Так традиционно называют сплав по трем башкирским рекам - Инзерам Большому и Малому, Инзеру и красавице Лемезе. Поход третьей категории сложности. Формально, по документам отчет проходил 12 дней. К этому следует отнестись критически. Благодаря удачному стечению обстоятельств, счастливых совпадений, мы не испытали обычных для данного похода транспортных проблем при заброске и выброске, и закончили поход уже утром 9 мая. Учтем также бурное течение рек при обилии воды!
 
Нитка маршрута

г.Оренбург – г.Уфа – ст. Картали – река Б.Инзер – ж/ст. Инзер – р. Мал. Инзер – порог Айгир – пос. Инзер – река Инзер – с. Бриштамак – с. Искушта – р. Лемеза – пор. Черная речка – вдп. Атыш – с. Верх. Лемезы – г.Уфа – г.Оренбург.
Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность.

Основной идеей похода было и остается совершенствование знаний и навыков преодоления природных водных препятствий, приобретенных в предыдущие годы. Маршрут проложен в районе достаточно часто посещаемый туристскими группами, однако малозаселенный, особенно в первой его части. Мы ставили перед собой задачу освоить и обобщить неоднократный опыт прохождения этого маршрута, поскольку для туристов Оренбуржья он может стать своеобразным полигоном для совершенствования навыков спортивного мастерства и не требует значительных материальных затрат. К тому же, маршрут «Бешеная тройка» судя по имеющимся документальным свидетельствам был пройден оренбургскими спортсменами 9 лет назад. (рук. Андрей Кривонос). Данный маршрут является единственным водным маршрутом третьей категории сложности в районе Южного Урала. Маршрут включает в себя наиболее сложные и интересные водные препятствия данного географического района. В "народе" этот маршрут называют "Бешеная тройка". Слово "тройка" при этом, имеет двойной смысл: третья категория сложности и три реки, проходимые за один раз.
Группа выбрала для весеннего сплава этот довольно сложный, но интересный и красивый "бешеный" маршрут, чтобы повысить своё спортивное мастерство перед движением дальше к высококатегорийным рекам.
Данный маршрут может и должен быть исследован широкой аудиторией туристов-спортсменов.

Техническое описание маршрута

Большой Инзер Большой Инзер
Причалили в в районе села Кызыл-Ярово. Причалили в в районе села Кызыл-Ярово.
Порог "Айгир"  (Малый Инзер) Порог "Айгир" (Малый Инзер)
Стоянка на Малом Инзере у порога Айгир Стоянка на Малом Инзере у порога Айгир
В пещере Салавата. Казябаемся потихоньку. В пещере Салавата. Казябаемся потихоньку.
Грузимся на ЗИЛ. Переезжаем с Инзера - на Лемезу! Грузимся на ЗИЛ. Переезжаем с Инзера - на Лемезу!
На старте. В районе села Картали. На старте. В районе села Картали.
Грузимся на ЗИЛ. Переезжаем с Инзера - на Лемезу! Грузимся на ЗИЛ. Переезжаем с Инзера - на Лемезу!
Вот он! Порог Айгир с высоты железнодорожной насыпи. Вот он! Порог Айгир с высоты железнодорожной насыпи.
У входа в пещеру Салавата. У входа в пещеру Салавата.
Грузимся на ЗИЛ. Переезжаем с Инзера - на Лемезу! Грузимся на ЗИЛ. Переезжаем с Инзера - на Лемезу!
30 апреля 2010г.
г.Оренбург – г.Уфа
Группа начала путешествие в полном составе только благодаря тому, что рейсовый автобус Оренбург-Уфа сломался. Диспетчеру пришлось искать замену, чтобы отправить такую массу народа. Но для нашей команды это ЧП оказалось на руку – во - первых, мы все в конце концов дождались опаздывающих и собрались, и во-вторых, нам удалось договориться с водителем автобуса Оренбург-Уфа о перевозке нас, рюкзаков и всего снаряжения (мы не купили билеты в кассе заблаговременно). В конце концов, команда устроились на местах, предназначенных для отдыха запасного водителя в глубине салона. Полдороги проехали за задвинутыми шторками, потом, когда салон по мере продвижения вглубь Башкирии освобождался, мы заняли обычные пассажирские места и успели даже немножко вздремнуть.


1мая 2010г.
Уфа - ж/д станция Карламан - берег реки Большой Инзер близ села Картали

В 12.45 мы были уже на автовокзале в Уфе. Ночью городской транспорт не ходит. Узнав направление на ж/д вокзал двинулись приставными перебежками. Все вещи в один раз брать не получалось. Возвращаться за оставленными рюкзаками и поклажами приходилось как минимум дважды. Однако мы знали, что время у нас есть и 2 километра между вокзалами рано или поздно будут преодолены, тем более, с учетом гиподинамии, возникшей после многочасового сидения в автобусе. На железнодорожный вокзал переместились часа за 4 до отправления нужной нам электрички. Спустя пару часов, как некоторые уже приняли горизонтальное положение на снаряжении из расстеленных рюкзаков и кариматов, на вокзал начали прибывать и другие команды из разных уголков Башкирии и России.
В Уфе мы взяли билеты на электропоезд в Инзерском направлении до станции Карламан, поскольку ориентировались, как было сказано, на отчет земляка нашего Андрея Кривоноса о походе в 2001 году. Все вагоны электрички были буквально забиты искателями приключений, такими же туристами-водниками, как и мы. Остальные – непричастные к спортивному туризму с трудом, но пониманием передвигались в толпе и между кучками снаряжения и рюкзаков в поисках свободного места для пристанища. На станции Карламан высадилась только наша команда, чему мы были прямо скажем весьма изумлены. И на нас с непониманием смотрели оставшиеся вагонах туристы. После недолгих прощаний на платформе мы остались одни. За прояснениями по поводу дальнейшего нашего маршрута мы направляемся к кассе станции. Как там выяснилось, только что отправившийся без нас поезд и есть единственное железнодорожное средство движущееся в направлении на Инзер и никаких рабочих поездов до станции Картали отсюда не идет. Таким образом, преждевременная наша высадка в Карламане оказалась напрасной. Дальнейший вариант заброски к месту старта нам пришлось разрабатывать срочно и на ходу, потому что нас отделяло расстояние в 120 километров. Пополнив в деревне запасы провизии и воды, мы нашли старенький Москвич, владелец которого взялся подбросить часть нашего снаряжения и некоторых членов команды до автомобильной трассы. Катамаран же и часть рюкзаков сильная половина нашего коллектива доставила на себе, двигаясь вдоль железной дороги в направлении на виадук. Спустя час вся команда была снова в сборе на остановочном пункте в районе Картали. Наспех пообедав консервами, начали останавливать попутный транспорт. Через полчаса наши старания увенчались успехом – грузовая 6-местная Газель была просто подарком судьбы! Это были туристы-любители из Нижнего Новгорода Сергей и Екатерина. Впятером мы не очень удобно разместились на заднем сиденьи, условившись, что если нас на пути где-то все же остановит ГИБДД, то штраф за перегруз пассажирского салона выплачиваем сами. К счастью, никаких постов на пути нам не встретилось и путь в 125 километров мы проделали с легкостью и быстротой всего за 1000 рублей. Мы и правда были по дружески рады нашей встрече и подвернувшейся удаче, потому что Газель оставила нас прямо на Большом Инзере у моста, откуда были видны такие же как и мы, странники. С этого места и начинается активная часть нашего похода! Еще оно примечательно тем, что в пределах прямой видимости находятся сразу три моста – наш автодорожный – он выше по течению, чуть ниже – железнодорожный и еще ниже – пешеходный мостик. Это видно на фотографиях. Мы обменялись телефонами с Сергеем и Катей на случай их путешествия по нашим краям. Спустились с насыпи к реке. У воды нас уже поджидал патруль бдительных егерей. (Мы попали на территорию Южно-Уральского государственного природного заповедника). По их рассказам в последние дни от моста они уже успели проводить изрядное количество команд сплавщиков. По информации, полученной от них, уровень воды в реке выше среднего для данного времени.
Разумеется, здесь начинался не только наш маршрут. За прохождение по Б. Инзеру на катамаране нам пришлось заплатить 560 рублей, о чем сохранилась квитанция об уплате сбора. см. приложение.
 У нас оставалось некоторое время, чтобы сегодня же начать путешествие и мы горячо принялись собирать наши суда в дорогу. От моста мы отчалили в 17.15. и довольно скоро прошли возле села Картали. Место прибытия в село регистрировала наша разведгруппа. В. Стрижакова как раз и сфотографировали возле фельдшерского пункта села Картали для отчета. Продолжали движение по Б. Инзеру. Река достаточно бурная, но валы ровные и глубина приличная, поэтому здесь за катамаран можно не опасаться. Прошли село и наблюдали за живописными берегами. Тут в принципе много мест для обустройства ночевки или стоянки. Есть много оборудованных мест для бани и лагеря. Много дров. Выбрали подходящее место и в сумерках поставили палатки. Быстро приготовили ужин. Отбой в 24.00. Пройдено около 15 километров.  

02 мая 2010г.
г. Ермантау – с. Кызылярово - пещ. Салавата Юлаева - г. Шишботак.

Несмотря на опасения командира, встали дружно и рано в 8.00. Дежурная бригада приготовила завтрак и перекус, однако как выяснилось, в перекусах не было необходимости – быстрое течение реки позволяло нам делать остановку на обед. Проходили несколько несложных прижимов. При приближении к "Сарыштинской" шивере скорость реки увеличивается. Начало движения в 10:05. "Сарыштинскую" шиверу проходили без разведки. Линия движения видна с воды. В шивере скорость воды увеличивается до 15 – 17 км/ч, валы до 1,5 метров. Камней над поверхностью воды не наблюдалось.
После обеда в районе нежилой деревне Кызыл-Ярово но на правом берегу Б.Инзера решили поискать пещеру, в которой после разгрома пугачёвского войска прятался национальный герой башкирского народа Салават Юлаев. В опустевшей деревне сохранились останки изб, в некоторых можно найти приют. Есть тут и настоящая баня, которую топят по-черному.
Однако пещеру искать не пришлось. Место паломничесва туристов на правом берегу отмечено обширной площадкой для стоянки, баней, флажками, массой отдыхающего люда. Здесь мы встретились и познакомились с ребятами из Екатеринбурга, Ижевска, Нижнего Новгорода и Ульяновска. Нам показали дорогу к пещере. Ее сейчас трудно не найти – место обозначено табличкой и еще к пещере ведет хорошо утоптанная тропа. Пещеру исследовали на глубину, не требующую специального снаряжения. Дошли до примерно 8-метрового колодца, куда решили не спускаться – спелеоснаряжение мы с собой в поход не брали.
Послеобеденный переход с технической точки зрения не представлял ничего сложного, поэтому на ночевку встали в заранее запланированном месте, в районе горы Шишботак, имея большой запас времени. Собирали березовый сок, тренировались в забрасывании «морковки».

03 мая 2010 г.
г.Шишботак – ст. Инзер – р. Малый Инзер

Встаём в 7.00. Дежурная бригада готовит завтрак и все начинают погрузку катамаранов. С проблемами не сталкиваемся.
В 9:30 выходим на воду. Вскоре появляются строения Инзера. Проходим под пешеходным мостом, далее – через весь поселок. Многие из наших попутчиков чалятся к берегу, где их ждут автобусы. Для них путешествие уже заканчивается. Возле дороги в долине Б. Инзера в малолюдном месте делаем остановку, чтобы сбегать в магазин за провизией. Его нам указали местные жители. Далее - по ходу движения – межгорье. Идем туда. Левый берег крутой, но невысокий, правый – пологий. Огражденная территория. Идем до того момента, как показываются крыши домов деревни Новохасаново, чтобы не выйти в Инзер. На этом месте стоят команды и уже занимаются разборкой судов. Мы чалимся к правому берегу и тоже начинаем вытаскивать на берег вещи и разбираем наши суда. От места зачаливания до станции Инзер примерно полтора километра. К тому времени, пока мы закончили паковать вещи к берегу причалили многочисленные Екатеринбуржцы. Их в походе участвовало более 90 человек! Но в тройку пошли не все. Многие сошли на берег в Инзере. Самые отчаянные продолжили маршрут по «Бешеной тройке». Значит, вместе будем брать порог «Айгирский» и «Черную речку». Сильная половина участников похода решила девушек не нагружать, но использовать их в качестве стерегущих вещички на начальной и конечной точках перемещения. В два приема нам удалось перебраться на вокзал. На станции узнали расписание. Наш поезд отправляется в 20.40. До отправления нашего поезда оставалось еще более двух часов, и это была еще одна удача, поскольку ожидание могло бы продлиться и сутки - до нужного нам места по железной дороге можно добраться единственным способом – на рабочем поезде. Автодороги вдоль реки Малый Инзер от станции Инзер нет. Пока ждали поезд, поближе познакомились с командой из Кирова. Руководитель турклуба «Маячок» Козлачков Дмитрий Павлович. Здесь они не в первый раз и маршрут уже вполне что называется «пробит». Есть даже договоренность с водителем, который перебросит их команду от поселка Ассы на Инзере до реки Лемеза. Когда подали поезд на платформу возникла идея поговорить с машинистом, чтобы он на минутку остановил состав у порога «Айгирский». Вообще-то такая остановка нам была на руку. Те команды у кого суда самодельные, имеет смысл проехать до самой станции, где можно выбрать и вырезать в лесу жерди для катамаранов, а не высаживаться на пороге. Тем, у кого разборные суда имеют заводскую основу, лучше выбрасываться на пороге. Тогда можно разбить лагерь чуть ниже по течению, перенести на место старта только готовый к плаванию катамаран, оставив все носимое хозяйство для погрузки после прохождения основной части порога. За 200 рублей мы решили с машинистом эту проблему. В нашем распоряжении на выгрузку из вагона было не более двух минут. Команда из Кирова поехала дальше до станции, которая находилась на 2 километра дальше нашей стоянки. Лагерь разбили у самой железнодорожной насыпи на берегу Малого Инзера. В принципе, других вариантов у нас не было. Вопреки опасениям, дров на месте стоянки оказалось достаточно Нашими соседями оказались ребята из Екатеринбурга. Катамаран решили собирать утром, а от второго судна решили отказаться, оставив его как аварийный вариант выброски. Во-первых, лодка судно не спортивное, к тому же скорость у нее существенно меньше чем скорость катамарана. По порогу в ней перемещаться опаснее. А использовать лодку в качестве баржи для перемещения вещей не имело смысла – все вещи прекрасно умещались на закрытой палубе нашего катамарана. Лагерь разбили в 100 метрах от памятника, установленного погибшим туристам на левом берегу чуть выше по течению. Предполагалось, что наше место стоянки будет являться местом зачаливания после прохождения основной части порога.



04 мая 2010г.
р. Малый инзер - порог Айгирский

С утра девушки принялись за приготовление завтрака, а парни взялись собирать наше спортивное судно. Раму катамарана решили сделать короче, не выставляя одно лишнее звено в продольных жердях. Резиной было перевязано каждое сочленение продольных и поперечных жердей, установлены диагональные растяжки рамы, Изменена сила крепления самой рамы к гондолам, что существенно облегчило нагрузку на гондолы. Эти меры существенно на наш взгляд изменили маневренность судна, его надежность, что и было подтверждено при прохождении порога «Айгирский».
Собранный катамаран был поднят на железнодорожную насыпь. И перенесен на два километра вверх по течению. На железной дороге полоса достаточно узкая для прохождения и поэтому нужно также позаботиться о страховке, дабы неожиданно вывернувшийся поезд не застал туристов врасплох. Порог проходили вчетвером. С берега нас фотографировала Татьяна Шеина. При прохождении порога применялась взаимная страховка с берега членами команды из Екатеринбурга.
Начали движение в 13:00. Первый правый поворот прошли, придерживаясь левого берега. При этом мы захватили самые мощные валы, как было задумано.
"Бочки" после первого поворота также прошли. При прохождении прямого участка и левого поворота старались уйти к правому берегу, чтобы ощутить все прелести сплава. После левого поворота прошли через мощную "бочку" и следующие за ней валы. Последующую небольшую "бочку" у левых скал обошли. Общее время от момента старта до момента зачаливания после порога составило 9 минут. Пришвартовались точно у места нашей стоянки. В "Айгирском" пороге вода падает на 48 метров.
Через 15 минут мы уже страховали прохождение порога ребятами из Екатеринбурга. Их команда в основном справилась с задачей, но из-за большого количества судов на небольшом плацдарме вновь идущим было трудно причалиться к берегу. Два катамарана отнесло много ниже по течению, где было не очень удобно поднимать суда на насыпь из-за крутизны склонов.
Второй раз начали прохождение порога в 15.00. На этот раз линию движения мы повторили, поскольку выбранный вариант охватывал все самые мощные валы. Уровень воды в этом месте нам показался достаточным, чтобы не повредить наше судно об острые подводные камни. Причалиться нам удалось в том же самом месте после крутого поворота от правого берега, где мы захватывали мощную бочку. Она находилась почти напротив нашей стоянки. Быстро переодевшись и отобедав мы стали грузиться в путь. И тут увидели сплавляющуюся команду. Их катамараны один за другим шли с Айгирского к месту нашей стоянки. Первые два ката причалили удачно, а третий – страхующие с берега не успели перехватить за чальный конец. Это внесло некоторую суету в действия: впередисидящая девушка попыталась прыгнуть в воду и все-таки подтащить судно к берегу. Но она вовремя остановилась, однако оказалась в воде, обхватив носовую часть гондолы руками. Катамаран понесло вниз по течению, но усилиями команды судно все-таки удалось зачалить без потерь но много ниже по течению, где только что выбирался другой экипаж.
Окончив погрузку наша команда продолжила движение по порогу в полной загрузке. За "Айгирским" порогом на протяжении несколько километров тянется шивера. Прохождение шиверы производилось без разведки. Технически эта часть порога не представляет большой сложности. «Поймали» несколько хороших бочек, забрызгавших весь экипаж, но вскоре долина Малого Инзера стала пошире а течение – ровнее. Стали искать место для стоянки, с учетом того, чтобы завтрашний день провести на берегу. Таких мест на реке достаточно много и многие стоянки соответствующим образом уже оборудованы. По берегам есть достаточное количество дров. В шивере вода ещё "упала" на 30 метров. Таким образом, за день мы "опустились" почти на 80 метров.




05 мая 2010г.
Малый Инзер. Дневка.

Запланированную дневку провели в ремонте катамарана и снаряжения. Обнаружилась травля воздуха в заднем клапане левой гондолы. Клеили конечно. Ставили заплатки.

06 мая 2010г.
Малый Инзер у порога Айгир – с. Новохасаново

Сплав по Малому Инзеру от порога Айгир не представляет сложности для любителей сплавов, но можно бесконечно любоваться пением птиц и великолепными пейзажами. Прошли несколько разрушенных и действующих железнодорожных мостов, на подходах к Инзеру река стала совсем спокойной. Пришлось подналечь на весла. Причалили к берегу, чтобы сделать снимок станции Инзер с правого берега реки Малый Инзер. Суеты на станции пока не наблюдалось. Прошли место слияния Малого Инзера с Большим Инзером и мы оказались на середине большой, широкой реки. Но вопреки нашим предположениям – это не означало большего полноводия. Много мелких мест, перекатов. Особенно после прохождения мостов. Несколько раз парням приходилось выскакивать из судна, чтобы облегчить его прохождение по отмелям и не рвать шкуру гондол о камни. Место после слияния этих рек - самый мелководный участок на всем протяжении сплава. Ширина реки в этом месте составляет 100 – 150 м. После прохождения села Новохасаново встали на ночевку. Погода благоприятствует.


07 мая 2010г.
с. Новохасаново – с. Ассы

Сегодня решили не торопиться и выспаться. Дежурные поднялись в 9.00 и приготовили кулеш – разновидность супа и второго блюда из картошки и вермишели и мяса. В 11.30 выступили на воду. Движение небыстрое, но уже без проблем из-за мелководья. Прошли несколько селений, куда не заходили. Пришлось налегать на весла. Течение реки спокойное. Обедали на берегу, выбрав отличную стоянку. Идти решили до деревни Ассы, чтобы произвести разведку и изыскать лучшую возможность переброски команды и снаряжения на реку Лемеза. К 17. 00 наш экипаж подошел к окраинам села Ассы. Решили пока не разбирать судно, имея в виду продолжить наше путешествие до села Бриштамак.. Зачалились на левом берегу. Как нам удалось выяснить в ходе разведки, здесь есть много транспорта, способного перебросить наш катамаран не прибегая к разборке судна. Об этом нам удалось договориться с местным трактористом и водителем санатория-профилактория «Ассы» по имени .... На всякий случай его телефон – ...(кому будет нужно - обращайтесь) . В селе его кличут ... . В хозяйстве имеет автомашину (грузовую). На утро следующего дня он взялся помочь нам перебросится через водораздельный хребет к реке Лемезе. По большому счету, отправиться к Лемезе на Искушту можно было бы и сегодня: разобрать катамаран, да и начать двигаться по большой гредерной дороге. Все-таки дорога в 20 километров оказалась бы для нашей команды трудным препятствием, особенно, если учесть, что все вещи в один раз нам унести не удалось бы. За оставшимися вещами так или иначе пришлось бы возвращаться. Но коль скоро нам подвернулась такая удача – попутный транспорт, то мы экономили почти сутки пути. Вообще, можно было бы наверное поискать транспорт и подешевле, но мы решили не испытывать удачу. К тому же, наши попутчики и туристы из города Кирова договорились о переброске на Лемезу за куда большую цену. Мы остановились на 700 рублях. Для всех других команд, которые пойдут по нашему маршруту – договаривайтесь о переброске сразу «железно», чтобы не дать возможность передумать, к чему здешние водители очень склонны. Ребята из Кирова по договоренности по телефону за переброску отдали 1000 рублей. Вообще же, переброска это дело вкуса – можно и пешком перемахнуть, с набором высоты чуть больше 100 метров – и деньги сэкономишь, и для здоровья полезно. На переброску от Инзера до Лемезы обязательно нужно планировать не меньше одного дня. Кировская команда встала ниже по течению – за автомобильным мостом но у правого берега Инзера. 
Вечер провели в обществе местного жителя Ильясова Рустама – мы поставили палатки на берегу реки неподалеку от его дома – до автомобильного моста через Инзер. Гостеприимный хозяин познакомил нас с историей села, с санаторием Ассы, где оздоровлением приезжают заниматься многие известные личности – политические деятели и артисты. В эти места можно легко добраться со станции Инзер до платформы 102 километр.
Переброска на Лемезу возможна не только от села Ассы, но и от посёлка Бриштамак (платформа "95 км"), от которого построена грейдерная дорога на Искушту – Мулдакаево. При пешем переходе предпочтительнее идти от платформы "95 км", поскольку эта дорога на 3 км короче и проходит через более низкий перевал, чем дорога из посёлка Ассы. Если же планируется нанимать транспорт, то надо это делать в посёлке Ассы. Сам Рустам родился и вырос здесь, но работать уезжает в Москву. Экономический кризис заставил его вернуться в родные места, но Рустам ожидал вызова, чтобы опять начать работать на своих московских объектах.


08 мая 2010г.
с. Ассы – с. Искушта – р. Лемеза


С утра обычные процедуры: умываемся, готовим завтрак, сворачиваем лагерь. Наш водитель уже давно на ногах и собирается заехать на работу, чтобы кое-что успеть сделать. Через час он обещал вернуться за нами. И он не опаздал. Уже в 11.30 мы начинаем грузиться в его ЗИЛ-130. Путь длинной в 22 километра проходит по очень разбитой (с точки зрения пассажиров в кузове) каменистой проселочной дороге. Однако, полагаем, что мы сделали правильно, договорившись о переброске транспортом в Ассах, поскольку, по словам нашего водителя Рината, транспорт в Бриштамаке найти гораздо сложнее. Очень скоро мы проезжаем мимо небольшого селения Искушта, выезжаем на другую проселочную дорогу, которая тянется вдоль красавицы речки Лемезы. Здесь мы останавливаемся и наш водитель с нами прощается. Мы быстро выгружаем вещи и наш целехонький катамаран! Нам, правда, перед погрузкой пришлось его немного приспустить, чтобы он влез в кузов самосвала целиком, но подкачать гондолы, это же не собирать судно с нуля! Тут мы еще раз оценили все преимущества большегрузной техники. На сегодня мы запланировали подойти к порогу «Черная речка» вплотную, чтобы наутро успеть произвести разведку, узнать у других участников сплава мнение о пороге. Ставим кат на воду, грузим вещами. Через некоторое время подъехала команда из Кирова и авангард команды из Екатеринбурга. Перекус решили организовать на палубе. Выходим в 14.00. До окончания порога-шиверы Кабан-Таш шли до 17.00 В шивере – серия прямых валов. Проходили без разведки. Из препятствия категории трудности 2(П). Речка стремительная и узкая, достаточно глубокая. Зачалились на левом берегу, приметно в километре от правого поворота реки. С места нашей стоянки на середине реки из под воды торчал большой камень. Обозначения порога в виде таблички мы встретили, только на следующий день. О ней говорилось в отчете рук. Кривоноса 2001 года. Левый берег нам показался предпочтительнее с точки зрения разведки порога, хотя он достаточно крутой для зачаливания, выгрузки вещей и организации бивака. Зато выбранная площадка оказалась весьма удобной для организации лагеря и разведки, разумеется. К вечеру подошли суда команды из Кирова. Договариваемся с ними о завтрашней разведке и взаимной страховки на пороге «Черная речка». Отбой в 23.00.

09 мая 2010г.
р. Лемеза – порог «Черная речка» - водопад «Атыш»

Встали в 8.00. Дежурная бригада приготовила завтрак. В 9.15 отправились на разведку порога. Как оказалось, ниже по течению стояла команда из Екатеринбурга, они тоже производили разведку и приняли решение некоторые вещи обнести по дороге, которая идет вдоль левого берега через порог. Дорога довольно сырая и грязная. По ней возможно прохождение только на вездеходе. Она почти сразу уходит влево, в гору, и возвращается ближе к воде в том месте, где можно зачалиться, после прохождения порога напротив устья р. Чёрная Речка. Понаблюдали, как порог проходят екатеринбуржцы. Сделали вывод, что легкие суда более подвержены воле волн, нежели хорошо груженые. Слаженная работа нескольких экипажей нам очень понравилась. Их суда даже не развернуло. Также удачно прошли порог экипажи города Кирова. Мы с ними договорились, что стартуем от места нашей стоянки через час и вернулись в лагерь. Мы приняли решение не разгружать и не обносить порог, чтобы не задерживать ни себя, ни страхующих. Мало того, мы решили проходить порог впятером, то есть с пассажиром на борту, который бы координировал действия гребцов и производил съемку, сидя верхом на катамаране.
Вышли в порог в 13:20. Входную шиверу прошли по центру русла, не давая косым валам развернуть катамаран. Затем старались захватить все значительные бочки по всему руслу. Чтобы попасть в главную бочку порога нужно держаться правого берега в основной струе потока. Манёвр удался в полной мере и по нас всех окатило приятной весенней волной! Загруженный катамаран по инерции проскочил "бочку", не замедлив движения, и пробил вал после неё. Затем мы захватили бочку у левого берега, опять прошли вдоль правого и зачалились в 200 метрах ниже по течению после левого поворота (фото 19-20). В месте стоянки высота над уровнем моря 300 м. Таким образом, проплыв всего лишь 7 км, мы "опустились" на 53 м!
Вышли с места стоянки в 14.00. Шивера после порога "Чёрная речка" не представляет трудности для прохождения. Линия движения видна с воды. Все левобережье занято командами, которые уже несколько дней тому назад прошли порог и теперь решили хорошенько отдохнуть, ловя погожие майские деньки.
Шли до 17.00 с одной остановкой. На ночь встали у впадения в Лемезу речки Атыш. Как выяснилось при разведке, известный водопад Атыш находится в почти полутора километрах от устья реки Атыш. Хорошим ориентиром водопада служит сама береговая линия – подходы к воде на правобережье пологие, вдоль берега идет хорошо заметная с воды тропа. Пойма реки кустистая. С воды хорошо различима небольшая протока, уводящая вправо от основного течения. Вот как раз и нужно остановиться, немного не доходя до правой протоки, входить в нее не нужно – она очень заросла кустарником и выбираться оттуда можно наверное целый день. От этой протоки до водопада самое короткое расстояние (менее 200 м). К водопаду вдоль правого берега идет тропа, которая постепенно уводит с легкопроходимый лес, кустарник к скальной гряде.
Мы выбрали подходящее место для стоянки постаравшись продвинуться к протоке как можно ближе. Несколько экипажей из Екатеринбурга заняли более близкую к водопаду позицию, но мы расположились по соседству с ними. К тому же тут было много дров. Екатеринбуржцы оснастили свою команду электропилами, но это все-таки оказалось излишним – топлива везде достаточно.
Перевели катамаран ближе к водопаду на обустроенную туристами стоянку. Организовали ужин и совершили экскурсию к водопаду. Высота над уровнем моря 193 м. Фотосессию решили организовать утром, когда будет побольше света. Утром солнышко пригрело правый берег. Осторожно! В хорошую погоду здесь на берегу могут быть змеи! Поход близится к завершению и не только у нас. Команды стараются избавляться от лишнего груза, поэтому крупы и вермишель многие просто выбрасывают на берегу. Количество грызунов разумеется растет год от года. Скоро, наверное, их будет не меньше, чем на берегу Зилима в районе пещеры «Победа».


10 мая 2010г.
Водопад Атыш – с. Верхние Лемезы

После завтрака вышли на тропу к водопаду. Действительно, красивое место. Есть простор для поисков! Надо бы в следующий раз захватить изопреновый костюм чтобы поизучать расщелину, откуда вытекает вода, питающая водопад. Сделали несколько фотографий в полости водопада, внутри грота и снаружи. Как потом выяснилось, неподалеку от этого места есть еще одна достопримечательность – пещера Медвежья. Достаточно было только по тропинке, ведущей к гроту водопада, продолжить движение в гору. Там тропа действительно есть и ведет на вершину скального выхода. Но нам показалось, что это протоптали туристы для выхода на смотровую площадку для лучшего обзора. Тропа ярко выражена и заметна, но двигаться следует весьма аккуратно – есть возможность свалиться. Лучше пробросить страховочную веревку.
Вернулись в лагерь, ставим катамаран на воду и грузим вещи. Последний отрезок пути не представляет сложности, но у реки много проток, островков, есть несколько хороших прижимов. Пару раз для отработки слаженности экипажа мы рискнули уйти из основного речения, пройти по узким протокам, огибающие острова. В целом, нам удалось это сделать, но анализируя уже после наши маневры, пришли к выводу, что лучше так не экспериментировать – на узких протоках линия движения видна не вся, а в самый неожиданный момент можно налететь на потопленное бревно и порвать катамаран в паре километров от конечной точки маршрута! Такие места встречаются часто. Река не дает расслабиться ни на минуту. Лучше держаться основного протока. На правобережье стали встречаться рыбаки. Скоро село. Река течет уже в долине и течение достаточно медленное. Проходим подвесной мост и зачаливаемся на правом берегу у подножия холма, на котором видны какие-то строения. Вытаскиваем катамаран на берег, начинаем разбирать. Разведка уходит в село в магазин. В этом культурно-развлекательном центре всегда есть свежие и полезные новости. Живет в Верхних Лемезах такой парень – (пишите, кому надо).... У него есть подходящая машина, на которой можно произвести выброску с маршрута! На завтра он взялся подбросить нас до железнодорожной платформы. Делаем отметку в маршрутной книжке. 
На просушку катамарана есть много времени – дома не нужно будет разбираться с громоздкими вещами. Уже через час после зачаливания мы переправляем весь свой скарб по подвесному мостику на левый берег и обустраиваем лагерь. Последняя ночевка в походе. Все также тепло и здорово!


11 мая 2010г.
с. Верхние Лемезы – г. Уфа – г. Оренбург
Утром, едва мы успели позавтракать за нами приехал Афкат. Грузимся в УАЗик. Таким образом, нашей командой по воде было пройдено 205 километров, не считая 23-километрового переезда по суше от реки Инзер до реки Лемеза.
Афкат провез нас по кратчайшей дороге до железнодорожной платформы 102 километр. Мы миновали селения Михайловка, Валентиновка и Казанка. Платформа 102 километр находится прямо на регулируемом железнодорожном переезде. За переезд от р. Лемезы до платформы мы заплатили 1000 рублей. У нас оставалось еще 2 часа времени до электрички и мы устроились обедать прямо на платформе. Очень скоро мы были уже в Уфе и даже воспользовались автобусом для переброски с железнодорожного вокзала на автобусный, где купили билеты домой. В Уфе пришлось немного поскучать в ожидании автобуса на Оренбург, но мы воспользовавшись предоставленной возможностью в основном высыпались. Финишный переезд Уфа-Оренбург также прошел незаметно.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Кроме естественных препятствий, которые описаны в разделе 1.5 "Определяющие препятствия маршрута" при сплаве по рекам в период половодья опасно потерять русло и заплыть в лес. При этом течение не даёт вернуться назад, а движение вперёд невозможно из-за кустарника и близко растущих деревьев.
Также важно придерживаться основного русла, не стараясь пройти через узкие протоки. Узкие протоки таят опасные или непроходимые западни.
Следует опасаться останков разрушенных мостов на реке Б. Инзер в петле реки у деревни Карталинская Запань, на реке М. Инзер сразу за первым действующим железнодорожным мостом после станции Айгир и на реке Лемеза - в посёлке Нижние Лемезы.
Замечена активность змей в хорошую погоду на реке Лемеза в районе стоянки возле водопада Атыш.
Поход проходил при удивительно хорошей погоде, не типичной для этого района в начале мая. Наоборот, материалы предыдущих походов свидетельствуют, что, как правило, группы сталкиваются с продолжительными обложными дождями и снегопадами, отрицательными температурами, ледоставом и ледоходом.
При выборе мест для стоянок необходимо учитывать, что во время половодья может произойти резкий подъём воды с затоплением близких к реке низменных участков.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объек

Из рек, составляющих данный маршрут, самой красивой является Большой Инзер. Скалистые берега Седого Урала на этой реке сами просятся на картину. Полное отсутствие жилых населённых пунктов на этой реке от деревни Картали до посёлка Инзер делают её привлекательной для любителей природы и спокойного туризма.
Пещера на реке Большой Инзер в районе нежилой деревни Кызыл-Ярово, где после разгрома пугачёвского войска прятался Салават Юлаев, необыкновенно красива. Это природный и исторический памятник. Чтобы проникнуть поглубже и подальше – не поленитесь, возьмите с собой веревку метров 30-40 и снаряжение не пожалеете, если полдня полазаете в полостях.
Еще одна пещера – Медвежья – также привлекает сюда не только любителей сплава по горным рекам, но и спелеологов. Она находится неподалеку от водопада Атыш.
Памятник природы водопад Атыш является местом паломничества не только туристов, проплывающих по Лемезе, но и многих любителей необычного, специально приезжающих посмотреть на это уникальное явление. Район вокруг водопада, да и вообще практически весь район похода, является карстовым и изобилует большими и малыми пещерами. Эти места – очень любимы и посещаемы любителями активного отдыха, требуют пристального и неспешного изучения.

Дополнительные сведения о походе

В безлюдные и малонаселенные места Башкирии команда попала только в начальной части похода – при сплаве по реке Большой Инзер, поэтому о продуктовом наборе следует позаботиться заранее, все остальное можно приобрести в Инзере, Ассах или многочисленных селениях, находящихся вдоль русла рек Инзер и Лемеза.
На всем пути следования по маршруту катамараны приходится собирать – разбирать трижды. Нужно иметь достаточное количество резиновых жгутов, которых бы хватило на эти процедуры при стягивании рамы. Если удача улыбнется, то от Инзера до Лемезы найдется самосвал, на котором можно было бы довезти катамараны без разборки-сборки. Чтобы катамаран уместился в кузов, из гондол следует немножко выпустить воздух.
Маршрут можно пройти и за меньшее количество дней, особенно при большой воде! Но не отказывайте себе в удовольствии полюбоваться природой, посетить прекрасные природные памятники.
Следует иметь в виду, что начало мая в районе похода на Инзере и Лемезе обычно холодное. Нередки осадки в виде дождя и снега. К этому надо быть готовым.
В качестве второго плавсредства была использована лодка «Уфимка - 22» Ее брали на случай аварийной ситуации и для мелких нужд – в случае быстрой переброски членов команды с берега на берег. Однако, использование лодки наряду с основным судном – катамараном вряд ли имеет смысл – оно хотя и намного маневреннее, однако значительнее уступает катамарану в скорости. А тащить за собой грузик с вещами на веревочке – значит подвергать большей опасности всех членов команды. Надувать лодку в качестве спасательного судна не пришлось – у нас была договоренность о взаимной страховке с командами из Екатеринбурга и Кирова. В качестве запасного, или аварийного судна «Уфимка-22» не использовалась.

Список аптечки

бинт стерильный - 2
новокаин 5мл - 2
бинт нестерильный - 1
демидрол 2 мл 2
термометр
анальгин 2 мл - 4
жгут
кардиомин 2 мл - 2
ножницы
лазикс 2мл - 2
адреналин 2мл - 2
пипетка
но-шпа 2мл - 2
вата стерильная
реланиум 2мл - 3
фурацилин
кофеин 2мл - 5
тетрациклин
одноразовые шприцы: 2мл -4шт, 5мл-6шт.
фестал
бесалол
имодиум
нитроглицерин
эритромицин
валидол
лейкопластырь
иод
нашатырный спирт

Список ремнабора
вспомогательная веревка диаметром 6 мм
пассатижи
нитки, иголки
проволока
изолента
шнур капроновый
нож
болты, гайки
резиновые жгуты

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поход проходил при уровне воды выше средних значений. Все препятствия категории трудности 2(П), такие как "Сарыштинская" шивера на реке Большой Инзер, шивера за "Айгирским" порогом на реке Малый Инзер, шивера за порогом "Чёрная речка" на реке Лемеза при таком уровне воды не представляют большой сложности для прохождения надувными судами. Однако, определяющие препятствия маршрута – порог "Айгирский" и порог "Чёрная речка" – при данном уровне воды являются серьёзными испытаниями на подготовленность водных туристов. Порог "Чёрная речка", при этом, классифицирован категорией трудности 4 (С), "сложное" препятствие. Таким образом, согласно данных, приведённых в разделе 1.4 данного отчёта, маршрут в целом является маршрутом III категории сложности, а при большом уровне воды даже с индексом "У" (усложнённый). Попытки некоторых руководителей походов дать данному маршруту IV категорию сложности и даже выше – несостоятельны, поскольку он не содержит необходимого количества определяющих препятствий для более высоких категорий.
Маршрут был пройден группой полностью и безаварийно. При этом каждый участник прошёл все его определяющие препятствия. Таким образом, группа в целом и каждый участник в отдельности были готовы к совершению похода третьей категории сложности, проявили во время похода достаточную туристско-спортивную подготовку и справедливо могут претендовать на его зачёт с выдачей соответствующих справок.
Большое значение при прохождении данного маршрута имеет возможность оперативной сборки-разборки плавсредств, поскольку это необходимо делать трижды. Рамы для катамаранов необходимо нести с собой, использование местных материалов значительно задержит "стапель" и осложнено тем, что в местах сборки все пригодные для этого материалы уже "сметены" предыдущими группами. Группа имела плавсредства, соответствующее всем требованиям, для туристского прохождения маршрута.
Маршрут проходит в населённой местности. Поэтому, по пути можно подкупать продукты. Группа имела раскладку, достаточную для прохождения всего маршрута, однако, докупаемые хлеб, картошка, лук позволили не экономить продукты и сытно питаться, полноценно компенсируя потерю калорий, обусловленную физическими нагрузками.
В целом, группа при прохождении маршрута была достаточно экипирована, имелось качественное общественное и личное снаряжение.
Рекомендуется при планировании похода по данному маршруту уделить внимание хорошим коленным упорам на катамаране, позволяющим экипажу чувствовать себя уверенно и полноценно работать во время прохождения определяющих препятствий.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3