Путешествие  по Якутии

Совершённое семьей Сухачевых в период с 5 июля по 1 августа

по маршруту: река Чульман – река Тимптон – река Алдан(против течения)

предыстория

Три года назад увидели ролик в интернете и фотографии Кочергина – река очень понравилась. Но последние годы, мы ходили в походы на байдарке, и опыта сплава на катамаране у нас не было, да и катамарана тоже. Затем мы узнали, что на Тимптоне собираются строить каскад  ГЭС,  а это означает, что река просто умрет. Мало того, что, в верховьях моют золото и разворотили все верховья, отчего вода в реке мутная, а рыба в основном по впадениям рек. Захотелось, успеть на реку пока там не начали строительство. На семейном совете было решено купить кат. Долго советовались, выбирали и остановили свой выбор на  К2 RED 900 которые выпускает Данилов в Саратове (катамаран превосходный рассчитан на самые сложные походы прочный, надежный, красивый). Но без опыта эксплуатации идти сразу не рискнули, первый поход на нем был по озеру Кереть по реке Кереть и по Белому морю до Чупы. В этом походе все поняли  и о управлении и снаряжении набрались опыта – это далеко не байдарка – много плюсов, много минусов и реки соответственно нужно выбирать соответствующие. Ну, вот 2013год и все вроде складывается,  и здоровье и отпуска.

ИДЕМ!!

5июля -  заброска

Прибыли в город Нерюнгри, который все местные жители называют  Нюрка

5 июля. На вокзале нас встретил директор туристической фирмы «Новые маршруты»

Руслан Чернышов, перед походом мы созванивались. Загрузили вещи в  его микроавтобус, поехали на мелкооптовую базу за продуктами. За час с небольшим все закупили. Поехали в поселок Чульман это около 25 км. он стоит на трассе «Лена» у одноименной реки. Сразу за мостом через Чульман свернули на подобие дороги, которая через 1 км привела нас на неплохую поляну, где мы и собирались собирать катамаран. Не успели выгрузиться и поставить палатку как начал накрапывать мелкий дождик.  Попили чайку и залезли в палатку.  Дождь усилился. Под него и уснули.  Ночью никто не беспокоил.

6 июля (первый день)

Все наши планы пошли прахом.  Дождь идет почти без остановки то слабее, то сильнее. Собираться и входить под дождем в первый день, это не разумно, большая вероятность все вымочить. Решаем дождаться окончание дождя – у нас отпуск и не спортивный сплав, а скорее путешествие и жёсткого графика нет. Единственно, что нас может подгонять – это наличие билетов на обратный путь  на 1 августа. С некоторых пор мы стали эти билеты покупать.  А точнее с тех пор как очень тяжело выбирались с реки Витим. Пособирали жимолость поели с сгущенкой. Обед и ужин (чай и кофе) готовили на примусе в палатке, возиться с костром в дождь не хотелось. Проходим акклиматизацию температура 14 – 16 градусов днем, ночью было 8. Разница во времени с Тольятти 6 часов.  Да – это не Волга где жара за 30.

7 июля (второй день)

Поднялись в 4.30 на улице солнце – награда за наше терпение (дождь шел 26 часов) собирали катамаран и укладывали вещи до 11.30. недалеко от нас стояла группа туристов из Москвы на двух катах четверках с моторами – школьники. По срокам, до Алдана пойдем где-то вместе. Но не факт что встретимся. Отчалили в 11.45. шли 3часа, все три часа перекаты и шверы, причалить удалось только раз. В шверах валы 1-1.5 метра много косых отбойных валов – каша. Вымокли до пояса.

В 15.00 встали на стоянку на повороте реки напротив скалы. практически в середине переката место хорошее. Пробовали ловить рыбу – тишина. Вкусно поели. Побаливает спина после 6дней в поезде сразу нагрузка.  День показался длинным и насыщенным.

8 июля (третий день)

Ночь была холодной +4. Проснулись в 7.00. Попробовали рыбачить – ничего. Утром туман рассеялся к 10 часам. Солнце явило себя к 12.00. через 20 минут сплава впали в Тимптон – вода коричневая, но осадка нет. Через час подошли к местной турбазе, несколько домиков очень хороших есть дорога в Чульман. По словам местных уровень реки выше среднего. Шли без разведки – порги и перекаты проще, чем на Чульмане, все камни закрыты течение хорошее. Прошли метеостанцию - не причаливали, место комариное. На левом берегу видели зимовье, но встать негде. Пошли дальше. Искали место для стоянки. Мест – нет. Встали на прибрежной отмели, на песке – еле воткнули палатку. Только развернули палатку - хлынул дождь. Укрылись тентом, перевозились все в песке. Чай кипятили в палатке, заодно и подсушили. Полочка наклонная – спать будем почти стоя.  Дальше идти не рискнули – прошли уже 30 км подустали.

9 июля (четвертый день)

Спали как на горке, все время скатывались – уклон. Ночью приключение. Проснулись  одновременно в 12 часов ночи от непонятного движения и очень шумного дыхания. К палатке подошёл медведь. Напугались. Начали кричать. Зажгли фонарик, стреляли холостыми из «чародея». Долго не могли уснуть,-  страшно!!! Потом уснули и проспали до 6.00. Утром увидели следы. Медведь подходил к катамарану – это

3 – 4 метра от палатки. Хорошо катамаран не тронул.  Медведь небольшой видимо пестун. Вышли в 8.15 без завтрака. Хотелось поскорей уйти с этого места – сосед не понравился. Самое обидное, что через 500 метров увидели шикарное место для стоянки на острове, вот так всегда. В 12.00 остановились  в очень живописном месте. На изгибе реки стена высоких скал. Напротив – булыжно-песчаный пляж.  Долго ровняли место для палатки при помощи вёсел. Устроили праздник живота – картошка с лечо, луком и чесноком. Пытались ловить и на удочку и на спиннинг - но ничего. Погода хмурая, но дождя нет. Устроили постирушку - к вечеру все высохло. В 20.00 ужин и будем укладываться спать. Вода за день отошла на 1 метр, и продолжает падать.

10 июля (пятый день)

Ночь была холодная, около +6. С 5.00 утра пошёл мелкий дождь. Под дождем приготовили кашу, вскипятили чай. За ночь уровень воды ещё упал и обнажил пляж, и камни с нашего берега. Что бы отчалить пришлось засучить штаны, и проводить катамаран через камни до более глубокого места. Всё это проделывали под дождем в ледяной воде – удовольствие не из приятных. В 8.15 начали сплав. Через полтора часа остановились порыбачить и погулять. Рыбы нет.  На реке все чаще стали попадаться черные горы и громадные осыпи. Дальше прошли  два длинных плеса при встречном ветре. Долго искали место для ночевки – причаливали , ходили по берегу. Остановились в 17.50 устали в хлам  В финале, опять земляные работы.  Напились чаю, поужинали и в 21.00 отбой. Погода солнечная, ясная, перистые облака. Постоянно чудятся чьи то голоса, - это неспокойный мозг пытается синтезировать речь из звуков природы.

11 июля (шестой день)

Холодная ночь около +6, утром сильный туман, который рассеялся только к девяти часам. Весь день очень жаркий, на солнце до +35. Но если солнце прячется в облаках, начинает дуть холодный ветер. Вышли в 9.00 через час остановились у устья реки погулять, отдохнуть, порыбачить. Но рыбка по-прежнему не хочет ловиться. К сожалению, оставили там кружку. Так что подарок Тимптону сделали.

Через 3 часа дошли до реки Хатыма. В 14.00 встали на больших камнях. Кругом будто специально уложенная брусчатка. Постирали, искупались. Очень много разнообразных насекомых и все пытаются укусить.

Подошли москвичи. Пол часика поболтали, они попытались ловить рыбку – но также безуспешно,  а затем ушли на моторах.

После ухода москвичей поймали первую рыбку – ленка, килограмма на полтора. Зажарили и съели. Очень вкусно! Пара кусочков осталась на завтрак.

Нашли один подосиновик – жаль, что один. Вода все еще большая (скорее, наверное, средняя), но потихоньку уходит. На плёсах несет 6км.

Лес – лиственный вперемешку с ёлками. Сосен нет совсем. Небольшие островки тоненьких берез.

12 июля (седьмой день)

День ничем особенно не примечательный. Встали, поели, пошли. Ночь теплая +10. Утро без тумана, солнце. Берега – огромные валуны, выше – сушь и багульник.

На пороге попали в небольшую бочку.

Обогнали москвичей, а потом они нас. В12.00 они ещё только отчаливали.

В16.00 пошел дождь, и шёл с перерывами часа два.

Встали на относительно большом песчаном пляже. Земляные работы продолжаются. Уже приноровились.

13 июля (восьмой день)

Проснулись в 6.00. Первая, по - настоящему теплая ночь. Вышли в 8.00.

Прошли основные пороги, в основном успешно. Вода большая, поэтому большие валы (под 2 метра), бочки, камни. Спасибо байдарочникам – шли по их лоции. Хотя не всё совпадало, но придерживались основных направлений. В одну бочку все же влетели, нас вытолкнуло назад и даже чуть начало притапливать, но быстро и аккуратно выплюнуло. Адреналину хватило.

После 105 порога видели поселочек  строителей Канукской  ГЭС – но людей нет. Место очень  живописное. Высокие, крутые горы. Внизу полочка. Домики на обеих сторонах. По слухам технику завезли, а потом вывезли.

В 12.00 пришли на красивейшую речку Эгидэ.  Большой выход каменных плит.

Река скачет по валунам, образуя в конце почти круглый каменный бассейн.

Палатку поставили на большом камне. Рядом москвичи, но они забрались в лес, в комариное царство. Рыбалки не у них, не у нас. Жара сумасшедшая. Купаемся в каменной ванне. Ищем тень. На солнце днем достают слепни, вечером – комары.

14 июля (девятый день)

Утром поймали ленка и хариуса и решили устроить  днёвку. Рыба была успешно зажарена и съедена. Весь день жара, на солнце под +40. Из воды не вылезали. В палатке находится невозможно. Предприняли поход вверх по реке. Далеко не ушли,- бурелом и густой лес. Переходили реку вброд, что бы посмотреть другой берег и спрятаться в тень. Наблюдали, как хариус выпрыгивает из воды и поднимается по водопаду – зрелище завораживает. Возле нас, между камней,  бегает какая то зверушка размером с котенка. Ползают гигантские муравьи и летают в большом количестве усатые жуки стригуны. Появилась первая мошка, пока немного. Уровень воды в руке ещё упал.

15 июля (десятый день)

Ночь теплая, утром туман. Вышли в 9.00, прошли два последних серьезных порога там и умылись. После порогов начался дождь разной интенсивности. Остановились у впадения реки, побросали  спиннинг. Утопили две блесны, зато поймали маленького тайменя  на 1.5 – 2кг. У реки Тас-Хонку стоит зимовье и в нем кто-то живет, но хозяина не увидели, прошли мимо, не останавливаясь. Прошли 600 метров и остановились на песчано-галечной косе – в комарином царстве. Так много кровососущих в этом походе ещё не видели. Через сетку накомарника белый свет не видно. Быстро поставили лагерь, накипятили чаю, погрели грибной суп. Ели в палатке из за комаров. Хотели поспать, но не получилось, -  начался дождь. Чистили и жарили рыбу под дождем. В небе погрхатывает, дождь усилился, - похоже, надолго.

16 июля (день одиннадцатый)

Дождь шёл 16 часов и закончился в четыре утра. Начался паводок, вода поднялась на метр и смыла костер. Спали неспокойно. Утром вышли в 10.00. Два часа не гребли – течение очень сильное около 10 км/час. Единственной целью было найти хорошее место для стоянки. Нашли, но оно оказалось занято медведем. Весь день туман, переходящий в облака, и облака переходящие в туман. Так до вечера туман и не рассеялся.  А в 19.00 появился над рекой уже новый. Итого на воде 8 часов и хотя гребли мало, сильно устали. Часто выходили на берег в поисках места, много ходили по камням. В 18 часов опять дождь. Уже два дня вдоль реки то с одного, то с другого берега тянутся наклонные громадные гранитные плиты.

17 июля (двенадцатый день)

За ночь вода прибыла на 20 см. Утром встали – дождя нет, комары тоже пропали.

Собирались медленно и лениво. Вышли только в 11.00. Река несла нас со скоростью 10 -  15 км/час. Через полтора часа подошли к реке Иджек, река большая, полноводная. Зашли в реку на 100 метров. Погуляли по берегу,-  мест для стоянки нет. Перед впадением реки на левом берегу зимовье.  В 13.00 нашли подходящую площадку.

Выровняли ее при помощи весел.  Искупались. И вдруг заметили, что река быстро прибывает, съедая каждый час по метру берега. В 17 часов пришлось переносить палатку в верх по склону метров на 5. А вода прибывает и прибывает. Подготовили площадку для эвакуации в камнях под самым обрывом. Построили дамбу из камней и песка. В 21 час дамба еще держала. Спать ложиться боимся. Сидим и наблюдаем за водой. Если вода подойдет к палатке, будем заниматься эвакуацией. В 22 дамбу прорвало. Перенесли палатку ещё выше, дальше уже некуда – пологого берега уже не осталось, дальше камни и обрыв. Сложили все вещи в кучу ближе к камням. Наблюдаем дальше.

18 июля (тринадцатый день, надо же, как совпало)

Река загнала нас на камни. В узкой щели между кустами и камнями разожгли большой костер. Устали.  Легли, полежали на катамаране, больше негде – класс. В час ночи решили загрузить катамаран по-походному, пока есть возможность возле него ходить. Вода продолжает прибывать. Всю ночь сидели у костра и ждали рассвета. В 4 утра вышли. Уже почти светло. Река несет с бешеной скоростью. Очень холодно, берега видно плоховато. Скорость до 20км/час. Проскочили группу москвичей которые стояли у ручья Безымянного. Еще одно зимовье на правом берегу заметили поздно, и как ни старались, причалить,- не успели. И только к семи утра чудом причалили на левом берегу при впадении ручья к недостроенному зимовью – чему были несказанно рады. Быстро поставили палатку, и в 8.00 завалились спать. Ведь на ногах уже были 26 часов, - устали, замерзли, изнервничались. Поспали немного, поели, и снова легли спать уже в зимовье – там прохладней. Проснулись в 17.00 и решили нажарить пончиков, на все ушло пол часа. Поели пончиков с сгущенкой и чаем. Посидели на крылечке покурили и поняли, что жизнь то вроде налаживается. Весь день солнце, очень жарко. Воду набираем в ручье, в Тимптоне вся перебаломучена. В 18.00 приняли душ, вода в нем нагрелась на солнце. Вот это и есть счастье.

19 июля (четырнадцатый день) дневка

День дуракаваляния. Весь день отдыхали. Я сбегал на перевал вверх по ручью. Занимались мелкими хозяйственными делами. Испекли хлеб – неудачно. Вода упала на 2.5 метра  и продолжает падать. Катамаран, привязанный в устье ручья, повис вертикально на причальной веревке, хорошо ничего не улетело в воду, а могло бы.

Из за того, что, шли с большой скоростью и не выспавшиеся  немного потерялись на карте – в устье какого ручья стоим – непонятно. Возле зимовья много местных жителей – бурундуки, дикуша, пищухи. И ещё 100 видов насекомых – и все кусаются.

Пищуха

Маленькие забавные зверьки – пищухи, если их видите впервые, кого только не напомнят Вам! И морских свинок, и больших бесхвостых мышей, и даже сусликов! Пищуха - млекопитающее из отряда зайцеобразных. Зверек небольшой, длина не превышает 25 сантиметров, с небольшими круглыми ушками, с крохотным хвостом. Окрас серовато-рыжих тонов. Пищух роднит с зайцами то, что животные этих видов передвигаются одним способом – прыжками, а также то, что пищей им служат грубые растительные корма – веточки и кора кустарников и деревьев, стебли трав.

Существует около 18 видов пищух, 8 из них встречаются на Алтае. Предпочтение они отдают северным, степным и гористым местам Азии, Северной Америки и Юго-Восточной Европы. Несмотря на разные места обитания, пищухи всех видов почти не отличаются друг от друга. Они, в отличие от зайцев, моногамны, хотя часто живут колониями. Жилища свои пищухи устраивают либо в расщелинах камней, либо сами роют норы. Пищухи не впадают в зимнюю спячку, поэтому заготавливают корм на зиму. Они очень трудолюбивы, 7-10 килограммов корма на одного зверька – это не предел!

Некоторые виды пищух заготавливают даже небольшие стожки сена, особо смышленые придавливают их сверху камешками, чтобы не унесло ветром. Зверьки очень подвижные и ловкие, так как в скорости – их спасение от опасности. Они одинаково быстры как на ровной местности, так и при лазании по камням в горах.

Название свое пищухи получили за своеобразный тонкий свист, напоминающий звуки, издаваемые птицами, у них есть и тезки, птицы. За пищухами можно наблюдать часами, этот бесстрашный и любопытный зверек подпускает людей достаточно близко, чем часто пользуются путешественники – фотолюбители.

Дикуша

Дикуша - птица, обитающая на Дальнем Востоке, на Сахалине, в Забайкалье и в Якутии. Дикуша очень напоминает рябчика, но превосходит его по величине, достигая веса 600 граммов. Дикуша много темнее рябчика. В ее оперении преобладают темные тона, отчего на расстоянии птица кажется черной. Являясь жительницей елово-пихтовых глухих лесов, дикуша ведет крайне скрытный образ жизни. Она обладает одной весьма характерной особенностью - уменьем застыть, остаться неподвижной в той позе, в какой была застигнута. Застывая на месте, дикуша близко подпускает человека и часто из-за этого становится добычей охотника. По своему образу жизни и поведению дикуша во многом напоминает и рябчика и глухаря. Кое в чем схожа она и с тетеревом.

20 июля (пятнадцатый день)

Вышли в 8.20 Целый день несла река, гребли только от скуки. И, тем не менее, за 10 часов на воде устали в хлам. Прошли 55 км. Много раз причаливали – искали стоянку. У одного зимовья оставили пачку сигарет и зажигалку – жалко. Встали на «излюбленном месте», закопали палатку по грудь в песок. Приняли по 5 капель и в 20.30 легли спать. Обнаружили разрез на тенте палатки 2см – и где это мы?

21 июля ( шестнадцатый день)

Утром встали рано. Начался подъем воды. Побоялись, что опять затопит. Вышли в 7.20. Через час начался дождь, и шел почти до 12,00. Течение сильное, несет хорошо. В 11.30 подошли к метеостанции, где двое ребят, Миша и Рома напоили нас чаем и накормили сердцем лося. Дали нам на дорогу 5 кг. медвежатины (в том числе печень и сердце). Возле метеостанции стоит бюст Ленина и литовский флаг, оставили туристы.

Вместо холодильника ребята используют старую дюралевую лодку, которую они погрузили в ручей. Вода в ручье +0.1градуса.  До Алдана остался  21 километр. За 2.5 часа дошли. Ширина Алдана в месте впадения Тимптона токая же. Течение медленное. Зашли против течения метров на 500 там стоит просторное зимовье. Долго думали ночевать в палатке или в зимовье. Решили в зимовье, и как оказалось потом, это было правильное решение. Около 17часов начался сначала  не сильный, а потом проливной дождь, который шел до полуночи. Весь вечер варили и жарили медвежатину. К вечеру подошёл на резиновой моторной лодке якут. Работает сторожем у «нового якута» охраняет фазенду. Работает 7 через 7. Зарплата 20 тысяч. Сам пенсионер 71 год. Поболтали с ним и в 21.30 пошли укладываться спать.

22 июля (семнадцатый день)

Якут Василий ночевал вместе с нами. Погода утром хорошая. У нас первый день подъёма в верх по Алдану. Долго экспериментировали с креплением фала к катамарану, что бы его тянуло от берега при проводке. Шли до полудня с перерывами. Успели пообедать до начала ливня, переждали. Берег не везде позволял проводку, два раза форсировали Алдан. Под дождем остановились на чужой даче (домик, похожий на зимовье но построенный из досок – немного покомфортней и попросторней), - сказывается близость поселка Томмот. Дача очень на высоком обрывистом берегу, таскать вещи далеко и тяжело. Вечером поймал 4 ельцов на силиконового червяка. На даче много матрасов и стены все в коврах - спали как баре.

23 июля (восемнадцатый день)

Проснулись поздно в 6.30. Утром поймали еще 5 ельцов и всех зажарили на примусе.  Провозились долго вышли только в 10.30. За день: один раз пересекали Алдан, преодолели два устья ручьев и устье большой реки, два скальных участка метров по 300, два участка с прибрежными подтопленными кустами. Пришли на место стоянки еле живые. Дано не ходили по камням так много, - очень устали с непривычки. Ноги болят. Ночуем на недостроенной даче на полу среди грязи строительного хлама, - но и этому рады. Завтра «веселый день» - острова.

24 июля (девятнадцатый день)

Простились в 7.30 -  на улице очень сильный туман +8. Решили подождать с выходом, вещи со вчерашнего дня не просохли. Вышли в 10.00 два раза форсировали

Алдан. Прошли сложный скальный участок и устье одной реки. День тяжелый. Первый раз на Алдане ночуем в палатке на острове. Купались , собирали на острове красную смородину. Всю съесть не смогли – сгущенки маловато. Наконец доели медведя. Прополоскали и высушили бельё.

25 июля (двадцатый день)

Проснулись в 7.00, тумана нет, холодно, сильный  ветер с верховья. Долго собирались. Протащили катамаран до конца острова и переправились на левый берег. Прошли совсем немного . встретили двух местных пенсионеров на моторных лодках. Они пообещали нам забронировать два места в гостинице Томмота. Рассказали нам как лучше выезжать в Томмот из пионерского лагеря. Весь день отдыхали. Испекли лепешку, набрали грибов. В лесу появилась мошка. Алдан продолжает подниматься, но очень медленно, видимо в верховьях  дожди. Идти ещё  5 дней, а осталось 35 – 40 км. Как всегда, карта кончается раньше отпуска, а с другой стороны никаких гонок.

26 июля (двадцать первый день)

Весь поход наблюдаем большие скопления бабочек на Алдане оранжевые, а на Тимптоне в основном белые. Вышли в 10.00, -  пришли 15.30, один раз форсировали Алдан. Рыба не ловится. Вода падает. Погода солнечная и жаркая, весь день купаемся. Вечером жарили пончики.

27 июля (двадцать второй день)

Спали отвратительно в недостроенной даче на полу. Холодно и комары. Проснулись, в 7.00 быстро позавтракали, без костра и с удовольствием сбежали. Форсировали Алдан и полтора часа шли на веслах, у самого берега, против течения. Нашли симпатичную, уютную дачку в березовой роще с  прекрасной верандой и очень хорошо оборудованную. Перекусили и завалились спать на пару часов. Рыба не ловиться, зато набрали грибов. Наконец испекли удачный хлеб. По реке весь день снуют моторки. Все любопытствуют по поводу нашего катамарана, но никто не подходит. Видят, дача занята – идут дальше. К вечеру начал накрапывать дождик. Днем было облачно, но тепло 22-25 градусов.

28 июля (двадцать третий день)

Проснулись в 7.00  Поели грибницу, попили кофейку и вышли в 9.50. ночь была очень тихая, а утро туманное. Шли до 14.00. половину гребли половину тащили. Остановились на полянке на высоком берегу. На этой полянке росли 20 маленьких и 3 больших подосиновика. В 15.00 начался дождь – забрались в палатку и проспали два часа. В 20.00 дождь еще идет – водянистый, как говорил якут Василий. Поели гречку с грибами и спать. Надеемся, что к утру дождь закончится, а грибы новые вырастут.

29 июля (двадцать четвертый день)

Дождь шёл 19 часов, закончился в 10.00 утра. Несмотря на то, что в километре нашлось приличное зимовье, решили не переходить туда. За ночь на полянке появилось 2 грибочка. В 15.00 опять зарядил дождь. Легли спать и проспали 2 часа. Проснувшись, наварили полведра рисовой каши с курагой. Теперь, наверное, есть будем до поезда. Замесили тесто как на хлеб – дрожжевое. Дали ему подойти, пока спали, испекли пончики, во время приготовления которых 2 пончика взорвались, и маслом забрызгало всё, что можно – палатку, плащ, стулья и нас. Видимо с дерева в кипящее масло попала вода. Сделали лимонный сироп – вместо сгущенки пойдет. К вечеру облака разогнало, а что будет утром – неизвестно

30 июля (двадцать пятый день)

Утром дождя не было, лишь легкий туман по реке. Проснулись в 6.00, вышли в 7.50, шли до 13.00. Много мелей и быстрое течение. Идти на вёслах не получается. Вообще катамаран всё время утыкался – то в берег, то в мели.  Достал Женьку. Пришли в пионерлагерь. Переговорили с местным населением.  Договорились, что завтра отвезут в Томмот. Попарились в бане. Отметили окончание похода остатками спирта, вышло по глоточку на брата. Позвонили детям – доложились, что живы и здоровы. На поляне, где поставили палатку, куча белых грибов и груздей. Местная плантация. Путёвки в лагерь стоит 12 тысяч, как и у нас. Желающих мало, бедным дорого, а богатые увозят отдыхать в другие места. Даже спортивный лагерь с палатками за 2 тысячи и то многим дорого. Собрали катамаран. Вечером опять пошел дождь. Но, в основном всё сложили сухим. Время 11часов, а сна ни в одном глазу. День получился тяжелый и насыщенный. До Томмота 12 км. Встретили нас в лагере как родных – поили и кормили и всё зазывали переночевать в корпусе – с мухами и ужасным бардаком, но мы не поддались и отправились в палатку. Вечером из Томмота привезли сигареты. Жизнь налаживается.

31 июля (двадцать шестой день)

Ночь была очень жаркая. Утром сильный туман. Проснулись в 6.00, пересчитали новые грибы на полянке и стали неспешно собираться. Проковырялись до 10.00, всё досушили. Поднесли рюкзаки к лагерю и стали ждать директора и завхоза. Директор любезно согласился довезти нас до гостиницы. По дороге останавливал машину, чтобы мы пофотографировали красивые места. Денег не взял. В гостинице оказалась, что бронь на фамилию Корытин, что мы велосипедисты неясной национальности. Если бы не бронь, могли бы и не попасть в гостиницу. Заселили в 2-х местный номер. Всё удовольствие с бронью(350 на человека) – 2.100 на двоих за сутки. Гостиница на уровне студенческой общаги, но есть душ с горячей водой, холодильник, кухонька с микроволновкой, телевизор в холле.  Гостиница на 10 человек. Если ехать из города – ужасно, а из леса – лучше не придумаешь. Люди везде простые и радушные. Совершили пешую прогулку по городу Томмот с посещением трактира, который оказался неплохим – всё очень вкусно и в разумных пределах на двоих обед – 440 рублей. Посетили пристань. Узнали расписание ракеты «Полесье 71» по маршруту Усть-Майя – Томмот в этом году билеты стоили 5.800, около 700 км – 12 часов, если не ломается и уровень воды подходящий.  Ходит раз в 5 дней.

Выводы

Обязательно привязывать средство сплава, всегда и везде.

Неустанно следить за уровнем воды в реке.

Обязательно иметь с собой средство, для отпугивания медведей.