Южный Урал / Горный туризм | Альпинизм | Спортивный туризм

Проект "Преодоление". Восхождение 1-е, г. Круглица (1178 м)

5 - 8 марта 2014 г.
О восхождении инвалида-колясочника на г.Круглица (1178 м)хр.Большой Таганай.
Екатеринбург - Златоуст - хр. Таганай - г. Круглица

Татьяна Агаева – «Альпинист России» или О том, как Карпинцы покоряли Таганай

2014.03.1352 0
Однажды где-то прочитала, что возможности любого человека ограничены настолько, насколько он сам их ограничивает. Честно говоря, не сразу осознала смысл этих слов, но события последних дней заставили серьёзно об этом задуматься. Более того – увидеть и прочувствовать то, как стираются эти самые границы и открываются новые возможности... Сегодня мы предлагаем вашему вниманию репортаж о том, как команда Карпинцев в составе шести человек, четверо из которых имеют инвалидность, в рамках проекта «Газета и Альпинист. Преодоление» покоряли высшую точку хребта Таганай. Символично, что восхождение на вершину состоялось 7 марта, в день открытия Паралимпийских игр.

Наша команда

Серебристый «Фиат» несёт нас по трассе до Екатеринбурга. За рулём – Руслан Колунин, наш инструктор и известный альпинист из Карпинска, совершивший более двухсот успешных восхождений на различные вершины мира, о чём вы, дорогие читатели, могли узнать со страниц любимой газеты. Именно Руслан выступил инициатором и организатором этого проекта, заручившись поддержкой Ольги Ивановны Брулёвой, главного редактора газеты «Карпинский рабочий», и администрации города. «Свои» называют его человеком без границ.

В этой же машине – Игорь Хайрутдинов, альпинист из Краснотурьинска. Вместе с Русланом поднимался на Монблан, Эльбрус, организовывал собственную экспедицию на Казбек. К тому же Игорь – профессиональный видеоператор, а в целом – увлекающийся и приятный в общении человек.

Никогда не думала, что так выйдет, но вместе с двумя профессионалами в машине еду и я, автор этих строк, так называемый специальный корреспондент проекта и человек, который не имеет никакого альпинистского опыта, вдобавок ещё и высоты боится.
Спустя несколько часов из Карпинска отправляется ещё одна машина, предоставленная администрацией города, в которой едет основной состав команды – члены Карпинского отделения Всероссийского общества инвалидов. Главная героиня – Татьяна Агаева, чьё имя читателям также хорошо известно, ведь эта целеустремлённая и спортивная девушка не раз становилась призёром областных соревнований по фигурному вождению коляски, дартсу, армрестлингу и т.д. Более того, Таня уже несколько месяцев занимается в секции пауэрлифтинга под руководством А.В. Куликова. Вместе с ней едет и группа поддержки – верный муж Василий Серых, ещё один новичок, и Владимир Соболев, опытный турист, имеющий второй разряд по спортивному туризму, побывавший практически на всех наших вершинах.

Друга в горы бери…

Златоуст встретил нас холодно. В том смысле, что без дополнительной кофты, пары варежек, носков на улице лучше бы не появляться, а учитывая, что к началу маршрута нас будут доставлять на снегоходе, опытные настоятельно советовали укутаться как можно лучше, иначе «задубеешь».

Так и сделали: закутались, загрузились на снегоход и – пое-е-хали-и-и! На снегоходе я тоже в первый раз. В основном эмоции от того положительные – мчимся так, что дух захватывает, из минусов – бьющие по лицу ветки, да немеющие ноги. Примерно через час мы уже на начале маршрута – на юго-восточном гребне хребта Таганай.

Пока на моём рюкзаке сидит Татьяна, а другие распределяют между собой снаряжение и продукты, я подхожу к Руслану, который занят сборкой конструкции для Тани. Напомню, что эта конструкция была разработана отцом Руслана Николаем Владимировичем, представляет собой своего рода коляску на лыжах: сиденье с деревянными спинками, а посередине рычаг, которым и предстоит управлять Татьяне, когда она будет подниматься в гору.

Делаю фото на память и иду к Танюшке. Меня очень радует её настрой – она улыбается, разминает руки и ноги и при этом успевает отдавать команды мужу Васе, который переупаковывает рюкзак.

- Я пока всем довольна! – делится со мной своими впечатлениями Таня. – Тут такой свежий воздух, так хорошо! Ехать на «Буране» мне было совсем не страшно. Переживала только, что сорву спину, поэтому старалась прижать её к сидушке как можно плотнее. Жду не дождусь, когда мы уже, наконец, отправимся в путь!.. Вася, ну зачем ты плед разматываешь?!
Процесс пересадки Татьяны на новый вид транспорта прошёл успешно. И вот мы двигаемся дальше.

Честно скажу, что уже на первых метрах передвигаться мне было тяжеловато – снег то и дело «засасывал» меня. На помощь пришёл Владимир, передавший мне свои палки – с ними идти удобнее, а если провалишься – вставать легче. Тем временем Татьяна метр за метром преодолевает расстояние на своей конструкции, помогая себе лыжными палками. Отмечу ещё, что на гребне есть несколько участков, где нужно было спускаться, а затем подниматься – их Татьяне пришлось форсировать с помощью страховки либо просто скатываться вниз (там, где это безопасно можно было сделать), лёжа на снегу. При этом мы всегда с ней старались искать друг друга глазами:

- Танечка, я здесь, я рядом, - говорила я ей, выползая из снега.

- Я вижу, заяц, двигаемся дальше! – отвечала она мне.
Так, в первый день мы прошли гребень и установили лагерь у подножия горы Круглица.

Сильные духом  побеждают

Вот и наступил час икс, ради которого мы все здесь и собрались. Ранним утром мы начали продвижение наверх. Было сверхтяжело. По ровной поверхности Руслан и Игорь выкатили Таню к склону и стали провешивать верёвки (своеобразные перила), чтобы Татьяна могла подниматься на коляске. Я стараюсь идти сбоку и понимаю, что чем выше я поднимаюсь, тем сильнее у меня дрожат колени, плюс к тому – валенки на моих ногах явно не предназначены для альпинизма, поскольку стоит только ноге попасть на камень, заваленный снегом, как я тут же скатываюсь.
Постепенно мы продвигаемся вверх. Каждый выкладывается на полную катушку – Татьяна бесстрашно (каким бы крутым ни казался склон) управляет своей коляской, мужчины провешивают перила и помогают ей (в первую очередь следят за тем, чтобы коляска не завалилась). Тяжелее всех, пожалуй, Василию. Заметно, что лицо у него уставшее и грустное, а сам он без балаклавы (альпинистского подшлемника) и замёрз сильно.

Чем выше поднимаемся, тем сильнее становится ветер, коляску отрывает от снежной поверхности, и даже когда на крутых подъёмах она буквально висела, Татьяна не теряла самообладания... Хотя силы, казалось бы, постепенно иссякали.
Перед самой вершиной снежные поля закончились и появились скалы (скальные выступы). До цели оставалось всего 25-30 метров, и их невозможно было преодолеть на коляске. И тут произошёл небольшой сбой в команде – Татьяна почувствовала боль в ноге и уже была готова вернуться назад... Но спустя несколько минут она продолжает своё восхождение. Не на коляске, а... ползком. Мужчины ей помогают.

Я, скользя за ними на камнях в своих уже ледяных валенках, с самыми жуткими мыслями в голове (ибо риск разбить себе что-нибудь был), понимаю, что и я не должна сдаваться. В первую очередь – ради Татьяны! Я смотрю на то, как она отважно взбирается вверх, как она стремится к достижению цели, и понимаю, что она, как солнце, ведёт за собой меня, своего мужа и всех нас. Всех, кто верит в силу Татьяны Агаевой.

Так, в день открытия сочинской Паралимпиады, пока наши спортсмены настраивались на борьбу, Татьяна ставит личный рекорд – первой из инвалидов-колясочников она поднимается на вершину горы Круглица, по маршруту, классифицированному как альпинистский маршрут категории 1Б!

Железные леди,  или Горные феи

Успешно преодолев путь обратно (наша главная задача была - успеть засветло, и мы с ней справились), мы отогреваемся в шатре и делимся своими впечатлениями.

Настроение у всех заметно поднялось – ведь мы победили эту высоту! Философствуем о том, как важно уметь преодолевать собственные страхи. Руслан говорит о неком тумблере – механизме, который не позволяет человеку перенапрягаться.

- Альпинизм – это, прежде всего, большая психологическая нагрузка, - говорит наш инструктор. – Ты поднимаешься вверх и всё время видишь небо и камни, и, кажется, что они не кончаются. Так вот важно правильно настроиться, поверить, что ты сможешь достичь вершины, будь она хоть в семь-восемь тысяч метров. Просто многие люди поворачивают потому, что у них включается тумблер – и человеческий мозг, как самая большая зараза, находит тысячу оправданий, чтобы сделать шаг назад.
Можно уже смело сказать, что всем новичкам нашей команды этот тумблер удалось отключить. Уставшие, и всё-таки довольные, мы пережили ещё одну ночь в холодном лесу, но с горячей печкой и в хорошей компании.

На следующий день мы по тому же маршруту возвращаемся назад. На пути встречаются многочисленные туристы, которые поздравляют прекрасную половину нашей команды с 8 Марта, а один из них настолько восхищен был нашей Татьяной, что устроил небольшую фотосессию, а ещё назвал её феей! Наши мужчины над нами ещё и подшучивать успевали: «Ну и праздник же у вас, девчонки, с приключениями! Ну, ничего – вы у нас железные леди!»

Эх, а ведь кто из нас мог подумать раньше, что поднять инвалида-колясочника в горы – это реальность, а не миф? И надо отдать должное Руслану Колунину, взявшему на себя большую ответственность, дабы организовать сие мероприятие. Не ради собственной славы, а для того, чтобы привлечь внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями и позволить им поверить в собственные силы, в то, что они могут всё.

Отныне Татьяна Агаева – полноправный альпинист, что подтверждает и значок «Альпинист России», который Руслан Колунин вручил ей в понедельник, 10 марта, на пресс-конференции, прошедшей в актовом зале горадминистрации. Также эти значки были вручены ещё двум новичкам – Василию Серых и автору этих строк.