Первоначально маршрут был задуман несколько иным. Планировалось с Малой Усы выйти на Кару, и спустится по ней до устья Нярмаяхи. Откуда пойти вверх по Нярмаяхе и через озеро Манясейто выйти на реку Тавлотояха, и спустится по ней до самого устья. Далее, 75 километров прибрежного плавания в Байдарацкой губе, до устья реки Байдараты, по которой подняться против течения и перейти в реку Щучью по системе озер реки Певантосе. Но ещё на первом этапе путешествия (подъема по Малой Усе) погода показала свой нрав и преподнесла такие сюрпризы, что нам сразу стало понятно - если даже мы и достигнем побережья Байдарацкой губы, то рискуем застрять там надолго. Такая перспектива не входила в наши планы, поэтому решено было изменить маршрут и пойти по облегченному варианту - выйти с Кары на Щучьи озера и далее сплавом по реке Щучьей до Бованенковской трассы. Таким образом у нас получился "Простенький маршрут".
 
Общее описание

Река Уса в районе плотины Воркутинского водозабора. Река Уса в районе плотины Воркутинского водозабора.
Грот. Грот.
До гор ещё далеко До гор ещё далеко
Озеро Комато. Озеро Комато.
Вниз по Комашору, к Каре. Вниз по Комашору, к Каре.
Порог на Каре, между верхним и нижним Верхне-Карскими каньонами. Порог на Каре, между верхним и нижним Верхне-Карскими каньонами.
Верхне-Карский водопад. Верхне-Карский водопад.
Река обнажила пласт вечной мерзлоты. Река обнажила пласт вечной мерзлоты.
Конец подъема. Отсюда остается  километр до Малого Щучьего озера Конец подъема. Отсюда остается километр до Малого Щучьего озера
А где олени? :) А где олени? :)
Прибойная волна Прибойная волна
Последний порог на Малой Щучьей. Последний порог на Малой Щучьей.
Егерь Володя Ларионов. Егерь Володя Ларионов.
Вид на Большое Щучье от кордона. Вид на Большое Щучье от кордона.
Гладь. Гладь.
Вид на северную оконечность озера сверху. Вид на северную оконечность озера сверху.
Северная оконечность озера. Устье речки Пырятане. Северная оконечность озера. Устье речки Пырятане.
Вечер. Вечер.
 Жизнь на камнях. Жизнь на камнях.
Часовенка в Лаборовой Часовенка в Лаборовой
Неотъемлемая часть здешних пейзажей. Неотъемлемая часть здешних пейзажей.
Бованенковская трасса. Мост через Щучью. Бованенковская трасса. Мост через Щучью.
Ворота Ворота
Подъем на бечеве. Подъем на бечеве.
Типичные препятствия на Малой Усе Типичные препятствия на Малой Усе
Талбейяха впадает в Усу. Талбейяха впадает в Усу.
Утренний Оченырд во всей красе, такой далёкий и манящий. Утренний Оченырд во всей красе, такой далёкий и манящий.
Верхняя часть Карского каньона. Верхняя часть Карского каньона.
Суровый Оченырд Суровый Оченырд
А олени лучше! А олени лучше!
Малое Щучье в непогоду. Малое Щучье в непогоду.
В такую погоду здесь очень мрачно, но в то же время красиво. В такую погоду здесь очень мрачно, но в то же время красиво.
Борьба за выживание. Борьба за выживание.
Северный олень Северный олень
И вновь на бечеве - на озеро Большое Щучье. И вновь на бечеве - на озеро Большое Щучье.
Отражение. Отражение.
Отвесные стены. Отвесные стены.
В средней части озера. В средней части озера.
Вид из северной оконечности озера. Вид из северной оконечности озера.
Туманное утро на Большом Щучьем. Бывает здесь и такая погода! Туманное утро на Большом Щучьем. Бывает здесь и такая погода!
Сибирский хариус. Сибирский хариус.
Щучья ниже Лаборовой Щучья ниже Лаборовой
Закат. Закат.
Лабытнанги. Лабытнанги.
Надо сказать, погода на этом маршруте испытывала нас на прочность почти ежедневно. За последние, более чем 10 лет путешествий на Полярном и Приполярном Урале не припомним такого. Шквальные ветра плющили палатку до самой земли. Дуги не держали – не помогали даже штормовые оттяжки. Мощные грозы прокатывались одна за другой, Эти ураганные ветра и грозы заставали нас подчас в самом неподходящем месте. Так в северной оконечности Малого Щучьего пришлось среди ночи спешно сворачивать лагерь, и в темноте под ливнем, и ослепительными вспышками молний над головой, бродить по тундре - искать укрытие от ветра. Раннее, подобная ситуация была в насквозь продуваемой ветрами долине Малой Усы, где мы потеряли полтора дня ходового времени, так как на реку невозможно было выйти. Там тоже пришлось переносить палатку, искать укрытие в 200 метрах от реки.

Ливневые дожди сменялись холодным штормовым ветром и затяжным ненастьем на несколько суток. Затем на один два дня проглядывало солнце, вслед за этим вновь набегали тучи, и всё начиналось сначала. За весь период путешествия, которое длилось почти месяц, было всего лишь несколько солнечных дней. По причине непогоды, у нас на маршруте было три вынужденных дневки. К тому же низкая скорость передвижения из-за высокого уровня воды в реках, где бечевник почти везде был затоплен, не позволяли успешно подниматься на бечеве. Всё это ощутимо тормозило движение по маршруту. Хотя надо признать – при низком уровне воды в Малой Каре, нам вряд ли удалось бы так близко подняться на бечеве (почти вплотную) к Малому Щучьему озеру. Там, в её верховьях, даже при нынешнем уровне воды лодка с трудом проползала по каменным полям, едва прикрытым водой. Будь уровень воды чуть поменьше - волок на Малое Щучье пришлось бы начинать ещё задолго раньше, и составил бы он не километр, а как минимум 8-10. В отличие от Усы, верховья Малой Кары очень маловодны, а та вода, которая имеется, растекается по большой площади, струится среди камней, подчас даже не закрывая их.
Большой уровень воды так же сделал возможным сплав по реке Малой Щучьей, обычно не пригодной для этого. Чтобы представить насколько не простой там сплав, достаточно учесть тот факт, что при протяженности 12 километров, эта речка имеет падение более 100 метров. Фактически, в большую воду, Малая Щучья практически на всём протяжении представляет собой мощную и довольно коварную шиверу, с большим количеством разбросанных валунов в русле, мощными кипящими струями со стоячими валами около метра, и отчетливо видимым уклоном. Наиболее близким аналогом тут будет река Балбанью (приток Кожима) на Приполярному Урале. Всё это конечно вполне проходимо, но требует умелого маневрирования, а иногда и осмотра. И тем не менее, тут тоже достаточно участков, где вода растекается тонким слоем по каменному ложе, едва прикрывая камни.
Ко всему этому следует добавить - подъем на бечеве по Малой Щучьей невозможен, потому как вплотную с берегом почти на всем её протяжении тянется сплошная стена ивняка.

Наиболее красивые объекты на маршруте, безусловно Большое и Малое Щучье озеро. Они входят в территорию «Горно-Хадатинского биологического заказника». На Большом Щучьем имеется кордон, но как правило к туристам там относятся более чем нормально и пропусков не требуют. Хотя если «посчастливится» встретится со старшим егерем заказника Николаем Морозовым, который тоже навещает Щучьи озёра иногда – при отсутствии пропуска, инцидента, с последующим составлением протокола, не избежать.
Река Щучья сама по себе сложностей для сплава не представляет. Первые 10 километров от озера идут мощные перекаты, с высокими стоячими валами в большую воду. Далее река разбивается на множество проток, и через несколько километров собравшись в одно русло, окончательно успокаивается, постепенно превращаясь в равнинную реку.

Следует отметить: Особенность маршрута в том, что был разведан простой выход на Кару с Малой Усы - альтернатива дорогостоящей вездеходной заброске из Воркуты. При наличии дополнительного времени в количестве 8 дней, можно спокойно подняться по Малой Усе и перейти на Кару, используя тундровые речки Талбейяха и Комашор. Перетаскивание груза и лодки по системе тундровых озер трудностей не представляет. Местность там - сухая легкопроходимая холмистая тундра, с большим количеством озёр.

В этом маршруте нами впервые была опробована технология проводки байдарки «Щука» на бечеве «корабликом». Как ни странно, несмотря на большое количество отрицательных отзывов в Интернете, что эту плоскодонную лодку невозможно вести на бечеве – в действительности оказалось, что она очень даже хорошо идет «корабликом» без всяких доработок, приделывания выносных килей, швертов и тому подобного. Не знаю даже, почему у предшественников это не получалось, или плохо получалось. Может быть первые экземпляры лодок были «не такие»? В любом случае, для нас это послужило открытием. Спокойно, без особого напряга, удавалось подниматься по Малой Усе (преодолевая мощное течение) 8-10 километров в день, за 6 часов ходового времени, большей частью идя фактически посуху, ведя лодку на бечеве рядом с берегом.

Выброска с маршрута по Бованенковской трассе возможна рабочими поездами, которые ходят относительно часто, на них-то и надо ориентироваться. Рассчитывать же на автомобильный транспорт тут особо не стоит. До станции Обской отсюда порядка 110 километров и не так много народу на частном транспорте сюда ездит. А имеющийся грузовой транспорт работает на местных маршрутах, обслуживая конкретный участок пути. Поэтому не надо пытаться ловить попутку возле моста, а лучше сразу идти на разъезд, станцию, находящуюся в километре отсюда. Там у дежурного по станции можно узнать о времени прохождения поезда, и он же может помочь с посадкой на поезд.

Общая протяженность маршрута, без радиального выхода на Большое Щучье озеро, составила - 335 км.
Участок пути от Плотины на Усе до Малого Щучьего озера составил - 118 км. Из них 9 км. волоки, и 102 км. против течения.

Достоинство маршрута в том, что он позволяет обойтись без какой либо заброски, как и выброски. Благодаря такому маршруту, с минимальными денежными затратами можно достичь Кары и посетить красивейший район Полярного Урала, увидеть его жемчужину – Щучьи озёра - не только пешим маршрутом от поселка 110 километр, но теперь и водным путем – по реке Усе, от водозабора, куда можно доехать на такси от Воркуты. Маршрут может иметь несколько вариаций. Благодаря Бованенковской трассе, проходящей вдоль восточного склона Полярного Урала, появляется большое количество бюджетных вариантов маршрутов, в этом регионе Полярного Урала.

Комментарии
Ivan16.05.13, 13:52
Укажите плиз нитку маршрута в специальном поле! 
Якут25.10.10, 21:07
спасибо 
Очень интересный и информативный отчёт.Спасибо.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3