1.
День
– прибытие в Тбилиси. Мы прилетели очень рано. Для тех, кто будет добираться до
города на общественном транспорте, есть возможность дождаться начала их
рабочего дня на полянке в аэропорту. Полянка спрятана между киосками под
эскалатором. Места там не много, но спиться отлично. Мы нашли местного
водителя, который забрал нас с аэропорта и отвёз на своём джипе к началу
маршрута – Омало.
У ББС есть репортаж о дороге Телави – Омало в разделе „the most dangerous roads of the world“. Ничего страшного в этой дороге нет.
Вернее, больше нет – наш водитель рассказал, что её несколько лет назад,
отремонтировали, расширили и облагородили. Несмотря на это, лучше отправляться
туда не джипе. Нашему водителю частенько приходилось включать полный привод и
один раз даже останавливаться, чтобы остудить мотор.
Омало – маленькая деревушка. Местная достопримечательность – остатки старой
крепости, на которые можно забраться и насладиться видом деревни и долины.
Осторожно! Та долина, что видна из крепости, ведёт к посёлку Бохорма. Мы
ошиблись и ушли как раз по направлению к этой деревни. По словам местных, самый
быстрый путь в Панкисское ущелье – это вернуться обратно. На развилке
находится отличное место для пикника и стоянки. Мы бы заночевали там, но к
сожалению, к тому моменту, кода мы вернулись к нему, оно уже было занято
местными.
Следующее очень подходящее место для стоянки – на седле (см. карту). Воды
поблизости нет, зато есть ягоды на склоне, и потрясающий вид на горы.
2.
День
– перевал-Чешо.
На подходе к Чешо и у реки на
окраине села – пологих мест для стоянок очень много. Мы разбили лагерь на
притоке реки Пирикита Алазани, спросив позволения у местных овцеводов, стоящих
на противоположном берегу. По-русски они не говорят, но очень милые и
доброжелательные. Позволили нам развести огонь (практически весь путь проходит
по национальному парку, и разводить костры запрещено), угостили хлебом, сыром и
свежей зеленью. Кстати, овощи, сыр и хлеб всегда можно купить у местных. А вот
магазинов на всем протяжении маршрута нет. Для тех, кто не хочет пить воду из
реки – по пути встречается множество ручьев и родников.
3.
Чешо
– Парсма
До Парсмы можно доехать на машине. Здесь автомобильная (просёлочная) дорога
заканчивается и начинается конная тропа. Не далеко за Парсмой – пограничный
пост, в котором нужно получить разрешение на нахождение в пограничной зоне.
Пограничники все очень вежливые. Выдача пропуска длилась не больше 20 мин.
Пограничники покажут вам дорогу дальше. Отсюда начинается пешая, вернее, конная
тропа. Перепад высот – минимальный. Ночёвка возможна на наплывах у реки.
4.
День
– Парсма - вилка рек Ларовницкани и Квахидисицкали (Гиреви)
На этом отрезке вас встретят и проверят пограничники. На развилке троп
(см.карту) лучше взять тропу ведущую налево. Мы пошли направо, наверх и оказалось,
что в итоге мы пришли к тому же месту,
но при этом нам пришлось подниматься на пригорок и спускаться без пути ок.100
метров вниз.
За мостом через реку хорошее место для стоянки, где, скорее всего, вы уже
встретите разбитые палатки других групп.
5.
Развилка
рек – перевал Ацунта
Дорога на перевал хорошо протоптана, но долгая, затяжная. От стоянки лучше
идти вдоль реки, иначе можно не заметить мост на другой берег, как это было в
нашем случае Мост спрятан немножко за пригорком. Хотя пограничник нам показывал
в его сторону, мы нашли только маленький мосток через впадающий в реку ручей,
но не сам мост. Чуть дальше придётся
переходить реку вброд, так как моста больше нет. Реку лучше пересекать
рано утром, пока ещё не так много воды и можно обойтись засучиванием штанин.
Ахтунг! Сразу после пересечения реки видна хорошо протоптанная тропа на
пригорок с шалашом – но это не тропа на перевал. Если сделаете нашу ошибку –
придётся спускаться 50-100 метров, чтобы вернуться на правильный путь. А если
сделаете ошибку поляков, шедших позади нас, и вовремя не вернётесь на
правильный путь, то попадёте в тупик и потеряете много времени, пока поймёте,
что выхода нет и нужно возвращаться обратно. Не далеко от того места, где
начинается ручей, текущий со склона перевала, стоит палатка пограничника.
Теоретически можно разбить восхождение на два дня и остановиться где-нибудь на
склоне, не далеко от его шалаша. Вас, скорее всего, облает местный пёс, но это
не страшно.
Начало ручья, бьющего из-под земли – последняя возможность напиться воды.
На перевале и долгое время после него ручьёв не будет. На перевале очень ветрено
и холодно. Следующая возможность стоянки – у подножья горы. Очень даже милое
место, но без воды. За ней придётся спускаться к ручью. Мы ночевали на плече.
Ахтунг – тропа уходит на южный склон и раздваивается. Если сразу спуститься
вниз (влево) придёте к Адорти, если взять вправо, но выйдете на покрытый густой
травой склон, отлично подходящий для стоянки. Есть ручьи и потрясающий вид.
Многие не находят тропы вниз к реке, но она есть! Ищите деревца, помеченные
красным, недалеко от них найдёте продолжение тропы, которая на этом склоне
теряется в густой траве.
6.
Плечо
– Шатили
В Шатили стоит остановиться в местном Гастхаусе (могу поделиться
контактными данными) или в развалинах старого города. Оба варианта хороши. В
гастхаусе вас угостят вкусным ужином и самодельным вином. А в развалинах без
каких-либо удобств очень интересно и даже романтично.
7.
От
Шатили нас забрал наш водитель и отвёз в Казбеги - к подножию следующей цели (Казбек). Но это
уже другая история.
Кому
нужны контакты водителей и надёжных проводников – пишите.