Посещение одного из семи чудес России " Плато МАНЬПУПУНЕР"

Поход на плато Маньпупунер

Перевал дятлова Перевал дятлова

Прогулка по Северному Уралу « хр. Маньпупунер»  16-29 июля 2011г.
Булавин Иван  г. Сургут
Из Википидии: Столбы Выветривания (мансийские болваны) – уникальный геологический памятник в Троицко-Печерскрском районе, р. Коми на  хр. Маньпупунер (что на языке манси означает «Малая гора идолов»).  Останцев семь, высота от 30 до 42 м. С ними связаны многочисленные легенды, прежде столбы выветривания являлись объектами культа манси. Находятся довольно далеко от обитаемых мест. Столбы считаются одним из семи чудес света России.  Около 200 мл. лет на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия дожди, ветер, морозы и жара постепенно разрушали горы, а в первую очередь  слабые породы, твердые серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней. Столбы имеют причудливые очертания. Неудивительно, что они в прошлые времена манси обожествляли каменные болваны, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунер было величайшим  грехом. Туда я и решился прогуляться. Собирался долго целую зиму. Кинул клич в интернет. Собралось немного единомышленников для совместной заброски.   Не забывайте хр. Маньпупунер находится на территории Печеро-Илычского заповедника и для его посещения требуется специальное разрешение от администрации заповедника:
169436  р. Коми Троицко-Печорский р-он.  пос. Якша.    тел. (821-38) 95-680.    факс. (821-38) 95-091.      Я по телефону связался с директором заповедника, он мне объяснил, что для посещения заповедника требуется заявка, пишется она в произвольной форме. В заявке указывается количество участников, дата посещения, маршрут, телефон руководителя, паспортные данные всех участников. Заявка отправляется по факсу, администрация рассматривает ее в течение недели, дает ответ и если он положительный. Присылают вам реквизиты банка для оплаты пребывания на территории заповедника 600 рублей сутки, цены конечно космические, и поэтому у меня все закончилось на стадии подачи заявки, оплачивать я не стал, решил идти дикарем. Пребывание на территории заповедника без разрешения карается штрафом в размере от 1000 до 2000 рублей.  Да еще на хр. Маньпупунер администрация поставила избу в 1 км. от главного болвана, чтоб пресечь незаконное пребывание туристов со стороны Свердловской области.   И вот он отпуск  долгожданный . Рюкзак собран, билеты куплены. Не буду расписывать, что из вещей и продуктов брал это уже много расписано во многих других отчетах. На старте рюкзак весил 31кг.
14.08.11г- поезд тронулся в 9ч из Сургута.
15.08.11г- прибыл в Екатеринбург.    Из Екатеринбурга в Ивдель поезда ходят два раза в сутки:    343 Екатеринбург- Приобье  07 ч 39 мин  и в 14 ч 48 мин.    В Екатеринбурге встретился с первым участником нашего похода зовут Роман из р.Башкортостан. В Ивдель мы прибыли 01 ч 52 мин 16.08.11г. На заброску нас собралось 14 человек. Машина подошла на привокзальную площадь к 12ч 15мин. Стоимость машины 12т в одну сторону. Забрасывал до брода через р. Ауспия Петр из МЧС г. Ивделя. На а/м УРАЛ тел. 8904-54-54-788, еще есть Алексей тоже возит, у него ЗИЛ тел. 8908-9111-562. На выезде из Ивделя зарегистрировались в МЧС. Дорога конечна ужасная, ухабы, пыль особенно после Ушмы. Прибыли на р.Ауспию мы где то к 17 ч 30 мин. Сделали закладку (тушенку, спирт). С водителем договорились, что он нас он заберет 30.08.11 в 12ч. Быстро собрались и выдвинулись к нашей цели.  Где то через 2 часа добрались до стоянке в кедраче. Было решено здесь устроить ночевку. Сварили ужин, легли спать.
17.08.11г – утром встали в 6 ч30 мин сварили кашу, поели и в путь, это был единственный день - когда мы встали так рано. За два перехода дошли до стоянки геологов, график движения 30 минут идем 10 минут отдыхаем. От брода через р. Ауспия до перевала Дятлова идет очень хорошая набитая туристами тропа. Ближе к стоянке с Ложкой начинается болото. Здесь на стоянке огромного размера лежат ложка, вилка, нож, штопор. Со стоянки хорошо видна  гора Холотчахль (гора мертвецов) она вся в тучах там кажется идет сильный дождь. От стоянки с ложкой мы еще прошли около 2 км до стоянки в кедраче, тут было принято - решено заночевать. Вечером был ужин и немного спирта, а ночью сильный дождь, с грозой.
18.08.11 – вот и утро, встали где-то в 8 ч завтрак, сборы. Тут наша группа делится. Четверо собрались через Холотчахль на р. Унья половить хариуса. Потом вернуться на  Ауспию и сплавится до Вижая по р. Лосьве, да кстати 2010г Вижай полностью выгорел.     Нас осталось восемь, хорошо хоть не девять:      1. Я – Сургут.      2. Сергей – Орел.    3. Слава - Березняки.      4. Роман – Башкирия.        5. Костя – В. Салда.    6. Миша - В. Салда.      7. Сеня - В. Салда.        8. Саня - В. Салда.     Все эти Салдычи туристическая группа «СИНЕБОТЫ». Вышли в 10 ч почти сразу начался крутой подъем. Начали подниматься выше границы леса, открываются красивейшие виды окрестных гор. Подъем занял около 40 минут. Наконец вот он Холотчахль. Согласно легенде на вершине во время всемирного потопа погибло 9 манси. У горы недобрая репутация здесь и потом гибли люди в 1959 г группа   туристов под руководством Игоря Дятлова. Сделали памятные фотографии, отдохнули и двинулись дальше по хребту на север. На седловине между г. Холотчахль и высотой 921 м нас застал дождь, все очень сильно промокли. Обедали мы на высоте 996,9 м. отдыхали около часа. В урочище Поритайтсори решили зайти на обратном пути. Вот он  вдалеке и виден Отыртэн (1234,2м) самая высокая гора на нашем маршруте.  В вечеру мы дошли до озера Лунтхусантур здесь мы решили устроить лагерь, все очень сильно устали, переход дался тяжело, из этого озера берет свое начало река Лосьва.
 19.08.11г -   вот и утро ночь была холодная. Опять я бегаю всех пытаюсь поднять,  пораньше не получается из палаток раздаются угрозы Синеботы бастуют вставать не хотят.  Ну вот наконец выходим  уже 10 часов. Отыртэн обходим справа,  на седловине между Отыртэн и высотой 920,6 видели медведя и двух оленей гору Моттевчахль (граница трех областей) обошли слева. Обед был на северном склоне высоты 1014,3 м, с этого места первый раз увидели Пупы.  От высоты 703,9 м до горы Янычхачечахль есть очень хорошая накатанная дорога от машин, по ней мы быстро добежали до сарая. Заночевать мы решили на южном склоне высоты 860,2 м на притоке Маньской Волосницы.
 20.08.11 г - утро удалось, ветра нет, светит солнышко, прошли по седловине между высотами  899,0 м и 829,6. От высоты 892,6 м до 917,2 м вся местность вызженна, идем по пепелищу. Когда поднялись на высоту 917,2 м,  увидели древнюю мансийскую тропу. На высоте 708,9 м под знаком Европа- Азия был обед. Идти по тропе одно удовольствие. Когда тропа спустилось в лес попали в небольшое болото.  Ближе к высоте 809 м встретили  джипингистов.  Ребята родом из Тюмени, первые люди которых мы увидели за три дня. Они нам поведали про егерей с хр. Маньпупунер,  которые делают обходы Пупов каждые два часа 5 раз в сутки. И про оплату в 600 рублей которую можно оплатить на месте. Выпили немного спирта, из запасов тюменцев  попрощались  и потопали дальше. Привал на ночлег был на высоте 825,9 м под г. Янывондерсяхал, нашли ровную площадку, дров много, насекомых мало благодать с это места открывается хороший вид на г. Койп (1087,5). Ночью был небольшой праздник, выпили немного спирта, болтали до двух часов. До пупов остался один ходовой день.
21.08.11 г-  утро встали как обычно в 8 часов. Сборы, завтрак выход в 10 часов. С высоты 701 м хорошо видна изба егерей, крыша избы блестит на солнце. Вот и гора Печерья-Таляхчахль  (гора родившая Печору). За два перехода добежали до истока р. Печоры. На истоки был обед и отдых. Ну в общем от высоты 917 до истока Печоры идет хорошая тропа не заблудится невозможно. Дальше начался спуск в лес. Дошли до  ГТД за один переход. От ГТД  по лесу около одного часа до Печоры, вышли на оборудованную стоянку на берегу Печоры, установили палатки. На общем собрании решили на Пупы идти в три часа ночи, егеря тоже люди и ночью обычно спят.      22.08.11 г- Будильник заорал, надо вставать, быстрые сборы и в путь. По GPS мы сразу пытались обойти избу егерей, каково же было наше удивление, когда мы вышли на хребет, сразу перед нами возникла в метрах двухсот изба.  Начался обход избы справа, тут неожиданно из кустов выскочил олень огромного размера, все немного испугались, даже кто-то выдвинул предположение, что он на нас может напасть (Сеня), все посмеялись и двинулись дальше. Наконец вот они Болваны сначала показался самый большой, а потом и все остальные. Не буду описывать их красоту это надо видеть. Гуляли по плату мы где-то часа три. В лагерь мы пришли все мокрые, уставшие, но довольные, сразу все завалились спать. Проснулись после обеда, остатки дня было посвящено отдыху.
23.08.11 г - встали, завтрак, сборы и обратный путь, к 18 часам дошли до г. Янывондерсяхал, на ночевку встали на старом месте. Сняли закладку. Начали ставить палатки, вдруг появились турист на мотоцикле, а за ним еще трое пешком. Из бесед с ними стало известно, что они из Екатеринбурга, ехали все четверо на мотоциклах, у троих кончился бензин, идут на Пупы. Вечером допили остатки спирта, дальше идти насухо.
24.08.11 г – встали очень тяжело, вышли очень поздно, около 12 часов. На мансийской тропе встретили две туристические группы идущих на Пупы. Обед снова был на высоте 708,9 м под знаком Европа-Азия. К вечеру дошли до сарая, встали на ночевку, вечером был дождь.      25.08.11 г- утром вышли в часов 10. Обед был под северным склоном Отыртэна, опять видели двух оленей. Решили взойти на Отыртэн с севера.  Умный в гору не пойдет?    Не пойдет, конечно!      Побежит!      Или полезет!      А если придется и поползет!      Подъем занял 40 минут. Дошли до ворот Отыртэн сверху открывается отличный вид на озеро Лунтхусантур. Спустились к озеру, устроились на ночевку. Через 1 час, подошли трое туристов из Нижнего Тагила идут на Пупы.
  26.08.11г - за день добежали до горы Холатчахль, спустились с перевала в кедровник, здесь закладка спирта и тушенки. Вечером опять был небольшой  праздник.
27.08.11 г-  встали поздно спешить некуда, машина только 30 числа, а идти всего 25 км. Вышли в 12 часов, прошли где-то до вечера 12-15 км. Пока шли, собирали грибы. Встали на крупном притоке в Ауспию. Вечером были жареные грибы, болтали почти все ночь.
  28.08.11 г- день отличный, светит солнышко к 15 часам дошли до брода через р. Ауспию, разбили лагерь. На правом берегу Ауспии построили баню, заготовили дрова, баню решили топить завтра. Вечером легли спать, пошел мелкий дождь. Салдычи спать не дали, откопали где-то спирта, в костер бросили три больших бревна которые горели все ночь.
   29.08.11 г-  утром нас разбудил шум мотора ,привезли очередную группу туристов. Мы пошли договариваться с водителем, чтоб он нас забрал до Ивделя, запросил он с нас за это удовольствие 8 тыс. Через час мы уже тряслись в Урале, в 16.часов были уже в Ивдели. Вот и кончился наш поход. Очень большой привет тур. Группе «СИНЕБОТЫ» без них поход был бы скучен. Если у кого возникли вопросы пишите с радостью отвечу: Ivanbulavin159@ramnler.ru       Р.S. - Красота рядом с нами. И она будет всегда. Надо только научится постигать. Каждый раз, когда я вижу что-нибудь очень красивое в природе: дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами, закатное небо с красивыми облаками, каждый раз я восхищаюсь той гармонией, которая присуща только ей. Пришел я к этому не сразу. Сначала учился любоваться. Потом понял, что в этом и заключается секрет постижения красоты. Мир меняется, но остается то, что радует душу, глаз. И мы должны бережно относится к этому.