Джилы-су - Северный Приют - Эльбрус Восточный - Эльбрус Западный - Приют 11 - П.Азау

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Эльбрус опасная гора, поднимайтесь только при хорошей погоде, лучше не ночуйте выше 4000, назревает ..опа - бегите вниз. Вы ещё нужны своим близким и друзьям, поэтому без фанатизма, плиз.

Так как летний горный сезон прошел мимо нас, мы решили на недельку выехать в горы. Куда ехать вопросов не было - конечно Кавказ, так как дёшево и сердито. А на Кавказе конечно на Эльбрус, так как выше всех. Также я и Илюха хотели заехать к Николаю Олейникову и зайти на Эльбрус с севера, потому что красиво и людей мало.
А чтоб жизнь сказкой не казалась, подняться решили с севера на Восточную, а спуститься на юг.
Нас вдвоём не выпускали, поэтому мы судорожно принялись искать третьего и нашли Павла.
Так собралась у нас «интерклубная» команда: я, Илья, Паша – «Плющиха», МГУ, «Вестра». Все ни разу не были на вершине.

График подъёма продумали такой:
129.08 источники Джилысу - Поляна Эмануэля (2500) +акклиматзация до Аэродр ома
230.08 Поляна Эмануэля (2500) - приют Олейникова (3800) - Гребень выше "Аэродрома"(2800)
331.08 Гребень выше "Аэродрома"(2800)- приют Олейникова (3800)
401.09 приют Олейникова(3800) - скалы Ленца (4800) - приют Олейникова (3800)
502.09 приют Олейникова (3800) - верх скал (5200) - ранклюфт на скалах Ленца (4800)
603.09 ранклюфт на скалах Ленца (4800) - Эльбрус Вост. (5621) - скалы Пастухова (4800)
704.09 скалы Пастухова (4800) - Эльбрус Зап. (5642) - скалы Пастухова (4800)
805.09 запасной день
906.09 отъезд
А в итоге вышел такой:
129.08 источники Джилысу - Поляна Эмануэля (2500) – ночёвки №1 выше «Сухого ручья»()
230.08 ночёвки №1 выше «Сухого ручья»() - приют Олейникова (3760) – ночёвки №2 на плато около горы Треугольник ()
331.08 ночёвки №2 на плато около горы Треугольник () - приют Олейникова (3760) – мульда в нижней части скал Ленца () – ночёвка №3 приют Олейникова (3760)
401.09 ночёвка №3 приют Олейникова (3760) – ночёвка № 4 скалы Ленца (4560)
502.09 ночёвка № 4 скалы Ленца (4560) – начало «купола»(5350) – ночёвка №5 скалы Ленца (5150)
603.09 ночёвка №5 скалы Ленца (5150) - Эльбрус Вост. (5621) – Седловина (5340)- Эльбрус Зап (5642) - скалы Пастухова (4800) – ночёвка №6 поляна Азау
704.09 Азау - Кисловодск
805.09 Кисловодск
906.09 отъезд
Причины изменений:
Первые две ночёвки поменяли из-за хорошего самочувствия участников, а также из-за привязки в воде. Мы здесь были в мае, везде был снег и вода. В августе воду нужно было искать. 2 сентября не пошли на вершину из-за погоды. А ночёвку h 5150 сделали в связи с более-менее благоприятным прогнозом погоды. Обе вершины в один день сделали т.к. погода позволила, были силы, лень было потом подниматься на Западную, да и вообще это «круче»?

1.«Где я? Кто я?...»
Около 13-30 мы приехали на «поляну Эммануэля» . Ехали 4 часа на «буханке» от Пятигорска вперемешку с соляркой и мешками цемента (благо у меня обоняние отключилось в связи с болезнью).
Здесь расположены вагончики МЧС, отметились у спасателей. Встретили майского знакомого – Аркадия. Теперь он местная знаменитость, после статьи в известной газете к нему теперь люди едут чуть ли не со всей страны. Его история действительно удивительная.
На ночёвку №1 решили подняться, т.к. на поляне Эммануэля было достаточно много народу, в том числе и «цивилов» из города, т.к. были выходные и многие из них ехали на Джилы-су на пикник. Поднялись легко до Аэродрома ок. 50 мин. Минут 15 шли по нему, поднялись по «Сухому ручью», он действительно сухой с таким ярко выраженным промытым руслом, что нас регулярно «глючило», что он полон чистейшей воды. Дальше вдоль него вышли в котловину h 3050, тут поискали воду, нашли ручей стекающий от г.Треугольник. Встали на ночь.
Погода: Весь день солнечно, немного облаков.

8:30 – Выехали из Пятигорска
13:30 – Приехали на поляну Эммануэля.
15:10 – Вышли с поляны Эммануэля от базового лагеря.
16:05 – Привал.
17:20 – Пришли на стоянку у «сухого ручья». Проходили аэродром где в войну самолеты садились. Ручей и на самом деле оказался СУХИМ. Нашли воду.

Координаты ночёвки №1 - N 43°24.338` E 042°29.549` h 3076
Трансфер и проживание на Северном приюте : Олейников Николай
Телефон: 8(928) 310-2403 E-mail: info@severelbrus.ru
Кисловодское поисково-спасательное подразделение (с мая по сентябрь дежурят на «поляне Эммануэля») адрес: г.Кисловодск, пр.Победы 24, т. 8-87937-2-07-02 (оперативный дежурный), тел.факс 8-87937-2-77-71, нач. Кисловодского ПСП Морозов Анатолий Анатольевич.
2.«Туда-сюда»
Встали, поели. Оставив палатку и спальники, всё остальное понесли на Северную хижину (3760). Поднялись примерно за 3 часа с получасовым привалом. Шли вроде легко. Меня сильно мучило больное горло, решила не гнать, чтоб совсем не свалиться. Илья пёрся как паровоз, Паша тоже не отставал. От ночёвок влезли на гребень, ведущий к пирамидальному возвышению, который некоторые называют Треугольник. За ним начинается плато, с него по гребню морены ледника Уллукель поднимаются почти до самого приюта. В кармане этого гребня нашли ручей, место защищено от ветра, решили вечером перетащить туда лагерь. После гребня нужно влезть на сыпуху h около 150m.
Вид с плато у г.Треугольник
На хижине нас встретили песни В.Высоцкого, смотритель напоил нас чаем с чебрецом, выделил домик для вещей. Николай Олейников ещё не подошёл. Потом на спуске мы встретили его с ребятами, которые помогали ему груз наверх забрасывать. Он молодец, приют всё улучшает-достраивает (совершенству нет предела).
Илья, Николай и самовар. На Хижине.
Спустившись на плато у г.Треугольник мы не пошли на нашу ночёвку напрямик, а решили зайти на «Грибы». Это толи выветренные, толи вымытые, толи кем-то выточенные каменные образования в виде грибов, они находятся локально на самой оконечности плато. Эти достаточно большие «грибы» стали объектом нашего лазанья. Чтоб к ним попасть, нужно по плато двигаться вниз на восток, достаточно долго, но мимо них не пройти.
Грыбы
Колхозник и рабочая на «грибе»
От «грибов» по тропинке спустились в котловину h 3050 к нашей ночёвке. Собрали остатки вещей и по уже пройденному пути перенесли лагерь на плато у г.Треугольник. Не логично, но первый раз мы не стали рисковать и тащить лагерь наверх, т.к. не знали будет ли вода до Приюта или нет. Этот незапланированный подъём позволил нам на следущий день сделать акклиматизационный выход на высоту 4600, что ускорило нашу «акклимашку».
Погода: Весь день солнечно, немного облаков.
Хронология от Паши:
8:40 – Выход. До Северного приюта и обратно. Оставили палатку и часть вещей для бивака. Остальное взяли отнести на Северный приют.
9:10 – Привал.
9:20 – Выход.
10:10 – Привал.
10:20 – Выход.
11:10 – Пришли на Северный приют. Эльбрус во всей красе! Высота 3750м.
12:20 – Выход после чая за столиком с потрясающим видом на Эльбрус.
13:55 – Пришли к палатке. По пути зашли на каменные грибы.
15:20 – Выход после отдыха и перекуса к ночевкам под подъемом к Северному приюту. Берем с собой остатки вещей. Подустали.
16:00 - Привал
16:15 – Выход.
17:00 – Пришли на стоянку перед подъемом на Северный приют.

Координаты ночёвки №2 - N 43°23.772` E042°28.730 h 3483

3.«Мама забери меня обратно..»
Ночью вспомнила, что Паша просил воды набрать на завтрак, чтоб за ночь не замёрзла. Выгнала Илью из палатки в туалет, а заодно и за водой. Илья со сна всё выполнил, но на утро от него «по ушам получила», т.к. ручей не пересох?
Встали около 6-00. Пофоткала Эльбрус, сияющий в первых лучах солнца. Позавтракали, сделали зарядку в стиле восточных единоборств и с чувством, толком, расстановкой пошли наверх. К Хижине вышли через 40 мин. Переоделись, попили чаю, собрали заброску и в 11-00 выдвинулись выше. Далее следует идти примерно до конца моренного гребня, ведущего от хижины в сторону Эльбруса. С гребня вышли на ледниковый склон Мингитау, здесь кошки и связки нужны. Пошли в обход зон трещин. Сначала на ледниковую «ступень», а потом «в лоб» к первым нижним камням под скалами Ленца. От них набор ещё ок. 100 м. по первых скал. Ох и тяжёл этот подъём, и психологически, и при не достаточной «акклимашке», ребятам ещё и рюкзак мешал (мне было так плохо, что я его не чувствовала). Идёшь-идёшь, а скалы не приближаются ни на метр. Кто идёт медленно, кто быстро, кто серпантином, кто «в лоб» - в общем мы друг друга достали?. Добрались до мульды, это самый низ скал Ленца. Здесь удобно посидеть отдохнуть, но от сильного ветра здесь не укрыться, лагерь здесь ставить нельзя.
В мульде на скале висит табличка в память о группе ульяновцев, и в назидание тем, кто считает Эльбрус лёгкой горой.
В мульде
Вид на Западную из мульды.
У Ильи сил было много, он сходил ещё метров на 70 наверх, место ночёвки разведал. Потом мы с ним во льду у скалы выдолбили две ямы, сложили туда палатку, еду на три дня, пуховки и личные вещи и придавили всё камнями. Поднимались ок. 4,5 часа. Вниз дошли за полтора часа.
За ужином думали, что завтра делать. Казалось, что мы слабаки, ходим медленно и тяжело, болеем и «умираем». Решили посмотреть на погоду.
Погода: Полдня солнечно и ясно, после 12-00 стало затягивать облаками, причём снизу из долины.
Хронология от Паши:
8:20 – Выход. Погода супер.
9:00 – Пришли на приют. Пьем чай и фоткаемся на фоне Эля.
10:50 – Выход до скал Ленца. Идем по леднику в связке.
12:35 – Привал. Облака снизу незаметно подкрадываются к нам.
12:45 – Выход.
13:35 – Привал. Дышим много и часто…
13:40 – Выход.
14:20 – Привал у первых камней.
14:30 – Выход.
15:30 – Вышли к скале с мульдой у которой оставили вещи, которые забросили с приюта на верх. Сильная одышка. Самочувствие так себе. Встретили спускающихся МЧСников с туристами.
16:20 – Выход. От скалы идем обратно вниз.
16:40 – Привал.
16:50 – Выход.
17:10 – Привал.
17:20 – Выход.
18:00 – Пришли на приют в сильном тумане. Погода к вечеру немного испортилась. Ночуем на приюте в вагончике. Ночью кто-то растопил какой-то дрянью печку дым шел прямо к нам в вагончик и мы чуть не задохнулись. Ночью поднялся ветер я подумал что погода испортилась и уже мысленно попрощался с вещами которые оставил у скал Ленца.

Полезная информация: остановиться в домике на хижине можно за 500р. с человека. Можно конечно и в палатке радом, но в домике тепло, удобно и ветра можно не бояться. Николай может предложить маленькие домики на 3-4 чел. и для большой группы «шайбу», в мае мы жили в основной хижине с печкой.
Координаты ночёвки №3 «Северная Хижина» - N 43°23.394` E042°28.454 h 3748
Мульда - N 43°22.166` E042°27.967 h 4574
4.«Это ж мля горы!»
Выспались, спокойно позавтракали. Погода отличная, ветерок дует. Собрались и, не разделяя скептики обитателей Хижины, выдвинулись наверх. Задача у нас была дойти до ночёвки у скал Ленца. С этим справились легче, чем накануне. Дальше развязались. После мульды двигались наверх огибая справа скалы, пока слева не увидели скалу с памятным крестом (думаю в память об ульяновцах) Около неё есть места для палаток, где мы встали на ночь. От себя предупреждаю, что без хорошей ветрозащитной стенки стоять там опасно. Мы не без споров построили таковую. Я считаю лучше «перебдить, чем недобдить», а ребята считали, что я излишне перестраховываюсь.
Бугорок под скалами, это наша палатка
Выпили 4 кастрюли чая и не все поужинали, но с удовольствием съели подвергшиеся заморозке консервированные персики.
Вот так
Погода: похуже, чем накануне. Облаками затянуло пораньше. Вечером умеренно похолодало, и облачность отступила, ночью был небольшой ветерок.
Вечером погода улучшилась
Хронология от Паши:
11:45 – Ветрено но светит солнце Погода ничего. Вышли на скалы Ленца. Так и не узнав новый прогноз погоды. По старому завтра планировалось ухудшение
12:45 – Привал.
12:55 – Выход.
13:50 – Привал.
14:00 – Выход.
14:50 – Привал.
15:00 – Выход.
16:00 – Пришли к Скале с мульдой и нашим вещам.
17:00 – Пришли на стоянку на скалах Ленца. Боимся непогоды, поэтому строим стенку ветрозащиты и тщательно закрепляем палатку.

Полезная информация:
на ночёвки в скалах Ленца стоит решаться только в случае крайней необходимости, т.к. места все хорошо продуваются. Если идти налегке, то штурмовать нужно с Хижины. При ухудшении погоды, стоит «брать ноги в руки» и по-быстрому спускаться (это рекомендует также Н.Олейников). Не стоит надеяться пересидеть, можно оказаться в худшей ситуации.
При ночёвке использовать качественные ветроустойчивые палатки, а также вещи необходимые для экстренного спуска иметь под рукой в первой готовности.
Координаты ночёвки №4 - N 43°22.083` E042°27.987 h 4658

5.«И наше первое … пускай пройдёт на высоте»
Собирались встать в 1-00, а в 2-00 выйти, но проспали и вышли около 4-00. Пока мы собирались, наверх налегке прошла коммерческая группа. Очень потихоньку мы пошли наверх, сначала справа от скал, потом левее между двумя небольшими грядами камней, вышли в верхнюю часть скал. Выше метров на 100 заметили коммерческую группу, мы их нагоняли. Погода испортилась, дула неприятная позёмка, вершины затянуты, но идти можно, и надежда не потеряна. Добрались до купола, на высоте 5350 встретили руководителя коммерческой группы. Они дошли до камней выше купола и повернули назад. Запугали нас, что по прогнозам пришёл циклон и, выше началась «линза». Мы решили тоже валить вниз до 4658. На верхней части скал руководитель группы, по совместительству МЧСовец посоветовал нам ночёвки. Они показались нам абсолютно рисковыми, т.к. скал там нет, только камни. Так же при нас он по рации связался с базой и узнал свежий прогноз погоды на ближайшие 12 часов, за что ему «нижайший поклон».
Где-то там осталась вершина
Прогноз оказался хорошим: урагана не должно было быть, умеренный южный и юго-западный ветер и облачность. И мы решили спустить до 4800, там были ещё одни предполагаемые ночёвки. На высоте 5150 чёрт дёрнул нас обернуться, как на зло вершины были чисты, небо синее и солнышко. Здесь в наших рядах произошло смятение: часть желала идти наверх, часть могла идти только вниз. Решили для крепости духа испить чаю. Пока сидели и собирались доставать горелки, в голову пришла шальная мысль встать на ночёвку прямо там. Нашлось укромное маловетреное местечко с севера под маленькой скалкой на месте снегового наноса. С юга мы были защищены от ветра, оставалась срыть полметра снега, насыпать ещё полтора метра площадки и с запада построить стенку. Так просто, но это мы делали 3 часа. Лопаты мы не брали, работали ледорубом и ногами, да и тяжеловато было, высота таки. Со второй попытки поставили палатку и расположились внутри.
Наше пристанище
Выпили 3 кастрюли чая, все слегка поужинали. В течение всего действа были очень потешными «коматозами». Пока не стемнело дул хороший ветер, так что тент пришлось подпирать, но по большей части мы были защищены скалой. Нам ПОВЕЗЛО - ветер действительно был южный и юго-западный. Встали в 23-30, в 1-30 вышли.
Погода: неустойчивая, вершины то затягивало, то раздувало. Ветер, достаточно тепло. В середине дня снега не было, остальное время небольшая пурга. Часа в 22 всё более-менее стихло.
Хронология от Паши:
Около 4:00 – Выход. Планируем взять вершину. Видели поднимающихся людей прошедших мимо нашей палатки.
Доходим с привалами до высоты 5350м. Погода ухудшилась, идет снег и дует ветер.
8:00-9:00 встречаем спускающихся МЧСников с группой. Говорят что непогода и лучше нам успеть до 12:00 или спускаться… Узнаем у них прогноз погоды. Бури не будет. Ветер обещают 3-8м/с ночью и утром даже ясно. Решаем спускаться до 4800м. По пути вниз погода улучшается, мы находим неплохое место под палатку и решаем заночевать на высоте 5150м.(10:00). У всех очень сильная одышка, хочется лечь и ничего не делать, тяжело передвигаться. Несколько часов расчищаем и готовим место под палатку.
14:00-15:00 – Поставили палатку. Ветер дует достаточно сильный, и солнце сменяется снегопадом.

Полезная информация:
Крайне не рекомендую ночевать на верхней части скал Ленца, без свежайшего прогноза погоды. Ветер может быть значительной силы. За этот сезон со скал спустилась группа с обмороженными руками, когда рвало палатку, они держали её. Также рекомендую иметь хороший акклиматизационный график, т.к. с такой высоты очень легко спуститься с отёком всего чего только можно. На вершину можно запросто подняться с высоты 4650 даже с рюкзаками, главное не проспать.
Координаты ночёвки №5 - N 43°21.468` E042°27.640 h 5165 к координатам относиться очень скептически, т.к. место абсолютно не обустроенное (даже не горизонтальное).
6.«Это он! Это он!»
Илья и кошки
здесь был наш дом

Вышли в 1-30. Дошли до верха скал, с этого места начинается неприятный подъём по куполу. Неприятный, потому что не крутой и не интересный. Шли в направлении выхода скал, торчащих выше. Обошли их справа по ходу и вышли на перемычку. Тут стало ясно, что цель близка, появился энтузиазм и мы «рванули» направо по гребню кратера. По пути каждый пупырь нам казался вершиной, но в итоге мы дошли. На вершине металлические памятные пирамидки. Было темно, холодно и ветрено. Над Грузией сверкали далёкие молнии. На востоке светилось небо.
Ребята на Восточном Эльбрусе 5621. Лица горят энтузиазмом.
Холодно однако

Вернулись полпути по гребню назад, посидели-попили чаю и начали спуск на седловину. Солнце выглянуло из-за горизонта и Западная порозовела. Спускались сначала по камням в направлении снежного участка. По снегу спускаться стало веселей, пока не поняли, что под нами в некоторых местах есть пустоты. Ах вот они фумаролы! Сколько о них слышали и только увидели. Аккуратненько вдоль камней спустились на седловину. Нашли в вырытых ямах аварийные палатки, которые вроде поставили МЧСовцы на всякий случай. Целой оказалась одна, все остальные порваны. Ребята решили опять приготовить и испить чаю. Просидев с ними 40-50 минут, поняла, что на Западную они уже особо не собираются.

С каждой минутой азарт таял. Мне стало холодно и лень потом в следующем сезоне ещё раз подниматься уже на Западную. Погода была образцовая. И мы решили подниматься
последние шаги
В 8-00 зашли, сфоткались.
А в 16-30 были уже в кабаке на п.Азау.
Хронология от Паши:
1:30-2:00 – Выход. Небо ясное, но дует неприятный сильный и холодный ветер.
4:50 - Пройдя по периметру кратера, вышли на Восточную вершину. Было темно, холодно и все были очень рады… Сделали фотки
6:00 - Спустились на седловину.
6:30-7:00 – Бросили рюкзаки и пошли на западную вершину.
8:00 – 9:00 – На западной вершине.
10:00 – Очень длинный, протяженный и тяжелый спуск к бочкам Гарабаши
15:00 – Бочки Гарабаши (Воды! Где вода!?). Канатка не работает… Машины не ходят… Блин! И ни одного магазина… В общем потрясающие условия для туристов! Добро пожаловать на Эльбрус – Самую высокую точку Европы!
16:30-17:30 - Азау и все прелести цивилизации снова с нами!

Координаты Эльбрус Восточный - N 43°20.809` E042°27.228 h 5625
Координаты седловина - N 43°20.901` E042°26.840 h 5368
Координаты Эльбрус Западный - N 43°21.152` E042°26.274 h 5658

Дальше писать не интересно, за три запасных дня, которые мы потратили в Кисловодске, мы превратились в растения.