Тянь-Шань. Спасибо, что живой

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Нитка маршрута Места
Семминар высшей водной туристической подготовки турклуба Абрис город Королёв
 

                                    Тянь-Шань  спасибо что живой

Когда весной я записался  в этот поход , у меня были мысли : Я как следует отдохну после двух тяжёлых маршрутов , погреюсь под Киргизским солнышком , отъемся от пуза и конечно же получу массу водного опыта , потому что это не просто поход , это мероприятие носит красивое название     “ семинар “ и меня будут там многому учить прям как в институте , и ничего страшного не должно случиться , ведь мы идём на катамаранах четвёрках , на них легко можно лезть в самую жесть и всё будет нормально , судно большое , оно всё прощает . Сплавляемся мы в кавказском стиле ,идём разгруженные с машиной сопровождения . Плюс , со мной будет очень опытная команда , на которых можно легко положиться     . Сейчас вспоминаю это и самому забавно  что я был тогда такой наивный  . По плану нас было три группы . Две от водной школы турклуба Абрис из города Королёв и ещё с нами параллельно шла  команда Сергея Кубарева, которая заявилась на маршрут 6 категории сложности . Когда я интересовался что за люди у нас будут в группе , мне ответил наш главный адмирал Валерий Галедин , что команда сборная и состоит из молодёжи и настоящих ветеранов водного туризма , у которых за плечами походов 6 к.с. больше чем мне лет . Меня это очень обрадовало , будет с кем пообщаться и можно набраться опыта у старших . Ещё что меня безумно привлекало в этом маршруте , это то что мы попробуем пройти две речки , которые никто до нас не ходил , то есть это будет настоящее  первопрохождение . Первопроход в 21 веке , представляете ! Это же  мечта любого туриста . Я просто не мог отказаться от такого предложения . Потом я узнал что руководитель моей группы Боря Карабин будет шить катамаран сам , и  подумал что он очень  крутой водник и у нас будет класное спортивное судно . По сути , обо всех  я знал только по словам Валеры  и не больше . Мы только один раз встретились на подмосковной речке, чтобы хотябы познакомиться, и всё . Но , так как народ опытный , я думал что не страшно , что я не знаю команду , главное мне самому не подвести . Ну , а теперь читайте  как оно вышло на самом деле .

 Перед посадкой  в самолёт Новосибирск-Бишкек , у меня создавалось впечатление что я направляюсь куда-то на курорт . Все окружающие меня пассажиры были такие цивильненькие , с маленькими чемоданчиками , в ярких шортах и шляпах, в солнечных очках . Как- будто мы летим не в Киргизию , а куда-то в Турцию .  Ну и конечно же на этом фоне я очень забавно выделялся . На мне были старые чумазые штаны , которые я не успел постирать , такая же штормовка , ваххабитская борода и конечно же огроменный рюкзак с торчащими как две антенны вёслами .  Лечу в поход я впервые и могу сказать что такой способ перемещения мне понравился больше всего . Всего пару часов и ты на месте и не надо несколько суток тухнуть в нашем дурацком плацкартном вагоне . Я конечно капитан очевидности , но для меня полёт на самолёте в поход - было настоящее наслаждение .Мне надо было обязательно привести с собой два весла и мне посоветовали друзья отличный способ как их упаковать , чтобы не доплачивать за негабарит . Нужно запихнуть их внутрь рюкзака лопастями вниз , чтобы торчали только черенки и как следует утянуть боковые стропы , чтобы вёсла точно не выпали . И это действительно прокатывает , не смотря на то что такой рюкзак выглядит довольно угрожающе на фоне остальных чемоданов отдыхающих , мне не сказали доплачивать . Я сам погрузил свой рюкзак на конвейер для негабаритных грузов и спокойно сел в самолёт.

Когда  прилетел в Бишкек  я без проблем встретился со всей своей огромной группой и мы сразу начали погрузку вещей по машинам . Пока обсуждали дальнейшие планы на сегодня , я совершенно не понимал что происходит в этой суете и  абсолютно  запутался , но вокруг меня были очень опытные туристы и я решил что  им можно полностью довериться . “Куда повезут , туда и надо ,что скажут делать , то и буду делать “- думал я .  За нами приехал автобус и огромный Камаз . Мне сказали сесть в грузовик и по пути помочь с погрузкой вещей , которые мы отправляли из Москвы грузовой компанией .   Мы приехали к какому-то дачному домику , где нас ждала гора сумок с катамаранами  и каяками . Погрузили это всё брахло на крышу  Камаза . Потом мне сказали ехать с какой-то девушкой на рынок купить больших канистр для воды и сухофрукты .Оказывается брать воду из рек по которым мы будим сплавляться нельзя , она там грязная и мутная . Нужно будет искать маленькие ледниковые ключи и набирать воду оттуда в ёмкости .  Потом меня отвезли в супермаркет и я  с нашим завхозом Лёшей и Людмилой  покупал раскладку . Я думал , что раз меня так активно привлекают к групповым работам , значит я влился в коллектив и меня ценят , это приятно . А пока мы там   бегали с продуктами ,оказывается все наши машины уже уехали на Иссык –Куль . Ни фига себе !!!  Про нас банально забыли . Когда нам удалось дозвониться до водителя , они уже были на полпути к озеру и отказались возвращаться . Как –то не по себе нам стало , когда нас бросили одних в чужой стране , а все деньги и документы уехали вместе с машинами  . Единственно что успокаивало , это то что у нас вся еда , без неё похода не будет , а значит мы всё-таки нужны .  Пришлось ехать на такси . Я уже третью ночь почти не спал и сразу отключился , а проснулся уже среди пустынных гор на берегу Иссык-Куля . Мы приехали в посёлок Тосор и благополучно нашли нашу команду . Потом приехал Камаз и началась настоящая ругань . Причём возмущались как раз   те, кто были на грузовике . Оказывается они тоже потерялись и ездили два часа по берегу озера в поисках нашей группы . Вот что бывает когда в походе огромное количество участников , которые друг друга даже не знают . Все были жутко злые и обиженные . Я за этот день очень устал и на ругань у меня не осталось сил , поэтому я сразу пошёл спать .  Нас всех поселили в настоящие киргизские юрты . Это было очень необычно и интересно . Юрта представляет собой огромную полукруглую палатку из войлока , в которой очень приятно находиться . В ней тепло ночью и прохладно днём . Когда  наконец , после этой жуткой суеты улёгся спать , я заметил  что дуги на потолке юрты составляют какой-то странный узор , который мне уже где –то не  раз встречался . И только на утро я догадался,  что этот орнамент изображён на флаге Киргизии .

Ночью на удивление было очень холодно , но как только утром показалось солнышко сразу стало хорошо . И вот , только когда я вылез из юрты , я понял в какое чудесное место мы попали . С одной стороны огромное голубое озеро , которому не видно конца и края , а с другой  возвышаются снежные вершины  суровых Тянь-Шаньские гор .    После завтрака у нас по плану что-то вроде скальных аклиматизационных  занятий . Начало сплава у нас на высоте 3800 и если сразу туда приехать , то , по словам Валеры , неподготовленный организм может не выдержать и начнётся горная болезнь . Рядом с Тосором есть очень живописное место – каньон “Сказка” , куда мы собственно и направились . Это высота где-то 1800 и акклиматизация эта конечно так себе , но нам там было не до этого . Когда нас туда привезли , я просто афигел .Там конечно безумно красиво . Мне до этого удалось побывать в многих регионах России и я думал что уже ни чем не удивлюсь , но тут в Средней Азии я впервые и здесь всё абсолютно по другому и для меня очень необычно  . Дороги , леса , горы , реки , всё   отличается от того что я видел раньше . Меня со всех сторон окружают огромные глиняные скалы , похожие на замки . На песчаной земле растёт множество дурманных ярких цветов , которые я никогда не встречал .Солнце печёт ну просто безумно . Прям  как в печке . Если не прикрыть кожу , то через  час будешь похож на индейца .  Мы где-то часа 3 бродили по этим глиняным лабиринтам  и  лазили по сыпучим скользким скалам . Если забраться повыше , то открывается красивейший вид на каньон и голубой Иссык-Куль . Ещё там есть отдельные места , где скалы переливаются многими цветами  , как будто  художник смешал свои краски в палитре и размазал её по горам . Цвет глины переходит из коричневого в жёлтый , оранжевый , белый , розовый . Когда мы гуляли по каньону , мы видели там ещё много туристов , но наше внимание привлекла одна прекрасная девушка , которая лазила по этим скалам в роскошном бальном платье . Сначала подумали что здесь  у неё свадьба , но потом нам рассказали , что она участвует от Киргизии в конкурсе “ Мисис вселенная “ и у неё здесь проходят съёмки .Ничего себе ! У нас конечно сразу загорелись глаза , некоторые наши парни сразу распустили павлиньи хвосты и стали придумывать план как к ней подкатить и взять номерок , но когда нам рассказали чем отличается мисис от мис и кто у неё муж , все  что-то  передумали . Вот видите , каньон     “ Сказка “ на столько красивое и живописное место , что сюда даже такие особы приезжают .

Потом мы пешком пошли вдоль шоссе к лагерю , до него было где-то километров 5 . Дорога идёт вдоль озера . Я иду  , наслаждаюсь видами ,всё  хорошо , тепло , нет комаров , всё просто прекрасно . Вдруг вижу на обочине растёт огромное абрикосовое дерево , всё сплошь усеянное своими прекрасными плодами . Ну грех не сорвать их . В каком  ещё походе будет такая халява ? А голодный осадок от Саян  у меня до сих пор остался , и я там просто обожрался  этими абрикосами , плюс ещё набрал их полные карманы и по дороге тоже слопал . Пришёл в лагерь стал , этим хвастаться перед своими , а мне на это Людмила сделала серьёзный выговор , что я ел их немытыми . Ну думаю –  фигня , я же студент , я гвозди перевариваю . Ох , как же я тогда ошибался ! Но узнаю я об этом правда чуть позже . После обеда мы занялись сборкой катамаранов . Валера  хотел устроить на следующий день небольшую тренировку на озере и от каждой группы нужно было по одному кату . Мы решили собрать самое сложное судно Димы Гордого . Такого катамарана я ещё никогда не видел . В предыдущих походах многие подшучивали над моим катом , потому что он старый , ему целых восемнадцать лет . Так вот , у Димы катамаран 1983 года пошива , ему 33 года . Это капец , как он выжил  , я просто не представляю , причём ходили на нём отнюдь не в Карелию , а походы 5-6 категории ,например на Чарын . Конструкция у него , кстати, очень интересная . Гандлолы в форме банана , кончики которых заужены  и чтобы придать им большую продольную жёсткость , раму довели почти до самых краёв . Но чтобы продолины шли по всему контуру болона , их нужно согнуть . Для этого они скрепляются неподвижными шарнирами , стягиваются стальным тросиком и фиксируются резиновыми жгутами . Сразу видно , что хозяин этого катамарана настоящий инженер . Правда ковырялись мы с его сборкой до самой ночи .

Я проснулся очень рано утром , от того что у меня дико болит живот , он как – будто сошёл с ума . Ну , думаю не стоит тут рассказывать что конкретно происходит с человеком при пищевом отравлении , все эти прелести думаю вы и так знаете . Я там просто  загибался  , было очень очень хреново . Если бы не наш   медик Людмила , наверно  бы не вышел на маршрут . Она меня по настоящему спасла . Постоянно давала мне какие-то лекарства , ухаживала за мной и во всём помогала . Пожалуй , она самая заботливый походный врач из всех , кого я видел . Огромное ей спасибо .  Весь день я провалялся в юрте и благодаря Людмиле  к вечеру мне стало лучше .

После завтрака , за нами приехали 3 микроавтобуса . В грузовой мы погрузили всё своё снаряжение и в остальные 2 сели сами . Всё , хватит отдыхать , мы всё –таки не на курорте , нас ждут Тянь-Шаньские реки .  Сначала долго ехали вдоль Иссык-Куля , а когда свернули в сторону Нарына , пейзаж сразу сильно изменился . До этого вдоль дороги росли высоченные зелёные тополя , рядом возвышались грозные  скалы . А потом вся зелень исчезла , горы превратились в песчаные сопки и мы долгое время ехали по такой настоящей пустыне . Солнце печёт жутко , в машине жарко , просто ужас . Но когда дорога стала уходить вверх , стало  чуть попрохладнее . Мы проезжали много киргизских деревень или как будет более правильно - аилов . В целом , как мне показалось , народ там в глубинке  живёт не так уж и бедно . У каждой семьи обязательно есть свой  скот , своё хозяйство . Дома в аилах достаточно опрятные . Заброшенных или разрушенных зданий почти нету , что можно часто встретить в  российских деревнях . В любом , даже в самом захудалом аиле обязательно присутствует мечеть . И ещё , моё внимание привлекли огромные размеры местных кладбищ . Это прям как отдельный микрорайон из маленьких дворцов и замков . У мусульман принято строить  очень большие красивые могилы и это смотрится довольно необычно . Наш водитель рассказал что у киргизов раньше было такое правило , что надгробие нужно обязательно строить только из глины . Суть в том , что  мусульмане считают человека живым , пока о нём хоть кто-то помнит , а раз помнит , то    этот кто-то обязательно должен навещать его могилу . Глиняное надгробие со временем разрушается и если за ним не ухаживать , то оно пропадёт и на этом месте ничего не остаётся  . Вместе с могилой пропадает и память об усопшем и вот тогда уже душа этого человека уходит в мир иной .  А могила человека , которого никто не знает никому не нужна . Меня  это тогда очень задело и мне кажется в этом что-то есть . (Возможно тут что то написано не совсем корректно с религиозной точки зрения , не хочу никого обидеть .  Это всё со слов водителя . )

А дорога поднимается всё выше и выше , остались лишь горные зелёные луга , да невысокие сопки .Через пару часов мы доехали до седловины перевала . Высота его около 4000 . Пошёл мокрый , противный дождь со снегом  и стало  не по детски холодно . Я  уже привык к Киргизской жаре и мне наивному даже в голову не пришла мысль , что оказывается в горах на много прохладнее , чем  на солнечном Иссык-Куле . Я был в футболке , шортах и в шлёпках и по полной  давал дуба . Когда мы спустились с перевала ,стало чуть потеплее . Дорога пошла уже вдоль нашей речки , но к сожалению разглядеть , что она из себя представляет , мы не могли , потому что начало смеркаться . Уже в глубокой ночи мы доехали до родоновых источников на реке Джилису . Всё , это место нашего  старта . Все бегом начали ставить лагерь . Я там носился как бешенный чтобы согреться . Встретились с шестёрочной группой . Я мельком заметил , что у Саши  каякера огромный синяк на половину лица . “ С кем же ты тут успел так подраться ?  “ – подумал тогда я . Все были жутко уставшие и замёрзшие  после длинной дороги и быстренько расползлись по палаткам .

Утром было безумно тяжело просыпаться . С огромным трудом я заставил себя вылезти из палатки . Такое чувство что мы вчера вагоны разгружали . Все мышцы болят , голова гудит . Наверно я ещё не до конца поправился после отравления . Но , зато светит солнышко и наконец тепло . А красота –то какая вокруг…  Лагерь со всех сторон окружают живописные зелёные луга , которые плавно переходят в  суровые серые скалы , на вершинах которых белеет снег . Как –будто мы в какой-то райской долине .  В таких местах я ещё не бывал .  Ах  да , и самое главное , всё это великолепие пересекает тоненькая белоснежная ниточка ,   это наша речка . Пока Малый Нарын ещё не полноводный и его русло сплошь усеяно торчащими камнями  , он особо не впечатляет . Но видно , что струя очень мощная и течение тут несётся с бешенной скоростью . И я уже тогда предвкушал какое там будет веселье в низовьях . Погода  в горах довольно интересная . Пока светит солнце , стоит адская жара , но стоит ему зайти за облоко , буквально через пол минуты  становится реально холодно и хочется одеть и свитер и куртку . Конечно , горники сейчас посмеются надо мною и подумают что я салага , но для меня все эти горные причуды были действительно впервые и я всему удивлялся , пока не привык . До меня , например , только через полдня дошло почему мне так фигово с утра . Это наверно от части из-за абрикосов , а главное то что мы поднялись вчера за пару часов на 4000 метров и организм пока  не привык .   Начали собирать катамараны .  У Бори он оказался очень странным : гандолы в форме сосиски с тупыми окончаниями , палуба сделана из тонкой капроновой ткани , гребцы сидят  далеко друг от друга на самом кончике болона  ,  рама привязывается так , что остаются  огромные щели между гандолой и трубами . Но больше всего меня удивили сидушки с упорами . Сидушка представляет из себя высокую квадратную подушку , которую нужно сунуть между ног , а упоры – это обычные  стропы , которые привязываются к выжимной продолине и поперечине ,они  могут одеться только на нижнюю часть бедра чуть выше коленок  . Ну что же , довольно необычная конструкция , давайте попробуем . Сегодня мы никуда не идём и у нас есть возможность немного  потренироваться . Наш лагерь стоит чуть ниже порога Джилису(5В) и все стали кататься на его выходной шивере .  Мы решили отработать несколько раз трайверс струи и чалку . Я был в экипаже с адмиралом Борей , его женой Людмилой и напротив меня на левом носу сидел Кирилл . Что каждый из нас себя представляет на воде , мы тогда вообще не знали .   Когда  пересекали струю , я чуть не вывалился , а когда чалились бортом Кирилла , нас сильно снесло . Сидушки эти жутко ёрзают и болтаются , а упоры ни фига не держат и я  на кате абсолютно не фиксируюсь . На берегу мне Боря сказал что я почти всё делаю не правильно  и сделал мне кучу замечаний . Меня тогда это серьёзно задело . Как же так ? Я же вроде уже не новичок . На Алтае мне  приходилось ходить довольно серьёзные  пороги на четвёрке и у нас даже неплохо получалось . Что же я не так делаю ? С такими мыслями я ходил весь вечер , пока  не решился после ужина подойти к Диме Гордому . “ Ты видел как я работал на воде сегодня . Я не знаю почему , но всё получается по друрацки . Можешь что-нибудь посоветовать ? “ – обратился я к Диме . И он мне с удовольствием по порядку рассказал все мои ошибки , как должен работать носовой гребец   и чем отличается сплав на четвёрке от сплава на двойке . Оказывается всё сложнее чем я думал . По сути , кат четвёрка – это огромная баржа , которой безумно тяжело  управлять . У судна огромная инертность и нужно делать все манёвры очень плавно , потому что если кто-то перегребает , то выравнивать каждый раз будет трудно .  И работа носовых гребцов на четвёрке довольно  сильно отличается от работы на двойке . А я до этого как раз ходил почти всё время на двойках и мне нужно будет сейчас перестраиваться .

Вечером я случайно выяснил почему у каякера такой фингал .Об этом старались не рассказывать . Оказывается , в то время пока мы сюда ехали , шестёрочная группа сплавлялась в самых верховьях реки Джилису . Русло там совсем маловодное  ,сплошь усыпанное камнями и глубина совсем не большая . Но  на каяках и катах двойках вполне можно пройти . И в одном довольно сложном пороге у них чуть не случилась трагедия . Каякера заварило в бочке и он кильнулся . Вроде бы рабочий момент . Он один раз попытался сделать эскимосский переворот – не получилось , второй раз , третий . А струя его несёт дальше в таком подводном положении . И в результате он встретил лицом камень , потом ещё один и ещё . Не смог отстрелиться от каяка и окончательно потерял сознание . Его так вверх килем тащило метров двести и он считал камни головой . Наконец  до него добежала страховка и вытащила на берег . Дальше произошло настоящее чудо . Каякера реанимировали минут пять , делали искусственное дыхание , непрямой  массаж сердца и он  очнулся . Сейчас их группа отдыхает , пока Саша не придёт в себя , а завтра наверно пойдут дальше . Ничего себе поход начался !

 С утра наконец вышли на маршрут и почти сразу у нас  начались проблемы . Река пока что маловодная и в русле торчит много камней , а управлять этим катамараном у нас получается с огромным трудом  .  Сложных порогов ещё нет , но постоянно идут шиверы с довольно жёстким слаломом . Я иногда не так понимал команды Бори и мы часто цепляли камни .Несколько раз , когда кат попадал в бочку и мне приходилось хвататься за раму чтобы не вылететь с него , потому что как удержаться в этих упорах я так и не понял . По сути я не сижу на сидушке , как на обычных катамаранах , а стою на коленях и стропы меня держат только чуть –чуть  за самый краешек ноги . Не понимаю , в чём тут смысл . Меня всегда учили что перед препятствием упоры надо наоборот поднимать как можно выше к поясу чтобы не вылететь из них .  Но потихоньку наш экипаж начинает сгребаться и шиверу Серпантин(4А) мы прошли абсолютно чисто .Она , кстати , безумно похожа на знаменитый порог Тельдепни на Катуне . Такой же не глубокий каньон с закручивающимися воронками с мостом посередине  .  Часа через 3 сплав закончился и решили поставить лагерь . К самой речке машина с вещами подъехать не может и пришлось около километра идти в сторону дороги .За этот день мы прилично сбросили высоту и местность кардинально изменилась . Горы сильно отступили и теперь вокруг реки только широченная степная долина , покрытая жёлто-зелёной травкой и лишь на горизонте виднеются сопки . Как-будто мы находимся   где-то в тундре . Лагерь у нас стоял рядом со стойбищем киргизских пастухов и вечером мы пошли к ним гости . На удивление народ там довольно любит русских и к нам отнеслись очень  гостеприимно . Сначала киргизы катали наших девушек на лошадях и овцах , а потом  взяли и зарезали одну  (имеется в виду - одну овцу ) . И на ужин у нас был просто божественный плов с дынями , арбузами и киргизскими плясками под  звёздным небом . Для полноты картины надо бы ещё добавить большой костёр  , но к сожалению в горах это непозволительная роскошь .

Первую половину дня река была точно такой же как и вчера  .Шли  постоянные простенькие шиверки , где нам на четвёрках было очень тесно и мы пытались на них тренироваться , потому что экипаж у нас был не слаженный . Зачались на обед в устье притока Арчалы . Эту речку до наших дней никто никогда не ходил и что там на ней происходит совершенно неизвестно . До сих пор не могу поверить что в таком популярном для водных походов районе , остались ещё  не пройденные реки . После обеда мы погрузили катамараны на машины и поехали вдоль Арчалы в ёё верховья . Смотрим на реку и совершенно не понимаем как по ней вообще можно сплавляться . Воды почти что нету . Камень на камне . Кажется что глубина всего пару сантиметров . Ох там шкуродёр будет . Проезжаем  аил Арчалы и после него начинается каньон , где реку с обоих сторон сжимают скалы и она становится более крутопадующей , камней в русле становятся всё больше . И места для наших огромных катов четвёрок почти не остаётся . Мы доехали до самого начала каньона и разделились на две команды . Валера  и ещё два катамарана решили идти не смотря не на что , с этого места . Наш доктор Миша с Димой Гордым со своими экипажами решили  начать  чуть ниже  , где воды всё-таки немного побольше . А Боря и Степан   решили , что сплав вообще не имеет никакого смысла и отказались . Обидно конечно , шанс совершить первопрохождение выпадает очень редко , возможно даже раз в жизни . Когда мы помогали Мише и Диме снимать с машин каты , Дима подошёл ко мне и предложил заменить на своём кате Лёню , который не очень хотел идти, да и с трудом справлялся с нагрузками . Я тогда конечно же обрадовался , но на самом деле понимал что речка будет не особо впечатляющая . И так , наше первохождение началось . Боже , как приятно сидеть в нормальных упорах ! С меня как-будто кандалы сняли . Я наконец могу не бояться вывалиться с катамарана и спокойно вывешиваться . Сразу пошёл очень жёсткий слалом , капитанские команды сыпались одна за другой : “ Нос влево , нос вправо , налево ,разворот , скорей , быстрей . Гребём ! Дима не перегребай . Ёптвм…” После Бориного катамарана , который еле-еле управляется ,мне нужно было привыкать к тому что нужно делать более слабые гребки , чтобы кат шёл плавно . Я даже не знал , что я могу так сильно  грести , когда сижу в нормальных упорах . Работать приходилось как бешенным , нельзя было остановиться ни на секунду . Я там весь выдохся . Ещё мы же всё-таки на приличной высоте находимся и это сильно  усугубляет ситуацию . Конечно  чисто пройти эту речку невозможно в принципе , наш катамаран частенько цеплял обливники , но мы шли очень даже достойно , то есть больших торчащих камней мы вроде ни разу не задели . Когда каньон закончился , мы зачалились передохнуть и отдышаться . Пить хочется жутко , а из реки черпать нельзя – вода мутная . Не хочу опять отравиться как  абрикосами . Потом река разбивается на много-много проток и по равнине течёт так до самого устья . Как раз этот участок с дороги казался совершенно непроходим , мы думали что всё это придётся проводить . А нет , всё очень даже ходибильно  , даже полегче чем в каньоне . Откровенно говоря назвать Арчалы таким прям афигенным первопроходом как например Сарыджаз или Карагемский прорыв, нельзя . Особой сложности эта река из себя не представляет , она мне напомнила Узункольский каскад в верховьях Кубани . Просто обычно в Киргизию ходят осенью по малой воде на какие-нибудь крутые реки типа Кекемерен ,         Чонг-Кемин , Чаткал ,Большой или Малый Нарын . А в сентябре Арчалы однозначно обмелеет и станет непроходимой .Так что нам просто повезло что никто случайно не додумался приехать сюда в августе . Но конечно , это чувство того что ты первый прошёл по этой реке , пусть даже не самой крутой , придаёт столько счастья , что  не передать . Когда все уже вернулись в лагерь , мы чувствовали себя настоящими первопроходцами, которые убирают белые пятна на карте .У тех , кто начал сплав с начала каньона тоже получилось всё пройти , но правда с некоторыми проблемами . Один катамаран почти сразу продырявили , у другого погнули раму . Так что , я думаю что мы правильно поступили что начали сплав с середины . Вечером мы долго праздновали это событие , у нас ещё оставалось немного баранины , которую нам подарили киргизы и на ужин снова был плов с дынями и арбузами .

Утром , ещё перед завтраком меня будит Боря и предлагает пройти Арчалы ещё раз нашим экипажем . Видимо ему стало обидно что у всех получилось пройти эту реку , а он даже не попробовал . Я с удовольствием согласился , это будет хорошая тренировка для того чтобы наш экипаж сработался . Степан тоже согласился и мы сразу после завтрака , пока Валера  рассказывал как определять расход воды в реке ,снова выехали в верховья Арчалы . С самого начала сплав не заладился . Боря почти не отдавал команд . Он просто кричал чтобы я постоянно работал  и когда я начинал самостоятельно  делать управляющие гребки , он орал что всё не так и в эти моменты мы цепляли камни . И так постоянно . Когда я был на катамаране с Димой Гордым , у нас никаких проблем особо не было .Разве что в начале я перегребал левого гребца , но потом я привык и всё стало прекрасно . Капитан всегда отдавал команды и весь экипаж их нормально исполнял . А Боря толком не командует и хочет чтобы я сам работал  и  когда я начинаю грести  , получается что мы с ним хотим идти по разной траектории и получается полная хрень. Мы прошли Арчалы очень грязно , в каньоне собрали все камни . Один раз катамаран прижало всем бортом к огромному торчащему валуну и нас чуть не кильнуло . Я снова еле удержался в упорах . Когда дошли до лагеря , я это всё вежливо высказал Боре и попросил нормально отдавать команды . Он абсолютно меня не воспринял и остался при своём мнении , только обиделся . Боря  лишь сказал чтобы я почаще спрашивал его , если не понимаю куда грести . Не знаю , возможно я там в чём-то был не прав , может мы с ним по разному читаем воду .   Меня ещё давно в моих первых водных походах  отец учил , что на судне должен быть только один капитан и соответственно один мозг , а остальные матросы должны быстро без всяких вопросов выполнять его команды . А если каждый в экипаже будет делать то что сам думает или будет спрашивать что-то на воде , то начнётся суета и всё очень  плохо закончится . А все споры и вопросы должны быть на берегу . Так мы с Борей и не поняли друг друга . Я тогда даже не представлял какая в этом таится опасность .

 Весь оставшийся день мы шли по Малому Нарыну спокойный прогонный участок . Вокруг были всё те же высокогорные , уже надоевшие пейзажи . Плоская широкая долина вся в невысокой тусклой траве , низкие каменные берега и на горизонте виднелись сопки ,вершины которых иногда покрыты снегом . По началу казалось красиво , но потом очень быстро надоело и стало скучно . Река уже заметно расширилась и стала гораздо мощнее и полноводнее . И вот, мы наконец подошли к Верхнему каньону . С него и должно начаться самое интересное . Он довольно длинный , около 12 километров , и  мы решили пройти сегодня только первый каскад(4С) . Собрались всеми экипажами и   вместе  пошли тандемом . Сразу начались валы , бочки и наконец  проклятые камни скрылись под водой .Теперь уже совсем другой сплав начинается .   В первой же хорошей бочке нас обдало с головой и я снова чуть не вылетел с катамарана из-за этих дурацких упоров . Но всё обошлось . Все экипажи удачно прошли этот участок и зачалились на месте , где запланировали лагерь .

 Место это просто потрясающее . Я думал что раньше ходил по горным рекам . Да ни фига ! Кавказские , Саянские , Алтайские реки ( ну по крайней мере на которых я был ) они просто стекают с гор , а мы сплавляемся уже в привычной лесной зоне . А тут в Киргизии я впервые по настоящему ощутил что я действительно в горах . Эта широченная долина сузилась в глубокий узкий каньон и остались одна река , да крутые серые скалы с небольшими травянистыми полянками . И чем ещё примечательна эта стояка, это очень необычным для этих мест останцем , безумно похожим на кулак с торчащим среднем пальцем . Видимо этим прекрасным жестом Малый Нарын показывает нам что будет дальше . Горы вокруг действительно очень впечатляют . Как будто мы внутри огромного полуразрушенного замка , а его бастионы возвышаются над нашими головами . И мы не могли упустить такой прекрасной возможности и решили устроить скальную тренировку . Всё-таки у нас учебный поход и Валера хотел нас научить хоть каким-то элементарным навыкам работы с верёвкой . В сложных водных походах это иногда бывает нужным , особенно на бродах или обносах . Навесили верёвки и до самого вечера отрабатывали подъём с жумаром , дюльфер , навесную переправу и многое другое . Потом уже после ужина часа два ходили вокруг и собирали редкие маленькие веточки , которых набралась целая куча . Всё-таки плохо без костра в походе . Он  не только предоставляет возможность приготовить еду , но и придаёт какую-то особую туристическую атмосферу , которой очень не хватает в городе . И мы решили здесь  сделать немного необычный костёр . Мы сложили всю эту кучу веток прям рядом с водой в большом скальном гроте . И когда в кромешной тьме разожгли костёр , яркий свет огня отразился от воды на скалы и получилось как-будто мы сидим в настоящей пещере , а рёв воды доносится из её глубины . Сразу весь народ повылезал из палаток и пришёл к нам ,естественно вылезла и гитара . Народ пел песни , пока не погас самый последний уголёк , самая последняя искорка этого костра . Эх, как же там тогда было хорошо…

Но всё хорошее когда-то заканчивается . Начинается новый день . Для нашего похода ,на мой взгляд, он стал переломным , но тогда я ещё этого не знал . Как обычно с утра не большой мороз , но выглядывает солнышко и становится тепло . Погода супер . Ясное небо , солнце , горы , речка . Класс! Мы как всегда неспешно завтракаем , собираемся , грузим рюкзаки в машины и отчаливаем . Сразу начинается второй каскад (4С) Вернего Каньона . Мы его ещё вчера хорошо просмотрели и когда вышли на воду идеально прошли . Чётко , прям как и запланировали на берегу . Там мощная струя и на ней разбросано множество бочек , в некоторые из которых лучше не попадать .  Получается такой же слалом как и в верховьях , только вместо камней  бочки . Мы всё аккуратненько прошли . Потом был небольшой прогонный участок с шиверами . И я помню что тогда ощутил , что вроде бы экипаж у нас наконец  стал более-менее слаженным , и к упорам этим уродским я вроде бы привык и вообще жизнь налаживается . Мы подошли к третьему каскаду – порогу Зигзаг(5А) . Зачалились на правый берег и пошли смотреть его . Быстренько глянули , вроде ничего особо сложного . Река идёт зигзагом и делает два поворота , сначала направо , потом налево .Получается две ступени . На этих поворотах быстрая мощная струя с прижимами и череда довольно сильных бочек . Сразу после первого поворота есть одна единственная бочка ,в которую лучше не попадать. Её можно обойти или слева , или справа . Мы решили держаться правого  берега , чтобы справиться с прижимом и бочку эту обойти  тоже справа . Вторая ступень показалась нам лёгкой и мы даже не пошли её смотреть . Ну что же , пошли первые в тандеме с катамараном Сергея  . Отошли от берега . Боря поставил кат под углом к берегу , носом к левому  ,к струе . Я начинаю делать подтяги чтобы пододвинуть нас к правому . Капитан почему-то начинает кричать :” Впрёд ! Вперёд греби !” Все погребли вперёд . Мы вышли на струю пресекли её и оказались под левым берегом, что совсем не соответствует нашему плану . Вдруг Боря орёт : “Право нос !” Мы снова пересекаем струю и пытаемя обойти эту самую злую бочку справа , как и хотели сначала . Капитан кричит , все гребут изо-всех сил , катамаран уже под сильным углом к струе . И тут стало понятно что мы не успеваем уйти от этой бочки и входим в неё лагом  . В самый последний момент Боря заорал : “ Дима ровняй “ . Я привстал в стременах , вытянулся и попытался сделать  дуговой гребок от левого болона к правому . Помню в этот миг я поднял глаза и увидел что вершина бочки на уровне моей головы . Потом всё поглотила вода и пена . Мы  нырнули в эту бочку  полулагом . Катамаран резко остановился и я по инерции улетел вперёд . Ощущения примерно как , если на разогнавшемся велосипеде быстро нажали передний тормоз . Потом секунды три я всплывал . Перед глазами мелькала  пена и я захлёбывался . И вот наконец показалось долгожднанное небо . Я сначала конечно афигел и вообще не понял что вылетел с катамарана . Потом , я этот момент хорошо помню , я успокоился и огляделся . Меня довольно быстро несло во вторую ступень и метрах в пяти впереди от меня также плыла Людмила . Дальше  я автоматически не задумываясь изо всех сил погрёб к правому берегу , хорошо что весло не потерял , и понял что лезу прямо в прижим . Меня довольно сильно  ударило  об скалу , вскользь протащило вдоль неё и я кое-как зацепился одной рукой  за какой-то выступ . Подтянулся и где –то по пояс вылез из воды . А течение сильное и меня тянет  дальше . Помню я тогда повернул голову вниз по течению и увидел что я прямо перед второй ступенью и там ни фига не легко , как мы подумали при просмотре , а если туда самосплавом уйти , то  достанется очень даже сильно . Я обнял скалу руками , ногами , всем чем мог , чуть ли не зубами в неё вцепился . Только вот весло тогда сильно мне мешалось , но я его всё-равно не бросал . Тут меня наконец заметил Юра , который стоял  на берегу метрах в пяти от меня . Я так понял что он сначала сам афигел , увидев меня , а потом уже кинулся  ко мне . Это увидел  Миша  и тоже побежал ко мне .  Дальше всё происходило как в настоящем наигранном фильме , но без преувеличений всё было именно так . Я уже начинаю соскальзывать со своей родной скалы . Юра ко мне подбегает, тянет руку и не может до меня достать . Я отпрыгиваю от скалы и тяну к нему черенок весла . Он хватает его , валится с ног и мы вместе начинаем соскальзывать в воду  . Подбегает Миша , берёт Юру за ноги и кое-как вытаскивает нас обоих .  Всё , ё-моё , я на берегу ! Мы все без сил рухнули на землю . Уже подошли Боря с Кириллом .  И тут я вспомнил про Людмилу , её же унесло во вторую ступень порога . И через несколько мгновений я слышу голос  из  рации Валеры   : “Срочно нужен врач . Возможно вывих плеча и перелом ноги ... Что? Как? Да не может этого быть ! “ Я вскочил с земли , залез на высокий камень и увидел метрах в трёхстах ниже большую группу людей толпящихся вокруг одного места . Бегу вместе с Борей и нашим медиком Мишой туда . Миша сразу кинулся к Людмиле . Она лежала на камнях , держась за ногу и откашливала воду  .   Там вокруг была суета и много народу , поэтому я решил не мешаться и отойти в сторону . Когда мы с Людмилой выпали , наш катамаран заварило в бочке и не отпускало около минуты . Боря тоже чудом не выпал с катамарана , он успел схватиться за поперечину . Кирилл единственный кто не выпал из упоров , он сделал мастерский зацеп за струю и бочка их нехотя отпустила . Они сразу ушли в улово , а потом зачалились  ещё перед второй ступенью . Людмилу  унесло дальше . Ей два раза кидали морковку , но оба раза промазали .  Катамаран Сергея удачно обошёл бочку справа и догнал Людмилу .Носовой схватил её за руку и начал вытягивать из воды на кат . Людмиле стало жутко больно , она кричала и не смогла вылезти . Тогда ему пришлось её попросту обнять и удерживать ,а остальные трое сами зачалили катамаран . Миша не смог толком ничего сделать . Чтобы понять переломы это или вывихи , нужно хотя бы снять с Людмилы одежду , а это для неё очень болезненно , она кричит . Решили вытаскивать её из каньона к дороге и на машине срочно отправлять в городскую больницу . А мы , как на зло , оказались в самом неудачном месте каньона , тут очень крутой склон и неприятная сыпуха . Сделали носилки из  вёсел и нескольких  спас жилетов . Положили Людмилу туда , привязали её чтобы не упала . И с помощью спас-концов стали поднимать . Это было безумно тяжело . Ещё когда она начинала кричать от боли , становилось совсем жутко .  С грехом-пополам мы затащили её на дорогу , успокоили и вместе с Борей и Лёшей отправили на машине в больницу в город Нарын . Дальше вся группа , кроме нашего экипажа продолжила сплав . Мы с Кириллом поехали по берегу на машине . Почти сразу после случившегося пошёл знойный холодный дождь , всё вокруг стало очень мрачное и тревожное . Голова тогда совершенно не соображала . Я даже не заметил , как вокруг наконец появились долгожданные высокие деревья. Оставшуюся часть Верхнего каньона и Нижний каньон  все экипажи прошли успешно .

Лагерь мы поставили перед Мини каньоном  . Вечером по спутниковому телефону связались с Борей . В больнице сказали что у Людмилы перелом шейки плеча , сильный ушиб груди и разрыв связок в коленном суставе. Операция не требует  срочности и они решили остаться пока в больнице в Нарыне , потом перебраться в Бишкек и уже вместе со всей группой улететь в Москву , а там уже разбираться . Для всей команды это был настоящий шок , все надеялись что всё обойдётся , но нет .Ночью я долго  не мог уснуть , вылез из палатки и пошёл прогуляться вдоль реки . Я до самого последнего верил , что Людмила просто  сильно ушиблась , нахлебалась воды и испугалась . Вылезет на берег , успокоится и всё будет хорошо .  Ну да, порог конечно серьёзный , но ни какого прям криминала там не было , вся жесть должна быть ещё впереди . Совершенно не понятно что там такого с ней могло произойти , обо что она ударилась? Всё произошло на ровном месте , просто из-за глупости людей .Единственно что я запомнил , но это не точно , что когда я на неё глянул уже из воды , Людмила  абсолютно не боролась и не пыталась грести к берегу . Значит возможно с ней что-то произошло сразу при падении с катамарана . Чёрт , значит надо было не спасать свою шкуру , а за ней плыть и помогать . Но тоже вроде глупо , ничего бы толком я один из воды не сделал , только бы создал дополнительные проблемы экипажу страхующего катамарана Сергея . С другой стороны самому тоже жить хочется и это обычный инстинкт самосохранения сработал . Но это просто глупые оправдания . Хотя я  вроде  не виновен в том что Людмилу так поломало , свою причастность к этому делу я чувствую . И как теперь быть – не знаю . Всё время ,пока я ходил в походы , нам всегда везло , конечно были нештатные ситуации , но всегда всё заканчивалось благополучно ,ну по крайней мере все живы и здоровы . А тут я наверно впервые понял , что смерть на сплаве ходит совсем рядом . А ведь это не война , где без жертв нельзя обойтись ,где люди гибнут защищая свой дом , свою родину , семью  .  В походы  ходят чтобы получать удовольствие , радость , счастье  и  не одна , даже самая самая крутая речка  не стоит человеческой жизни .Сегодня река  чуть не убила прекрасного человека ,  женщину ,  мать двоих детей . Пару дней назад наш каякер Саша был просто на грани смерти , его чудом реанимировали и вернули к жизни , он может теперь два дня рожденья в году праздновать .   Так зачем же мы идём на сплав , на такие риски ? Ради чего ? Эти мысли не отпускали меня до самого рассвета и ответа на многие вопросы  я так и не нашёл .

 Как же я благодарен был тогда предыдущему  походу на Алтай и нашему адмиралу  Хаски. На Аргуте он устроил класную тренировку самосплава , а на Чуе порог Турклуб Горизонт подарил мне замечательный киль . Что возможно и спасло меня здесь в Киргизии , как это не парадоксально . Если бы в Зигзаге это был мой первый в жизни опыт самосплава , как кстати у Людмилы , то всё могло  для меня закончиться гораздо хуже .

И ещё , вот что я хотел сказать по этому поводу . У меня давно зрела мечта сделать самому свой катамаран . Ведь это  круто ! Я же инженер , у меня должно получиться . Я долго изучал разные конструкции катов , читал про них , пробовал кататься . Я даже нашёл человека , который готов был научить меня их шить .И вот теперь, я пришёл к выводу , что в гробу я это всё видал ! Ни в коем случае этого не делаете ! Когда от катамарана зависит твоя жизнь и жизни людей  твоего экипажа , нужно чтобы он был просто безупречен и максимально надёжен , а сделать его таким может только профессионал . Если бы не эти грёбаные сидушки с упорами , ничего бы не произошло .  А если уж вам прям не имётся , то нужно ваши творения перед серьёзными реками года два испытывать на простой воде , очень постепенно увеличивая сложность .