Спортивный поход 4-ой лыжной категории сложности по Приполярному Уралу. Погода внесла серьёзные изменения, многое отменилось, восхождения не получились.
Печора - Инта

Часть 1

Группа на маршруте. Фото Андрея Подкорытова.

Вместо предисловия

Смазанным поход назван потому, что сильно не сложилось с погодой – восхождений не получилось, планы на серьёзные перевалы также зарезались по плохим погодным условиям. Погулять – погуляли, потропили свежий снежок (в этом году его было аномально много, а при нас ещё и подсыпало), развеялись, категорию вроде бы набрали на линейной части с несложными перевалами, но первоначальные ожидания, конечно, не оправдались. Повод вернуться. Описаны личные впечатления автора данного отчёта (Андрей Подкорытов), материал не претендует на объективность, участники могут не соглашаться.

Участники

Батуев Евгений (руководитель, г. Москва, г. Королёв)

Серов Алексей (г. Королёв)

Запромётов Илья (г. Москва)

Насыпайко Никита (г. Верхний Волочёк)

Подкорытов Андрей (ремонтник, г. Миасс, г. Москва) – автор отчёта

Нилов Сергей (завхоз, г. Москва)

Бирюков Артём (медик, г. Москва)

Щеринов Виталий (г. Санкт-Петербург)

Кузнецов Максим (г. Томск)

Не все картинки вошли в текст, при желании можно посмотреть больше фотографий бОльшего размера в альбоме маршрута. В отчёте использованы фотографии автора (Андрей Подкорытов), Алексея Серова, Никиты Насыпайко и Сергея Нилова.

Крупными мазками нитка планировалась такой: г. Печора - д. Приуральское – Аранецкие болота – г. Сабля – пер. Аранецкий – р.Седью – пер 620 нк. – оз. Сыняты - пер. Сундук - р. Вангыр – пер. Белка – р. Парнук – хр. Неприступный - пер. Неприступный – р. Пывсяншор -  г.Манарага – р.Манарага – пер. Центральный – плато Руин – г. Народная – пер. Голубые озёра – р. Балбанью - база Желанная – г.Инта.

Хреновая погода внесла свои коррективы. Итоговая нитка приложена в виде *.gpx-файла c точками и треком.

Краткая видеозарисовочка:

Подготовка

Поскольку четвёрка - это уже чуть-чуть серьёзно, готовились тоже как-то правильно. В январе трое из девяти участников сходили в лыжную двойку по Южному Уралу в районе Нургуша и Иремеля. В начале февраля был тренировочный двухдневный выход для обкатки снаряжения на Истринское водохранилище в Подмосковье (это было не зря - не посаженные на клей крепления Азимут у одного из участников из горных лыж во второй день благополучно выскочили, что замотивировало его порешать этот вопрос до похода). Третья встреча состоялась в феврале на этапе чемпионата Москвы по ски-альпинизму на Крылатских холмах, где обсудили некоторые детали похода и сразу обменялись кое-какой снарягой.

Долго муссировался вопрос целесообразности оформления официальной заявки в администрации нац.парка Югыд Ва. В итоге мы таки зарегистрировались. Администрация нац.парка насчитала нам за пребывание что-то около 6000 руб на всю группу. Это оказалось очень лайтовой суммой, т.к. несколько лет назад та же администрация хотела с группы в тех же местах несколько десятков тысяч. Позиция администрации весьма специфична. У руководителя нашей группы при оформлении был в переписке примерно такой диалог:

- Нам не нужны ночёвки на базах и оборудованных стоянках, мы туда заходить не будем и ничем пользоваться также не будем. После этого в пропуске всё равно выписывают баню на базе Озёрной. Простите, но нам не нужна база Озёрная и баня, мы туда не будем заходить.

- У нас в парке нет маршрутов в обход базы Озёрной.

О как…

Снаряжение и раскладка (рога изобилия)

Спали в однослойной палатке-шатре типа “зима”, в тесноте, да не в обиде. Печь ночью не топили, т.к. холодов не было совсем. Готовили на костре (тросик), иногда на бензиновых горелках в скороварке (клава). Примерно половина участников почивала в своих личных спальниках, остальные в одном или двух общих. Было два конденсатника, чтоб укрываться ими поверх спальников, каждый на 4-5 человек. Холодов не было, заценить их эффективность как-то не удалось.

Эталоном при подготовке раскладки, снаряжения и организации походного быта был досточтимый Штюрмер (автор книг и пособий по туризму из старой школы). На маршруте опытные участники многократно расстраивались, когда что-то шло не по Штюрмеру, с досадой это отмечая.

Из девяти участников трое были на бескидах (двое – бывалые легендарные мукачёвские, третьи – новые, производства кировской фабрики Маяк), остальные на разного рода пластиках, backcountry и горных лыжах. Все были с санями. В группе были также одни снегоступы – что называется, на всякий случай.

Все участники были экипированы по последнему слову техники. Ну, хорошо – не по последнему, но весьма неплохо. У всех были лавинные датчики (биперы), в группе было 5 спутниковых навигаторов, 6 лавинных лопат, лавинные щупы и даже небольшая колонка с плеером для культурной программы по вечерам. Да, ещё был томик Чехова, который тоже успел порулить!

Раскладка была, на мой взгляд, чересчур жирной – на каждого участника приходилось порядка 10-11 кг продуктов на 16 дней. Традиционная молочная каша по утрам не нашла большой поддержки, авторитетные люди почему-то настаивали, что утром надо есть мясную кашу (которая переваривается несколько часов и усваивается только после обеда, ага). При этом питание было запланировано весьма разнообразное. Например, я впервые узнал о существовании и попробовал фунчозу и булгур именно в этом походе. Булгур оказался каким-то невнятным, а фунчоза пошла на ура.

Ремнабор и аптечка оказались напичканы очень и не очень нужными средствами ремонта/спасения и всякими разными штуками. Рог изобилия наблюдался не только в раскладке, ремнаборе и аптечке, но ещё и в средствах связи. Помимо спутникового телефона администрацией сайта www.marshruty.ru нам во временное пользование был любезно предоставлен спутниковый трекер SPOT (http://www.myspot.su/), благодаря которому связной нашей группы и все сочувствующие родственники и друзья участников могли в реальном времени на интерактивной карте данного маршрута наблюдать за нашими перемещениями. Через смс связь по спутниковому телефону мы активно запрашивали у связного прогноз погоды, а потом ещё и звонком поменяли первоначальный вариант выброски.

По какой-то нелепой причине была забыта костровая сетка. Поэтому часть времени долгими зимними вечерами тратилась на выкапывание вот таких вот ямок:

Костровая яма. Аранецкие болота. Фото Андрея Подкорытова.

Правда, потом это дело надоело, под костёр стали укладывать брёвна.

В каждой туристской тусовке свой сленг. Мой словарный запас существенно расширился. Теперь спокойно оперирую такими понятиями как карпит, карпюр, кус-кус, переходка, жучка, шкерты, клава, заклавить и пр.

Аранецкие болота

2-3.03 В 2 ночи приехали в Печору на поезде. Для заброски до села/деревни Приуральское был заказан автобус типа “Пазик” с шипами. Ехали примерно 2.5 часа, в течение которых успели помочь откопать какой-то китайский грузовик,  слетевший с дороги и частично её перегородивший, а также вытолкали из сугроба наш автобик на горке уже на въезде в Приуральское. В Приуральском выгрузились, начали пересекать Печору, нас догнал мужик на снегоходе и весьма кстати подсказал, что буранка есть от устья ручья Перебор. Мы взяли на несколько километров южнее.

Устье ручья Перебор. Первый походный завтрак. Фото Андрея Подкорытова.

Отдых на буранке. Фото Андрея Подкорытова.

Буранка шла пару десятков километров, после чего ушла вправо (на юг). Шлось неплохо, температура в районе -10, первые дни были самыми холодными и комфортными в смысле тропёжки – снега было много, но он успел подтаять и стать плотным, почти не проваливался.

Тропёжка варианта лайт по Аранецким болотам. Фото Сергея Нилова.

Во время отдыха на Аранецких болотах участники коротали время по-разному. Кто-то сидел, а кто-то создавал тропёжкой загадочные круги, которые ещё долго можно было видеть из космоса, ага:

Загадочные круги на болотах. Холостой ход руководителя. Фото Андрея Подкорытова.
Загадочные круги на болотах. Фото Андрея Подкорытова.

Ночёвка в лесу Аранецких болот. Фото Андрея Подкорытова.

4.03 Через какое-то время вышли на другую старую буранку. Последние километров 15 перед избой было много пересечений открытых болот.

Отдых на подходе к избе 40 окладов. Фото Андрея Подкорытова.

К 16 пришли к избе 40 окладов. Метрах в 100 был стационарный палаточного лагерь спасателей МЧС, с которыми удалось хорошо поговорить и уточнить наши планы. Избу пришлось приводить в порядок:

Занесённая по крышу изба 40 окладов. Фото Андрея Подкорытова.

Столбик рядом с избой 40 окладов. Фото Андрея Подкорытова.

Как- то так набирали воду, снега в этом году там было очень много:

Добыча воды. Фото с фотоаппарата Никиты Насыпайко.

После ужина в избе проверяли снарягу, биперы, готовились к раннему выходу и восхождению на Саблю следующим утром.

Изба 40 окладов. Фото Никиты Насыпайко.