Вдоль Малого Казыра. 28 июня – 1 июля

28 июня

Самый тяжёлый день похода, т.к. он начался на рассвете в Новокузнецке (а в поезде фактически бессонная ночь), включил в себя подъезд и переход через Шорский перевал.

11 часов. Жарко. Тишина, которую нарушает только громкое пение птиц. Слепни атакуют, но мы рады, что, наконец-то, оказались на природе. Переоделись в походную одежду, на ногах кроссовки, и мы сразу почувствовали себя очень комфортно.

Побрели по дороге в направлении Шорского перевала. Первый отдых на ручье у приюта Алгуй.

Перед приютом "Алгуй"

Закрыт. Близко не подходили. Кстати, до приюта Алгуй ещё шла дорога, но для больших машин она, наверно, узковата. Далее только тропа, которая вывела нас к приюту «Снежный Барс» (мт 02).

Мемориальный комплекс «Снежный Барс»

Оставив рюкзаки у тропы, сходили к приюту. Здесь расположен мемориальный комплекс памяти кузбасским альпинистам, погибшим в 2006 году под лавиной при восхождении на восьмитысячник К2 (Чогори).

Приют «Снежный Барс»
http://www.climbing.ru/forum/all/topic_360/  –  «Ушел в нагорный мир по каменной скале. Юрий Утешев». Он вошел в историю как тысячный альпинист, достигший высшей точки Земли – вершины Эвереста. «Снежный барс».
http://www.climbing.ru/forum/all/topic_325/  – «Когда звезды падают. Александр Фойгт». Первый российский альпинист, поднявшийся на Эверест без использования кислородной маски. «Снежный барс».

В честь «снежных барсов» Утешева и Фойгта и назван приют. В самом приюте собраны фотографии и личные вещи погибших альпинистов.

Рядом с приютом находится часовня в честь Воздвижения Креста Господня.

Часовня у приюта «Снежный Барс»

В часовне вместо традиционных икон, которые могли бы испортиться из-за низких температур зимой, скульпторы изготовили три мозаичных иконы и витражи в окна.

Чуть повыше приюта у тропы стоит беседка, рядом ручеек и колодец с освященной водой, где мы перекусили теми продуктами, что остались с подъезда. И отправились на Шорский перевал в хребте Тигер-Тыш. По этому хребту проходит граница между Кемеровской областью и Хакасией.

Тропа в тайге хорошая, местами сырая, через болотинки переброшены мостки из бревен.

Перед Шорским перевалом

Подъём незначительный, и выход на саму перевальную седловину можно не заметить, правда, там, на деревьях, висело несколько ленточек, и мы посчитали, что это и есть седловина (мт 03). Спуск по более крутой тропе, с которой вскоре виден Рубановский стан. Не заходили. (Назван в честь Н.Д.Рубана – спонсора, внёсшего немалый вклад в развитие туристической инфраструктуры на Поднебесных Зубьях.)

Переход Куприяновского ручья

Далее тропа с бродом через Куприяновский ручей (назван в честь трагически погибшего в лавине исследователя Кузнецкого Алатау, топографа Григория Куприянова) ведет через тайгу вдоль ручья и приводит к огромному курумнику, спускающемуся с пика Поднебесный (Пик Дураков). Камни больших размеров, часто плоские, по которым по краю осыпи и проложена тропа. Под камнями шумит вода, между камнями топко. Когда пару раз вступили в эту грязь, поменяли наши кроссовки на сапоги. Идти по тропе на курумнике, можно считать, легко, как по лесенке, но нам было очень тяжело. Эх, сбросить бы лет тридцать, тогда прыг-скок, и нет курумника, а тут с каждого камня мне приходилось слезать, т.к. больные коленки не позволяли глубоко шагать вниз, а тем более прыгать, поэтому он показался мне бесконечным.

Встретили пару ребят, идущих вверх, которые сказали, что нам повезло, т.к. три дня назад, когда они тут шли, перебродить Куприяновский ручей в курумнике было архисложно – мощный напор воды сбивал с ног с неудобных на переправе камней, и им очень досталось.

Мы мало отдыхали и спешили вниз, т.к. с пика Поднебесный наползала огромная туча. Очень не хотелось, чтобы она застала нас на камнях. Мокрые камни добавили бы нам проблем. К этому времени мы сильно устали.

Наконец, курумник закончился, мы вздохнули, но оказалось, что радоваться рано. Тропа после курумника идёт всё также вдоль Куприяновского ручья, на котором вскоре начались прижимы. Нам пришлось трижды подниматься на склон, обходя их. Иногда тропа шла краешком вдоль отвеса, эти участки нам тоже тяжело давались, т.к. сил уже никаких, а вестибулярный аппарат от усталости плохо работает. Того и смотри мотанёт, и улетишь вниз.

Примерно к семи часам вечера, немного не доходя до Куприяновской поляны, вышли к уютной стоянке (мт 05).

Бивак на Куприяновском ручье

Мы были совершенно обессилившие, т.к. после перекуса у беседки до Шорского перевала мы пили только воду, которая тут же выходила из нас обильным потом, и пить еще больше хотелось. Мы пили, и всё повторялось.

Кстати, туча нас во время движения не догнала. А на хребте всё время был виден дождь, который пришёл, в конце концов, и к нам, но уже после того, как был приготовлен и съеден ужин, и только чай мы пили под тентом с чипсами, которые нам подарили в вагоне. Солёненькие чипсы после сильнейшего потоотделения были очень кстати.

По пышной растительности можно судить, что дожди тут идут регулярно. Высота травы, через которую проложена тропа, выше нашего роста. И очень много борщевика, прикасаться к которому не рекомендуется во время цветения из-за его ядовитости именно в этот период, но куда от него денешься, если он повсюду, его мощные белые головки везде.

На Куприяновской поляне

Из деревьев в основном пихта с вкраплениями берёзы и рябинок.

И еще. На одной из многочисленных стоянок, которые нам попадались по пути, нашли полпакета сухой картошки (~120 г), стоял у кострища на земле. Немного подумав, подобрали её, т.к. начинали понимать, что сам поход по Поднебесным Зубьям по дням может удлиниться. А у нас продуктов на 10 дней, по 500 г на каждого.

За весь день прошли всего-то 7,4 км, а вымотались основательно.

29 июня

Дождь шёл всю ночь, утихомирился только утром, и мы крепко спали под его стук, наверно, часов двенадцать.

Утром, не смотря на почти сто процентную влажность воздуха, без труда разожгли костёр, т.к. с вечера, невзирая на усталость, укрыли под тентом сухие дрова.

Отправились  в путь около одиннадцати и по ровной тропе среди высоченной травы вышли на Куприяновскую поляну, где тоже есть несколько стоянок, но расположены они на луговине, до деревьев, до дров далеко. Стоянка, на которой мы ночевали, по сравнению с этими, была очень уютная. Далее по тропе дошли до Куприяновского приюта (мт 06), с которого открывается красивый вид вверх по долине Малого Казыра.

Река Малый Казыр
«Куприяновский приют»
Порог на Малом Казыре

Рядом ревёт мощный порог, чуть ниже которого через Малый Казыр натянута навесная переправа и рядом сделаны качели, на которых я чуть-чуть покаталась. Здесь же, в беседке, подобрали немного риса (~150 г), и это была последняя наша продуктовая находка в Поднебесных Зубьях.

Тропа вдоль Малого Казыра хорошая, однозначная, потерять её невозможно. Встречаются прижимы, где тропа, обходя их, круто лезет вверх, потом также круто спускается вниз. Есть и болотистые участки, но болото некритичное.

Вдоль тропы часто встречаются биваки на разный вкус.

Нам навстречу прошло несколько групп молодежи. Идут быстро, не то, что мы, рюкзаки лёгонькие. Но и у них не всё благополучно: один молодой человек шёл босиком по камням, по корням, по грязи, а сверху рюкзака болтались сапоги. Мы сделали вывод: наверно, так сильно истёр ноги, что бить голые ноги проще, чем носить имеющуюся обувь.

Из препятствий, встретившихся нам в этот день, можно отметить наклонное бревно через приток Малого Казыра (мт 07). Оно находится высоко над водой, что вызывает законный трепет при его прохождении.

Переправа по наклонному бревну

Перед бревном мы остановились, чтобы осмотреться. С нашей точки зрения лучше брод, чем переправа по бревну в условиях сильной усталости. Пока мы осматривали ручей выше бревна, нас догнала группа приютчиков, шагающих на работу в приют Высокогорный. Нашу проблему они мгновенно поняли. Пока Володя переносил свой рюкзак по бревну, один из приютчиков подошёл ко мне, забрал мой рюкзак и элегантно доставил его на другой берег. Правда, сначала он надел его на одну лямку, несколько шагов и он понял – не тот случай, и вот уже рюкзак сидит на нём по всем правилам. А мне без рюкзака шагать просто, но вниз (на всякий случай) я не смотрела.

Кстати, потом мы увидели, что сами приютчики по бревну не пошли, а спустились к устью притока, там перешли его и продолжили движение вдоль воды. И это, наверно, правильно, т.к. тропа после бревна круто по скалкам лезет вверх, а потом также круто по глинистому скользкому склону спускается к урезу воды. Они упростили и сократили свой путь. Что же нам не подсказали?

Хотя биваки вдоль Малого Казыра в этот день встречались очень регулярно, наверно, через каждые 500 м или даже чаще, в момент, когда мы приняли решение дальше не ходить и заночевать перед притоком Крутой, они вдруг закончились. Пришлось устраиваться прямо в тайге у тропы. Правда, сначала даже сделали разведку без рюкзаков в поисках места ночёвки. Боже мой, какая разница! Пустой идёшь, не замечаешь ни этих подъёмом, ни спусков, всё легко и просто. А с рюкзаком каждый шаг – как бой.

На теневом берегу Малого Казыра начали появляться жарки, а то нам стало казаться, что мы их уже и не увидим.

За день прошли 7,9 км.

А вот ужин съесть не смогли, хотя он был приличный – рис с колбасой. Чуть-чуть поклевали, и нас начало тошнить. Оставили еду до утра. Одной из причин нежелания есть могло быть то, что вначале, до основного ужина, мы выпили чай, без сахара, без других добавок, просто пить невыносимо хотелось. Желудок наполнился, и каша не полезла. И вообще, очень много пьём, и всё выходит через пот.

30 июня

Утром не съеденный ужин с удовольствием употребили. Оказывается, вкусно.

Ещё не было и восьми, как по тропе подошли к ручью Крутой. Здесь развилка: налево уходит хорошая ровная тропа, вниз – крутая и неудобная. И шагать надо именно вниз, хотя так и хочется свернуть влево.

Ручей Крутой идёт двумя потоками. Через ручей навешены перила (мт 10),

Переход через ручей Крутой

но для меня они были высоко, еле доставала, идти по ним мне было очень неудобно. На таких маленьких они, видно, не рассчитаны. В итоге бросила и перешла ручей самостоятельно, благо вода небольшая, и проблем на броде нет. Здесь же на берёзе табличка – погиб парень на переправе через ручей Высокогорный, а тело нашли через три месяца в районе ручья Крутой. Поэтому табличка здесь.

Далее тропа выводила нас ещё к паре ручьев. Там броды совсем простые. Но перед каждым ручьём крутой спуск и такой же крутой подъём.

Были варианты тропы, где она раздваивалась. Но так как мы здесь впервые и всех нюансов не знаем, то всегда выбирали наиболее натоптанную. Пусть она длиннее, пусть имеет больше подъёмов и спусков, зато точно не заблудимся.

Через ручей Высокогорный, вливающийся в Малый Казыр двумя круто падающими потоками, переброшены мостики из брёвен (мт 12).

Переход через ручей Высокогорный

Мы видели дома на фото – были показаны достаточно хорошие мосты, из четырёх брёвен с перекладинами, но сейчас, в начале лета, мосты, наверно, не доделаны. Они представляли собой пару тонких брёвен, связанных на концах верёвкой. Выход на брёвна неудобный, брёвна под нашей тяжестью ходили ходуном, а внизу ревёт ручей. Вот при таком состоянии мостков не помешали бы перила, но точек закрепления для них не видно.

Переправа через ручей Высокогорный

Я наотрез отказалась идти с рюкзаком по такой переправе, и Володе пришлось трижды проходить по этим живодрегущим брёвнам, один раз со своим рюкзаком, второй раз с моим.

После переправы стоит приют им. Дьяконова (мт 13), (назван в честь журналиста газеты "Кузбасс" Ю.Дьяконова).

Отдых у приюта Дьяконова

Был закрыт. Приют Высокогорный расположен выше по ручью.

Отойдя от приюта Дьяконова примерно километр, на одной из стоянок устроились на обед, а после обеда даже немного подремали на солнышке. Отдохнули капитально и думали – сейчас рванём. Рванули, как же. Хорошая тропа вывела нас к ручью Двойному, к первому потоку (мт 14). На этой стороне – большая поляна с кострищем, но нам там не понравилось: неуютно как-то, да и мошки на ней было почему-то очень много. Перешли ручей вброд, водички в сапоги черпанули. Сам ручей ревёт, но только пугает, ничего опасного на броде нет.

Ручей Двойной  Вид вниз по течению

На другом берегу увидели старое кострище на краю небольшой и уютной поляны (мт 15) и решили дальше не ходить, хотя время позволяло ещё долго гулять – 16 часов. А зачем? Куда спешить? Мы никогда больше не попадём в этот район, нам здесь нравится, вот и надо наслаждаться. Только идя не спеша, можно много увидеть хотя бы потому, что есть время посмотреть по сторонам и есть силы снимать фото и видео.

Тайга такая душевная

За весь день встретили только одну группу, которая стояла на ручье Высокогорный.

Прошли 7,4 км. Достаточно. Именно в этот день мы стали ходить «правильно» – ходками по времени, а не пока упадёшь. И ещё нормализовали питьевой режим (начали подсаливать воду, больше солёненького кушать), самочувствие улучшилось.

Сразу же, взяв фото и видео, вернулись к ручью, он фотогеничный, идёт небольшими уступами, образуя водопадики. По берегам полно жарков и водосборов, которые придают ручью дополнительную красоту.

Цветущие берега ручья Двойной

Вечером на небе стали формироваться дождевые тучи, которые потом, ночью и следующим утром, несколько раз поливали нас.

1 июля

Выход, как в предыдущий день, в 7:30, хотя по ощущениям нам казалось, что вышли позже, чем накануне. Начали, видно, адаптироваться к походу.

Второй поток ручья Двойной вообще простой. Тропа обычная, торная, потерять её невозможно. Подъёмы, спуски, болотистые участки, ничего нового в этом плане.

Ближе к 9 утра подошли к ручью Рамазин, на другом берегу которого стоит Мазаевский стан (Назван в честь писателя-прозаика Владимира МазаеваАвтор свыше двадцати книг).

От тропы отходило ответвление в направлении устья ручья, где-то там стояла большая группа – дым, палатки. Мы же пошли по тропе вверх по ручью, внимательно наблюдая, есть ли ответвление тропы на переправу. Прямо напротив Мазаевского стана от тропы пошла вниз хорошо натоптанная и очень крутая тропинка. Мы сверху оценили возможность брода, спустились вниз, перебродили Рамазин и вышли к стану, расположенному на большой поляне, поэтому он хорошо виден со всех сторон.

Приюты «Мазаевский Стан» и «Ю. Башметова»

К нам тут же подошли приютчики, которые «обрадовали» сообщением, что ещё выше по течению есть хороший мост через ручей. И он должен быть виден с того места, где мы бродили. Но мы вверх не смотрели, поэтому и не увидели. Кроме того, в памяти у нас не было сведений, что тут мост. Для тех, кто здесь постоянно гуляет, а потом пишет отчет, это так привычно и обыденно, что такие «мелочи» и обходятся вниманием. По словам приютчика мост (мт 16) стационарно существует четвёртый год, расположен высоко над водой и его не смывает паводками, в отличие от мостов на ручье Высокогорный.

Мост через р. Рамазин
Ручей Рамазин

Отдохнув, по тропе вдоль Малого Казыра пошли дальше. Малый Казыр становится всё меньше, все крупные притоки позади. Хорошая тропа идёт по тайге, по луговым участкам, по болотинам. Кстати, до Мазаевского стана вся тропа была облагорожена, с маркировкой, упавшие на тропу деревья, пропилены. А вот после стана недавно упавшие деревья перекрывали путь, а пропилы были все старыми, замшелыми.

А ещё после Мазаевского стана вся тайга, каждая полянка была заполнена оранжевыми жарками. Красота необыкновенная. Идёшь как по ботаническому саду.

Цветущий Кузнецкий Алатау

Цветущая поляна в тайге
Море жарков

В обеденное время нам попался небольшой бивак у кучки пихт на берегу Малого Казыра, где мы и остались на обед. Здесь добыли один маралий корень из многочисленного семейства и заварили его. Вкус нам не понравился. Мы ожидали более приятный.

После обеда тропа, пересекающая болотистые участки, короткие осыпи, поля жарков, всё время шла вверх. Шли тяжело, короткими перебежками, где постоим, где посидим. Эх, возраст…

Караташский перевал все ближе
Верховья Малого Казыра

Подошли к месту, где сливаются два ручья, от которых образуется Малый Казыр. Перебродили правый (мт 17). Немного в сапоги начерпали, бурный ручей, камней в русле много, неудобно идти. Старались ступать за камнями, которые сдерживают напор воды. Через 400 м ещё один несложный брод. Вышли к двум стоянкам на поляне, но нам надо дальше – к последней перед перевалом Караташский.

Потом тропа поднялась на ребро, поросшее пихтами, и резко пошла вниз. Нам это не понравилось, т.к. навигатор говорил, что до последней стоянки всего 90 м. А справа от тропы ревел водопад. Володя ушёл на разведку, посмотреть, где же мы находимся и есть ли вообще эта последняя стоянка. Вернувшись, сообщил, что последняя стоянка есть (мт 18), и на ней сейчас обедает группа.

Мы по тропе, которая опять начала подниматься, вышли на эту стоянку. А группа, которая там отдыхала, оказывается, шла нашим же маршрутом – Караташский, Золотая Долина, Козьи Ворота, Туралыг и на выход. Старшеклассники, выпускники, вёл их один из отцов. Идут быстро, для них это второй день пути, для нас – четвёртый. Когда нам будет по семнадцать лет, и мы будем так бегать, а пока мы только ползаем.

Когда группа ушла на перевал, мы расположились на этой полянке, а так как свободного времени было ещё много (всего 16:20), занялись видео съёмками.

Стоянка под Караташским перевалом

Сняли три таймлапса и пионы на другой стороне ручья. Здесь, у кромки леса, они ещё не отцвели. До этого тоже попадались в тайге, но там были уже отцветающие, а здесь самое то.

К вечеру небо совершенно очистилось от облаков. А с перевала Караташский спустилось двое парней, которые сказали, что видели нас на Мазаевском стане. Выходит, они просто сбегали на перевал туда-сюда без сквозного прохождения.