Открытие водного сезона 2010 на Пшевке. Дождь и обносы против хорошего течения и интересного рельефа.

Предисловие

06 Ниже плотины 06 Ниже плотины
07 Выше плотины 07 Выше плотины
08 Начало участка обносов 08 Начало участка обносов
11 Начало первого "каньона" 11 Начало первого "каньона"
12 Сквозь 12 Сквозь
13 Первый "каньон" 13 Первый "каньон"
15 Ползком 15 Ползком
17 Мост из дверей 17 Мост из дверей
18 Скелет 18 Скелет
19 Скелет изнутри 19 Скелет изнутри
20 На перекусе 20 На перекусе
21 Обносы, обносы... 21 Обносы, обносы...
22 Завал перед вышкой 22 Завал перед вышкой
41 Вдали березняк 41 Вдали березняк
42 На ночлег на вершине холма 42 На ночлег на вершине холма
43 Лагерь 43 Лагерь
Исток левого притока Зуши – Пшевки находится в Новодеревеньковском районе Орловской области. Не считая первых десяти километров, речка течет в западном направлении, впадаю в Зушу в пределах деревни Тюково. Судя по спутниковым картам, минимально судоходный характер Пшевка приобретает в деревне Косарёво, где она перекрыта насыпным мостом.

Разыскивая в Интернете информацию о притоках Зуши, я открыл для себя, что, на территории нескольких смежных районов Орловской, Тульской и Липецкой областей лежит участок, который неофициально именуется «Среднерусская Швейцария». Такое название местность получила из-за весьма пересеченного рельефа. Глубокие долины рек ограничены по одному из берегов высокими крутыми холмами. На склонах нередки выходы известняка, а русла протекающих у их подножия потоков по большей части каменисты. К территории «Среднерусской Швейцарии» относится речная система Зуши, а также тульская Красивая Меча и липецкий Воргол.

Данная информация определенно подогрела мой интерес к Пшевке. К этому можно добавить, что мне давно хочется найти на Орловщине реку, имеющую наибольший уклон (то есть представляющую наибольший спортивный интерес). По найденным на просторах Сети данным (http://www.dor-zhur.ru/rekisrpol.htm), наибольший перепад высот наблюдается у нас на реке Любовша, но Пшевка занимает почетное второе место. Так как в заброске-выброске Пшевка значительно проще, то, когда речь зашла об открытии сезона-2010, выбор пал на нее.

Наименование рек: связка Пшевка + Зуша (вверх по течению).
Сложность: фон 0кс, максимально 1кс.
Дата прохождения: 17-18 апреля 2010 г.
Погода: 17-ого – пасмурно, дождь, +10-12 град., 18-ого переменная облачность, без дождя, +12-15 град.
Маршрут водной части: от дер. Косарёво по р. Пшевке до устья, далее вверх по течению Зуши до моста на трассе Новосиль-Ефремов.
Протяженность маршрута: 37 км (из них по Пшевке – 34 км).
Ходовых часов: 17-ого с 10-00 до 16-30 с перерывами, 18-ого с 11-30 до 18-00 с перерывами.
Заброска: автомашиной, Орел-Залегощь-Новосиль-Косарёво.
Эвакуация: автомашиной, мост (на трассе Новосиль-Ефремов)-Новосиль-Залегощь-Орел.
Течение (скорость): быстрая река по меркам Орловской области, Зуша спокойная.
Ширина реки: от 2 до 20 м в разливах, в среднем 5-7 м, Зуша шириной около 30 м.
Дно: на обеих реках  по большей части каменистое, местами земляное.
Цвет воды: на Пшевке от прозрачного до слегка мутного, на Зуше достаточно чистая вода.
Берега: на обеих реках (особенно на Пшевке) резко выраженный перепад высот между речным руслом и прибрежными холмами.
Естественные препятствия: на Пшевке завалы, каменистые мелкие перекаты, один глинистый перекат, на Зуше – один каменистый перекат.
Искусственные препятствия: на Пшевке много мостов и мостков разной степени заброшенности и проходимости, на Зуше препятствий нет.
Участники: Олег –Snake- Скрипкин (г. Орел) и Артем Breqwas Куликов (г. Москва).

Впечатления
 Хмурое утро 17-ого апреля. Мелкий противный дождь, серое низкое небо,  ощутимая прохлада и все это после двух солнечных и теплых недель весны. Впрочем, винить в столь позднем открытии сезона некого кроме себя самого. Обстоятельства по очереди задерживали дома меня и моего московского компаньона. Наконец-то мы встретились после долгой зимы на берегу Пшевки. Более 100 км автозаброски колесами в воду. Мы доехали до моста через запруженную реку в деревне Косарёво. Пока собирали лодки на прибрежном лугу, проходящие селяне однозначно записали нас в браконьеры. Видимо, по их мнению, байдарки Щука, неопрен, мембранные куртки и каски Hiko являются непременным атрибутом любого человека, отправляющегося на реку с сетью, электроудочкой или динамитом. Объяснения о спортивно-туристическом характере нашего похода не смогли усыпить бдительность косаревцев, один особенно бдительный товарищ пообещал вызвать на наши головы Рыбохрану, чем нас, признаться, позабавил. До сих пор с таким поведением местного населения я не сталкивался.

Итак, около 10 утра сборы под непрекращающимся дождем завершены, и мы отправляемся в путь. Пшевка в Косарево примерно 20 метров в ширину и по большей части русла не более полуметра в глубину. Запруженный участок заканчивается вместе с деревней через километр от точки старта. Мы рассчитывали увидеть здесь что-то вроде порожка или переката, но наши ожидания не оправдались. Плотина представляет собой каменистую насыпь, с одной стороны слегка размытую, с проложенной в ней трубой. Так как половодье уже позади, то уровень воды в реке достаточно низкий (хотя и выше меженного). И труба и размыв однозначно непроходимы. Обнос. Жалеем, что мы не попали сюда недельку-другую назад. Перекусываем стоя под дождем и отправляемся в путь, причем по большей части в пеший.

Забегая вперед, скажу, что я бы условно разделил Пшевку на три участка. Они не имеют четких границ и взаимно накладываются друг на друга. В порядке следования это:  участок обносов, участок населенки, участок быстрины. Не стоит думать, что на участке обносов, например, нет быстрин, а на участке быстрин нет населенки. Названия участкам даны по доминанте, но остальные факторы также присутствуют в меньших дозах.

Участок обносов. Начинается сразу от «плотины» в Косарево. Река сужается до 2-7 метров и периодически ныряет в кусты. Продирания сквозь ветки бесчисленны, впрочем, иногда попадаются места с совершенно голыми берегами по несколько сот метров в длину. Максимальный из запомнившихся обносов – метров 200 поперек речной петли. Пшевка здесь была не более 2-3 метров в ширину, буквально каждые 4-5 метров реку перегораживали упавшие ракитины. Этакий составной обнос. При этом течение реки достаточно быстрое, но это только раздражает, так как насладиться скоростью не успеваешь – мешает вынужденная пешка.

Примерно через полтора часа пути подходим к первому высокому берегу – визитной карточке «Среднерусской Швейцарии». Левый берег круто поднимается вверх, русло реки каменистое, с правого берега параллельно воде лежат ветки деревьев, мешая проскочить этот «каньон» на одном дыхании. Обидно. Хотя… может это дождь портит нам настроение или мы после зимы забыли, что представляют собой реки Средней полосы в верхнем течении. Помимо глухих завалов нам часто попадаются этакие микро-плотины из мелкого хвороста. В большинстве случаев их удается пройти наскоком и ерзаньем, благо Щука к этому относится терпимо.

На Пшевке на всем ее протяжении много мостов и мостиков разной степени разрушенности и, следовательно, проходимости. На обносном участке особенно запомнился мостик целиком состоящий из… обитых оцинковкой дверей (1ч 45мин после старта). В общем, Doors. Через два часа после старта подходим к сваям старого деревянного моста. Издали напоминает имперского шагохода из Звездных войн. На Пшевке много заброшенностей, это относится и к мостам. Видимо раньше берега реки были заселены намного более плотно, чем сейчас.
Через 2 часа 20 мин прогуливаемся по правому берегу, жуем фундук с изюмом и радуемся недолгому отсутствию дождя. Неподалеку брошенная деревня, от которой остались одни стены. В 13-00 подплывая к очередному глухому обносу, обнаруживаем на возвышенном правом берегу… наблюдательную вышку. Не веря своим глазам, поднимаемся вверх. Наверху очередные руины и недавно сооруженный кем-то наблюдательный пункт. Кем сделано? Зачем? Может пресловутая Рыбохрана? Благо обзор с вышки вдоль по реке отменный. В задумчивости продолжаем свой путь: даже если вы находитесь в байдарке на реке в сотне километров от города, это еще не значит, что за вами никто не следит…

Участок обносов как-то незаметно закончился через 3,5 часа после старта. После вышки еще было несколько обносов, а потом они резко прекратились, река стала немного шире и спокойней. Условной границей между участком обносов и участком населенки может служить достаточно бойкий каменистый перекат (проходимый (!) по правой стороне), который мы назвали Мельничным. Дело в том, что с левого берега перпендикулярно реке практически до самой воды идет невысокая насыпь, а чуть ниже переката видна пересохшая обводная канава. По крайней мере, нам это все показалось похожим на остатки мельницы.

Практически сразу после переката по левому высокому берегу, повторяя его изгибы, идет роща из лиственниц. Мы поначалу удивились, приняв их за высохшие сосны. Все-таки лиственницы в нашей области в дикой природе практически не встречаются, а лесополосы из них тем более не высаживают. Но доплыв к 14-30 до начала Новой Деревни, мы остановились у пешеходного мостика и не поленились подняться наверх. Лиственницы…

С холма открывается интересный вид на Пшевку. В этом месте в нее впадают два родника, промыв в берегах реки причудливые заливчики. Начинается участок населенки. Он будет тянуться до окончания деревни Голянка. Часть домов здесь, как и в других местах на реке, брошена. Покинутые села однозначно определяются по снятым со столбов проводам. Вообще надо сказать, что я и раньше видел вымершие деревни, но в этих краях их как-то особенно много. Это слишком бросается в глаза… мертвые земли. Тем не менее, жизнь тут все-таки есть и заявляет она о себе при помощи мусора. Следующие несколько километров прибрежные кусты будут полны целлофана и пластиковых бутылок, а по берегам будут периодически попадаться мусорные осыпи. Известная, в общем, ситуация, когда жизненное кредо местных жителей звучит: «где живу, там и… да-да именно там и именно это самое». Печально.

В Новой деревне через Пшевку перекинут первый на маршруте основательный бетонный автомост. Перед ним – непроходимые остатки старого моста и слева впадение Малой Пшевки. Второе после Мельничного переката интересное препятствие на маршруте встретилось нам где-то между деревнями Сухотиновка и Мартыновка. Я бы назвал его Глинистый перекат. Падение воды составляет около полуметра с неразмываемых пластов глины. Причем кромка пласта не ровная, а в форме «языков», проходящих параллельно течению реки. Теоретически при неправильном заходе на этом препятствии можно даже схлопотать оверкиль. Перекат прошли в 15-30. Сразу после него Пшевка некоторое время течет в размытых глинистых берегах, а потом начинается лесной участок с высоким левым берегом.

В 16-00 обносим очередной непроходимый насыпной мост, чтобы еще через четверть часа лицезреть на правом берегу своеобразный карьер по добыче известняка – прибрежный холм частично разрыт и раскопан, хотя бульдозера или экскаватора поблизости не наблюдается. С этого места Пшевка закладывает протяженную левую петлю. Правый голый берег полого уходит вверх на высоту 9-и этажного дома. Поверху идет сосновая лесополоса. Примерно в 16-30 мы остановились в середине петли у родника, для пополнения запасов воды. Пользуясь случаем размять ноги, поднялись на высокий берег, походили по лесу и, с подачи моего компаньона, решили остановиться здесь на ночлег. С холма открывается изумительный вид на долину Пшевки. Ровно в центре излучины реки лежит заброшенный хуторок. Вдали ниже по течению виден березовый лес, спускающийся по левому берегу к реке. Там, кстати, тоже есть неплохие места для стоянки, но нам хотелось подышать сосновым духом.

Последним напряжением сил в этот день стала переноска лодок и герм в лес на вершину холма. Три ходки вверх-вниз, две из них с лодками, одна – с гермами, но это того стоило. В сосновом лесу (а особенно весной, когда еще все вокруг голо) стоять лагерем намного приятнее, чем на прибрежной полочке или в березняке.