Хроники отмороженных

IMG_9225 IMG_9225
IMG_9375 IMG_9375
IMG_9383 IMG_9383

Начнем с того, что отправились мы на край света на тойта приусе. Тойота приус - это вот: http://www.millioncars.ru/cat/hybrid/toyota/prius/2010/ Данный факт упомянут специально для пущего эффекту, но об этом позднее.

Стартовали из почти бесснежной Москвы 30-го декабря в 8 часов утра во тьме.  Через Ростов Великий к обеду были в Вологде-где. Где и начали уже выискивать интересные настоечки производства Великий Устюг, например - в подарок друзьям от деда Мороза. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается, а время нас поджимало, поэтому посмотреть резные палисады толком не удалось.

А в ночи внезапно наступила любимая Карелия со снегом и тайгой и деревянной придорожной гостиницей ( отопление плохое, но вай-фай присутствует). И в 10 утра 31-го декабря все еще темно, но красота кругом такая, что даже фотоаппаратом не передать. Ярко-малиновая заря разлита в темно-синее небо над самым горизонтом, и гигантские ели по обе стороны трассы засыпаны снегом с ног до головы, и стаи тетеревов, следят за нами с березок, «и снова дикий олень несется в алый рассвет…»

Через несколько часов после Медвежьегорска мы пересекли   Полярный круг, та-дам! Солнце село около 17 часов, чтобы не взойти для нас теперь двое суток. К Мончегорску тайги совсем не стало, дорога завиляла между сопками, в небе же заполыхало засветило - мы въехали в тундру и на Кольский полуостров.

Мончегорск - город-техногенка, сплошная промзона в огнях металлургических комбинатов. Вспомнился наш местный Липецк -  при хорошей погоде и ясном небе над городом всегда виден непроницаемый серый купол из выбросов и взвесей тяжелого производства. Так и проехали мимо - справа техногенная иллюминация, слева небесные светопредставления. Полного сияния, кстати, мы так и застали, за все время нашего путешествия температура не опускалась ниже минус 10, небо было в облаках постоянно.

Итак в начале 11-го вечера, вывернув из-за очередной сопки, наконец-то, мы увидели впереди огромную светящуюся надпись «Город-герой Мурманск», а это означало, что на сегодня трассе конец и Новый год все же суждено встретить шампанским. Как же мы ошибались.

Тундра-арктика

IMG_9227 IMG_9227
IMG_9229 IMG_9229
IMG_9232 IMG_9232
IMG_9241 IMG_9241
IMG_9324 IMG_9324

Устроившись по скорому в совковской ведомственной гостинице для командировочных, где обязательно нужно указывать цель приезда, мы решили, что неплохо встретить Новый год в центре под елочкой с местным населением -  обеспечить так сказать минимальную тусовку. Захватив шампанское, отправились на троллейбусе искать центр.

Город, надо сказать, сразу произвел гнетущее впечатление – ощущение, что последний ремонт осуществлялся как раз после войны, не покидало по мере продвижения к центру. Позже мы просто решили, что здесь отсутствует всякая мэрия, администрация и т д, точнее впали в зимнюю спячку, поэтому новых зданий не строится, ремонт в городе не делается, а жители в Новый год развлекают себя как хотят сами. Хорошо, что елку на главной площади вообще поставили, какая там уж музыка или культурная программа. Расстроенные таким зрелищем до предела, свернули мы с центральной площади в скверик за гостиницей Север и обнаружили там монумент-не монумент, но некую инсталляцию, где внизу памятник героям, а наверху смотровая площадочка, на которой ровно в 23 59 у нас и не открылось шампанское - пробка замерзла и сломалась впритык к горлышку. Так мы и встретили 2013-й соком, решив что это знак и на троих пьющих в новом году будет в мире меньше.  Утро 1-го января началось, если верить часам в 12, если верить сумеркам за окном -  вообще не началось. Полярная ночь - это не тьма тьмущая, которая длится полгода. Просто солнце встает в 12 и заходит в 16, в промежутке же над городом висят довольно светлые сумерки.

К памятнику Алеше мы попали как раз засветло и смогли полюбоваться и пофотографировать самый красивый вид на город и грузовой порт Мурманска. Правда с высоты нас чуть не сдуло, ветра там гуляют неслабые.  Здесь на высоте был, безусловно, важный, но далеко не конечный пункт путешествия, ведь нам надо еще дальше на Север.

Поселок Териберка – один из немногих открытых населенных пунктов на берегу Северного Ледовитого океана в Мурманской области, куда не нужно заранее заказывать пропуски, находится в двух часах езды от областного центра, поэтому справки о возможности проезда туда на машине мы начали наводить еще летом. В интернете полно отчетов о путешествиях в Териберку летом на рыбалку по полярному дню, но летом - это не наш выбор. Скоро-скоро стемнело, а тундра вокруг распрямилась, исчезли и без того маленькие редкие деревца, впереди начиналась арктическая пустыня. Дорогу постепенно стало заносить, собиралась небольшая вьюга. Пейзаж вокруг поражал разнообразием -  где небо, где земля непонятно, все белое, и ничего не видно. Если бы не стоящие через каждые 10 метров по обеим сторонам дороги специальные столбики, любой транспорт просто не мог бы ориентироваться в такой мгле. Снегоуборочные машины же встречались нам каждые 20 минут. В такие моменты всегда задумываешься насколько сильно человек зависит от стихии. Но наш приус, во многом благодаря опыту водителя, благополучно добрался до рыбацкого поселка, чтобы уж там то сесть на пузо в сугроб между домами и сараями. Следующий час ушел на соответствующие развлечения, сопровождаемые замерзающими руками и носами под ледяным арктическим ветром. Сам факт выкапывания машины в 9 часов вечера 1 января на краю света в условиях полярной ночи уже приблизил статус самого лучшего нового года в моей жизни.

А потом поехали искать океан. Никогда не спрашивайте дорогу у местных жителей - это мы поняли еще в 2008 году в городе Ахтубинске, но как-то подзабылось. Десять опрошенных все указывали в разные стороны, и куда бы мы не ехали везде натыкались на дамбы, непроходимые сугробы и всяческое отсутствие дороги. А может быть в Териберке просто любят разводить приезжих. Океан кстати нашли сами по навигатору, перелезли через сугроб, побродили по отливу, подышали ледовитым воздухом, пособирали ракушечек, офигели от осознания того, что все, дальше-то некуда, мы на краю земли. После всех приключений да под сносящим ветром стало как-то резко не до купания, но ноги помыли.

На Юга

IMG_9455 IMG_9455
IMG_9460 IMG_9460
IMG_9475 IMG_9475

На юг, значит на море, подумали мы и взяли курс на Кандалакшу, этот город-курорт на Белом море. Ничего особенного мы не ожидали кроме возможности переночевать хоть где-то.

Кандалакша же решила сыграть на контрасте с подразочаровавшим Мурманском. Городок – зимняя сказка, чистый и чищеный, снежные деревья, как из «Морозка», всюду подсветка и светодиодные скульптуры и даже в холле гостиницы какие-то светящиеся олени, добавляющие уюта и новогоднего колорита. Все же, наверное, какие хозяева, такой и город.

Наутро, впрочем уже засветло, мы были на беломорском заливе, покрытым льдом и снегом. Множество рыбацких домиков на берегу, лодки, оставленные зимовать, почерневшие причалы, далекие лыжники на заливе, рев снегоходов, серьезные лайки у магазина, мороженая корюшка и бальзам из брусники. Белое море.

Домой решили аккурат проехать между Озерами, поужинать в Петрозаводске и заночевать в машине возле мотельчика, в котором утром и позавтракать. Да, маленький приус раскладывается внутри таким образом, что в нем могут комфортно разместиться три человека и ноутбук с фильмом. Всю ночь мы слушали завывания собак, и не могли понять, откуда их столько на трассе. Ну две-три живут при мотельчике, а тут как целая стая воет. А утром оказалось, что в 100 метрах от нас расположен питомник ездовых лаек. Следующий час до завтрака ушел на знакомство с собаками, в основном западносибирскими и русскими лайками, сибирскими хаски, но были и два аляскинских маламута, невероятно добрых и огромных, финская лайка и ненецкая оленегонная. Такие питомники по моему мнению единственная приемлемая форма содержания подобных собак, где они каждый день получают требуемую нагрузку и соответствующий уход. Мода на содержание сибирских хаски (непременно голубоглазых) в квартирах в качестве собак компаньонов кажется мне весьма прискорбной.

А дом все ближе, и вот уже Ленинградская область на пороге и тепло и сыро, и крепость Старой Ладоги перед нами. Монастыри – особое место для путешественников. После долгой и сложной дороги тут тебе чай на травах, пирожки из печки, особое умиротворение, «покой и свобода». Монастырь Старой Ладоги оказался какой-то вовсе хипповый. Чего стоит объявление о том, что женщинам без платков, в брюках и джинсах проходить МОЖНО и вообще ходите в чем хотите мол, только не в шортах и купальниках. Пожертвований НЕ НАДО, приносите лучше шанцевый инструмент, а мы еще цветочков тут посадим. И не кормите, ради Бога, бедную собаку, она уже болеет.

Ну и как можно было не прогуляться по самой крепости, порядком уже отреставрированной. От первоначального кремля 11 века остались только стены, да и то наполовину сделанные заново.

К ночи 3-го января мы вернулись в Москву, сделав таким образом за эти дни около 4 000 км, и обретя на каждого по грамоте «Пересекшему Северный Полярный круг».

В ЦФО за время нашего отсутствия немножко насыпало снега, а мне надо было ехать домой в Тамбов, а значит, еще на 400 км южнее. Ощущение «широка страна моя родная» присутствовало в нас по полной.