Поход по Северному Кавказу в район Приэльбрусья со стороны северного склона Эльбруса с 30.04.2017 по 07.05.2017г .
г.Кисловодск - г.Ессентуки - пос.Джилы-Су-гора Эльбрус-г.Кисловодск

Вступление

12 февраля 2017 года я узнал, что планируется поход к северному склону Эльбруса. От организатора Сергея, получил краткий план похода, который выглядел вот так:

Краткий план на май:
30апр День заезда. Размещение в гостевом доме, свободное время, ночевка в гостевом доме. (питание - самостоятельно)
1 мая Завтрак (самостоятельно) 11-00 сбор, пеший маршрут по Кисловодскому парку до горы «Большое седло», спуск по канатной дороге, свободное время, ночевка в гостевом доме. Ужин (самостоятельно). (набор высоты за день 700м, общая высота 1410 над уровнем моря)
2 мая 09-00 – 10-00 Выселение из гостевого дома, нас ожидает микроавтобус – выезд в Джилы-Су (2300м.), подъем с рюкзаками до места размещения нашего базового лагеря (2600м.), разбивка лагеря, обзорный маршрут по окрестностям, ужин, сон.
3 мая Завтрак, поход на целый день через, немецкий аэродром, до «Каменных грибов» (3200м.) (снег начинается с 3000м.) Возвращение в лагерь, ужин, сон.
4 мая Завтрак, поход на гору Сирх (3100м.), откуда открывается неописуемый вид на главный Кавказский хребет во главе с Эльбрусом, возвращение в лагерь, свободное время, ужин, сон.
5 мая Завтрак, поход в верховья реки Кызылкол (3000м.) ледники Эльбруса, как говорят «можно потрогать дедушку Эльбруса за штанину», возвращение в лагерь, свободное время, ужин, сон.
6 мая Завтрак, сбор лагеря, спуск к водопаду Султан, купание в нарзанных ваннах, посадка в микроавтобус, возвращение в Кисловодск, гостевой дом, свободное время, сон.
7мая 10-00 Микроавтобус, гора кольцо, медовые водопады, выселение из гостевого дома, прощание, отъезд.

На тот момент я отнёсся к этому походу как к тренировке по горному туризму, хотел посмотреть, как мой организм будет воспринимать высоту, испытать свою физическую подготовку. В моём понимании северная часть Эльбруса не представляла никакого интереса в плане незабываемых видов и красот. Казалось, это будут просто камни, снег и Эльбрус. Но как же я ошибался! Великолепие этих мест завораживает, горный воздух наполняет лёгкие, а шум горной реки очищает мысли. Но об этом чуть позже.

30.04.2017. День заезда, прошли ~25км

На станции Невинномысская из нашего поезда выгрузилось много туристов. Большая группа водников с КАТами собрались на сплав по реке Б.Зеленчук. Две молодые  девушки спортивного телосложения, которые ехали со мной по соседству, тоже вышли на этой станции. Оттуда организаторы из клуба КП забирали их в Терскол для восхождения на Эльбрус. Пожилая женщина отправилась с этой станции на Домбай. Со мной в вагоне осталась ещё одна женщина, которая очень расхвалила полезность минеральных вод. Несколько лет назад она впервые приехала в Кисловодск на санаторное лечение, её постоянно мучали сильные головные боли. Терренкуры, горный воздух, минеральные воды и другие лечебные процедуры (лечебные грязи и нарзанные ванны) быстро поправили её здоровье. Теперь она каждый год ездит в один и тот же санаторий на майские праздники. Кисловодск встретил меня ясной и тёплой погодой. Поразило количество отдыхающих, это действительно курортный город. Точкой сбора нашей группы был мини-отель «Старый Кисловодск» (тел. 8(928) 373-93-66, Les1973k@gmail.com , г.Кисловодск, ул.Еромолова, д.19, 800 – 1000 руб/чел в сутки) . Я удивительно быстро нашёл отель. Там меня уже встречал Данил. Обедаем в кафе (цены демократичные, в среднем за полный обед 200-300 руб). Пока ждём остальных принимаем решение съездить в г.Ессентуки на прогулку. Электричка Кисловодск-Ессентуки ходит довольно часто, стоит 58 руб и идёт 35 минут.

Есеннтуки 6
Гуляем по городу Ессентуки

Город Ессентуки мне понравился, было по летнему жарко, прокатились на колесе обозрения (150 руб), с которого открывается хороший вид на горы Бештау и Машук. После колеса обозрения прогулялись по территории санатория «Виктория». Там очень красивый сад, огромное количество объектов фотографирования в виде различных фонтанчиков, статуй, альпийских горок и прочих малых декоративных форм.

Есеннтуки 4
Это не Киото и не Токио. Это территория санатория "Виктория"

Зашли в галерею источника «Ессентуки №17», попробовал горячие и холодные «Ессентуки».

Возвращаемся в Кисловодск, встречаем остальную группу на вокзале.

Встреча
Первая встреча

Вечером весёлой и шумной компанией сидим на кухне отеля, знакомимся. Наш организатор Сергей проводит первый вводный инструктаж, распределяет приоритеты и сплачивает группу. Компания собралась отличная, Сергей как организатор – молодец.

01.05.2017. Обзорная экскурсия по Кисловодску, прошли ~30км

Сегодня у нас обзорная экскурсия по Кисловодску. В нарзанных галереях набираем в бутылки нарзан. Набирать нарзан в бутылки прямо из под краников запрещено, но есть специальное место в галерее, где женщина набирает нарзан в вашу бутылку абсолютно бесплатно. Прошли по «Кисловодскому парку» в сторону тропы на Малое Седло. В парке была первая проверка на выносливость, подъём в 400 ступеней, который не всем из группы дался просто.

Лестница
Крутая лестница в 400 ступеней. Испытание коленей на прочность

С Малого Седла открылся первый хороший вид на Эльбрус. Сегодня ясная и жаркая погода, Эльбрус хорошо виден. От Малого Седла к Большому Седлу ведёт очень интересная тропа под высоким обрывом с гротами.

Наскальныя живопись
В одном из гротов кто-то вырезал из камня такое вот лицо

Самым сложным местом на тропе к Большому седлу оказались «берёзки».

Большое седло
На смотровой площадке Большого Седла

Вот, что пишут источники про эти места. Гора Большое седло – самая высокая в окрестностях Кисловодска и Пятигорска. Путь к ней лежит через Кисловодский парк, вверх по тропе третьего маршрута терренкура мимо Храма воздуха, Красного Солнышка, далее на пути встанут Синие горы, представляющие собой группу отвесных голых скал с глубокими трещинами и гротами. Это часть Джинальского хребта. Широкая тропа идет затем по плоскогорью, покрытому густой травой и цветами. Впереди возвышается Малое седло, высота его 1325 м, это на 500 м выше Нарзанной галереи. Отсюда хорошо виден Эльбрус и все Кабардинское плато. В трех километрах от Малого седла находится Большое седло (1409 м), с которого со всей отчетливостью виден не только Кавказский хребет, но и весь район Минеральных Вод. В окрестностях Большого седла в теплое время цветут сотни душистых и целебных трав, наполняя воздух жужжанием пчел и благоуханием. По весне, сквозь снег здесь пробиваются голубые и розовые подснежники, растущие только в горах. Весной в Кисловодск приходит тепло, распускаются деревья, однако, на склонах Большого седла все еще можно найти остатки снега. В Кисловодском курортном парке впервые в России был проложен маршрут для лечебной ходьбы — терренкур. В настоящее время имеется 6 маршрутов терренкура протяженностью от 1700 до 6000 м, берущих начало у Нарзанной галереи. Дорожки терренкура посыпаны красным песком, через каждые 100 метров находятся информационные таблички с указанием расстояния от Нарзанной галереи, крутизной уклона и высотой над уровнем моря

По пути общаюсь с ребятами из группы, знакомлюсь с каждым участником ближе. Вообще все ребята подобрались хорошие и интересные. Знаю каждого только второй день, но все они мне уже стали друзьями. Выходим на Большое Седло (1409м), дует шквалистый ветер, делаем пару фото и начинаем спуск. Со смотровой площадки Большого Седла отличный вид на Эльбрус, видны скалы Ленца (4600-5200м.), восточная и западная вершины, седловина. Вдалеке видны снежники Кавказского хребта. С Большого Седла спускаемся к Храму Воздуха. В Храме Воздуха делать нечего, много людей, душно и вид хуже, чем с Большого Седла. Оказываем мед.помощь молодой девушке с красивым именем Николь. Она каталась на скейте, упала и приложилась об асфальт, сильно ободрала локти и коленки. Не обошлось без казусов. Таня пролила на себя зелёнку, зелёный асфальт, зелёные руки, всё зелёное…..весна же всё таки)) От храма воздуха возвращаемся к канатной дороге. Всего за 200 руб/чел быстро спускаемся в основную часть Кисловодского парка.

Канатка
Канатная дорога в Кисловодском парке

Охлаждаем ноги в горном ручье, рядом купаются дети и загорают местные. Это место называют «Кисловодским пляжем».

Кисловодский пляж 1
"Кисловодский пляж", вода холодная, особо не раскупаешься
Кисловодский пляж
но мы всё равно залезли в воду ))

Обедаем в кафе, сборы и подготовка к завтрашнему отъезду в пос. Джилы-Су. Вся прогулка и подъём на гору для меня прошли легко и без каких-либо проблем в виде одышки или учащённого сердцебиения.

02.05.2017. Заброска в Джилы-Су и переход в базовый лагерь, прошли ~22км

Для заброски из Кисловодска в Джилы-Су нанимаем Соболь и УАЗ. Местные активно зарабатывают на подвозе туристов и, поэтому, найти в интернете необходимые контакты и автомобиль не представляет сложности. Стоимость такой заброски для группы в районе 1200-1500 руб/чел.

Автомобиль
Наш заряженный и загруженный УАЗик, красивые девчата к автомобилю прилагаются

Дорога от Кисловодска до Джилы-Су – опасный горный серпантин, много камнепадов, огромные валуны на дороге, в некоторых местах снежные завалы, которые можно проехать только на внедорожнике.

Дорога 1
Дорога завалена камнями от постоянных камнепадов
Дорога 4
Как-то вот так
Дорога 5
Встречаются и конкретные валуны
Дорога 2
От схода снега на дороге снежные завалы
Дорога 3
На "пузотёрках" здесь делать нечего

С утра ужасно болела поясница, пытаюсь вылечиться кремом Долобене и специальными упражнениями, последствия вчерашней прогулки на 25-30км. Может с непривычки, может плацкарт поезда дал о себе знать, а может просто так у меня проходила акклиматизация. Погода просто отличная, солнечно и около +23 град.Ц. По дороге останавливаемся в «Долине нарзанов», ничего особенного, один источник с невкусным железным нарзаном.

Долина нарзанов
Долина нарзанов. Жёлтая "хрень" под ногами - это типа железный нарзан. Говорят, что очень полезный, но я пить не стал, ржавый гвоздь на вкус должен быть приятнее

Ещё одну остановку совершаем на обзорной площадке, красиво, высоко, вид на горы как из фильма «Аватар».

RQ-ujauWoSc
Вид со смотровой площадки
MHBdsvtzUsM
Ксюха пытается уронить скалу "Кобра". Смотровая площадка
Разгружаемся
Разгружаемся в Джилы-Су

В Джилы-Су ребята принимают радоновые ванны, перекус и выдвигаемся к месту нашего лагеря.

Ванна 1
Радоновая ванна
Ванна 3
плещутся
Ванна
довольные морды ;)

Я не стал купаться, вода в ванной около 20-23 град.Ц., боюсь переохладить спину, которая вроде бы как отпустила. Дорога до лагеря заняла около 2-х часов. Сам маршрут не представляет никакой сложности, да и шли мы в щадящем темпе.

Идём в горы 1
Бодренько вышагиваем строго вверх
Идём в горы 6
Пока ещё не обгоревшие

Немного болит спина, но я стараюсь отвлечь своё внимание от этого и любуюсь потрясающими видами гор. Наш лагерь ставим на поляне Эммануэля на берегу небольшой горной речки Кызылкол.

Долина
Вид на нашу поляну с высоты перевала. В этой долине нам предстоит прожить 4 дня

В 1829 году научной экспедиции во главе с генералом Г.А. Эммануэлем удалось сделать то, что не удавалось никому, покорить вершину Эльбруса. До самой вершины добрался лишь проводник экспедиции — Хилар Хаширов. В команду также входили учёные и художники. Более 1000 человек состояло во вспомогательной службе экспедиции! Однако в самом восхождении непосредственно участвовало около 20-30 человек. Сам генерал наблюдал за их продвижением в мощнейшую по тем временам подзорную трубу. Место нахождения лагеря впоследствии стало называться поляной Эммануэля, куда сегодня приезжают сотни туристов. Здесь же находятся база МЧС и альплагерь по подготовке к восхождению на Эльбрус.

Ставим лагерь (в первый раз я применил на своей палатке штормовые натяжки, сильный ветер практически сложил её) и отправляемся на 2-х часовую обзорную прогулку по местности.

Лагерь 2
Ставим лагерь
Лагерь 1
Вид на наш лагерь и горы
Суслик 2
Суслики в шоке, бдят за нами каждую секунду
Суслик 1
Наши соседи на ближайшие несколько дней

Поражает своей красотой каньон реки Кызылкол, идём вдоль реки по обрывистому склону вниз по течению от поляны Эммануэля.

Горными тропами
Горными тропами вдоль шумной реки

Река Кызылкол в ущелье шумит и кипит, по волосам гуляет ветер, ощущаю тонкий и незабываемый аромат свободы, походной жизни.

Ущелье 2
Под ногами бурлит река Кызылкол
Ущелье
Тропинка идёт вдоль обрыва, но вид на каньон потрясающий

С нами местный пёс, который явно раньше нас учуял другой запах -  приближающегося ужина.

Незапланированный 14-ый участник нашей группы - Пёс

На ужин традиционная гречка с тушёнкой. К вечеру значительно холодает, утепляемся.

03.05.2017. Первый выход к Эльбрусу,Лунная поляна, прошли ~22км

Утро пасмурное, идёт небольшой дождь. После завтрака надеваем дождевики и отправляемся к Эльбрусу, который с утра скрыт низко висящими облаками.

Мы
Готовы к покорению вершин. Зачехлились по самые помидоры

Вдоль реки поднимаемся до Немецкого аэродрома (2900м), который почти не видно из-за начинающегося снегопада.

Немецкий аэродром
В этот день Немецкий аэродром мы почти не видели, но на следующий день он будет выглядеть вот так

В этом месте в первый раз увидел снегоизмерительные столбы. Представляют собой вертикальный железный столб с поперечно приваренными планками через каждые 20 см, через каждый метр более длинная планка и так до 3 метров. Впервые понял, зачем нужны очки, белое полотно снега слепит своей яркостью. К тому же здесь уровень ультрафиолетового излучения в несколько раз выше, чем на уровне моря, для глаз очень вредно. Даже в такую пасмурную и снежную погоду многие из нашей группы умудрились сильно обгореть. Я и Артём поставлены замыкающими. Мне идти очень легко, только немного продолжает беспокоить поясница. Впереди нас идёт Алексей, видно, что ему идти тяжелее, но он продолжает борьбу со своим организмом. Со временем и мне становится тяжело идти, так как я постоянно ждал Алексея и таким образом сбивал свой темп и дыхание, а в горах это неприемлемо. После Немецкого аэродрома выходим на крутой и длинный снежный подъём.

Горка 3
Длина горки порядка 300м, перепад высоты около 140м. Кто думает, что это просто, просто попробуйте, там ещё и кислорода не так много
Горка 1
Подъём на гору. Мы рубим ступени, ни шагу назад...

За подъёмом попадаем в небольшое ущелье, где нет ветра, решили перекусить заранее заготовленными Сникерсами. Отныне это место я буду называть не иначе как «Сникерсы».

Сникерсы
"Сникерсы"

Во время перекуса принимаем решение идти на 3500м, а потом спуститься к «Грибам».

Идём в горы 2
Идём на перевал,снегопад начинается
Идём в горы 3
Поднялись от "сникерсов" на гребень...высоко, красиво

Планировалось, что к этой высоте мы выйдем из снежного облака. На 3500м снегопад усилился, видимость значительно ухудшилась. На «Лунной поляне» (3450м) принимаем решение возвращаться, погода совсем испортилась, дальнейшее продвижение становится небезопасным.

Лунная поляна
Лунная поляна, высота 3500м, начинается снегопад

Эту поляну так назвали из-за отсутствия растительности и общего сходства с лунным ландшафтом. Россыпь мелких камней из вулканической лавы, холод, ветер – смотреть не на что, но мне понравилось. С чашечкой горячего чая из термоса я с довольным лицом развалился, упёршись на локоть и пенопопу на «лунной поверхности», и наблюдал как замерзают девушки из нашей группы, обдуваемые всеми ветрами.

Метель 3
#СерехаХдеМы ? Это шо, луна? Откуда блин валит снег?.....отовсюду!
Метель 2
Уносим ноги....дело пахнет керосином
Метель 1
За несколько минут видимость упала до минимума, чуть было не заблудились, вышли по треку навигатора

Я, Ксения и Таня в этот день дежурные по лагерю. Спускаемся к «сникерсам». Я и Таня принимаем решение оторваться от группы, которая идёт довольно медленно и быстро спуститься в лагерь, чтобы к приходу группы приготовить ужин и горячий чай. От «сникерсов» до «немецкого аэродрома» весело и быстро съезжем на попе с высокой снежной горки. Классное развлечение, скорость такая, что становится страшно.

Горка 2
Классная горка, съезжаем "со свистом" как по маслу

В лагере идёт дождь, всё отсырело, я начинаю подмерзать. Пара чашек горячего чая и я укутываюсь в свой спальник. Высокая влажность, сырая одежда, сырой спальник – настоящее испытание для иммунитета. Лагерь лёг спать часов в 9 вечера. По сегодняшнему дню остаётся сказать, что высоту 3500 метров перенёс очень легко, была всего пара сложных моментов: первый - замыкающему тяжелее всего и второй - мой спальник отсырел, потому что я его неправильно положил в палатке, нужно было до последнего его оставлять в пакете. А так мой сегодняшний выход я сравнил бы с хорошей активной прогулкой.

04.05.2017. Пошли по "грибы", прошли ~22км

Всю ночь небесная канцелярия баловалась переключателем «снег-дождь». Моя часть палатки стояла чуть ниже основной половины, под ковриком собралась лужа. Пришлось подложить под него пенопопы, чтобы спать не в воде, хотя я уже ничего не терял – спальник всё равно был сырой. У меня закончились в этот день влажные салфетки, но это не беда – вся туалетная бумага отсырела и стала влажной. К 9:00 погода над нами сжалилась и порадовала солнышком, начало припекать. Сегодня идём на «Грибы» (3200м). Я и Артём опять замыкающие. По дороге поём с ним песни из русского рока, потом переходим на военно-полевые песни, в общем, весело проводим время.

Идём в горы 7
Подъём в горы по узким тропинкам
Идём в горы 8
потом по снежникам
Идём в горы 4
Вдоль снежника наверх, внизу каровое озеро, сверху снежный карниз, потенциальное место для схода лавины, опасное местечеко

Сегодня «дедушка Эльбрус» показался нам во всей красе. С «Грибов» отлично просматривается траверс на седловину, скалы Ленца, обе вершины, видно несколько групп на траверсе. На «грибах» у нас обед бутербродами и орешками, фотосессия.

Грибы
Грибы, такие скульптуры получаются выветриванием
Грибы 3
Грибы 4
Красиво
Грибы 2
Вид с грибов

После отдыха начинаем спуск. Мы с Таней опять принимаем решение вырваться от группы и быстро спуститься к лагерю. Таня планировала помыть голову до того как испортится погода, а мне просто хотелось физ.нагрузки, так как медленный подъём для меня дался крайне легко и я не чувствовал усталости. С Сергеем, который ведёт основную группу, условились выйти на связь по рации после нашего спуска в лагерь. На спуске снова катимся с горок на попе, весело и быстро, жалею, что нет с собой сноуборда.

На подходе к лагерю решаем свернуть с тропы, по которой шли на подъём, и уходим по другой тропе, которая разбивается по гребню каньона на нижнюю и верхнюю тропы, не пожалели. Нижняя тропа очень опасная, но с неё открывается отличный вид на глубокое ущелье с грохочущей по камням горной речкой.

Опасная тропа 1
Глубокое ущелья прямо под нижней тропой
Опасная тропа 2
Справа слабо видно очертания самой тропы, слева обрыв с шумной горной рекой

На нижней тропе на первом снежном завале набиваю ступени и мы с трудом проходим дальше. Но в итоге упираемся в снежный карниз, который нависает над пропастью метров на 20. В таком месте любое неверное движение или сдвиг карниза и можно почувствовать дыхание смерти. Принимаем решение карабкаться вверх по отвесной стене к верхней тропе. Наверное, это был единственный момент похода, когда мне стало действительно страшно, но страх оберегает нас от необдуманных и опасных для жизни поступков. Мы уходим наверх наиболее безопасным маршрутом. Нашему дурному примеру последовали ещё 2 туриста, которые, должно быть, подумали, что мы хорошо знаем эту тропу, и которым в итоге тоже пришлось карабкаться по стене. На верхней тропе упираемся в интересный «камень-лицо», идём вперёд и выходим на крутой спуск.

Камень лицо
Камень-лицо

В этот раз я даже немного устал. По возвращении в лагерь связываюсь по рации с основной группой, они ещё далеко. Готовимся к ужину, погода опять портится. Вечером ребята устроили дискотеку и раздавили «лимоновку». Гуляли шумно и весело, местные суслики ругались из своих норок как могли, но туристов уже было не остановить.

Банный день
Банный день в лагере
Туристы отдыхают
05.05.2017. гора Сирх, прошли ~18км

С утра погода радует лучами солнца. Умываюсь чистейшей ледниковой водой в горной речке. На утро у нас каша, приготовленная на белом нарзане - источник минеральной слабогазированной полезной воды прямо недалеко от лагеря. Отправляемся на гору Сирх (3100м).

Идём в горы 5
Крутой подъём на гору Сирх
Горы 2
Изумительный вид с вершины горы
Я
На вершине горы Сирх 3100м
Горы 1
Отличный вид на горы
Лунная поляна и грибы
и на то место, куда мы ходили вчера. Это лунная поляна (большое плоское плато) и грибы (бугорок слева от плато). Всё кажется мелким, но ширина плато порядка 1 км, длина километра 3-4 приблизительно на мой взгляд

Сирх немного древнее Эльбруса. Когда конуса Эльбруса ещё не было, гора Сирх являлась наивысшей точкой Кавказа. Гора носит сакральный характер, некогда на её вершине жрецы совершали свои обряды. Считается, что гора стоит на вершине гребня кратера древнейшего вулкана, в кальдере которого процветала древнейшая цивилизация, так как вулканическая активность создавла искуственный тёплый микроклимат в этой области (прямо как в фильме «Земля Санникова»). На вершине горы обедаем и спускаемся вниз. Программа небольшая, маршрут недалёкий, но физически утомляет. На гору введёт крутой подъём. С горы открываются потрясающие виды гор и долин. Эльбрус сегодня закрыт облаками. К вечеру погода опять портится и становится довольно прохладно, идёт дождь с градом. В пути сегодня провели всего 4 часа. Ужинаем недоваренным рисом, но все устали и жуют с удовольствием.

06.05.2017. Возвращаемся в Кисловодск, пройдено ~19км

Ночью было морозно, звездное небо, с утра на палатке образовалась корка льда.

Эльбрус 1
Эльбрус при свете Луны
Эльбрус 6
Наш лагерь ночью

Утром долину быстро согрело яркое солнце. Эльбрус сегодня ослепляет своей белизной.

Эльбрус 2
Эльбрус днём
Эльбрус 3
Вид из палатки
Эльбрус 5
Ослепляющая белизна Эльбруса

Идеально прозрачный воздух позволяет рассмотреть группы, которые пошли сегодня на штурм вершины. Им очень повезло с погодой. Говорят, что в такую погоду с Эльбруса можно увидеть Чёрное море. В лагере суета, сборы. Возвращаемся в пос.Джилы-Су.

Идём домой
Возвращаемся в Джилы-Су

Поднимаемся к водопаду Султан. От водопада сильные брызги и ветер. Всей своей силой и мощью он обрушивается с приличной высоты прямо к нашим ногам.  Мои горные лёгкие штаны промокли насквозь за 30 сек., куртка выдержала.

Султан 1
Водопад Султан, под водопадом стою я
Султан 2
Грохочущая громадина

По дороге делаем остановку в кафе «Вдали от жён». Отличная шурпа из баранины и чебурек на высоте. Цены тоже на высоте, скромное блюдо обошлось в 350 руб.

Кафе
Сидим в кафе шумной и весёлой компанией

В Кисловодске огромное количество отдыхающих. После чистейшего горного воздуха в городе пыльно и душно. Отдыхаем и собираем рюкзаки. На следующий день у нас отъезд.

07.05.2017. Кисловодск, Ессентуки и поезд домой, прошли ~16км

Сборы домой. В Кисловодске +26 град.Ц. Сегодня едем на гору Кольцо и Медовые водопады. На горе Кольцо много людей, все топчутся туда, сюда, стены исписаны надписями в стиле «Здесь был Коля», вид с горы так себе. На горе Кольцо делаем пару фото и уезжаем. Достопримечательность посредственная, скорее, просто контрольный пункт для отметки, что «я здесь был» и «я был в Кисловодске».

Кольцо 1
Гора Кольцо
Кольцо
Слева мусор, на стенах надписи, пыльно и бродят толпы людей

Дорога на Медовые водопады очень пыльная и разбитая, но идёт строительство новой дороги, так что уже в следующем году там будет хорошая асфальтовая дорога. На Медовых водопадах тоже огромное количество туристов, хотя после водопада Султан в пос. Джилы-Су здесь смотреть особо-то и нечего.

Медовые водопады. Слямзил фоточку из интернета
MUxsTHUAOhs
Медовые водопады. Это фото тоже из интернета. На этом фото нет людей. В действительности там толпы народу.

После небольшой пробежки вдоль этой местной достопримечательности наша группа размещается в кафешке и угощается местными блюдами, впрочем, довольно вкусными. После обеда возвращаемся, едем в Ессентуки гулять.

Есеннтуки 1
Местные молодожёны настолько суровы....Замок с Кавказским колоритом, Поршень, должно быть, с заниженной и тонированной лады седан баклажан
Есеннтуки 2
Гуляем по парку
Есеннтуки 5
Снова катаемся на колесе обозрения
Есеннтуки
Делаем фото на память

Вечером у нас поезд, едем домой!

Наша группа состояла из 13 человек, из которых 7 девушек и 6 парней. Все очень сдружились за это время, мы вместе провели незабываемую неделю. Огромное спасибо организатору Сергею, за воплощение идеи этого похода и огромное спасибо всем участникам за хорошее настроение и новые знакомства.
Грибы 5
Группа в полном составе на фоне Эльбруса на высоте 3200м
Серёга
Сергей - организатор похода, главный заводила и шутник
Лёха 1
Лёха - прёт как танк, медленно, но верно
Алина
Алина - ушла в поход на всё лето
Данил
Данил- вдохновитель Олиных текстов
Оля
Оля - редкое воплощение красоты, спортивности и чувства юмора
Ира
Ира - девушка Лёхи
Лёха
Лёха - парень Иры
Наталья
Наталья - наша красивая аптечка с кремом от загара )))
Юля

Ксюша
Ксюша - хорошая девочка
Таня
Таня - принесла в горы кальян, чем порадовала остальных, наша красавица
Артём
Артём, наш несменный замыкающий, запевающий и запивающий, термосоносец и просто хороший парень
Я
Я, Денис - автор отчёта
Коротко по моему снаряжению и подготовке.

Эта глава для тех, кому интересно как готовиться к горному походу и что брать с собой в горы. Как только я твёрдо принял решение, что иду в горы, я начал свою техническую и физическую подготовку. В тренажёрном зале я перешёл с силовых упражнений к упражнениям на выносливость и рельеф, просто уменьшив вес снарядов и увеличив количество повторов. Особое внимание уделял коленному суставу и пояснице, так как знаю, что это мои самые слабые места. С помощью специальных упражнений укреплял мышцы ног и спины. За месяц до похода я подключил к своим тренировкам пробежки. Бегал по пересечённой местности по 6 километров с кардиомонитором, удерживая сердечный ритм в «кардиокаридоре». Важно помнить, что при кардиотренировках определяющим будет не интенсивность и продолжительность тренировки, а её регулярность.  Продолжительность тренировки должна быть от 40 мин до 1 часа! Специальные техники позволяют проводить кардиотренировки за 20-25 минут, но это более сложная и индивидуальная техника, которую лучше проводить под присмотром профессионального тренера. Есть различные формулы для расчёта границ пульса, в том числе и с учётом веса и физиологических данных спортсмена, но я дам наиболее простую и точную формулу.

Верхняя граница пульса рассчитывается по формуле:

(220 ударов/мин – возраст – пульс покоя)*0,8+пульс покоя

Нижняя граница пульса рассчитывается по формуле:

(220 ударов/мин – возраст – пульс покоя)*0,6+пульс покоя

Мои границы составляют в районе 148-168, я держал во время бега пульс на уровне 155-157. Чтобы удержать такой пульс при моей степени тренированности приходилось бежать довольно медленно, поэтому за 1 час я пробегал всего 6-7 км.

Теперь коротко по снаряжению.

К сведению, хорошо зарекомендовали себя в горах газовые баллоны KOVEA с содержанием изобутана 75% и пропана 25%.

Я прикупил себе парочку термофутболок с длинным руковом и одну синтетическую футболку для занятий активными видами спорта (там типа крой специальный и сеточка в местах скопления пота). Поверх футболки нужно обязательно одевать флиску. Лучше не скупиться и приобрести себе настоящую нормальную флиску. Очень круто, когда ты вспотел, флиска влажная, снимаешь её, просто встряхиваешь несколько раз на ветру и  одеваешь почти сухую флиску, все капли пота с неё слетают как с лепестка лотоса. В Декатлоне я приобрёл куртку мужскую для походов FORСLAZ 100 QUECHUA за символические 3500 руб. Наверное, это было самое приятное и полезное приобретение. Куртка мне очень понравилась, очень практичная и удобная. Я стоял несколько секунд в ней под водопадом и она не промокла, даже вещи в карманах остались сухими. В Декатлоне приобрёл солнцезащитные очки TRIBORD для плавания на лодке. Здесь главное, чтобы у очков была степень защиты от ультрафиолета UV-400. Жёсткий чехол для очков приобрёл в Фикспрайсе за 70 руб. (в набитом рюкзаке без чехла очки просто могут сломаться, а без очков в горах никак нельзя). Также взял с собой гамаши (фонарики, непромокаемые гетры), 2 пары шерстяных носок (для носки и для сна), лёгкий свитер, тёплую куртку, комплект термобелья для сна, треккинговые палки, тёплые перчатки, шапку, пенопопу, коврик, дождевик, фонарик, 3 комплекта сменного нижнего белья, зимний спальник - это то, что в походе пригодилось, остальное берётся по желанию. Для выходов в горы приобрёл себе в Триал-Спорте треккинговые ботинки Mammut T Advansed GTX за 9240 руб. Ботинки со своей задачей справились отлично, держат хорошо на скользких участках склонов, ногам очень комфортно и тепло (на высоте пользовался шерстяными носками), почти не промокают (если не опускать в воду) и быстро сохнут (только не сушить на костре!). По сухим местам на коротких выходах ходил в обычных кроссовках с ортопедической стелькой. С собой взял 2 пары брюк, утеплённые горнолыжные и лёгкие полиамидные брюки для горного туризма с системой «квик драй» (быстрая сушка). По полиамидным брюкам у меня неоднозначное мнение. Конечно они удобные и лёгкие. Но, не смотря на заявленные свойства, практически сразу промокли у водопада просто от брызг. Однако, очень быстро высохли. Материал брюк не очень ноский, так как в конце похода нижняя штанина была уже с потёртостями.