Опять Большой Шантар(13 августа)

м 3 брата м 3 брата
р Оленья р Оленья
Микижа Микижа
медведь на озере Большое медведь на озере Большое
Решил обойти остров с севера. Дошел до мыса Северо-западный. При подходе к нему начался сильный встречный ветер и волны. Из-за него шла полоса тумана. Видно было, что за ним шторм. Пережидать не хотелось, из-за продуктов и решил идти. Идти было очень тяжело, но я все же чудом не перевернулся. Прижиматься к берегу было нельзя из-за сильных волн, но и дальше было непонятно что и сильный ветер и сплошной туман. Прошел и пошел к мысу Северный. Ветра тут не было, но волны были еще сильнее и пройти я не смог. Причем дальше от берега они были совсем большими, но и около берега нельзя было пройти из-за подводных скал, над которыми были волны. А еще и какие то скалы около берега. Попытался пройти между ними но волной стукнуло об них и чуть не пробило байдарку. Пришлось отойти. Шел прилив, и вдруг пришла мысль, что когда вода поднимется скалы станут глубже и волны около берега меньше. Походил туда сюда и снова пошел на мыс. На этот раз пройти удалось. Накат был очень сильный и из тумана выскакивали впереди всплески от подводных скал. Дошел до реки Большой Омакой и решил что тут можно остановиться. Был полный прилив, и удалось в нее войти и пристать спокойно к берегу не залив водой всю лодку. Поставил палатку. Решил половить в реке рыбу и тут же с первой заброски поймал кунжу. Больше сколько не ловил, не поймал ни одной, только тина цеплялась.
На следующий день пошел ловить вверх по реке и ничего не поймал. Набрал морошки. Хотел поймать крабов, но их не было, только шкурки. Медвежьего говна и следов было полно но медведей не было. Накат и туман не прекращался. В озере, при моем приближении от берега отплывало куча рыбы но она не ловилась. Первая видно была утешением за пройденные мысы. Поставил сеть, но она вся набилась тиной, а рыбы не было. Выбрасывать сеть было страшно, но и собрать тину я не мог. Еда шла просто ужасно. За 2 недели ушло почти половина, а я рассчитывал, что ее мне хватит на 2 месяца. Получалось, что еды осталось всего на 2 недели, а не на полтора месяца. Я почему то рассчитывал, что будет полно рыбы, но ее не было. Пакет с едой разорвала чайка. Она ничего не унесла, но разорвала пакет с искуственым бульоном и бросила. Она почему то была очень вонючая и весь пакет провонял, а может это была и не чайка.
На следующий день лучше не стало, но надо было идти. Отойти от берега было очень сложно из-за наката. Нашел место где подводные скалы загораживают немного волны и стал перетаскивать вещи туда. Удалось отойти от берега. Вдоль берега можно было идти. Дошел до мыса Боковникова. Тут волны были очень большими и дул ветер. Пришлось обходить скалы, наверно это был камень Лев и из-за этого отходить далеко от берега. Течение было очень сильное и встречное. Волны просто страшные. Даже уже и не думал, что пройду, но прошел. Дошел до озера Большое. В озеро решил не заходить, чтобы не тратить время. У входа в озеро увидел людей, и почему то очень обрадовался. Никогда такого раньше не было. Они начали кричать. Я зашел в реку нормально и пристал к берегу. Они прилетели на самолете и не могли взлететь из-за плохой погоды. Еда у них закончилась. Но они дали несколько конфет. Сказали, что такая погода будет еще дня 4. Наступал вечер, но я решил все же зайти в озеро и дойти до реки Оленья. Надо было спешить. Когда отошел встретилась моторка, наверно бывшего начальника метеостанции. Он махнул, чтобы я шел в его лагерь на берегу, но времени не было, и я пошел дальше. На озере поднялись здоровые волны, как на море, наверно потому что было мелко. Темнело. Было холодно. Хотелось в туалет, но выходить не хотелось. Тут я понял, что сейчас обоссусь, но снять резиновые штаны не успел и обоссался. Очень сложный был день. Реку искал уже в темноте по GPS. Нашел и немного поднялся. Нашел удобное место, но дров было мало. Наломал каких то корней и развел костер. Ветер здесь был не сильный из-за леса. Пришлось лезть ночью в воду, чтобы смыть мочу и стирать одежду. Вода была не очень холодная.
На следующий день погода улучшилась. Туман исчез и появилось солнце. Пролетел самолет с озера в сторону Чумикана. Видно они смогли улететь. Забросил спиннинг и поймал рыбу. Наверно красноперку. Оставил вещи и палатку и стал подниматься вверх. Рыбы было полно. Микижа и какая-то другая. Ловилась около высокого берега. Видно это ямы. Наловил рыбы и пошел собирать морошку. Ее здесь было полно. Вернулся в лагерь. Все было на месте. Очистил рыбу и посолил ее. Но соли почему то сыпал мало, хотя ее было полно. Было очень красиво. Спокойная река и чайки. Очень похоже на Карелию. В одной маленькой рыбе была настоящая крупная красная икра.
На следующий день пошел к морю. Ветер был попутный, и я скоро дошел. По берегу ходил медведь, который меня не боялся, и дал себя поснимать. Начальника метеостанции не было, но собака была. Она охраняла его лагерь. Скорее проплыл и дошел до моря. Шел отлив и я попробывал половить. Попадалось полно рыбы, но только красноперка, и приходилось ее отпускать, по тому, что в ней полно костей, она похожа на язя. Люди с самолета говорили, что Игорь Ольховский с Федором Конюховым поставили где то здесь крест, но где я не понял и так его и не увидел с моря. Наверно надо было походить по берегу, но я хотел пройти подальше, пока опять не начнется шторм. Прошел мыс Северо-Восточный, Крутой, Раздельный и дошел до озера Карпино. Даже не думал, что пройду столько мысов, но теперь это стало не так сложно. Когда вылезал на берег всю лодку и меня залило водой и я ели ее вытащил. Вся одежда намокла. С этой стороны острова почему то на берег не выбрасывает деревьев, и хвороста на берегу почти не было. Нашел старый костер. Видно здесь кто-то останавливается.
На следующий день решил идти на Малый Шантар. Пролив между б и м Шантаром это одно из опасных мест на островах. Здесь бывает очень сильное течение и есть камни Диомида. Около них во время прилива или отлива все бурлит и пройти невозможно из-за подводных скал. Поэтому здесь можно идти только между отливом и приливом, когда течения не большие. Лучше всего идти по концу отлива. Тогда вначале течение отнесет от камней на восток и в это время надо идти на юг, в сторону между м. Шантаром и Беличьим, а потом течение повернет на запад и понесет как раз к мысу Успения и надо продолжать идти на юг. Отходить лучше не от самого мыса Филиппа а от мыса между мысом Филиппа и мысом Обрывистый. Я наверно что то неправильно сделал, когда рассчитывал приливы, либо программа глючит и получилось, что когда я отплывал от берега уже видимо начался прилив и течение пошло как раз в сторону камней Диомида. Начались волны, правда не большие, как на реке 2к. Пришлось грести изо всей силы, чтобы идти курсом на мыс Северо Восточный на м. Шантаре. Курс проверял по GPS, так, чтобы идти в сторону мыса Северо-Восточный. Скорость дошла до 13 км/ч. Течение вначале стало попутным, а потом повернуло в сторону камней, но и я повернул и шел курсом на мыс. Обошел камни и свернул так, чтобы идти между мысом Северо-Восточный и Успения.

Малый Шантар (19 августа)

При приближении к острову течение стало встречным, и повернул прямо к берегу. Шел вдоль берега. Течение в некоторых местах было сильным. Посмотрел на карту и решил встать около болот. Когда подошел, то по берегу ходил здоровый медведь. Полез за фотоаппаратом, но он бросился ко мне в воду. Я скорее стал отплывать, он тоже поплыл очень быстро, но потом наверно понял, что я человек, выскочил на берег и убежал. Решил здесь и остановиться. Комаров было очень много. Даже не помогал костер. Стоял около него, и в это время к вещам подбежали медвежата. Выше по берегу шла здоровая медведица. Фотоаппарат был около них. Я испугался что они набросятся на вещи, но и отгонять их было нельзя, потому что медведица бы стала их защищать. Она как-то шаркнула и они побежали к ней. Потом они ушли. Пошел собирать морошку и шикшу. Здесь их было полно прямо около берега. Хотел сходить на озеро, но очень устал.
На следующий день решил не куда не идти и отдохнуть, но потом все-же решил идти под вечер. Набрал ягод. Стоял сильный туман. Прошел до бухты рядом с мысом Сенека по началу прилива, так чтобы течение шло из пролива Опасный, и не затянуло в огромную воронку в проливе. Здесь я читал, если попасть в эту воронку то так и будешь в ней крутиться до следующего промежутка между отливом и приливом. Она находится в проливе опасном. Течение в проливе Линдгольма оказалось не сильным, зато из пролива Опасный в бок задул сильный ветер и пошла волна.
Материк(20 августа)

след медведя след медведя
Косатки Косатки
Вышел на берег. Здесь было небольшое озеро. Обошел его. Комаров было не много. Видно что здесь бывают очень сильные шторма. Деревья валяются очень высоко и далеко и дамба очень высокая. Решил утром по концу отлива пройти мыс Сенека. Слышно было, как дышат киты, но так их и не увидел. Сварил соленую рыбу с реки Оленья. Она отвратительно пахла, но решил ее съесть. Началась рвота.
Рано утром вышел в море. Опять что то было не правильно, и когда я к нему подошел уже начался прилив и шло встречное течение, но можно было пройти. Был сильный туман и полный штиль. Обошел мыс. Течение и дальше было встречным, но чем дальше, тем меньше. Весь день светило солнце но туман не исчезал. Шел до вечера и почти дошел до мыса Укурунру.
На следующий день светило солнце и, когда я собрался плыть подул сильный западный ветер и пошли волны. Прошел мыс по сильной толчие. За мысом было спокойно и никакого тумана. Вода теплая. Ходил по берегу и нашел белый гриб, но только один. Больше не было. Прошел до реки Талим и остановился. Здесь был старый лагерь людей. Росла шикша. Пошел ловить рыбу, но ничего не поймал. Залив был мелким и было полно нерп и других животных. Некоторые залезали на камни по середине и орали. Где-то, на той стороне послышались выстрелы.

На следующий день был штиль. Неохота было смотреть на карту и доставать GPS. Решил переплывать залив прямо к другому берегу. Плыл очень долго, но берег не приближался. Задул ветер и пошли волны, но не сильные. Наконец то берег стал понемногу приближатся. Потом оказалось, я плыл на искосок, а казалось, что иду к ближайшему берегу из за того что в этом месте берег был высоким. Получилось, что прошел 30 км по заливу, вместо 11, правда немного сократил свой путь. Но с таким же успехом можно было вообще не заплывать в залив а плыть сразу напрямую. Зато возможно если бы плыл в узком месте, то встретился бы с людьми, которые вчера стреляли, а кто знает, что это за люди. Возможно и замочили бы, а так нормально дошел. Встал около ручья Гремячий. Медведей здесь было полно но ходили они восновном ночью.
На следующий день еще прошел вдоль берега. Опять начался накат. Прошел дождь и ветер и вышло солнце. Остановился, но воды не было. Пошел по сопкам и нашел белых грибов. Подошла медведица с медвежонком совсем близко и дала себя поснимать. На меня вообще не обращала внимания, но потом почувствовала запах дыма от костра и подала медвеженку сигнал. Он убежал. Потом убежала и она. Но ночью они вернулись и ходили вокруг. В медвежем говне было полно скорлупы от кедровых орехов, но я найти их не мог. Наверно они где то далеко в горах, а вдоль берега не спелые.
Утром подошли косатки и их было очень много. Обошел мыс Тукургу и зашелв залив Николая по приливу. Течение было попутным. Здесь было полно медуз и нерп. Вдруг послышался какой-то шум, подумал, что идет моторка. Немного проплыл и пошел на тот берег в сторону мысовой мари. Все деревья на горах были горелые. Шикши было много, но морошки не было. Поел шикши, как можно больше и пошел к выходу из залива. Остановился у ручья. Течение здесь было очень быстрое. Шел отлив. Попробывал ловить рыбу в ручье, но не поймал. Потом стал ловить в море. Стала попадаться кунжа. Наловил много но икра была только в самых больших, а в некоторых больших молока. Когда вода совсем ушла, то открылась дорога грузовика. Оказывается он ходит здесь по отливу. Видно его я и слышал с другой стороны. Дорога сейчас была свободна и стало жутко, но в этот день он так и не проехал. Морошки здесь было много и голубика была и шикша и рыба.
На следующий день несмотря на грузовик решил устроить дневку, потому что сильно устал. Ночью рыба, которую оставил на сковороде исчезла. Ловил рыбу и заготавливал ягоды. Старался съесть побольше рыбы и икры и ягод и не есть в этот день другую еду. По отливу проехал грузовик вначале в одну сторону потом назад, но не остановился, зато с удивлением на меня посмотрел. Видно спешил проехать до прилива. Пошел собирать ягоды подальше от берега, но вдруг послышался какой то грохот с моря. Подумал, что начался шторм и побежал к палатке. Волны правда появились но не слишком большие. Видно просто какое то отражение.
На следующий день решил пройти мыс Врангеля. Около залива Нерпичий были люди, наверно золотодобытчики. Видно грузовик ездил туда. Прилось обходить подальше от берега. Мыс Врангеля очень далеко выдается в море, и поэтому здесь могут быть сильные волны сулои и толчия. Погода была хорошая, почти полный штиль, но на мысе был ветер. Толчия тоже была, но не сильная. Когда проходил мыс встретилась моторка и прошла в сторону людей. За мысом начался встречный ветер. Остановился на косе Гилин. До воды сдесь было далеко и я не пошел. Здесь было течение, но быстро закончилось. Рыбы не было. На следующий день дошел до входа в озеро Мухтеля. В протоке было полно какой-то мелкой рыбы, похожей на язей. Они выпргивали из воды. Они ловились но брать из не стал. В озеро не пошел и пошел дальше.
Остановился около ручья Гальмангра. Тут было небольшое озерцо и в нем тоже было немного язей.
На следующий день хотел пройти мыс Александра и залив Рейнеке, но погода испортилась и из за мыса валил туман и дул сильный ветер. Когда подошел поближе начались волны. Ветер вырываля из за гор такой силы, что чуть не перевернул лодку. Пришлось отойти назад и остановиться у водопада. Было уже 29 сентября. Залез на гору. Весь лес сгорел. Начался дождь и стало холодно. Ел шикшу, какую заготовил раньше. Рыба ловилась. Некоторая была с икрой. Наловил ее полно.
Потом, непомню через сколько дней, наверно 30-го ветер постепенно менялся и стал дуть с моря и начались сильные волны. Ночью вся рыба, какую наловил исчезла. Пакет тоже исчез. На следующий день волны становились все больше и больше, и ночью пришлось переставлять палатку к самой скале. Ночью пришел лисенок.Видно он и унес рыбу. Больше рыба не ловилась из-за сильных волн и он ушел.
На следующий день дождь кончился, а к вечеру и небо разчистилось,
но накат не стихал. Прошел здоровый медведь, но уведев меня быстро убежал. Видно здесь охотятся.
Отплыть смог только 2 сентября. Утром дул очень сильный ветер, правда попутный и все море было покрыто барашками. Накат еще был сильным. Попробовал отплыть, но лодку залило водой. Пришлось все доставать и сушить. Лодка сделана не удобно. Одному от берега в сильный накат отойти тяжело. Пока наденеш юбку уже все зальет. Зато в луже от ручья заметил здоровую рыбу и поймал ее руками. В ней оказалось полно икры. Целая крышка от военного котелка. Сожрал икру и часть рыбы. Попробывал отойти во второй раз. На этот раз удачно. Пришлось вначале надеть юбку, а потом, сидя в лодке сталкивать ее с берега руками. Ветер был очень сильный и попутный(вдоль берега), и волны от него перемешивались с накатом. Мысы Топографический и Александра удалось пройти. Сулоев и толчии не было, но ветер был ураганный, так что боком было повернуться страшно, могло бы перевернуть. Дальше было просто. Ветра тут практически не было. В заливе было полно нерп. Прошел базу. Из нее вышел человек и смотрел на меня. Хотел попросить еды но не стал. Останавливаться не стал. Хотел остановится в дальнем конце бухты около мыса мофета, но и там была база. Пришлось его обойти. Когда обходил была небольшая толчия. За ним не было воды зато не было и людей. На берегу встретилась медведица с медвежатами. Остановился. На берегу волялось полно водорослей и шкурок от крабов. Они были очень большими.
На следующий день было солнце, но очень сильный попутный ветер вдоль берега. Наката не было, но в некоторых местах волны от ветра были сильные. Дошел до реки Болшие Вилки и набрал воды. В реке было полно рыбы. Плавали целые косяки, но сколько я не пытался поймать, бесполезно. В море тоже самое. Видно и правда все дело в шикше. Дуракам рыбу не поймать, и надо есть шикшу, чтобы поумнеть, но ее не было. Ветер начал стихать. С трудом прошел кекур Вилки, мыс Куприянова. Подошел к Шумихе. Она и правда оказалась шумной. Вода текла сверху по крупным круглым камням. Захотелось покакать и я покакал на один из них. Летало полно чаек. Половил рыбу, но не поймал. Хотелось остановится на одном из ручьев залива, но решил пройти последний, как я думал опасный мыс Литке. Прошел его. Обрадовался, что все опасности, связаные с морем позади. Там был дом с людьми. Что-то пилили. Начались мели, но удалось пройти между островом Коврижка и берегом. Дошел почти до ручья Сельдьевый. На пути встретилась изба, и пришлось от нее отходить. Стемнело и по всему заливу зажглись огни. Мимо меня проехал грузовик и поехал к той избе.
На следующий день стал проходить мима всех браконьеров, какие ловили рыбу, но они ничего не сказали. Начался сильный накат, а может просто мне так показалось. Люди с детьми на берегу даже мочили в воде ноги, но было мелко и волны были высокие и начинали пениться далеко от берега. Выйти на берег было не возможно. Можно было остановиться за м. Перовско. Он загораживал волны, но решил идти дальше, потому, что видно было лагерь людей. Идти приходилось очень далеко от берега на глубине, чтобы не превернуться. Заметил, что все время когда хотел куда нибуть еще пойти, сразу после этого путешествия, не возращаясь домой
что нибудь случается с погодой. Не знал как выходить. Думал, что разобьет лодку и голову о камни. Вот вот должно было стемнеть, а впереди далеко ровный берег и никакого укрытия от волн. Решил что никуда больше не пойду и буду возвращаться домой. Привязал все, что можно и, пока светло пошел к берегу. Вышел даже ни капли не намокнув. Волны были не такими и большими. Людей здесь не было и далеко не было видно. Росло полно шикши. Много ее поел. На следующий день решил сделать дневку. Попробывал искупаться, но вода была очень холодная и грязная от волн. Набрал полно шикши и ел ее. Была и голубика, но рыбы не было. Думал это последняя дневка и последний день на море без людей. Светило солнце и море было очень красивым. Казалось, что это Черное море и я где-то на в Анапе но еще и один. Ходил на Озеро и по болоту и ел шикшу. Оказалось я не далеко от озера переноска. Бревна здесь валялись очень далеко от берега. Видно здесь шторма очень сильные, а укрыться не где.
На следующий день погода все еще была хорошей, но почему то казалось, что она может измениться. Прошел в залив Счастья через пролив Холодный. Появилизь грозовые облака но гроза прошла мимо. На Петровской косе были люди. В заливе было полно водорослей и пришлось через них продираться. Вода выходила через пролив в море. Плавали какие то животные и громко дышали. На острове Чкалова было полно каких-то кораблей. Прошел до острова Байдукова и на мыс Гитвах. Было очень мелко и грязно. Там и остановился. Хвороста было мало. Ночью пришел охотник с собакой и стал спрашивать. Сказал, что он работает на маяке, но летом живет на берегу не далеко от сюда. Сказал что утром будет много воды, но я почему то решил, что больших приливов здесь нет и оставил все вещи на берегу. Ночью все небо по краям сверкало. Вначале я почему-то подумал, что это пускают питарды везде и сказал ему что то салют везде, но он ничего не сказал. Потом, когда он ушел я решил, что это молнии, но подумал,что это уходит та туча, какая была днем и лег спать. Проснулся от того что палатку прижало к земле и трепет об голову. Оказалось начался шторм, но дождя пока не было. Нашел место рядом, загороженное мысом, где ветра почти не было и переставил туда палатку. Собрал все вещи с берега и положил рядом с палаткой, чтобы их не сдуло ветром и не унесло волнами. Утром пошел дождь. Когда вылез из палатки, то вода оказалась совсем рядом. Весь берег был залит. Если бы не этот шторм, то все мои вещи бы уплыли. Потом я вспомнил,что здесь неправильные приливы. Идти было не возможно. Пошел ходить по берегу. Прошел мимо базы людей и пошел к мысу Многаш. На базе мужик снимал мотр с лодки. Спросил когда кончится погода, но он сказал не знаю. Пройти мыс было не возможно, хотя и мелко. Костер решил не разводить и пошел по дороге от базы в лес. Там было болото. На нем росла шикша и голубика, но не много. Ходил и ел их. Потом вернулся к палатке и пошел в другую сторону. Там нашел стоянку охотников. Здесь было полно хвороста. Дождь кончился и туча постепенно стала уходить. Развел костер.
На следующий день ветер все равно был, но намного слабее, и изменил направление. Было 8 сентября. Удивительно, но еда еще не закончилась. Решил идти. Прошел мыс. Ветер стал боковой. Волны были пенными, но было мелко и утонуть не возможно. На всех больших мысах были установлены рыболовные загоны для рыбы. Некоторые можно было пройти вдоль берега, а некоторые приходилось обходить. Они были очень большими. На одном из них люди начали говорить. Сказал, что с Шантар, но они даже не знали где это. Расказал весь маршрут. Дошел до Озерпаха и узнал про автобус. Он должен идти завтра утром. Дошел до Оремифа и остановился на острове. Темнело, но пришла моторка и они начали стрелять прямо рядом. Наверно они охотились на гусей, но помоему ничего не поймали и уехали. Доел последнюю еду, кроме шоколадки. Лег спать. Все время просыпался. Казалось, что начинается шторм и придется сидеть на острове. Хотел немедленно плыть, но опять ложился. Утром собрался и спокойно доплыл до Оремифа. Собрал лодку и вещи доел последнюю шоколадку и пошел на остановку. Сел в автобус и уехал в Николаевск на Амуре. От сюда до Комсомольска ходит метеор. Взял билет на ночной рейс. Оставил вещи в камере хранения и ушел. Ночью уехал. Приехал и поехал на поезде до Тынды. От меня шла сильная вонь, и пассажиры начали ругатся и чуть не выкинули меня из поезда. Надо было искупаться в Амуре, но лезть в воду не хотелось. Потом пошли милиционеры и начали спрашивать откуда я еду но я сказал, что путешественник и они ушли. В тынде решил помыться. Пошел походить вдоль реки и чуть не опаздал на поезд, но помыться в реке все же немного успел. Вода была ледяная, но лисья желтые и очень красиво. Нашел гнилой белый гриб, но брать не стал. На поезд успел. Ехали вдоль красивой реки. Тайга стояла вся разукрашеная желтыми листьями. Очень хотелось выйти и пройтись по реке. Потом доехали до Северобайкальска, и я сходил на Байкал к месту, откуда в том году шел в 4-месячное путешествие по Нижней Тунгуске. Но надо было идти на поезд, и я пошел. Потом проехали Енисей и Красноярск, где тоже был в том году и доехал до Москвы, а потом и до Тулы.