«Когда в XVII веке русские землепроходцы достигли «самого дальнего востока», где, как им думалось, твердь земная соединяется с твердью небесной, а оказались безбрежное море и многочисленные острова, они были изумлены обликом встретившихся им туземцев. Пред ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на мужиков южной России, на жителей Кавказа, на заморских гостей из Персии или Индии, на цыган, – на кого угодно, только не на монголоидов, которых казаки повсеместно видели за Уралом. Землепроходцы окрестили их курилами, курильцами, наделив эпитетом «мохнатые», а сами они называли себя «айну», что значит «человек». С тех пор исследователи бьются над бесчисленными загадками этого народа. Но и по сей день к определенному выводу они не пришли.» [1]

Курильские острова – вечный предмет спора между Россией и Японией, до сих пор не утихают баталии и дебаты по поводу первооткрывателей, но доподлинно известно что первыми из европейцев ступивших на эту землю были голландцы. С тех пор эти острова видели многое, они видели как первые русские корабли приходили с севера и приносили православие и русскую культуру, как закладывались первые русские поселения и ставились пограничные столбы, остров за островом неутомимые славяне, в поисках богатств и приключений открывали миру этот уголок нетронутой уникальной природы на границе двух миров. Айны, издревле населявшие эти места, жившие в гармонии с непростой природой Курил – они встречали русских с интересом и считали своими братьями, потому что у них были такие же длинные волосы и пышные бороды, так отличающие нас от азиатов. Но позиции государства Российского на тех землях были еще очень и очень слабы, и японцы, покорив остров Хоккайдо, насильственно согнав с него исконных жителей - айнов, начали расширять свои владения на север и восток. Они начали сжигать русские поселения на Итурупе, валить пограничные столбы и осваивать новые территории. Айнов, традиционно живущих охотой и рыбными промыслами, попытались приучать к рису, насадить японский язык и культуру, а потом, со всех южных курил их свезли на маленький остров Шикотан, где из нескольких тысяч их осталось около 70 человек, они погибли и не столько из-за резкого изменения их образа жизни, а сколько от тоски по своей земле.
И теперь только названия островов и вулканов это все, что осталось от этого мирного народа нам в наследство – а еще осталась земля, неповторимая земля Курил, остались рассветы над океаном, уютные песчаные бухты, туманные утра и горячие речки, полянки сладкой шикши и заросли цветов дикой розы, ушастые мишки и стаи белых голосящих чаек, чаек которые все еще помнят, что это земля айнов ...

Кратко о попадании на острова

«Разговор в кабине военного самолета:
- Слушай на Курилы летишь?
- Мимо идти буду
- Ты когда будешь над Кунаширом пролетать, ты до 5 тысяч спустись, а мы там сами ... как-нибудь спрыгнем.
- Ну... Ладно.
- О …., че-то видимость неважная... Давай до трех тысяч?