Дорога 11.06.2009-15.06.2009 12:45

Расписание маршруток до Москвы я не знал и, когда пришел на автостанцию, оказалось что, придется ждать больше часа. Идти с вещами на другую маршрутку было еще дольше, и я решил ждать. Всю ночь занимался подготовкой карт (чтобы можно было их смотреть с фотоаппарата), и поэтому пока ждал, постоянно засыпал, но боялся, что просплю и поэтому ждал стоя и постоянно падал. Как потом оказалось самые нужные квадраты карты я так и забыл. Когда приехал в Москву, времени до поезда почти не осталось, но все-таки я успел, хоть и не успел купить еду и ботинки. Дорога была долгая, 90 часов, но место было верхнее боковое и можно было спокойно спать. Напротив ехал путешественник. Он сам делал катамараны и сплавлялся на них один по очень сложным рекам с большими порогами. В прошлый раз он сломал себе ребра и так шел до конца. В этот раз он сделал катамаран, новой конструкции и шел на какую то реку, по которой вообще невозможно пройти на все лето. Когда стаи приближаться к Байкалу, показались горы, все покрытые снегом. Никогда по таким не ходил, и думал что для этого нужно какое-то снаряжение. Подумал что, наверное, мне их не пройти.

Байкал 15.06.2009 12:45:01-21.06.2009

15.06.2009 12:45:01-23:59:59

Поезд прибыл в Северобайкальск утром. Я не купил ботинки, и пришлось с вещами идти искать магазин. Он оказался недалеко, и купив их я пошел на Байкал. Пришел на берег Байкала, прямо на пляж. Было тепло, ветра не было, и вода была теплая. Купалось полно народа. Решил, что купаться не буду, а быстро надую лодку и пойду подальше от города, а искупаюсь потом. Попробовал надуть ее лягушкой, но она не надувалась, а шланг постоянно выскакивал и она сдувалась. Уже начали подходить люди и спрашивать. Пришлось кое-как надуть ее ртом и уходить. И вот наконец-то я отплыл от берега, и город остался позади. Вода стала холодной, и давление в баллонах совсем упало. Лодка наполовину затонула, и я сидел весь в воде, но хотелось уйти как можно дальше, и я все греб и греб вперед. Шел медленно и чтобы не выходить на берег, поддул лодку прямо на воде и пошел дальше уже намного быстрее. Подошел к устью реки Слюдянка. Уровень воды был очень высоким из-за тающего снега в горах. Вышел на берег и немного затащил лодку в реку, но вдруг увидел рыбака, и решил скорее уходить. Пройдя еще, вышел на берег стал его осматривать и искать место для стоянки. Оказалось, что вдоль берега идет дорога и в любой момент может поехать машина. Пришлось уходить. Погода испортилась. Задул ветер, и с гор пришла какая-то желтая туча. На берегу были люди и я решил пройти подальше от них и идти прямо к мысу Тонкий. Ветер стал очень сильный и дул с гор от берега. Поняв, что если он еще усилится, меня совсем унесет, я начал грести изо всех сил и все же доплыл до берега. Здесь я и остановился. И хоть место было и не удобное (неровное), но из-за того, что здесь была гора, сюда не могли проехать машины, хотя и шла пешая тропа.

16.06.2009

Проснулся поздно. Шел дождь. Костер не загорался. Сухое топливо тратить не хотелось, но потом все же пришлось. Надо было придумывать, чем разжигать костер, если все время будет идти дождь. Бересты не было. Кругом были одни лиственницы и какой-то кустарник с мелкими красивыми цветами. Только потом я понял, что ее можно найти выброшенную на берегу. Березы росли в горах. Пошел ходить по полуострову. Оказалось, и сюда шла автомобильная дорога, и было полно стоянок, особенно с другой стороны полуострова. Там был еще и домик геологов. Хорошо хоть людей не было. Нашел зеленую канистру и распилил ее на части. Она хорошо горела, и все путешествие ее использовал, когда костер не горел. Вдруг я увидел толпу людей, и очень испугался, что они пройдут мимо. Но они шли в другую сторону к выходу. Наверное, это была какая то экскурсия. В озере появлялись круги на воде, это плавали хариусы и жрали мелких бабочек. Идти уже было поздно, и я решил лучше пойти раньше в следующий день.

17.06.2009

Опять шел дождь и был сильный туман. Прошел до острова Богучанский. Он весь загажен бутылками и всякой дрянью. Прошел дальше и вышел на берег. Тут было полно всяких цветов, автодороги не было, но шла тропа. Везде видно ходят экскурсии, и дальше были даже какие-то таблички. Остановился на мысе Лударь. Здесь хоть троп нет, хоть и стоит какая-то лодка. На берегу полно дров и есть береста.

18.06.2009

Дождя не было, но было холодно и туман. Надо брать теплую одежду, в которой плыть и в которой спать. Я взял только одну кофту и не взял сапоги, чтобы было поменьше вещей, и поэтому плыть приходилось в холодной одежде. Оказалось, Байкальское было совсем рядом. Быстро прошел его и Талую. Дальше горы подступают к Байкалу, и автодорог нет. Зато в любом удобном месте стоят избы, которые здесь называют зимовьями. В них можно останавливаться, но может остановиться кто-нибудь еще, и поэтому я за все время путешествии этого не делал. Места стали красивые - горы, полно цветов и мало людей. Летало очень много мелких бабочек, с прозрачными крыльями. Они забивались во все вещи и во множестве попадали в еду и в озеро. Плавало полно хариусов, которые ели этих бабочек и оставляли круги на воде. Но около лодки их не было. И на блесну попалось только два, и то мелкие. Когда хотел устроить стоянку, вдруг увидел людей. Это были туристы. Пришлось плыть еще несколько километров.

19.06.2009

Погода здесь меняется очень быстро. Вчера была абсолютно гладкая вода, а сегодня сильный встречный ветер и волны. Прошел 3 км. и остановился. Пошел ходить по горам. Полно разных цветов, особенно багульника. Много следов зверей. Тепло и ветра здесь нет. Зато полно комаров. На склонах гор, обращенных в другую сторону от Байкала, нашел несколько ягод брусники. Забыл соль на прошлой стоянке. Пришлось возвращаться. Пока плыл, чуть не перевернуло и всего намочило волнами.

20.06.2009

Ветер стал тише. Пошел дальше. На мысе Котельниковский мелкая галька и полно стоянок, а в устье р.Горячая какой-то дом отдыха. Скорее прошел его и зашел за мыс. Чем дальше, тем красивее. Байкальский хребет подходит здесь совсем близко и видно заснеженные горы. На конце мыса здоровый снежный сугроб. Прошел до устья Куркулы. В месте ее впадения водопад, над которым весит трос для переправы. Поймал здесь два крупных хариуса, но потерял блесну. Река самая красивая, из тех, что видел на Байкале, особенно устье. Полно лошадиных следов и наложены какие-то камни кругами и прямоугольниками. Наверно здесь была стоянка пастухов. Полно дров. Остановился.

21.06.2009

Продуктов значительно убавилось, поэтому решил, что пора заканчивать путешествие по Байкалу. Прошел к губе Болсодей. Около ее начала зимовье, и какие-то люди жгли костер. От воды поднимался пар. Наверное, это из-за малой глубины вода в губе прогревалась от солнца и была теплее,чем в Байкале. Остановился не доходя м. Коврижка, около болота. По берегу шли следы медведя.

Переход через горы к истокам правого Улькана 22.06.2009-28.06.2009

22.06.2009

Дорога в горы начинается с другой стороны м. Коврижка, от зимовья, но и тут жили люди, поэтому пришлось идти до устья реки Мужинай. Воды в реке было очень много. Весь лес был залит. Собрал лодку и вещи в 2 рюкзака. Хотел хоть раз искупаться в Байкале, но вода была холодная, и не стал. Рюкзаки оказались тяжелыми, и пришлось нести их по очереди. Идти хоть и тяжело, из-за поваленных деревьев и воды, но все же можно. Остановился около берега реки на небольшом возвышении.

23.06.2009

Шел дождь. Дальше идти без дороги было совсем плохо. Полно кустов и поваленных деревьев. Пошел в разведку. Нашел дорогу, идущую от зимовья. Вначале она была хорошая, но дальше вся заросла. В некоторых местах были обвалы, и приходилось подниматься вверх, продираясь через кедровый стланик. Валялись прошлогодние шишки, но орехи кто-то пожрал. Видно было, что дорога к перевалу покрыта снегом и меня это очень пугало.

24.06.2009

Переносил вещи вверх. Вначале один рюкзак метров на 500, потом другой, дальше 1-го метров на 250. Потом возвращался за первым, и проносил его опять дальше второго на 250 м. Но так нести оказалось не удобно потому, что у основного рюкзака удобные лямки и есть поясной ремень, а у другого нет. Придумал новый способ. Класть половину вещей в хороший рюкзак, и идти с ними третью часть дня, вываливать их, а потом возвращаться за остальными вещами и нести их опять в хорошем рюкзаке столько, сколько успею.

25.06.2009

Перешел через Мужинай. Везде было полно снега. На нем валялась куча комаров, и летало их тоже полно. Оказалось, по снегу идти даже легче, чем по острым камням, и дальше, где возможно, там по нему и шел. Оказалось, что реку даже можно было переходить по мостикам из снега. Успел подняться на перевал и закинуть туда лодку и часть вещей. Тропа здесь отмечена камнями. Спустился вниз, и поставил палатку. Оказывается, стланик отлично горит.

26.06.2009

Перешел с палаткой перевал и спустился к реке по ту сторону гор. Здесь все реки - притоки Лены. Здесь все какое-то не такое, как с той стороны и комаров стало совсем много. Пахло черемшой. Оказалось, что трава под ногами - это черемша. Это было здорово потому, что никаких витаминов, кроме меда не было. Вверх, за лодкой шел мимо озер. Рыбы не видно и полно льда. Поднялся на перевал, и вдруг увидел на снегу следы двух неподкованных лошадей. Они шли по тропе вниз, в сторону моей палатки. Значит я здесь не один. Стало жутко. Забрал лодку и спустился к палатке. Никого не было. Пошел дождь. Зачем-то решил спилить здоровое сухое дерево, хотя было полно маленьких. Пила была карманная, и поэтому пилить было тяжело. Пока пилил, дождь стал совсем сильным, и костер долго не загорался. Ночью спать было холодно. Надо скорее спускаться вниз. Наверное, там теплее. Даже не думал, что на переход уйдет столько времени. Еды осталось уже мало, и рыбы, на которую рассчитывал, тоже нет. Как бы не сдохнуть.

27.06.2009

Пошел вниз вдоль реки Мужинай. Тропа почти полностью исчезла, и только иногда видно было отметины на деревьях. Надо было спуститься ниже, где река станет побольше и поспокойнее, чтобы там начать сплав. Читал, что в этих местах полно медведей, и поэтому страшно было оставлять продукты, тем более что там был мед, но пока шел, следы медведей встречались редко, а самих медведей в этих местах так и не встретил, да и других животных тоже, кроме бурундука, да и то с той стороны. С этой стороны было много черники, но она еще цвела. Остановился около реки, в зарослях черемши. Река шумела и неслась с гор вниз.

28.06.2009

Пошел вниз с лодкой. Шел вдоль реки, перебираясь через поваленные деревья и думал, зачем я иду и несу лодку, ведь можно уже плыть по реке. Бросил лодку и пошел вниз на разведку. Читал в каком-то отчете, что до слияния правого и левого Улькана невозможно плыть из-за заломов. Заломы были, но не много, порогов не было, поэтому решил, что завтра надую лодку и поплыву.

Сплав Мужинай, правый Улькан, Улькан 29.06.2009-03.07.2009

Перевороты 29.06.2009

Намазал лицо репеллентом от комаров, надул лодку, собрал вещи и поплыл. На репелленте было написано, что он действует 8 часов, но уже через час комары стали снова кусать. Когда доплыл до первого залома, решил не выходить на берег, а перенести лодку прямо через него, но течение было очень сильное, и когда лодка наскочила на залом, то корму ее затянуло под воду. Лодка перевернулась, и я оказался в воде. Ели-ели вытащил лодку, весло и мешки из под залома. Хорошо, что все было привязано. Гидромешок с вещами порвался, весло погнулось, но лодка осталась цела. Поплыл дальше, но над рекой висело поваленное бревно. Лодка под ним прошла бы, если бы самому выйти и перелезть сверху бревна. Думал доплыть до него и остановиться руками. Но лодка опять перевернулась. Дальше заломы и бревна обносил по берегу, когда успевал де него доплыть. Но заломов было очень много, и перевернулся еще 2 раза. По берегу обносить было тяжело, из-за того, что было полно поваленных деревьев. Приходилось выгружать вещи, и вначале нести первую часть вещей, а потом тащить по земле лодку, и нести вторую часть вещей. Комаров было очень много, и уже начала появляться мошка. Приходилось постоянно идти в накомарнике. Все время очень приятно пахло какими-то цветами, но я так и не понял какими. Под конец над водой опять висело бревно, а около берега был залом. Хотел выскочить на него, но опять перевернулся. Течение было совсем быстрым, и затащило меня совсем под воду. Накомарник унесло, а другого я не взял. Когда стал вытаскивать лодку, она не вытаскивалась, и вдруг одна камера сдулась. Думал, треснула камера, но, оказалось, вылетела пробка. Хорошо, что я их привязал, а то остался бы со спущенной лодкой. Течение несло очень сильно, и я ели-ели выбрался на берег, уже далеко от залома. Вытащил лодку и вещи. Сразу набросились комары и мошка. Посмотрел в воду, и вдруг на ветке под водой увидел что-то наподобие водорослей. Даже не мог поверить, что это мой накомарник, но все же достал. Это был действительно он. Стало ясно, что без него бы я дальше не прошел. Попробовал разогнуть весло, но до конца оно не разгибалось. Решил, что дальше надо идти осторожнее. До впадения в Молокон не дошел, но все же, хоть и прошел не слишком много, но все же больше, чем если бы нес вещи на себе, да и сил потратил меньше. Рыбы видно не было, поэтому я ее не ловил, а наверное она была.

Заломы 30.06.2009

Наконец-то преодолевая заломы, добрался до слияния с Молоконом и Куркулой. Река стала значительно мощнее, но теперь я шел осторожнее, шел вдоль косы, где течение медленнее. На каждой косе останавливался и осматривал реку, нет ли залома. Перед заломами выходил на берег заранее и обносил их. Больше за весь поход я ни разу не перевернулся. Под конец дня уклон реки стал очень сильным, в русле появились большие камни, и по реке шли здоровые волны. Проскочил мимо какой-то избы на правом берегу. Вроде людей не было, но уверенности тоже не было, поэтому решил пройти подальше. Остановился. Здесь, наверное, было полно рыбы, но я ее не видел, и кругов на воде не было, поэтому не ловил, хотя еду приходилось очень экономить. Мошки было уже полно. Появились пауты. Летало много белых бабочек. Цвел шиповник и смородина. Прошел опять немного, но теперь была надежда, что заломы закончатся.

Выход в Улькан 01.07.2009

Река то быстро шла вниз, и в этих местах заломов не было, то замедлялась, и в этих местах образовывались заломы. Очень важно было пойти той протокой, где заломы были меньше, но узнать заранее это было нельзя. Весь день прошел в долгом преодолении заломов и быстрых переходах по реке между ними. И вот, наконец-то правый Улькан, по которому я плыл, соединился с левым. Теперь это был просто Улькан. Река стала совсем широкой, и я решил, что заломов больше не будет. Так оно и оказалось, не считая двух мест, где я зашел в боковые протоки. Пора было останавливаться, но хотелось плыть дальше. Около берега увидел избу. Людей не было. Зашел посмотреть. Внутри комаров и мошки оказалось больше чем на улице. Дрова вокруг все вырублены, да и люди могут прийти. Прошел дальше и поставил палатку.

Отдых 02.07.2009

Наконец-то можно было спокойно плыть. Течение было очень быстрым, из-за половодья, и можно было не грести, а только отгребать от берега в тех местах, где течение к нему прижимало, и над водой нависали деревья. Над водой здесь даже не было комаров и мошки, а паутов было мало. Правда мошка налетала и долго преследовала, если медленно проплыть вдоль берега. Природа уже совсем изменилась. Смородина здесь отцвела, черемша, которая вверху только пробивалась из под снега, здесь стала уже жесткой. Летало полно бабочек. Залез на сопку. Думал, может быть будет земляника, но ее не было. Вдоль берега все чаще появлялись зимовья, особенно около сопок. Почти на всех сопках тайга сгорела, видно ее поджигали охотники. Попробовал ловить рыбу, но ничего не поймал, хотя на воде было полно кругов от хариусов. Потом люди говорили, что рыбы здесь вообще разной полно, и даже таймень. Под вечер пошел сильный дождь. Он шел всю ночь и весь следующий день. Ночью слышны были какие-то звуки вроде лая от каких-то животных, наверно косуль.

Дождь и туман 03.07.2009

Шел дождь. Ветра совсем не было. Из-за тумана ничего не было видно. При подходе к верхнему Ирелю река замедлилась, и дальше надо было уже грести. Появилось очень много проток, и я постоянно уходил в сторону. Один раз даже попал в залом, но обносить не пришлось. Вначале маневрировал между бревнами, а потом провел лодку по затопленному лесу. Острова здесь были похожи на корабли с острыми носами, но на носах было полно поваленных деревьев. Где были острова, начинались перекаты, но не большие. Наверное, здесь и надо было ловить рыбу, но я почему-то не ловил, а все греб и греб вперед к еде из магазина. Под вечер дождь кончился. Остановился недалеко от устья Кунермы, на острове.

Устье Улькана, Киренга 04.07.2009-07.07.2009

БАМ, поселок Улькан, Киренга 04.07.2009

Светило солнце. Потеплело. До БАМа осталось уже недалеко, и надо было думать, где покупать продукты. До станции Улькан от берега далеко, байдарку могут взять. Обнаружил, что для квадрата O-48 взял только 10 километровые карты, а дальше, до самой Лены плыть по нему. Где найти магазин я не знал. Немного отошел и обнаружил, что в шею впился клещ. Наверное, они были на острове. Здесь их было мало не то что в Тульской области, и поэтому я даже не осматривал одежду. Вдруг вверх прошли 2 моторки. Это были первые люди, которых я увидел после Байкала. Стало страшно, но они быстро прошли, не останавливаясь. Дул сильный встречный ветер, но волн почему-то не было. И вот увидел столбы с проводами. Это был БАМ. Проплыв дальше увидел кучу рыбаков и машины, потом еще людей и моторки. Около поселка людей было еще больше, наверное, из-за хорошей погоды. Да, лучше бы было проходить этот участок, в дождь и под покровом тумана, как вчера. О том, чтобы идти в поселок Улькан за продуктами пришлось совсем забыть. Вошел в Киренгу. Вода здесь была желтая и мутная, не то что в Улькане. Везде были рыбаки на моторках, на надувных лодках, на островах и на берегу. После полного одиночества это был просто кошмар. Греб весь день, не останавливаясь. Очень устал, но везде были люди. Вдобавок к вечеру на многие километры по реке разносился страшный грохот музыки. Видно это была база отдыха, и там шла дискотека. Остановиться здесь я не мог. Наконец уже ночью музыка стихла, и я остановился на острове. Как выяснилось, Казачинское я прошел, а всего прошел за этот день больше 100 км.

05.07.2009

Острова были очень красивые. На них росли березы и много цветов, почти как в средней полосе, но земляники не было. Здесь я впервые увидел желтые лилии. Здесь их называют как-то по-другому, но я не запомнил, и оказывается, их можно есть. Киренга очень красивая. По берегам высокие скалы, много островов и быстрое течение. Рыбу ловил, но она не попадалась. Не знал, что в маленьких деревнях по берегам есть магазины и поэтому весь день греб в Киренск. Прошел около 90 км. Остановился на острове.

06.07.2009

Греб весь день. Прошел 70 км. Остановился на высоком берегу в соснах. Нашел 3 моховика. По берегу шла звериная тропа. Развел костер, как потом оказалось, на дорожке здоровых муравьев. Они не могли пройти и залезали на меня. Мошки здесь было мало, зато комаров было столько, что в котелке их было больше, чем еды, а снять накомарник было вообще нельзя.

07.07.2009

До Киренска осталось немного, но туда надо идти утром. Теперь можно походить по берегу и доедать все продукты. Съел все, что было. Начался сильный понос. Ел кровохлебку от поноса. Прошел 30 км и остановился на острове. Появилась связь. Ночью слышались выстрелы, и крики каких-то животных, похожие на лай.

Устье Киренги. Киренск. Сплав по Лене. 08.07.2009

Киренск. 08.07.2009

Прошел до Киренска и попал в Лену. Пришлось бросить лодку и вещи на пристани парома. Накупил полно еды и начал жрать ее прямо на ходу. Погрузил все в лодку. Думал, не поместится, но все поместилось, правда сиденье залила вода. Лодка стала очень тяжелая. На нижней Тунгуске есть деревня Подволошино. Туда идет автомобильная дорога. От Чечуйска на Лене туда 30 км. Есть дорога и ближе-от Киренска на Лене до Карелины на Тунгуске 20 км, но здесь вряд ли можно доехать, а вещей было много, и тащить их по дороге смысла не было. Думал, что в Подволошино ходит автобус из Киренска. Переплыл на другой берег, к остановке автобусов. Оказалось автобус не ходит. Предложил довести таксист за 3000 р., но я отказался и решил плыть до Чечуйска на лодке, а дальше ехать на попутной машине. Пока перекладывал вещи, подошел человек, который ждал автобуса и стал говорить, что здесь постоянно убивают людей. Его брата убили, разрезали на куски и сожгли. По Лене ходит полно кораблей с нефтью, а в Киренск еще и ракеты. Течение вначале было быстрым, но потом замедлилось. Берега очень красивые, то скалы, то луга, все покрытые цветами. Остановился на острове. Комаров мало. Еды много. Начался понос. Ел кровохлебку.

Нижняя Тунгуска 09.07.2009-18.09.2009 15:00

Дорога от Лены до Подволошино и первые километры Тунгуски 09.07.2009

Пока разбирался с продуктами, плыл до Чечуйска, сдувал лодку, прошло пол дня. До дороги на Подволошино от берега километра 2. Пришлось все тащить на себе. Надо было ловить машину раньше, где дорога шла вдоль Лены. Когда добрался до дороги, было уже около 16 часов. Машины до Подволошино долго не было. Подвезли первые 15 км. до поворота на НПС за бесплатно. Там стоял еще человек и тоже ждал машину в Подволошино. Машина пришла быстро, и довезли прямо до реки всего за 100 р. В машине было много народу, и всю дорогу меня пугали вначале медведями, потом людьми, которые убивают туристов. Сказали, что недавно здесь, немного не доходя Ербогачена исчезла группа туристов из Германии на катамаранах. Подумал, что меня-то точно убьют. Никто не верил, что я доплыву до Енисея. Пока надувал лодку приехали люди спускать новую самодельную лодку на воду, чтобы ее опробовать. Хозяин этой лодки сказал, что он тоже бывший турист, и ходил по рекам на байдарке, но дойдя до Подволошино, решил здесь на совсем остаться жить. Он построил дом, женился и сейчас у него уже внуки. Спустив лодку, они пошли с внуком вверх по Тунгуске, отталкиваясь веслом. Думал, что Тунгуска маленькая река, и на ней нет людей между деревнями, и не ходят моторки, но в Подволошино оказалось полно не только моторок, но и Маленьких кораблей. Они спускают вниз груз к деревням до Ербогачена а некоторые даже до Накнно. Вначале с правого берега были сопки, а по левому берегу болота, а потом болота по обоим берегам. Течения почти нет, и только небольшие "перекаты" с течением где-то километра 3 в час. Комаров и мошки много. Остановился на краю сопки прямо около воды. Попробовал ловить рыбу и сразу поймал 3 окуней. На других реках люди обычно ничего не говорят, а тут все спрашивают - “куда плывешь”, все ли в порядке, и предлагают помощь. Подплыл человек на моторке, спросил, куда я плыву и хотел дать мяса.

10.07.2009

Купался, ходил по песку и по болоту. Морошки очень мало и она еще не поспела. Черники нет вообще. Черемши тоже нет. Брусника еще не поспела, зато почти поспела красная смородина(кислица). Полно паутов. Часто проходят моторки. По берегам встречаются избы, которые здесь называют зимовьями. Когда остановился и развел костер, подплыла моторка с тремя людьми. Они дали пострелять из ружья в воду и давали мясо. Сказали, что рыжие лилии можно есть. Это было здорово. Потом они сказали, что на открытом месте останавливаться не надо потому, что здесь могут подплыть на лодке и зарезать ножом, но из ружья здесь почему-то обычно не убивают. Как-то странно они сказали про Непу, но я ничего не понял. После этого каждый день думал, что, наверное, сегодня убьют, особенно около Ербогачена, но в Сибири так ничего за все путешествие и не случилось. Наверное, здесь все любят пугать туристов.

Байкал 11.07.2009

Весь день ел лилии. Здесь их очень много. Прошел озеро Байкал. Оно совсем маленькое. Хочется проплыть побыстрее подальше, где поменьше народа, но очень устал на Киренге. Следы животных есть, но самих животных нет. Полно зимовий. В одном видел даже спутниковую антенну.

Еще Байкал 12.07.2009

На перекатах полно затопленных барж. Непонятно как вообще они здесь проходят. Видел привязанную за деревья баржу с бензином без корабля. Видел минеральный источник с соленой водой. Весь день шел дождь, со всех сторон впадали ручьи. Опять прошел озеро Байкал. Здесь их много. Греб до полуночи, почти не останавливаясь.

Рыбалка 13.07.2009

В устье ручья, впадающего в реку полно окуней. Они заплыли в него, и стоят вплотную бок о бок. Иногда они вдруг сразу все начинают вилять хвостами. Когда забрасываешь в реку рядом блесну или воблер, сразу берет окунь. Потом люди казали, что эти ручьи текут из озера и по ним спускаются в реку мальки, а окуни их жрут. Это называется виски. Решил весь день заниматься рыбой, а завтра пройти Непу и зайти там в магазин. Почему то решил, что я совсем близко, хотя был GPS и карты. Размотал сеть, и хотел научиться ее ставить, но так и не понял, как это сделать. Даже на берегу она вся запуталась. Свернул ее и больше не доставал. Нашел полно красной смородины. Наконец-то первые спелые ягоды.

Непа 14.07.2009

Понял, что до Непы очень далеко, а времени до закрытия магазина мало. Греб изо всех сил. Река сильно петляла, образуя песчаные косы. Доплыл до деревни, бросил лодку и побежал искать магазин. Успел прямо перед закрытием. Молочных продуктов нет, а все остальные продукты есть. Купил сок, целлофановую пленку от дождя, сахар, сгущенку и шоколадку. Дошел до впадения реки Непа. Воды в ней больше, чем в самой Тунгуске, и после ее впадения река стала широкой. Продолжал быстро грести, чтобы подальше отойти от деревни.

От Непы до Оськино 15.07.2009-21.07.2009

Мошка стала летать над водой. Раньше этого не было. Моторок стало меньше и это очень радовало. Наконец-то можно отдохнуть. Забирался на горки, в болота, ловил рыбу. Окуни брали сразу, почти на каждом забросе, но они плохо чистились и хотелось поймать хариуса. Но как оказалось, хариусы начинаются только после Юкты, и то в основном в боковых реках. Рядом с перекатом поймал двух непонятных рыб. Подошел человек на моторке, оказавшийся лесником и сказал, что это язи. Еще сказал, что окуней надо чистить, надев вначале на кол. Сказал, что здесь здоровые щуки, и их можно поймать проводкой. Попробовал ловить проводкой, но грести было тяжелее, и байдарка шла медленнее. При подходе к Преображенке опять появились люди. Прошел ее и шел почти всю ночь. Идти было тяжело из-за того, что ночью комары начинали летать над водой, облепливали руки и лицо и сильно кусались. Днем комаров над водой не было, но зато было полно мошки и паутов. Ходил в лес и по болоту. Ягоды есть невозможно потому, что сразу набрасываются комары, как только снимешь накомарник или перчатки. Единственное спасение-дым от костра, и то в ветреную погоду, а ветер очень слабый, и то только на берегу. Увидел первых щук. Они шли за блесной, но почему то не брали. Догадался ловить на быстром течении, около самого берега за выступами. В этих местах течения нет, и стоит рыба. Чтобы мелкая рыба не попадалась, стал ловить на большую незацепляйку. Поймал первую щуку, но маленькую. К сожалению, не зашел в реку Большая Ерема. Теперь, глядя на карту понял, что по ней можно подняться и перейти на Чуню или на Катангу, а затем попасть в Подкаменную Тунгуску. Подходя к порогу Саргинский, увидел много чаек. Они летали над водой и хватали рыбу. В воде на пороге видно было много здоровой рыбы. Почему-то не остановился, а забросил блесну прямо с лодки. Тут же взяла большая щука. Ели успел ее вытащить в лодку и взяться за весло уже, когда начался порог. Чуть не перевернулся. Хотел остановиться за перекатом, но увидел избу, да и рыбы было достаточно, и решил идти дальше. Готовил и ел рыбу до рассвета. Съел банку сгущенки. Начался сильный понос и вся рыба вышла.

Что-то странное

Не помню, когда это началось, но происходит что-то странное. Очень часто начинает что-то стучать. Несколько негромких ударов подряд с одинаковым промежутком. Тук-тук-тук-тук-тук. Никак не могу понять, откуда идет этот звук. Вначале было только на берегу. Думал, что из-под песка выходит какой-то газ, но потом тот же звук был и на середине реки. Подумал, что может быть воздух выходит из лодки, но тоже было, и когда лодка стояла далеко. Один раз этот звук шел от мешка с едой, но в нем ничего такого не было. Только гречка, макароны и сахар. Бывает и ночью в палатке, и днем. Это продолжалось очень долго, и когда кончилось, даже не заметил. Думаю где-то после Туры. Странные явления были и с деньгами. В Ербогачене неизвестно куда пропали 2000 р. Думал, потерял их в магазине. Все пересмотрел, но денег не было. Даже возвращался в магазин и спрашивал не находили ли их. Когда подходил к Туре и стал смотреть деньги, они оказались там же где и остальные деньги.

От Оськино до Ербогачена 22.07.2009-23.07.2009

Оськино 22.07.2009

Зашел в Оськино. Хотел купить сок. Искал магазин, но он не работает, наверное, уже очень давно. Дальше самое страшное место. Не знаю, правда, или нет, но говорили, что между Оськиным и Ербогаченом исчезла группа туристов на катамаранах. Решил пройти подальше. Хотел даже немного подняться по реке Тетея и там остановиться, но берега были все покрыты толстым, по колено слоем грязи. Еще подумал, что может быть они тоже сюда зашли, да еще оказалось, что гора рядом называется Шаман и решил идти дальше. Дальше в каждом удобном для стоянки месте были зимовья. Так и шел, пока совсем не стемнело. Решил остановиться в устье ручья, прямо в лесу. Вылез, провалился по колено в грязи, но вытащил вещи на берег. Оказалось, что вдоль ручья в лес идет тропинка, но дальше идти я уже не мог. Ветра в лесу не было, и комаров было очень много. Они лезли в костер и десятками падали в котелок. Я давно уже их не вылавливал, и ел их вместе с остальной едой.

Около Ербогачена 23.07.2009

Встал поздно. Пошел вверх по тропинке. Интересно было, куда она ведет. Трава была не примята, и видно было, что по ней давно не ходили. Оказалось, она вела к озеру. Здесь их очень много, и говорят в них полно карасей. На берегу лежала самодельная лодка. Вернулся к лагерю и понял, что я дурак. В Ербогачене надо было быть утром, чтобы успеть закупить продуктов до самой Туры, и подальше отойти. До него было еще километров 40, а уже наступал вечер. Греб изо всех сил, не останавливаясь. Оказалось, я шел быстро, и когда стемнело, осталось уже не далеко. Искал место для стоянки, но на косах везде были люди и жгли костры. Вдруг подплыла моторка с людьми. Они стали спрашивать, откуда я и куда плыву. Сказали, что они ловили тугунов сетью и дали их попробовать. Если попадается другая рыба, они ее не берут. Тугуны - это мелкая рыба, какую можно есть прямо живую. Сказали, что люди на косах тоже ловят тугунов. Сказали, что неделю назад прошел еще путешественник на байдарке, и он идет в Туру. Предлагали на ночь остановиться на лодочной станции, но я отказался и остановился в лесу. Появилась сотовая связь Megafon.

От Ербогачена до Хармакара 24.07.2009-25.07.2009

Утром встал рано. Не верилось, что я еще жив. Решил, что меня убьют недалеко после Ербогачена. Пошел в Ербогачен. Оставил лодку на лодочной стоянке, недалеко от музея Шишкова. Шишков это писатель, который написал рассказ "Угрюм река", про Тунгуску. Он тоже по ней сплавлялся, но не успел до морозов, построил здесь дом и остался жить. В Ербогачене есть своя пекарня, и можно купить горячий хлеб и выпечку. Купил продуктов. Сказали, что на следующей неделе будет дождь и холодно. Купил резиновые сапоги, сетку и иголки с нитками. Из сетки хотел чего-нибудь сшить от мошки и комаров, но сшил только один мешок, чтобы надеть на ногу, а на вторую так и не сшил. Мой целлофановый плащ весь разорвался, но новых тут не было. Когда отплывал, купающиеся люди начали спрашивать. Я сказал, что бросил работу и поплыл. Они поняли, что я совсем дурак, и говорили, как же я собираюсь плыть назад. Моторок было очень много, и я греб не останавливаясь. Места были очень красивые, одинокие небольшие сопки, но мне было не до фотографий. Прошел 50 км и остановился на острове Аян. Встретились люди на моторке, спросили, как я иду и сказали, что впереди, километрах в 60 идет путешественник на байдарке тем же маршрутом, что и я. Я вначале даже не мог в это поверить.

От хармакара до первой встречи с путешественником 26.07.2009-30.07.2009

Проснулся от того, что хотел в туалет. Не смог далеко отойти от палатки и сходил прямо около входа. Оказалось понос. Погода портилась. Дул сильный северный ветер. Палатку совсем прижало к земле. Песок засыпался в продукты. По воде шли здоровые волны. Решил походить по берегу. Нашел избу, всю заросшую травой, от которой в лес шли тропы. Походил по ним. Из-под ног вылетели здоровые птицы, наверное, куропатки. Вернулся к лагерю. Подплыли люди на моторке и начали спрашивать. Они тоже сказали, что впереди идет путешественник тем же маршрутом. Посмотрели на говно около входа в палатку и на разбросанные и занесенные песком вещи и уплыли. Решил идти дальше. Байдарка хоть и надувная, но шла нормально. Волны заплескивали воду внутрь, но она выливалась через отверстия в дне. Трудно было только при боковом ветре. Байдарку разворачивало, но я переплывал на ту сторону реки, с которой дует ветер. Там, если берег высокий, ветер меньше. Прошел Хамакар. Дальше по реке до Наканно 300 км, правда, по прямой намного меньше. Была надежда на то, что дальше места будут менее людными. Так оно и оказалось. В этих местах больше всего рыбы и зверей. В курьях(старицах, соединенных одним концом с рекой) щук столько, что берут при каждой проводке, иногда сразу, как только блесна попадает в воду. Особенно много рыбы там, где курья находится рядом с перекатом. Берут на любую блесну. Здоровая щука может взять на самую маленькую вертушку. Я совсем не умею ловить рыбу, но здесь даже я всегда мог ее поймать с первой проводки, хотя после, на Енисее, где рыбы тоже полно я так и не смог поймать не одной. Красной смородины было очень много, и я делал из нее сироп с сахаром. Комаров стало немного меньше, но зато оставалась мошка. Когда проходил мимо урочища Укси, покрытому высокими сопками с них шли тучи, и меня поливало дождем. Река здесь делает здоровую петлю, огибая эти сопки. Поднимался на высокий берег. Здесь было полно красивых гадюк, голубики и были ромашки, но когда хотел сфотографировать, аккумуляторы закончились. Брусника почти поспела. На песчаной косе увидел оленя. Он ходил по берегу и не боялся меня, но фотоаппарат доставать было лень.

От встречи с путешественником до Наканно 31.07.2009-07.08.2009

Встреча с путешественником 31.07.2009

Светило солнце и было тепло. Впереди была гора Апсак. Это одинокая сопка, высотой 570 м. Ее видно издалека. И тут впереди вдруг увидел палатку, а рядом человека. Я понял, что это путешественник, о каком мне говорили ранее. Я обычно никогда не начинаю разговаривать с путешественниками, но тут был особый случай. Этот путешественник был единственный на всей длинной реке, какого я видел, да еще и шел он тоже с Байкала и тоже по Улькану и Киренге. Тогда я думал, что он либо специально послан, чтобы следить за мной, и вся эта история выдумана, тем более, что до Ербогачена про него никто не говорил, а после говорили двое, и я думал, что их тоже послали, а его высадили сюда с вертолета, либо что он такой же, как я дурак. Я подплыл к его стоянке, но оказалось, что маршрут у нас не совсем одинаковый. Он шел по Левому Улькану, а я по Правому, а потом он начал не в Северобайкальске, а намного раньше. Он еще прошел 400 км. по верхней Ангаре, а потом по Байкалу до Северобайкальска. Маршрут у него разделен на 2 этапа. В том году до станции Улькан, а в этом году дальше по Киренге Лене и Тунгуске. Он разговаривает со всеми людьми в деревнях, и даже лодку оставлял у них. Здесь очень дорого стоят блесна и патроны, и он отдал им половину своих. У него было полно вещей, двухместная байдарка и здоровая палатка. Было полно разной еды и полно инструментов, чтобы ее готовить, и даже было ружье. В прошлый этап он все эти вещи, а еще и лыжи тащил через горы, а потом обносил заломы на Улькане. Оказалось он это делает специально, чтобы преодолевать трудности. Он настоящий рыбак и может поймать рыбу не только в Тунгуске, а и в других реках. Он наловил полно рыбы и на Улькане и на Киренге и на Байкале и на верхней Ангаре. Раньше он работал лесником, а теперь работает в Питере начальником отдела. Он накормил меня супом из уток и рыбой и дал картошки, какой я не ел сначала путешествия. Я как дурак накупил в Киренске гречку, а оказалось, что ее можно купить и тут в любом поселке за туже цену. Он говорил, что спешить не надо потому, что сейчас самые лучшие места и потому, что я сильно устал. Поел и пошел дальше. Хотелось отойти подальше, чтобы опять остаться одному среди тайги. На гору Апсак решил не подниматься. Остановился поздно вечером.

Вторая встреча с путешественником 01.08.2009

Хотел встать рано и уходить, но потом подумал, что он прав и спешить, действительно не стоит. Разговор с путешественником не выходил из головы, и трудно было чего-нибудь делать. Ясно было, что он настоящий путешественник, но успокоиться я не мог. Все время казалось, что кто-то за мной следит. Это продолжалось и дальше почти до Инаригды. Вскоре подплыл путешественник. Чая у меня не было, и он сделал свой. Попили чай, и он пошел дальше. Собраться удалось только к вечеру. Немного отошел и с первой проводки поймал здоровую щуку. Пристал к длинной песчаной косе и стал ее готовить. Спрятал оставшийся кусок рыбы в кустах.

Третья встреча с путешественником 02.08.2009

Встал и пошел по берегу. Вода поднималась. На песке было полно следов оленей и медведей. Увидел живого оленя, который ходил по берегу, но фотоаппарат не взял. Когда вернулся, куска рыбы на месте не было. Нашел его на берегу весь расклеванный. Видно его жрали чайки. Собрался и пошел. Щуки и окуни уже надоели, и хотелось поймать хариуса. Стал ловить на совсем маленькую блесну, но щуки все равно ее брали и приходилось их отпускать. Одна из щук, когда я стал ее вытаскивать, выпрыгнула из воды и укусила меня за руку. Потекла кровь, и рука очень болела. Раны были глубокими. Поймал какую-то мелкую рыбу и подумал, что это хариус. Потом я понял, что это был маленький язенок. Темнело. Хотелось остановиться не на песке, чтобы он не попадал в рыбу, когда ее чистишь, но удобных мест не было. Остановился. Развел костер и начал делать рыбу. Вдруг увидел путешественника. Он греб ко мне против течения. Оказалось, что его лагерь был совсем рядом. Он пришел сюда еще вчера и ждал меня, чтобы накормить. Он приглашал к себе в лагерь, но я не пошел и он ушел.

В гору 03.08.2009

Проснулся, поел и поплыл дальше. Нашел место, где стоял путешественник. Место было действительно хорошим. Костер еще дымился, и недалеко от него лежало несколько охапок хвороста. Видно он оставил их специально для меня. Рядом лежали бревна. Недалеко была высокая сопка. Вначале решил немного посидеть около костра, а потом походил вокруг, поел малины и смородины и решил оставить здесь лодку и подняться на сопку. Все время казалось, что кто-то за мной наблюдает и записывает мне в голову мысли. Здесь почти на всех сопках были пожары, и дорога вверх была завалена горелыми деревьями, а в некоторых местах, где горело особенно сильно больших деревьев вообще не осталось, и все заросло кустарником. Было много черной смородины, но спелой было мало, зато малина уже почти вся осыпалась. Поднялся наверх. Надеялся, что будет черника, но ее не было. С горы видно было красивые озера среди тайги. Наверное, там были звери. Решил сходить туда на следующий день. Спустился вниз. Стемнело. Хотел поймать какую-нибудь маленькую рыбку. Забросил самую маленькую вертушку. Сразу взяла здоровая щука. Не хотелось с ней возиться, но пока не вытащишь ее, не отцепишь. Выводил ее минут 30 потому, что удочка у меня была плохая, всего за 150 р. из Киренска. Оказалось в щуке килограмм 15 веса. Это была самая крупная рыба за все путешествие. Пока ее чистил, стало совсем темно. Вдруг кто-то невдалеке плюхнулся в воду и поплыл на тот берег. Кто это видно не было, но кто-то большой, скорее всего медведь, а может лось. Он переплыл, вылез на берег, походил и ушел.

04.08.2009

Проснулся от шума мотора. Подплыли люди на моторке, включили примус, приготовили мяса. Накормили меня и уплыли. Не мог собраться целый день и решил никуда не плыть, тем более, что место было очень хорошим. Рыбы было очень много, и я решил отдать ее чайкам. Разрезал ее на куски и разбросал. Прилетело много чаек и ели эту рыбу. Один кусок ест только одна чайка, а других отгоняет, пока ее саму не отгонит другая. При этом они громко кричат. Почему я все это не сфотографировал, не знаю. Наверное, потому, что там все это казалось обычным, и лень было доставать фотоаппарат. Вдруг нашла здоровая туча. Полил проливной дождь. Спрятался в палатку, но она была плохо закреплена, и ее сорвало ветром. На озера так и не сходил.

05.08.2009

Плыл. Ловил рыбу. Ходил по берегу. Собирал бруснику. Здорово. Правильно сказал путешественник, что в этих местах спешить не надо. Остановился на длинной песчаной косе. Весь день казалось, что кто-то следил, но откуда непонятно.

06.08.2009

Пошел по косе к дальнему краю за рыбой. Поймал окуней. Еще забросил прямо около палатки, но подальше и поймал щуку. Пока ходил, опять казалось, что следят. Немного прошел и остановился на берегу, похожем на мостовую. Все камни здесь точно подогнаны один к другому. Весь хлеб заплесневел. Сделал из него гренки с сахаром, яичным порошком и молоком. Много ел.

07.08.2009

От сухого молока прямо с утра начался понос. Ел цветы кровохлебки. Пошел в гору. Ел смородину, малину, нашел маслят. Упал на туже руку, за какую укусила щука. Пошла кровь. Хорошо, хоть ногу не сломал, а то сожрет мошка и комары, а может быть и медведи. Решил завтра пройти Наканно. Шел до вечера. Остановился на песчаной косе. Когда собрался ложиться спать послышался вой. Стало страшно. Вдруг где-то недалеко люди с собакой, но потом решил, что это волк ходит по косе и воет.

От Наканно до порога Хаку 08.08.2009-14.08.2009

Наканно и встреча с путешественником 08.08.2009
Дул очень сильный ветер. Ночью сорвало целлофановый тент с палатки и оторвало куски целлофана с углов. Ветер был почти встречным, но от Наканно было уже близко и надо было его пройти и отойти подальше за один день. Греб изо всех сил. Дошел до участка, где река поворачивает почти на 180 градусов и думал, что дальше пойду по ветру, но ветер стих. Решил немного отдохнуть и попробовал ловить рыбу, но она не ловилась. Прошел Наканно уже к вечеру. Только немного отошел, как нашла здоровая туча, опять подул сильный ветер, и началась гроза. Дождь был очень сильным и промочил всю одежду. Туча ушла, и вышло солнце. Увидел избу, из которой шел дым. Не знаю почему, но подумал, что там путешественник Так оно и оказалось. Только подплыл поближе, как он вышел на берег и стал меня звать пить чай. Решил остановиться и попить чая. Чай был с вареньем из черники. Он был в Наканно и его пригласили в эту избу, дали варенья и мешок сухарей. Он сказал, что недалеко есть река с хариусами и завтра он будет их ловить, а от Инаригды их будет уже много. Попил чая и пошел дальше. Остановился на галечном пляже, рядом с озером.

09.08.2009

Встал поздно. Подумал, что путешественник уже прошел вперед. Около стоянки росло полно красной смородины, и я собирал ее и делал сок с сахаром. Прошел путешественник, но не остановился, а пошел ловить хариусов на Апку. Собрался и пошел. Решил дальше идти быстро, а зря. Здесь были самые медвежьи места, и надо было походить по тайге и на озера. Течение усилилось, и шел быстро. Ветер, как никогда был попутный южный и довольно сильный. Он отгонял всю мошку и это был настоящий отдых. Прошел много, хоть и пошел поздно.

Медвежьи места 10.08.2009-14.08.2009

Шел, поднимался на берег, ел бруснику. Под вечер, идя вдоль косы, увидел 2 медведей. Они шли по косе, видно спасаясь от мошки потому, что здесь ветер, а в лесу его нет, и мошку сдувает. Это была моя первая встреча с медведями в этом путешествии. Нормально снять их не удалось. Только начал снимать разрядились аккумуляторы, а пока искал другие и менял медведи заметили меня и убежали. Решил остановиться рядом с этим местом, но больше они не выходили. Быстро проскочил Инаригду. Ходил в лес, но недалеко, а так интересно было, и идти вполне можно, но теперь убегал от путешественника. Хотел сходить на озеро Холка, но почему-то не сходил. Ходил по болоту и нашел несколько ягод морошки. Ее здесь совсем мало, хотя листьев полно. Когда останавливался на здоровой песчаной косе подошел медведь. Видно он давно ходил вокруг, но я его не видел. Меня он особенно не боялся, дал себя поснимать и убежал. На следующей стоянке опять вышел медведь, но другой. Думал, что он не убежит, и хотел подойти поближе, но как только он меня увидел сразу убежал. Подошел к порогу Хаку. Недалеко было зимовье, из которого выбежала собака. Прошел порог и вышел на берег. Было очень красиво, тем более что на Тунгуске порогов мало. Думал поймать хариуса, но на каждой проводке цеплялись здоровые окуни. Приходилось их отпускать. Прошел еще немного и остановился напротив горы. Ночью с них дует ветер и полностью разгоняет комаров.

Окрестности Юкты 15.08.2009-18.08.2009

Зашел в реку Кудеряпка. Здесь заканчивается Иркутская область и начинается Красноярский край. Думал, что тут будут хариусы, но вначале брали только щуки, а дальше вообще рыбы не было. Вышел из реки, поймал язя и решил его оставить. Дальше людей становилось все больше и больше. Во всех зимовьях жили. Постоянно проходили моторки, останавливались и задавали вопросы. Весь лес на возвышенных местах выгорел, и росли одни кусты. Недалеко от Юкты работала какая-то экспедиция с тракторами. После Юкты река превратилась в проезжую дорогу, по которой то и дело проходили моторки. Думал зайти в Илимпею половить хариусов, но людей было столько, что об этом нечего было и думать. Рыбы стало мало, вернее я не мог ее поймать. Хотел зайти в Ейку, но и тут были люди. Пошел дальше и остановился напротив устья Иритки.

река Иритка 19.08.2009-21.08.2009

Хариусы и медведь 19.08.2009

Зашел в Иритку. Недалеко от устья был небольшой перекат. Попробовал ловить хариусов и сразу наловил. Хариусы были мелкие. Оставил лодку и пошел вверх по косам, переходя с берега на берег вброд. Дальше перекаты были совсем маленькие, и поймал только одного хариуса. Места были очень красивые, но фотоаппарата не было. Решил, что где-то его потерял, но оказалось, что забыл его прямо на сиденье в лодке. Когда возвращался назад, увидел здорового бурого медведя, который переходил реку. Увидев меня, он быстро убежал в лес. Решил пойти в следующий день вверх по реке с палаткой дня на 2 или на 3. Хариусы были очень мелкими, и пришлось провозиться с ними очень долго.

Подъем 20.08.2009

Спрятал лодку в кустах, собрал рюкзак и пошел вверх. Ходить пешком за лето отвык, и идти было тяжело. Надо было не только плыть, но и заходить в сторону от реки пешком с палаткой. Катушку от спиннинга сунул в рюкзак с не согнутой ручкой из-за лени, и когда садился на рюкзак половина ручки отломилась. Шел медленно, постоянно отдыхая, и за весь день прошел немного. Дошел до зимовья, и решил дальше не ходить потому, что ни зверей, ни рыбы не было. За ними, наверное, надо было идти далеко, а тут даже следы почти исчезли.

Спуск 21.08.2009

Пошел вниз к лодке. Никаких зверей не видел. Пришел. Лодка была на месте. Очистки от хариусов исчезли и рядом были следы медведя.

Окрестности Кислокана 22.08.2009-23.08.2009

Была суббота. До Кислокана оставалось немного. Почему-то решил, что до Туры продуктов мне не хватит и думал, что надо бы зайти в Кислокан и купить продуктов, но тогда пришлось бы ждать понедельника. Даже не думал, что по Иритке сейчас может пройти моторка и надеялся на то, что тут-то я точно один, как вдруг подошли люди на моторке. Как обычно начали задавать вопросы, и даже решили, что я здесь скрываюсь. Видно я был похож на ненормального, который сбежал из дурдома. Они шли вверх к дальним зимовьям ловить хариусов, ленков и сигов. Лодку через перекаты они проводили. Пошел. Хотел остановиться напротив озера Нируманды или озера Омо, чтобы переждать воскресенье, но везде были люди, и решил, не дожидаясь понедельника идти до Туры с теми продуктами, какие остались, а в Кислокан не заходить. За островом Карелин Нос оказалась здоровая база, и пришлось скорее уходить дальше. Отошел и остановился, но и тут все сухие дрова уже были сожжены людьми и приходилось ходить очень далеко. На следующий день, в воскресенье прошел Кислокан и дошел до реки Конанда. Ловил щук, но не одной не поймал. Поднялся вверх до переката и наловил хариусов и одного маленького ленка. Хариусы здесь были намного крупнее, чем в Иритке. Около порога и заночевал.

От Кислокана до Туры 24.08.2009-30.08.2009

Вышел в Тунгуску и около устья Конанды увидел моторку с 3 людьми. Они ловили рыбу в том месте, где вчера ловил я. Позже они меня догнали и начали спрашивать. Оказалось, что они наловили в том месте, где я вчера ловил целый мешок щук на спиннинг. Я даже не поверил и думал, что они ловили сетью. Они подплыли к берегу и показали, как надо ловить рыбу. На каждой проводке они ловили по щуке. Я тоже попробовал ловить и поймал, но только одну щуку. Стало ясно, что я как был дураком, так и остался, а то, что до этого я ловил много рыбы, то это только из-за того, что там не поймать ее было не возможно. Они дали пострелять из ружья и уплыли. Дальше я все время пытался поймать рыбу, но поймал до Туры только одну щуку. Теперь понятно, почему в других местах мне удается поймать только мелких окуней, и то редко. Моторок стало поменьше, и можно было отдохнуть. На берегу увидел оленя, который меня не боялся и не убежал даже когда я начал кричать. В лесу было полно брусники, а по берегу костяники. Наступала осень и листья и трава пожелтели. Днем было очень тепло и красиво. Стрекотали кузнечики и летали стрекозы. Течение было быстрым, но ветер днем был встречным и очень сильным, а ночью плыть не хотелось. На полпути до Туры стало совсем красиво. Река сузилась раза в два и на каждом повороте реки были перекаты. По обеим сторонам появились высокие сопки с разноцветными деревьями. Лиственницы еще были зелеными, а березы желтыми. Были и кусты с красными листьями. Ночью было холодно, и по утрам стоял туман. Некрасивыми были только обгорелые деревья, которых везде было очень много. Видно здесь постоянно устраивают пожары. Лес вокруг Туры горел и сейчас, причем по обеим сторонам. Столб дыма был виден километров за 200. Ветер был западным, и каждый день к вечеру надувало дым. К вечеру пятницы 27 августа до Туры оставалось километров 100. Начинались выходные, и река превратилась в настоящую дорогу. То и дело шли моторки. Чем ближе к Туре, тем их становилось больше. Все люди приветствовали, предлагали помощь, давали продукты, приглашали попить чай и поесть. Но моя ненормальная голова не давала мне покоя, и хотелось куда-нибудь спрятаться, но надо было спешить. Представлялось, что так будет до Туруханска и становилось жутко. Хотел даже подняться по какой-нибудь маленькой реке и спуститься к Подкаменной Тунгуске, но в любой момент, как говорили люди, могли начаться морозы, да и в Туру надо было обязательно зайти за едой и теплыми вещами. К середине воскресенья до Туры было уже близко и я бросил лодку на берегу, а сам спрятался в лесу. Место для стоянки стал искать уже, когда стемнело и люди разъехались.

От Туры до Учами 31.08.2009-04.09.2009

Встал рано. Теплая и сухая погода, как люди и говорили, закончилась. Шел дождь. Быстро собрался и пошел в Туру. Чем ближе к Туре, тем дыма становилось все больше. Подошел к лодочной станции и оставил лодку. Тура - настоящий город, только дома в основном маленькие, наверное, из-за землетрясений. В магазинах можно купить все что угодно. Особенно большой выбор в рыболовно-охотничем магазине. И цены в нем удивительно не высокие. Купил там зимнюю куртку с теплыми штанами за две с лишним тысячи рублей. В других магазинах цены очень высокие. Здесь есть два банка с банкоматами, где наконец-то удалось получить деньги с карточки. Есть две церкви, причем одна совсем новая. Священника, который раньше здесь служил, убил сектант. Закупил продуктов, блесну на хариуса и пошел дальше. Хотелось поскорее идти дальше и как потом оказалось, забыл купить подсолнечного масла, а это самый калорийный продукт. Люди говорили, что дней через 10 начнутся морозы, причем это говорили многие. Наверное, они меня пугали, но я поверил. Говорили, что 15 сентября здесь уже будет полно снега и наледи на реке. До Енисея оставалось 865 километров, а преобладающий ветер здесь западный, со стороны Енисея, а значит встречный. Говорили, что он бывает здесь очень сильным, наверное, потому, что река является как бы коридором среди гор, по которому идет воздух. Особенно сильный ветер бывает в ясную погоду, но сейчас как раз пошли дожди. Байдарка у меня была надувная и сильно парусила. Решил проходить в день хотя бы по 50 км. После впадения Кочечума течение стало еще быстрее. Люди говорили, что тут полно очень больших порогов и даже есть воронки где-то километров через 150. Прошел Нидым. Раньше, как я узнал потом, недалеко отсюда проводились подземные ядерные взрывы. Моторок стало меньше, и вообще оказалось, что в эту сторону от Туры людей меньше, чем в ту. Появились кедры, но шишки лежали все пустыми, а орехи кто-то пожрал. Места были очень красивыми, но то доставать фотоаппарат было лень, то шел дождь. Иногда отходил в сторону от реки, но недалеко потому, что спешил. Здесь было еще красивее. Вся трава стала осенней, разноцветной. Комаров почти не было, а мошка появлялась только когда теплело. Зато появились настоящие осы. Раньше на Тунгуске пчел точно не было совсем, а ос толи не было, то ли я их не замечал. Если бы я знал, что еще месяца 2 будет тепло, то я бы конечно походил бы по тайге в этих местах. На каждом перекате представлялось, что начнутся страшные воронки и меня туда затянет или перевернет на середине реки. Страшно было смотреть на непонятные знаки посередине реки и на какие-то квадраты на берегу. Они были в основном белые, а иногда и красные, и это особенно пугало. Хотел зайти в Таймуру, но около ее устья появился какой-то поселок, не отмеченный на карте, а рядом с ним карьер. Пришлось идти дальше и искать место для стоянки уже в темноте. Пробовал ловить хариусов в боковых реках, но они не попадались. Оказалось, ловить надо в самой Тунгуске в том месте, где впадает река.

От Учами до Тутончан 05.09.2009-08.09.2009

Подошел к Учаминскому порогу. Оказалось, что он совсем небольшой и никаких бочек, через которые я мог бы не пройти на моей надувной лодке здесь нет. Опасен он лишь для больших кораблей в малую воду. Поэтому они тогда и не ходили. Рыба на нем не ловится. Прошел Учами. Времени было уже много и решил магазин не искать потому, что он наверное уже не работал. Около него высокая разноцветная гора, которую я почему то не снял. Часто шли дожди, и в боковых притоках поднялась вода, но в самой Тунгуске пока воды было мало. Вода в этих местах намного прозрачнее, чем вверху из-за того, что растворяется многочисленными боковыми горными реками. Один раз остановился напротив красного квадрата. В воде плескалась рыба. Попробовал ловить и наловил средних хариусов, хотя никакой реки в этом месте не впадало. Больше такого не было. Осень совсем наступала, и лиственницы тоже пожелтели. Зелеными оставались только кедры, и они сильно выделялись на фоне остальных деревьев. Удивительно было то, что встречалось много уток с утятами, и ясно было, что зима еще далеко, но непонятно было, почему все говорили, что скоро будут морозы. Не могли же все сговориться. Я был настоящим дураком, что не посмотрел данные в интернете, а они были.

От Тутончан до Ногинска 09.09.2009-10.09.2009

Наконец дошел до Тутончан. Зашел в магазин и купил масла. Здесь оно стоит 120 руб/литр. Посмотрел на реку Тутончана. Она очень большая чистая и красивая и несла из тайги желтые опавшие листья лиственниц. Пошел дальше. Вверх по реке прошли корабли. Они тянули две баржи с товарами, наверное в Туру. Видно вода поднялась, и они смогли пройти пороги. Шел, ел, спал, ел, шел, ел, спал..... Спешил, спешил как дурак вместо того, чтобы ходить в лес и в горы.

От Ногинска до Большого порога 11.09.2009-14.09.2009

Ближе к Ногинску Пошли ужасные дожди. Ничего не было видно. Вода сверху лила рекой. Этот дождь образовывался здесь над горами, а в самом Ногинске светило солнце. В Ногинске почти никто не живет, и моторок почти не было. Постарался отойти от него подальше. Ветер после Ногинска в тот день был даже попутным, но на следующий день стал встречным и очень сильным. Пришлось грести около берега, где меньше ветер, нет волн, но зато и течения почти нет. Камни на берегу здесь стали здоровыми, а берега очень наклонными, и палатку приходилось ставить очень высоко, а место найти было очень тяжело. Видно в большую воду все эти берега затапливает потому, что даже в лесу на большой высоте встречается плавник. За ним и приходилось лазать в гору, чтобы разжечь костер. Как говорили в Туре, ниже Ногинска полно здоровых хариусов. Думал половить в Нимдэ, но там были люди, и я прошел ее, не останавливаясь. Пробовал подниматься по маленьким рекам и ловить, но ничего не было. Наконец-то догадался ловить в самом месте впадения реки. Хариусы начали попадаться в каждом ручье, около какого был перекат, правда, не по 3 кг, но таких с моей головой не поймать. Поймал и ленка. Чем ближе к порогу, тем ветер становился тише, и в последний день практически прекратился. Прошел вниз катер, а за ним моторка с него. Люди даже предложили подвезти меня вниз на катере. Они тоже начали пугать порогом и сказали, что они на моторке его пройти не могут и, что он тянется километра на полтора. Я поверил и сильно боялся, когда к нему подходил потому, что обносить не хотелось, а большие бочки я действительно мог не пройти.

От Большого порога до Туруханска 15.09.2009-17.09.2009

Когда подходил к порогу все время думал, как бы одеться, чтобы поменьше намочить вещей, когда перевернусь, но когда подошел, оказалось, что хоть перепад и большой, но порог очень длинный и совсем несложный, не более 2 категории. Хотя и понятно было, что его легко можно пройти, но от рассказов было все равно страшно, хотя раньше проходил намного большие пороги. Прошел совсем близко к берегу, сел на мель и чуть не перевернулся. За порогом стоял корабль, поэтому решил больше не останавливаться и идти дальше. Были красивые скалы, но я шел как ненормальный. Подошел к реке Ерачимо. Тут был какой-то лагерь. Пошел на середину реки, и тут начался еще порог. Решил, что мне говорили не про тот порог, а про этот, и сейчас будут здоровые бочки или воронки, и меня перевернет. Начал быстро грести к берегу, но оказалось, что это просто перекат. После порога река совсем изменилась. Горы практически исчезли, и деревья стали какими-то не такими. Не понятно было, что изменилось, но явно изменилось. Может быть, деревья стали более тонкими и появилось много маленьких березок с опавшими листьями. Хариусы совсем исчезли. Может быть, они и были, но больше не одного я не поймал, да и вообще больше до самой Дудинки я не поймал не одной рыбы ни в Тунгуске , ни в Енисее, хотя ловил постоянно. Может это потому, что я дурак. Течение стало быстрым, а ветер совсем прекратился. Нашел отличное место для стоянки с мелкой галькой, прямо около воды и дров было полно прямо около палатки. Река была практически пройдена. До устья оставалось чуть больше 100 км. Шел, ловил безрезультатно рыбу, собирал костянику, ходил по опавшим листьям и шел дальше. Ветер стал попутным, а течение быстрым. Было несколько перекатов, за которыми стояли корабли. Прошел реки Летнюю и Северную. Здесь река последний раз подходит к высоким красивым горам, а потом совсем от них уходит. С гор шли тучи с дождем, и пришлось отойти от них подальше. Остановился. На следующий день прошел высокие отвесные скалы недалеко от устья и остановился на песчаной сопке. Появилась связь. Боялся, что навигация на Енисее уже либо закончилась, либо скоро закончится, но когда позвонил домой, оказалось, что последний теплоход из Дудинки в Красноярск идет аж 5 октября. Это значило, что можно идти и дальше по Енисею вниз.

Енисей 18.09.2009 15:00:01-09.10.2009

Спуск вниз до Дудинки 18.09.2009 15:00:01-03.10.2009

От Туруханска до Игарки 18.09.2009 15:00:01-25.09.2009

Встал. Собрался. Доплыл до Туруханска. Шел снег, и было холодно. Оставил лодку на пристани. Туруханск - единственный большой поселок, из тех какие я проходил, в котором моторки оставляют прямо на берегу без охраны. Видно здесь не воруют и не ломают. Посмотрел расписание кораблей на Красноярск и убедился, что последний 5 октября. Купил еды. Вышел в Енисей и пошел вниз. Ветра почти не было. Было полно моторок, и я шел посередине реки. Шел пока не стемнело, и остановился в грязи потому, что везде были люди. На следующий день нашел курью и ловил рыбу. Какие-то здоровые рыбы цеплялись на большую вращалку с двумя лепестками, но вытащить я их не мог потому, что они срывались. На другие блесны они даже не клевали. Потом перестали клевать и на эту. Думал, что и дальше будут такие места и ушел, но больше ни одна рыба не разу не клюнула. Ходил в лес. Здесь полно кедров, много черники, брусники, голубики, костяники и вообще лес очень хороший. Наверное, здесь и грибов полно бывает летом. Когда стал подходить к Горошихе, подул сильный южный ветер. Остановился на острове Большое Конощелье, но здоровой песчаной косе. Хвороста почти не было. Ветром забило песком всю палатку. Потом ее вообще почти полностью прижало к земле. Ели-ели удалось приготовить еду. Соли почти не было потому, что забыл ее купить и хотел купить ее в Горошихе. Чуть не перевернувшись, доплыл до берега. Здесь ветра почти не было потому, что он был от берега. Зашел в Горошиху, но магазин здесь работает только вечером. Пошел дальше. Река повернула, и ветер стал на половину к берегу, наполовину попутный и идти было очень тяжело потому, что приходилось постоянно грести одним веслом, чтобы лодку не развернуло, и отгребать от берега. Надо бы было переплыть на другой берег, где бокового ветра не было бы, тем более, что там была деревня Курейка, но на середине реки волны были совсем большими, и я бы не прошел. Переплыл реку Курейка, чуть не перевернувшись. Сзади шла здоровая туча. Она приближалась очень медленно, несколько часов. Отошел подальше от деревни, остановился недалеко от Денежкина и стал скорее делать костер и ставить палатку, чтобы успеть до дождя, но она прошла почти мимо, и дождя почти не было. Как потом узнал, здесь рядом были Сталинские лагеря. Дальше Енисей делает здоровую петлю и поворачивает так, что мой берег становится полностью подветренным. Ходил по лесу до вечера, пока ветер не стал немного потише и пошел. Прошел, но весь вымок из-за волн. Хотел остановиться на повороте, но там была какая-то база, наверное, рыбачья. Пришлось идти дальше, но дальше была очень длинная песчаная коса, на которой совсем нет хвороста. Пришлось остановиться на ней, не разводя костра, так и не высушив одежду и есть собранные ягоды с сахаром. На следующий день надел мокрую одежду и пошел вдоль косы. Ветер хоть здесь был и от берега, но очень сильный из-за того, что берег низкий, а когда проплывал курьи, то вообще чуть не унесло на середину. Зато когда проплыл петлю, Енисей повернул на север, ветер стал попутным до самой Игарки и идти стало очень легко. Когда подходил к Игарке люди на моторке стали спрашивать, не видел ли я двух людей на берегу. Оказалось, они плыли на моторке, перевернулись и утонули. После Игарки река опять поворачивает, и берег становится подветренным, правда не надолго. Вначале хотел вообще не плыть дальше Игарки, остановился, и весь день отдыхал и ел ягоды, но потом ветер стал тише и я все же решил плыть дальше на следующий день. Подумал, вот бы найти труп, и правда, нашел его перед днем рождения, правда другой и уже старый и разложившийся.

От Игарки до Дудинки 26.09.2009-03.10.2009

От Игарки до Трупа 26.09.2009-01.10.2009
Ветер стал потише и я поплыл в Игарку. Подплыл к лодочной станции. Люди дали чай с едой и вареньем и даже денег, отвезли в магазин за продуктами, высушили одежду, предлагали остаться ночевать, а потом дали еще и рыбы. Дали телефон и сказали, звони домой. Я позвонил и пошел дальше. Вчера я бы не прошел поворот после Игарки из-за сильных волн, тем более, что там скалы, и вдоль берега идти нельзя, но сегодня ветер стал тише и я прошел. Ниже Игарки что-то строится. Здесь полно кранов, сверкает сварка. Наверное, это строится порт для нового Ванкорского нефтегазового месторождения. Потом полно зимовий и пришлось отходить очень далеко. На следующий день ветер стал северным, и стало страшно, что он еще усилится, и я не успею на последний теплоход в Дудинку, но потом ветер опять стал южным. На берегу нашел заброшенный ялик какого-то путешественника. Люди сказали, что он стоит здесь уже 2 месяца. Про самого путешественника я не спросил. Он то ли ушел пешком, то ли уехал на моторке, то ли утонул. Полно бакланов и чаек плавали по воде и летели на юг. Туда же летели и гуси и лебеди. Листья на деревьях совсем осыпались Ходил в сторону от берега. Здесь сплошные болота и озера. Деревьев почти нет, только вдоль рек, зато есть кусты. Почти все люди, которые встречались, приглашали переночевать в зимовьях, попить чая и поесть, но я, конечно, отказывался из-за своей головы. Река шла почти на север, немного отклоняясь то на восток, то на запад и ветер почти все время был попутным. Только около Потапово он стал опять сильно дуть к берегу и гнать волны. За Потаповым была какая-то база кораблей, и они там чего-то варили. Пришлось опять идти ночью дальше.

Труп 02.10.2009
На следующий день долго собирался, ходил в тундру, и только немного отошел от стоянки, и стал пытаться поймать рыбу, как увидел на берегу что-то синее. Почему-то сразу подумал, что это труп. Подплыл поближе, и оказалось, что это правда, труп. Это был настоящий подарок к дню рождения, который должен был быть на следующий день. Вышел на берег. Как раз в это время вниз шел пассажирский теплоход "Близняк". Я начал махать руками и целлофановой пленкой, в которую я заворачивался, но он не останавливался. Тогда, решив привлечь внимание, я взял палку и стал показывать на труп, бегать вокруг него, а потом бить себя по голове и падать на землю, чтобы они поняли, что это труп, но они так и не остановились. Решил идти дальше. Немного отошел, остановился и поставил палатку.

День рождения и последний день пути 03.10.2009
Подумал, что в Дудинке могут долго спрашивать про труп, а то еще и скажут его показывать, поэтому решил идти туда не 5 сентября на последний теплоход, а 4-го на предпоследний. Пришлось плыть весь день. Ближе к Дудинке зимовий стало так много, как не было за все путешествие. Рассказывал про труп почти всем встречавшимся рыбакам, какие начинали со мной разговаривать. Когда появилась связь, позвонил в МЧС. Они сказали, что завтра ко мне подойдут, и будут спрашивать, но на теплоход я успею. Остановиться было негде потому, что везде были люди. Рыбаки подплыли и дали здорового живого сига, но потом я подумал, что приготовить я его не смогу и отпустил. Наконец нашел место почти около самой Дудинки. Весь хворост давно сожгли, и я ели-ели смог разжечь костер, но всетаки как-то разжег. Пожалел, что отпустил сига. Пошел сильный дождь и шел всю ночь.

Подъем вверх на теплоходе до Красноярска 04.10.2009-09.10.2009

Сжег все лишние пакеты и вещи и пошел в порт. Стояло полно кораблей, и даже морские красные корабли. Как потом оказалось, они шли в Мурманск и везли туда метал из Норильска. Оказалось, что с ними можно было договориться и плыть в Мурманск, но тогда я этого не знал. Пришел к дебаркадеру, разобрал лодку и все сложил в мешки, отнес их на корабль и купил билет. Люди из милиции сказали, что про труп надо писать в милиции и отвезли в участок. Написали показания, скопировали фотографии и отвезли обратно прямо к отплытию теплохода. Это был как раз тот теплоход, который проходил вниз, когда я нашел труп. Отплыли под громкую музыку. Продукты в дорогу купить я так и не успел. На теплоходе были жуткие цены. Пирожок стоил 50 рублей. Стояли везде не 30 минут, как положено, а минут по 10 и в магазин сходить было не возможно. Самые интересные места я проспал, и казачинский порог, и перекаты. На перекатах стояли часа четыре, а потом сломалась одна турбина, и мы долго шли только на одной и сильно опаздывали. Продукты удалось купить то ли в Ворогово, то ли в Ярцево. Здесь люди выносили еду прямо к пристани и продавали. На какой-то остановке продавали здоровых осетров и черную икру, маленькими ведрами, за 2000 р. В Красноярск прибыли уже ночью, и нам разрешили остаться на корабле до утра. Ехать домой не хотелось. Люди сказали, что недалеко от Красноярска есть река Мана. Она горная и по ней сплавляются полно народу. Решил тоже по ней сплавиться, тем более, что погода была хорошая.

Мана 10.10.2009-15.10.2009

Человек из каюты, в которой я ехал, помог донести вещи до остановки. Доехал до вокзала потом на электричке до Карамчаги, а потом на автобусе до Нарвы. Надул лодку и пошел вниз. Река очень красивая. На ней высокие отвесные скалы, вокруг лес. Сосны, кедры, елки, березы. Много боковых ручьев с чистой водой. Порогов нет и поэтому много моторок. Особенно много народа там, где подходят к берегу автомобильные дороги, тем более, что как раз были выходные. Многие сплавляются на надувных лодках. Все ловят рыбу. Я тоже постоянно ловил, но поймал только одного небольшого ленка. Наверное, надо было ловить на мушки с большим поплавком, а я ловил на блесну. Ягоды, может быть, и были, но когда я там был, не было. Кедровые орехи тоже все собрали. Животных никаких не видел. Очень много мест для стоянки, но на них за дровами приходится ходить очень далеко. Погода вначале была хорошая, потом пошел дождь, а потом и снег. Ночью были небольшие заморозки. Ниже деревни Береть на несколько километров заповедник "Столбы" и выходить можно только на левый берег. Совсем внизу полно дач, даже негде остановиться. Из-за этого в последнюю ночь пришлось искать место для стоянки на Енисее, но и там не нашел его. Так и плыл до Красноярска, до моста.

Красноярск 16.10.2009

Приплыл уже ночью. Быстро собрал вещи и пошел на остановку. Доехал почти до вокзала, когда автобусы уже кончали ходить. Взял билет на поезд в 8:10 утра. Стал ждать, а потом понял, что отправление по московскому времени, а значит 12:10. Положил вещи в камеру хранения и стал, как дурак ходить по городу. Утром сел на какой-то автобус и заснул. Куда-то приехал и опять начал ходить. Так и ходил весь день. Сел на поезд и уехал.