Дальний Восток / Парусный туризм | Спортивный туризм

Под парусом по Амуру и Охотскому морю

1 - 24 августа 2007 г.
Амурский лиман - залив Счастья - залив Рейнеке (Охотское море)
11 августа. Ночной выход из Николаевска-на-Амуре

Мы решали сбегать из порта ночью. Собрав лагерь, вышли в час ночи. Сначала крадучись на веслах шли вдоль порта, потом поставили паруса и тихо скрылись в темноте Амурского лимана. Только когда отошли от порта на приличное расстояние, завели мотор.

Я и Аня спали в палатке, на вахте были Алексей и Олеся. Ночью налетели на «заездок».

Заездок – это постройка на реке для промышленного лова рыбы. От мыса вбивают ряд деревянных свай. Между ними натягивают сеть. Рыба сначала упирается в сеть, а потом попадает в ловушки.

Отталкиваясь веслами, ногами и зубами, выбрались из заездка и решили больше не рисковать, а дождаться утра. Зачалились возле пристани в Чнырнахе. Лагерь не ставили – спали на борту.

12 августа. Чнырнах - стоянка на мели в Амурском лимане

Как стало светать, пошли дальше. Вокруг плескались нерпы и белухи. Огромная рыбы калуги выпрыгивали из воды.

Калуга – огромная хищная рыба семейства осетровых из рода белуг. Это одна из крупнейших пресноводных рыб. Рыба ценна своей черной икрой. Она водится только в устье Амура. Взрослая рыбина весит 300 – 700 килограмм. В одной рыбине – 4 миллиона икринок и 70 килограмм настоящей черной икры! Но первый раз она нереститься только в 18 лет, поэтому ей тяжело дожить до нерестового возраста.

Хотя лов этой рыбы полностью запретили еще двадцать лет назад, местные жители продолжают ее ловить. Дальше на берегах мы часто видели распоротые туши этой рыбы.

Ветер стих, и мы стали заводить мотор. А он опять не работает. Долго Олеся дергала за ручку – все бесполезно. На звук хлопающего мотора к нам подошла моторка. «Может помощь нужна?» - спросили рыбаки. Мы не отказались.

Мужики взялись ремонтировать мотор прямо на плаву. Меня поразило их мастерство - разбирать мотор над водой, все время рискуя уронить что-нибудь в воду, не каждый сумеет. Мы подвязали моторку к тримарану и дрейфовали по течению. Разборка карбюратора проводилась на руках: прочистили, подкрутили, поставили прокладки, и он заработал!

Мотор успели отремонтировать как раз вовремя. Потому что погода быстро портилась. Поднялся ветер, пошел дождь. Мы поблагодарили рыбаков, а рыбаки позвали нас в гости в виднеющуюся впереди деревню Новопокровка. Мы отказались, хотя, забегая вперед скажу, остановились там на обратном пути.

Нас предупреждали, что Амурский лиман – место очень опасное. Ширина лимана от материка до Сахалина – менее тридцати километров, и все это пространство – сплошные мели. Суда идут по двум глубоким фарватерам. Один из фарватеров проходит ближе к материку, а другой – возле Сахалина. Но фарватеры эти достаточно узкие, не имея координат их тяжело обнаружить. В остальном из-за небольшой глубины и мощных приливов здесь короткая высокая волна, сильные течения и много мелей.

Чем дальше мы шли на север, тем глубина медленно, но неуклонно уменьшалась. Попытки менять курс и искать фарватер не привели к успеху. Через какое-то время глубина стала меньше полуметра. Судно стало цеплять песчаное дно, и мотор пришлось выключить. Шли какое-то время под парусом, но все равно сели на мель. Пришлось отправляться пешком на разведку. Глубина во всех окрестностях вокруг тримарана была такая же маленькая. К тому же начинался отлив, и с каждой минутой становилось все мельче.

Мы находились посреди Амурского лимана. На западе в 10 км был материковый скалистый берег, в 15 км - на востоке виднелся низкий берег Сахалина. Все водное пространство вокруг представляло одну сплошную мель, чуть прикрытую водой. В сторону Сахалина стала проступать из воды целая цепь отмелей, на которых собирались птицы. Где проходил узкий фарватер, мы не знали. На обратном пути через этот лиман мы пытались досконально следовать карте, но фарватера в нужном месте не было. Из-за сильных приливов и течений дно лимана за двадцать лет сильно изменилось, и карта уже не соответствовала действительности.

Олеся приняла решение ночевать посреди лимана и ждать прилива. Во время прилива глубина поднимается на метр, и этого будет достаточно, чтобы пройти на нашем судне. Мы бросили якорь и завалились в спячку до рассвета.

13 августа. Уход в Макаровку с приливом

Весь вечер и ночь дул сильный ветер, и шел дождь. Палатка протекала, комфорт был условный. Утром погода только ухудшилась с появлением тумана.

Страшно подумать, что творилось в такую погоду там, где глубина была большая. Мы стояли посреди банки (=мель), здесь волны при любом ветре не могли быть больше полуметра. Хотя благодаря приливу, глубина сейчас была не тридцать сантиметров, а целый метр.

Идти дальше в лиман в такую погоду было нельзя, поэтому мы взяли курс на берег к деревне Макаровке. Когда шли к берегу, перекрестным курсом к нам прошел большой катер береговой охраны «Катран». Мы сначала испугались, что это пограничники, и сейчас нас сцапают. Но, видимо, они охотились за браконьерами, а не за нами. Осадка катера была в разы больше нашей, значит у него был точный GPS трек, и катер шел точно по фарватеру.

Высадились на берег левее деревни и поставили палатки. Скоро к нам в гости пришли три рыбака из деревни. Они решили угостить нас рыбой: один из рыбаков взял сеть, сел в лодку и поплыл от берега. Проплыл двадцать метров, бросил сеть в воду, даже не распутывая, и стал грести назад. Через три минуты у нас было пять живых горбуш.

Затем рыбаки научили нас готовить красную икру. Оказалось, это совсем несложно - требуется только подготовить заранее тузлук (насыщенный солью раствор).

Вечером мы ложками ели самую свежую и самую вкусную икру собственного приготовления.

Потом мы с Олесей пошли в гости к местной долгожительнице. Долгожительница оказалась из местного коренного народа нивхи (гиляки). Ей уже далеко за восемьдесят, в то время как живут здесь в среднем лет по пятьдесят. Мы услышали от нее много интересного про эти места.

В деревне Макаровка, возле которой мы остановились, раньше был целый рыбколхоз, а сейчас постоянно живет всего шесть стариков. Рыбаки, приезжают сюда только в сезон. Вечером в деревне на два часа включают дизель, и дают свет. Дороги сюда нет, телевидения нет, телефонная линия заброшена.

Рыбаки предупредили, что в этом месте на берег выходит медведица с медвежонком и советовали нам жечь костры. Но костер мы жечь не стали, у Алексея было ружье. Он предупредил: «Если что - кричите, буду стрелять».

Но медведи ночью не появились.

Как приготовить красную икру
Тема: Еда и питание. Что и где кушать

Рецепт обработки красной икры несложный.
Но предварительно необходимо сварить тузлук. Тузлук - это насыщенный раствор соли. На 4 литра воды кладется 1кг соли. Ставим все это на огонь и кипятим примерно 5-8 минут. Соль должна раствориться, весь мусор осядет на дно. Остужаем тузлук до 20-25 градусов.

После этого аккуратно заливаем чистым тузлуком икру, чтобы икра утонула в нем. Помешиваем икру в растворе 5 минут. После этого откидываем икру в марлю, чтобы вода стекла. Повторно заливаем икру тузлуком и повторяем процедуру еще 5 минут.
После этого окончательно вываливаем икру на марлю, ждем пятнадцать минут и икру можно есть.
Если хотите приготовить икру для более длительного хранения, то время выдержки в тузлуке необходимо увеличить до 8-10 минут.
Если хотите, чтобы икра хранилась очень долго, то необходимы некоторые химические компоненты: 1гр уротропина, 1гр сорбиновой кислоты, 4гр кипяченого растительного масла. Это все добавляется в тузлук. Вес дан из расчета на 1 кг икры, то есть на 3 литра тузлука.
Комментарии к параграфу
  • Упрощенный способ приготовления тузлука: насыщаем солевой раствор пока не всплывет сырая картофелина, обязательно отделяем икру от пленки ( можно протереть через крупную сетку 8 Х 8 мм - называется "пробивка икры"), засыпаем в раствор (тузлук), помешиваем 3-6 минут (икра из мутнокрпасного цвета превращается в рубиновый) - вынемаем - "пятиминутка" готова. Уротропин - 6 гр. на 45 кг икры - только в бочку, в готовую икру.

14 августа. д. Макаровка - Сахалинский залив

Встали в 6:00, чтобы по приливу проскочить мели, а в 8:00 уже держали курс на север через залив Счастья мимо островов Белякова, Байдукова и Чкалова.

Эти острова назвали в честь экипажа самолета, совершившего дальний перелет из Москвы. Именно на остров Чкалова самолет приземлился много лет назад.

Многие слышали о легендарном перелете Чкалова Москва-Ванкувер в 1937 году. Но ему предшествовал подготовительный перелет на 9700 километров. Сам Сталин, прежде чем отправлять экипаж за границу, захотел сначала проверить его полетом над СССР.

О переименовании острова Удд в остров Чкалов, острова Лангр -- в остров Байдуков, острова Кевос -- в остров Беляков
В ознаменование беспосадочного перелета Москва--Северный Ледовитый Океан--Земля Франца-Иосифа--Мыс Челюскин--Петропавловск на Камчатке--Николаевск на Амуре Центральный

Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
1. Переименовать остров Удд в остров Чкалов.
2. Остров Лангр -- в остров Байдуков.
3. Остров Кевос -- в остров Беляков.
Протокол заседания Политбюро #42, 1936 г.

Покинули спокойный залив Счастья. Вышли в Сахалинский залив и взяли курс на север вдоль побережья. Это уже настоящее Охотское море – ледяная соленая вода, открытое море и большие длинные волны. Погода была ветреная. В районе мысов, где сталкивались ветра и течения, тримаран колбасило не на шутку. Волны шли сразу с двух направлений, и судно все время разворачивало. Во второй половине дня ветер стал крепчать. Нам пришлось высадиться на берег и опять ждать погоды.

Мы зачалились в районе места Коль-2ой. Речка с названием Коль спускалась к морю и шла параллельно берегу. Мы находились в береговой полосе шириной пятьдесят метров. С одной стороны было море, а с другой - речка, отделявшая нас от дремучего зеленого леса.

На прошлой стоянке возле деревни нас уже пугали медведями. Мысли о медведях возникали от одного взгляда на этот темный и неприветливый лес.

После обеда я подошел к речке мыть тарелку. Присаживаюсь на берег. Тайга на противоположном берегу выглядит дикой и таинственной. Поворачиваю голову влево и не верю своим глазам. Посреди речки в пятидесяти метрах от меня плывет медведь, из воды торчит только его огромная голова.

Я протер глаза, но голова не исчезла. Я быстро позвал остальных, по дороге схватил видеокамеру, а Алексей - ружье. Через минуту мы в полном составе были на берегу.

А медведь по-прежнему невозмутимо плыл по реке в нашу сторону, не замечая нас (ветер дул в нашу сторону). Когда наконец-то увидел непрошеных гостей, то, торопливо и неуклюже выбравшись из реки, убежал в лес.

Если здесь бегает медведь, значит это его территория. Здесь не должно быть медведицы с медвежонком – сделали мы вывод. Возникла и другая мысль – если здесь река с рыбой, то это наверняка межвежье место, и мы разбили лагерь рядом с их продуктовым складом!

Медведь на видео

15 августа. Ждем погоду

Запланированный на утро выход не состоялся, сохранялась штормовая погода. Мы решили прогуляться по берегу и посмотреть заброшенные остатки поселения в километре от стоянки. По пути наткнулись на рыбацкую сеть, уходящую в море. Совсем близко от берега возле сети плавал нерпенок. Наблюдая за ним, мы заметили, что он никуда не плыл, а оставался все время на одном месте. Зародились подозрения, что он запутался в сети.

Алексей решил провести спасательную операцию: одев гидрокостюм, он отправился в воду на спасение. Но освободить нерпенка оказалось не так просто. Не понимая, что ему хотят помочь, а не съесть, нерпенок бился в сети как перед смертью. Только с третьего подхода к сети, Леха сумел освободить пленника.

Рыбацкие снасти
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

Даже если вы не умеете ловить рыбу, возьмите с собой сеть. Увидев как рыба плещется на ваших глазах у вас обязательно проснется инстинкт рыбака. Вы будете пытаться поймать рыбу голыми руками, и когда у вас не получится, вы будете рвать на себе волосы, жалея о том что не взяли сеть.
16 августа. - мыс Литке - мыс Мофета - залив Рейнеке

Утром погода была хорошая, и в семь утра мы наконец-то вышли в море. Несмотря на то, что светило солнышко, от воды тянуло холодом. Иногда мы проплывали полосы тумана, иногда плыли вообще в облаках.

Прошли мыс Литке, на котором находился маяк и метеостанция. Ветра не было, шли все время под мотором. Уже темнело, когда мы подошли к мысу Мофета и завернули в залив Рейнеке. На берегу залива светился огонек. Там были люди. Причалили уже по темноте. Первое, что нас удивило, это рыба, шныряющая под ногами возле самого берега. Иногда она выпрыгивала из воды, и хотелось сейчас же ее поймать. После того как развели костер и поставили палатки я попробовал ловить ее руками, но ничего не вышло.

На берегу находилась база рыбацкой бригады. Я подошел, чтобы выяснить, где находится вода и заодно спросить, нет ли ненужной сети, чтобы половить рыбу. «Да зачем тебе сеть, бери руками, сколько хочешь». То, что я увидел, словами не передать.

Передо мной был ручей. И в этом ручье рыбы было напополам с водой. Именно так. Горбуша не умещалась там ни по глубине, ни по ширине. Когда мы приближались, все это стадо начинало рваться вперед, создавая фонтан брызг. Вода в ручье как будто закипала.

Выбираешь понравившуюся рыбину, быстро хватаешь ее под жабрами и несешь на костер. Вот такая там рыбалка!