Традиционная летняя экспедиция с/к "Сокольники-РУДН" на Арабику, Центральное плато, основной объект - ПСИ. В этом году ныряли в грифон на -700 м, восходили на -600 м и -800 м, заносили очередную партию баллонов к первому сифону. Работали в пещере Ледяной Дракон.
Итоги экспедиции
Краткие итоги экспедиции

1. В грифоне, на глубине -720 м пещерной системы им. В.В. Илюхина (ПСИ), пройдено еще 45 м. Перегиб (-30 м) оказался пройден еще в 2007. В этот раз, на всплытии за перегибом, на глубине -13 м, подводника остановило сужение хода, куда он не смог пройти с двумя 4-литровыми баллонами за спиной. Ныряли: Иванов Н. (первопрохождение) и Аксенов А.
При первопрохождении использовались 4 баллона с нитроксом (EAN32): два 7-литровых на боковой подвеске и два 4-литровых за спиной. Погружение продолжалось 40 минут и было бездекомпрессионным.
Параметры грифона на данный момент: (125; -30)*. Дальнейшее прохождение представляется возможным.

2. Продолжено изучение "Жданного продолжения" (восходящая ветвь на глубине -800 м ПСИ). Восходили Тверитнев А., Гаврюшкин Д. и Лобзов И. Они поднялись на 20 м в большом колодце, на дне которого остановились в прошлый раз, до предположительного очка, откуда приходит водопад. Очко оказалось просто полкой этого большого колодца, вода приходит с самого верха (примерно 40 м).
Глубина конечной достигнутой точки -710 м. Пещера продолжается вверх.
3. Продолжено восхождение в районе ПБЛ600, с глубины -530 м ("Сковородка"). Восходили Катков П. и Гаврюшкин Д. В прошлом году они дошли до завала под очередным колодцем. Тяга уходит в этот завал. В этом году поднялись до верха колодца – через 15 метров он непроходимо сужается.
Глубина конечной достигнутой точки -485 м. Восходящая ветвь "официально" закрыта. Перспектива прохождения завала под последним колодцем остается.
4. В результате систематических усилий "пошла" пещера Ледяной Дракон. Вход расположен недалеко от базового лагеря, на высоте 2290 м н.у.м. На данный момент достигнута глубина -160 м. Пещера продолжается вниз очередным колодцем.
5. Продолжен разбор завала с тягой в пещере Белая Лошадь. Прорыва вниз пока не произошло.
6. Проведена топсъёмка основного хода ПСИ от поверхности до -800 м. Снимали: Катков П., Гаврюшкин Д., Аксенов А.
7. Проведена школа первого уровня. "Школьники" (4 чел.) занимались топосъёмкой и навеской небольших пещер, участвовали в выемке груза с -400 м ПСИ.
8. Красноярский участник нашей экспедиции, Пушин А., нашел на плато две маленькие щели с приличной тягой. За два дня, практически в одиночку, он раскопал их до вполне себе пещерных входов, полутораметровой глубины :)
Перспективные входы получили названия МКр-09-01 и МКр-09-02.