-то что-то вытащил, мы не увидели.

Чулым бежит гораздо стремительнее, чем Белый Июс в низовьях, вода чище, на берегах появились деревья. Стало полно галечных отмелей и островов. Отойдя от деревни Малый Сютик (находится на стрелке Июсов) несколько километров, на одном из галечных островов, мы устроили себе бивак (мт 71). Выбор на него пал потому, что тут большой залом, а, значит, дров полно.

Прошли 43,5 км.

Всего по Белому Июсу (согласно навигатору) прошли 203 км, значит, это его длина (без учета Пихтерека).

Вечером небо серое, низкие облака, но не такие угрожающие, как были весь день.