Сплав по реке Ундоша. Плесецкий район Архангельской области

Описание сплава по маршруту:
Ундозеро-р.Ундоша-Почозеро-р. Поча.
Архангельская область, Плесецкий район

23 июля 2008г. 7 часов утра. Соломбала.
На сей раз наша команда (все те же: Шеф, Штурман и Костровой) задумали водный маршрут по Кенозерью.
После просмотра различных вариантов мы остановились на маршруте: Ундозеро - р.Ундоша – Почозеро - р. Поча - Кенозеро, тем более что это почти родные места для Шефа.
Автопробег Архангельск-Плесецк-Североонежск ознаменовался близким и неприятным знакомством с органами ГИБДД уже на выезде из города. Но все обошлось, и эта история канула в прошлое и не имеет отношения к отдыху.
Благодаря хорошей организации заброски и деловым связям с СОБРом (не расшифровываем специально; кто знает, тот знает, в чем дело) нас оперативно перебросили на джипе во владения УИН Архангельской области близ поселка Скарлахта, что стоит на Ундозере. Немного не доезжая до самого поселка, нас высадили около 19 часов того же дня прямо на берег залива Голомя Ундозера.
Ошалев от изнурительной дороги по бездорожью, решили сегодня никуда не трогаться. Разбили лагерь, приготовили праздничный ужин в знак начала путешествия. Учитывая прошлогодний опыт, сборка катамарана заняла остаток дня. Уже в сумерках судно белело строганой палубой из любовно приготовленной Костровым вагонки.
Штурман почти не принимал участия в постройке ковчега, он как всегда собрал свое судно за 20 минут и вне себя от нетерпения отправился под мотором обследовать водные окрестности, якобы на рыбалку. Есть подозрение, что он принадлежит к сообществу токсикоманов и просто не может долго находиться без контакта с парами бензина. Одно слово: соломбала (опять же для понятливых).
Рыбы, понятно, не дождались.
Первая ночь в палатке прошла без воспоминаний. Видимо все были в отключке.
24 июля 8 утра. Отчаливаем навстречу крепчающему ветру и приключениям. Выяснилось, что грести против ветра, конечно, увлекательно, но не продуктивно. Озеро согласно лоции имеет ширину около 16 км, а мы бы еще хотели пройтись остаток отпуска по Ундоше.
Пришлось вспомнить прошлогодний опыт, взять лодочке Штурмана на буксир здоровую баржу с двумя здоровыми дядьками и припасами (что немного успокаивало) и отправиться в путь.
Очень пригодился подарок коллектива Штурману – навигатор Garmin. С его помощью по наикратчайшему пути под прикрытием от острого ветра островов караван вышел точно на траверз Ундоши. Но ее нигде не было видно! В некотором смятении продолжаем приближаться к заросшему высокой в рост человека трестой берегу озера. На наше удивление глубина по мере продвижения к берегу не уменьшалась, а вскоре в растительности открылся как бы узкий проход, в котором чувствовалось течение. Это и была вожделенная Ундоша!
Как по мановению волшебной палочки ветер, нагнавший большую волну на озере, исчез. Вокруг стояла оглушающая тишина, откуда-то появилось солнце, безбрежное синее небо, а впереди за маленьким островком открылась панорама вполне приличной лесной речки. Как будто мы перенеслись в иной мир.
На левом берегу Ундоши обнаружилась уютная стоянка, видимо обжитая многими поколениями туристов. Время 10-30. Очень неплохой результат пересечения озера.
Поскольку время к обеду, быстро распределились согласно штатному расписанию. Костровой стал заниматься хозяйством, а Шеф со Штурманом решили проверить поросший камышом (?) вход в реку. Когда входили в речку, там чувствовалась подводная жизнь. И точно клев был очень активный. На удочки, спиннинг быстро наловили всякой некрупной рыбы достаточной для ухи (сорога, подъязок, елец, щучка).
Переместившись к лагерю, Шеф занялся ухой, а я (то есть по легенде Штурман) забросил с берега блесну, чтобы распустить леску. Ну конечно зацеп! Сев на лодку, стал приближаться к месту вероятного зацепа, постепенно сматывая на катушку леску. Вдруг место зацепа сместилось в сторону и волшебным образом показался хвост щуки! Это меняет дело! Буквально в течение 10-12 минут на противоположном берегу в двух небольших бочажках были выловлены еще две щуки килограмма на два каждая.
Тут же было принято общее решение устроить непланировавшийся ранее отдых с ночевкой на этом месте. В качестве мерила улова пригодилась бутылочка шотландского виски 0,75 л (см. фото). Уха, подкопченная щука, другие разносолы, неторопкий разговор, отсутствие комаров(?) делали этот несовершенный мир если не розовым, то сизюлевым это точно. Шикарный стол со скатертью-самобранкой не убирался до следующего утра.
У Шефа вошло в традицию братание с местным населением, которое само приплыло на огонек костра. Благодарные слушатели не отпускали его всю ночь, и только бодрящее купание в 6-30 утра в парной речной водице привели его в чувство.
25 июля. Часов в 10 утра тронулись вниз по реке.
Река в начале пути довольно шустрая, пересекает на своем пути несколько озер, берега в основном низкие, иногда река проходит через невысокие гряды. Компаньоны ленятся и на озерных участках просятся на буксир. Порожки и перекаты приятно освежают спокойное течение реки.
Примерно к 19 часам подошли к самому серьезному на Ундоше порогу – Падун. Его рев слышен издалека. Ткнулись в левый высокий берег перед порогом. Поднялись наверх. Красота соснового бора вдоль порога поразила красотой, я бы сказал, ухоженностью места и необычным соседством с шумливым препятствием. Решено разгрузиться, заночевать и наутро форсировать порог налегке.
26 июля.
Хорошо выспавшись под неумолчный рев порога, спозаранку, еще не было и семи часов, осмотрели подробно порог на предмет его прохождения. Шуму много, но много и воды, поэтому камни хотя и торчат повсюду, но пройти можно. Только в конце порога солидные стоячие валы сторожат выход.
Сначала на катамаране спокойно прошли порог Шеф с Костровым, затем Шеф со Штурманом на надувной лодке проскочили порог почти безболезненно, только в конце его из-за неправильного дифферента на нос зачерпнули несколько изрядных порций воды в стоячих волнах. Перевернув на берегу пустую лодку, выпустили воду, заодно помыв пайолы.
Снова загрузившись, пошли дальше. В этот день прошли еще несколько именных порогов (Чертов, Ольховец, Белый, Еловец), но, честно говоря, едва их заметив. Только навигатор помог определиться с их местоположением. Около 21 часа встали перед большим деревянным мостом, по которому снуют лесовозы. Цивилизация, однако!
Заночевали на большой песчаной косе.
27 июля.
Подъем в 7 утра. Позавтракали и поспешили на воду. Река стала заметно спокойнее, но очень извилистой. Погода портится. Решено форсировать движение и сегодня постараться пройти побольше.
Опять пришлось воспользоваться мотором. Этот изрядный кусок пути ничем примечательным не запомнился.
Под стрекот мотора к вечеру часам к 18 пересекли Почозеро. Это уже территория Кенозерского национального парка. Заночевали на другом берегу озера в месте истока р. Поча. Очень красивое место. Прекрасно оборудованная стоянка. Огромные можжевеловые деревья диаметром ствола в 10-12 см. Погода совсем подурнела. Пошел затяжной дождь.
28 июля.
Утром поднявшись, позавтракали, тронулись в путь уже по реке Поча. Река довольно широкая, встречаются топляки, приходится обходить мели. Дождит. Идем под мотором. Скучно.
На подзаправке решено закончить маршрут в деревне Поча, где у Шефа были знакомые, правда, последний раз они виделись лет 16 назад.
На удивление мы их нашли, Шефа узнали, и мы на себе ощутили северное гостеприимство. Нас вкусно накормили, напоили, нашли машину, которая доставила нашу компанию в этот же день в Североонежск, где застоялся, ожидаючи нас, наш китайский друг «Great Wall».
Путешествие закончилось не совсем так, как хотелось. Кенозеро мы увидели только из окна автомобиля, но думаем, что не грех специально посетить его в следующий раз. До встречи, Кеноозеро!