Несложный поход по горам республики Адыгея. Маршрут пройден в мае 2017 г
с.Новопрохладное - р. Куна - ск. Корыто - г. Малый Тхач - пер. Тхач - ск. Колокольня - г. Большой Тхач - г. Асбестная - пер. Чертовы Ворота - г. Агиге - г. Сундуки - р. Капустинка - с. Никитино - Ведьмино Озеро - р. Венгерка - пос. Перевалка

Предисловие

Отпуск в этом году был разбит на две части, первая пришлась на май. Вариантов, куда пойти в поход было не так уж много, остановились на Адыгее. Видео-зарисовку можно посмотреть по ссылке:https://youtu.be/ikYRKNZI6hI
День 1

30 апреля

Из Краснодара до Новопрохладного, начальной точки нашего маршрута добрались на заранее заказанном микроавтобусе, на маршрут вышли после обеда. До реки Куна из села дошли лесными дорогами, которыми по-видимому мало кто пользуется, колеи в прошлогодней листве, много бурелома. Перешли Куну, это неглубокая речка с мутной водой, и вышли на основную дорогу. Только здесь поняли, на сколько нам повезло с погодой. Последние пару недель было тепло и сухо, дорога здесь- разбитая лесовозами глинистая колея, в случае затяжных дождей превращающаяся в слабопроходимое месиво. К запланированному месту стоянки засветло не успевали, удобный бивак на большой поляне был занят шумной группой туристов, поэтому лагерь поставили в лесу близ одного из ручьёв, впадающих в Куну.

День 2

1 мая

Ранний подъём в 5 утра, готовим завтрак на горелке, неспешно собираемся, выходим в путь в 7 утра. Практически сразу начинается резкий подъём, минуем развороченную поляну с тяжелой техникой и штабелями брёвен. У вагончика курят и готовят завтрак мужики- лесорубы. Лесовозная дорога вскоре кончилась, мы вышли на маркированную тропу.

Тропа тянется по хребту, с обеих сторон открываются замечательные виды. По мере подъёма меняется характер растительности, лиственный лес сменяется хвойным, начинают попадаться участки с не сошедшим снегом. Лагерь ставим на поляне Шестакова, здесь есть колодец с водой, есть и балаган. Никого кроме нас на стоянке нет, что странно, места популярные. Здесь местами пробивает сотовая связь МТС, смогли позванить домой. В балагане ночевать не стали, погода хорошая, дождя ничто не предвещает. Ужин готовили на костре.

День 3

2 мая

Снова ранний подъём, завтрак, сборы. Движемся на Малый Тхач. Встречаем двух туристов из Краснодара. У мужиков слегка замученный вид, говорят, что на северном склоне горы много снега. Снега действительно много, он рыхлый, временами проваливаемся по пояс. Стратегия моего попутчика Коли- лёгкие кроссовки+сапоги ЭВА не работает, сапоги вязнут в снегу и их приходится потом выкапывать руками. Временами попадаются участки со слежавшимся скользким снегом, так что иногда кто-нибудь из нас пытается уехать с тропы. Встречаем всё больше туристов, от одиночек до очень больших групп, места всё-же очень популярные, представляю, что творится здесь летом.

Вышли под Большой Тхач, от истока Большого Сахрая до балагана Ветренный все хоть чуть-чуть пригодные для лагеря места заняты, палатки стоят даже на косогорах и далеко от воды. Чуть дальше по тропе в сторону Колокольни- уже никого, здесь и подыскали себе местечко меж двух ручьев. Здесь свой микроклимат- с двух сторон овраги с нерастаявшим снегом, потому нарекли это место холодильником. Ближе к вечеру ветром наволокло туч, загремел гром, начался дождь, суп готовили под тентом, а вот ужин из-за холода уже в палатке. К слову, с этого дня вечерние кратковременные дожди сопровождали нас до конца похода, так что наш график с ранними подъёмами и ранней установкой лагеря себя оправдал.

Для тех, кому важна связь с внешним миром: на стоянках близ Ветренного есть сотовая связь, а так же интернет 3G.

День 4

3 мая

Встаём традиционно в 5 утра, лагерь не собираем, в планах- радиальные выходы. Двинулись по тропе на северо-запад в направлении скалы Колокольня. Тропа в хорошем состоянии, есть маркировка. Попадаются хорошие места под стоянку, но никто здесь сейчас не стоит, видимо основная масса туристов старается поставить лагерь поближе к заходу на Большой Тхач. Места здесь очень живописны, кругом хвойный лес, временами тропа петляет между громадных замшелых камней. Снег почти везде сошел, много подснежников. Погода пасмурная, не жарко, идти приятно. По пути к Колокольне завернули за водой к ручью, впадаюшему в Бол. Сахрай, пришлось сбрасывать, а затем вновь набирать высоту.

По изначальному плану от Колокольни должны были уходить по тропе, обозначенной на карте ОСМ на вершину Бол. Тхача, а затем возвращаться в лагерь с другой стороны, по кольцу. На деле никакой тропы от Колокольни мы не нашли, и посетив обзорную площадку вернулись в лагерь той-же дорогой. На обратном пути распогодилось, после обеда в лагере вышли в радиалку на вершину Большого Тхача. Народу здесь ходит немало, постоянно встречаем туристов. Подъём каких-либо трудностей не составляет, встречаются заснеженные участки, но, как правило хорошо утоптанные, поэтому почти не проваливались. Пока поднимались , погода снова ухудшилась, за вершину зацепилось облако, похолодало, временами падали редкие капли дождя, правда без серьёзных осадков обошлось. На вершинном туре- флаг с Че, банка с записками. Не спеша спустились в лагерь. Вечером снова пошел дождь.

День 5

4 мая

Утром сыро, на внутренней стороне тента много конденсата. Вне палатки куда приятнее- тепло и светит солнце, ветра нет. В планах короткий переход до источника под горой Асбестная. В путь выходим в 7.10. От Б. Тхача спускаемся к небольшому водопаду, пополняем запасы воды, переходим вброд ручей, начинаем подъём. Весь склон покрыт подтаявшим снегом, часто проваливаемся, идти тяжело. Близ отметки 2135 уходим с заснеженного склона, начинается хорошо утоптанная тропа. Заснеженные участки всё-же попадаются, но поскольку движение на здесь очень оживленное ( думаю, что в этот день видели не менее сотни человек ), снег здесь утрамбован и почти не проваливается. К Асбестной вышли очень рано, ещё до обеда, решили не останавливаться, а идти дальше. На обзорной площадке с видом на Ачешбоки остановились на перекус, потом двинулись в сторону Чертовых ворот. Ожиданиям вопреки на перевале снега оказалось не очень много.

Один раз с верху донесся характерный гул- покатились камни, кто-то из впереди идущих прокричал- камнепад! Мы всполошились, но камни остановились, так и не достигнув тропы.

Миновав седловину, поставили лагерь близ ручья, стекающего со склона Восточного Ачешбока. Снова откуда-то ветром принесло облако, пошел дождь. Вечер провели в палатке. Лишь перед закатом дождь на время затих, появились просветы в облаках. Пользуясь случаем, выбрался из палатки пофотографировать.

День 6

5 мая

Утро начинается с разногласий. Ночью дождь кончился, небо прояснилось, в наше ущелье утреннее солнце не попадает, и здесь очень холодно, трава седая от инея, питающий ручей снежник замерз, русло пересохло, воды нет. Стоит ли подниматься в таких условиях в 5 утра, если к тому-же мы опережаем график? Соглашаюсь, что в будущем скорее всего не стоит, но не сегодня, потому сворачиваем лагерь в бодрящей прохладе. Всё же у раннего подъёма был плюс- снежник на склоне Вост. Ачешбока смерзся, шагать по такому легко, выйди мы на пару часов позже, снова проваливались-бы по пояс.

Весь день шли по хребту, лишь раз спустившись в зону леса. Несколько раз, обходя раскисший под солнцем снег, сходили с тропы, приходилось сначала сбрасывать, потом вновь набирать высоту. Вышли на вершину Агиге, затем козьими тропами спустились к ручью, избежать снега на этот раз не удалось. Нашли удобное место под лагерь, площадка ровная, вода близко.

День 7

6 мая

Так-как договаривались не спешить, встаём в 6.50. Тент палатки сухой, утро тёплое и солнечное. Готовим завтрак, не спеша собираемся. Начинаем подниматься по склону по направлению к тропе с Агиге. Трава на склоне прошлогодняя, сухая, почти не скользит, идти относительно легко. Выходим на тропу, отсюда начинается плавный спуск. То и дело встречаем туристов, заходящих со стороны с. Никитино начинаются длинные выходные, любители активного отдыха спешат в горы. От подножия Чай-Горы тропа переходит в грунтовую дорогу. По мере сброса высоты меняется и природа, снега всё меньше, на березах листья а не почки, ещё ниже начинаются лиственные леса- здесь уже почти лето.

С грунтовки сворачиваем на тропу к Капустинской балке. Тропа промаркирована и хорошо утоптана. Вечереет, начинаем присматривать место для стоянки, в лесу очень влажно, подходящую площадку находим лишь на скале над каньоном Капустинки, на карте ОСМ она обозначена как смотровая площадка, смотреть оттуда правда не куда, все кругом густо поросло деревьями и кустарником, зато есть кострище и большой запас дров. Памятуя о вечерних дождях натягиваем над кострищем тент.

День 8

7 мая

Днёвка. Проснулись около восьми утра, позавтракали, пошли в Никитино. На тропе постоянно встречаем отдыхающих, идущих к водопаду. Тропа выходит на автомобильную дорогу вдоль Малой Лабы, проходим ещё около километра и по подвесному мосту переходим на правый берег реки. В селе зашли в магазин, купили хлеба к обеду, посидели в местном кафе. К обеду вернулись в лагерь. Во второй половине дня сходили посмотреть на Капустинский водопад. Впечатлений после себя он не оставил, так, несколько струек воды сбегают по камням, летом наверняка пересыхает, но, тем не менее место популярностью пользуется, любопытствующие валят толпами. Никитинский водопад судя по описанию точно такой-же, от его посещения решили воздержаться.

День 9

8 мая

Ночью шел дождь, но к утру погода наладилась.Подъём в 7 утра.Собираемся, идём в Никитино, минуем село, начинаем подъём в гору. Близ вершины 1451 оборудованная смотровая площадка, отсюда хороший вид на село и окружающие его горы, делаем короткий привал. За ночь окрестные вершины изрядно побелели, видимо выше ночью шел снег, а не дождь. Погода постепенно меняется, утренняя жара сменилась прохладой, солнце скрылось за облаками. Доходим до Ведьминого озера. Вода в нем мутная, берега заболочены, в целом место производит какое-то тягостное впечатление. На берегу несколько изрядно замусоренных стоянок, на деревьях развешана разнокалиберная убитая обувь, от кроссовок до берцев, случайность или какая-то местная традиция? После остановки на перекус начинаем спуск в сторону Псебая вдоль реки Венгерка. Тропа переходит в разбитую грунтовку, под ногами валуны вперемешку с глиной, по колеям текут ручьи, встречаются довольно скользкие участки. В проточной воде недостатка нет, но везде она глинисто-мутная, для питья не подходит, к нашей радости значительно похолодало, так что от жажды не изнывали. К вечеру вышли к Малой Лабе, по подвесному мосту перешли на левый берег, в посёлок. В местном магазине узнали, где можно с комфортом переночевать за скромные деньги. К ночи сильно похолодало, пошел дождь.

День 10

9 мая

утром созвонились с перевозчиком, объяснили, откуда нас забирать, договорились о цене, дождались машину, уехали в Краснодар.