Пеший маршрут по нац. парку Таганай с переходом через Большой Уральский хребет и выходом к озеру Тургояк.

приют Таганай приют Таганай
Как-то так получилось, что еще весной прошлого года, шагая с рюкзаком по пыльной крымской дороге, я уже знал, что через год пойду с этим же рюкзаком по уральским тропам. Он большой, не рюкзак, конечно, а Южный Урал (хотя и рюкзак тоже немаленький), отдавал я себе отчет, но подробности уточним, время еще есть - больше года. К зиме стало ясно - национальный парк Таганай. Там красиво, нереально красиво, судя по фотографиям, туда легко доехать поездом прямо из Воронежа, а еще по восточной границе Таганая проходит граница Европы и Азии. А перейти пешком из Европы в Азию - прикольно.
«Таганай - один из самых молодых национальных парков России. Парк находится в одном из наиболее уникальнейших уголков Южного Урала - в районе Таганайского горного узла, чуть севернее старинного уральского города Златоуста. Аборигены считали гору Таганай священной, ее название переводится примерно так - "подставка для Луны". Живописность и неповторимость горных пейзажей Юрмы, Таганая, Ицыла отмечали многочисленные ученые, путешественники, художники и писатели. За свою красоту эти места часто сравнивали со знаменитыми альпийскими ландшафтами, называя их "Русской Швейцарией" и "Уральским Тиролем". Здесь почти нетронутыми сохранились многие ценные экологические системы - горные тундры и луга, подгольцовые редколесья, реликтовые леса. Таганай - это маленькая горная страна со своими вершинами и межгорными долинами, стремительными горными речками и топкими болотами, тундрами и малой тайгой.»

Маршрут нарисовался такой:
5 августа - Златоуст - турбаза «Таганай-Тревел» - мост через р. Тесьма - стоянка «Пьяный ключ» - стоянка «Писаный камень» - приют «Таганай».
6 августа - радиалки: приют «Таганай» - Откликной гребень - г.Круглица - долина Сказок - приют Таганай.
7 августа - приют «Таганай» - «Стрелка» - Киалимский кордон (+ радиалка на г. Дальний Таганай).
8 августа - Киалимский кордон - стянка «Ицыльский ельник» - г.Ицыл - перевал Европа-Азия - р.Сухокаменка.
9 августа - р.Сухокаменка - р.Куштумга - оз.Тургояк.
10 августа - дневка
11 августа - оз. Тургояк - пос. Тургояк - Миасс - вокзал - паровоз.

Траверс Откликного гребня Траверс Откликного гребня
Получилось. Почти все, за исключением большей части радиалок. Непрекращавшиеся дожди чуть не смыли нас, тут уж было не до радиалок. Но пешком из Европы в Азию мы прошли. Перевал на Уральском хребте разочаровал своей доступностью и умилил женскими кружевными трусиками на чудо-дереве, среди множества разнообразных ленточек и веревочек «на счастье». Поднимались в горы в сплошном тумане, карабкались по скальникам почти наощупь, офигевали от действительно нереальных красот и ни разу не видели горизонта. Непогода началась в первый день после обеда и закончилась... а вообще она не закончилась, пока мы не уехали домой. Девчонки припомнили мое обещание: когда мы обсуждали маршрут, еще весной, на вопрос, как там с водой, я ответил - с водой проблем не будет! “Дима!- возразила Оля, выжимая носки, - С водой тут проблемы!”

Златоуст. Колокольня Иоанна Златоуста Златоуст. Колокольня Иоанна Златоуста
Златоуст сверху
Приехав в Златоуст, мы первым делом не полезли в горы, а полезли на городскую башню-колокольню. Построена за 186 дней, лестница внутри насчитывает 186 ступенек, и это, как нам утверждали, чистое совпадение. Оттуда, сверху, были видны практически весь Златоуст и половина гор, на которые нам предстояло взобраться. И правильно мы сделали, что полезли, потому что гор этих потом больше не видели по причине туманов и дождей, а на башне нам еще дали за пятьдесят рублей позвонить в колокол, что, как собщила экскурсовод, является хорошей профилактикой от гриппа. И точно - несмотря на сырость и прохладу, никто не простудился. А вот не позвонили бы, неизвестно еще как все тогда сложилось бы...
В Златоусте мы купили книжку про легенды Таганая, которую читали вслух вечерами. При свете налобного фонарика, довольно романтично, не так, как при свете костра или свечей, но тоже впечатляет. Из нее мы узнали, что ждет нас впереди путешествие по местам, где протекал древний “Геродотов путь”. Не Великий шелковый, а другой, не менее великий. По этим местам проходили караваны с античными, китайскими, индийскими и иранскими товарами. Слово же “Таганай” означает “подставка луны”. О том, что “таган” - это подставка, я догадался, а о том, что “ай” - это луна, прочитал в книжке. А вот и легенда об этой подставке:
В стародавние времена, когда людей на земле еще не было, жили здесь одни великаны. И было у главного из них три сына. Владел великан камнями драгоценными, несметными богатствами, но никому не позволял к ним прикасаться. Решили сыновья тайком завладеть отцовскими сокровищами - сложили каменья в мешок и убежали темной ночью. Только мешок тот с дыркой оказался, и рассыпались камни по всему Уралу, оттого и стал он богат самоцветами.
Долго искал сыновей великан, да так и не нашел, сел на землю и заплакал. Так долго лил он слезы от горя, что растеклись от него реки в разные моря и океаны. Решила Луна утешить страдальца, но когда опустилась ему на плечо, то увидела, что великан от горя окаменел. А его горькие слезы - потоки великие - превратились в каменные реки. С тех пор стали звать эту великан-гору - Таганаем – Лунной Подставкой.
А когда сыновья заметили, что все богатства растеряли, опомнились, решили домой вернуться и повиниться перед отцом. Увидев, что произошло, испугались, да от страха-то и сами окаменели. Так и стоят с того времени рядом – Таганай и его сыновья. Теперь их называют – Три Брата. Говорят, возле Братьев – камней-останцев не летают птицы, да и другие животные тут никогда не встречаются. А путешественники стараются обходить эти места стороной. Мы, честно говоря, обойти трех братьев стороной не пытались, а пытались посетить. Но непогода нас не пустила.

г. Ицыл г. Ицыл
Неожиданное приобретение
Перед самым отъездом двум молодым ребятам из нашей команды пришлось сдать билеты. Проблемы на работе, чтоб их... Как же я волновался, уезжая на Урал в компании одного мужика, пусть сильного и надежного, и пяти девок, одна другой краше! «Не отобьем ведь, если что...» с тоской думал я, поглядывая в вагоне на наших веселящихся туристок.
Однако, как мы неоднократно замечали еще во время июльского сплава, "все в этой жизни кстати". Вот и в этот раз все не просто обошлось, а повернулось к лучшему. Потому как в первый же вечер мы пригласили разделить с нами ужин двух ребят из Челябинска, веселого, компанейского Диму и молчаливого, интеллигентного вида татарина Ильдуса, на следующий день вместе с ними поднялись в Долину Сказок, на следующий день дошли до Киалимского кордона, а еще на следующий день предложили идти с нами до самого Миасса. И прошли весь маршрут, и подружились, и чуть не плакали на вокзале, расставаясь, и в последний вечер обычно неразговорчивый Ильдус неожиданно расчувствовался и рассказал, что вот он восьмой раз на Таганае, и всегда или с женой, или один, или с товарищем, и всегда только до ближнего кордона, а оттуда в радиалки, но каждый раз завидовал большим компаниям, которые идут в "настоящий" поход. И вот мечта его сбылась, и его взяли с собой, и он несказанно этому рад.
Дима, Ильдус! Если вы читаете эти строки, знайте, что потерять за неделю до похода двух участников и найти в первый же день вас - это было круто.

Долина сказок. Долина сказок.
Каменная река Каменная река
г. Ицыл г. Ицыл
Долина Сказок и другие достопримечательности.
...Дождь лил уже вторые сутки, не переставая. То как из ведра, то противной моросью. Настроение начало падать, сидеть в лагере уже поднадоело, и я решил, что наплевать на осадки, поперли-ка в Долину сказок. И мы поперли. В гору, по тропке, вернее тому, что еще пару дней назад было тропкой, а нынче - бодреньким таким руслом небольшой речки. Вода, льющаяся с неба, исправно текла вниз, нам навстречу. Мы же карабкались вверх, сначала пытаясь перепрыгивать с камня на камень, но быстро пошли вброд. Не намокнуть было невозможно, так хоть не прыгать без нужды. Чем выше, тем меньше было воды под ногами, зато вокруг нас в воздухе сгущался туман. Сосны, обросшие мхом, причудливые скалы, клочья тумана, проносящиеся между камнями - действительно Долина сказок. Только, чтобы попасть в эту долину, нужно не спуститься, а подняться. Жалко конечно, что из-за непогоды мы не увидели обещанных панорам, зато по той же причине никого кроме нас тут не было, да и таинственности туман придал достаточно. Камни были в основном розового цвета, с зелеными пятнами мхов и лишайников. Мы разбрелись, перекрикиваясь время от времени, условившись встретиться на поляне через полчаса, и никто не заблудился и все собрались к возвращению, что удивительно вообще-то. Еще удивительно, что дождь перестал, едва мы вышли из лагеря на тропинку, и начался вновь, аккурат когда мы вернулись к палаткам. И это не единственная мистика.
Каменные реки, например. То, чего не может быть. По всем законам геологии эти каменные россыпи, что спускаются с гор в долину на протяжении километров, не должны существовать. Должны засыпаться землей, прорасти деревьями и травой и исчезнуть. Однако же существуют. Отдельные каменные ручейки собираются в общие потоки огромных бело-розовых глыб авантюрина, он же таганаит. А если прислушаться, из-под них доносится журчание воды. Что это за вода, откуда она берется и куда потом девается, никто не знает. Руками камни не повернуть, а пригнать тяжелую технику с целью посмотреть никто пока не собрался. Мы, конечно же, излазали первую встреченную реку вдоль и поперек, на всякий случай, не зная, встретим ли такую еще. Напрасно опасались, каждый день нам попадался тот или иной приток.
А вот еще был случай: полезли мы на гору Ицыл. Мы вообще-то собирались на Дальний Таганай, но егерь Василий рассказал нам накануне местную примету, довольно сложную: если вот отсюда Ицыл видно, то можно идти на Дальний Таганай. А если Ицыл в облаках, но идти можно - лезьте на Ицыл. С утра вообще ничего видно не было, туман, мерзкий мелкий дождик, мы согласно примете и полезли. Сначала шли через лес, потом карабкались по валунам. Вот карабкаюсь я, значит, и ворчу: «Ладно молодежь - им этот экстрим в радость, а я-то куда? Мне страшно, неудобно, единственно возможное оправдание - фотография, так туман кругом, за 20 метров ничего не видно. И сколько лезть еще - тоже не видно. А потом еще назад...» Наверху была точно такая же непогодь, что и внизу, только к ней еще добавился пронизывающий ветер. Утверждению, что отсюда в хорошую погоду можно разглядеть Челябинск мы поверили на слово и повернули назад. Словно в награду за мой героизм, на обратном пути стена тумана буквально на пять минут расступилась, показала нам долину, окрестные горы и снова сомкнулась. И на том спасибо.
После посещения Ицыла мы решили покинуть территорию национального парка Таганай. А заодно и европейскую часть России. Здравствуй, Азия. Если постараться, то за день можно дойти до озера Тургояк, но стараться мы не собирались, время у нас было, и полудневка на берегу речки Сухокаменки оказалась весьма кстати. Потому что на следующий день мы немного поплутали и к озеру вышли уже под вечер.

оз. Тургояк оз. Тургояк
Тургояк - это озеро такое.
Почти идеально круглое, около трех километров диаметром. Башкиры считали его священным, скрывали от властей сколько могли и на картах Российской империи оно появилось только в середине XVIII века, когда окрест уже вовсю дымили заводы. На подходе к озеру, в последний день, девчонки заикнулись, что мол приключений маловато. Скучно. Через час примерно я понял, что пропустил тропинку к озеру и устроил всем маленькое приключение - спуск по довольно крутому склону напролом через лес. По азимуту. И так даже лучше получилось, потому что очень красиво и когда из кустов прямо на берег вываливаешься, то весьма впечатляет.

Плюсы и минусы
С коллективом мне повезло. Я вообще люблю девок пообнимать, а в походе особенно. Вот и в этот раз - вылезешь, бывалоча, поутру из палатки, оплеснешься холодной водой из речки, позавтракаешь плотненько, да и гаркнешь на все окрестные леса: "Аньк! (Таньк, Машк!) Подь сюды, тискать буду!" Бегут, куда им деться. Карта-то с компасом и GPS-навигатор только у меня.
Еще из приятного - ежедневно к ужину свежежареных грибов, малина-черника-брусника-костяника круглосуточно и нереально вкусная вода. Да-да, обыкновенная вода из родника или речки - необыкновенная! Не хватает тут, в городе, такого, чтоб холодная-прехолодная, струя чуть кружку из рук не вырывает, а на вкус... Не смогу убедительно рассказать, как хороша она на вкус, просто поверьте на слово.
Из неприятного - она же, вода. Ежедневные дожди заставляют забыть, как выглядят солнце и голубое небо над головой, тропа больше всего напоминает неглубокий ручей, а с трудом высушенные накануне вечером ботинки через час после выхода уже хлюпают.
Вот, собственно, и все из неприятного, так что баланс был положительным.
Понятие дороги для меня всегда было важным. Я знал, что дорога нужна мне, но не знал, зачем. И посейчас не очень хорошо знаю. Но понял, что дорога должна быть трудной, иначе она бессмысленна. Это необходимое условие, хоть и недостаточное.