Россия / Спортивный туризм | Водный туризм

"Далеко ли до Байкала? Мало, мало..."

4 - 14 июля 2012 г.
Наша цель была стартануть в Улан-Удэ и вниз по Селенге выйти через дельту в Байкал. Пройти вдоль бурятского берега до Гремячинска. Дома на диване все рисовалось, как у трех английских путешественников и одной собаки))) Но погода из июльской превратилась в октябрьскую и поход стал серьезным испытанием и для байдарок, и для нас, и для нашего четвероного друга....

Далеко ли до Байкала? - мало, мало...

Перед походом Перед походом
За водой За водой
Собачья жизнь! Собачья жизнь!
По волнам По волнам
Вдоль по Фофаново! Вдоль по Фофаново!
В дельте В дельте
Уха Уха
Комсомольцы-добровольцы!!! Комсомольцы-добровольцы!!!
Мыс Облом Мыс Облом
Еще закат Еще закат
У Энхалука У Энхалука
В бурятском кафе-юрте В бурятском кафе-юрте
Спасатели Спасатели
Стоянки рыбаков Стоянки рыбаков
Наша туристическая Никася Наша туристическая Никася
Волна Волна
Цивилизация - идем вдоль железной дороги, и даже - поперек! Цивилизация - идем вдоль железной дороги, и даже - поперек!
Закат на Селенге Закат на Селенге
От такой погодки и озвереть можно От такой погодки и озвереть можно
P1100170 P1100170
Селенгинская идиллия Селенгинская идиллия
Нам любые мели нипочем... Нам любые мели нипочем...
Первый омуль Первый омуль
Закат на Байкале Закат на Байкале
В эти полчаса у нас было лето В эти полчаса у нас было лето
Королевский десерт Королевский десерт
Источники Источники
Байкал Байкал
К горам К горам
Таежный великан Таежный великан
На Шаманьем камне На Шаманьем камне

Решение отправиться этим летом на Байкал возникло еще летом прошлым. Ведь оно было тоскливым и беспросветным – буквально амурским провалом – всего два трехдневных похода на байдарках за сезон и сорвавшийся сплав по Туюну. Как здесь не впасть в тоску. Согревало лишь то, что вот-вот и Байкал, обязательно! Вариантов множество – многоликий и огромный дает возможность выбирать. То я качала карты Святого Носа, изучая туристские тропы, то прикидывала, как лучше добираться до Ольхона, то решала, как лучше ехать в Северобайкальск. Окончательно определиться помогли друзья-туристы из Улан-Удэ. Все сложилось как нельзя лучше: во-первых, одной командой, во-вторых, на байдарках, и в-третьих, идем прямо из Улан-Удэ навстречу Байкалу. Итак, нас 9 человек, 4 байдарки и 258 километров пути.

4 июля. 158 км до Байкала.

«Скорей, скорей, скорей» - стучат по рельсам колеса. Двое суток духоты и безделья заканчиваются. Наш поезд подкатывает по первому пути к вокзалу Улан-Удэ. Пока мужчины стаскивают с третьих полок байдарки и рюкзаки, я с волнением гляжу в окно и сразу узнаю Руслана. За пять лет он ничуть не изменился.

Уже через час после умываний и переодеваний в квартире у Димы и Иры мы оказываемся на берегу Селенги. Дима с Кириллом собирают свою новенькую «Неву». Не без зависти на нее поглядывая, расшнуровываем нашу старенькую байдарочную упаковку, собираем железо, натягиваем шкуру. Такие мелочи, как отсутствие заднего треугольного фальшборта нас не пугают – вместо него используем простую веревку. Собрав свои таймени, мы вчетвером долго любуемся на «Неву». Русланов Таймень тоже неплох – новая шкура из ПВХ делает его весьма симпатичней наших, прошедших сквозь волны и время байдарок.

На Селенге нам с самого начала предстоит бороться не только с волнами, а еще и с ветром. Он, по закону подлости, встречный. Поначалу мысль о том, что нас понесет в противоположную сторону, как это бывает на Бурее, очень меня тревожит, но оказывается течение реки такое быстрое, что даже неособенно напрягаясь, мы идем вперед. Конечно, из-за ветра по реке гуляет здоровая волна и порой байдарка просто прыгает с одной на другую. Но напряжение по поводу качки вскоре отходит на второй план – моя правая нога ясно чувствует, как вдоль правого борта сочится вода. Удивляюсь, почему так спокойно в ногах сидит собака, ведь по моим подсчетам на дне байдары должно быть уже полно воды. Перебираю пальцами – мокро! Но уровень воды не поднимается, идем дальше. На обеденной стоянке, куда мы подгребаем сразу же за городом, оказывается что «течь» дали окорочка, привязанные к правым стрингерам. И как я могла забыть про наш стратегический запас!

Подкрепившись куриным бульончиком, мы отчаливаем. Ветер еще сильней, но светит солнце, тепло, сытно и настроение самое бодрое.

Берега Селенги чуть ниже Улан-Удэ густозаселенные, всюду дачные поселки, по правому берегу проходит Транссиб. Через каждые пять минут летят-гудят поезда. Это не напрягает, наоборот здорово смотреть на это движение с реки, необычно. Местность гористая: сопки и между ними небольшие долинки. Течение реки быстрое – 8-9 км/ч. Через десяток миль подходим к огромному железнодорожному мосту – транссиб уходит на левый берег и далеко в сторону от Селенги. Без всяких происшествий идем мимо огромных быков моста, я не перестаю удивляться своей разумной псине. Было страшновато, как бы не начала прыгать в байдарке, не плот все-таки. Но очевидно после Солокачинских порогов Никася смирилась с жизнью на воде.                                                               На ночевку встаем на одном из больших островов, когда на западе по небу уже разлились желтовато-розовые краски.

На противоположном берегу под сопками к реке подходит железная дорога. По ней мелькают огнями поезда. Мы ставим палатки, разводим костер. Дима и Руслан – о чудо! – начинают варить ужин, они решили попотчевать гостей Бурятии (то есть нас четверых) национальным блюдом «бухлером» (название не имеет ничего общего с глаголом «бухать»). На мой взгляд сварить его нет ничего проще – ибо это просто много вареной баранины с луком. Вкус, конечно, специфический, но очень сытно, а после первого дня похода вообще замечательно.

5 июля. Все еще только начиналось.

Встречный ветер кажется еще крепче, солнце прячется за низкими облаками. Быстро завтракаем, собираемся. В это время нас развлекает собака, занявшаяся охотой на сусликов, о присутствии которых говорят разве что многочисленные норки.

Выходим. Часов с 12 непрестанно идет дождь. Мне, сидящей на корме, при встречном ветре он кажется ливнем. Вода с Юркиного весла бежит ручьем.

Вчера, судя по карте, мы должны были остановиться на острове Большом, но вот из-за поворота показывается большой остров. Как называется? – Большой. – Разве мы до него не дошли? – Это еще один Большой. К вечеру мы насчитали этих Больших штук пять и в том, как называется показавшийся впереди остров больше уже не сомневались.

А дождь и не думает утихать, варим суп, прикрыв костер какой-то доской, на берегу оказывается намного холоднее, чем в байдарке. Едим быстро, отчаливаем еще быстрей. У нас есть задача – найти чистую воду. Из Селенги местные жители не пьют, вода в ней желтоватая, мутная, на дне глина, да и в том, что сюда сбрасывают все подряд, наши спутники уверены на все сто. Долго ищем горную речку, которая должна впадать в Селенгу возле высоких скал. Лавируем под дождем в протоках и вот удача Оля замечает, что в очередной протоке совершенно прозрачная вода!

Набрав полные канистры ледяной водички, мы идем дальше.К вечеру все, как ни укрывались дождевиками, мокрые до нитки. Только наш самый экипированный экипаж, похоже, совсем не промок. Оля и Женька в бродах и плащах, в то время как я и Юрка в простых резиновых сапогах. У путешественников из Улан-Удэ сапог нет вовсе – ведь до этого целых две недели стояла невыносимая жара и ни капли дождя. Долго ищем место для стоянки, наконец выгружаемся. Вода в реке стала по сравнению с воздухом, как парное молоко. Разводим костер и начинаем бурханить. Дождь идет стеной. Мы с Юркой не надеясь на тент на своей старой палатке натягиваем над ней полителен. Всю ночь его треплет усилившийся ветер, дождь как из ведра.

6 июля. Погода шепчет.

Холодно. Дождь. Порывистый ветер. Лежу в палатке, слушая завывание ветра и грохот дождя. Хорошо, что сухо. Переговариваемся через стенку с Ольгой и Женькой. Часов в 12 мы с Ольгой, как старые походные повара, вылезаем на дождь и начинаем возиться у кострища, превратившегося в серовато-пепельную лужу. К нам присоединяются Руслан, Юра и Женька. Вот сейчас в самую пору было б написать в дневнике «Разведя огонь на дне озера, мы сварили кашу из проплывавшего мимо бревна и зажарили свеже пойманную рыбу».

Позавтракав и сразу пообедав, вновь залезаем в палатки. Сижу в ней только что не голышом, мокрая одежда так и оставаясь мокрой, у самого выхода. В гермах еще есть сухие вещи, но кто знает, насколько затянется это безобразие.

Вечером такое лежание окончательно надоедает. Напяливаем мокрые штаны и куртки и отправляемся осматривать окрестности по дороге, ведущей от берега. Собака с нами даже не просится, зарывшись под спальник провожает нас печальным взглядом – дескать опять затащили черте куда!

Судя по карте за 2 километра от нашей стоянки расположена деревня Мостовка. В магазине покупаем хлеб, колбасу и пряники. Как-то и дождь вроде теперь нипочем и веселее стало. Ужинаем и говорим друг другу – ну завтра то будет ясно! Мы ж не в тропиках.

7 июля. И все же идем дальше.

Дождь продолжается. Настроение на нуле. Температура воздуха тоже. В лагере начинаются «настроения». В свои руки берет командование Ольга. Она вдохновляет всех сначала поесть, потом отчаливать.Сегодня разводим костер на дне Марианской впадины, поджигаем мокрые водоросли, ловим за хвост проплывающую мимо белую акулу и едим едва ли не сырой. Пока занимаемся всем этим, дождь стихает.                                                                                     На погрузку промокших палаток и шмоток, привязывания всего этого барахла сырыми веревками, уходит безумное количество времени. Безуспешно пытаюсь найти хоть какой-нибудь сухой мешок, чтобы подстелить его на дно лодки для Никаси. Она долго не хочет вылезать из уже практически сложенной палатки, потом, увидев, что дождь перестал, носится по берегу. Холод такой, как будто уже октябрь.

Отчаливаем. Вода вокруг так и бурлит. Начинается сплошная борьба с встречным ветром и волной. Более или менее спокойно грести можно только за островами, спрятаться за которыми удается нечасто. Тогда есть возможность осмотреться. Река петляет между сопками, но все равно стала шире. Левый берег более пологий. Но вот снова выходим на открытое место и нас атакует ветер. Порывы его такие, что весло просто выкручивает из рук. Мы с Юркой идем первыми. Вдруг впереди из-за поворота реки слышится шум воды. Я кричу «перекат» и мы сушим весла посмотреть, как же нам лучше его обойти. Ветер такой, что мне нельзя ни на минуту бросить весла, сразу начинает вертеть лодку. А впереди уже показались белые барашки. Я ничего не понимаю, здесь никаких перекатов быть не должно – река судоходная и глубокая. Оказывается впереди под скалами в Селенгу впадает какой-то поток и встречаются два течения, а ветер сделал эту встречу еще более бурной. Волны на этом повороте на отрезке метров в 400 высокие и беспорядочные. Начинаем лавировать между ними, такое чувство, что мы в море во время шторма. Плесни такая метровая махина в бок байдарки и все – выплывайте ниже по течению. Правим носом к волне, иногда зависаем на ней, железо пронзительно скрипит, только Никася абсолютно спокойно лежит на своем месте. Пройдя опасный поворот причаливаем к берегу на страховку.

Все минуют этот участок благополучно – только в байдарки Ольги и Димы заливается вода.

Столкновения течения и ветра еще не раз попадались на нашем пути, вода лилась и в нашу с Юркой байдарку, но вскоре мы были за это награждены – из-за туч показались просветы голубого неба. За очередным поворотом вдалеке в синей дымке мы увидели горы. Над ними по небу неслись свинцовые тучи. Вот она суровая картина байкальского края, которую не опишешь никакими словами. Кажется, здесь никогда еще не проходили люди, и сейчас на берег выйдет какой-нибудь зверь и будет провожать нас, первопроходцев, закаленных в борьбе со стихией, удивленным взглядом. Но вот за следующим поворотом реки показался новый автомобильный мост и трубы заводов Селенгинска.

После обеда посещаем магазин большого села Фофаново, которому судя по памятнику на кладбище, уже 350 лет. Мы немного опоздали с открытием этих земель все же.

По селу неспешно тащится машина с моторкой на прицепе, в магазине переучет, на берегу дети вытаскивают из реки огромную корчагу для ловли рыбы. В эту гравицапу легко поместились бы две наши байдарки со всех их содержимым, но в ней ни карася.

К вечеру распогодилось. Встаем на ночевку на обрывистом правом берегу под огромным ветвистым деревом. Оно сразу начинает напоминать новогоднюю елку – на ветки развешиваем спальники, одежду, тенты от палаток, гермомешки.

]

На ветру все эти шмутки сохнут мгновенно. Невдалеке пасется табун лошадей. От котелков идет запах каши, в чайнике компот. Жизнь налаживается…

8 июля.

С утра солнце. Ветер такой же сумасшедший, как накануне, но на это уже никто не обращает внимания. Выходим в путь сухие – это невероятно и здорово. Тут же начинается привычная уже борьба с ветром. Настроение в команде не очень – мы с каждым часом приближаемся к Байкалу, а шквальный ветер не стихает – как же мы будем заходить в озеро? И тем более идти по нему?!

Конечно, давно решено, чтобы как можно безопаснее зайти в озеро, будем идти по самой крайне-правой протоке Лобановской и заходить в озеро близ поселка Дубинино. Идем по Женькиному навигатору. Это чудо техники показывает и скорость и пройденное расстояние. За все время пути мы лишь раз сворачиваем не в ту протоку, но быстро выбираемся из нее. На сегодня задача догрести до островов в дельте Селенги, годных для ночевки. Сегодня приходиться бороться с нашими любимыми препятствиями – мелями – которые на наших амурских реках подстерегают на каждом плесе.

День для этого самый что ни на есть «подходящий» - собачий холод и пронзительный ветер. Мы сворачиваем в очень мелкую протоку, воды по щиколотку. Ведем байдарочки в поводу как бурлаки. Выйдя в основное русло, садимся на мель и лазаем туда-сюда еще раз пять.

На ночлег встаем, накупавшись всласть и замерзнув, недалеко от юрт бурят-животноводов. Двое аборигенов сообщают нам, что на Байкале сильный шторм и все рыбаки, кто туда шел, вернулись обратно. До озера осталось 20 км.

9 июля. Байкал.

Ранний подъем – еле продираю глаза. Совершенно не верится, что уже семь часов. Оказалось, что 5. Наш главный  хронометр Женька вместо того, чтобы отнять от благовещенского час, прибавил его.

Выходим в путь в начале восьмого. Сегодня самый ответственный день – нужно дойти до Байкала. Гребем по правым протокам, ветер, пасмурно, холодно как в октябре. Мечтаю о бродах и теплых колготках. Пристать к берегу негде, собственно берегов почти нет – кругом вода в тростниках.

Один раз при попытке сойти на берег, чуть не перевернули байдарку. Через 2 часа вдалеке показалось Дубинино. За ним должен быть выход в Байкал. Гребем еще часа полтора.

Огромное озеро совершенно спокойно. Берег за поселком больше напоминает болото. Штормами здесь нанесено всякой трухи, низина заболочена, до песка нужно метров 30 идти по воде, перемешанной с водорослями и щепой. Но ничего не поделаешь – далеко от Дубинина нам идти не резон – закончился хлеб. Решаем встать на стоянку пораньше и закупить хлеба и рыбы в поселке. Хлеб, печенье и водку – надо же отметить начало зимы и наше прибытие к Байкалу – покупаем в магазине, до которого оказалось три версты по деревне. А вот рыбы здесь нет. Так говорят все аборигены. Рожи у них при этом хитрющие, как будто у нас на лбу написано, что мы сотрудники рыбинспекции.

Тетки в магазине советую сходить на рыбзавод. Он расположен в 2 км от нашего лагеря. Самые бодрые – я, юра и Женька отправляемся туда и все-таки покупаем нашего первого в этом походе омуля.

10 июля. Здравствуй, баргузин!

С утра варим уху из омуля. Только это уже – наконец-то походная уха из свежей рыбки! – расслабляет.

Расслабляет и вид гладкого, как зеркало, Байкала. Собираемся до 11 утра. К этому времени на воде сначала появляется рябь, потом легкий ветерок, потом небольшая волна. И вот, отойдя совсем недалеко от берега, мы уже боремся с баргузином. Занятие бесполезное, а вдали от берегов еще и опасное. Когда мы подошли к Оймуру, всего километра за полтора от нашей ночевки, волна уже такая, что страшно огибать пирс, уходящий далеко в озеро. Когда все-таки его обходим, то идем вдоль самого берега, едва ли не касаясь веслами песка. Уходить на глубину просто страшно – ветер вновь выворачивает весла из рук. И здесь не Селенга – течение не поможет. Каждый, наверное, по сто раз вспомнил наши неспешные утренние сборы, когда не было ни малейшего дуновения ветерка. Когда проходим Оймур, становится ясно, что такая борьба с ветром может закончиться тем, что мы окажемся на месте прежней стоянки. Решено пристать к берегу и ждать вечернего затишья.

Ведь при подготовке к этому походу мы неоднократно читали – идти по Байкалу на байдарках лучше рано утром и поздно вечером. А пока бредем по ледяной воде, вытаскивая наши суденышки на берег. Вот бы сейчас той самой ухи с омулем!

На берегу ветер просто зверский. Всюду за поселком расположились бурятские компании, они, люди опытные, сидят за лодками. Пьют водку- сегодня даже повод есть – день рыбака. Впрочем, он у них мог быть и вчера тоже…

Мы полежали под холмом за ветром, сварили обед, поели. Баргузин не успокаивается.

Сходили в Оймур за хлебом и макаронами, полюбовались на местных собак, вернулись. Ветер и не думал стихать. Все озеро в белых барашках.

Втроем с Юрой и Женькой решили попробовать дойти до зеленого мыса, виднеющегося вдалеке, там у нас сегодня должна быть стоянка. Шли долго. Мыс покрытый лесом превратился в широкий песчаный берег, чуть выдающийся в озеро. Лес оказался вдалеке на берегу. Пока шли назад. Ветер стих и мы довольно быстро дошли по озеру до места намеченной стоянки.

]

Ужин варим уже в темноте. Быстро поглощаем гречку с тушенкой и спать – завтра решили выйти по правилам в пять утра.

11 июля.  Опять как ежик в тумане.

Если бы меня спросили, какой из «сюрпризов» природы мне запомнился больше всего, я не стала бы вспоминать ливни на Кольском полуострове, когда долины превращались в болото, скалы были будто бы намылены гелем для душа, а переход любого ручья превращался в переправу. Даже лед в палатке и примерзшие к тенту вещи не кажутся мне таким уж серьезным испытанием, как туман. Тот туман на Ладоге, когда почти целый день мы шли по компасу и думали лишь о том, как избежать двух крайностей – не попасть в путаницу шхер и не уйти далеко в озеро.

Сегодня туман такой же – хоть накладывай его ложкой в котелки вместо молочного киселя. В этой серости и сырости убираем палатки, быстро пьем чай и отчаливаем. По плану мы должны дойти до Энхалука. Небольшая волна есть, но ветер пока почти не чувствуется. Солнце удивленно взглянуло на нас, всего лишь раз пробив пелену тумана. Байкал сер и сумрачен, небольшие волны беспорядочны и капризны. Через пару –тройку километров мы видим рыбаков, подъезжающих к берегу с уловом. Здороваемся, на 50 рублей берем у них около трех килограммов огромных окуней. Повеселев, гребем через туман дальше. Верная собака Никася вздыхает и сворачивается клубком у меня в ногах – ей тоже поднадоела серость, сырость и качка.

У мыса Облом нас он самый и дожидался. Здесь очень мелко, так что наши благовещенские байдарки сразу скребут дном по песку, приходится вылезать и сталкивать их на глубину. Но и тут не глубина, а тоже мель! Самое главное, что к этому времени поднимается ветер, и всюду плещут какие-то «неконтролируемые» волны. Между тем сам мыс Облом, на который абсолютно некогда глазеть, имеет вид суровый – на песке сидят нахохлившиеся чайки, стоит небольшая вышка, над ней нависает суровое небо. Засмотрелись – байдарку развернуло бортом к волне и к нам залилось немало ледяной байкальской водички. Никася возмущена. Сразу за мысом приходится причаливать, разгружать байдарку и выливать воду.

Проходим еще километра два к неудовольствию Никаси, которая прекрасно осталась бы там, где мы причалили. Я тоже не испытываю особой радости – этой самой волной меня окатило полностью. Но на стоянке нас ждет приятный сюрприз – выходит солнце и вдруг становится жарко. Первый раз за все время пути! Мы уже и не вспоминали, что сейчас лето. Привыкли к свитерам, курткам и резиновым сапогам. Юрчик немедленно отправляется купаться. Я тоже залезаю на минуту, нет, секунд на 30 в Байкал. Вода такая, что сводит зубы!!!

Вся женская половина нашей команды решила надеть купальники, чтоб сфотографироваться в них хоть раз. А еще нас ждет просто королевский десерт – арбуз.

]

Больше всех радуюсь я. Ведь с 4 числа он плывет в нашей байдарке и привязывать его каждый раз не легкое дело. Сколько я грешила на этого полосатого – мне казалось, что из-за него наша лодка кренится то вправо, то влево, то именно из-за этого арбуза мы еле-еле гребем!

Место, где мы остановились, густо населено туристами-автомобилистами. Оно и понятно – до Сухой проходит неплохая трасса из улан-Удэ. Сюда заезжают целыми компаниями и живут неделями. Побережье здесь напоминает балтийское взморье.

Сосны, песок, мох и дюны. Только ледяной ветер с Байкала и вода студеная в любую жару. Вот и мы уже давно надели свитера и куртки.

12 июля. Лафа.

Сегодня мы должны добраться до горячих источников, про которые нам рассказал в поезде один майор. С утра подул култук – попутный нам ветер и мы домчались до них за какие-нибудь два часа. Уже при подходе к источникам, которые расположены в 7 километрах от Сухой, видны горы Прибайкальского хребта.

Озеро у берегов становится глубже, идти на байдарках легче. Весь путь светит солнце, такое, что устают глаза и приходится надеть кепку – но от слишком яркого загара не спасает и она.

На источник отправляемся втроем – чисто женской компанией. Больше всего нас привлекло сюда слово «душ». Рядом с этими кабинками большое рубленное из бревен здание с надписью «бассейн». Вход и в бассейн и душ одинаковый – 50 рублей. Вода, как оказалось, тоже одинаковая – сероводородная из источника со специфическим запахом и температурой в 45 градусов. Обычной воды здесь нет, она только в Байкале. Но Ира, которую наше  житье без мытья достало окончательно, отправляется в душ. Мы с Олей идем в бассейн. Кстати первые дней 5 похода, пока была октябрьская погода, мыться не хотелось вовсе и мы прекрасно понимали нанайцев и чукчей. На такой холодине в грязи теплее.

К купанию в сероводородной водичке мы все отнеслись с фанатизмом.

Даже мужики посетили эту баню по два-три раза. Недалеко от этого санатория на берегу стоят юрты. В них расположена турбаза, здесь же есть кафе, где можно отведать бурятской кухни. Совсем расслабившись, мы вообразили, что нам до смерти надоели тушенка, гречка и походный борщ и отправились есть позы и пить монгольский чай с молоком.

]Просто барство какое-то! Такого я еще в наших похождениях не припомню.

13 июля. Радиалка.

Лафа закончилась. Задул баргузин. Сегодня мы должны дойти до конечной точки нашего маршрута – выйти за село Сухое.

Опять обман зрения. Планировали встать совсем рядом с Сухой за мысом, но он оказался целым полуостровом.

Сегодня впервые отходим от берегов – идти тяжело: встречный ветер и беспорядочные волны, я больше рулю, чем гребу. Когда заходим за этот полуостров, приближаемся к берегу. Здесь настоящий рыболовецкий поселок – всюду лодки, сети, вагончики. Рыбаки с берега машут нам руками. А на воде начинается волнение – в Байкал впадает небольшая река. Смотрю вниз и замираю от удивления – вода стала прозрачной! Глубина здесь приличная – метров 10, но видно дно. Какая красотища! А дальше видим…горы.

Уже не где-то в синей дымке на горизонте, а здесь, рядом. Эх! Именно туда, к окруженным скалами бухтам, где нет дорог, и стремилась наша компания, но дожди и встречный ветер внесли свои коррективы в наш маршрут. До отъезда из Бурятии у нас осталось всего два дня. Приходится сматывать удочки, точней разбирать байдарки.

За рекой на берегу видим дорогу, вот за ней нам и надо расположиться. Здесь еще много туристов-автомобилистов. Пристаем около большой поляны. Навстречу нам из кустов выходят МЧС-ники. Ну, думаю, сейчас начнется. Где маршрутный лист? Документы на байдарки и прочее. Но мужики зовут нас поесть с ними борща. На это дело никого уговаривать долго не пришлось. Мы похватали кружки-ложки и устроились вокруг гостеприимных хозяев. За 5 минут до нашего приезда мчсники думали-гадали, куда девать полведра борща, но мы прибыли и спасли их.

Спасатели расспрашивают нас о том о сем, рассказывают какой на Байкале недавно был шторм и о том, что погода должна испортиться. Горы и прижимы по их словам начинаются совсем недалеко отсюда – километров восемь. Но серьезных, скальных прижимов здесь нет. Почти везде в случае опасности можно выйти на берег.

Мы с Олей и Юрой решили отправиться в радиалку к самым первым прибрежным горам. Как приятно шагать по дороге после десяти дней, проведенных в байдарке. Вокруг нас носится Никася, залезая в каждую грязную лужу. Пока вдоль берега идет дорога, всюду целые становища рыбаков – сараи, заборы, избы, трактора, чтобы вытаскивать сети.

В одном месте в озере видим целый огород из сетей. Это становые сети. Они привязаны к огромным кольям, вбитым в дно озера. Здесь их высота около 18 метров, как рассказали нам все те же мчсники. Самих рыбаков пока невидно – они приезжают днем и вечером.

Мы ушли уже прилично от нашего лагеря – лес меняется, сосны и кедры уступают место березняку, с правой стороны дороги появляется склон, потом начинают попадаться большие валуны, все чаще переходим ручейки, потом небольшую речушку. Дорога заканчивается небольшой поляной, дальше идет тропа по склону горы. Идем по ней – остановиться нельзя ни на минуту – под ногами настоящее муравьиное царство. Здесь их миллиарды. Я ясно вижу шоссейные дороги, заводы, фабрики, через каждые 200 человеческих метров стоят огромные муравьиные города. Тропу окружают лиственницы и кедры, в полуметре от нас обрыв, за стены которого корнями цепляются деревья. Байкал за ними не очень то виден. Тропа сначала идет вверх, потом начинает спускаться. Изрядно вспотев мы оказываемся на небольшой поляне. Отсюда идет спуск к озеру. Мы с радостью бежим вниз – хочется окунуться в воду. Но на горизонте показываются три моторки и идут прямо на нас к берегу. Это снова наши друзья мчсники. Из их лодок на берег вылезает десяток людей в спасжилетах. Мчсники тихо поясняют: это депутаты из Москвы, нам приказано покатать их по Байкалу. Москвичи разглядывают берег, ежатся на холодном ветру – место им явно не по вкусу. А один из спасателей в это время рассказывает мне, что именно здесь вверх по тропе расположен Белый Шаманий камень. Надо только залезть наверх, на скалу, вид оттуда превосходный.

Искупавшись, карабкаемся наверх. Спасибо службе МЧС! Вид со скалы прекрасный. Наверху находим действительно очень светлый камень, на котором, как на алтаре разложены различные дары – сигареты, русские и монгольские монеты, кусочки ткани, рисовые зерна. Надо оставить в дар духам этой горы что-нибудь, но что? Роемся по карманам. Я нахожу последнюю карамельку, Оля – дольку чеснока.

С горы быстрее всех спускается Никася. Мы сползаем медленно, подражая собаке, на 4 конечностях. Еще раз окунаемся в озеро и в обратный путь.

Долго сегодня мы сидим у костра – прощаемся с нашим лагерем и Байкалом. Как хотелось бы завтра снова собраться в путь, туда к таким близким уже скалам, к заветным бухтам, к горячим источникам, к берегам Чивыкуйского залива.

А с утра с нами прощался Байкал – взревел баргузин и белые барашки волн махали своими пенными хвостами от самого горизонта и волны выбивали о прибрежные камни: «Возвращайтесь, возвращайтесь, возвращайтесь. Плюх! Я ждууу» Мы тоже будем ждать новой встречи.