Прогулочный маршрут по острову Итуруп с попыткой восхождения на вулкан Атсонупури.
Первое кольцо: г. Курильск – п. Рейдово – Черные скалы - Белые скалы – р. Парусная – Ветровой прешеек – мыс Конакова – р. Обрывистый - мыс Пещерный – мыс Исойя – р. Черемшовый - р. Дуговой – р. Кислый - вулкан Баранского – г. Курильск. Второе кольцо: г. Курильск – Осенний перешеек - бухта Осенняя - р. Белая – р. Сторжевая – р. Горная - р. Жемчужная – р. Черная – залив Одесский - вулкан Атсонупури - Таежное –– р. Тихая – р. Голубая – м. Йодный – м. Два брата – м. Отливной – р. Грунтовая – Буревестник – г. Курильск.
на Итурупе

13.08.05

Поезд Нижний Новгород – Москва.

14.08.05

Москва – Иркутск.

Утро. Встреча на Киевском вокзале в зале “Экспресс до аэропорта Внуково”. Вылет в 15.20. Регистрацию проходим прямо на Киевском, перегруза нет, и мы машем на прощание нашим рюкзакам и мысленно желаем им удачи пройти контроль, т.к. в некоторых лежат фальшфейеры.

Электричка в 12.00 быстро домчала до аэропорта – времени у нас навалом, потому решаем заполнить командировочные удостоверения для получения погранпропусков на Сахалине. Народ не выдерживает столь долгого пребывания на одном месте и напивается пива, происходит бурное обсуждение по поводу заполнения командировочных.

Ура! Наконец посадка, я немного волнуюсь, т.к. лечу на самолете первый раз в жизни. Стюардесса раздает взлетную карамельку и через несколько минут мы над Москвой - какие длинные все таки пробки на дорогах! Час ночи, остановка в Иркутске – смотрим из иллюминаторов – рядом стоит зеленый пассажирский самолет. Вот это глюки! Оказалось на самом деле – зеленый…

15.08.05

Иркутск- Ю.Сахалинск – Корсаков.

Непонятно, в какой же момент все таки, произошел переход от 14 августа к 15-му, но за окном наблюдалась фантастическая картина постепенного перехода неба совершенно черного цвета к нежно-голубому.

Мы мчались на встречу утру.

По местному времени наш самолет приземлился в 9 утра. Погода солнечная, тепло, воздух пахнет очень непривычно – океаном, водорослями.

В Южно-Сахалинске у нас были запланированы следующие дела: получение погранпропусков, закупка недостающих продуктов и газа, а также необходимо было до 16.00 выкупить забронированные заранее билеты на теплоход И. Фархутдинов в Корсакове. (фото 1)

Из аэропорта до центра города ходит маршрутка №63. По адресу, найденному в интернете: ул. Поповича 104, погранотряда не оказалось, он переехал на соседнюю улицу по адресу: пр. Победы д.83а (режим работы: с 10 до 11 - прием заявлений и с 15 до 16 – выдача пропусков).

Пока Андрюха Сотников заполнял заявление на выписку пропуска (можно, кстати было и не напрягаться с командировочными), мы беседовали с местными дяденьками. От них мы узнали, что газ здесь продается в любом хозяйственном магазине, а продукты лучше покупать в Корсакове на рынке, раз уж мы там все равно будем. А также поведали нам, что на самолет (Сахалинские Авиатрассы – АН-24) до островов лучше сразу не рассчитывать, в подтверждение их слов семейная пара, вышедшая из здания погранотряда сказала нам, что самолета на Итуруп они ждут в аэропорту уже неделю. Дело в том, что аэропорт Буревестник принимает самолеты с Сахалина очень редко из-за неустойчивости погоды. Этот старинный японский аэродром строился для летчиков-камикадзе, взлететь оттуда можно, а вот приземлиться очень проблематично из-за постоянного тумана с Тихого океана. Иногда даже бывает так: Буревестник принимает, из Ю.Сахалинска вылетает борт, когда самолет подлетает к острову - аэродром уже весь затянуло, и тогда он покружит-покружит и улетает обратно. Потому мы порадовались, что забронировали билеты на теплоход; в тот момент не хотелось думать о том, как мы будем оттуда выбираться. Наконец Андрюха вышел и сообщил нам, что пропуска будут готовы в 15.00.

Остановка, откуда можно добраться до Корсакова (от Ю.Сахалинска около 40 км.) находилась недалеко от ж/д вокзала, до куда мы дошли пешком несколько остановок. Официально там ходит автобус №115, но есть и маршрутки без номера (ходят чаще) – 70 руб. с чела, плюс мы оплатили еще 2 места под багаж.

Маршрутка довезла нас прямо до Морвокзала. Скинув пока еще не очень тяжелые рюкзаки в кучу мы ринулись в кассу, где нас сразу обломили: “без пропуска билеты не продаем и все тут!”. Уговорили тетеньку подождать до закрытия кассы (режим работы с 8.30 до 17.00), и пошли затариваться едой и газом (баллоны корейские - 22 руб.).

Ровно в 5 приехал Андрюха с пропусками, и мы купили билеты на завтра. Людям, которые стояли в очереди тоже достались билеты без всякой брони. Но если вы едете издалека, то дозвониться до морвокзала стоит, если не бронировать билеты, то хотя бы узнать расписание, т.к. пароход из Корсакова ходит раз в три дня.

Телефон морвокзала ((235) 22352); стоимость брони 100 руб/билет плюс страховка 40 руб; теплоход идет по маршруту: г. Корсаков - Южно-Курильск (Кунашир) – Малокурильское (Шикотан) – Курильск (Итуруп) – Корсаков в течение трех дней.

На ночевку остановились на побережье Охотского моря в 1,5 км. от морвокзала. Место ужасное конечно, в общем свалка, но нам ведь только переночевать…

16.08.05

Корсаков – т/х И. Фархутдинов.

Утро. Отлив. Место кажется нам еще ужаснее и мы спешим оттуда побыстрее свалить. Регистрация начинается в 11.00, отправление в 13.00 - пока люди разместятся, пока загрузят машины и контейнеры…

У нас 4/х местный номер третьего класса + одно место в соседнем. Хорошо, что взяли с собой пиво, начинаешь качаться в такт теплоходу, но когда оно кончилось, народу стало плохо и побежали за таблетками по 5 руб., которые предлагали на теплоходе на случай морской болезни. На теплоходе есть столовая (кстати еще и душ), талоны продают за час до еды, мы ради интереса сходили туда разок – столовка как столовка. В основном готовили на горелке конечно.

Весь день ходили по теплоходу, наслаждались морем, волнами, очень впечатлил закат…

Вечером по радио передают медитирующую передачу, и мы зависаем в полумраке, качаясь на волнах под убаюкивающий мужской голос призывающий слиться со свечкой.

17.08.05

о. Кунашир – о. Шикотан.

Утро. Слева по борту Кунашир. Погода пасмурная и остров предстает перед нами в унылом виде. Каких-то особых впечатлений и чувств мы не испытываем при первой встречи с Курилами…

Теплоход к берегу не причаливает, с двух сторон к нам швартуются судна – происходит загрузка-разгрузка в течение двух часов.

Пока плывем до следующего острова – сортируем продукты, делим их на две логические части в соответствии с предполагаемым маршрутом. В обед прибываем на Шикотан в Малокурильское, стоянка на острове объявлена до 22.00, по сему решаем прогуляться по острову. Сдаем паспорта молодому человеку в форме, он предупреждает нас, чтобы мы не фотографировали военные части. Пообещав вести себя хорошо, мы спустились в бухту к морю. Т.к. вовсю светило солнышко, вода показалась нам довольно теплой. Побалдев на галечном пляже и поразвлекавшись морской капустой, решили подняться на ближайший холм, откуда открывается вид на залив и на Малокурильское – засняли всю эту красоту на пленку и камеру.

Внизу нас уже поджидали пограничники с автоматами наперевес. Нас под конвоем отвели к главному дяденьке, объяснив, что тут оказывается запретная зона и показывайте мол то, что наснимали. Пришлось удалить с камеры панорамную съемку. Конвой сопровождал нас до теплохода и туристы из (?), закончившие путешествие по Кунаширу и плывшие на теплоходе на Сахалин, встречали нас словами: “Позор шпионам!”.

18.08.05

о. Итуруп.

г. Курильск – п. Рейдово – Черные скалы.

8.00 по радио сигнал для команды теплохода: “Приготовиться к швартовке!”. Мы конечно же к этому времени уже сидим с рюкзаками в предвкушении скорейшей встречи с Итурупом. Каким же он окажется?

Через 2 часа погрузка-выгрузка закончилась, и буксир везет нас на берег в п. Китовый. Андрей Сотников как руководитель и как представитель по связям с общественностью налаживал контакты с местным населением. В результате мы очень быстро на вахтовке добираемся до Курильска и топаем прямо в редакцию местной газеты “Красный Маяк”.

Расположившись на поляне между редакцией и зданием администрации, все разбрелись по делам – Андрей С. И Олег пошли регистрировать всех в местном погранотряде (это надо сделать обязательно), а Н.П. (Наташа Планкина) конечно же делать репортажную съемку: на реке Курилке идет горбуша на нерест, рыбаки перекрывают речку сетями и рыбу загружают прямо в грузовик – незабываемое зрелище! (фото 2, 3).

Местное население активно интересуется, кто мы такие – оказывается, туристы здесь появляются не часто. Предупредили нас, что накануне из под стражи сбежали двое преступников (убийцы даже!) и советуют быть очень осторожными.

Очень скоро подъехал главный редактор (?) газеты Анатолий Романович Самолюк, с ним мы обсуждали по карте предполагаемый маршрут первого кольца. В редакции нам разрешили оставить лишние вещи и часть продовольствия на неделю.

Позавтракав местным молоком с хлебом (вкуснятина!!!) двинулись по направлению к п. Рейдово.

До поворота на Рейдово идем пешком вдоль морского побережья, наслаждаемся прекрасной солнечной погодой и видом на вулкан Чирип. Впечатления: деревянные дома, японские машины, спутниковые тарелки практически на каждом доме, коровы пасущиеся повсюду, пыльные дороги (конечно же не асфальтированные), большие стаи чаек и большие черные вороны с громадными клювами.

На повороте поймали вахтовку – автобус-КАМАЗ (автостоп, видимо здесь распространен, и если вам по дороге, то у водителей похоже, даже не возникает мысли взять с вас деньги). Расстояние от Курильска до Рейдово примерно 14 км и где-то через полчаса мы уже в поселке. На окраине остановились у небольшой речки, где мужчин сразу же охватил охотничий инстинкт: горбуша ломится вверх по течению – да… удочка здесь явно лишняя… Тогда мы еще не научились отличать самок от самцов и из четырех рыбин только одна была с икрой.

Дорога от Рейдово по Охотоморскому побережью достаточно приятная, вокруг цветут желтые лилии и шиповник, прекрасный песчаный пляж, свежий морской воздух, море… и никого! (фото 4,5,6)

Перекус сухофруктами и купание в море придали сил и мы прямо-таки добежали до Черных скал – там и встали на ночевку в 10-ти метрах от воды. (фото 7) Это была одна из самых романтических и теплых наших ночевок: прекрасная погода, фантастический закат (фото 8), большие черные камни кубической столбчатой структуры, выдающиеся мысом в море, костер, обалденный ужин из вареной свежей горбуши с икрой – просто рай!

19.08.05

Черные скалы – Белые скалы – р. Парусная, экскурсия на водопад – Ветровой прешеек – Тихоокеанское побережье.

На завтрак опять рыба. Вечером я была просто уверена, что объелась горбушей на всю жизнь, но с утра опять, приправив черным перцем, с удовольствием все ее навернули. С погодой нам очень везет – солнышко, тепло.

С утра обнаружили недалеко от палатки свежие следы медведя – приходил когда спали, наверное…

Выход около 10.00. идем по побережью по черному титано-магнетитовому песку, перемешанному с мелкими частицами пемзы; множество медвежьих и лисьих следов, а также следов от грузовых автомобилей.(фото 9).

До Белых скал дошли примерно за час, а вдоль них прошли всего 3 км. - поймали Урал, который ехал в Сентябрьскую. (фото 10,11,12) Он благополучно довез нас до р. Парусной – машина сэкономила где-то 9 км., потому решили немного расслабиться и устроить экскурсию.

Экскурсия прошла на ура: каменный грот, с растущими на нем ромашками, выносы застывшей лавы в море, по которым можно гулять хоть целый день, всевозможные водоросли любого калибра и… водопад! Это был первый водопад на нашем пути, конечно же в такую погоду грех не искупаться. (фото 13)

Рядом с водопадом – небольшое хозяйство, там мы встретили молодого человека, который живет в этом месте месяц. Выглядел он не очень, т.к. по его словам два дня назад приезжала милиция, побила его и всех его товарищей, товарищей забрали, т.к. документы у них были не в порядке, а его оставили. Он угостил нас свежей икрой с хлебом и показал дорогу к Ветровому перешейку.

Где-то через полчаса мы вышли на дорогу, пересекающую перешеек. Какой контраст погоды! Сразу чувствуется присутствие Тихого океана – облака несет нам навстречу, становится пасмурно.

На обед остановились в заброшенной военной части в домике, судя по всему посещаемого людьми.

Из-за пасмурной погоды кажется, что скоро наступит вечер и думаем о ночлеге. После военной части нам необходимо найти дорогу, огибающую мыс и гору Конакова, поскольку по описаниям на побережье непропуски, и по этой дороге реально было к вечеру дойти до воды. На поле было несколько развилок, нужную мы пропустили и вышли на тихоокеанское побережье к разрушенным домикам. В стенах без крыши одного из домов расположились на ночлег. Сухая ночевка, на ужин – заначка Олега: конская колбаса, коньяк и лимон.

20.08.05

Тихоокеанское побережье на Ветровом перешейке – мыс Конакова – р. Обрывистый.

С утра моросит мелкий дождик, рюкзаки собираем в палатке. Решаем не возвращаться на поле искать нужную дорогу, идем по побережью по заросшей травой автомобильной дороге, и конечно же она кончается. Похоже мы где-то на мысе Конакова, спускаемся к океану на песок и идем вдоль пемзовых скал (это те же самые Белые скалы, только с другой стороны острова). (фото 14) Недолго пришлось идти по песочку и любоваться волнами, мин. через 20 берег становится непроходим.

Обход мыса Конакова получился веселеньким. Карабкаемся вверх по высокой траве, под ногами камни всевозможных размеров, что несколько затрудняет передвижение; конечно же медвежьих троп нет – ну какой нормальный медведь полезет в такие заросли! Потом мы первый раз познакомились с “бамбуколазаньем”. С одной стороны, когда лезешь вверх очень удобно хвататься за жесткие крепкие стебли. Но частенько ноги скользят по стеблям, и ты падаешь, повисая на руках или, что самое неприятное, натыкаешься на старый сухой обломанный стебель и получаешь синяки на ногах (ах как они смотрятся на нежных женских ножках!) и дырки на штанах. Наконец добрались до места, похожего на перевал и сразу увидели океан; тут конечно появились медвежьи тропы – какие они все-таки умные животные! Последний участок спуска ехали на пятой точке по мокрой траве. Приехали мы к ручейку с молочно-белой водой. А пить-то как охота!

Но к сожалению это было не молоко – мельчайшие частички пемзы не поддавались никакой фильтрации. Съев перекус и запив его “молочной” водичкой мы успели пройти метров 100. По черному песку течет небольшой ручеек и парит – потрогали – тепленький! Как же приятно в дождливую погоду снять мокрые боты и попарить ножки! Туман, моросит, а мы балдеем, вскрикивая, что горячо, когда зарываем ноги поглубже в песок. (фото 15) После водных процедур продолжаем путь по каменным глыбам вдоль побережья, иногда даже приходится карабкаться, но камни, однако не скользкие. На обед картошка с мясом на пемзовой воде, а чай на дождевой, которую Андреи насобирали с камней.

м. Евгения обходим по медвежьим тропам, далее по пляжу до м. Канонерка. В р. Сухой воды нету, а в р. Хвойный почти пересох.

Целый день мы чувствовали себя ежиками в тумане и закончили свой путь на ручье Обрывистый, рыбы в котором было мало, но почему-то медвежьих следов очень много.

На этой ночевке нас покусали комары, надо сказать, что они здесь не пуганые. Т.е. просто прыгать или дрыгать конечностями бесполезно – у них лапки как будто клеем намазаны.

Вечером был прекрасный костер из плавуна и больших оранжевых пластиковых кухтылей.

Впечатления от побережья.

Побережье Тихого океана такое же захламленное как и Охотского моря. Правда, мусор тут более благородный, нежели на охотоморском в Корсакове – там прямо уж совсем помойка. Берег: черно-белый песок, водоросли разных калибров, различные части тел крабов, ракушки, хрупкие полые скорлупки морских ежей, плавник, канаты и веревки, японские пластиковые бутылки, лампочки, пластиковые и стеклянные кухтыли, ящики, старая одежда и обувь и много другого мусора. И все побережье, конечно же истоптано медведями и лисами. Я шла и мечтала найти бутылочку саке (которую, кстати, потом нашла) или пива, или какую-нить японскую штуковину на память.

21.08.05.

р. Обрывистый – мыс Пещерный – мыс Исойя – р. Черемшовый.

Утро. Солнышко. Какао…

Ура! Погода изменилась! Как же все таки преображается природа, когда выходит солнце…

Выход в 10.20 – довольно поздний. Шли по громадным камням, на которых множество маленьких улиток, жалко их конечно, но тут уж приходится выбирать: или ты или улитки.

По побережью выходим на мыс Пещерный. Издалека видна каменная арка на самом берегу, и мы идем к ней, сопровождаемые нерпами, высовывающими свои головы из воды. Как раз отлив, и по скользким камням, заросшим водорослями, добираемся до каменной арки. (фото 16)

Далее обходим мыс по медвежьим тропам каменных террас, постоянно спускаясь и поднимаясь, в руслах засохших ручьев. Здесь бамбук и трава по колено, потому по мишкиным тропам идти очень удобно. Обед недалеко от бухты Исойя, туман, но мыс иногда проглядывается. Готовим на дождевой воде, т.к. все ручьи, встречавшиеся у нас на пути пересохли, и 16-ти метровым водопадом, отмеченным на карте мы так и не полюбовались.

Подкрепившись, продолжаем продвигаться по побережью. Речка перед м. Исойя -следы медведей маленьких и больших. Мужчины, как истинные джентльмены переносят нас с Натальей на другую сторону, и обрадовавшись мы ринулись вперед. Через 2 минуты мы увидели хозяев многочисленных следов около реки. Медведица с двумя медвежатами, радостные, в тумане бежали нам на встречу метрах в 50-ти. Мы с Натальей достали фальшфейеры и побежали к мужчинам (чего конечно же не надо было делать), оглядываемся, а они все также и бегут в нашем направлении. Собравшись в кучку мы стали кричать и улюлюкать, тогда мишки, наконец нас заметили, встали на задние лапы, постояли несколько секунд и скрылись в тумане. Впечатлений была куча! Но про фотоаппараты никто даже и не вспомнил.

Загадочный мыс Исойя был практически всегда в тумане, показавшись нам полностью только один раз. Обойдя его, наткнулись на громадный булыган (лакколит), высотой примерно с пятиэтажку - очень интересна его столбчатая структура. (фото 17,18)

Весь оставшийся путь до стоянки шли в густом тумане по берегу, наслаждаясь настроением “сюр”, как назвала его Н.П. (фото 19) А мыс Катастроф и скалу Дырявую прошли, даже не заметив…

Стоянка рядом с р. Черемшовый на песке. Всю ночь шел дождь.

22.08.05

р. Черемшовый - р. Дуговой – р. Кислый.

Утро. Видно линию горизонта и дырявую скалу в океане, на которую вчера даже намека не было. Пока собирались и завтракали, зарядил дождик. Попытки переждать его ни к чему не привели; собирались и выходили под дождем.

Опять дорога по побережью, то по песку идем, то по каменюкам прыгаем. Проходим мимо водопада на ручье Дуговом (фото 20); следующий мыс обходим по каменной террасе по плато, примерно 1 км. Очень симпатичное плато: медвежья тропа пролегала через заросли бамбука, лиственниц и низкорослых кедров; багульник, росянка и желтые лилии, а также множество других мхов и растений нам не известных –как будто идешь по ботаническому саду.

Спустились с плато прямо к ручью Кислому. Надо сказать, что он оправдывает свое название – вода действительно кислая и, наверное поэтому в месте впадения ручья в океан вода необычного голубого цвета.

Начинаем подъем вверх по ручью – как же не охота мочить ноги! Метров через 100 Олег предлагает забраться наверх и мы через дебри срезаем большую петлю ручья по верху. Спускаемся вниз и достигаем развилки, выбираем левый ручей. Да, по речке идти весело – прыгаешь с камня на камень, перелезаешь через деревья, проваливаешься иногда в воду. В общем сверху дождь, снизу кислая вода – конечно мы все давно мокрые с ног до головы (фото 24). Далее попалась еще одна развилка, правый ручей каскадом стекает сверху, мы опять пошли по левому ручью. Дошли до крутостенного цирка со множеством водопадов, как в описании, но т.к. не совсем понятно было по какому водопаду надо забираться мы решили траверснуть склон. Начали подъем по левому склону, цепляясь за бамбуки. Да бамбук, растущий навстречу здесь был уже метра 2,5-3 в высоту и потому трудно описать маршрут по которому мы шли. В конце концов выбрались на границу бамбука и кедрового стланика, откуда открывался вид с справа на океан, слева - на вулкан Баранского, а между ними море бамбука и кедрача. Понятно, что по ручью двигаться намного легче, потому, решив, что водопады мы все таки обошли, решили спуститься вниз и найти ручей. Примерно через 15 минут спуска достигаем сухого русла ручья, продолжаем подъем. В ручье начала появляться вода и идти стало труднее. Впереди небольшой сухой водопад и вода опять куда-то пропадает. Решаем искать стоянку недалеко от последней лужицы; трудно вообще представить, что здесь ее можно найти. Все таки побегав минут 10 нашли более-менее ровное место в бамбуках; пришлось вырубить несколько деревьев, прежде чем поставить палатку. Все мокрые-премокрые насквозь по очереди переодеваемся в сухое в палатке (правда у некоторых промокли спальники, личные вещи и цифровик у Олега похоже загнулся). Сготовили в палатке и решили пораньше встать, т.к. по описаниям следующий день должен был быть трудным. Полночи шел дождь.

23.08.05

Дневка.

В 9 часов еле проснулись, пока готовили и ели было уже 10. Серьезно встал вопрос о сегодняшнем дальнейшем продвижении, поскольку надо было забраться на вулкан и слезть с него. Большинством голосов решено было отдохнуть. Полдня читали Чехова, часа в 3 кончился дождик, и выглянуло солнце. Мы повыползали из палатки и развесили все мокрые вещи на деревья и бамбуки. Легли пораньше с тем, чтобы встать завтра в 5.30. (Координаты стоянки: 1090 м; 45° 06' 01,9"; 148° 01' 03,2").

24.08.05

Р. Кислый, подъем на вулкан Баранского – спуск с вулкана р. Серная.

Проснулись отдохнувшие и с утра пораньше ринулись в бой с бамбуками и стлаником (сухой водопад обошли слева); как здорово, что он продолжался недолго! (фото 22). Вышли опять к сухому руслу и достигли полого-падающего каменистого ложа, по которому струилась кислая вода молочно-голубого цвета. Довольно приятная дорога по гладким камням, да еще погода не переставала радовать. Каменистое ложе постепенно становилось круто-падающим с небольшими водопадами и водоскатами. (фото 23) Поднимаемся то по правому, то по левому склону. По мере подъема вода становится молочно-розовой, белые камни заканчиваются, начинаются породы с желтыми и красными выходами. Достигаем снежника, поднимаемся по левому краю. По мере подъема вид на океан становится все живописнее. После второго снежника практически сразу начинаются небольшие слабо дымящие фумаролы, пытаясь глубоко не дышать продолжаем подниматься. Доходим до участка с горно-тундровой растительностью: мхи, лишайники, шикша, рододендроны, колокольчики и множество неизвестных мне растений чередуются с засохшим кедровым стлаником не выше колена. (фото 24)

И вот мы на водораздельном перевале вулкана Баранского! (время 14.00). Какие виды во все стороны! с одной Тихоокеанское побережье (фото 25), с другой - хребет И. Грозный. От радости мы наелись шикши и сбегали на пупырь, где заметили сложенный из камней тур; оставили там свою записку в футляре от фотопленки.

Такое сильное было солнце, что все наши мокрые вещи и палатка высохли за полчаса, пока мы резвились на вулкане. Примерно через час начали спуск по левой стороне. На спуске наткнулись на поляну голубики и движение было временно приостановлено.

Наконец достигаем фумарол, из 5-и с ревом вылетает горячий пар. Налюбовавшись на это чудо природы (фото 26, 27) и глубоко надышавшись серными парами, продолжаем спуск вниз по Серной речке. Конечно сначала мы обнаружили, как минимум 3 русла, выбрав среднее, решили, что они, наверное ниже соединяются. Спуск был веселый, однако. Ручей шириной в 1 – 1,5 метра, со всех сторон заросли березы и ольхи – приходится продираться сквозь них, перепрыгивая с камня на камень. У меня произошла авария – от ботинка отвалилась подошва, и он практически сразу же промок. Кое как приматывая подошву то веревкой, то скотчем пытаюсь не отставать. Где-то посередине спуска мы забрались в бамбуки и потеряли русло, но продолжали спускаться. Да это был всем бамбукам бамбук – в высоту 3 метра и такой густой! Шли вниз периодически натыкаясь на сухие русла ручьев, которые быстро заканчивались. Окончательно вымотавшись и поняв, что через полчаса станет темно Олег и Андрей Сотников залезли на дерево и разглядели что-то коричневое около ближайшей пихты. Этим коричневым оказалась дорога, а рядом в 20-ти метрах ручей, который мы потеряли. Радости не было предела! Палатку ставили уже практически в темноте на небольшом поле с ржавыми металлическими установками и цилиндрическими баками.

Картошка с мясом на ужин пришлась очень кстати после долгого перехода.

25.08.05

Дневка. р. Кипящая.

Вот наконец-то мы рядом со знаменитой речкой Кипящей (фото 28, 29). Сегодня решили устроить банный день и побалдеть в горячей воде. От нашей стоянки до реки примерно полкилометра по дороге.

Пройдя мимо “Изумрудного ока”(фото 30) и вдоволь налюбовавшись игрой красок, нашли небольшие ванночки, где горячая вода уже смешалась с холодной. Вода кислая и при попадании в глаза и в ранки – щиплет. Там же нашли глину голубого цвета и с Наташкой сделали косметические маски, общем отмокли мы по полной программе. (фото 31,32,33) Потом постирав вещи, развесили их по палатке и по деревьям. Кстати, на то чтобы постирать вещи в кислой воде у меня ушло полкуска мыла.

После обеда у нас посещение горячего водопада ниже по течению речки.

Автомобильная дорога приводит к месту, куда приезжают местные жители из Курильска. Река в этом месте шириной метров 10, вода кажется неестественно зеленого цвета из-за термофильных водорослей. Сегодня погода хорошая и на речке куча толстых дяденек, они прикалываются над нами с Наташкой, потому что мы никак не можем нормально войти в речку – вода кажется очень горячей. До водопада идем вниз по речке метров 30. Да, купание под мощными горячими струями впечатляет, жаль только купаться приходится с закрытыми глазами. Напарились так, что аж в глазах темнело. (фото 34)

Придя к палатке я обнаружила, что мои высохшие штаны зеленого цвета уже не зеленые, а розовые – интересная химическая реакция. Наверное, лучше вообще там ничего не стирать, т.к. от воды из Кипящей речки вещи садятся, меняют цвет и пахнут серой.

Вечер прошел спокойно, кто много парился, тот быстрее всех и заснул.

P.S. Огромное спасибо Олегу за зашитые ботинки.

26.08.05.

р. Кипящая – г.Курильск – Осенний перешеек - бухта Осенняя.

Ранний подъем. В 7 утра обещалась быть вахтовка до Курильска. Прошли место, где по идее должны были выгружаться рабочие – все тихо и спокойно – никакого намека на транспорт. Что ж, пошли пешком в направлении Курильска.

Машину мы встретили в 9.20, водитель обещал через час на обратном пути нас забрать.

В Курильске мы прибыли примерно к 11 утра, там нас ждали новости: 1. поймали сбежавших преступников; 2. на завтра объявлено штормовое предупреждение – тайфун. Мы обосновались опять около редакции газеты “Красный маяк”. Наташа с Андреем пошли звонить в Нижний, Андрей Сотников – разговаривать с вулканологом Андреем Кораблевым на счет маршрута на вулк. Атсонупури. Пока стояли около редакции к нам подходили разные люди, интересовались – не иностранцы ли мы J ; встретили и земляков.

Когда собрались вместе, занялись раскладкой продуктов – взяли на 10 дней; в редакции опять оставили лишние вещи до 7 августа.

Андреи нашли микроавтобус, который через полчаса вез нас по дороге в направлении Буревестника. (выезд из Курильска в 16.30).

Водитель – Юра – турист, рассказывал нам как здорово ходить по Итурупу, особенно зимой на лыжах – бамбук весь под снегом. Ехали примерно 1,5 часа, последний участок дороги назывался по-местному “стратегичка”, по краям дороги стояли заброшенные танки, смотрящие пушками в разные стороны.

Выгрузились на Осеннем перешейке, надо сказать название оправдывает себя.

Погодка здесь однако… туманище, ветер, вся дорога длиной 8 км раздолбана Уралами и вездеходами и прочими транспортными средствами. Правда через 8 км, как нам и обещал Юра, погода наладилась. Однако дорогу на р.Белую (где по плану хотели заночевать) мы похоже пролетели и вышли в бухту Осенюю к рыбозаводу. Там мы встретили ненормальных подростков на крутом джипе – они разъезжали по дороге в надежде встретить медведя и сфотографировать его. Они нам поведали, что надвигающийся тайфун относит в сторону.

На ночевку встали за бухтой на берегу моря. Всю ночь шел дождь.

27.08.2005

Дневка.

С утра – дождь. Все таки будет тайфун или нет? Единственное радует – ветер не с моря, а с океана – мы загорожены от него берегом.

Весь день валялись в палатке (прямо не поход, а матрас какой-то). Вечером бродили с Наташкой по берегу и собирали всякие морские сувениры, в этот день мы запали на палочки и веточки.

Вечером развели большой костер, пели песни, Наташа читала стихи –у всех было лирическое настроение.

28.08.2005 – 31.08.2005 Дорога до вулкана Атсонупури

28.08.2005

Бухта Осенняя – р. Белая – р. Сторжевая – р. Горная – безымянный водопад.

Подъем в 6 утра. Холодно и хмуро, выход около 8 – начался дождик.

До р. Белой идем вверх-вниз по медвежьим тропам. На речке во всю кипит работа – заготовка рыбы. Нас пригласили в рыбацкий домик на чай; первый раз в жизни мы ели плавленый сыр из консервных банок. Пришел бригадир, посочувствовал почему-то нам, когда узнал, что мы идем к Атсонупури, предложил пару дней поработать на рыбном промысле, но мы отказались. Тогда он подбросил нас на моторке до соседнего промысла в бухту на р. Сторожевой. Так нам довелось хоть не надолго, увидеть остров с воды.

От бухты Сторожевой – опять по медвежьим тропам вверх-вниз. Вышли на побережье – отлив – решили идти вдоль скал по морскому дну.

Да… как в сказке! Под ногами водоросли разных калибров, ракушки, моллюски, морские звезды (фото 35,36). Береговая линия сильно изрезана и мы передвигаемся от грота к гроту, наслаждаясь водопадами, падающими прямо в море. Ноги конечно насквозь мокрые; иногда идем по колено в воде; но как же здорово хоть одним глазком посмотреть на подводное царство!

Дошли до первого непропуска, что-то по шейку не охота лезть. Возвращаемся на 500 метров назад и поднимаемся по тропе наверх. Пройдя по каменной террасе, спускаемся к р. Горной. Рыба идет! Мужчин наших охватил охотничий инстинкт – похоже, рыбный день нам сегодня обеспечен. (фото 37) Еле оторвав их от столь увлекательного занятия, встали на обед. Свежеесоленая икра, два котла вареной рыбы со специями – и все валяются на камнях от такого пищевого натиска. Погода наладилась, солнышко светит вовсю – сушим мокрые ботинки. Впереди непропуск – обходим его по веревке, на той стороне - рыбацкий домик. Место интересное – каменная арка, запечатленная на многих фотографиях про Итуруп, мы конечно тоже оторвались на фото. (фото 38,39)

Остаток дня шли по каменным террасам вверх-вниз. По дороге искупались в водопаде.

Не доходя до р.Жемчужная встали на ночевку около водопада, в который Наташа Планкина просто влюбилась и потратила на него целую пленку. (фото 40, 41) Шикарный вечер: тепло, закат, рядом шумит водопад… (фото 42,43) Мы с Наташкой искупались в ванночках на неровном каменистом дне, разглядывали водоросли и ракушки. Костер и рыба, запеченная в лопухах – прекрасное завершение дня.

29.08.2005

Безымянный водопад – р. Жемчужная – р. Черная

Подъем в 6.30. Выход планируем пораньше, пока отлив и можно передвигаться по низу. Река Жемчужная, тут опять рыба, но ловить ее желания уже не возникает. По побережью прошли сквозь двойную арку (здесь тоже домик есть, кстати), замочили ноги, идем местами по колено. Через 1,5 часа – непропуск; участок небольшой, метра 3, но плыть не захотелось. Потому поворачиваем обратно к Жемчужной, там забрались наверх (фото 44) и продолжали движение по медвежьей тропе, которая шла по самому краю террасы, местами была очень скользкой.

Далее шел такой непропуск! Его и обходить-то не понятно как; с рюкзаками плавать неудобно, а по верху – волосы дыбом встают – как же там пройти-то можно?! После прохождения этого непропуска медведей мы просто полюбили! Да… тропа конечно интересная, хоть она и шла прямо по краю обрыва, была скользкой, проходила то по ольховым, то по бамбуковым дебрям, но без нее совсем не пройти…

Спуск тоже веселый, иногда очень круто – дорога (?) местами провешена морскими канатами. В конце концов, из дебрей выползли на галечный пляж и шли до вечера по побережью.

Пройдя несколько водопадов, обошли мыс и встали на ночевку на крупной гальке. Сотников Андрей решил этой ночью устроить отдых по полной программе: он натаскал досок и поставил на них палатку. А мы с Наташкой расслабились и мазали наши синяки всякими мазями и делали массаж.

К Атсонупури мы приближаемся очень медленно. Вроде бы вот он (вулкан) – рядом, а сегодня после всех этих спусков и подъемов поняли, что нам еще пинать и пинать. Опять вечером закат и печеная рыба, малосольная икра.

30.08.05

Подъем в 7.30. Наш путь лежит опять по большим булыганам, через рыбные речки. На одной из них встречаем объевшегося орлана, он еле взлетел, только когда мы подошли к нему на расстояние 2 метра (фото 45). Далее пошли речки, на берегах которых было много поеденной рыбы – мишки порезвились. Оказывается, что в этой части острова из-за того, что речки мелкие – сюда ходят за рыбой молодые медведи и медведицы с медвежатами, а матерые мишки обитают за Атсонупури – там реки мощнее и много рыбы.

К обеду доходим до лав Стокапа. Обедаем на большом черном теплом куске лавы на побережье. Солнышко печет во всю, потому с наслаждением залезаем в прохладную воду Охотского моря.

Продолжаем движение по лавовым потокам причудливой формы; только присутствие моря говорило нам, что мы не на другой планете… Прямо целые города из черно-серой лавы, маленьких озер и лужиц зеленого цвета! (фото 46, 47)

Когда обогнули мыс и увидели, сколько такие города еще будут продолжаться, наш фотографический пыл слегка остыл.

Весь оставшийся день идем по лавовым потокам. По дороге встречаем вулканолога Андрея Кораблева на моторке, он плывет из Курильска в Одесский залив – самое прекрасное место на Земле – между двух вулканов. Он пообещал нам часа через 3, что встретим рыбацкий домик.

Домик шикарный! Тут есть даже сковорода – потому не избежать на ужин жареной рыбы, спирта, икры и галет! (фото 49) Еще здесь много шиповника, компот из него – просто кайф! (домик: 44° 52' 49,2"; 147° 18' 14,8").

Наташа Планкина, отчаявшись, что у нее нету сменной обуви, нашла здесь сланцы: одну розовую резиновую, другую зеленую лохматую, но с собой почему-то их не взяла…(фото 48).

31.08.2005

Подъем в 7 утра. С утра доедаем третью, зажаренную с вечера рыбину…

Наташа Планкина не выспалась сегодня, ее закусали комары – наверное зря она намазалась антикомариными средствами – судя по всему комары тут наркоманы.

Всю дорогу этого дня можно охарактеризовать фразой: камни, трава, трава, камни, трава, камни, камни, камни… после прохождения нескольких мысов нам наконец-то открылся Одесский залив. Наконец-то красавец-вулкан был рядом (фото 50).

Ноги у нас с Наташкой были вообще никакие, так нас достало перепрыгивание с камня на камень. Первыми, кого мы встретили, были охотовед Андрей и помощник Андрея Кораблева – Валера. Они раскидывали камни в реке, чтобы рыбе было свободнее идти вверх. Потом Андрей К. встретил нас и проводил к домику, где мы и поставили палатку.

Вечером ужин, совместное распитие спиртных напитков и интересные рассказы Андрея Кораблева и охотоведа Андрея про вулканы, остров, медведей.

01.09.2005 Экскурсия на оз. Лесозаводское

Сегодня первый день осени, все дети идут в школу, а мы на экскурсию на озеро Лесозаводское.

Оказывается озеро еще и не так легко найти. Вот примерная дорога до него:

От домика полчаса по дороге до белого бетонного столба, поворачиваем по тропе налево, видим оранжевый кухтыль около леса. После кухтыля по тропе пихтового леса примерно 10 минут, далее берем азимут 205 градусов и примерно через 1,5 часа мы на озере – так объяснил нам дорогу Андрей. Без GPS мы не обошлись, конечно J .

Лес интересный очень, необычный – толстые высокие пихты с гладкими стволами, березы сплошь увитые лианами – гортензиями (некоторые еще цвели) и актинидиями (дикие киви); мягкая зеленая травка как на газонах, поваленные деревья полностью заросшие мхом – в общем совсем не наш лес…(фото 51,52)

Озеро Лесозаводское правильной формы, мелкое; все берега заросли травой и ольхой. Вышли мы с северной части озера (44° 47' 01,4"; 147° 13' 48,7").

Погодка классная, солнышко, ветерок разгоняет комаров. Все располагает к банному дню. Вода градусов 18, дно местами теплее воды; много мальков, которые щипают ноги.

Такие чистенькие сидим на берегу, лакомимся сухофруктами, вдруг бамбук захрустел – кто-то видимо заинтересовался нашей веселой болтовней. Минут через 5 в десяти метрах объявился мишка. Мы даже испугаться не успели, покричали правда на него и похлопали в ладоши, но у него был такой вид равнодушный (типа “чей-то вы здесь делаете?”) посмотрел он на нас и ушел… Наташа после этого перестала совсем медведей бояться.

Остаток дня балдели, ели икру, уху и жареную рыбу. В общем не поход, а сплошной гастрономический экстаз.

02.09.2005

Попытка зайти на Атсонупури.

В этот день я поняла, что остров не терпит спешки.

03.09.2005

Экскурсия к подножию Атсонупури.

Сегодня прогулка к подножию моего любимого вулкана – какой же он красивый!

В компании с Н.П. и Олегом мы прогулялись по лавовым потокам, посмотрели птичьи базары, спускались в грот с выходом в море, полюбовались видами на Стокап, объелись шикши – прогулка удалась. (фото 53,54).

От поворота по пляжу мы с Наташей шли вдвоем. Шли и оглядывались, картина заката менялась каждую минуту – фантастика! Впереди в лучах заходящего солнца Стокап с шапочкой облака на вершине, сзади красавец-Атсонупури – темный в лучах заходящего солнца, да… ощущение чего-то грандиозного вокруг…(фото 55). Наташа исщелкала целую пленку, и дала мне одну взаймы пока шли до лагеря. Пришли уже в темноте.

Сегодня с икрой и рыбой разбирался Валера – профи по рыбе. Мы смотрели как он разделывает рыбу и солит икру как загипнотизированные. Я думала, что икрой уже объелась, но попробовав икры от профессионала, понимаешь, что вкуснее ты никогда не ел и навряд ли когда-нибудь попробуешь.

04.09.2005

Одесский залив – Таежное – погранзастава – р. Тихая – р. Голубая

Сегодня собираемся в обратный путь, до 7-го сентября нам надо быть в Курильске, т.к. 8-го по расписанию должен быть пароход из Китового.

Утро было чудесное, солнышко, оба вулкана как на ладони, на море белые барашки (фото 56). Мы с Н.П. пошли на берег посмотреть скелет касатки, в ее черепе не хватало зубов, оказывается это Андреи надергали зубиков и потащат их с собой домой – жуть какая!

Долго прощаемся с Андреем и Валерой, рассказываем истории, просто болтаем… и фото на память(фото 57). За три дня мы так прижились на этом месте, уходить ужас как не хочется… так и пожили бы недельку-другую в Одесском заливе.

До Таежного дошли за 50 мин, там встретили мужика – он попугал нас медведями и тоже предупредил нас, что от р. Тихой 11 км будет ужасная дорога. Мы морально готовимся.

До погранзаставы на 5 км; там нас немного пожурили, за то что мы раньше не пришли отметиться к ним, а потом угостили 3-х литровой банкой парного молока. На наш вопрос: “поедет ли кто в ближайшее время в Буревестник?”, получаем неопределенный ответ. У нас проверяют пропуск, паспорта, переписывают данные и дают команду: “вольно”.

Идем вдоль залива Доброе начало, виден Камень Лев.

Около р. Тихой мы примерно через час, переходим ее вброд. И тут начинается действие свежего молока… Кое-кого пришлось отпаивать таблетками.

Да… дорожка веселенькая, вся раздолбана вездеходами, сплошные лужи, обходить иногда приходится по узкой полоске земли или грязи: с одной стороны лужа, с другой – болото. (фото 58)

5 км. до р. Голубой дались нам за 3,5 часа. Около реки и заночевали, прямо на дороге (собственно больше негде было).

05.09.2005

р. Голубая –п/з на м. Йодный– м. Два брата – дорога на Буревестник

Хорошо, что мы проснулись раньше, чем услышали вездеход…

Побыстрее запихав вещи в рюкзаки, мы запрыгнули наверх жуткой железяки с гусеницами и начался аттракцион “Курильские горки”. Да, было иногда ощущение, что он вот-вот перевернется. Один раз водитель даже вылез посмотреть – все ли на месте – но мы держались крепко, потому как не хотелось очень идти пешком по этой “плохой” (уж не знаю как еще назвать) лесной дороге.

Наконец выехали на Тихоокеанское побережье – красотища, туман…

Опять погранзастава, проверка пропуска, паспортов. Стрельнули у пограничников чаю и соли, а потом еще молока и хлеба. Видимо мы ели с таким аппетитом, что один пограничник расчувствовался и предложил подвезти нас до мыса Два брата на джипе. Крутой джип, однако – праворульный, старинный японский. (фото 59)

Выглянуло солнышко, что для Тихоокеанского побережья большая редкость, а мы с Н.П. бегали по застывшей лаве и по зеркальной поверхности черного песка, на который накатывали волны и собирали ракушки. (фото 60, 61)

Весь оставшийся день шли то по дороге, то по берегу. (фото 62 - 65) На ночлег встали у одной из многочисленных речек. С одной стороны хребет Богатырь – как на ладони (фото 66), с другой – шумит океан…(фото 67)

Под конец путешествия все какие-то голодные стали, мысли и разговоры лишь о том как побыстрее съесть всю еду (в первую очередь перекусы, конечно).

06.09.2005

Дорога до Буревестника

Военный вездеход со стороны Буревестника застал нас за завтраком, жаль конечно, что не по пути нам с ним. Дяденька рассказал про серпантинную дорогу наверх (до м. Отливной) и сказал, боится по ней ездить – там даже гусеничные вездеходы переворачиваются, посоветовал нам обойти ее по берегу.

Дорога по побережью ознаменовалась старинной японской дамбой (фото 68) и местами, просто завалами морской капусты.

Обед на р. Грунтовой. Пока обедали – подъехал КАМАЗ, молодые люди (как потом оказалось из Буревестника) приехали на рыбалку. Не успев допить чай мы запрыгнули в кузов и доехали до следующей речки, в которой была форель – горбуша им надоела видите ли. Молодой человек ловил рыбу на морскую блоху (мы их называли бешеные креветки) на счет три или четыре. За полчаса он наловил целый пакет и сказал, что ему в часть не охота так рано возвращаться, по сему решили попить чайку.

На середине пути машина вдруг останавливается и гремит выстрел – молодой человек убил баклана. Бросил нам его в кузов со словами – “вкусный, как курица!.”

Ребята довезли нас до аэродрома Буревестник.

После развилки дорог на мосту через р. Хвойная попробовали ловить машину, но похоже все глухо. Встретили Андрея (фотограф из Новосибирска), с которым познакомились в Курильске, он предложил нам ночлег на съемной офицерской квартире в соседнем поселке Горный.

Приехали в Горный (хотя могли бы и дойти – 4 км)… Жуткое впечатление от городка: много домов – просто пустые коробки, на них сидят и каркают черные вороны. Тут же жилые дома, которые издалека можно опознать по наличию спутниковых тарелок на крыше. Много в городке детей, они бегают, катаются на велосипедах, поют песенки и лазят по развалинам бывшего клуба. Полно кошек с маленькими хвостиками – бобтэлы то бишь.орога здесь надо сказать ничуть не скучнее, чем в лесу от р. - наши рыбалку половить форели, горбуша им надоела. или грязи: с

Наконец мы оторвались на пельменях и пиве и даже с Наташей приняли душ!

07.09.2005

Буревестник – Курильск.

Первая машина для нас оказалась неудачной – сломались тормоза. Опять мы около моста, голосуем… но сегодня все военные едут на учения в Осеннюю, нам не совсем по дороге. В конце концов тормознули БТР и он покатил нас по зеркальному пляжу залива Касатка – где мне так хотелось побывать! Высадил нас на повороте на Горячие ключи. Через 1,5 км тормознули КАМАЗ, груженый камнями; потом был джип с надписью Кэмэл трофи, а до Курильска нас довез КАМАЗ, груженый мягкой мебелью.

В Крильске пришли в редакцию и тут нас ждали не радостные новости. В Японии сейчас тайфун “бабочка”, объявлено штормовое предупреждение, все суда стоят в Корсакове и судя по всему не собираются в нашу сторону. Так… билеты из Ю.Сахалинска у нас на 11-е…

Ночуем в холле редакции.

08.09.2005

Тайфун.

Гуляем по городу, ветер теплый, даже как-то и не верится, что это тайфун. Речка Курилка разлилась, вода в ней стала коричневая, чаек ветер уносит вглубь острова от берега, они борются, правда не всегда удачно… по берегу ходила чайка со сломанным крылом… мне было не понятно, почему они летают в воздухе и борются с ветром – сидели бы себе на берегу и пережидали…

Приходил Юра (который вез нас до поворота на Осеннюю), принес всем по трехлитровой банке икры, по 400 руб. за кг.

Андреи ездили в Китовый, в надежде, что будет какое-нибудь судно на Курильск, из альтернатив коммерческое судно “Гипарис” билет на который стоит 5000 руб. и баржа “Мирэ”, которая идет до Ю.Сахалинска 30 часов. Но все это - “может быть…”, потому весь день прошел в ожидании и неизвестности.

09.09.2005

Солнечное утро предвещало нам надежду на самолет. Авиакассы в соседнем здании школы искусств. В 11 часов купили билеты и через полчаса уже ехали в вахтовке до Буревестника. Напоследок опять прокатились по зеркальному пляжу.

Желающих улететь сегодня в Курильск было много, еще с рейса от 7-го числа. Мы были в конце очереди и как-то забыли, что самолет не резиновый. В конце концов все улетели, одни мы остались… Такого облома мы конечно не ожидали – с билетами и не попасть на самолет! А летают они не каждый день, однако…

В 16.00 стало известно, что будет второй борт – ничего здесь не бывает точно по расписанию. Нам уже не верилось, что попадем в Ю.Сахалинск к 11-му августа.

Пролетаем над бухтой Осенней и над пляжем, с которого второе кольцо начинали – красота! Чувства конечно противоречивые: радость, что мы все таки выбрались и грусть, что улетаем и может быть навсегда…

В сумерках подлетаем к Сахалину, на море множество кораблей: темно-синее полотно с бело-желтыми огоньками.

Поселились в гостинице напротив аэропорта (260 руб. с чела).

10.09.2005

День варенья у Олега. Гуляем по городу, покупаем книжки, едим мороженое. День рождения отмечаем в местном кафе, не поймали краба на маршруте, так хоть в кафе попробовать. Вечером посетили местный живописный парк с детской железной дорогой; гуляли допоздна и уехали из города на такси.

11.09.2005

День города Южно-Сахалинска. Но почему-то именно в этот день понадобилось ремонтировать взлетную полосу (она единственная там, кстати). В связи с этим все райсы задерживаются.

Должны были вылетать в 9 утра, а получилось в 2 ночи…

О еде.

Чтобы не было перегруза рюкзаков в самолете, половину продуктов закупали в Нижнем и Москве, остальную часть в Корсакове. Мы думали, что продукты на Сахалине будут очень дорогими, но оказалось, что примерно раза в 1,5, а цены на некоторые сопоставимы с московскими. Завтраки в основном были Гала-Гала овсянка, гречка, пшеничная и растворимая картошка; обеды были половина перекусы (сухофрукты, козинаки, шоколад, сало), половина пакетные супы (покупали в Корсакове новосибирского производства, очень неплохие); на ужин каша с мясом. Мясо 1/3 покупали Гала-Гала, остальное делали сами (вареное мясо пропускается через мясорубку, раскладывается тонким слоем и сушиться на листах в духовке при самой низкой температуре в течении 1,5 часов), получилось неплохо, особенно с картошкой; еще брали топленое сало со шкварками (0,8 кг) для добавления в кашу. Брали много специй и соли (300 гр.) – все пригодилось, соли даже немного не хватило, ну спирт конечно и каждый какую-нибудь заначку вкусную. По весу получилось примерно по 5 кг на человека на каждое кольцо. Конечно рыбы и икры мы наелись… Можно порекомендовать взять растительное масло для жарки рыбы (все разнообразие между вареной и запеченной), мы не брали и жарили ее на сале.

Еще некоторые заметки…

Можно все таки попытаться забронировать билеты до Итурупа на самолет в кассе САТ (Сахалинские авиатрассы), броня открывается за 3 месяца до вылета, расписание можно найти здесь: http://www.satairlines.ru/timetable.php, но как всегда там красуется надпись: Расписание рекламное - возможны изменения!

В Южно-Сахалинске заходили в авиаагентство, где оказалось, что билеты до Москвы на начало-середину сентября всегда есть, предложили нам билет на завтра за 5100 руб. на Домодедовские авиалинии. Посему получается, что не обязательно брать билеты в оба конца, что бы не напрягаться (в основном психологически конечно) с обратной дорогой с острова.

Карты (двухкилометровки) можно приобрести в книжном магазине в виде двух атласов Сахалинской области: соответственно Сахалина и Курил (примерно 80 руб.), правда, они на двух языках и качество оставляет желать лучшего. У нас были карты на больших листах, купленные на Камчатке в 2002 году.

В планировании маршрута мы использовали: www.sakhalin.ru/Rover/TEXTS/travel5.htm - Краткое техническое описание пешеходного похода по острову Итуруп V к.сл. в июле-августе 1997 г. (руководитель Серый С.П.)

Впечатления: Конечно, поход у нас получился прогулочный, т.к. путь наш был в основном по побережью; и увидели мы 1/200 часть, как нам сказали, всех красот острова, а может и того меньше. Но впечатлений все равно хватило с избытком.

Основные статьи расходов (на человека):

Самолет Москва - Ю.Сахалинск - Москва 11 700 (Авиакомпания “Владавиа”)

Теплоход И. Фархутдинов – 2600

Самолет Буревестник – Ю.Сахалинск 3600;

Курильск – поворот на бухту Осенняя (стратегичка) – 500

Ссылки:

Справка о районе: http://rover.h1.ru/texst/Itur_s.htm - Краткая характеристика острова Итуруп

А.К. Клитин

Еще ссылки:

http://www.sakhalin.ru/Rover/TEXTS/instr.html - Краткая инструкция по прохождению маршрутов на островах Южной Курильской гряды. Автор: Д.С.Потапьев