Некатегорийный пеший поход по хребту Хамар-Дабан. Изначально мы собирались пройти Байкальскую кругосветку с выходом в Ореховую Падь, но в процессе выяснилось, что группа к такому переходу оказалась не готова. В итоге бОльшую часть маршрута составляют радиальные вылазки, но мне показалось, что эта информация может тоже быть полезной.
Комаринский хребет - метеостанция - урочище Посетительское - Чертово озеро - пик Черского - озеро Сердце - пик Чекановского - хребет Безымянный Голец - Водораздельный хребет - река Слюдянка - поселок Слюдянка

16 августа (1 день)
Весь день дождь различной интенсивности

9.30 Старт из аэропорта в Иркутске, заброска в Слюдянку (3500 р/машина). Пока ждали в аэропорту вторую часть группы, я съездила за газом – найти место, в котором он бы продавался в 5 или даже в 8 утра, дистанционно не удалось, на Слюдянку рассчитывать не хотелось, ждать до 10 утра, пока откроются магазины - тоже; в результате мы через знакомых нашли девушку, которая согласилась купить для нас газ. Как другие решают эту проблему, я не знаю.
12.00 Начало маршрута. Старт из Слюдянки, ул. Перевальская, которая идет по левому берегу реки Похабихи и оканчивается у ворот мраморного карьера «Перевал» (но дотуда идти не нужно). Поднимаемся на хребет Комаринский (местные называют его Комар). Наверх идет дорога, начало которой мы не видели; мы на нее выходили, перелезая через трубы теплотрассы (или чего-то подобного) в районе 51°40′00″N 103°40′30.9″E, примерно 300 метров не доходя до моста через восточный приток Похабихи. Поднялись вверх по дороге вдоль ЛЭП. Сама ЛЭП далее уходит на северо-запад (и должна остаться справа по ходу движения). Дорога же разветвляется на 3 направления. Правая идет дальше вдоль ЛЭП и, возможно, спускается обратно к поселку (мы сначала прошли по ошибке по ней, потеряв около 1,5 часов ходового времени).

(если вы видите такой пейзаж, значит,вы тоже свернули не туда...)
Средняя поднимается на хребет. Крутая часть подъема оказалась достаточно продолжительной (что, впрочем, соответствует карте). Более пологий участок начинается где-то через 2,5 км.
Вскоре после этой развилки дошли до Т-образного перекрестка, похожего на дорогу для квадроциклов. Чтобы выйти на хребет, нужно повернуть вверх, направо.
По хребту двигаться легко и приятно. Время от времени дорога подходит к краю, и в хорошую погоду должны открываться красивые виды; но мы не видели ничего.

Приблизительно через час после подъема на хребет дорога раздваивается: левая дорога спускается к реке Похабихе, правая идет дальше по хребту до родника, отмеченного на карте. На дереве у перекрестка нарисована желтая стрелка вправо (предположительно 51.6507596N 103.6041534E).
Мы не дошли в этот день до источника, поскольку была скверная погода, к тому же мы не спали из-за перелета и разницы во времени. Поэтому около 18.00 поставили лагерь – из-за дождя были лужи, в которых можно было набрать воду, и был запас воды с собой. Другой воды в этой части хребта нет.
Переход: ок. 10 км

17 августа (2 день)
Первая половина дня – дождь, где-то с 14.00 просто пасмурно

Первая половина дня – полудневка, отсыпаемся и ждем улучшения погоды. Дождавшись прекращения дождя, отправляемся дальше по дороге.
От места нашей стоянки до родника оказалось ок. 3 километров. Приблизительно за 2 км на дороге развилка; к источнику нужно идти по правой дороге.
Возле источника (51°38′28.8″N 103°34′56.6″E) большая травянистая поляна. Организованных стоянок в непосредственной близости к источнику нет, но поставиться можно.
Поскольку мы стартовали достаточно поздно, было очевидно, что до метеостанции нам в этот день не дойти. Делаем запас воды на ужин, завтрак и переходы и отправляемся дальше.
Практически сразу за поляной с источником – развилка: правая дорога ведет вниз, в поселок (со слов местных), левая – к метеостанции. Около 16.00 продолжаем движение по дороге. Постепенно развиднелось, там, где дорога подходит в краю хребта, видны склоны соседних отрогов.

Приблизительно через 2,5 часа движения на западном склоне на некотором расстоянии от дороги случайно обнаружили зимник; от дороги к нему идет еле заметная тропа, найти его весьма затруднительно.

Около 20.00 останавливаемся на ночлег в месте, похожем на Т-образный перекресток (на запад уходит полузаросшая дорога). Есть костровища, много хороших дров, воды нет. Координаты предположительно 51°37′17.2″N 103°32′52.8″E.
Переход: ок. 9 км

18 августа (3 день)
Ясно.

8.30 Продолжаем двигаться по Комаринскому хребту. Через некоторое время доходим до перекрестка дорог. Идти нужно прямо, по дороге, довольно круто спускающейся вниз. Через некоторое время начинается подъем, дорога идет прямо по руслу ручья; при необходимости из него можно брать воду. Таких вот ручьев, бегущих по дороге, на протяжении перехода мы видели несколько. Впрочем, до этого прошли достаточно сильные дожди, в сухую погоду воды может быть меньше.

По пути дорога часто подходит к краю хребта, можно видеть то долину р. Похабихи, то Большой Быстрой. Вдоль дороги заросли рододендронов, в пору их цветения должно быть очень красиво. Но вообще тайга достаточно глухая. Время от времени видим бурундуков; на дороге видны следы разных животных, в том числе – медвежьи, но самих медведей мы не видели.

Кое-где остались опоры старой ЛЭП, которая была отмечена на нашей карте, но на местности почти не сохранилась.

Перед тем как выйти на перевал, на котором расположена метеостанция, пересекаем небольшую поляну, поросшую травой. Она в значительной степени заболочена, но на ней есть вода и место для установки лагеря при необходимости.

Мы запланировали пообедать у метеостанции, поскольку там есть вода; однако дорога заняла больше времени, чем мы рассчитывали, поэтому обед получился достаточно поздний, ок. 5 вечера (мы уже почти решили кипятить воду из ручья, бегущего по дороге, но встретили туристов, которые сказали, что до метеостанции осталось около километра).
Дорога с Комаринского хребта спускается на задворки турбазы «Хамар-Дабан» (51°31'42"N 103°35'14"E). На ней узнаем последние новости. 16 августа по дороге на метеостанцию на р. Слюдянка погиб человек: группа не нашла мост и пыталась переправиться вброд, а вода из-за дождей поднялась. С середины реки туристы увидели мост и решили вернуться к берегу и перейти по нему, и при попытке развернуться участницу смыло водой. Как мы поняли позднее, это произошло потому, что дорога из поселка Слюдянка до середины подъема автомобильная, следовательно, пешеходные мосты везде вынесены чуть выше или чуть ниже по течению, оставляя свободным автомобильный брод на самой дороге. Видимо, как раз по автомобильному броду группа и пыталась переправиться.
На турбазе висит заламинированная карта с маршрутами и местными достопримечательностями; но ее качество оставляет желать лучшего, несмотря на ламинирование, она сильно поблекла от воды и солнца. Еще на турбазе есть смотровая площадка, с которой открывается вид на один из водопадов реки Подкомарная.

Метеостанция расположена приблизительно в 100 метрах от турбазы. Там есть колодец и туалет; на самой метеостанции продают разные напитки; когда дежурит творческий метеоролог, можно купить, например, компот, квас с черникой и т.д. Мы взяли компот из черники, стоил он 70 рублей (1,5 $) за 1,5 литра.

Вокруг метеостанции много мест для стоянок, которые, впрочем, часто заняты.
От метеостанции вниз на север уходит проторенная тропа на Слюдянку; между метеостанцией и турбазой начинается серпантин на пик Черского и к пер. Чертовы ворота (говорят, на самом деле они Чертовы, а не Чёртовы). По совету сотрудников базы принимаем решение переместиться в урочище Посетительское и начинаем подъем по серпантину (ок. 18.00). Сквозь серпантин идут тропы прямо наверх, но пользоваться ими не стоит – в большинстве случаев они слишком расхоженные, а поскольку склон достаточно крутой, земля осыпалась и приходится карабкаться по камням и корням.
Через 1,5 часа выходим на дорогу, идущую траверcом вдоль склона. Минут через 20 доходим до дерева, увешанного цветными лентами. От него вверх уходит тропа на пик Черского, а если идти вперед, дорога приводит в урочище Посетительское.

От развилки на пик до спуска в урочище на дороге 2 источника воды.
В урочище Посетительское тропа спускается серпантином и далее идет вдоль ручья. Сразу после серпантина есть несколько небольших, но удобных стоянок.
Метров через 300 тропа раздваивается: по тому же берегу вниз по ручью можно выйти к р. Подкомаринской смотреть на водопады; если свернуть налево и переправиться на другой берег ручья по бревну, то дальше по тропе можно выйти на пер. Чертовы ворота. По одному бревну под рюкзаком переходить было неудобно, и не все участники чувствовали себя достаточно уверенно, поэтому группа разделилась: двое участников переправили рюкзаки вброд на другой берег (брод вдоль бревна выше по течению достаточно удобный и безопасный), остальные перешли по бревну налегке (впрочем, особо уверенные в себе участники переходили по бревну с рюкзаками).
Сразу за переправой есть несколько удобных мест для стоянки, чем, кстати, пользуются активно местные туристы, поэтому в выходной день стоянки могут быть заняты.

Лагерь разбивали уже в сумерках, ок. 20.30 (координаты ок. 51°30′37″N 103°35′50.9″E).
Переход: ок. 14,5 км

19 августа (4 день)
Ясно.

Утром ок. 8.30 выходим в радиалку на пик Черского. Возвращаемся до дерева с лентами и от него начинаем подъем на пик. По всей видимости, от того места, где начинается спуск в Посетительское, вверх уходит дорога, которая также ведет на пик Черского, но мы ее не разведали. Восхождение на пик проходило достаточно легко, тропы хорошо читаются, много людей.

Техническую сложность представляет перевал Жандарм, который преодолевается вдоль. Можно обходить перевал с юга по тропе, а можно идти по гребню.

В этом случае приходится передвигаться по скале, на которой закреплен страховочный трос.

После прохождения перевала остается преодолеть небольшой подъем до вершины.

Примерно начиная от подъема к пер. Жандарм на пике есть сотовая связь.
С пика Черского уходим на юго-восток к перевалу, с которого начинается спуск к озеру Сердце. С восточной стороны перевала видно несколько безымянных озер. Самое крупное из них с легкой руки Вовы мы звали озеро Почка.
Спуск оказался непростым, склон крутой, на тропе много «живых» камней. Приблизительно на середине спуска развилка. Тропа, ведущая влево, кажется более пологой и удобной, но приводит к руслу ручья в скалах, идти приходится траверсом по мокрой крутой скале, что довольно нелегко. Рекомендую продолжать спуск по правой тропе.
Искупавшись в Сердце, начинаем подъем наверх. Идти нужно по тропе максимально близко к озеру. Далее подниматься по тропе на западном склоне долины к перевалу Посетительский, отделяющему Сердце от урочища Посетительское. Мы вместо этого вышли на восточный склон и далее, решив не возвращаться, стали подниматься без тропы напрямую по склону к перевалу Жандарм. Подъем технической сложности не представлял, но оказался очень тяжелым физически, особенно для менее подготовленной части группы, а главное – занял много времени. В лагерь мы вернулись уже около 17.00 вместо предполагаемого 14.00.
В результате было принято решение отказаться от переноса лагеря к Чертовому озеру. Вместо этого после обеда желающие отправились в радиалку на водопады на р. Подкомарная.
Дорога на водопады, как было сказано, идет по северному берегу ручья, текущего в Посетительском. На самом ручье чуть ниже по течению относительно развилки на Чертовы ворота тоже есть водопад, не очень высокий, но достаточно живописный. Продолжаем двигаться вниз вдоль русла, и, не доходя метров 20 до слияния с Подкомарной, переправляемся по камням. Переправа удобная, но после дождя перейти может быть сложнее. Впрочем, река неширокая, это вопрос возможно мокрых ног, технической сложности переправа не представляет.
Минут через 7 выходим к водопаду на Подкомарной, тому, что выше по течению.

Полюбовавшись, возвращаемся в лагерь тем же маршрутом и к закату (ок.20.30) приходим на место. Радиалка заняла около 3 часов.
Переход: ок. 16 км

20 августа (5 день)
Ясно.

Утром собираем лагерь и переставляемся на Чертово озеро. По дороге видим еще 2 водопада на реке, текущей от перевала.

Тропа натоптанная, но местами слегка заболочена, время от времени приходится пробираться через заросли ивнякового стланика. Приходится переходить через несколько ручьев; в сухую погоду, как это было у нас, это не проблема, однако после дождей в сочетании в заболоченным берегом это может вызвать сложности.
Уже практически на самом перевале Чертовы ворота переходим по камням речку, текущую с востока. Лучшее место для переправы – пересечение речки тропинкой. Из этой же речки рекомендую брать воду – озеро Чертово практически все заболочено, хороший подход к воде есть только у камней на мысу с севера.

На этом мысу мы купались; подходить на мыс лучше по тропе с восточной части озера, которая идет дальше от кромки воды: вдоль берега придется пробираться через заросли ивняка в воде.
Хороших мест для стоянки довольно много. Дрова есть, но за ними приходится ходить на северо-западный берег озера; там много соснового выветренного валежника.
Переход от места предыдущей стоянки к Чертовому озеру занял около 1,5-2 часов вместе с любованием водопадами.
На месте мы прогулялись вокруг озера, ожидая, когда освободится удобная стоянка (координаты стоянки — ок. 51°29′23.3″N 103°35′47.3″E); идея обходить озеро оказалась не очень хорошей, поскольку западный и юго-западный берега заросшие и болотистые, а вот северный и восточный пригодны для стоянки.
Поставив лагерь, выходим в радиалку на Водораздельный хребет, к западу от пер. Чертовы ворота. От озера идет тропа, вернее, несколько пересекающихся троп; наверху они пропадают. Однако то место, где заканчивается тропа, отмечено туриками; турики идут на расстоянии видимости через все плато над Чертовыми воротами, так что если спускаться к перевалу с запада, имеет смысл ориентироваться на них, чтобы найти начало тропы.
После достаточно комфортного подъема (осложненного, впрочем, жарой) поднимаемся на плато горы 1 , устраиваем обед (около 14 часов дня), после чего продолжаем движение по Водораздельному хребту. С плато горы 1 видна тропа по северному склону гребня, которая приводит к пер. Ложный Голый. Кстати, выглядит он намного живописнее, чем собственно пер. Голый.

Поднялись на высоту между перевалами Ложный Голый и Голый,

и около 17.30 повернули назад и вернулись в лагерь по своим следам.
Вечером, прояснив физическое и психологическое состояние группы, мы были вынуждены принять решение об отказе от первоначального намерения пройти по хребту Байкальская кругосветка с выходом в Ореховую Падь. Было решено заменить эту часть маршрута радиальным выходом, а также сходить в еще одну радиалку в сторону Рассохи.
Переход: ок. 3,5+9 км

21 августа (6 день).
Ясно.
Утром после завтрака выходим в 8 утра и движемся на восток к перевалу Четырех вдоль русла реки; к перевалу ведет хорошо набитая тропа; в нескольких местах она завалена каменистой осыпью; у начала тропы с каждой стороны от осыпи выстроены хорошо заметные турики. Однако необходимо быть внимательными при выходе на последний взлет перед перевалом: там начинается стланик, и тропа плохо заметна. Ориентируйтесь по турикам, лучше потратить время и найти их, чем ошибиться тропой и попасть в заросли. На перевале мы около 9 (впрочем, без груза и быстрым шагом на перевал от нашего лагеря возможно подняться за 20 минут).
В направлении к пику Чекановского тропы с перевала нет. Возможны два варианта – обходить траверсом вершинку 2002 над перевалом с тем, чтобы потом спуститься на основной хребет Безымянного Гольца или подняться на эту вершинку. Каждый вариант имеет свои преимущества: наверху достаточно плотное покрытие и комфортно идти, но придется набрать высоту; траверсом придется идти по мху, местами по осыпям или через стланик, но зато нет лишнего набора высоты. С утра мы прошли траверсом, вечером же поднялись на плато к северу от вершины 2002. Была также попытка проверить, не спускается ли тропа с этой вершинки непосредственно к Чертовому озеру; но такой тропы нет.
Далее спускаемся на хребет Безымянный Голец. Спустившись с вершинки 2002, невозможно не обратить внимание на очень живописные скалы у обрыва со стороны р. Утулик (ок. 51°28′34.6″N 103°37′52.8″E).

Троп на хребте практически нет, хотя время от времени тропа все же появляется.

Однако в ней особой необходимости нет: местность практически лишена растительности, мох достаточно плотный, идти можно где угодно. Однако все это актуально только для погоды, обеспечивающей хорошую видимость. На самом деле хребты Байкальской Кругосветки имеют достаточно сложную форму, на них многочисленны локальные подъемы и спуски, изгибы, достаточно мощные отроги. При хорошей видимости, как было в нашем случае, ориентирование на местности не представляло проблем; но при плохой видимости группе необходимо постоянно идти по азимуту, корректируя его по карте; усугубляет ситуацию отсутствие достаточно подробной карты.
В отчетах говорится о том, что на Безымянном Гольце и Сосновском Гольце воды практически нет. Это послужило одной из причин отказа группы следовать по маршруту, поскольку стояла очень жаркая погода, и необходимое количество воды оказалось значительно больше расчетного. Поэтому хочу обратить особенное внимание на те источники воды, которые нам удалось обнаружить в ходе радиалки.
Пройдя дальше по Безымянному Гольцу в сторону высоты 1820, находим небольшие бочажки с водой.

По-видимому, они остаются после таяния снежника (по данным других отчетов, снег на Безымянном и Сосновском Гольцах лежит до июля). Поскольку в этом году было очень жаркое лето с минимальным количеством дождей, а мы были на хребте в конце августа, можно предположить, что вода там есть постоянно. Пить прямо из бочажков не стоит, поскольку вода там явно не проточная; но эту воду можно использовать в технических целях либо кипятить.
Продолжаем движение по хребту в сторону пика Чекановского. Визуально расстояние небольшое, но за счет серповидной формы хребта путь оказывается достаточно длинным. На пике Чекановского мы были около 14.00 (51°28'50"N 103°40'38"E). Устраиваем обед среди камней, спустившись на несколько метров вниз к западу от вершины – отличное место, защищенное от солнца (что было в нашем случае очень актуально) и, по-видимому, от ветра соответствующих направлений. На пике Чекановского некоторые аппараты тоже поймали сотовую связь.

За пиком Чекановского, после сброса высоты, начинается относительно ровный участок Безымянного Гольца. Практически сразу после окончания основного спуска немного к северу от гребня можно найти источник проточной воды – небольшой ручей (координаты приблизительно 51°29′04.6″N 103°41′08.7″E). Найти его проще всего от груды сложенных очагом камней. На фотографии человек (Вова) стоит как раз на берегу этого ручья.

Поскольку времени остается уже не очень много и многие устали, мы решили дойти до белой отметины на плато впереди и оттуда повернуть обратно. Таким образом, в ходе радиалки мы практически подошли к подъему на вершину 1980, от которой отходит мощный отрог на север в долину реки Безымянной. Белое пятно оказалось огромным белым камнем.

При движении по хребту, при хорошей видимости, рекомендуем ориентироваться на него, т.к. тропы на этом участке гребня нет, а это одна из наиболее оптимальных траекторий движения на данном участке гребня и далее при продолжении движения по плато к вершине 1980. От белого камня отправляемся обратно и возвращаемся в базовый лагерь ок. 20.00.
Переход: ок. 25 км.

22 августа (7 день).
В целом ясно, в середине дня – достаточно сильный непродолжительный дождь.
Начинаем обратное движение в сторону метеостанции и далее – к поселку Слюдянка. Утром перед обедом часть группы решает совершить еще одну прогулку по Водораздельному хребту (выход ок. 8 утра). Вместо того, чтобы после подъема с Чертовый ворот уходить сразу к пер. Ложный Голый, поднимаемся из любопытства на локальную высоту с юга. Наверху на плато нашли склад покрышек (около 51°29′10″N 103°34′59.7″E); их происхождение и назначение осталось загадкой.

Тропы на склоне практически нигде нет, но покрытие очень удобное, за исключением подъема на вершину 3 от пер. Голый. Единственное, на что хочется обратить внимание – от пер. Голый на вершину 3 лучше подниматься вдоль обрыва на южном склоне: мы пробовали найти тропу дальше от края, ее там нет и подниматься неудобно.
В этот раз мы дошли до вершинки 1946.8 между вершиной 4 и 5, от которой уходит хребет, разделяющий долины рек Голая и Корниловка (51°28′14.8″N 103°32′18.2″E).

До конечной точки маршрута доходим ок. 12 утра и к 14 возвращаемся в базовый лагерь.
Обедаем, пережидаем начавшийся дождь, сворачиваем лагерь и начинаем движение обратно. Маршрут до метеостанции проходим по своим следам, далее продолжаем движение по долине р. Слюдянка до Горелой Пади. Тропа очень расхоженная, поэтому во многих местах почва у камней и корней осыпалась, образовав достаточно высокие «ступени», что может быть неприятно для людей в нездоровыми коленями, особенно при движении вниз. Несмотря на то, что маршрут идет вдоль Слюдянки, вода есть только на отдельных участках, мест для стоянки между Казачьей Поляной и Горелой Падью практически нет.
В Горелой Пади некоторое количество мест под стоянку, можно найти очень удачные, если поискать; воду нужно набирать из ручья, текущего по южной границе поляны (51°32′46″N 103°35′29.6″E). Дров очень мало из-за высокой посещаемости.
Переход: ок. 15 + 8 км

23 августа (8 день).
Ясно.
С рассветом (ок. 6 утра) выходим дальше, чтобы успеть на «мотаню» в Порт Байкал в 13.40. Движемся по тропе; через некоторое время проходим мимо кафе на берегу Слюдянки; с этого момента начинается автомобильная дорога (51°35'29"N 103°37'57"E). Обратите внимание: через Слюдянку везде есть мосты, переходить реку вброд не нужно. Все броды автомобильные, необходимо внимательно смотреть вдоль обочины со стороны берега реки, на деревьях висят указатели на все мосты. Иногда мост может быть чуть ниже по течению, чем брод. Лучше потратить немного времени, чтобы его найти, чем лезть в воду.
Около 10.30 проходим мимо карьера и ок. 11 выходим на грунтовую автомобильную дорогу, выводящую в поселок. Путь по поселку к станции оказался дольше, чем мы ожидали – видимо, в московско-петербургской группе оказалось невозможным представить, что в таком маленьком городке может быть «далеко». На вокзале мы были уже ок. 13.00; на самом деле, по поселку ходят маршрутки, имеет смысл воспользоваться ими.