В Золотой Долине 3 – 5 июля

3 июля

Сначала был ранний подъём, при котором мы неожиданно сняли радугу над Караташским перевалом, но потом начался дождь, и мы отправились досыпать.

Радуга над Караташским перевалом

Солнышко просыпается

Когда окончательно проснулись, собирались в путь очень медленно, вышли только в 10:30, т.к. спешить было некуда. Наша очередная цель – маленькое озерцо или разлив на реке Малый Хунухузух, до него около 6 км.

По тропе дошли до конца озера, потом прошли немного вдоль реки Большой Хунухузух, а далее нам путь преградил снежник, который мостом перебрасывался на другую сторону реки, куда нам и надо. Перешли водный поток по этому снежному мосту (мт 25).

Переходим через Бол. Хунухузух

На другом берегу встречались следы людей, но тропы как таковой не было. Шли, выбирая места, где легче – например, луговые участки, которые были настолько все в цветах, что наступить некуда: фиалки, кандык, горечавка.

102-1

Полосы кустов пересекали через прогалы. Двигались в нужном направлении и знали, что, в конце концов, мы подсечём тропу. Она, в самом деле, появилась после левого притока реки. Переход притока по камушкам, не замочив ноги.

Где-то здесь нас настиг ливень с грозой, пришлось переждать его под тентом (мт 26).

Тропа пересекает два отрога, один небольшой, а второй основной, отходящий от пика Харлыгколь и разделяющий долины рек Большой и Малый Хунухузух. До основного отрога она шла по луговым участкам, осыпям и снежникам, которые активно таяли, образуя многочисленные ручьи. Тропа маркирована туриками, которые помогали не потерять её (мт 27 - мт 31).

Верховья долины р. Бол. Хунухузух

Второй отрог зарос кедрами. Некоторые из них очень могучие.

Тайга
Кедр вырос на камне

И вот на втором отроге мы умудрились тропу потерять, не дойдя до предполагаемого места ночёвки всего 700-800 м. Там, на отроге, был бивак, и тропы от него расходились веером. Где-то отсюда впервые увидели свой следующий перевал – Козьи Ворота. Пока его снимали, отвлеклись и, наверно, выбрали потом не ту тропу, потому что вскоре она растаяла в тайге. Навигатор нам подсказал, что от основной тропы мы удалились на 180 м, поэтому напрямик, через таёжные завалы, крупноблочный курумник, потеряв совсем немного времени, вернулись на основную тропу. Только встали на неё, зашумел, зашелестел лес – град! Благо рядом был огромный кедр, под которым мы и спрятались.

Дошли до нужного нам маленького озерца. Здесь, в кедровой роще, красивые стоянки (мт 32), где мы и поставили свою палатку в 17 часов.

Бивак на р. Мал. Хунухузух

В озерце попробовали ловить рыбу, но неудачно. Вечером дождь, пришлось прямо над костром натянуть тент. Ближе к 22 часам дождь прекратился, но стало очень холодно. Все дождевые тучи шли из района перевала Караташский, и только перед темнотой та сторона небосвода от облаков очистилась.

4 июля

Ночью несколько раз принимался дождь, временами очень сильный. Ранним утром облачно, ветрено. Но у нас с утра запланирована полуднёвка, и мы не спешим, спим до тех пор, пока не выспались и не отдохнули. Вообще, в Золотой Долине ещё дома мы планировали сделать несколько днёвок, но здесь передумали и решили ходить по полдня. Так не успеваешь сильно устать, и остаётся время на любование окрестностями и видео-фото съёмку.

Под кедром
Долина р. Мал. Хунухузух
Разливы р. Малый Хунухузух

Следующее место бивака у нас запланировано у озера Круглое, которое считается центром Золотой Долины. До него отсюда недалеко, не более 4-х километров. Главное препятствие – переправа через реку Малый Хунухузух. В том отчёте, на который мы опирались, группа переходила реку непосредственно у озера Харлыгхоль. Летом, при малой воде, речку можно перейти во многих местах.

Когда, наконец, мы выползли из палатки (9 часов утра), увидели, что на большей части неба облака летние, кучерявые и лишь в районе, где находятся вершины Анжеро-Судженск и Три Грации, расположился мощный генератор туч. Вершин совершенно не видно, а чёрные тучи безостановочно наползают на Золотую Долину, но над ней рассеиваются.

До обеда снимаем окружающую местность, уделяя внимание и пейзажам и симпатичным мелочам.

В Золотой Долине

От места ночёвки вверх вдоль реки Малый Хунухузух уходила тропа. Почти сразу она оказалась в болоте, где следы пошли веером. Где тут точно основная тропа, мы не знали, а та, по которой мы пошли (болото было мельче), оказалась не очень чёткой, а потом и вообще растаяла. Мы ломились через кусты с их упругими стальными ветками, где рюкзак не пролазит, ноги не проходят. Сверившись с навигатором, увидели, что отклонились на 60 м от основной тропы. Тут же, хотя был очень неудобный участок, весь заросший высоким почти непроходимым ивняком, пробились к тропе. Прошли немного, и опять болото, и опять следы веером. В итоге, снова тропа потеряна. И снова пришлось ломиться через кусты и осыпи чисто по направлению – вверх вдоль реки к озеру Харлыгхоль.

Малый Хунухузух имеет крутое падение, речка шустрая, воды в ней сейчас много, встречаются водопады, снежные мосты промыты. Не перейти. По карте только у озера горизонтали становятся редкими, и там она успокаивается.

Местами попадались снежники, которые скрашивали нам путь, идти по ним легко.

Пересечение снежника

Но после снежников опять тропы нет, опять ломимся. Ну, никак мы не ожидали, что здесь нам будет так трудно.

Выйдя на очередной снежник, поняли, что долина начала выполаживаться. Издалека увидели реку, и сразу показалось, что именно тут можно её перейти. Даже ориентир брода наметили – огромный камень на берегу. Правда, от разведки не отказались. И она показала, что экспромтом определённое место брода – лучшее в округе. До озера решили не шагать, а переходить здесь (мт 33).

Место переправы через Малый Хунухузух

На этом участке река вроде как делится на несколько потоков, они шумят-ревут, но это больше для страху. В молодости мы много ходили по горам, и опыт всевозможных бродов с годами не забылся.

Сняли носки и вытащили из сапог стельки, чтобы иметь поменьше потом мокрых вещей. Примерно половину ширины реки прошли по камушкам, и вот он – основной поток, ревёт и мчится. А на пути у него большой камень, который как бы остановил поток ниже, но вода тёмная – яма! Без раздумий шагнули в эту яму. Глубина – во всю длину ног, даже нижнее бельё намочили, зато вода почти стоит, не собьёт. Можно даже несколько секунд отдохнуть и осмотреться. После ямы уже было неглубоко и потоки реки второстепенные. На берегу отжались, чуть отдохнули и в путь.

После переправы по направлению пошли к Круглому озеру. Сначала шли по большой плантации карликовой берёзки. Ближе к реке с неё только что сошёл снег, на веточках были только почки, а подальше берёзка была повыше и вся уже покрылась листвой. После борьбы с ивняком на правом берегу реки движение по берёзке нам показалось простым, она нас почти не тормозила. Далее – очередной снежник, с которого мы увидели тропу, по которой поднялись в кедровую рощу, откуда (мт 34) открывается замечательный вид на горы в районе перевала НГПИ, много снимаем и просто любуемся великолепной горной картиной.

Верховья долины р. Малый Хунухузух
Перевал НГПИ
Верховья Золотой Долины

Встречаются многочисленные стоянки, но мы идём дальше к озеру Круглое.

Озеро Круглое

Озеро Круглое расположено в логическом центре Золотой Долины. В отличии от большинства озер Долины, озеро Круглое находится не в горном цирке. Это создает благоприятные климатические условия. Кроме того вокруг озера достаточно мест для установки палаток. Рядом с озером расположен живописный высокогорный кедрач, который в урожайные годы богат на кедровую шишку. Высота озера над уровнем моря примерно 1350 метров. Это место является, пожалуй, самым популярным для ночлега в Золотой Долине.

Мы пошли на самую верхнюю стоянку, у прекрасной кедровой рощи (мт 35). Рядом со стоянкой ещё лежит снег, но сухой пятачок уже есть.

Со стоянки хорошо виден перевал НГПИ и окружающие его вершины. Красиво! Спускаемся к озеру, снимаем ещё и ещё раз. Картина великолепная.

Панорама озера Круглое

Кострище предыдущими туристами оставлено с мусором. Прежде, чем начать готовить ужин, прибираемся. Дров очень много, я весь вечер жгла костёр и радовалась этой возможности – люблю живой огонь.

Нашли несколько кустов щавеля, собрали его и добавили в еду. Витаминки – это хорошо.

Всего прошли сегодня 3,5 км, а ушло на это полдня.

5 июля

С утра абсолютно не спешим (выход в 9:30), т.к. пойдём всего до озера Харатас.

Тропинки от бивака, естественно, расходятся веером. Мы это видели и вечером, но уточнять, какая именно пойдёт к озеру, не стали. Разберёмся, когда придёт необходимость. И, конечно, выбранная нами тропинка, залезла на кедровую гряду и куда-то исчезла. Погуляли мы там по снежнику, но тропинка не показалась.

Володя быстренько сверился с навигатором и определил, что тропа левее, недалеко, метров 60. Тайга была легко проходимая, и вот мы уже на основной тропе. По краю курумника поднялись на моренный вал и вышли в долину, поросшую редкой чахлой лиственницей. Кругом полно снежников, которые активно тают, а тропинка из-за этого – сплошь болотистая. Сухого пятачка не было, и мы шли и шли, хотя давно хотелось присесть и отдохнуть. Так и дошли до начала спуска к озеру Харатас. Тут, на камнях, удалось скинуть рюкзаки. А из цирка Верхнего Зуба одна за другой выползали чёрные тучи, цепляясь за окружающие вершины, но до нас, к счастью, не доходили.

При спуске к озеру Харатас слева открывается большой многоступенчатый водопад. Прямо напротив него на склоне многочисленными фотографами выбита смотровая площадка (мт 36), где расположились и мы. Провели тут около часа, снимали и снимали: фото, видео, таймлапсы.

Озеро Харатас
Многоступенчатый водопад
Нижняя ступень водопада

Потом по тропе спустились к озеру, перешли по камушкам речку, в которую превратился водопад, и двинулись по берегу озера, любуясь его широкой панорамой.

Вдоль озера Харатас

Тропы вдоль озера нет, т.к. там крупная осыпь. В нашем случае чуть выше осыпи был ещё и снежник, которым мы не преминули воспользоваться, т.к. идти по ровному снежку гораздо легче, чем выбирать путь по камням. Только там, где снежник примыкал к осыпи, он стал уже слабым, и можно было продавить его и угодить в ямку. Снежник был весь засыпан мелкими веточками, какими-то ягодами, и мы сделали вывод, что это лавинный вынос.

На другой стороне озера, как только закончилась осыпь, появилась тропа и вывела нас к ручью из цирка Верхнего Зуба, который шумит водопадом в узком жёлобе. На другой стороне жёлоба – продолжение тропы. Прыгать примерно 3 м? Не для нас теперь.

Водопад на ручье из цирка Верхнего Зуба

Поэтому по другой тропинке мы поднялись выше водопада, на мелководном разливе (мт 37)

Ручей из цирка Верхнего Зуба

перешли ручей и вышли на бугор с небольшим биваком (мт 38). Далее по ходу тропы ещё были биваки, но сейчас они все в воде.

Время 13:20, а расстояние, которое покорилось нам, 2,8 км.

Не успели снять рюкзаки, как примчалась туча с дождём, и мы в спешном порядке натянули тент. С дровами тут проблемка, поэтому обед на газовой горелке. Кстати, в суп добавили зелёный лук, который рос около ручья.

После обеда совершили прогулку вдоль озера на мысок, где находятся большие стоянки. Там хорошо делать днёвку, отдыхать, но дров поблизости не видно, всё подчищено.

Стоянка на мысу
Озеро Харатас

Вечером солнце, тепло, хорошо.