река Лух / Водный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Река Лух. Неспешный поход от Фролищ до Клязьмы

12 - 15 июня 2014 г.
Река Лух – популярное место для пляжно-байдарочных походов.
Фролищи - Клязьма

Река Лух пользуется заслуженной популярностью среди туристов-водников. Красивые берега, песчаные пляжи, лесная зона, относительно небольшая заселенность делают её привлекательным местом для «отдыхательных» походов на байдарках. Обратная сторона этой популярности – оживлённость маршрута, особенно в праздничные дни, как это было в нашем случае. К счастью, берега реки изобилуют удобными местами для стоянок. За каждым поворотом начинается новый песчаный пляж. Поэтому места хватает всем.

Костяк нашей команды – компания старых туристов из города Коврова, остатки городского клуба туристов. Отправиться на июньские праздники именно на Лух нас вдохновил Женя Зайцев, душа и главный заводила нашей компании.

Вообще-то, Лух находится не очень далеко от Коврова. Так что ходят туда часто. Старые туристы даже наоборот, идут туда неохотно. Типа да, река классная, да только были там уже сколько раз. Даже я, хоть и хожу с ковровскими туристами не так уж и давно, успел побывать на Лухе. А вот Женя Зайцев как-то умудрился упустить Лух из своего послужного списка и очень хотел это восполнить.

В дополнение к обычному составу Женя  пригласил с собой своих родственников и знакомых. Так что в итоге команда получилась достаточно разношёрстной. Что не помешало ей оказаться весьма дружной и прекрасно провести время.

Лух – достаточно длинная река. Она протекает по территории трёх областей: Ивановской, Нижегородской и Владимирской. Для нашего путешествия мы выбрали самый нижний его отрезок от посёлка Фролищи до впадения в Клязьму. Такой небольшой отрезок мы выбрали, во-первых, потому что наша команда совсем не спортивная, а во-вторых из соображений удобства заброски-сброски. Как до начальной, так и от конечной точки нашего маршрута можно относительно недорого доехать на машине из Коврова и обратно.

В принципе, неплохой альтернативной начальной точкой маршрута мог бы стать посёлок Талицы. Лично мне уже доводилось лет 10 назад пройти по Луху от Талиц до Фролищ. К сожалению, как говорят ковровские водители, дорога от Южи до Талиц ныне находится в ужасном состоянии, так что они хором отказываются туда ехать.

Мы прибыли во Фролищи в праздничный день 12 июня. На берегу, у моста через Лух творилось столпотворение. Множество групп, прибывших ранее, уже сбирали байдарки и отплывали. Впрочем, это был единственный момент за поход, когда «перенаселённость» маршрута доставила хоть какие-то неудобства. Мы легко нашли место чтобы собрать лодки и спустить их на воду. Позднее, не смотря на постоянное соседство других групп, мы без труда находили отличные места для стоянок.

Кстати, должен предупредить, что перед мостом во Фролищах находится большой многолетний завал из брёвен и мусора. Так что командам, идущим через Фролищи транзитом, не избежать обноса.

Перед походом нас предупреждали, что на маршруте есть ещё один большой завал. И где-то на третий день мы действительно видели его остатки. Но в настоящее время он разрушен, уж не знаю естественными причинами или с чьей-то помощью. Так что препятствия не представляет.

Нам неплохо повезло с погодой. Перед походом несколько дней шли проливные дожди, и погода на все выходные дни также ожидалась дождливой. Однако небольшой дождик застал нас только на самом старте, когда мы собирали байдарки.

Отличительной чертой Луха являются песчаные берега. По крайней мере, на знакомом мне участке от Талиц до устья. Как обычно бывает в таких случаях, русло реки широкое и очень мелкое. А по берегам раскинулись прекрасные песчаные пляжи! Думаю, именно благодаря им река так нравится туристам. В этом он напоминает Керженец. Хотя сравниться с последним сложно. Шикарным пляжам Керженца с идеально чистым песком могут позавидовать даже морские курорты! Однако у Керженца неприятным побочным эффектом песчаных берегов является большое количество коряг в русле. Такие берега легко размываются и растущие на них деревья оказываются в воде. На берегах Луха таже растёт лес, преимущественно сосновый. И коряги также встречаются, но в значительно меньшем количестве.

А вот наши рыбаки жаловались, что хороших мест для рыбалки маловато. Впрочем, без улова и ухи они всё же не остались :-)

Характер Луха слегка меняется лишь перед самым впадением в Клязьму. Песчаные берега уступают место глинистым, русло слегка сужается и становится более глубоким. Хвойный лес по берегам сменяется сначала лиственным, а затем полям и кустарникам. Тем не менее, даже на этом участке можно найти немало хороших стоянок. Рекомендую учесть это тем, кто планирует продолжить путь по Клязьме. Последняя, напротив, славится неудобными берегами, плохой водой и сложностью найти нормальную стоянку для туристов-байдарочников.

Мы же закончили наше путешествие в месте впадения Луха в Клязьму. Мы решили не идти до одного из ближайших населённых пунктов, а просто переплыли Клязьму и высадились на противоположном берегу. Здесь обнаружилось удобное место, где можно вытащить байдарки на берег, разобрать и просушить их. Есть возможность подъехать туда на машине, чем мы и воспользовались.

В общем, байдарочный поход на Лух – прекрасный способ отдохнуть в праздничные дни!