Южный Урал / Спортивный туризм | Пешеходный туризм | ФДЮТ
 

От Тюлюка до Тирляна вдоль старого "железного" пути.

8 июля - 19 августа 2013 г.

От Тюлюка до Тирляна вдоль старого "железного" пути.

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Маршрут проложен вдоль старинной дороги по которой на лошадях вывозили металл с тирлянского завода на "большую землю". Деревни появившиеся в XIX и начале ХХ веков, работавшие на общее металлургическое производство Урала. Красивейшие и наиболее высокие хребты Южного Урала служат украшением этого маршрута.
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия  № . Челябинска» ИМ. В.Д.ЛУЦЕНКО

. Челябинск, ул. Кирова, 44;  Телефон: (351) 791-55-03;  Факс: (351) 791-15-07;  E-mail: chsch23@rambler.ru

От Тюлюка до Тирляна вдоль старого «железного» пути.

Автор: Немудрый Михаил Викторович

Учитель географии МАОУ «Гимназии № 23 г. Челябинска»

Челябинск, 2017

1. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив:

Российская Федерация, Южный Урал, республика Башкортостан – массив Иремель, хребты Кумардак и Инзерские Зубчатки.

2. Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

общая

ходовых дней

пешеходный

1 категория

115,5

11

10

   

3. Подробная нитка маршрута.

Пос. Тюлюк – плато г. Иремель – радиальный выход на вершину горы Бол. Иремель (1582м) – горы Синяк – радиальный выход на вершину г. Синяк (1067м) – брод реки Синяк (н/к) – брод реки Тыгын (н/к) – брод реки Бол. Авняр (н/к) – северная окраина пос. Николаевка – пос. Верхняя Арша – Миселинская поляна – радиальный выход на вершины Большой Кумардак (1318м) и Малый Кумардак (1141м) Широкая россыпь – траверс западного склона горы Машак (Медвежья) – радиальный выход на вершину горы Машак (Медвежья) (1265м) – река Миселя (кордон) – радиальный выход на хребет Инзерские Зубчатки (северные скалы) – кордон Миселя - река Тирлян - пос. Тирлянский

4. Цели и задачи.

Познавательная:

 Изучение природы, истории и культуры Родного края. Выявление взаимосвязи между традициями, бытом, занятиями населения и природными условиями, историческими событиями нашей страны. Получение готового «книжного» «лекционного» знания о Родном крае малоэффективно, если оно не подкреплено самостоятельным деятельностным изучением окружающего мира.

Воспитательная:

В процессе туристско-краеведческого похода, в результате систематической и целеустремленной воспитательной работы происходит накопление положительного опыта поведения, при этом создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств, личности.

Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме – коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка. Воспитание сознательной дисциплины, самоконтроля и саморегуляции поведения юных туристов имеет свою специфику, поскольку занятия туризмом носят добровольный характер. Поэтому важно понимание того, что дисциплина – это, прежде всего подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие е нормами поведения в обществе.

В походных условиях воспитываются волевые качества: смелость и решительность, терпеливость, настойчивость, инициативность, дисциплинированность. Всестороннее воспитание волевых качеств должно входить в основное содержание подготовки юного туриста.

Здоровьесберегающая:

Туризм развивает и совершенствует необходимые человеку физические качества – выносливость, быстроту, силу, ловкость.

Психологическая подготовка включает в себя формирование знаний по основам психологии туриста-спортсмена и воспитание его личностных морально-волевых и психических качеств.

Специальная (подготовка к преодолению конкретных естественных препятствий) в каждом конкретном случае включает в себя: определенную установку на преодоление препятствий (безопасность, скорость и др.); мотивацию действий; осознание сложности препятствия и возможности его преодоления; формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач; преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящими действиями; создание состояния психологической готовности к максимальным волевым и физическим напряжениям к тесному взаимодействию с другими членами группы.

Экологическая:

Формирование бережного отношения к окружающей среде, рационального подхода к использованию ресурсов природы. Очистка мест стоянок от мусора.

5. Варианты подъезда и отъезда.

Подъезд к началу маршрута:

  Из Челябинска заказ микроавтобуса, по федеральной трассе М5 Челябинск – Уфа до поворота на п. Первуха далее указатель п. Тюлюк, время в пути 4,5 часа

Отъезд по окончании маршрута:

  Из п. Тирлянский в Белорецк на такси в 8.00 от школы №5. Время в пути 30-40 минут. Довозит до школы №1 г. Белорецка, далее на маршрутном такси до автовокзала.

  Из Белорецка в Магнитогорск на автобусе от автовокзала (отправление в 10.00), время в пути 1,5 часа. Довозит до ж/д вокзала (автовокзала) в Магнитогорске.

  Из Магнитогорска на любом автобусе или микроавтобусе до Челябинска от ж/д вокзала (отходят каждые 20-30 минут), время в пути 4,5 часа.

6. Аварийные выходы с маршрута.

участок маршрута

дни

аварийный выход

П. Тюлюк – г. Синяк

1-2

В п. Тюлюк

Г. Синяк – грунтовая  дорога Верхнеаршинский

2-3

В п. Николаевка

Грунтовая  дорога Верхнеаршинский – хр. Кумардак

3-7

В п. Верхнеаршинский

Хр. Кумардак – хр. Инзерские Зубчатки - п. Тирлянский

7-12

В п. Тирлянский

7. Запасные варианты маршрута

участки маршрута

запасной вариант

Тюлюк – г. Иремель – г. Синяк - Николаевка

Тюлюк – обход г. Иремель западнее г. Жеребчик по старой дороге Тюлюк - Николаевка

Грунтовая дорога Николаевка - Верхнеаршинский

Возможно, пройти между посёлками мимо вершин 836 и 872. Начинается за северной окраиной п. Николаевка

Адрес зонального поисково-спасательного отряда, ГУ Аварийно-спасательная служба РБ:

Республика Башкортостан, Белорецкий р-н, г. Белорецк, ул. Крупской, 56, тел. 5-16-72

8. Определяющие препятствия маршрута:

вид    препятствия

категория трудности

характеристика препятствия

(наименование, высота, характер, новизна и т.д.)

путь прохождения (для локальных препятствий)

ЛОКАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Перевал

н/к

Плато г. Иремель, 1230м

Массив Иремель. Перевал западнее вершины г. Бол. Иремель, склоны – крутизна 200 300, тропа каменисто-земляная.

Подъем по тропе вдоль р. Карагайки

Обувь на рифленой подошве.

Траверс

Траверс склона г. Машак (Медвежья), 1265м

Хребет Кумардак, траверс по западному склону вершины от Бол. каменной россыпи до перевала с выходом на перевальную тропу у отметки высоты 1020м. Крутизна склона от 150 до 300 . Склоны каменисто-земляные, поросшие лесом и луговой растительностью, скрытые в высокой траве отдельные камни, курумники покрытые мхом.

Подъём по западному склону вершины. Спуск от вершины к перевалу в юго-западном и южном направлении до перевальной дороги.

Обувь на рифленой подошве.

Вершины

г. Большой Иремель, 1582м

Массив Иремель;

Подъём на вершину по западному склону, крутизна 300 - 350,  курумник из камней среднего размера, на вершине – выровненное тундровое плато.

Подъём по западному склону от тропы.

Ботинки (сапоги) на рифленой подошве.

н/к

г. Бол. Кумардак, 1318м

Хребет Кумардак. Подъём на вершину по южному склону, крутизна  до 300-350 , тропы нет, в траве скрыты отдельные камни и упавшие деревья, небольшие курумники в лесу покрытые мхом. Удобнее подниматься на вершину из ложбины между вершинами Большого и Малого Кумардаков, у вершины курумник из крупных валунов. На вершине скала-останец с крутым западным склоном.

Г. Малый Кумардак, 1141м

Подъём по северному склону с седловины.

Подъём от Миселинской поляны вначале по грунтовой дороге, далее без тропы обходя с юга вершину г. Мал. Кумардак.

Ботинки (сапоги) на рифленой подошве, индивидуальная самостраховка, соблюдение дистанции на курумниках.

г. Машак (Медвежья), 1265м

Хребет Кумардак. Подъём на вершину по западному склону от границы леса – крутизна до 400, крупный и средний курумник. В курумнике много «живых» камней среднего и малого размера.

Вершинаотделена от скал-останцев с севера и юга, заметно возвышаясь над ними.

Ботинки (сапоги) на рифленой подошве, индивидуальная самостраховка, соблюдение дистанции.

н/к

г. Синяк, 1067м

Скалы на юго-западном склоне г. Иремель, подъём от тропы, ведущей на плато г. Иремель. Крутизна склона до от 20-300 до 800, покрытые мхом курумники, тропы нет, вертикальные скальные стенки. Возможны срывы камней.

Восхождение от тропы по западному склону скального гребня.

Ботинки (сапоги) на рифленой подошве, индивидуальная самостраховка, соблюдение дистанции.

н/к

Северная часть хребта Инзерские Зубчатки,

Около 900-1000м

Хребет Инзерские Зубчатки, Тропа проходит траверсом вдоль скальной гряды.

Ботинки (сапоги) на рифленой подошве, индивидуальная самостраховка.

Переправы

н/к

Ручей Синяк

Брод реки по грунтовой дороге. Глубина 0,2-0,3м, ширина 4-6 м, скорость 0,2м/с, дно каменистое.

Переход вброд. Сапоги на рифлёной подошве.

н/к

Река Тыгын

Брод на грунтовой дороге в п. Николаевка. Глубина 0,2-0,4м, ширина около 10м, скорость 0,2м/с

Переход вброд. Сапоги на рифлёной подошве.

н/к

Река Бол. Авняр

Брод у КП в природный парк «Иремель» со стороны п. Николаевка. Глубина 0,2-0,4м, ширина около 8м, скорость 0,2м/с

Переход вброд. Сапоги на рифлёной подошве.

н/к

Река Миселя

Брод у кордона Миселя. Глубина 0,2-0,3м, ширина около 8м, скорость 0,5м/с

Переход вброд. Сапоги на рифлёной подошве.

н/к

Река Тирлян

Брод у ур. Галявкино. Глубина 0,2-0,4м, ширина около 20м, поток разделён на несколько рукавов, скорость 0,2м/с. Есть небольшой мостик чуть ниже брода.

Переход вброд. Сапоги на рифлёной подошве.

9. Техническое прохождение маршрута.

1 день.

п. Тюлюк – г. Иремель (верховья р. Карагайка).

Протяженность 9 км,  ходовое время около 2-х часов.

 

Выезд из Челябинска на заказном автобусе утром, по трассе М5 в сторону Уфы. На перевале хр. Уреньга можно сделать остановку на отдых, перекус и покупку сувениров. После правого поворота в г. Бакал сворачиваем налево по указателю п. Первуха. Далее по указателю на Тюлюк примерно 30 км грейдерной дороги. Примерно через 4,5-5 часов прибытие в посёлок Тюлюк*. Начало маршрута на южной окраине посёлка у приюта «Роза ветров». Первый день переход до верховий реки Карагайки протяжённостью около 9 км. Первые 7 километров по широкой наезженной различной техникой дороге. Этот отрезок пути можно проехать на УАЗике за 20 минут, наняв его тут же у приюта. А можно и пешком это займёт чуть больше 1 часа, зато в награду получите бодрящую прогулку по лесу. Перед выходом можно заглянуть в ларёк у приюта, здесь можно купить некоторые полезные в походе вещи и конечно сувениры.

Тюлюк* - более подробное описание объектов отмеченных таким образом есть в пункте 11.

  За южной окраиной Тюлюка дорога пересекает реку Карагайка по разрушенному мосту, пешком по нему ещё можно пройти. На мостике проводим последнюю подгонку рюкзаков.

  Подъём до КП парка «Иремель» занимает около 1,5 часов ходового времени, два перехода по 45 минут. Сам КП лесники оформили весьма интересно и с выдумкой, видимо, свободного времени для творчества у них много.

 От КП отходит две тропы: налево на Сукташ и Малый Иремель, прямо через верховья Карагайки на Большой Иремель. Идём прямо, через 10 минут проходим оборудованную стоянку, но ручей здесь слабый. Ещё через 10 минут река Карагайка, стоянка здесь больше и лучше. Отсюда на вершину Большого Иремеля ведут три тропы. Одна, маркированная, выводит прямо к подножию курума и она наиболее популярная. А вторая поднимается вдоль Карагайки, ею пользуются реже, поэтому она менее утоптанная, нередко её перегораживают стволы упавших деревьев, но она и более живописна – тайга, река, поднимающиеся вершины, «протекающие» рядом каменные реки и конечно небо. Есть ещё и третья тропа, она пересекает реку и продолжается прямо на юго-запад, по ней можно выйти на северо-западную оконечность плато Иремеля у вершины 1350м, а оттуда выйти на Жеребчик (1183м) или к вершине Большого Иремеля. Первую ночёвку организуем у реки, на развилке троп, здесь есть костровище и скамьи.

2 день.

Верховья р. Карагайка – плато г. Иремель – радиальный выход на вершину г. Бол. Иремель – радиальный выход на г. Синяк – южное подножие г. Синяк.

Протяженность 12 км,  ходовое время около 4-х часов.

Второй день после завтрака начнётся с подъёма на вершину Большого Иремеля* (1582м) – это вторая по высоте вершина Южного Урала.

 Выходим вдоль левого берега Карагайки на предвершинное плато, узкая тропа с большим количеством камней, корней деревьев и упавших стволов. Первые 55 минут  река находится совсем рядом, но потом тропа уходит вправо и петляет среди редеющих елей и высокотравных альпийских лугов. До границы леса от места стоянки около 90 минут. Постепенно впереди поднимается над верхушками деревьев курумная вершина Большого Иремеля. Через плато подходим к куруму подняться на вершину можно с любой стороны, но лучше это сделать по официальной тропе, там гораздо меньше «живых» камней. У границы курумника можно оставить рюкзаки и, взяв воду, начинаем подъём на вершину. Тропинки на куруме обычно не видно, каждый проходит своим неповторимым путём. Следует только придерживаться общего направления. Не стоит забывать об опасностях связанных с хождением по курумникам, некоторые камни под ногами могут оказаться «живыми». Двигаться нужно соблюдая дистанцию и не идти следом за впереди идущим.

 На подъём может потребоваться около 30 минут. Сначала Вы выйдите на предвершинное плато, а чуть дальше расположена группа скал, на них и находится наивысшая точка. В любой день на вершине Иремеля многолюдно.

 С вершины открывается красивейший вид на южноуральские горы. На западе хребет Зигальга и вершина Поперечная, а чуть левее характерные вершины Шеломов, похожие на конусы вулканов. На северо-западе хребты Нургуш, Уван и Сука. На юго-западе вдали хребты Кумардак и Бакты, а далеко на линии горизонта гора Ямантау – высочайшая вершина всего Южного Урала. На востоке за невысоким (в сравнении с Иремелем, а вообще-то выше 1000м) хребтом Аваляк уже просматривается обширная увалистая зауральская равнина.

  Погода на вершине Иремеля неустойчива и может внезапно меняться. В солнечный день бывает небо полностью затянут низкие серые облака и заморосит дождь. А потом снова облака разойдутся и засияет ласковое, но не жаркое Солнце.

  Спускаться по куруму сложнее, чем подниматься, поэтому торопиться на спуске совсем не стоит. Не забываем отдыхать, усталость и торопливость главный враг безопасности в горах.  

 Оказавшись на плато, забираем рюкзаки и отправляемся по перевальной тропе на юг в сторону горы с названием Синяк*. С перевала далеко на юге отчётливо виден посёлок Николаевка, завтра нам нужно дойти туда. Склон достаточно крутой, тропа узкая и скользкая особенно после дождей. Порывы ветра могут быть весьма чувствительными. Впереди во всю ширину горизонта раскинулись великолепные горы и конечно тайга. За 40 минут можно спуститься к сильному роднику на границе леса. Далее тропа продолжает спуск, но уже гораздо более полого, до следующего ручья не более 20 минут, здесь есть оборудованная стоянка со столом. Останавливаемся на обед, оставшаяся часть пути сегодня будет только спуском.

  После обеда продолжаем далее путь по весьма влажной тропе, она промаркирована. Через 30-40 минут справа от тропы появиться маленькая уютная стоянка с родником. Отсюда налегке можно подняться на вершину горы Синяк. Места эти посещаются мало, все спешат на Иремель, а зря, на Синяке есть что посмотреть. Для этого придётся идти через лес, на пути будут и заросли, и курумы, и вертикальные скальные стенки. Почти сразу выходим на заросший курумник, камни встречаются очень большие, это замедляет движение. Многие камни покрыты шикарной моховой подушкой. Но всё преодолимо, главное не забывать об осторожности и благоразумии. От стоянки, двигаясь в юго-юго-восточном направлении, за минут 20-30 можно выйти к вершине. Вершина Синяка – это скалы, поднимающиеся над лесом, они образуют подобие цирка. Высота скал более 12м. Впечатляет и вид наверху: Иремель, Бакты, Аваляк и Зигальга.

 Спускаемся к рюкзакам и на место ночёвки продолжаем спускаться вниз по тропе, она плавно огибает скалы Синяка с юго-запада. В древостое обращает на себя внимание преобладание лиственных пород, явный признак давних вырубок. Через 30-40 минут небольшая поляна с заметным уклоном, здесь заканчивается грунтовая дорога из Николаевки. Здесь есть вода, места под палатки и навес со столом. Раньше сюда гоняли скот из Николаевки на летние пастбища, на старых картах-километровках именно в этом месте обозначена изба.

3 день.

Протяженность  18 км,  ходовое время около 3,5 часов.

г. Синяк – р. Синяк - р. Тыгын – р. Бол. Авняр – КП парка «Иремель» - северная окраина п. Николаевка.

  Утром завтракаем и сворачиваем лагерь. Уходим по маркированной грунтовой дороге, накатанная колея ведёт нас в сторону Николаевки. Вокруг обширные поляны, видимо, старые покосы. У дороги есть одна приметная сосна, её нижние ветви не отпали, как это обычно бывает, а разрослись в стороны. Здесь есть скамейка и хороший вид на скалы южной оконечности Синяка. Через час выходим к реке Синяк. Моста нет, но брод мелкий. Переходим без проблем в сапогах, можно даже по камням в кроссовках. Чуть дальше дорога соединяется со старой тюлюкской дорогой, именно по ней когда-то вывозили на подводах металл с тирлянского завода. Это была главная транспортная артерия соединяющая Тирлян, Николаевку, Тюлюк и Меседу с Катавом и внешним миром.

 Покосы, наконец, заканчиваются, идти по лесу уже не так жарко. Впереди ещё две реки, сначала Тыгын, затем Бол. Авняр. В обоих случаях мостов нет, но переправиться можно и в сапогах. На высоком берегу Бол. Авняра находится КП на входе (выходе) в природный парк «Иремель». Пара гостевых домиков и вагончик лесников, вот и весь КП. Отсюда до Николаевки остаётся всего 6 км. Здесь же можно остановиться на обед.

 От КП к Николаевке ведёт хорошая грунтовая дорога. За два-три перехода можно подойти к деревне. Перед последним перелеском у деревни на повороте стоит беседка, есть родничок, но странный, скорее для скота. Дорога уходит дальше влево, обходя перелесок, а можно пройти всего пару сотен метров по заросшей просеке прямо и перед Вами раскинется широкая поляна. От деревни поляну отделяет небольшая речушка -  Малый Авняр. Здесь же пасётся скот – лошади, коровы. Место конечно красивое, поражает жуткое множество комаров. Оборудованной стоянки здесь нет, можно расположиться прямо у реки. Костёр разжигаем на берегу, на дрова ломаем сухой кустарник.

4 день.

Протяженность 24 км,  ходовое время более 6 часов.

Николаевка – пос. Верхняя Арша – Миселинская поляна.

  Сегодня от Николаевки до Верхней Арши* проложена грейдерная дорога длиной около 18 км, на старых картах её ещё нет. Можно попробовать договориться с местным транспортом, тогда получится сэкономить много времени и сил. По дороге проходит не так много транспорта, рассчитывать на попутную машину сложно, но возможно.

 Начало пути на северной окраине Николаевки. Есть тропа короче, она отходит от грейдерной дороги чуть дальше посёлка местные её называют «пьяной», потому что на лошадях ездят сюда за водкой из Верхней Арши. Впереди над лесом виднеется хребет Бакты. Вдоль дороги вначале тянутся покосные полянки, которые дальше сменятся лесом по обе стороны. Дорога постепенно поворачивает на запад, а потом на юго-запад, опять появляются поляны. За пару километров до Верхней Арши дорога пересекает реку Арша. Слева от моста беседка, здесь можно устроится на обед. Вода в реке чистая, выше по течению нет ни одного поселения. После обеда налегке можно посетить две местные достопримечательности: старый карьер и разрушенную дамбу на реке. У столбика 43 км, вправо отходит грунтовая дорога, которая приведёт к карьеру. Здесь же и поворот налево к пруду на Арше.

  Карьер заброшен уже более полувека с 1958 года, но масштаб работы ещё хорошо виден. Лес не поглотил эти творения человека полностью. Глубина самой большой выработки более 10м, воды в карьере оказалось совсем мало, лишь в северной части небольшая, но видимо глубокая воронка. Склоны карьера ещё не оплыли под действием выветривания и достаточно круты. Вниз ведёт дорога, огибая котлован с севера.

  Пруд, обозначенный на картах, на деле уже отсутствует. Дамбу прорвало несколько лет назад во время паводка, и пруд слился. В образовавшейся промоине хорошо видны бревенчатые основания шлюза.

  Оставшиеся 2 км проходим по дороге, на северной окраине посёлка есть лесопилка, отсюда хорошо виден почти вся Верхняя Арша*. Основан посёлок как «Разъезд 87 километр» в 1910 году, когда строилась узкоколейная железная дорога Белорецк – Тирлян - Запрудовка (Катав-Ивановск). Абсолютный расцвет посёлок пережил в середине ХХ века, когда его население достигало 7 тысяч жителей. Сегодня от былого многолюдья остались лишь обширные пустые поляны, на которых когда-то стояли дворы. Сегодня в посёлок всё больше становится дачным, постоянных жителей всего около 160 человек.

 В посёлке есть магазин с минимальным набором продуктов и хозяйственных мелочей. Всё необходимое доставляется по только что пройденной дороге через Николаевку.

 До ночёвки осталось ещё пару переходов. Проходим всю деревню по дороге с севера на юг, пересекаем насыпь бывшей узкоколейки, кладбище останется слева. Входим в лес, небольшой плавный подъём. В перевальной точке делаем привал. Дальше останется спуск к реке Миселя.

  Дорога подходит к лёгкому мосту через речушку, это и есть Миселя. Правый берег крутой с превышением более 5 м, а левый пологий поросший кустарником. Над правым берегом раскинулась обширная поляна, её часто называют Миселинской.

  На левом низком берегу у моста есть неплохое место для стоянки.

 

5 день.

Этот день можно посвятить отдыху и не совершать длительных переходов. Ремонт снаряжения и баня занимают этот день.

6 день.

Протяженность 7+7 км,  ходовое время  около 5 часов.

Радиальный выход на вершины Большой и Малый Кумардак.

В радиальный выход собираем небольшой рюкзак с аптечкой и запасом воды. Обязательно берём компас и … запас туалетной бумаги.

 Прямо напротив моста через реку небольшой лесок вклинивается в просторы Миселинской поляны, обходим его слева. За ним небольшая поляна пересекаем её по диагонали. Здесь на границе леса ищем вход на просеку, дорога на перевал идёт по ней. Около 40-50 минут уверенно идём по ней. Впереди справа сквозь деревья показываются склоны Малого Кумардака. Если дорога потерялась в траве, не беда, продолжаем обходить гору по западному (левому) склону. Не подходите близко, чтобы меньше преодолевать курумные языки. Лес с небольшим количеством подлеска мало препятствует движению. Уже через 30 минут вышли на курумники сползающие с Малого Кумардака. Чтобы на обратном пути было проще вернуться по своим следам, особенно через курумники, мы используем как ориентир лоскуты туалетной бумаги, развешенные в приметных местах. Сильно осложняют движение скрытые в траве камни и небольшие курумники, периодически попадаются упавшие деревья. Встречаются следы медведя и лося, поэтому шумим.

  Обходим Вершину Малого Кумардака западнее (слева) и поднимаемся в ложбину между Малой и Большой вершинами. Отсюда, уже можно увидеть вершину в просвет между деревьями и взять азимут. Из ложбины начинается затяжной подъём, трава в рост человека, которая скрывает все «сюрпризы» до последнего момента. Лес стал заметно реже и светлее, больше свободного пространства. Заходим на вершину с юга это самый удобный вариант. Вершинный гребень смотрит как раз на юг, а его западный и восточный склоны имеют крутые скальные стены. Курумный взлёт достаточно протяжённый, камни среднего и большого размера.

  Примерно через 4 часа после выхода поднимаемся на вершину Большого Кумардака. Вершина имеет вытянутую скальную гряду, на вершине которой с трудом могли бы поместиться три человека. На запад склон круто обрывается в долину реки Юрюзань, за которой хребет Машак, а далее хребты Нары и Зигальга с вершинами Шеломов. На востоке долина с посёлком Верхнеаршинским. На юг тянется хребет Кумардак, вдали Ямантау выглядывает из-за Углового Машака. Далеко на севере виднеется Иремель.

  На обратном пути можно зайти на вершину Малого Кумардака, для этого спускаемся по своим меткам в ложбину между вершинами и поднимаемся на противоположный склон. Вершина Малого заметно ниже, поэтому обзор с вершины заметно меньше.

 Обратный путь будет гораздо проще, не забываем снимать оставленные метки. Примерное время возвращения в лагерь около 18-19 часов.  

7 день.

Протяженность 15 км,  ходовое время  около 4-х часов.

Миселинская поляна – Большая россыпь – траверс западного склона г. Машак (Медвежья) – радиальный выход на вершину г. Машак - южный склон г. Машак (перевальная дорога)

  Сегодня будем подниматься вдоль Широкой россыпи и траверсировать западный склон г. Машак (Медвежья), при хорошей погоде поднимемся на вершину.

  Переходим реку по мосту и идём по дороге, пересекая Миселинскую поляну в юго-западном направлении по колее. Дорога накатанная. Через 30 минут справа от дороги на сосне зарубка в виде стрелки вправо, рядом дерево с отметкой «смайлик» размером с ладонь. Важно не проскочить мимо. Поворачиваем и выходим на узкую вытянутую поляну, вдали хорошо видна вершина г. Машак. Идём по виднеющейся в траве колее. Узкая поляна повернула вправо и колея за ней. Впереди уже край длинной поляны и тут слева на берёзе видим светофор, указывающий на начало тропы. Зелёного света на светофоре ждать не обязательно и углубляемся в лес. Тропа не широкая, но хорошо видна. Переходим вброд речушку, на берегу костровище. Здесь нужно пополнить запас воды. Дальше тропа ведёт на восток и позже поворачивает на север. Через 30 минут слева показалась оконечность Широкой россыпи, большого курума сползающего с восточного склона хребта Кумардак. Подъём плавный. Ещё 30 минут поднялись почти до верхнего края россыпи. Здесь может быть вода, следы ручья есть. На противоположной стороне россыпи возвышается вершина Медвежьей, именно здесь будем переходить курумник.

 Берём азимут чуть правее вершины и переправляемся через россыпь. В каменной реке несколько лесных островков, где можно перевести дух. Под камнями слышно журчанье воды, возможно, если поискать, можно найти доступную воду. Вся переправа занимает около 20 минут.

  Обходим вершину у самой границы леса, часто встречаются небольшие курумники и россыпи поросшие мхом и кустарником. На одном из больших курумников можно оставить рюкзаки и налегке совершаем восхождение на вершину горы Машак, местные её называют Медвежьей или Медвежкой. Идём прямо вверх через заросли и очень быстро поднимаемся над лесом. На своём пути вешаем метки, чтобы найти путь к рюкзакам. Предвершинный курумник Медвежьей состоит из крупных блоков, много «живых» камней. Из-за большого уклона создаётся впечатление, что любой из них может сорваться от малейшего воздействия. Распределяемся «цепью» и соблюдаем дистанцию. Подъём занимает около 20 минут.

  Вершина Медвежьей подарит великолепные виды любому восходителю. Безусловно, это одно из самых интересных мест на маршруте. Сама вершина тянется скалистым гребнем в юго-западном направлении параллельно хребту Кумардак. На юге скалы хребта Инзерские Зубчатки, на востоке чётко виден проход по долине реки Тирлян к одноимённому посёлку и его пруд. Вдали за Зубчатками над хребтами угадывается телевизионная вышка города Белорецка. На западе гора Колокольня, хребет Машак из-за которого на юго-западе поднимается купол Ямантау. На севере Большой и Малый Кумардаки, а в долине между нами Широкая каменная россыпь. На северо-восток вдали виднеется Иремель. На северо-западе за стеной хребта Машак возвышаются вершины хребта Зигальга. Где-то далеко на севере можно разглядеть даже Уван.

 Спускаемся обратно к рюкзакам и обедаем. Чтобы спуститься к месту ночёвки, необходимо выйти на перевальную дорогу, проходящую западнее. Эта же дорога выведет завтра к кордону Миселя. Поэтому начинаем спускаться на запад, медленно заворачивая на юг. Лес на седловине между Кумардаком и г. Медвежья это чередование небольших полян и ельников. Трава в июле выше человеческого роста. Становится понятным и местное название горы, следы медведя попадаются очень часто. Необходимо создавать как можно больше шума. Через 20-30 минут спуска окончательно поворачиваем на юг. Ещё чуть-чуть и вот она дорога, наезженная и широкая (любят заповедную юрюзанскую рыбу мужики). Чуть ниже (менее одного перехода), справа небольшая полянка и костровища, место ночёвки. Ручей протекает параллельно дороге чуть дальше в лесу.

Всего спуск от подножия вершины до стоянки может занять около часа.

8 день.

Протяженность 14 км,  ходовое время около 3,5-4 часов.

Южный склон г. Машак – кордон Миселя – северная оконечность хребта Инзерские Зубчатки.

  Утром продолжаем спускаться с Кумардака по перевальной дороге на юго-восток. Вокруг преобладает лиственный лес из берёзы и осины с редкими хвойными деревьями. По всей видимости, этот склон Кумардака основательно вычистили лесорубы лет 30 назад. Истлевшие могучие пни говорят о былом величии. За один переход (40-50 минут) спускаемся к руслу небольшой речушки. Поднимаемся на противоположный берег, здесь лес ещё сохранился, но современные лесорубы уже исправляют недоделки прошлого, лес валят здесь в наши дни. Дорога между тем становится накатанной лесовозной техникой.

  Лес постепенно отступает, и открываются обширные покосные поляны в долине реки Миселя. Дорога местами щедро обсыпана белоснежным кварцем. Временами встречаются вдоль дороги проплешины вырубок с одиноко стоящими лиственницами и соснами, которые возвышаются над молодыми деревцами, склоняя свои макушки, как будто печалясь о чём-то. Через час подходим к броду безымянной речушки, которая стекает с Инзерских Зубчаток. После брода поднимаемся в гору и спускаемся уже к кордону Миселя*. Стоянка оборудована на высоком берегу реки среди сосен, хорошее место для обеда.  

  После обеда продолжаем путь по дороге, у кордона поворачиваем вправо. По этой дороге любители комфорта доезжают до самых северных скал. Пешком этот путь занимает более часа. Дорога обрывается у небольшой скалы. Родник находится чуть ниже слева от дороги за невысокой скальной грядой, которая подходит почти к дороге, эти скалы хорошо видно. Стоянка небольшая, но уютная, скрыта и от дороги и от ветра.

9 день.

Протяженность 2+2 км,  ходовое время около часа.

Радиальный выход на северную часть хребта Инзерские Зубчатки.

  Сегодняшний день посвящается осмотру скального цирка на хребте Инзерские Зубчатки*. Выходим опять на дорогу, проходим по ней вверх до конца. Дальше по тропинке вдоль гряды скал, сначала невысоких, а потом уже выше 10-15м. Местами тропа теряется на камнях, тогда можно  просто двигаться вдоль гребня хребта. В некоторых местах, где это было не сложно, поднимались на скалы, чтобы оглядеться. Тропинка перепрыгивает гряду. И почти сразу мы выходим к самому красивому, как говорят, месту на хребте, которое называют «цирк». Подножие гребня резко уходит вниз (особенно западный склон) и высота становится весьма внушительной. Несколько скал стоят обособленно, другие образуют сплошной гребень. Местами, возможно, подняться на маленькие площадки, откуда можно оглядеться.

  Западная стена Зубчаток абсолютно вертикальная, высота достигает 30 и более метров. А гребень хребта тянется на юг узкой грядой. Весь восточный склон Зубчаток усеян отдельными останцами. Юго-западнее поднялась главная вершина Южного Урала. Ямантау выглядит здесь уже не такой высокой, как издалека, её вершина сильно растянута. Почти напротив южная часть хребта Кумардак с вершиной Колокольня, её пирамидальная курумная вершина одна из красивейших. Не торопясь можно обследовать рядом стоящие скалы на предмет безопасного восхождения. Хребет Инзерские Зубчатки тянется в южном направлении и его главная вершина – гора Маяк находится в середине хребта. Рядом с ней есть ещё несколько «цирков», но меньших размеров, а также внушительных скальных развалин. До них тоже возможно дойти идя вдоль оси хребта.

10 день.

Протяженность 12 км,  ходовое время около 3-х часов.

Северная оконечность хр. Инзерские Зубчатки – кордон Миселя – р. Тирлян – северо-западная окраина п. Тирлянский.

 Сегодня в обратный путь к Миселинскому кордону, а потом в Тирлян.

Идём по той же дороге, по которой пришли сюда, примерно через 15 минут вправо отходит тропинка, по ней можно заметно срезать путь по лесу и через час оказаться на берегу реки Миселя. Брод реки мелкий, сапог вполне достаточно. До Тирляна отсюда около 12 км.

  От реки начинается крутой подъём по широкой лесовозной дороге, которую основательно укатали тяжёлой техникой. Поражает глубина колеи, местами достигающая 0,5м. В отдельных местах проще свернуть в лес и идти там, чем бороться с грязью. Главное никуда не сворачивать с дороги и идти по ней. До моста через Тирлян понадобится три ходки по 40 минут и ещё чуть-чуть.

 Река широко разливается в месте пересечения с дорогой, разделившись на три рукава. Глубина в каждом из рукавов вполне достаточная чтобы перейти в сапогах. Чуть ниже брода есть маленький мостик для тех, кто не хочет одевать сапоги. Миновав реку Тирлян, встаём на обед. Рядом с мостом есть место достаточно глубокое, чтобы искупаться. Левый берег Тирляна обрывистый с живописными скалами. До посёлка меньше часа ходьбы по широкой дороге.  

  Не доходя до окраины посёлка на берегу пруда есть ухоженный родник, которым активно пользуются местные жители. Место для стоянки можно найти рядом на краю соснового леса.

  Вечером останется время на кратковременный визит в посёлок. Наиболее интересное место у плотины пруда.

11 день.

Отъезд из Тирляна через Белорецк и Магнитогорск.

  Для отъезда из Тирляна в Белорецк лучше нанять заранее транспорт. Далее из Белорецка в Магнитогорск и Челябинск есть автобусное сообщение.

10. Электронная карта маршрута.

электронная карта

https://drive.google.com/open?id=1jkaBr-SnRillnGu_hnEVCl-x3GI&usp=sharing

11. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов

Верхняя Арша  

 Основана  Арша как «Разъезд 87 километр» в 1910 году, когда строилась узкоколейная железная дорога Белорецк – Тирлян - Запрудовка (Катав-Ивановск).  В ноябре 1912 года первый поезд отправился с Запрудовки в Тирлян.

  В 1927 году из Ленинграда на станцию Верхняя Арша приехала поисковая партия геологов и геофизиков, обнаружившая здесь залежи медного колчедана, свинцовых и железных руд, горючей серы и других полезных ископаемых. Руду подвозили к станции «Разъезд 87 километр» на подводах. Станция находилась в трёх километрах от Арши, поэтому в 1941 году её переместили к посёлку Верхнеаршинскому, чтобы ближе было подвозить руду из карьера. С началом Великой Отечественной войны в посёлок приехали рабочие, которые трудились на лесозаготовках.

  В 1951 году рудник заработал с новой силой. Геологи-разведчики жили в здании школы. Начался наплыв рабочих из Белорецка, Учалов, Авзяна, других мест. Население посёлка в те годы составляло 7 тысяч человек. В основном люди занимались разработкой карьера и добычей руды. Рудник просуществовал шесть лет. За это время началось строительство обогатительного комбината, школы, был построен большой клуб с библиотекой, столовая, четыре магазина, две бани, пекарня. Но комбинат и школа на тысячу ученических мест человек остались недостроенными в связи с закрытием рудника в 1958 году. С тех пор жители стали разъезжаться кто куда. Чтобы занять людей, в 1958 году на базе Верхнеаршинского рудника был образован участок Белорецкого райпромкомбината по изготовлению фанеры. Проработало это производство до 1992 года. Вскоре была закрыта и железнодорожная ветка от Арши до Тирляна.

 В настоящее время в Верхнеаршинском числится на 2009 год всего 170 человек местных жителей. Почта закрыта. Собирались закрыть начальную школу, но ее пока жители отстояли. Кто-то работает в Южно-уральском заповеднике, здесь находится Юрюзаньское лесничество. Кто-то на пихтоварке, кто-то занимается лесом. Арша постепенно превращается в посёлок, осваиваемый дачниками из Магнитогорска. Им пришлась по нраву местная природа и горный воздух. А природа здесь действительно великолепная.

По материалам Александра Исаева.

http://www.belrab.ru

Посёлок Тирлянский

Посёлок Тирлянский расположен в центре района, который со всех сторон окружен горными хребтами с главными вершинами Южного Урала: на западе высится гора Ямантау, на севере – Большой Шелом, на северо-востоке - гора Иремель, на юго-западе - Ялангас.  Располагаясь среди гор, Тирлян находится на “перекрестке” местных рек. С запада к нему течет река Тирлянка, с севера – Арша. Сливаясь в Тирлянском водохранилище, эти речки отдают свою воду Белой, которая течет к поселку с востока и уходит от него в южном направлении.

  Есть мнение что, Тирлян в переводе с немецкого означает «страна зверей» – так его назвал один из основателей завода более 250-ти лет назад, пораженный первозданностью лесов вокруг села Березовки, на месте которого и появился поселок.

   Купец Иван Мясников в 1752 года запланировал на реке Тирлян заложить завод для расковки железа молотом. Но в реке Тирлян не оказалось достаточного количества воды для завода, а местная железная руда не удовлетворяла потребностей при выплавке чугуна. Эти причины заставили купцов искать другое место для строительства завода. Вернулись к Тирлянскому заводу в 1801 году. Этот год и является вторым рождением завода. Тирлянский молотовый завод построила Дарья Ивановна Пашкова, дочь Ивана Мясникова, одна из четырех наследниц горнозаводской империи Твердышевых и Мясниковых. Завод являлся вспомогательным. Он начал работу в 1803 году и изначально назывался «Тирлянской плотиной». Продукцию с Белорецкого завода доставляли гужевым транспортом, на лошадях. Специальная конно-колесная дорога была проложена от Белорецкого завода до Тирляна в 1810 году.

   Летом 1837 года наследник престола Александр II в ходе инспекционной поездки по России посетил заводской поселок Тирлян.  

 В конце семидесятых годов XIX века на заводы Урала приехало много шведов. На Тирлянский завод они прибыли 2 июня 1878 года, где их "по русскому обычаю ждала горячая баня".

 В начале XX века на заводе работало 1072 рабочих. В самом поселке проживало до семи тысяч человек.

 В 1912 году открылось сквозное движение по узкоколейной железной дороге Белорецк - Тирлян - Запрудовка. Белорецкая железная дорога стала выдающимся достижением инженерной мысли.

В 1913 году на Тирлянском заводе ликвидируется доменное производство и сосредотачивается производство кровельного железа, в результате чего прокатный цех завода превращается в один из лучших уральских цехов по производству кровли. Новый импульс ТЛП (Тирлянское листопрокатное производство) получило в 1947 году, когда здесь началась прокатка электротехнической (динамной) стали, объем производства которой достигал 70 процентов от всего объема выпускаемого листа. Лист шёл даже на экспорт в братские страны.

  7 августа 1994 года - вечером воскресного августовского дня после шедших почти двое суток непрерывных ливневых дождей не выдержала плотина Тирлянского водохранилища, принадлежавшего листопрокатному производству Белорецкого металлургического комбината. На низинную часть поселка, где располагались промышленные объекты, станция узкоколейной железной дороги, линии электроснабжения и связи, водопровод и большое количество частных жилых домов, обрушился водяной вал высотой около десяти метров. Тогда за четыре часа на поселок обрушилось более десяти миллионов кубометров воды - два полных объема пруда. Стихия нанесла огромный материальный ущерб и унесла 29 человеческих жизней. Все разрушенные цеха так и не были восстановлены. В это же время начинается демонтаж уникальной узкоколейки.

  К 250-летию со времени основания Тирляна, была построена новая плотина пруда, который сегодня вновь радует своей красотой, а также завершилась долгожданная прокладка асфальтированной дороги до Белорецка.

  В 2008 году в Тирляне побывала делегация из Швеции. В составе делегации были потомки мастеровых работавших в Тирляне в XIX веке. Делегацию встречали потомки шведских мастеровых оставшихся жить в Тирляне.

           Сегодня на широком пустыре бывшего тирлянского листопрокатного производства высится лишь 100-тонное широкое колесо - маховик. Подойдя поближе и осмотрев сию железную махину, как бы ощущаешь полет мысли инженеров начала 20 века и умение старых мастеров воплощать их идеи в жизнь. Много лет оно приводило в движение валки прокатного стана. Недалеко от него вращались еще два колеса поменьше, одно из них заставляло работать дрессировочный стан. Механизмы эти были изготовлены на Нижне-Тагильском и Надеждинском заводах. Во время демонтажа зданий и оборудования ЛТП тирлянцы пожалели этот 12-метровый шкив, полагая, что когда-нибудь для будущих поколений тирлянцев здесь будет устроен памятник техники.

По материалам с сайтов:

http://nashural.ru/Goroda_i_sela/tirlyan.htm

http://macos.livejournal.com/613895.html

http://yuzhnyj-ural.ru/kraevedenie/gornye-zavody/360-tirljanskij-zavod.html

Посёлок Тюлюк

  Посёлок Тюлюк – старинное поселение, основанное, по некоторым сведениям, во второй половине 18-го века горнозаводскими крестьянами, как выселок из Юрюзаньского завода. Главной работой было выжигание берёзового древесного угля. Название произошло, возможно, от тюркского имени Туляк  («долгожданный»), вероятно такое имя носил глава башкирского рода, кочевавшего в этих местах, на чьих землях и водворились первопоселенцы; или от старобашкирского «тулюк» - «кров», «жильё».

 В посёлке есть церковь (до этого – клуб, а до клуба опять-таки церковь),  магазины, почта, 2 турприюта (или горных отеля, как правильно не знаю) «Иремель» и «Три медведя», где плановых туристов развлекают поездками на снегоходах на гору, фрирайдом и тому подобное.

   Трудоспособное население занято работой в леспромхозе, лес валят в основном на склонах Зигальги, живут, как обычно натуральным хозяйством – пастбищным мясомолочным скотоводством. Много дачников, а также всяческих людей с неадекватным восприятием мира. Местные, как правило, называют Гору – «Иремеля», то есть она у них женского рода. А ударение в слове «зигальга» ставят на первом слоге. Летом часто ходят в тундру по ягоды и за травами.

   Непосредственно с деревни Большой Иремель не видно – только западную вершину плато Малого Иремеля – гору Сукташ (1393м), которую многие в первый раз приехавшие и путают по незнанию с главной вершиной (1582м) или с Малым Иремелем (1449м). С Тюлюка красивый вид на хребет Зигальга. А с окрестностей посёлка ещё и на Бакты и на 1019м – самую южную вершину Нургуша

 По материалам книги «Село под звёздами», автор В. Тараканов. Челябинск, 2015  

И сайта: http://www.southural.ru/

Хребет Инзерские Зубчатки

Хребет Инзерские Зубчатки (Инзерские Зубцы), хребет между верховьями рек Большой Инзер и Тирлян. Назван по реке Инзер и живописным, резко выделяющимся скалистым вершинам ("зубцам"), которые протянулись с севера на юг на несколько километров.   Высота каменных зубов порядка до 35 метров. Хребет Инзерские Зубчатки - "жемчужина" в ожерелье красивейших мест Затирлянья, он украшен самыми красивыми и величественными скалами на Южном Урале. С обзорных площадок хребта открываются великолепные панорамы вершин (Ямантау, Ялангас, Иремель…) и хребтов (Урал-Тау, Кумардак…).  В южной части хребта горная цепь раздваивается и образует хаос - нагромождение каменных развалин. В северной части хребта расположен цирк (как говорят альпинисты) или, вернее, замок. Его стенами являются высокие скалы удивительной красоты. В центре хребта находится его высшая точка, гора с символическим названием - Маяк. Нашел Маяк - и дальше ориентируйся куда путь держать. С юга Маяк и замок охраняют Три Богатыря - еще одна группа скал, а с севера могучая каменная река - Широкая Россыпь - одна из самых больших каменных рек на Южном Урале. Рядом с Инзерскими Зубчатками с давних пор селились отшельники (сохранились названия: Ближние Кельи, Дальние Кельи, Малашихины Кельи). Отшельники жили в районе Зубчаток, даже в суровые годы гонений и репрессий (30-е годы ХХ века). От Инзерских Зубчаток к северу расположен целый ряд месторождений горного хрусталя. Эти камни, до сих пор, здесь добывают любители геологии коллекционеры.

По материалам сайта http://www.southural.ru/

Горы Синяк.

  Вершина на юго-западном склоне г. Иремель. Скалы-останцы юго-западной части горы возвышаются над лесом на 10-20м. Вершина горы 1067 м покрыта лесом. За исключением вершинных скал. Подходы к вершинам не имеют троп, в лесу много покрытых мхом и деревьями курумников. С вершины открывается прекрасный вид на массив Иремель и хребты его окружающие – Бакты, Аваляк, Зигальга. В юго-западном направлении вдалеке видны хребты Машак и Кумардак, в хорошую погоду г. Ямантау.

Иремель  

Гора Иремель - одна из самых известных достопримечательностей Южного Урала. Большой Иремель, малый Иремель, Жеребчик посещаются туристами очень часто. Это относительно легкодоступный и красивый район Южного Урала.

  В древности у башкир и других народов Иремель считался священной или заговоренной, заколдованной горой (от башкир.- иремлы), её почитали и уважали. Некоторые учёные склонны к расшифровке топонима Иремель, как «седло героя» за характерные формы каменного великана.

  Горы Иремель состоят из Большого 1582м (Кабан) и Малого Иремеля (1449м), находящегося севернее. Малый Иремель представляет собой 5 вершин, самая высокая из которых находится в центре, в виде огромного курума на тундровом плато. Большой Иремель (1582м)— это вторая по высоте (после Ямантау) вершина Южного Урала. На СЗ от горы Бол. Иремель отходит отрог Жеребчик, а на ЮЗ—гора Синяк. К СЗ от Жеребчика к Иремелю подходит хребет Бакты (Бехта), а с ЮВ к горам Иремель вплотную примыкает хребет Аваляк, образуя, таким образом, долину реки Тыгын. Последнюю часто называют каменной, поскольку значительная её часть (около 6 км) скрыта под каменными россыпями. Каменная река Тыгын берет своё начало из древних Тыгынских болот, образовавшихся после таяния локального ледника, отколовшегося от отступающего назад в Арктику континентального ледника в период последнего послеледникового периода. Район Иремеля был самой южной точкой проникновения ледника на континент Евразия.

В наследство от послеледникового периода Иремелю достался субарктический климат, седловина же между Большим и Малым Иремелем покрыта карликовым реликтовым ельником и километровыми полями моховой тундры. Таким образом, поднимаясь на Иремель вы как бы проходите климатические зоны от умеренного, лесостепного и таёжного в долине, до альпийского субарктического на вершине. Залавок (1310м)— верхняя точка седловины, так же покрыт моховым ковром, с редкой карликовой растительностью. Снег на северных склонах Иремеля и отрогов может задерживаться до середины июля.

По материалам сайта http://www.southural.ru/

Хребет Кумардак

 Хребет Кумардак находится в Белорецком районе Республики Башкортостан. Является одним из самых высоких хребтов Южного Урала, высотой вершин до 1354 метров. На склонах хребта расположено множество каменных россыпей длиной до нескольких километров. Со склонов хребта стекают множество речек, в том числе и река Юрюзань берет свои истоки между хребтами Машак и Кумардак. Орографическим продолжением хребта Кумардак является хребет Бакты, который находится с северной стороны через хребет Бехта и перевал Ворота. Кумардак, соединяясь с западной стороны с горой Машак, с южной стороны образуют долину реки Юрюзань. С восточной стороны Кумардак граничит с хребтом Инзерские Зубчатки.

  Наиболее примечательные вершины - Большой и Малый Кумардак, Медвежья (Машак, 1265,3 м), Колокольня (1354,1 м).

  Название хребта, возможно, произошло от слов 'кюмэр' - горбатый и 'зэк' - суффикс, что означает горбатый хребет. Это подтверждается на местности - горы Большой Кумардак (1318) и Колокольня (1354) - пирамидальные в масштабах Южного Урала вершины.

 В настоящее время западная и южная части хребта территориально находится в составе Южно-Уральского Природного Заповедника. На его территории запрещено нахождение и хозяйственная деятельность.

 В настоящее время наиболее популярными туристическими маршрутами по хребту Кумардак являются: не преступная и глухая гора Колокольня, высотой 1354 метра, Юрюзаньская долина и каменные россыпи между горой Машак и Широкая, высотой вершины до 1287 метров и с названием Широкая Россыпь.

Сайт клуба «Урал тропа»: http://www.uraltropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=714&Itemid=157

Белорецкая узкоколейная железная дорога

  Белорецкая железная дорога узкой колеи (БЖД) находится на одном из первых мест среди самых грандиозных объектов России Железнодорожной. Это железная дорога с удивительной и трагической судьбой.

  Строительство узкоколейной железной дороги от станции Запрудовка (г. Катав-Ивановск) через Тирлян до Белорецкого Завода было начато в 1909 году. Сквозное движение по ней открылось в 1912 году. Очень непросто было провести эти 145 километров рельсового пути через многочисленные горные перевалы, в исключительно тяжёлых условиях. Белорецкая железная дорога стала выдающимся достижением инженерной мысли. Для старинных заводских посёлков, через которые она проходила, приход поезда означал второе рождение. «Небывалое для Тирляна событие - прибытие первого поезда - буквально взбудоражило весь посёлок. На обширной территории вокруг станции собрались все тирлянцы от мала до велика. Уже в сумерках, когда поезд остановился, его шум был перекрыт торжественным многоголосым "ура!" многих сотен тирлянцев." - так это было в те далёкие годы...»

  Вскоре началось строительство других линий УЖД. От станции Шушпа в 1912 - 1914 году была проложена ветка на Журавлиное болото, где развернулась добыча торфа. Рабочей силы здесь в то время не хватало, поэтому на строительство этого участка длиной 18 километров привезли наёмных работников - китайцев. Затем большое строительство развернулось к югу и западу от Белорецка. Металлургическому заводу требовалась железная руда, основные месторождения которой находятся в 60 километрах западнее - в районе посёлка Тукан. В 1924 году была открыта линия Белорецк - Тукан, завод соединился с источниками сырья самым надёжным и дешёвым путём сообщения. Позднее от Тукана, основного центра добычи железной руды, небольшие ветки были проложены на юг - к карьерам у посёлков Западная Майгашля и Тара, и на запад - до села Зигаза, откуда вывозился лес. После прихода рельсового пути в Тукан все силы строителей были брошены на Инзерскую линию. Она начиналась на станции Ишля, проходила в основном вдоль реки Большой Инзер, затем по перевальному участку спускалась к реке Манява, сливающейся затем с Малым Инзером. Открытие этой линии в начале 1930-х готов позволило начать освоение новых месторождений полезных ископаемых, в особенности, известняка. Инзерской линии суждено было стать последней по времени создания на БЖД, и её жизнь оказалась самой короткой. Но в то время всё было ещё впереди... Почти полвека тонкая нить узкоколейки была единственным средством сообщения Белорецка с внешним миром. Пассажирские и грузовые поезда, уходя из города, целый день кружились по горным серпантинам узкоколейного пути, прежде чем попадали на "большую землю" - в Катав-Ивановск. Маленькие паровозы вели сквозь уральские хребты в Белорецк составы со всеми необходимыми для города и завода грузами. В годы Великой Отечественной Войны в узкоколейных вагонах непрерывным потоком шёл выплавленный в Белорецке металл и отправлялись на фронт его жители. Первая линия широкой колеи в Белорецк пришла с юга, из Магнитогорска. При этом расстояние от Уфы, республиканского центра, до Белорецка по железной дороге широкой колеи составляло 989 километров (для сравнения: от Уфы до Москвы через Ульяновск - 1530 км). Автодорог в те времена, по сути, вообще не существовало. Казалось бы, в такой ситуации БЖД всё равно оставалась необходима как средство сообщения с городом. Тем не менее, было принято варварское и вредительское решение о закрытии участка от Запрудовки (Катав-Ивановск) до 87 километра (Верхнеаршинский).

 Ликвидация железной дороги в СССР была не совсем характерным случаем. Но изредка такое всё же происходило. Белорецк оказался в числе "невезучих". Причинами этого поступка называли нерентабельность и высокие затраты на содержание пути. Необходимо отметить, что участок Белорецк - Запрудовка к тому времени был частично передан МПС и считался линией общего пользования. Следовательно, его судьба решалась не только "на местах", но и в центральном руководстве, которое тогда провозгласило курс на сокращение протяжённости узкоколейных путей и замены их линиями широкой колеи. Вот только в данном случае построить взамен ширококолейную линию "забыли". С той поры и по сей день между Верхнеаршинским и Верхним Катавом простирается "мёртвая зона". Все существовавшие здесь пристанционные посёлки вымерли, и до сих пор отсутствуют какие-либо пути сообщения. Многочисленные туристы прокладывают свои маршруты по старой железнодорожной насыпи, восхищаясь отваге наших предков, проложивших когда-то железнодорожный путь "там, куда и волки не забредут", и глупости тех, кто его уничтожил. Но случившееся в 1967 году вовсе не было "смертным приговором" Белорецкой железной дороге. Линии на север и на юг от города по-прежнему действовали, по ним везли руду, топливо, металлургическую продукцию из Тирляна. Ходили по ним и пассажирские поезда - для жителей многих затерянных в горах посёлков узкая колея все ещё оставалась "дорогой жизни", автомобильных дорог туда не было. БЖД являлась одной из передовых узкоколейных сетей Советского Союза. Среди локомотивов здесь некоторое время преобладали магистральные тепловозы ТУ2. В 1970-х годах реализовывался давний проект строительства железной дороги широкой колеи Белорецк - Карламан (близ г. Уфа). В связи с этим участок БЖД от Ишли до Инзера был разобран. Между Юшой и Инзером новая линия частично прошла там, где лежало полотно узкоколейной дороги. В 1977 г. линия Белорецк - Карламан была открыта. С этого времени расстояние от Белорецка до Уфы составляет всего лишь 264 км. Но и после этого БЖД активно действовала, административно являясь одним из подразделений Белорецкого металлургического комбината (железнодорожный цех). Технологическая схема его работы, с подвозом руды из Тукана, казалась незыблемой. Руда перевозилась в вагонах-думпкарах тяжеловесными составами. Большинство тепловозов (ТУ7, ТУ7А) были объединены в сплотки из двух единиц, которыми управляла одна бригада - это было совершенно уникальным для советских узкоколейных дорог.  

  Поддерживалось пассажирское сообщение. Кроме местных жителей, в стареньких деревянных вагончиках ездили туристы - по БЖД было удобно забрасываться к подножию горных вершин, в верховья рек для сплава.  Курсировал ночной поезд Белорецк - Тукан, днём несколько раз ходили поезда из Белорецка в Тирлян, реже - до "Верхней Арши" (87 километра).

Руководители комбината удивили многих своим весьма неординарным решением. В Тукане началось строительство изолированной железной дороги широкой колеи от обогатительной фабрики в железорудные карьеры. Подвижной состав для неё был доставлен в Тукан по БЖД на тележках узкой колеи. Помимо этого, была освоена транспортировка ширококолейных вагонов на ремонт в Тирлян, где находилось локомотивно-вагоноремонтное депо.

 С каждым годом БЖД становилась всё более знаменита среди немногочисленных советских энтузиастов - исследователей железных дорог. Других подобных сетей оставалось мало, а такие деревянные пассажирские вагоны, как здесь, трудно было найти где-либо ещё в нашей стране. На далекий Урал приезжали иностранцы, восхищаясь вагонами, тепловозами и архитектурой старинных станционных построек. В большинстве стран Европы и в США таких дорог, как эта, не существует - белорецкая узкоколейка казалась им настоящим чудом...

 В 1990-х годах негативные перемены происходят быстрее. В 1991 г. был отменён пассажирский поезд Белорецк - Тукан. Жители Тукана потеряли возможность ездить в свой районный центр. По их "многочисленным и настойчивым просьбам" до 1993 г. на лето восстанавливался поезд Тукан - Ишля. В Ишле туканцам предлагалось пересаживаться на автобус. Затем открылось автобусное сообщение до самого посёлка горняков, несмотря на ужасное качество дороги. Широкая колея в Тукане с 1993 года уже не действовала, и постепенно была разобрана. В 1997 г. разобраны также линии от Тукана на восток, в Зигазу, и на юг, в Тару и Майгашлю. Тем не менее, каждый день из Тукана в Белорецк отправлялся состав с рудой, на участке Белорецк - Тирлян сохранялось пассажирское движение - дорога жила и работала. Так продолжалось до весны 2002 года. Этот год для БЖД стал юбилейным - ей исполнилось 90 лет. Незадолго до этого Белорецкий металлургический комбинат перешёл под управление компании "Мечел". И практически сразу же руководство комбината издало распоряжение об отказе от перевозок по узкой колее и ликвидации железной дороги. Случилось это в то время, когда активно велась подготовка к юбилею...

очень рекомендую посмотреть фильм

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1 ... 0032&lr=56

Щербаков Геннадий Гаврилович

с сайта - http://sim-portal.ru/forum/viewtopic.php?f=40&t=735&p=17072&sid=ff72fbe0843808a0712391617728da9a#p17072

Кордон Миселя

В «Списке населённых мест Оренбургской губернии. 1901 год» на речке Миселя, в 12 верстах от Тирляна числилась Меселинская Плотина в 10 дворов и 86 душ обоего пола. Одна верста – это 1066 метров. По карте до Миселей по прямой как раз порядка 12-ти километров. И нечто похожее на дамбу ещё сохранилось. Во времена «культа личности» Миселя был посёлком спецпереселенцев. В 50-х годах здесь было 27 дворов, школа, миниэлектростанция, в 80-х осталось только два дома. Сейчас в Миселях – хозяйство егеря.

Борис Прохоров

С сайта: http://www.southural.ru/articles/17684#12

12. Источники.

1. http://www.southural.ru

2. http://sim-portal.ru

3. http://www.uraltropa.ru

4. «Село под звёздами», автор В. Тараканов. Челябинск, 2015  

5. http://nashural.ru

6. http://macos.livejournal.com

7. http://yuzhnyj-ural.ru

8. http://www.belrab.ru


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Южный Урал
еще маршруты
О Маршруте