Армения / Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Отчёт о путешествии по Армении, Грузии, Азербайджану

2 - 20 декабря 2007 г.
Путешествие по Армении, Грузии и Азербайджану на рейсовом транспорте зимой 2007.
 

Севан Севан
Снова еду в Армению Снова еду в Армению
Севан и Айраванк Севан и Айраванк
Севан и Айраванк Севан и Айраванк
Хор Вирап Хор Вирап
Хор Вирап Хор Вирап
Эчмиадзин. Кафедральный собор Эчмиадзин. Кафедральный собор
Эчмиадзин. Кафедральный собор Эчмиадзин. Кафедральный собор
Гегард Гегард
Гегард Гегард
Гегард Гегард
Эчмиадзин, церковь Рипсиме Эчмиадзин, церковь Рипсиме
Ереван, центральная площадь Ереван, центральная площадь
Ереван, Матенадаран Ереван, Матенадаран
Эчмиадзин, церковь Гаяне Эчмиадзин, церковь Гаяне
Близился отпуск. Парочка последних лет сложилась так, что я никуда не выезжал, да и отпуска как такового у меня не было. В этом году поставил себе задачу, во что бы то ни стало куда-нибудь выбраться. Но куда и зимой? В банально-попсовые Египет или за-езженную туристами до дыр Чехию? Можно, но зачем? Перебрав множество вариантов, решил остановить выбор на Кавказе. К месту вспомнил старого товарища-армянина Гам-лета, живущего ныне в Смоленске. Он очень обещал помочь с размещением в Армении, а затем сказал, что вопрос этот решён, и я могу спокойно готовиться к поездке. Дня за три до отлёта пришла мне в голову мысль посетить и Грузию. Оставалось решить вопрос о том, где там можно остановиться. Пришлось идти к соседу-грузину. Генацвали, правда, ничем кроме добрых советов не помог, расхвалил свою Родину и пожелал счастливого пу-ти, естественно сказав, чтобы я привёз ему грузинского вина. Тогда немного поплутав в дебрях Интернета, я нашёл частную гостиницу в Тбилиси, связался с хозяином, вопрос с проживанием был решён. За день до вылета подумал, а почему бы ни наведаться и в Азер-байджан? Просмотрел информацию в Сети, поинтересовался у бывавших там товарищей, оказалось, что в Азербайджане особо смотреть нечего, кроме как Баку. Хорошо, выделим ему денёк. Всё время до отлёта меня терзала мысль: Армения, Грузия, Азербайджан, хва-тит ли мне двух недель всё хотя бы бегло осмотреть? Самолёт Минск-Ереван летает один раз в неделю по воскресеньям (кому интересно билет туда-обратно 315 евро), поэтому ес-ли не две, то могу на Кавказе пробыть три недели. В компании «Белавиа» меня уверили, что свой билет я легко могу обменять на нужное мне число в Ереване или Тбилиси. Хо-рошо, сделаем.
Итак, 2 декабря вылет из Минска, прибытие в Ереван 3 декабря ночью. Российские товарищи пугали меня страшными самолётами типа Москва-Ереван, их ужасным состоя-нием и т.д. Я предвкушал подобное. Однако нет, всё замечательно, комфортабельный Бо-инг компании «Белавия», обслуживание на борту и всё такое. Ещё в аэропорту познако-мился с армянином Ваганом, проживающим в Литве. Он уже 15 лет не был в Армении. Теперь летел туда за сыном, который ушёл в армию и теперь отслужил. Ваган рассказал историю о том, что когда сынишка заявил, что хочет служить в армии, отец очень за него был рад, мол, не «косит», не прячется, хотя живёт в Литве. Одним словом настоящий рас-тёт мужик! Но дело оказалось несколько иным. Просто кавказский мачо Стёпа (сын) сде-лал ребёнка, а когда узнал, что подруга беременная, то, испугавшись отцовского гнева и немилости сбежал в армянскую армию, а оттуда прислал будущему дедушке смску, в ко-торой обрисовал сложившуюся ситуацию. Также Ваган мне рассказывал о своей много-численной (как и у всех армян) родне, показывал фото и видео. Хороший он человек, ин-тересный. Всё не переставал (как потом и почти все армяне) удивлять. Сидит, эдак думает, думает, а потом как выдаст что-то типа: «Какие же мы всё-таки армяне некрасивые, страшные и безобразные». Или, например, долго рассказывал, как он не любит армян! «Могу поговорить немного и всё отхожу, не хочу продолжать общения». Затем он всё это мне наглядно демонстрировал. Забавный человек!
Наконец забрались в самолёт. На борту ни одной, кроме меня и какой-то пьянющей девчонки, белой морды. Практически все армяне с паспортами, по которым можно гео-графию изучать: Беларусь, Литва, Россия, Грузия, Ливан, Сирия и ещё десяток стран. Кроме того, достаточно было грузин, которые ввиду отсутствия прямых рейсов до Тбили-си из Москвы, добирались до Грузии через Минск и Армению. Тоже народец забавный и весьма общительный. Прилетели в Ереван. Паспортный контроль. Кстати в зоне контроля полно пограничников в российской форме. Девушка-пограничник заявила, что у меня нет белорусского штампа о том, что я вылетел с территории Беларуси. Его действительно не было. Просто белорусские пограничники не всегда ставят штампы о въезде-выезде граж-данам своей страны, и в этом нет ничего необычного. Но армянская пограничница втолко-вывала мне, что я пересёк белорусско-армянскую (!) границу какими-то тайными тропами (это на самолёте!) и т.п. Затем сходила куда-то с моим паспортом, пришла, покраснела, долго извинялась, пожелала приятного пребывания в стране, на этом мы с ней распроща-лись, нежно облобызавшись и клянясь друг другу в вечной дружбе. Приятный она всё-таки человек, как и почти все армянки. А дальше, что называется, был шок.
Распрощались мы с Ваганом, я пошёл своей дорогой, он своей. В зоне выхода в город ме-ня встречал нужный мне человек, лучший друг семьи Гамлета, Арут. Сдержанный такой, очень вежливый, доброжелательный. Сразу он меня в машину не повёл, а мы пошли в ка-фе, но не кушать. Арут стал меня расспрашивать о том, что, собственно, я хочу делать в Армении, хотя за день до этого я ему всё это говорил по телефону. Он сказал, что зря я приехал зимой, некоторые дороги к местам, куда я хотел бы добраться, сейчас закрыты, мол, горы, снежные заносы, сплошной кризис и всё такое. Хорошо, времени у меня пока и так особо не очень много, да и судя по фото в Сети и так многие памятники армянской ар-хитектуры похожи (как в архитектурах других народов), поэтому осмотрим лишь более или менее доступные примеры. А там посмотрим. Дальше был шок. Арут мне заявил, что я у него жить не буду, поскольку он меня принять не может. Почему он долго и простран-но объяснял, но всё сводилось к тому, что что-то вроде я не буду у него жить потому, что я у него жить не буду. Он сказал, что я должен жить в гостинице! Я был просто в шоке! Я не знал, что мне делать! Было очень неприятно. О кавказском гостеприимстве я слышал несколько иные вещи. Он сказал, что я могу жить в гостинице в Ереване за 60 долларов в сутки. Затем Арутюн предлагал жить за 8000 (т.е. примерно 25 долларов) или за 5000 дра-мов в гостинице у его друзей. Я, конечно, выбрал за 5000. Арут говорил, что в Ереване намного дороже. То место, где меня поселили, гостиницей назвать было трудно. Скорее какой-то пригородный притон для привода проституток или для развлечения с девками на час-другой. Здание так называемой гостиницы лучшего друга Гамлета представляло собой здание бывшей администрации какого-то вертолётного завода, в котором, видимо, пыта-ются устроить то ли гостиницу, то ли дом для «досуга». В общем, всё ещё не достроено, имеется только 4 номера, которые и номерами назвать трудно. Так, комнаты для привода проституток. К тому же номера эти не замыкаются, но хозяин уверял, что это солидное заведение, которое пользуется исключительно хорошей репутацией. Меня, конечно, тер-зали смутные сомнения, но не тягать же с собой огромный рюкзак. Вода в гостинице тоже подавалась интересно. Если нужно было помыться или сходить в туалет, то следовало пойти в приёмную, там персонал включал вентиль, и вода некоторое время была. Но это так, мелочи жизни, многие в бедной Армении не имеют и таких благ цивилизации.
Из аэропорта Арут повёз меня в город, сказал, что посидим немного в машине, по-дождём, потом поедем в гости «кушать хаш». Я же, наивный, подумал, что в гости поедем к нему. Пока сидели в машине, Арут долго говорил, что он бедный, стеснённый в жилищ-ном плане человек и ему негде меня поселить. На что я заметил, что можно было об этом предупредить по телефону, я бы в Армению или не поехал, или, как потом уже сам выяс-нил, жил бы за меньшие деньги или совсем бесплатно у других людей и в намного лучших условиях. Арутюн говорил, что у него негде жить, но из разговоров с ним следовало дру-гое. Например, что у него есть холл, друзья сказали, что у него множество комнат. Всё-таки у человека свой собственный завод строительных материалов и несколько подчинён-ных ему строительных бригад, что-то типа стройфирмы. Если бы я обещал кого-то при-нять, то сам бы спал на полу на кухне, но гостя бы разместил на самом лучшем в моей квартире месте. Или, в самом крайнем случае, я бы лоб разбил, но нашёл обещанному гос-тю место у своих друзей. Они бы тоже готовы были бы в ванне с беременной женой спать, но если бы пообещали, то приняли бы любого! Если бы и это (что почти невероятно) не вышло, то лично бы оплачивал проживание приглашённого гостя в гостинице или снятой за мой счёт гостинице. Но это всё так, публицистика.
Пока мы сидели в машине, Арут сказал, что сможет меня повозить по некоторым интересным местам, которые стоило бы посетить. Его удивило, что обо всех этих и мно-гих других местах я уже был осведомлён. Ещё бы. Такую гору материалов о странах Кав-каза переворошил, перечитал, готовясь к поездке. Привычка у меня такая, всё доскональ-но изучить перед поездкой в новую страну или город. Затем Арут жаловался на жизнь в Армении, на кризис. Действительно, Ереван ночью освещён плохо. Светят в основном рекламы. Затем жаловался на азербайджанцев. Говорил, что ещё в советские времена они были негодяями. Рассказал, что когда он служил в армии, а служба проходила в Азербай-джане, однажды ему стало нехорошо. Оказалось – аппендицит. Его прооперировали. Че-рез некоторое время он смог ходить. Пришёл в местный магазин с взятыми у товарищей взаймы копейками. Попросил продать печенья. Продавец, когда увидел, что покупатель армянин сказал, что печенья нет. А то, что лежит на прилавке, то мыло. Молодой Арут говорит: «Дайте мне это мыло с витрины». Продавец достал откуда-то упаковки настоя-щего мыла, предлагал съесть. Такая вот история братских отношений. Вообще, стоит за-метить, что азербайджанцев на Кавказе (да и не только) не любят. Интересно, что даже турки их недолюбливают. Вспоминаю, как раньше в разговоре со мной один турок гово-рил примерно следующее: «Плохой народ азербайджанцы. Пальщики они, мародёры! В то время, как мы под знаменем ислама Мир завоёвывали, они плелись в обозе, пожиная пло-ды наших побед. Сами воевать не хотели и не умели. Что от нас оставалось, они присваи-вали, нашим имением прикрывались! Трусы! Мародёры!» Ну и так далее, в том же духе. Ну, буду в Азербайджане – посмотрю.
Пока сидели в машине решили прогуляться возле здания, которое с одной стороны оказалось филармонией, а с другой – оперой. Армяне говорили, что оно уникальное. Дру-гих таких в Мире нет. Может быть. Только, что-то оно очень напоминало здание оперного театра в Минске. Да и построены они почти в одно время. Возне здания имеется площадь, на которой армяне делали свою «революцию». Какие утончённые натуры
В ожидании порции хаша поехали посмотреть мемориал памяти геноцида армян в Турции 1915 года. Тогда сначала в Константинополе турки вырезали лучших из армян, затем в Анатолии было вырезано ещё около полутора миллионов. Затем в пустыни Месо-потамии опять миллионами переселяли армян, большая часть которых не получая воды погибла от жажды или была перебита турками или курдами. Турки это дело или отрицают или замалчивают. С мемориала открывается неплохой вид на библейский Арарат, свя-щенную для армян гору, которую они обещались вернуть, также как и земли Западной Армении (названия потерянных армянских городов выбиты на стене мемориала), которые в своё время отобрала у них Турция. Вообще тема Западной Турции и геноцида (армян турки и прочие мусульмане уничтожали с завидным постоянством: в 11 веке турки-сельджуки разграбили Армению (на Анатолийском плато), перебив во время массовой резни значительную часть армян, заставив их перенести своё государство в Киликию, за-тем многие армяне были угнаны в рабство в 1604 году сефевидским шахом Аб-басом, затем множество армян погибло во время турецких погромов 1890 х годов, а потом – 1909 года. Более миллиона армян – половина всего населе-ния Анатолии – погибло в последние годы существования Османской импе-рии. Многие из тех, кто тогда выжил, были уничтожены турками в 1915 году.
После осмотра мемориала мы отправились в гости. По пути миновали местный стадион. Армяне говорят, что там помещается 70 тысяч зрителей. Судя по внешнему виду сооружения, верится в это с большим трудом. Люди, к которым мы пришли «кушать хаш» оказались армянами-беженцами из Ба-ку. Вообще весь квартал, где они жили, заселён такими беднягами. Живут они в достаточно ужасных холодных домах. Отопления, как практически во всей Армении нет. Греются от электроприборов. Говорят, что сейчас жить стало хорошо, по крайней мере, свет есть почти всегда. Раньше он появлялся на два часа в сутки. Многих армян спасает то, что в стране есть собственная атомная электростанция. За столом подали хаш. Это такая штука, типа наше-го холодца, только подаётся в горячем, жидком виде, когда остывает, это и есть холодец (студень). В тарелке ещё лежит говяжья нога, точнее вареное уродство в виде безобразных огромных хрящей. В тарелку добавляется чес-нок и крошится сушёный лаваш до тех пор, пока не образуется однородная кашеподобная масса. Всё это кушают либо ложкой, либо заворачивая в обычный лаваш. Как по мне так редкая гадость. Особенно когда армяне ели варёные огромные хрящи и варёное же сало. Запивалось это всё водкой. Ме-ня очень удивило, что из спиртного армяне пьют почти исключительно вод-ку. До поездки я думал, что они, когда хотят «быть выпимши», потребляют исключительно коньяк или, на худой конец, вино. За время моего пребыва-ния, только один раз видел, чтобы они пили коньяк.
Интересно то, что огромная часть продаваемой в Армении водки про-изведена или в России или в Украине или по российской лицензии. Вокруг также полно рекламы водок этих стран. Для жителя Беларуси это несколько необычно. У нас российской водки практически нет, да и украинской не гус-то и стоит она раз в пять дороже местной. А по качеству (и это мнение не только белорусов) она не хуже, а чаще даже лучше привозной. Просто бело-русские водочные брэнды не раскручивают. Что до пива, то местное, испро-бованное мной оказалось так себе, средней паршивости и хуже. Интересно, что в Армении полно пива немецких, голландских и прочих европейских ма-рок. В этом, казалось бы, нет ничего особенного. У нас тоже такого пива полно. Но что удивило, так это то, что всё пиво европейских марок в Арме-нии сварено не в России, Украине или Беларуси, а в самой Германии, Гол-ландии, Болгарии и т.д.! Самое интересное то, что стоит оно почти столько же, сколько и местное (около 1-1,5 доллара), то есть намного дешевле ориги-нального немецкого пива у нас или в самой Германии!
Пока сидели за столом, глава семьи рассказывал о жизни в Армении (всё сводилось к тому, что всё плохо), удивлялись качеству жизни в Белару-си, хотя, кажется, ничего особенного. Рассказал о былой жизни в Азербай-джане. Когда-то там было очень много армян, много богатых армян. Практи-чески все (или очень многие) лучшие здания в Баку и в Тбилиси (грузины этого позже и не отрицали) построены армянами. Тронул рассказ о событиях 1989 года, когда семья бежала из Азербайджана, о резне армян в Баку и Сум-гаите. Хозяин говорил примерно следующее: Когда начались события, к ним в дом ворвались азербайджанцы, мужчин очень сильно избили и связали, его брата убили. Затем они изнасиловали на его глазах и на виду у детей его же-ну, надругались над ней. Затем надругались над его матерью, которой было уже за 70. Насиловали они её коротким металлическим ломом, затем совали в неё (понятно куда) монтировку, надругались над малолетними дочками. И всё это у него на виду. Затем забрали всё, что было ценного в доме, а жиль-цов выбросили на улицу, сказав, что, если они здесь ещё появятся, то их за-режут, как их старшего брата. Многих тогда резали сразу. Особенно много вырезали в Сумгаите. Власти на это не реагировали. Многим досталось от самих азербайджанских властей. Такие вот дела.
Вышли из дома. Съехать с холма, где прилепились дома беженцев, ока-залось архисложной задачей. Гололёд страшный, а спуск очень крутой. Спрашиваю, почему местные жители не посыпают спуск песком? Самим же не проехать. Отвечают, что тем у кого нет машины и так можно спуститься (поднимались местные полуползком), а тем у кого есть машина по статусу не положено такими делами заниматься. Странные люди!
От стола мы поехали осмотреть руины крепости Эребуни, находящейся на юго-восточной окраине Еревана на холме Арин-берд (высота около 65 метров). Крепость эту, согласно клинописной надписи, в 782 году до н.э. по-строил царь Аргишти I (памятник ему находится у подножия крепостного холма). У подножия же находится музей. От самой крепости остались лиши руины, но всё равно интересно, да и вид с холма замечательный на Арарат-скую долину.
Далее отправились заселять меня в гостиницу, которая оказалась на до-роге между Ереваном и Эчмиадзином. По пути проехали (потом проезжал часто) большую церковь Сурб Заргис (святого Саркиса), расположенную на левом берегу каньона реки Раздан. Нынешнее здание церкви было построено в 1835-1842 гг. В 2000 году пристроили колокольню. Раньше на этом месте (в 1450 году) была построена церковь, разрушенная во время землетрясения в 1679 году.
На другом берегу реки, у дороги имеются два коньячных завода.
По дороге заехали в храмовый Звартноц, построенный в середине 7 ве-ка и являвшийся в своё время главным храмом Армении. Сегодня это очень живописные и величественные руины. Особенно интересны колоннада, ле-жащие на земле капители колонн, арки, резные камни. Возле храма находятся руины дворца католикоса. За вход в комплекс нужно платить.
После заселения в гостиницу поехали в Сардарапат. Здесь, на самой турецкой границе, расположен мемориал на месте битвы с турками. Также находится памятник воинам, воевавшим за освобождение Карабаха или Ар-цаха, здесь же несколько их могил.
Вдоль дороги, как и по всей Армении, расположено множество загонов с овцами. Здесь можно выбрать любое понравившееся тебе животное. Его тут же у тебя на глазах зарежут и разделают на мясо. Для европейцев зрелище не очень приятное и не совсем привычное.
После Сардарапата поехали в Эчмиадзин (или Вагаршапат, если так угодно) - ду-ховный центр армян всего мира. В этот день посетил только церкви Шогакат (1694 г.) и Гаяне (1652 г.), возведённые в честь одноимённых святых. Церковь Шогакат по преданию была построена на месте винодельни, где нашли убежище бежавшие от преследований римские монахини. Во время заката обе церкви смотрелись особенно красиво.
Следующий день посвятил «исследованию» Еревана. Из Эчмиадзина до Еревана обычно, если никто не подвозил, ездил на рейсовом автобусе. Автобусы в Армении ещё те развалины. Их можно осматривать наряду с историческими достопримечательностями В большинстве своём это старые, убитые жизнью и местными дорогами ЛАЗы и ПАЗы, ко-торые являются зримым воплощением пословицы «Голь на выдумку хитра». Какими только ухищрениями не продляют жизнь этим раритетам. И ведь живут, сопротивляются. О движении армянских автобусов разговор тоже отдельный, но об этом и так много сказа-но. Удивляло только, что автобус мог остановиться для посадки пассажиров посредине моста с оживлённым движением, да и то не на крайней полосе у тротуара, а посредине до-роги! Проезжающие (вернее, те, кто хотел проехать) водители истошно сигналили, требуя себе места для проезда, но пассажиры с каким-то украинским упрямством (привет брать-ям-славянам), воспетым ещё Шевченко, демонстративно не торопились. Что до того, что армяне любят посигналить, то эта любовь переходит все рамки. Сигналят все и везде, по делу и без дела, когда обгоняют или объезжают, когда едут навстречу, да и просто, когда душа просит, а просит почти всегда. Забавные люди! Кроме всего прочего местные пере-полненные автобусы могли ездить с открытыми дверями. Люди из них свисали на улицу. Очень напоминало видеохронику начала XX века.
Итак, я в Ереване. Город этот показался мне (местные с этим согласились) несколь-ко хаотичным, каким-то беспорядочным, правда, достаточно чистым. Такое ощущение, что архитекторы Еревана не знакомы с понятием планировки городских улиц. В центре ещё какое-то её подобие наблюдается, но чуть шагнёшь в сторону, зайдёшь во дворы… Полнейший хаос: тут дом, там два. Такое ощущение, что строят здесь по принципу: хочу здесь построить дом – построю! Такая вот городская экзотика. Что до слухов, что в Арме-нии и Ереване одни старые «копейки» ездят, то, как говаривал незабвенный персонаж, «Брехня!». В Ереване, да и в других городах полно хороших и очень хороших, даже слиш-ком хороших машин. Хотя советского старья тоже хватает.
Прогулялся в Матенадаран – хранилище древних книг, рукописей, документов и т.п. Место замечательное, но я его представлял до посещения чем-то огромным. Оказа-лось, что выставка памятников письменности занимает небольшой зал, предбанник перед ним я не считаю. В зале храниться множество замечательных вещей не только армянской, но и прочих письменностей. Кроме того, в зале обнаружилась группа девушек-студенток, оказавшихся в дальнейшем очень приятными в общении. Вообще лучшее, что я видел в Армении, это были армянки Может быть это с непривычки, да от обилия коньяка? Во-обще, к моему удивлению, с девушками в Армении очень легко найти общий язык, легко общаться и вообще легко… Да и улыбчивые они очень. Подойди к любой, тутже улыбает-ся, жаждет общения. Очень приятные девушки-армянки!
После Матенадарана прошёлся по городу. Отмечу памятник А. Бабаджаняну, в ча-стности его нос. Интересное творение! Пока осматривал местные достопримечательности, познакомился с одним местным жителем (вообще-то знакомился со многими, поскольку армяне народ хотя и сдержанный, но весьма общительный и любопытный народ). Тот, ко-гда узнал, что я живу в гостинице, всё меня звал жить к себе. Но зачем создавать людям неудобства? К тому же оказалось, что он приехал в Ереван на заработки (кажется из Раз-дана) и снимал одну комнату да ещё с двумя племянниками. По доброте сердечной он во-дил меня по городу, хотя сам в нём ориентировался с большим трудом, спрашивал прохо-жих, что бы такого показать гостю из Беларуси. В общем, оказался добрейшей души чело-веком!
Не прошёл я мимо Музея истории Армении. Место интересное, очень советую. Правда, фотографировать там нельзя. В смысле совсем нельзя! Даже за деньги. В Азер-байджане этот вопрос решался мгновенно (не считая времени на то, чтобы поторговаться). Вход в музей стоит 800 драмов (чуть меньше 2 евро). Перед музеем находится несколько десятков хачкаров (они в Армении повсюду), самые старые, кажется, были 11 века.
Вечером, в сумерках, посетил в Эчмиадзине чудную церковь Рипсиме. Место очень достойное посещения! Можно спуститься в подземную часть, там находится рака с моща-ми одноименной святой. В стене за стеклом находятся камни, которыми по приданию она была побита. Возле церкви сохранился фрагмент оборонительной стены с башнями.
После Рипсиме оправился в соборную церковь Сурб Эчмиадзин – древнейший хри-стианский храм страны, возведённый в 301-303 гг. Григорием Просветителем. Конечно, современное здание храма построено позднее. Под этим зданием, говорят, сохранилась языческая базилика, однако туда мне попасть не удалось. Рядом с церковью находится ре-зиденция католикоса – духовного главы армян всего мира. Также здесь имеется семина-рия, где готовят священников для армянской церкви (тоже по всему миру). Постоял на ве-черней службе, где присутствовали студенты семинарии. Говорят, что они здесь учатся 6 лет. Стояли они с двух сторон от входа и пели песни. Их расположение напоминало что-то вроде армейского строя: одеты они были по-разному и выстроены были согласно их одея-ниям, видимо по старшинству курсов. Точно как в армии строятся «по сроку службы» - дедушки сзади. У семинаристов не знаю.
Так как было уже достаточно темно, то фотографировать было трудно, поэтому я решил наведаться в кафедральный собор ещё разок, на досуге. К тому же, как мне сказали, там имеется музей при церкви.
Вечером в гостинице меня ожидал пренеприятнейший сюрприз. Когда я вечером выходил из номера, туда кто-то заходил, это я понял по оставленному включенным свету. Сразу же я осмотрел куртку, там не оказалось цифрового фотоаппарата и мобильного те-лефона! Когда я у служащей гостиницы поинтересовался, кто только что был у меня в но-мере, она пожимала плечами и с упорством буддийского монаха читающего мантры, твердила, что туда никто не мог заходить, что в их гостинице никогда ни у кого ничего не пропадало и, вообще, в этом солидном заведении это исключено! Я, видимо, свои вещи потерял где-то сам и хочу всё свалить на них! Я обратился к хозяину гостиницы, он ока-зался человеком более понимающим, начал проводить своё следствие. Я предложил вы-звать полицию, поскольку, если свет включали, то должны были остаться следы. Хозяин заявил, что это нанесёт огромный ущерб его репутации, поэтому он воров найдёт сам. Также он говорил, чтобы я ни в коем случае не звонил Аруту. Время шло, вопрос с про-павшими вещами не решался. Я позвонил Аруту, обрисовал ситуацию. Арут в этих местах человек очень уважаемый, он даже на красный свет ездит, дорогу ему здесь уступают все. Он приехал с каким-то человеком, который как потом оказалось, был местным уголовным авторитетом, что-то типа вора в законе. Он побеседовал с хозяином гостиницы (всё это по-армянски, поэтому я ничего не понял), затем гость попросил меня посидеть в номере. Из номера я слышал крики на армянском, ругань и угрозы. Затем ко мне пришли Арут и авторитетный человек и сказали, что вопрос с моими вещами решён, чтобы я ложился спать и не волновался. Действительно, утром в номер пришёл хозяин гостиницы, вручив-ший мне мой фотоаппарат и мобильник. Он распылялся в мой адрес в лестных выражени-ях, обещал даже вечером привести мне хорошенькую девушку (обещание не выполнил). Кто оказался вором, мне конкретно не сказали, но всё же я выяснил, что это были два ар-мянина, приехавших из Грузии. У них не было ни денег, ни документов. Мне они говори-ли, что приехали на лечение, но, по словам «компетентного источника», это были беглые рэкетиры, которых преследовали грузинские власти. В Армении они, кажется, выбивали какой-то долг, а заодно и прятались от грузинского правосудия, кроме того, источник ска-зал, что знавал их ещё в Москве, где они на МКАДе промышляли рэкетом и разбоем. А такие приятные в общении были люди! Один по внешности, кстати, ну просто двойник Гоши Куценко. Второй долго жил в Беларуси. В разговорах со мной и не только всё время восхищался белорусами, страной и белорусской природой.
В это же утро снова в Ереван. Зашёл на рынок (тот, что на проспекте Маштоца). Удивительное место! Можно просто сходить туда на экскурсию. Кроме всего прочего мне нужно было подключиться к местной мобильной сети. Как я не искал салонов связи, ниче-го подобного на глаза не попадалось. Это у нас, куда не плюнь - обязательно попадёшь в подобное заведение. В Армении с этим дело обстоит иначе. На рынке я спросил у одного торговца как мне подключиться. Он бросил свой товар, чуть ли не в охапку схватил меня и бросился решать мой вопрос. Оказалось, что подключиться у местного оператора можно на каждом шагу: в газетном киоске, у продавца лотерей, торговки семечками и т.п. В га-зетном киоске мне сказали, что для подключения нужна ксерокопия паспорта. Новоявлен-ный друг тут же выполнил эту задачу, причём за свой счёт. Когда в киоск предоставили ксеро, там заявили, что для подключения нужна ещё и армянская прописка. Мне до сих пор не понятно зачем. Ведь подключался я на тарифный план без абонентской платы, а в минус также залезть не мог, поскольку, когда заканчивался кредит, заканчивались бы и разговоры. Армяне сказали, что это русские хозяева мобильного оператора придумали для борьбы со шпионами. Друг-торговец тогда повёл меня к какому-то своему другу, которо-му он долго объяснял, что прописать туриста дело проблематичное. Друг согласился под-ключить меня в обмен на ксерокопию штампа о моём въезде в Армению. Интересно, что в Армении, в отличие от Беларуси, при подключении не вся сумма, оплаченная тобой, при-ходит на счёт. Часть её идёт на покупку сим-карты.
В обед поехал на машине в Гарни. Пейзажи по дороге один другого были лучше! Всюду заснеженные горы, холмы, долины. Красота! По пути дорогу постоянно перекры-вали отары овец, стада коров. Отмечу, что в Беларуси в декабре коровы и овцы на лугах не пасутся. Кроме того, всюду встречались раритетные трактора «Беларусь». Я уже и за-был, как когда-то выглядели такие старые модели. А здесь они даже ездили! Также как и древнющие МАЗы. Всё-таки надёжную технику моя Родина выпускает!
Заправок в понимании европейца в Армении практически нет. Да и те редкие эк-земпляры трудно назвать привычными ля нас заправками. Чаще вместо них стоят соору-жения вроде киосков с надписью «Бензин», «Дизель» (часто «Дизл», «Смаска», Бинзин» и ещё невообразимое количество вариантов), возле которых стоят банки или канистры с то-пливом. Однако большинство транспорта в Армении ездит на газе, который раза в два де-шевле бензина. Говорят бензин дорогой, хотя стоит почти столько же сколько и в Белару-си.
В Гарни осмотрел храм бога Солнца (I век), похожий на Парфенон, только мень-ший по размеру. Рядом с храмом руины дворцового комплекса. Сохранились древние ба-ни (точнее их раскопали) с мозаичными полами и остатками системы отопления, основан-ной на подогреве пола. Гид утверждал, что такой системы обогрева нет больше нигде. Тоже самое о других памятниках мне рассказывали в других странах , в литературе так-же описывается добрых пару десятков памятников с такой системой отопления. Также в Гарни сохранились фрагменты стен местной крепости. В III тысячелетии до н.э здесь су-ществовала циклопическая крепость Бердшен. Согласно клинописным источникам (стела с клинописью имеется возле храма) эту крепость в VIII веке до н.э. завоевал уже извест-ный нам урартский царь Аргишти. Затем она была резиденцией царей из династий Ерван-дидов, Арташесидов, Аршакидов. Заедете в Гарни, обязательно пообщайтесь с местным гидом – интересный человек. Очень удивлялся моим познаниям в армянской истории. Также от храма открывается прекрасный вид на каньон реки Азат. Во время моего пребы-вания он был несколько заснежен, что придавало ему особую прелесть. Из Гарни, если присмотреться, на горе виден ещё какой-то храм. Кажется (возможно ошибаюсь) это был Авуц Тар.
После Гарни, естественно, в Гегард, в монастырь, получивший своё название от хранившегося здесь по преданию копья, которым был пронзён Христос (ныне хранится, кажется, в Эчмиадзине). Возле входа в монастырь находится источник, считавшийся в языческие времена священным. Сам монастырь очень хорош. Из всего виденного в Арме-нии он мне, почему-то понравился больше всего. Это не значит, что он лучший для всех. Просто у меня часто свой взгляд на некоторые памятники. Нынешние постройки комплек-са относятся в основном к XII-XIII вв., хотя сам монастырь существовал здесь гораздо раньше. При монастыре имеется средневековая усыпальница князей Прошянов.
Утром снова заехал в Эчмиадзин, чтобы получше изучить кафедральный собор, что с удовольствием сделал. Также посмотрел музей при соборе. Затем направился в мона-стырь-крепость Хор Вирап, что находится примерно в десятке километров от города Ар-ташат. По пути проезжаем городок Масис. Водитель рассказывает: «Этот город в своё время был более чем на половину заселён азербайджанцами. Когда они нас, армян резали в Баку и Сумгаите, мы им ничего подобного не сделали. Мы просто сказали: «Уходите от-сюда». Они ушли в Азербайджан. Там их приняли за предателей, многих убили. Если бы мы знали, что этих бедных людей будут убивать свои же азербайджанцы, то никогда бы их не отпустили».
Кроме всего прочего по пути в Хор Вирап удивило то, что вся дорога была бук-вально усеяна собаками, сбитыми машинами! Следует отметить, что в Ереване, а особен-но в его окрестностях водится неимоверное количество бродячих собак. Если учесть, что их столько гибнет на дорогах, то стоит удивиться их невероятной плодовитости. Нужно было, наверно, покинутые местными азербайджанцами дома заселить корейцами Они бы проблему решили ))

Комментарии
Отдых в Армении путешествие по Армении такси 
Отдых в Армении: путешествие по Армении здравствуйте Всем,меня зовут Мгер.я водитель таксист. кто любит путешествовать по Армении,достопримечательности, предоставляется Такси, путешествие по вашим маршрутам, низкие тарифы, Цахкадзор, Анкаван, Раздан, (термальные источники) Санаин, ахпат, Ахтала, Гошаванк, Агарцин, Дилижан, Джермук, Севанаванк, Айраванк, Норатус, Каравансарай, Сисиан, Зорац карер, Горис, Татев, Чертов мост, Хандзореск, Нораванк, Гарни, Гегард. Принимаю заказы заранее. встречу в аэропорту с табличкой в любое время, гарантия, ответственность! могу помочь выбрать гостиницы дешевле Мой тел. и вайбер: +37441555145 - отвечу на ваши любие вопросы на почте: mherartyr@mail.ru. Меня можно также найти в соцсетях - http://ok.ru/profile/568365764797 http://www.rutraveller.ru/travel-in-Armenia travel-in-armenia.ojooo-web.com http://razdan.flagma.am/ru/559330 http://www.mherartyr.yer.am https://www.facebook.com/profile.php?id=100007600515036 https://vk.com/id101942894 https://my.mail.ru/mail/mherartyr/
Guest20.12.12, 00:17
Был, видел... 
Армения, Ереван
бедно, дорога на Грузию убита вдрызг, сам город так себе, не впечатлил, заправки за городом - одно название. Баку - в сравнении - Эмираты! Ну, а чегож не Эмираты, когда нефть кругом. Но в целом Баку тоже не понравился. Особенно не понравилось переходить проезжую часть. есть зебра, нет зебры всем пох. едут как ехали.

А вот старый город красивый. По поводу людей, то везде попадались нормальные.
Guest06.09.12, 05:50
И еще 
касаемо Армении, конечно, для меня, как для армянина, лучшего места в Армении нету, но если смотреть со стороны, а это я могу делать, так как побывал в разных странах, то тут могу конечно вам сказать что Вы конкретно лжете, может потому, что вас как то обманули, и исходя из этого вы немного подругумо все рассказываете, но все равно, вы ведете себя не правильно. В Армении лучше вас знаем какие недостатки, это только зарплата, и неуровнавешенные соседи, с востока, и запада, а для туриста, все условия есть! жаловаться могут простые работяги, а ни как не гости!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте