Однодневный маршрут для начального знакомства с трекингом. Протяженность - 4,5 км. Перепад высот - 450 м. Время прохождения - 3 часа. Подходит для маленьких детей.
зоопарк Сказка - улица Кирова - ручей Буфилья - водопад Верхний Яузлар - скала Ставри-Кая

По Боткинской с ребенком

Участники: я, молодая-здоровая и мой сын 4 лет от роду. Еще была подруга с сыном, но они отказались.

Начитавшись интернетов, где было написано, что до водопада Учан-Су можно добраться по Боткинской тропе, мы с ребенком собрали рюкзаки и пошли искать заветную тропку. Забегая вперед, скажу, что до водопада по ней не дойти, потому как Боткинская тропа заканчивается на вершине скалы Ставри-Кая. А уже от скалы до водопада ведет другая, Штангеевская, тропа.
Мы начали свой путь довольно поздно, около двух часов пополудни. Опять же, из-за недостатка информации сложилось впечатление, что тропа эта является чем-то вроде прогулочных дорожек в парке, поэтому с собой у нас был легкий перекус из сыра, булочки, крекера и воды. И если бы я знала, что придется идти вверх на скалу, может, и отказалась бы от этой задумки. А так не знаешь, чего ожидать, и становится значительно легче )
Вход на тропу нашли быстро, он находится прямо на улице Кирова и помечен стрелками. Этот отрезок может отпугнуть своей крутизной и неудобством, но видимая сложность лишь иллюзия, так как после непродолжительного подъема путь становится обычной ровной тропой среди полянок. На полянке паслись лошади. Красивые лошадки. После тропа углубляется в лес, проходя мимо какого-то странного здания. В этом месте может снова посетить желание развернуться назад, ибо уж очень неприветливо и неухоженно выглядит местность, людей совсем нет, а лес довольно темный. Но увидев камень с высеченными буквами "Боткинская тропа" я поняла, что иду правильно, и мы продолжили бодро шагать.
Лес вдруг поменялся, стал светлым, красивым, как на картинах Шишкина. Тропа широкая, мягкая, воздух наполнен ароматом хвои. Одно удовольствие по такому ходить. Людей по-прежнему не было. Из бора тропа выходит на полянку, напоминающую альпийские пейзажи Адыгеи. Здесь у нас был легкий передых на три минутки, исключительно из-за ребенка. Все-таки это его первая большая настоящая вылазка на трекинг. До этого все больше по городам ходили или по паркам, а это совсем не то.
После альпийской полянки тропа снова уходит в лес. Обычный горный лес. Сбиться с пути нельзя (у меня пунктик - следить за дорогой, потому что в местности первый раз, одна с ребенком и без навигатора), тропа представляет собой как бы лесенку с круглыми бетонными основаниями, похожими на лежащие трубы. Меня снова посетило желание вернуться назад, потому что стало совсем пасмурно, по небу ходили тучи, а промокнуть не хотелось. Плащей мы с собой на брали. Чем выше мы поднимались, тем больше было желание бросить затею с водопадом. С левой стороны за деревьями виднелась Ставри-Кая, и меня начала посещать мысль, что именно туда и ведет тропа. Я подумала, что нафиг нам не надо всяких восхождений, мы просто дойдем до какого-нибудь красивого места, перекусим, и пойдем назад.
Вскоре вышли к оборудованной стоянке возле моста через ручей. Журчал водопад. Я подумала, что как прекрасно все сложилось - ребенок не обманут (я ведь обещала ему искать водопад), погода наладилась, место как раз красивое. Самое время съесть сухпаек и поворачивать домой. Но ребенок сказал, что хочет вон "на ту высокую гору". Посмотрела на часы, подумала, что за час доползем как-нибудь, а вниз бежать всяко проще будет.
Пошли активным шагом. Бедный мой ребенок, не знаю, как он за мной успевал. Почти весь путь он проделал рысцой )) Я, конечно, делала небольшие остановки, чтобы немного передохнуть. Одна из них была на смотровой площадке, на которой живут большие черные вороны, и открывается шикарный вид на Ставри-Каю.
Почти сразу после второго моста тропа начинает крутой подъем. На этом отрезке я подумала, что подруга моя правильно сделала, что отказалась. Они бы тут изнылись. Мы шли уже час или чуть больше и по-прежнему не встретили ни единой души. Это немного напрягало, если честно. Тропа круто поднималась, петляя серпантином. Мы срезали путь, иногда поднимаясь под прямым углом там, где петли были слишком длинными.
Когда оставалось минут пятнадцать до вершины, ребенок устал и задумал поныть. Мы сделали остановку возле какого-то нагромождения камней. Этот участок, кстати, самый сложный из всей тропы. Неудобно пробираться по камням и тащить за собой маленького человека. Попытки нытья были пресечены при помощи встроенного в телефон GPS. Сын увидел, что финиш совсем рядом, и смотивировался. А еще я ему пообещала дать поиграть в Angry Birds, после чего у него открылось второе дыхание ))
Здесь, у камней, наконец-то повстречался нам человек. Сказал, что до Учан-Су от скалы идти примерно час по очень красивой тропе, но с ребенком будет сложно.
Когда мы вышли на прямой отрезок, идущий вдоль обрыва и выходящий непосредственно к скале, второе дыхание вовсю работало уже и у меня, и мы просто бежали бегом. Всё. Финиш.
Красиво. Очень красиво. А осенью в тумане так вообще наверное умереть от восхищения можно. С высоты я видела крыши зоопарка, Ялтинский порт, оранжевые крыши домиков у Учан-Су и бескрайнее море, конечно. Все думала, стоит ли идти к водопаду или просто спуститься назад тем же путем. Решила все-таки спуститься. Погода опять портилась, похолодало, тропы я совсем не знаю, и бродить в случае чего впотьмах да по горам мне не хотелось. Отдохнули и вприпрыжку понеслись назад.
На это путешествие мы потратили, как и обещала табличка, три с половиной часа нашей жизни. Ребенок теперь знает, что такое трекинг. Знает, что такое метки и как искать тропу. Знает, как правильно дышать после крутых подъемов, как дышать на самих подъемах, как правильно подниматься и спускаться, как преодолевать сложные преграды, что очень важно делиться в походе водой, что со встречными людьми принято здороваться и желать хорошей дороги. И конечно, знает, что наш мир очень большой и познавать его интереснее именно так, пешком.