Испания / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

50 дней на велосипеде: европейские каникулы. Часть 1. Андалусия

6 - 31 июля 2015 г.
«Осторожно, велосипедисты!»: как живется велосипедистам в Андалусии

Велосипедистов в Андалусии много. Каждый день мы встречали, как минимум, одного человека на велосипеде. В больших городах их были десятки. Велосипедисты делились на «гуляющих» (тех, кто катался по городу или ездил по магазинам и т.д.), «спортсменов» (тех, кто пытался преодолеть на велосипеде максимальное расстояние за минимальное время) и «путешественников» (тех, кто путешествовал по новым местам).

В Андалусии очень много «спортсменов». Они одеты в специальную велосипедную форму, в шлемах, на «шоссейниках» и без рюкзаков. Часто ездят группами. Среди них попадаются как испанцы, так и жители других стран. Например, женщина, работающая на заправке где-то между Толедо и Кордобой, предположила, что мы немцы или французы. При езде такие люди смотрят строго перед собой и, кажется, никогда не останавливаются. «Гуляющие» встречаются только в городах. Они используют велосипед как альтернативное средство передвижения: ездят на нем в магазин или осматривают достопримечательности. Единственными «путешественниками» на всем маршруте были мы. Глядя на нас, «спортсмены» улыбались и спрашивали, как нам нравится погода (mucho calor!).

Меня сильно удивили три вещи. Во-первых, велосипед в Андалусии оказался преимущественно мужским видом спорта. За все время мы встретили меньше десятка женщин-велосипедисток. Они ехали на «городских» велосипедах, часто с корзинкой на руле. Среди «спортсменов» женщин не было вообще.

Во-вторых, выяснилось, что велосипед – это средство передвижения для взрослых. Возраст велосипедистов колебался от 20-25 и выше. Иногда попадались люди совсем седые, еще реже – подростки. А вот детей младше 14-15 мы не заметили.

И, в-третьих, меня потрясло, как хорошо относятся к велосипедистам. На дорогах периодически встречаются плакаты: «Осторожно, велосипедисты!». Если какой-то участок шоссе закрыт для велосипедов, рядом есть окольная дорога, по которой велосипед может проехать. В крупных городах – Мадриде, Толедо, Кордобе, Севилье,  Малаге и Гранаде для велосипедистов сделаны дорожки. Правда выглядят они комично. Неожиданно начинаются и так же неожиданно заканчиваются. В старой части города они нарисованы на проезжей части и мешают машинам. В новой части они занимают тротуар, и мешают пешеходам.

259.Севилья-Малага153.Кордоба-Севилья154.Кордоба-Севилья

Несмотря на это, и водители, и пешеходы прекрасно уживаются с велосипедами. Как правило, видя велосипедиста, водители притормаживают и осторожно объезжают его. Если это невозможно, например, дорога узкая, на ней нет обочин, или велосипедист едет посреди дороги, водители сбрасывают скорость и едут за велосипедом до тех пор, пока не появится возможность его обогнать. Это происходит на любых дорогах: от городских улиц до горных серпантинов. Так делают все: от маленьких легковых машин до многотонных грузовиков. Никаких раздраженных гудков, никаких попыток прижать к обочине.

Видимо, благодаря этому, велосипедисты чувствуют себя на дорогах совершенно свободно. Например, подъезжая к Малаге, мы наблюдали, как посередине дороги медленно ехал взбирающийся в горку велосипедист-«спортсмен», а за ним так же медленно следовали легковые машины. Причем чем дальше, тем длиннее становился «хвост». В городах периодически встречались велосипедисты, обгонявшие машины по встречной полосе. Правда подобные эксцессы происходили редко. Большинство велосипедистов вело себя вполне прилично: пешеходов на сбивали, машины с дороги не сталкивали.

Наверное тут сказывается большой опыт езды. Когда на узкой улочке Гранады по булыжной мостовой мимо нас промчался велосипедист, мне стало не по себе. Но гонщик никого не задел и никуда не врезался. Это мастерство. Я бы так не смогла. Вобщем, спасибо тебе, Андалусия!

Лирический постскриптум. Ночь. Я сижу за компьютером на 13 этаже московской многоэтажки. За окном третью неделю серое небо. Асфальт то покрывается лужами, то замерзает ледяной коркой. В Москве февраль. Я открываю фотографии. На них синее небо, оливковые рощи и небольшой город, затерянный в горах. Мне кажется, что я по-прежнему там. И мне становится лучше.