Поездка в усадьбу Дубровицы к Церкови Знамения Пресвятой Богородицы
Москва-Подольск-Дубровицы-Москва

Предисловие.

Не буду писать много по двум причинам.

- Если место и его история вас заинтересовало, то в сети легко можно отыскать множество информации.
- Вторую причину поберегу для послесловия.

30.11.2013 Церковь Знамения Пресвятой Богородицы и усадьба

На высоте обрыва
Воздушно-светозарный храм
Уходит в высь очам на диво,
Как бы парящий к облакам.

Ф. Тютчев

30.11.2013 Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Даты.

Очень коротко пробегусь по особо значимым датам.

Старинная вотчина боярина Ивана Васильевича Морозова село Дубровицы на реке Пахре, в устье речки Десны впервые упоминается в 1627-1627 г.г.
При Морозове был построен деревянный храм Ильи Пророка.
Имение
досталось дочери Морозова Аксинье Ивановне в наследство.

Борис Алексеевич Голицын (1641—1714)
Иван Андреевич Голицын
Аксинья Морозова вышла за муж за князя Ивана Андреевича Голицына.
В 1662 году в Дубровицах был построен новый деревянный храм, богослужение в котором велось до 1690 года

30.11.2013 Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

В 1688 году хозяином имения становится Борис Алексеевич Голицын (1641—1714), воспитатель молодого Петра I.
Деревянной церковь была разобрана и перенесена в деревню Лемешово. 22 июля 1690 года на её месте заложен новый храм.
Храм был освящен 11 февраля 1704 года митрополитом Стефаном Яворским в присутствии Петра I и царевича Алексея. Церковь названа в честь новгородской иконы Знамения Пресвятой Богородицы, которая символизирует примирение. Праздник иконы — 10 декабря.

30.11.2013 Усадьба Дубровицы

Внук Бориса Алексеевича Голицына Сергей Алексеевич в 1750—1753 годах строит усадебный дом в стиле барокко, конный двор, четыре флигеля и хозяйственные постройки.
В 1781 году у задолжавшего крупную сумму поручика Сергея Алексеевича Голицына (внука Сергея Алексеевича первого) усадьбу купил Григорий Александрович Потемкин (1739—1791).
23 июня 1787 года на пути из Крыма побывала в Дубровицах Екатерина II.

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758—1803)
Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов
С декабря 1788 года владельцем усадьбы становится фаворит императрицы, флигель-адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758—1803). Именно для него Екатерина II покупает имение у Потемкина.
При Дмитриеве-Мамонове в классическом стиле перестраивался главный усадебный дом.

30.11.2013 Усадьба и Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Дмитриев-Мамонов Матвей Александрович — неизв. худ., 1-я пол. XI
Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов
В 1803 году владельцем Дубровиц становится сын Александра Мамонова — Матвей (1790—1863).
После 1817 года Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов решил превратить имение в «фортецию». Вокруг всего поместья была выстроена протяженная каменная стена с зубцами, придававшими усадьбе вид средневекового замка.

30.11.2013 Усадьба Дубровицы

Стену, не представлявшую архитектурной ценности, окончательно разобрали в 1930-х годах.
В период 1848—1850 была предпринята первая реставрация храма в Дубровицах, которую возглавил академик архитектуры Федор Федорович Рихтер (1808—1868).
Владельцем Дубровиц в 1864 году стал Сергей Михайлович Голицын (1843-1915). Со стороны реки Десны и частично вокруг усадьбы по его распоряжению была разобрана каменная стена.

Гербовый Зал. фотография 1927 г.
фотография 1927 года

Вот мы и дожили почти до XX века и 17-го года.
Все, что случилось с усадьбой и храмом позднее можно описать одним словом «ПОВЕЗЛО!».
На самом деле нам всем несказанно повезло в том, что мы сегодня можем видеть воочию эту красоту, а не наблюдать разруху и запустение на месте этих великолепных построек.

Фотография 1927 г.
фотография 1927 года

Гостинная. фотография 1927 г.

Послесловие

Я не могу понять. То ли на самом деле "Маршруты.ру" такой молчаливый и непосещаемый ресурс, то ли мои записи и, соответственно, мои маршруты настолько "не в формате" для данного ресурса.
Но писать что-то "в стол" совершенно не интересно.
А здесь (на Маршрутах.ру) совершенно нет никакого общения, обсуждения, хотя бы просто оценки посетителями записей др. друга.
Я заметил, что это касается не только моей страницы.
Участники совершенно равнодушны к чужим отчетом, да и на комментарии к собственным отвечают весьма редко.

Если я не прав - поправьте.
Если прав, то все это весьма скучно. И тратить собственное время на "мертвые" записи мне становится все ленивее.