Майский Кавказ по баумански 2016

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Тренировочный поход 3 с эл. 4 к.с. ШВТ МГТУ им. Баумана по верхней Кубани и её притокам на майские праздники 2016 года .
 

Дорогие туристы , это только второй в моей жизни  отчёт по походу  . Я  постарался в нём совместить и техническое описание маршрута  , и походный дневник , и какие-то свои размышления . Не знаю хорошо это или плохо . Поэтому буду признателен , если вы мне потом напишете свой отзыв .

Походный сезон 2015 года я к сожалению полностью пропустил . Сначала  сдавал экзамены , поступал в институт , а потом со мной произошёл несчастный случай и я сильно повредил руку . Всё лето пришлось просидеть в Москве . Но когда  уже стал студентом , я понял что у меня появилось гораздо больше  возможностей в плане туризма  чем раньше  и решил в 2016 году наверстать упущенное  . Я записался в водную школу турклуба МГТУ им. Баумана и стал ходить к ним на занятия . С февраля там каждую неделю читают лекции по всем необходимым для водных походов темам . Причём, мне очень понравилось  что у них уже в феврале есть определённый план занятий , тренировочных выходов и майских походов , который чётко выполняется . Далеко не во всех турклубах так всё хорошо организованно . В апреле у нас был очень классный тренировочный  выезд на реку Мста . Мы все выходные стояли базовым лагерем и катали порог Лестница и Большой . Меня там  очень многому научили . Мы отрабатывали правильную технику гребли ,траверс струи,  самосплав , спас-работы , обратный переворот катамарана при киле и  многое другое  . Я тогда впервые познакомился с настоящим спортивным сплавом .

И вот , наконец время подошло к майским праздникам и меня ждал долгожданный  поход   на  Кавказ . Планировалось пройти 6 рек , между которыми нас будет возить машина сопровождения . Катамараны решено было заранее отправить грузовой компанией в Невинномысск  , чтобы в поезде не было геморроя .    Когда  приехали на вокзал  , я был просто поражён количеству уезжающих туристов . На перроне можно было встретить и водников , и горников , и велосипедистов , были даже лыжники . В нашем вагоне людей которые едут не в поход можно посчитать по пальцам . И в течение следующего дня, пока ехали , постоянно чувствовалась эта туристическая атмосфера . Постоянно играли на гитаре , пели песни , разговаривали про походы . На остановках народ выходил на перрон , включал музыку и устраивались пляски . Когда утром проснулся и посмотрел в окно , я очень  удивился  наличию зелени на деревьях . Ведь когда мы уезжали , в Москве только набухли почки и город был такой грязный и серый . А теперь светит солнышко , вокруг везде зелень и чувствуется что мы едим на юг в лето .

Приехали в Невинномысск поздно ночью . Нас сразу же встретили наши водители Муса и Ибрагим . Мы погрузили рюкзаки в две пассажирские Газели и поехали на первую реку Б.Зеленчук . Народ  сразу же уснул , а мне что-то не спалось и я всё  время смотрел за дорогой . Синяя ночь , мы  быстро едим по какому-то шоссе , небо чистое  и светит месяц  , тихо играет музыка в машине . Я  уже в предвкушение похода и прям душой чувствую , что  городские проблемы всё отдаляются и отдаляются . Ощущается  прилив какого-то счастья и свободы . Когда взошло солнышко понял что мы едим по обалденно красивым местам . Вокруг широкие  живописные луга , вдоль дороги растут высоченные пушистые тополя .  Мы заехали к Мусе в гараж , забрали катамараны , которые он принял от грузовой компании и поехали дальше. Потихоньку дорога втягивается в горы и долина сужается . Вдоль дороги вырастают высокие травянистые холмы с выступающими бурыми скалами . Постоянно встречаются пастбища и зачастую скот выбегает на дорогу . Когда мы уже ехали вдоль Зеленчука , дорога стала совсем горной . Вокруг нависают отвесные скалы , не редко едим прям рядом с обрывом , но дорога там везде хорошая , можно ехать быстро . Чем выше по реке мы продвигаемся , тем горы всё круче и круче . Уже лиственный лес сменился хвойным и на некоторых вершинах появился снег . Не доезжая Архыза километров 15 на полянке мы поставили базовый лагерь . Поспали часа 3 и начали собирать катамараны . У меня стапель начался с того , что нужно проклеить по периметру две огромные заплатки на дне каждого болона , но мне в этом деле помогли и вроде бы мы сделали всё правильно и надёжно . У меня был катамаран один из самых маленьких  по габаритам и с не большим объёмом  , но зато он самый вёрткий и им просто маневрировать . К тому же , именно на таком  гораздо сильней  прочувствуешь пороги , чем на каком-нибудь здоровом .   Там было 2 огромных ката “ Буратино”  с водоизмещением как у четвёрки и остальные  средненькие . После стапеля мы сразу погрузили наши суда на крыши машин и поехали в Арыз .И вот , наконец  долгожданный старт , сейчас всё начнётся   . В напарники мне дали Веронику . Я сначала расстроился , что мне досталась девушка , ведь с ней в серьёзные пороги не пойдёшь , но после первого часа понял что сильно ошибался  . Адмирал назначил капитаном меня и когда мы сплавлялись , я понимал как нужно выбирать траекторию движения , всё-таки отец меня многому научил в предыдущих походах , но командовать у меня что-то не получалось и я уступил должность капитана Веронике . Начали сплав от моста .  Зеленчук – достаточно многоводная  бурная река с быстрым течением , состоящая из сплошных шивер . Участок сплава до лагеря довольно простой , это разминка , нужно чтобы экипажи сгреблись . Иногда приходится обходить небольшие завалы .   Постоянно встречаются слабенькие бочки и не высокие валы . Есть ещё несколько Взрывных порогов – это чуть более ярко выраженные шиверы , сложности они не представляют . Я даже их толком не заметил . Но разницу с карельскими речками я сразу ощутил . Река держит тебя в постоянном напряжении , отдыхать особо некогда . В Карелии ты гребёшь по плёсам и встречаешься в основном с локальными порогами , которые сначала спокойно просматривают , а потом только проходят . А тут река всегда быстрая и  приходится постоянно  работать , чтобы не налететь на камень или завал  . Нужно уметь выбирать линию движения сходу  . С Вероникой  мы уже начинаем  сгребаться , она хорошо капитанит и как напарник мне очень нравится . Я у неё тогда аккуратно спросил  : “ Не хочешь ли ты пройти порог Жёлоб , если такая возможность в этом походе будет ? “ Она мне ответила , что не боится сложных порогов и вообще экстримал , так что не испугается  . Меня тогда это очень обрадовало .Часа за 2 дошли до лагеря и сразу же  начали готовить ужин . В этот поход мы брали с собой газовую плиту  и почти всё-время готовили на ней . Вообще дров там нормальных  не много , за ними нужно отходить от речки и лезть в горы , но на костёр набрать всё-таки  можно . Вечером начал моросить дождик . Все собрались под тентом и несколько участников нашей группы сделали нам сюрприз . Ведь сегодня не простой день . Сегодня 1 мая -  день труда , пасха , да ещё и у одного человека день рожденья . Вечером устроили настоящий пир . Были куличи , тортики , крашенные яйца . После ужина , народ не разошёлся по палаткам , а как это принято остался сидеть у костра . Этот вечер мне как – то особенно запомнился . Наверно с непривычки просто , ведь  я  не был в походе почти 2 года и  мне  очень не хватало такой атмосферы . Вот сижу я у костра под огромными елями , укрывающими нас от дождя , трещат горящие дрова , вокруг меня мои друзья , играет гитара , все веселятся , общаются. И вот тогда , мысли о городских проблемах  уже растаяли до конца и полностью покинули мою голову . А когда уже легли в палатку и все замолчали , я наконец заметил шум реки . Боже , как приятно засыпать под этот звук , как же мне  его не хватало . Первый день похода – это как переход в другое измерение . В сознании всё меняется . Жизнь переворачивается с ног на голову . А у меня как – то в этот раз всё по особенному происходит , поэтому я это и рассказал .  Всё , разминочный день закончился и дальше нас ждёт плотный график и жёстким сплавом , где времени  и сил на всякие  размышления не останется .

Ночь была очень промозглой и вечерний дождик превратился в мелкий снег . Когда утром вылез из палатки было холодно и сыро , вся земля была в противной росе , но небо абсолютно чистое и из-за гор уже краешком выглядывает солнышко . Буквально через 15 минут воздух прогрелся и стало хорошо . Все сразу разложили гидрокостюмы на камнях  , чтобы их было поприятнее одевать . Потом одна девушка организовала зарядку , после которой народ окончательно проснулся . После завтрака погрузили катамараны на машины и снова выехали в Архыз . Заехали в посёлок , погуляли по местному базару . На рынке там продаётся множество всяких местных пряностей и мне удалось попробовать на халяву  штук 5 разных видов варенья .  Потом поднялись вверх по реке ещё километра на 3 и оттуда начали сплав . Домчались до посёлка Архыз и дальше уже этот участок реки был  нам знаком . Пейзажи которые мы там видели просто поражают своей красотой . Идём по реке , надо следить за руслом , а мы смотрим вокруг и не можем оторваться .  Сначала рядом с  посёлком по берегам идут травянистые альпийские луга , дальше они сменяются суровым хвойным лесом , который поднимается высоко высоко в горы и лишь на вершинах виднеются открытые скалы , покрытые  снегом . Мы достаточно быстро  дошли до того места , где стоял наш лагерь , перекусили и продолжили сплав дальше . Теперь шиверы стали заметно мощнее и уже часто гребцов обливало с головой . Мы направляем катамаран в  самую жесть , специально лезем в главные бочки . Пока речка позволяет вытворять всё  что угодно . Катамаран резво прыгает по валам , легко пробивает все бочки .  Народ веселится и как может ловит кайф от бурной воды . Мы как-то незаметно подошли к порогу Пушка 4к.с. . Он представляет из себя мощную разгонную шиверу , состоящую из нескольких серий сильных бочек и достаточно высоких валов  . Изначально адмирал планировал его просмотреть и только потом пойти , но заход в порог на фоне постоянных перекатов не виден и мы вошли в него без разведки .Поняли что это Пушка , когда уже прошли . Ну конечно , относительно Взрывных порогов , Пушка выделяется , она ощутимо мощнее . Надо хорошо разогнаться и под прямым углом пробить  бочки . Все наши экипажи успешно с этой задачей справились . Через несколько минут  подошли к порогу Косой . Вот в нём мы серьёзно накосячили . Сначала налетели на корягу , уже в пороге не углядели главную струю и зацепили пару камней , а потом не справились с прижимом и катамаран вжало в огромный камень . Только с огромными усилиями нам удалось сдвинуться с этого места и пройти дальше .К счастью всё обошлось , даже заплатку не повредили  , но если   река была помощнее , точно кильнусись бы . Грязно прошли порог . После него наш сплав на Зеленчуке закончился и мы вернулись в базовый лагерь . Обедать ещё  рано и решено было сплавиться ещё раз от лагеря до Косого , чтобы закрепить навыки . Довольно весёлая речка .Не смотря на то что мы идём по тем же самым местам с разницей в несколько часов , сплавляться так же приятно . Плюс , есть прекрасная возможность исправить все ошибки , она предоставляется далеко не в каждом походе . Правда после Пушки , Вероника от радости упустила весло  , но к счастью я его поймал . При прохождении Косого я очень удачно заметил ту коварную корягу и мы её ловко обошли . Правильно поставили катамаран на струю и обошли   все камни , правда гребли тогда как бешенные . Когда приехали обратно в лагерь , пообедали и стали собираться . Сегодня планируется ночной переезд на Аксаут . Там по слухам очень плохая дорога и поэтому прежде чем крепить катамараны на крышу Газели , мы вытащили из них болоны и между рамами положили пенки , чтобы при сильной тряске не продырявить шкуру железом . По другому ни как , это уже всё проверено . Вообще , весь день погода стоит хорошая . Небо ясное и светит солнышко , но постоянно дует ветер , поэтому всегда прохладно и в маечке не погуляешь . Всё-таки чувствуется что мы в горах . Ужин у нас был очень своеобразный . Мы заказали в Архызе на всю группу  местное блюдо – Хычаны . Это как чебуреки , только побольше и с более толстым тестом . Пока ехали на Аксаут прямо в машине все их кушали .Это был просто божественный  ужин  . Дорога эта действительно ужасная . Везде ямы ,кочки , торчат камни . Часто машине приходится подниматься по очень крутым подъёмам  и ехать в считанных сантиметрах от обрыва . Гружёные Газельки еле справлялись , пару раз даже приходилось жечь сцепление , но наши водители уверенно делали свою работу  и к полуночи мы удачно добрались до поляны чуть выше Красного каньона и поставили лагерь . День получился очень насыщенный , народ очень устал   и все сразу улеглись спать .

Проснулись поздно от адской жары . Вылезаю из палатки и на небе ни облачка .Тепло , печёт солнышко . Эх благодать . После завтрака долго сидели и просто балдели от этого . Потом адмирал нас взбодрил и мы быстро начали собираться . Погрузились  и выехали в верховья Аксаута . Дорога по состоянию   такая же как и вчера , но теперь видно через какую красоту мы едим . Высокие травянистые  горы со скальными снежными вершинами , живописная долина с альпийскими лугами и голубая каменистая речка . Пока ехали наблюдали за Аксаутом и если честно , идти по нему не очень хотелось . Мы попали в малую воду . Торчит много камней и кажется что катамаран там не пройдёт . Но мы решили всё- таки рискнуть .  Доехали до заброшенной деревни Красный Карачай и оттуда начали сплав . На все 11 катамарана насосов не хватало и пока одна часть группы накачивала суда , другая пошла погулять . Если от моста пройти немного вверх по течению за деревню , то оттуда открывается прекрасный вид  на самые верховья Аксаута . На горизонте возвышается главный Кавказский хребет , за которым уже Абхазия . Конечно от местных видов просто сносит башню , особенно в такую замечательную погоду . Ну уж очень красиво . На самом деле водники при виде гор кайфуют  не меньше горников . При стапеле решено было сделать на крайних поперечинах защиту в виде примотанных  скотчем кусочков досок , которые , если мы на скорости врежемся в камень, смягчат удар и сохранят раму целой . Правда не все так сделали , о чём потом сильно пожалели .Мы специально надули болоны слабо чтобы не порвать их о камни . Эти все приёмы просто необходимы на горных  реках в малую воду . Уровень воды конечно низкий , но идти вполне можно . Аксаут представляет из себя одну сплошную шиверу с быстрым течением и извилистым руслом . Часто встречаются нагромождения камней с узкими проходами между ними .  Приходится очень активно работать чтобы не сесть на камни . Это отличная слаломная тренировка , на которой можно  потренироваться перед более сложными реками .Постоянно приходится отрабатывать подтяги , дуговые гребки , трайверс струи . На такой реке хорошо учишься читать воду . Надо успеть  вовремя распознать подводный камень и   суметь обойти его или пустить между болонами , как мы часто и делали .Вода в Аксауте очень прозрачная и дно прекрасно видно .Но  как мы не старались , камни  всё равно задевали . Один раз даже так сели на обливник , что катамаран остановился и пришлось с него слезать и проводить . Но в целом , мне кажется , что мы достаточно ловко обходили все камни и особо катамаран не портили . Я с Вероникой уже хорошо сработался и когда она медлила с решением, часто начинал командовать я и получалось так , что кто заметит первым камень и крикнет как обходим , так и идём .Не знаю каким образом , но одного достаточно опытного человека из нашей группы смыло с катамарана и ему пришлось отрабатывать самосплав . На другом кате погнули раму . Это как раз те , которые отказались делать защиту .  Часа через 3 дошли  до лагеря , чуть отдохнули и пошли дальше вниз . Воды уже заметно прибавилось и торчащих камней стало гораздо меньше . Начались очень красивые каньоны с высокими красно-бурыми скалами , которые закрывают солнце и поэтому там приятная прохлада .  Шиверы в каньонах тоже интересные , хотя и не сложные . Русло реки сильно петляет и образуется множество косых бочек и струй , на которых тоже хорошо тренироваться . После второго каньона сплав по Асауту мы закончили и вернулись в лагерь .  Народ сильно устал и проголодался . Время уже было к вечеру  и обед объединили с ужином . Сегодня нам ни куда ехать не нужно , поэтому можно спокойно отдохнуть . Мы набрали побольше дров  и снова был замечательный вечер с песнями  у костра . После ходового дня это особенно приятно . Народ общается , веселится . Вобщем настроение – супер ! Когда я уже  ночью пошёл к палатке ,  случайно посмотрел наверх и просто обалдел . Всё – всё небо усыпано звёздами  . Ни разу в жизни не видел такого  неба , в Москве уж точно . Мы вроде поднялись в горы не высоко , но как будто стали ближе к космосу и стало видно гораздо больше звёзд  . Я  прилёг на травку чтобы просто полюбоваться этим .  Но буквально через минуту меня резко вернули  на Землю .  Ко мне подошли две девушки  , которые притащили чуть ли не волоком человека из моей палатки и сказали что –то вроде :” Принимай груз “ . Видимо этим вечером ему было слишком хорошо . Потом мы долго  и забавно вчетвером  укладывали его  спать , а утром он вообще проснулся в соседней палатке .

Поднялись очень рано в 6 утра , но после зарядки и умывания чувствую себя очень бодрым и готовым к работе . Снова светит солнышко , но с верховьев Аксаута на нас движется огромная туча . Вообще  по плану у нас следующая река Маруха , но наши водители сказали что при таком уровне воды как здесь , там делать совсем нечего . К тому же дорога туда ещё хуже чем на Аксаут и если мы туда поедим , то попросту потеряем  день . Поэтому мы решили отменить Маруху и оставить побольше времени на Кубань . Но сначала у нас Теберда . Как только отъехали от стоянки , нас догнала эта туча и пошёл дождь . Сегодня  очень долгая переброска . Причём , когда  спустились с гор и начались посёлки , мы стали часто останавливаться чтобы купить всякой ненужной еды и поездка сильно затянулась . На подъезде к Карачаевску дорога обалденно красивая . Все едут не отрываясь от окон . Сначала идут бескрайние зелёные луга , но потом дорога втягивается в  глубокий узкий каньон с  отвесными бурыми скалами . Если представить этот пейзаж , где вместо всей зелени - песок , то будет очень похоже на Гранд каньон в Колорадо или на пустыню в Австралии . Не смотря на то что приходится  подолгу сидеть в машине , атмосфера очень весёлая . Постоянно играет музыка , народ общается и веселится . После Карачаевска начался ливень ,   дальше мы ехали в густом тумане и что вокруг я не мог увидеть . Я только понимал что мы снова едим в горы . Въехали в Тебердинский  заповедник и нас пустили переночевать на кордоне Хаджибей на левом берегу . Мы поставили лагерь рядом с домом  где живут егеря и наши двое умников , чтобы не мочить палатку ,  поставили её в сарае . Обед мы готовили на газу под навесом . Когда дождь закончился и туман рассеялся мы обалдели от увиденного . В какое же красивое место нас привезли . Над лесом возвышаются высоченные горы , на половину покрытые снегом . Вершины скал выглядят как зубья пилы которые режут  небо . Ещё что меня удивило в заповеднике , это местный лес . Он заметно отличается от того что мы видели на предыдущих реках . Огромные могучие ели , сосны , буки . Я таких никогда в жизни не видел . После дождя деревья становятся не просто зелёными , а какими –то изумрудными . Дома в Подмосковье ёлок почти не осталось , их уничтожил местный короед , а  тут ну просто шикарный лес . Будет очень жалко , если его погубят .Так как сплава всё –равно сегодня не будет , народ решил окончательно расслабиться и устроил пикник . Мы разожгли большой костёр и сделали шашлык , салат и ещё много всяких вкусностей . Приятно конечно , но по моему из-за этого сильно теряется ощущение похода . Такое чувство что я не на маршруте , а  у друзей на даче . Я  думал что у нас будет очень плотный график ,потому что  майские каникулы короткие и каждый день на счету  . Ну , зато народ хотя бы отдохнул .

Утром трава вся в росе и холодно , ноги по колено мокрые , но когда из –за скал выглянуло солнышко ,сразу потеплело и  от гор пошёл плотный пар .  Выехали в верховья Теберды . Мы планировали захватить ещё её приток Гоначхир . Уже приехали на поляну рядом с ним , собрали катамараны , как появились егеря  , они сказали что сплав по заповедной зоне запрещён и прогнали нас . Пришлось проехать на машине пару километров вниз и начать сплав в устье Аманауза  . Река течёт по широкой долине и разделяется на множество маленьких проток . Воды в этих протоках совсем мало и на всех поворотах или перекатах  постоянно встречаются мели . Нужно хорошо чувствовать русло и понимать где идёт главная струя  , чтобы не сесть на камни .У нас это неплохо получалось , пригодилась тренировка на Аксауте . Нас догнала с верховьев синяя туча и пошёл холодный противный дождь , поднялся ветер и стало холодно . Когда река образует единое русло , становится повеселее . Начинаются сплошные шиверы , где приходится работать побольше чем на плёсах и уже не так холодно  . Раз в час вся группа причаливает чтобы размять ноги и как –то раз у нас получился очень забавный и в то же время не приятный привал . Мы с Вероникой уже привыкли к перекатам , расслабились  и спокойно на сплаве разговариваем за жизнь . Когда чалились , подошли к крутому берегу моим баллоном , я вылез на край земли  и чтобы подтянуть катамаран подальше от воды приподнял свою сторону ката . Вероника была уже не в упорах и благополучно выпала .  Так ненароком я её окунул и она мне тогда так злобно пожелала чтоб я тоже искупался в этой холодной воде . Мы посмеялись , уже отошли от ката к остальным  и тут мне адмирал со спины говорит таким мирным спокойным голоском , как будто смеётся надо мной  : “Ребят , у вас ничего не уплыло ? ” Я резко обернулся . Смотрю , а мой катамаран посреди реки уже метрах в ста  от меня . Я как бешеный побежал по берегу его догонять . Поравнялся   и вплавь ринулся к нему . Залез на кат  и стал одним веслом грести к берегу . Тем временем второй катамаран  уже спешил  на помощь  и тараном вытолкнул меня на землю .  Смешно конечно тогда было , но на самом деле это очень серьёзный косяк . Такая ошибка в автономном походе может стать роковой . Будь река побыстрее , мы  не догнали бы кат . И в самосплав конечно спасать его нельзя – это опасно  , а надо было вместе с другим катамараном идти . Ну ладно ,всё  вроде обошлось , но урок из  я усвоил . После этого случая я весь поход вытаскивал катамаран полностью на землю или использовал чалку  .  Потом дождь усилился , а шиверы стали совсем простые , стало уже реально холодно и народ приуныл . У меня не было неопреновых перчаток и пальцы просто окоченели и не слушались . Опускаешь руки в воду и становится даже теплее чем на поверхности . Некоторые девушки там уже трясутся и стучат зубами от холода .  Вот в таком духе   шли ещё где-то полтора часа по почти ровной воде . Сплав  мы закончили рядом с посёлком Нижняя Теберда . Пока грузили каты на машины , дождь наконец закончился , но было также холодно . Как же божественно было тогда переодеться  , это не передать . Я одел  всё сухое  что было в рюкзаке  и ехал  так всю дорогу . Дальше у нас в планах пройти реки Уллукам и Учкулан , которые при слиянии друг с другом образуют Кубань .Ещё перед походом адмирал говорил что если время будет , то  Жёлоб мы наверно пойдём . Раз Маруху  пропустили , то у нас остался лишний день и мы решили его посвятить этому порогу  . Ещё в Москве я много слышал о нём и мне очень хотелось его пройти . Я наметил Жёлоб как главную цель этого похода . Но когда мы его проезжали и просматривали , наши адмиралы засомневались в возможности его прохождения . Когда я его впервые увидел в живую , он просто меня  поразил своей мощью . Круче порогов я пока что не видел и мне ещё больше захотелось его пройти . Но Жёлоб мы решили оставить на десерт .Сначала верхняя Кубань . Мы проехали  выше по реке и поставили лагерь чуть выше каньона Аманхит . Когда мы устанавливали палатки , к нам на поляну съехала Приора без номеров  и водитель спрашивает :” Вы здесь на ночь будете останавливаться ?” Руководитель спокойно ответил что мы здесь остаёмся и Приора сразу же уехала . Потом подошёл наш водитель Муса и рассказал что это очень опасная стоянка . Здесь часто бывают стычки туристов с местными и несколько лет назад на этом самом месте произошло вооружённое нападение на группу . Мы решили ради безопасности переставить палатки поближе к соседнему лагерю , чтобы казалось что мы вместе . Все ценные вещи спрятали и руководитель сказал девушкам из лагеря не отлучаться . Эта подозрительная машина конечно сильно напрягла нас . Какие только догадки мы тогда не строили . Была даже мысль что это ФСБшники ищут здесь шпионов из Сирии .

Я проснулся очень рано утром от того что услышал рядом с палаткой чьи-то шаги . Народ ещё весь спал и мне стало стрёмно . Вдруг реально бандиты . Я аккуратно потихоньку высовываю голову из палатки , готовый если что закричать , а на меня вплотную таращится  лошадь . Класс!!! Где –то  это со мной уже происходило . В предыдущем походе в Якутии у меня было один в один то же самое , только вместо  кавказских бандитов я ждал медведей , а попались точно такие же лошадки , которые , как и сейчас, пришли пастись на лужайку , где стоит наш лагерь . Завтракали мы так же в их обществе  .Потом быстро собрались и выехали на Уллукам . Пока добирались до места , встречали много посёлков . Очень плохое впечатление у меня осталось от них . Видно что народу тяжело там живётся .Такое ощущение , что здесь полгода назад закончилась война . Половину домов разрушены или заброшены , везде грязь , мусор . Люди живут в красивейших  местах и так сильно загрязняют свои же земли .Удивительно . Нигде раньше  я такого не встречал . Пошёл сильный дождь и поднялся холодный ветер . Когда мы приехали в самые верховья Уллукама к погранзаставе , вылезать из тёплой машины жутко не хотелось . Но что поделаешь , не зря же мы сюда пёрлись , к тому же водники не должны боятся намокнуть . Под проливным дождём мы собрали катамараны и тут началось самое весёлое . Надо было одеть  мокрый и промёрзший гидрокостюм , когда вокруг поливает мерзкий ливень . Это наверно самый противный процесс в водных походах . Сквозь матерные возгласы мы всё-таки загидрились и отчалили . Правда несколько человек всё-таки испугались дождя и от сплава отказались , о чём позже очень пожалели .Один из таких любезно одолжил мне неопреновые перчатки , за что ему огромное спасибо . Уллукам – это бурная каменистая река , состоящая из нескольких длинных каскадов мощных шивер . Русло у неё узкое и извилистое . Мы попали в среднюю воду . Через пару минут после старта  вошли в Узункольский  каскад . Трудность его заключается в сложном слаломе . Это было серьёзное испытание и для меня с Вероникой , и для катамарана . Русло в этом месте имеет сильный уклон и очень каменистое , но при этом водный поток довольно мощный и чтобы с ним справиться , не налетев на камни , приходилось грести как бешенным  . Зато про дождь уже все забыли , в такой работе его и не замечешь .  Понять линию движения достаточно сложно , нужно уметь хорошо читать воду и чтобы был слаженный экипаж . У нас на катамаране всё- равно получается как-бы два капитана . Кто первый крикнет , так и идём . Иногда возникали разногласия , но они быстро решались . Уже после похода я осознал что это не допустимо . На катамаране должен быть всегда только один капитан и команда которая чётко ему подчиняется . Иначе будет теряться время на споры , что в серьёзном пороге может закончится очень плохо .  Пройти этот каскад не зацепив камни по моему нереально . Мы особо не косячили , но катамаран потрепали изрядно . Я там сильно волновался за заплатки на болонах , но к счастью они выдержали  . Пригодилась защита на поперечинах , установленная ещё на Аксауте , потому что пару ударов по раме мы всё-таки получили .  Тем кто шёл на катамаранах Буратино , было совсем тяжко . Они часто застревали между камней , им приходилось слезать и проводить суда . Потом река разливается на много  рукавов и даёт немного передохнуть . И в награду за то что мы не испугались погоды , дождь закончился . Дальше идёт Хурзукский каскад . Он , на мой взгляд , проще предыдущего , хотя мочит там тоже не слабо . Воды в реке прибавилось и все бочки стали мощнее , а течение ещё быстрее . Торчащих камней стало гораздо меньше и этот каскад мы прошли чисто . Сплав по Уллукаму мы закончили перед разрушенной дамбой рядом с посёлком Учкулан . Те , кто остались с водителями , заранее приехали на это место и любезно приготовили всем обед . Так что после холодного дождя и сложной речки нас ждал тёплый суп . Но на этом сегодняшний день не заканчивается . Сразу после обеда мы выехали в верховья Учкулана и пока добирались до места , опять пошёл проклятый дождь .Видимо природа решила сегодня поиздеваться над нами и проверить на прочность , но у неё ничего не получилось  . Мы снова надували катамараны в жутком холоде и народ уже весь трясся и стучал зубами . Я тогда придумал способ как согреться . Просто когда становилось совсем зябко , я начинал отжиматься . Тело разогревалось и вода в неопрене становилась теплее . Правда  окружающие   смотрели на меня достаточно странно , но  в такой ситуации меня это  волновало в последнюю очередь  . Сплав мы начали от моста в 7 километрах выше посёлка . Весь этот участок -  это один единый каскад  . Причём Учкулан это более полноводная река чем Уллукам и камни  почти нигде не торчат , но шиверы там действительно мощные . Руководитель оценил эту реку как 4+к.с. . Наш катамаран на валах кидает со страшной силой , хотя идём вроде без косяков . Мы гребём изо всех сил и с трудом пробиваем  бочки, гребцов постоянно обдаёт с головой .  Вобщем КЛАСС !!! Трудно описать эти ощущения от сплава , это нужно один раз пережить и сразу станет всё ясно  . Ни одна речка ещё не приносила мне такого кайфа .Чтобы вы представляли что это такое , могу дать ссылку на видео с прохождением Учкулана нашим катамараном  https://yadi.sk/mail/?hash=3k%2F9Z%2BlOCsDfNQxVZnx3DEBw2lyzTw295gjWetXmh7A%3D&uid=356323650 Когда уже всё закончилось , народ был вне себя от радости . Все кричат , фоткаются , поздравляют друг друга . На дождь уже никто и  не обращает  внимания . Настроение – СУПЕР !!! Только представьте , когда стало известно что за сегодняшний день погнуто 2 рамы , сломано 2  и потеряно 3 весла , один из наших адмиралов так смеялся над этим что не удержался на ногах и стал кататься по земле , угорая  в экстазе  . У меня с Вероникой слава богу обошлось без потерь . Мы наконец переоделись в сухое и уехали обратно вниз по Кубани . На том месте где мы стояли раньше  было безлюдно  и мы решили поставить лагерь ниже Аманхита , где стояла другая группа . Вечером у костра долго обсуждали кто завтра пойдёт Жёлоб .Были у нас в группе несколько таких человек , которые говорят что в это неинтересный порог, там опыт даже особо не нужен  и делать нечего . Поэтому они сразу отказались от прохождения . Боятся они просто, мне кажется. Действительно , этот порог пользуется дурной славой . Люди из соседней группы рассказали  нам ,что там вчера разломало катамаран  четвёрку  и кильнулась двойка . Я спросил у Вероники: не передумала ли она ? Она мне ответила , что решит завтра , когда мы подойдём  и посмотрим . Но я вижу  что она уже сильно сомневается и вряд ли согласится . Мой адмирал Виталик сказал мне так : если завтра будет удачный уровень воды , будет сделана надёжная страховка и самое главное , если первый экипаж пройдёт порог успешно , то он меня  на него выпускает . Но меня очень тревожили сомнения Вероники и мне жутко не хотелось отказываться от Жёлоба , если она его не пойдёт .Я подошёл к самому опытному человеку в нашей группе – Японцу ,  и спросил у него : “ Если так получится , что Вероника откажется от прохождения , можно я пойду порог с тобой в экипаже ? “ Он сказал что  можно , если конечно перед этим он сам его удачно пройдёт .  Меня это тогда очень обрадовало и весь оставшийся вечер я в предвкушении думал как мы завтра пойдём Жёлоб  .

Утром мы сделали зарядочку , быстро позавтракали и скорей на воду . Сегодня у нас сплав по Кубани . Мы заехали чуть выше каньона Аманхит ,  и оттуда стартовали . После многочисленных дождей вода заметно поднялась и стала гораздо грязнее . Кубань достаточно полноводная река и в каньоне мы попадали на  высокие валы и в неплохие бочки , но все эти препятствия идут  не чередом , как например на Учкулане , а отдельно и проходить их было легко . Поэтому Аманхит мне показался  простым , хотя  довольно красивым . Реку со всех сторон окружают высокие отвесные  скалы  , заросшие густым лиственным лесом . Везде просто дофига  зелени и такое ощущение что мы плывём по каким –то джунглям где-то  на Амазонке . После каньона шли многочисленные шиверы , которые не представляли ни какого интереса и мы как-то незаметно подошли к первому Каменномостскому  порогу . Смотрим , чего-то много зачаленных катамаранов стоит . Решили что это просто большая группа и пошли дальше ,а сам порог  заметили когда было уже поздно идти к берегу .Ну да ладно , пошли сходу . Вот это уже настоящий порог , а не какая-нибудь шиверка . Он состоит из множества сильных бочек и крупных валов с сильным уклоном . Мы как смогли разогнали катамаран , чтобы иметь собственную скорость  относительно струи . Удачно пробили первую серию бочек  , а вот во второй нас сильно затормозило . Катамаран увяз в пене и совсем потерял скорость . Вода уже дошла  до гребцов . И вот тогда я действительно испугался , что сейчас кильнёт , но мы вовремя сделали зацеп за соседнюю струю и бочка нас отпустила , а  всю оставшуюся часть мы прошли успешно   . Единственно , Каменномостский лучше всё-таки заранее осмотреть . Там посередине реки огромный камень , который совсем не видно с воды и нам просто повезло  что мы в него не влетели . Конечно  классный порог , я испытал огромное наслаждение , когда мы его прошли  и мне уже не терпелось наконец влететь в Жёлоб . Мыслями я был уже в нём . Через пятнадцать минут мы до него добрались и пошли просматривать .Вот он - финал этого похода . Порог конечно действительно страшный , но в тоже время афигенно красивый . Река в этом месте сильно сужается , образуя  неглубокий скальный каньон . На входе в него достаточно сильная бочка , которую можно без проблем пробить , заранее разогнав катамаран . Потом такие средненькие валы и дальше начинается самая опасная часть . Нужно  ровно войти в довольно крутой слив , пробить очень мощную бочку , через котёл уйти  к левому берегу и  чётко попасть в узкую щель . Эта щель чуть шире катамарана и в ней афигенное  течение , так что ,если войти в неё криво , то судно может расклинить и  переломать . Ещё , после слива у правого берега есть очень неприятный карман в который сильно бьёт струя . От этого места вообще лучше держаться подальше , а то можно там и остаться . Я подошёл к Веронике и  она конечно же отказалась .Началась организация страховки . Один человек со спас концом стоял над карманом . Мы занесли один кат ниже порога , чтобы если другой катамаран кильнётся и человек в пороге потеряет сознание , его поймали . Но оттуда не видно что происходит в Жёлобе и мы поставили двух сигнальщиков на мосту , который проходит прям над порогом . Одним из этих сигнальщиков был я . Штурмовым экипажем был адмирал Макс  и Японец . Когда страховка была полностью готова , они вышли на воду . На мосту собралась толпа зрителей . Пришло много других туристов , даже местные тоже наблюдают . В воздухе повисло  напряжение , все взгляды прикованы только к двум людям на воде . Люди искренне волнуются за наш экипаж , потому что были случаи когда в этом пороге погибали  . И вот катамаран заходит в Жёлоб , уверенно побивает первые бочки , разгоняется и влетает в котёл.   Гребцы наполовину уходят под воду , кат ровно выпрыгивает из главной бочки и чётко попадает в щель . Народ кричит от радости , все аплодируют им . Я подбегаю к этому катамарану и вижу  счастливые лица его экипажа  . Поздравляю их с удачным прохождением . Подхожу к Японцу и он мне говорит что не хочет туда ещё раз возвращаться , уж слишком опасный этот порог .” Как  ? Ты же обещал!” -подумал я про себя  . Странно такое слышать от человека у которого за плечами не один поход 6 к.с. . Я тогда жутко на него обиделся .  Спрашиваю Макса и он тоже отказывается . “Да что ж такое . Что делать то ? ” Тем временем Жёлоб идёт второй экипаж из нашей группы . Это тот самый огромный  катамаран Буратино . Я успеваю забежать на мост и вижу  что порог даётся им ещё легче чем предыдущим . Бочка их почти не затормозила и они тоже чисто всё прошли . Подбегаю к капитану этого ката и тоже прошу его пройти порог ещё раз вместе со мной . И , о чудо , он согласен , только при условии , если на это даст добро мой адмирал  . Я радостный бегу к Виталику , он как раз сидел на страхующем катамаране , и спрашиваю разрешение . Он наотрез отказывается . Я и так говорю , и так , но всё тщетно .”Сам испугался и остальных не пускает “ – думал я . Он сослался на то что это порог 5 к.с. , а у меня нету справки о походе 4 к.с. . Я ему говорил что в четвёрку я ходил , только не официально – это река Олёкма . Мы спорили ещё минут пять и в результате я его обматерил и ушёл . Вы не представляете в каком состоянии я тогда был  . Мне хотелось  утопить  Виталика в этом самом Жёлобе . Вот он порог о котором я думал весь поход , прямо передо мной . Все условия позволяют его пройти , чувствую что справлюсь , но адмирал почему-то не пускает . Тогда я пообещал сам себе , что обязательно сюда вернусь и во чтобы –то ни стало пройду этот порог.

Потом весь день народ праздновал  окончание похода , правда сразу после прохождения Жёлоба пошёл сильный дождь , который не прекращался до самого вечера . Мне ещё ни в одной поездке не было так паршиво . Я тогда думал что поход испорчен , что я зря сюда  ехал , что все козлы . Но когда успокоился и всё обмозговал , понял что вёл себя как полный идиот . Утром , когда уже все разбирали катамараны и грузились в машины , я подошёл к Виталику и извинился за то что нахамил ему . Он всё прекрасно понял  и мы снова стали друзьями . Доехали до Невинномысска и группа разделилась . Семь человек , в том числе и я , поехали на одном поезде , а большая часть группы на другом , потому что билеты удалось купить только такие . Пока ехали настроение у меня было хмурое , какой-то плохой осадок у меня остался от этого похода . И как-то ко мне подошёл Японец и попросил выйти в тамбур поговорить . Он мне объяснил что  тогда не испугался ещё раз идти Жёлоб , а не пошёл потому что я к нему был не готов и не понимал этого . Японец привёл мне несколько примеров из своих походов , когда ему  приходилось отказываться от прохождения ключевых препятствий , ради которых он туда ехал . Рассказал как трудно ему было тогда отступить . И вот только тогда до меня наконец  дошло то , что по настоящему опытный водник отличается от новичка не только тем , что он умеет проходить сумашедшие пороги , но и особым складом ума . Японец мне тогда объяснил что самая главная и  сложная задача в спортивном туризме заключается в том , что нужно засунуть в свои личные амбиции и желания в одно место и на холодную голову трезво оценить свои силы , силы напарника и сложность препятствия . Ни в коем случае не стоит расчитывать на “авось пронесёт “ .Цена ошибки слишком высока .  Часто бывает очень  трудно отступить перед ключевым препятствием на маршруте , ради которого ты ехал в этот поход , но порой приходится принимать такие решения , если  понимаешь что ты не готов к такому . В этом нет ничего стыдного и никто не посмеет назвать тебя трусом . Вот например горникам тоже не редко приходится отказываться от восхождений по ряду многих причин . Лучший альпинист  20 века Райнхольд Месснер сумел первым покорить все восьмитысячники мира , многие из которых взял вообще в одиночку  и стал для многих настоящим героем . Но мало кто знает , что из тех кто позже повторил его подвиг в составе группы , он отступал чаще всех и наверно именно поэтому  и остался жив . Только не подумайте что я сравниваю себя с Месснером , я просто хочу сказать что в решении отказаться от прохождения какого-то препятствия в походе   нет ничего  позорного , а наоборот такое решение может принять только по настоящему опытный турист , которым я на данный момент пока ещё не являюсь . Мне нужно было тогда перед Жёлобом проанализировать  свой предыдущий опыт , весь этот поход   и  понять способен ли я пройти этот порог или нет . Я это сделал , только когда вернулся в Москву и понял что прав был Японец ,когда не взял меня тогда .

В качестве  вывода могу сказать что этот поход получился просто суперским . И то что я там думал что из-за Жёлоба поездка не удалась и зря ехал – это всё глупости . Я научился неплохо читать воду , правильно проходить пороги и что самое ценное получил колоссальный жизненный опыт . У меня теперь поменялось отношение ко всему туризму в целом . В следующем походе я буду совсем иначе себя вести . Но своё обещание я всё-таки выполню , так что с Жёлобом мне придётся ещё встретиться . Огромное спасибо всем участникам этого похода , особенно адмиралам . Я очень рад что хожу в походы с такими людьми и надеюсь что летом мы ещё встретимся .



Комментарии
Всё, что не делается - к лучшему. 
В предыдущем отчёте я забыл поставить тебе пятёрку за отчёт, поэтому сейчас я ставлю тебе 10 баллов за оба.
Интересно читать,познавательно, эмоционально, ощущается атмосфера вашего быта и все "прелести" группового похода.
Я тоже попадал в такую ситуацию, как и ты, поэтому я стал сам себе и матросом и Адмиралом.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Карачаево-Черкессия
еще маршруты
О Маршруте