Всего в Дагестане я побывал два раза. Первая моя поездка состоялась благодаря приглашению друзей. Доехал я просто из Москвы в купе до Махачкалы, поколесил по ее окрестностям, съездил в горный город Кумух, совершил восхождение на священную гору лакцев Вацилу, а потом через Махачкалу доехал до Великента, где мои друзья археологи копают самые северные телли мира. Эти телли возникли в 4 - 3 тыс. до н.э. и оставлены были куро-аракской археологической культурой. В Дербент я приехал на следующий день, после того как здесь побывал Путин. Побродил по цитадели города Нарын кале и заночевал в археологическом лагере. Где бы я не побывал, мне был оказан очень радушный прием, впервые почувствовал, что значит быть на Кавказе кунаком.
 

башня Дербентской крепости башня Дербентской крепости
аксакалы аксакалы
женская баня женская баня
дахна дахна
дербент дербент
Дербентская стена Дербентская стена
вид с горы на цитадель Нарын-калу вид с горы на цитадель Нарын-калу
вид на цитадель Нарын-Кала вид на цитадель Нарын-Кала
мунча - руины бань в цитадели мунча - руины бань в цитадели
раскопки в Нарын-Кале раскопки в Нарын-Кале
вид на цистерну в цитадели вид на цистерну в цитадели
сарматский жертвенник сарматский жертвенник
зиндан зиндан
вид на цитадель от "ворот джихада" вид на цитадель от "ворот джихада"
Нарын-Кала Нарын-Кала
одна из 40 песридских крепостей в горах одна из 40 песридских крепостей в горах
Орта-капы Орта-капы
орта-капы орта-капы
надпись среднеперсидского времени на стенах Дербента надпись среднеперсидского времени на стенах Дербента
улочки Дербента улочки Дербента
Джума мечеть Джума мечеть
Суварские ворота Суварские ворота
могилы 40 мучеников могилы 40 мучеников
Кырхляр Кырхляр
петроглифы петроглифы
вид на дербендскую крепость с юга, Паласасырт вид на дербендскую крепость с юга, Паласасырт
Баб уль Абваб – Ворота ворот, так называли Дербент арабы. Дербентский проход еще с древности привлекал внимание людей как самое узкое место между отрогами большого Кавказского хребта. Какие только народы не штурмовали эти укрепления и не пытались их захватить! Последний раз цитадель Дербента Нарын-кала была захвачена во время гражданских волнений всего 10 лет назад. Культурные слои, исследуемые археологами внутри цитадели, возвышаются почти на 20 метров. Раскапывая верхние слои археологи находят осколки дореволюционных бутылок и винтовочные гильзы, а стены избиты пулями, здесь проходили бои и расстреливали людей. Деникинцы, вместо того чтобы идти на освобождения Петербурга, свернули в Дагестан, здесь они грабили и насиловали за что, естественно, довольно быстро были вырезаны местным населением.
Сегодня Дербент тихий провинциальный город славящимся своим лимонадом и его многочисленными подделками со вкусом хорошо настоянной резины. Весь Дагестан изобилует памятниками исторической природной и культурной ценности. Так, здесь в поле может просто так валяться изумительный сарматский жертвенник, стоять старинная заброшенная мечеть, сохранившийся портал которой изумит вас своей изысканной красотой. Говорят, что Дербенту сегодня насчитывается около пяти тысяч лет, вполне возможно, так же как и Дамаск, город всегда привлекал людей своим расположением в уникальной климатической зоне. Летели столетия и правители каждого вновь создаваемого государства на этой территории, осознавая важное стратегическое значение этого района, пытались соорудить здесь крепости, пытаясь перегородить проход от нежелательных вторжений.
В древности Дербент имел почти мистическое значение. Люди считали, что могучие стены этого города сложили по приказу самого Александра Македонского (Зу-л-Карнайн (двурогий)), для того чтобы защитить цивилизованный мир от ужасных Йаджудж и Маджудж, нашествие которых предвещает конец света. «Говорят, что Йаджудж и Маджудж обитают здесь. Их два вида. Говорят, что Йаджуджи ростом выше Маджуджей – с разницей от одного до полутора локтя, меньше или больше этого» - писал Ибн Хордадбех.
Первые наиболее мощные укрепления, находящиеся на границе между современными Дагестаном и Азербайджаном, с построил персидский шах Йездигерд. Крепостная стена шестиметровой толщины «Ворот Чора» была сложена из сырцового кирпича. Но гунны взяли и разрушили проход Чора, опустошив Персию. Белые гунны хайлангур при участии сабир, фактически правили в это время на Кавказе и систематически вторгались в земли Персии и Византии. И персы, желая как-то укрепить свои северные рубежи, постоянно пытались укрепить проход между морем и горами в районе Дербента. В 507 году гунны предложили охранять Дербентский проход от нашествий с севера, но, не осознавая, что может существовать какая-то еще большая опасность, чем гунны, персы выпросили деньги на охрану этих рубежей и сами блокировали проход. Но уже на следующий год воинственный народы гунны и сабиры опустошили Каппадокию, Галатию и Понт.
Понимая, что от Каспийских ворот зависит процветание сразу двух империй персидский шах Ануширван в 531 году вновь захватывает проход Чора и пленяет вождя охранявшего этот проход. Встретившись с царями гуннов и сабиров – предков нынешних чувашей, падишах Ануширван предложил союз, введя в иерархию персидской империи их знать, но, подослав ночью людей с приказом поджечь имущество, а на утро предложил «в знак дружбы» между не совсем доверяющими друг другу народами построить между ними крепостные укрепления Дербенда. С этого момента начинается возведение самого грандиозного сооружения Европы - укреплений Дербента. По сведениям Истахри все эти земли «были представлены в их исключительное пользование без всяких расходов для правительства».
Персия и Византия, два непримиримых соперника, развязавших между собой войну из-за того, что персы заняли эти земли, а Византийцы пожалели денег, чтобы выкупить их и отказывались посылать войска для охраны этих укреплений. В итоге стороны сошлись в необходимости строительства таких укреплений.
Две грандиозных стены начинаясь от цитадели Нарын кала уходили к морю Далее по отвесным отрогам гор стена Даг-бары уходила за 40 км в горы пока не упиралась в неприступную гору и пропасть. 40 крепостей этой стены охраняли 40 народов переселенных сюда специально из различных уголков персидской империи.
В долине за северной стеной города Дербента начиналось княжество Сувар. Оно являлось одной из главных причиной этого строительства. Ворота, выходившие через город на север, так и назывались Суварские. Построив Дербентские и Дарьяльские укрепления Хосров Ануширван наложил запрет на пересечение этих укреплений аланами и гуннами, но не прошло и полвека, как сама персидская держава пала от рук приверженцев новой религии – ислама. В это время, Европейская часть России и Восточный Кавказ были частью Хазарского каганата.
Вера в то, что через сто лет после появления ислама произойдет конец мира (акыр заман) придало небывалую силу верующим, они не копили и не берегли свои жизни, в результате почти все земли от Атлантического океана до Тибета перешли в их подчинение. Но на севере арабы столкнулись с невиданным до селе отпором со стороны хазар. И только через сто лет беспрестанная война с хазарами принесла свои плоды, арабы прошли по Волге до Самарской области и перешли Днепр на долго опустошив северные земли, а затем занялись вырезанием Дагестанского населения.
Возможно, осада Дербента оказалась бы безуспешной, если бы к мусульманам не пришел один перебежчик из хазар. В душе он принял веру захватчиков, теперь же логично оказалось и делом предать свой народ. По его совету арабы «отравили кровью воду, поступающую в город. После чего жители ал-Баба в количестве 1.000 семей ушли из города». Арабы, захватив Дербент, занялись перестройкой его стен и заселением его соплеменниками.
Спустя несколько веков, люди считали, что такие укрепления было под силу построить только Александру Македонскому (Зу-л-Карнайну – двурогому, то есть полубогу получеловеку) против мифических варварских северных народов йаджудж и маджудж (Гог и Магог) угрожавших спокойствию мира. Дрвение так описывали этот мифический народ севера: «Мы спросили (люди Ибн Хордадбеха) тех, кто был там: «Видели ли Вы хоть одного из этих Йаджуджей и Маджуджей?» Они припомнили, что видели один раз некоторое их количество на горе. Подул страшный ветер и бросил (Йаджуджей и Маджуджей) в их сторону. Рост их на глаз пядь с половиной»
Аббасидский халиф ал-Васик биллах (842-847), узнав, что в стене, воздвигнутой Александром между нами и Гогом и Магогом есть трещина, прислал для обследования этого повреждения переводчика Саллама, который мог говорить на тридцати языках. Салам доставил подробнейший отчет об укреплениях города и для убедительности сковырнул ножичком кусочек размером с пол монеты, чтобы предъявить его ал-Васику. По его описаниям Железные ворота этих укреплений снабжены торчащим в замке ключом, длиной в полтора локтя. «Он имеет двенадцать зубцов, каждый из зубцов как пест ступки. Обхват ключа четыре пяди; он прикреплен к цепи, припаянной к двери. Длина цепи восемь локтей, она имеет четыре пяди в обхвате. Кольцо, прикрепляющее цепь к двери, подобно кольцу катапульты».
«И я спросил одного из присутствовавших жителей крепости: «Имеют ли эти ворота какой-либо недостаток?» Они ответили: «Никакого, кроме этой трещины. Трещина эта проходит по ширине словно тонкая нитка». Я спросил: «Вы хоть немного опасаетесь за ворота?» Они ответили: «Нет!..». «На правой створке ворот — сверху — на древнем языке (ал-лисан ал-аввал) железными буквами написано: А когда придет обещание Господа моего, он сделает это порошком; обещание Господа моего бывает истиной».
Арабы понимали значение Дербендских укреплений «Если бы Бог не вдохновил царей Персии построить Дербент и его стены, также, как другие замки на Восточном Кавказе, нет сомнения, что цари хазар, аланов, сарирцев, тюрков и других народов дошли бы до областей Бардаа, ал-Ран, Байлака, Азербайджан, Занджан, Абгор, Казвин и Хамадан, а также до Дайнавара и Нахаванда (находившегося в зависимости от Куфы и Басры соответственно) и вплоть до Ирака».
Дербентские укрепления это не только крепостные стены города – это целая сеть городов-крепостей в Дагестане и Азербайджане. В 855 - 874 гг. сын правителя Табаристана Ибн - Хордадбэх так описывал укрепления Дербента, крепости, ворота, народы, ведущие в соседние княжества: «Среди 360 «ворот» Кавказа укреплений при горных проходах, мы встречаем Баб Сул (Дербент), Баб ал-Лан (Дарьял), Баб ал-Шабиран, Баб Лазика, Баб Барика, Баб Самсахи, Баб Сахиб ас-Сарир, Баб Филаншах, Баб Карунан, Баб Табарсараншах, Баб Лираншах и Баб Ануширван».
В 860 е годы после распада халифата тюрки захватили власть в Дербенде и стали отсюда совершать вылазки на северные территории Дагестана.
В Х веке Дербент стал еще более неприступен, но цепь укрепленных стен и замков, не принадлежала одному Ширвану. Стены Дербента простираются от вершины Кавказских гор до «хазарского моря и выдается в море на три мили». Образующаяся между ними бухта перегораживалась цепью. Аль - Абваб «состоит он из 360 замков, тянущихся до Баб - Алан, из них 110 замков во владениях мусульман до земель Табарсеран, а остальные находятся в землях Филан и Сахиб-ас-Серире до Баб - Алан».
В 1071 году йагма Буга Тюрк назначает Алп-Арсланом правителем Дербента, Буга -тюрк заселяет Кавказскую Албанию иранизированным тюркским населением – азербайджанами.
Был еще один проход через Кавказские горы находился он в Дарьяльском ущелье и именно через него вторгается в 1223 году сорокатысячная армия лучшего полководца Чингиз-хана людоеда Субетея-бахадура разгромившего алан и трехсоттысячную русско-кыпчакскую армию на реке Калке, но потерпевшего унизительное поражение от Волжских Булгар.
Дербент занимает особое место, среди достопримечательностей Кавказа уж слишком много исторических событий предопределивших настоящее России произошло именно здесь.
Где-то в этих районах произошло одно из великих сражений. Состоялась бы сегодня Россия, если бы в 1380 году войска Тамерлана не уничтожили армию Золотой Орды и не насыпали из убитых тел гору, которая была видна путешественникам за три дня пути. Войска Тамерлана вернулись назад с территории современной Мордовии у самой границы с русскими княжествами, предоставив шанс на развитие Орде Залеской, как тогда называли землю русских княжеств заселить и освоить опустошенные земли.
В 18 веке шах Ирана Надир захватывает Дербент. Всем жителям города он приказывает собраться у пятничной мечети. Но на его призыв откликнулась лишь половина жителей города. Тогда Надир шах приказывает выдрать у собравшихся жителей один глаз, а у не явившихся все два, и приказывает закопать их на площади у джума мечети, а на этом месте установить каменный столб, который до сегодняшнего дня стоит на этом месте.
Кстати, о самом здании Джума мечети, ученые считают его одной из самых ранних христианских церквей на территории России. Здесь в Дербенте похоронено тело византийского военачальника, прозванного Георгием Победоносцем. Возможно, этот храм и есть то самое место, возле которого он был погребен. Еще одной христианской достопримечательностью возможно является крестовое в плане помещение 350-х годов ушедшее по самую крышу в землю в цитадели города Нарын-кала.
Еще одним значимым местом является городское кладбище Кырхляр. Здесь в специально отведенном месте покоятся тела сорока мучеников – борцов за ислам времен хазаро-арабских войн. Это место паломничества для мусульман, приносящих сюда поминальные конфеты и печенья. Местный, добродушный молодой мулла читает молитвы и ведет беседы с паломниками на житейские темы. Само кладбище уникально, длинные каменные стелы усыпали всю эту долину, здесь находится много уникальных и довольно древних могил.
Осмотрев достопримечательностей Дербента, я обошел крепостные стены города, и постарался сфотографировать все древние надписи и петроглифы. С товарищем поднялся на вершину горы возвышающейся над городом, где вновь поднял старый упавший межевой камень. С горы открывался прекрасный вид на всю долину вплоть до Азербайджана, на город и на море.
С группой молодых археологов прошелся до вершины другой горы по древней дороге вдоль вала и нескольких руин персидских крепостей. На вершине этой горы посетили руины древней крепости. Обратный путь шел по углубленной в землю персидской дороге. По дороге посетили Пир – священное место, на котором, возле священного дерева было выстроено некое сооружение в виде стола с надписью, явно мусульманского содержания «Да воздастся каждому по вере его». Здесь висели какие-то пиджаки и пальто, местные жители приносят их сюда для бедных. Вдоль тропинки попадались крупные деревья, усыпанные сладкими ягодами – шелковицей.
Кто-то из местных принес в лагерь сведение, что нашел вход в какую-то пещеру. С товарищем пошли осматривать это место. Километрах в 3 нашли вход, оказалось, что это остатки водопровода построенного до революции. По дороге осмотрели дахну. Дахна – это место, куда зороастрийцы клали умерших. Плоть съедали дикие животные и птицы, а кости собирались и укладывались в кувшины-оссуарии и захоранивались в скалах между небом и землей, так как по их верованиям ничто не должно осквернять землю. Здесь несколько лет назад археологи во время раскопок нашли очень редкую монету чекана Дербента. В этой дахне лет десять назад жил небольшой цыганский табор.
Рассказывали, что в этом ущелье несколько лет назад жила диковатая женщина. Как-то один из местных жителей проходил мимо и слышит, что его кто-то окликает, Оглядывается никого нет. Оказалось, что она забралась на вершину высоковольтного столба и оттуда его кличет.
Археологический лагерь был расположен в кедровой посадке, вечерами мы компанией сидели за столом и спорили на теологические темы, попивая чаек. Кстати, возле рынка, в Дербенте зашел в какую-то чайхану, купил у толстой продавщицы чурек к которому прилагалась бутылка грушёвого лимонада. Первый же глоток поверг меня в шок, чистая резина на вкус и на запах. А ведь, местные лимонады славятся своим качеством.
Возвращался я на маршрутке до Махачкалы, а оттуда на поезде до Москвы, правда решил выйти пораньше и ночью вышел в городе Михайлове. Оттуда добрался на утреннем пазике до Рязани. От Рязани поехал в сторону Старой Рязани, погостил у тамошних археологов, а уж затем в Москву.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте