Прекрасная страна!
Нитка маршрута
Брюгге-Гент-Остенде-Дюнкерк-Намюр-Рошфор-Динан-Ипр-Ватерлоо-Брюссель
гео-теги: Бельгия Европа
 

                                      ПО   ДОРОГЕ  В АРДЕННЫ

                               ( из  цикла "Города на три часа")

          После Брюсселя пейзажи за окном машины меняются разительно. Плоские, почти безлесые равнины Фландрии, с неизменными стадами, уступают место  полям с густыми перелесками. Серая лента шоссе плавными изгибами вписывается в них, подчеркивая, как черта под строкой, пологие холмы и сочную зелень полей, колышащуюся  под легким ветром.

          Намюр открылся неожиданно, ошеломляюще прекрасным видом, заста вившим нас бросить машину  в совсем неподходящем месте, за резким поворо том достаточно узкой улицы городского предместья. Впечатление было явно срежиссировано  неизвестным архитектором ,поскольку прямо напротив нашей рискованной парковки находилась маленькая смотровая площадка с мозаичной картой-схемой города и его достопримечательностей. Вдоволь налюбовавшись замечательным видом  на раскинувшийся в долине реки город, мы двинулись дальше.

          Застроенный двух-, реже трехэтажными домами склон долины полого спускался к старой части города. Она ограничена с севера железнодорожными путями, а с юга- широкой лентой реки Маас. Ведомые указаниями нашего навигатора, мы  пересекли мост над железной дорогой и выехали на красивую площадь короля Леопольда. Площадь, кроме статуи монарха, как водится конной, примечательна расходящимися от нее улицами, ведущими в разные части старого города. По одной из них  довольно скоро мы выехали к месту слияния рек Мааса и Сабра, на живописную стрелку, увенчанную величест венной крепостью. Цитадель- пожалуй самая примечательная часть Намюра. Холм у слияния рек – идеальное место для крепости. Но прежде, чем начать восхождение по крутым террасам навстречу развевающемуся над башней желтому флагу с бравым петухом красного цвета, символом Валлонии и вообще франкоязычного сообщества Бельгии, мы  ознакомились с краткой историей этого места. Время закрутило ее в тугую спираль, на выложенной мозаикой площадке с невысокими каменными стелами, знаменующими основные вехи в истории столицы Валлонии. Отпечатки исчезнувших птиц из каменноугольных пластов намюрского яруса ( свой след в геологической истории!) и следы неардентальцев из близлежащих пещер, римляне, построившие первую крепость за полсотни лет до Рождества Христова, бесконечная череда графов и герцогов, бравших богатый край под свою руку, когда- силой, когда- деньгами, а когда- путем выгодного брака. Осады, штурмы, огненные смерчи двух Мировых Воин- даже не верится, что все это выпало на долю небольшого, вполне провинциального города, мирно и неспешно  живущего под серо-черной чешуей крыш, прорезаемой красноватыми трубами да редкими островками зелени. Такой вид открывается с верхней террасы Цитадели, довольно унылый, если бы не яркая синева неба, зелень окружающих город холмов и светло-зеленая гладь Мааса с белыми выпушками пены у плотин и опор мостов.

             Намюр- город, которым может и должен быть осмотрен пешком. На его узких, мощеных улочках очень трудно двигаться на машине, а большая часть из них- вообще пешеходная зона. Только так, высоко задрав голову, можно разглядеть и полюбоваться величественным фасадом , например церкви Сент Лу. Строивший ее в ХVII веке архитектор явно не рассчитал, что величествен ность его творения может убить теснота улиц. Зато во всей красе предстает Собор Св. Альбана, главный собор города, расположенный на одноименной площади. Собор, увы, был закрыт, поэтому о соответствии внешней формы его содержанию можно было судить только по статье в путеводителе. И уж, конечно, только так, пешком, можно заглянуть в маленькие дворики, где к старым стенам пристроены современные стеклянные  павильоны-галереи или во двор школы. Увитые плющем стены окружают вымощенный булыжником двор, а баскетбольную площадку осеняет статуя святого, покровителя школы, в нише над главным входом.

               Неспешность и медлительность, как говорят сами жители города, отличительная их черта, над которой они сами же и подшучавют. Одну из главных площадей, Place d'Armes, украшает скульптурная группа "Жозеф и Франсуа", героев комикса старой местной газеты. Толстячок Франсуа пытается угнаться за своей улиткой, спешащей попасть домой к полуночи. Такая поспешность безумно удивляет Жозефа. С присущим бельгийцам юмором, жители Намюра избрали улитку символом города. В преддверии выходного дня  на площади раскинулись павильоны ярмарки. Под легкими тентами- колбасы, ветчина, сыры, оливковое масло, домашние маслины и варенья, поделки из дерева, полудрагоценных камней в серебре. Улыбчивые хозяйки предлагают попробовать образцы местной кухни и охотно позируют на фоне своих кулинарных шедевров.

                В раннем Средневековье противоположный берег Мааса принадлежал льежским епископам, выстроившим на этой важной европейской водной артерии свой город- Жамб. До сих пор существует  500-летний мост, соединяв ший когда-то два города, а теперь- просто районы Намюра. По этой, заречной части города, есть смысл проехать на машине. Улицы там пошире, движение не такое напряженное, как в северной, привокзальной части города. Это- сегодняш ний Намюр, с аккуратными жилыми домами, конторами, магазинами, малень кими ресторанчиками и кафе под разноцветными тентами и многим другим, что составляет инфраструктуру современного, пусть и небольшого города.

             Дорога от Намюра до Динана идет по долине Мааса. Зажатая порос шими лесом предгорьями Арденн, она то опускается к подножиям скал, то взлетает на невысокие холмы, открывая бесчисленные виноградники и усыпанные красными каплями маков поля, перебирается с берега на берег по мостам над чистой, не успевшей растерять свежесть недальних истоков, гладью реки. И сам Динан, под стать и реке, и свежей зелени гор, и ясному солнечному летнему дню, оказался ослепительно чистым, с массой цветов городом. Его население, всего 13 тысяч человек, наверняка удваивается в сезон отпусков за счет тех, кто хочет отдохнуть от суеты и спешки больших городов. Для них вдоль набережной - линия отелей и пансионов на любой вкус и толщину кощель ка. Но многие предпочитают прибывать сюда не поездом или на машине, а по реке и вереница пришвартованных катеров и моторных яхт бесконечной цепоч кой тянется вдоль обеих берегов Мааса. Центральная, "смотровая" часть города- это несколько параллельных улиц вдоль реки. Самой знаменитой из достопри мечательностей города, безусловно, является Цитадель, крепость, построенная на высокой, неприступной скале над самой рекой. Она сравнительно новая, построена в 1820 году на месте старой, разрушенной французами до основания, почти за 100 лет до этого. Укрепления на этом месте существовали издревле, ведь Динан был стратегически важным пунктом на пути из Парижа в Кельн, здесь находилась одна из основных переправ через Маас. Бог знает, сколько осад и штурмов перенес город, переходя из рук в руки- от Льежских епископов к Франции, Австрии, Голландии и снова Франции. Стратегическое значение Динана считалось столь важным, что уже при суверенном Бельгийском королевстве в крепости располагался французкий гарнизон. Здесь стоял 33-й пехотный полк, в котором начал свою службу молодой лейтенант Де Голль, а командовал полком будущий маршал Петен. Полковник Петен первым приметил способного офицера и всячески способствовал его продвижению, особенно  став военным министром. Затем военная судьба развела этих выдающихся военных деятелей, сделав непримиримыми врагами. Подняться в крепость можно пешком, преодолев 420 ступенек по крутому каменистому склону, но лучше воспользоваться фуникулером, чтобы сохранить силы и полюбоваться замечательными видами на город и долину реки. Мощные стены и трудность доступа делала крепость почти неприступной, но и она не устояла против немецкой артиллерии, буквально разнесшей ее. Эти же особенности сделали крепость на долгие сорок лет, до 1864 года одной из самых суровых тюрем Европы. Едва оправившись от Первой мировой, унесший жизни трети его жителей, город вновь был разрушен немцами во Вторую мировую войну. Сейчас в крепости военный музей с богатой экспозицией оружия и амуниции и в крепостном дворике, около старой зенитки играют дети. Может среди них и правнуки тех, кто покоится на здешнем военном кладбище, под простыми белыми крестами?

              Почти вровень со скалой высится башня собора Нотр- Дам, увенчанная куполом в виде луковицы тюльпана с изящной декоративной башенкой. Церковь  была построена на средства прихожан еще в XV веке, на месте более ранней, XI века. В раннем Средневековье Динан был богатым купеческим городом, центром, вместе с близлежащими городками, цветной металлургии. Изделия из меди и латуни- подсвечники, дверные ручки, украшения выполнен ные в оригинальном местном стиле, пользовались большим спросом и имели собственное название- "динантарии". Со временем добыча меди сошла на "нет" и сегодня основная промышленная продукция – игральные карты, дубленые кожи и знаменитое пиво "Лефф". Его издревле варили в местном аббатстве, где сегодня находится музей пива. Конечно, пиво сегодня варят на пивзаводе, но слава его принадлежит городу, как и слава изобретателя саксофона Адольфа Сакса, тоже местного уроженца. Затейливо раскрашенные саксофоны и флаги стран Европейского содружества, украшают старый мост имени Шарля Де Голля. Джазовые фестивали, еще одна визитная карточка города, ежегодно привлекают на берега Мааса любителей музыки и исполнителей, внося свою весомую лепту в местную индустрию туризма.

                 Едва выехав из города, окунаемся в густой лес. Пологие затяжные подъемы и серпантины, смыкающиеся над  дорогой кроны деревьев, пронизан ная солнечным светом листва- мир сказок, легенд, романтики. Не хочется думать, сколько в этих прекрасных местах было пролито крови в многочис ленных больших и малых войнах, особенно в обоих Мировых. Мы направляя емся к Рошфору, маленькому  городку, считающимся туристической столицей Арденн. "Городок стоит наш на дороге,"- как говаривала героиня "Гусарской баллады". Выстроенный вдоль шоссе, город сохранил свою провинциальную самобытность, смешав ее с чертами всеобщей урбанизации. Узкие, петляющие улочки, застроены вполне современными виллами и коттеджами с неизменным городским ассортиментом- собором Нотр-Дам, старинной ратушей, памятником павшим в последних воинах. Когда-то здесь была крепость (Рошфор- "крепкая скала"), контролирующая дорогу из Льежа в Буйон, разрушенная  французами в 1636 году. Но и по сей день на высоком холме над городом возвышается графский замок с мощными стенами. Их можно осмотреть, поднявшись по крутой, вымощенной булыжником улице, но сам замок, более современный, для посещений закрыт- частное владение. Зато можно вдоволь, не спеша, побродить по городку, наслаждаясь покоем и свежим воздухом, выпить местного пива, одного из видов бельгийского эля (пива, сброженного без хмеля) из широких фирменных бокалов. Бельгийское пиво вообще рекомендуется пить из специаль ных, для каждого сорта, бокалов. Проблем с этим нет, бокалы  продаются вместе с пивом во всех магазинах, торгующих только спиртным. И, наконец, поездить по близлежащим окрестностям, полюбоваться спокойными сельскими пейзажами предгорий Арденн.

              Наш навигатор слегка растерялся, когда мы свернули на неприметную дорогу, скорее тропу, ведущую вглубь леса. Мокрая, вязкая от прошедшего прошлой ночью дождя, она вывела нас на полянку, в окружении старых дубов. За недальними деревьями угадывался крутой склон, мы забрались на вершину поросшей лесом горы. Где-то рядом находилась еще одна местная достопри мечательность- известняковые гроты Лоретт, но не было никакого желания лезть под землю, такой вид открывался за редкими деревьями у обрыва. Все оттенки зеленого цвета, от светло- салатового до густого темно-зеленого, блестели, переливались под лучами начинавшего к клониться к горизонту солнца. Белые пятна домов под красными черепичными крышами  разбросала по долине с голубыми прожилками речек кисть неведомого художника-импрессиониста. И над всем этим царила безбрежная синева летнего неба с редкими белыми комочками облаков.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте