Первый в моей жизни опыт заграничной автомобильной поездки прямо из дома! Норвегия - ОЧЕНЬ!!! Очень красиво! Неожиданно очень многолюдно (города, городки, поселки повсеместно). Очень сложные дороги, узкие, в серпантинах, много тоннелей. Очень высокие цены (ожидаемо, были готовы). Финляндия. Трасса Хельсинки-Турку СУПЕР! Швеция. Уютно, мило. Но на нашей части маршрута пейзажи равнинно-холмисто-лесистые, российские (центральной части России). Стокгольм понравился, старый город особенно! Эстония. Хорошо. Латвия. Ужасные дороги. Очень запущенно все. Как-то не радостно.
Нитка маршрута
Москва - Таллин - Хельсинки - Турку - Стокгольм - Осло - Берген - Тронхейм и обратно через Ригу :)
 
Путешествие в Норвегию, Grand Voyage, или "Кажется, что-то пошло не так"

История, в которой опыт формируют не только позитивные события

Вступление как анонс

Прежде, чем начать повествование, вставляю копию заметки, написанной на следующий день после возвращения.

2014.06.01 Пока коротко общее впечатление.

Норвегия - ОЧЕНЬ!!!

Очень красиво!

Неожиданно очень многолюдно (города, городки, поселки повсеместно).

Очень сложные дороги, узкие, в серпантинах, много тоннелей.

Очень высокие цены (ожидаемо, были готовы).

Финляндия. Трасса Хельсинки-Турку СУПЕР!

Швеция. Уютно, мило. Но на нашей части маршрута пейзажи равнинно-холмисто-лесистые, российские (центральной части России). Стокгольм понравился, старый город особенно!

Эстония. Хорошо.

Латвия. Ужасные дороги. Очень запущенно все. Как-то не радостно.

Теперь само путешествие.

На текущий момент вижу такой план рассказа.

* Идея маршрута и подготовка

* Погода

* Стартовые затраты

* Погранпереход

* Гостиницы. Кемпинги

* Эстония - Финляндия – Швеция

* Паром. Дурацкая история

* Дороги в Норвегии

* Дорога #45

* Kjeragbolten

* Люсе-фьорд

* Кафедра проповедника

* Берген

* Досрочный финиш

* Дорога домой

* Резюмеотом, вероятно, повествование внесет свои коррективы. Но. Лиха беда начало. 

Идея маршрута и подготовка

Идея поехать в Норвегию на машине возникла прошлым летом. Практически сразу после автопробега по Исландии. Весенний недельный отдых с авто в Испании утвердил в правильности намерений. Есть безусловные плюсы в мобильности и свободном маршруте, не привязанном к датам бронирования отелей.
Для нас это и первый выезд за границу на машине. Раньше исключительно самолетами добирались.
Почему Норвегия? Виделось так. Дикая природа в шаговой доступности от дороги. Фьорды. Водопады. Рыбалка. К тому же реальная доступность по расстоянию. Тысяча километров до парома. Балтика. И еще пятьсот от Стокгольма до Осло. Итого 1500 километров - и вот уже и старт собственно путешествия. Запланированная общая длительность 20 дней, плюс - минус два. Суммарное расстояние 6500 километров.

Время поездки и метеоусловия

Время поездки - конец апреля - первая половина мая. Реально же выехали почти на три недели позже, 17 мая. Почему именно май? Вроде бы холодновато еще в тех краях. Дело в туманах, которыми Норвегия "славится". Где-то в сети прочитал, что май по статистике самый солнечный месяц в году. Так ли это на самом деле, судить не берусь. Но туманов не застали. Были солнце, дождь, облачно и пасмурно. Но туманов не было! Ночами было прохладно. До плюс девяти. Днем до 25 тепла в отдельные дни, чаще около 22оС. На перевалах температура ощутимо падала. Рекорд +5оС дважды за поездку. Но на перевалах мы не ночевали и это особо не напрягало.

Подготовка и затраты

Также впервые опубликовал в сети анонс поездки с приглашением всех желающих. Аж в декабре опубликовал! Желающие были. Но дела, понос и золотуха оставили желающих в России. Заодно, стандартные упреки, почему не позвал, почему не предупредил, и отчего скрывал(?!!) намерения, отсек напрочь. А поехали мы втроем. Дочка, жена и автор рассказа.

План маршрута в днях 

день

дата

откуда

куда

километраж

описание

комментарии

1

СБ

17.05

Москва

Погранпереход Шумилкино - Лухамаа или Куничина Гора - Койдула

800

выезжать лучше сильно рано, иначе в СБ несколько часов по пробкам
переться

2

ВС

18.05

Погранпереход

Таллин

300

3

ПН

19.05

Таллин (вечер)

паром Таллин - Стокгольм

выход в 17:00

4

ВТ

20.05

Стокгольм

прибытие в 10:00

Посетить метро! Много станций вырубленных в скалах, с красивой
подсветкой

5

СР

21.05

6

ЧТ

22.05

Стокгольм

Осло

530

7

ПТ

23.05

Осло

Люсе-фьорд

515

это расстояние на 2 дня

Здесь на Kjerag-boltenсходить надобно

8

СБ

24.05

Люсе-фьорд

Ставангер и Кафедра проповедника

Прекестулен

9

ВС

25.05

Ставангер

Берген

270-400 от варианта маршрута

10

ПН

26.05

Берген

Согнефьорд Laerdalsoyri (Лаэрдаль)

250

11

ВТ

27.05

катание по какой-то уникальной древней горной ж/д , и кораблик по фьорду
Согнефьорд - "Король фьордов", самый большой и глубокий фьорд в Европе, 240 км
Лаэрдальский тоннель в Норвегии — самый длинный дорожный туннель в мире, длина его составляет целых 24 000 метров, находится в графстве Sogn og Fjordane

12

СР

28.05

Лаэрдаль

ледник Бриксдайл

275

13

ЧТ

29.05

ледник Бриксдайл

Гейрангер

110

Одними из достопримечательностей фьорда Гейрангер являются водопады,
наиболее известные из которых — Семь сестёр, Фата невесты и Жених. По
берегам располагаются отвесные скалы высотой до 1400 метров и ледники.

14

ПТ

30.05

Гейрангер

Олесунн или Алесунд (норв. Ålesund)

110

Туристический известный городок, исторический центр рыболовства

15

СБ

31.05

Ålesund

Тронхейм

300

по пути "Трансатлантическая дорога" с очень
интересным участком всего-то 8 км!

16

ВС

01.06

Тронхейм

Лиллехаммер

336

17

ПН

02.06

Лиллехаммер

Осло

200

18

ВТ

03.06

Осло

Стокгольм

523

19

СР

04.06

20

ЧТ

05.06

Стокгольм

Рига. Таллин, Хельсинки, Санкт-Петебург ?

вариант паромов Стокгольм-Таллин или Стокгольм-Рига дает плюс два
дня, котрые можно потратить в поездке внутри Норвегии

21

ПТ

06.06

22

СБ

07.06

23

ВС

08.06

Надо бы вернуться в этот день или днем раньше:)

ИТОГО

6500 км

реально больше будет

Замечу пока, что планы планами, а реальность - см. заголовок рассказа!

Почему "туда" поехали через Таллин? В Риге и Вильнюсе я бывал. Не важно, что при советской власти, но неоднократно. А вот в Эстонии не приходилось. Старт был достаточно понятен, поэтому располагал к предварительной покупке билетов на паром в Стокгольм и бронированию отелей в этих городах. Далее в планах были только кемпинги с вариацией плюс-минус пара дней для свободы ощущений и реализации текущих настроений. Обратный путь в зависимости от наличия мест / билетов позволял выбирать путь из Стокгольма в Ригу, Таллин, Хельсинки или Санкт-Петербург.

Так, еще никуда не поехав, начали тратить деньги. Открытые шенгенские визы уже были. А вот страховка (мы обычно годовую берем) заканчивалась как раз за неделю до старта. В результате. Страхование жизни, плюс расширение полиса КАСКО на период поездки, обязательная Green-card на автомобиль, паром, международная кемпинг-карта (используется как personal-ID и дает скидку в некоторых кемпингах), плюс запас продуктов. И вот, 25000 рублей потрачено еще до выезда.

Подготовка машины непосредственно к путешествию не проводилась. Машина новая. По этой же причине где-то в поездке предстояло пойти первое ТО на 10000 км пробега. Расскажу, наверное, ниже.

На машине установлен багажный бокс на 460 литров, по сути и объему - второй багажник. Практически все кемпинговое оборудование и многое еще там и поместились. Газ в баллонах был взят... Похоже, еще не на одну поездку хватит! Также брали чай-кофе-сахар-сгущенка (уже не раз писал, за рубеж брать чай надо, там его в привычном нам варианте или вообще не найти, или найти, но с ненужным геморроем), крупы-вермишель, тушенку, специи-приправы, конфеты-печенье. По ходу поездки покупали мясо и хлеб, овощи и фрукты. Умеренное количество алкоголя было куплено в Duty-free на пароме. Здесь же привожу примерные цены в Норвегии. Информация найдена поиском в интернете, проверена лично. Все так. Поэтому, дабы не отвлекать от повествования таблицами, еще и ссылка на сравнительную таблицу. Пару слов о бензине. 95-й в Эстонии 1,3 евро, в Швеции 1,5 евро, в Норвегии 2 евро. Средний расход по данным бортового компьютера в диапазоне 8,1-8,4 литра.

"Таможня берет добро"

И вот мы стартовали. Выехав из Москвы около 11 утра, к погранпереходу Куничина Гора прибыли к девяти часам вечера. В очереди на переход не было никого. Сама очередь электронная, что очень удобно.

На практике при расстоянии до перехода в 700 километров угадать время прибытия не реально. Брать с запасом тоже не хотелось, чтобы не ждать зазря. Поэтому, когда до границы оставалось около 50 километров, остановился, зарегистрировался с планшета на время плюс один час к текущему, и voila!

В интернет-отзывах читал, что переход платный, стоимость называли разную, но до 500 рублей. это не так. Последний участок перед пунктом перехода согласно вывешенных табличек платный. По прибытии на переход с тебя взимают оплату за проезд платной дороге. Тупая схема безусловно, но какая есть. Не я придумывал. Оплата: 150 рублей с машины. Наш паспортный и таможенный контроль прошли мгновенно. А дальше был... Первый "косяк".

Первое нездоровое во всех отношениях приключение случилось именно здесь. Уже на эстонской таможне.

- Куда едем?

- Туда и дальше.

- Хорошо. А что везем?

- Снаряжение, личные вещи.

- Тоже хорошо. А что пьем-курим?

- Не пьем, за рулем, мол. А курю сигареты.

...и...

- Здравствуйте, я Ваша ZHOPA!!! Сигареты!!! Отлично! А сколько ж сигарет с собой взяли?

Не ожидая подвоха, отвечаю.

- Как обычно. По блоку на человека.

- Ура! Контрабанда! Больше сорока штук нельзя! Будем платить пошлину!

В итоге за три блока уплачено 80 евро пошлины. Не критично. Но настроение подпортили. И не столько денег жалко, сколько тупо потраченного времени. На оперативной эстонской таможне оплата заняла почти два часа.

Так отличное начало экспресс-перехода стало отменой задницей. Кстати. Табака, как выяснилось, можно провозить беспошлинно полкило. Имейте ввиду, кого вопрос заинтересовал.

Эстония - Финляндия – Швеция

Выехали с таможни на территорию Эстонии уже к ночи. Примерно в начале двенадцатого. Перекусив у обочины, поехали в Тарту. Километров 70-80 от границы. Там у меня кемпинги на карте отмечены были. Один как бы супер, второй попроще.

В Тарту отель не бронировали, ибо угадать за сколько доедем до границы, сколько времени займет сама граница было не возможно. Однако. Планы планами, а по факту на месте первого кемпинга были примерно в начале второго. Ночь. Хоть глаз выколи. На месте кемпинга кабак и большая шумная тусовка. Чуть поодаль много домиков. Что и почему не понравилось, сложно сформулировать. Но мы поехали ко второму кемпингу. И не нашли его. Покурив, поматерившись, поехали в сторону Таллина. Уже часам в трем ночи, километрах в семидесяти от Таллина устроились на ночлег на берегу большого озера. Кемпинг был, но еще не был открыт (в смысле персонала и т.п. не наблюдалось в принципе). Дикие гости подобные нам были представлены несколькими легковушками и одним motor-home. И хотя место и расстояние планам не соответствовали... Sehr-gut!*

*Зер гут, Вольдемар! Зер гут!

Дороги в очень приличном состоянии. После Тарту и на подъезде к Таллину вообще новые автобаны. Поэтому ехать комфортно.

Утром поехали в Таллин, куда и прибыли часам к одиннадцати утра. Номер был забронирован в частном отеле с собственной парковкой в паре сотен метров от старого города. Но заезд обозначен с 14.00. Решив, что машина на частной парковке не помешает, для начала прибыли в отельчик. Нас выслушали и сказали: - Без проблем! И... Дали еще и ключи от номера! Отель представляет собой двухэтажный домик с огороженной территорией, на которой вокруг здания расположены стоянка, сад, веранда и миниплощадка с мангалом. Русский язык у владельцев и доступ к интернету также в наличии!

Потом до вечера мы гуляли по старому городу. Поднимались на смотровую площадку колокольни. Ходили-бродили. В общем, проникались колоритом старого Таллина. Вполне хорошо!

Новый день начинался благостно. Посетили этнографический музей на окраине города, погуляли вдоль балтийского побережья, устроили обед на основе барбекю опять-таки на берегу моря. И за час до отправления парома прибыли в порт. Здесь просто вставляю в рассказ уже написанную заметку:

Паром. Дурацкая история

Заметка, написанная на борту парома Таллин-Хельсинки/

Итак. Мы путешествуем.

Вообще-то мы должны были идти в Стокгольм.

Однако...

Я уже с час хожу с идиотской улыбкой от уха до уха. Парковщики (вероятно при погрузке на паром они имеют свое, не ведомое мне, имя) упорно направляли нас не туда, а настойчивости от отсутствия уверенности в правоте нам не хватило.

Текущий результат. Тихой сапой форсируем Балтику в направлении Хельсинки. Представители компании извинились, выписали документы на гостиницу в Турку и билеты на паром Турку-Стокгольм.

Планы. Километров 200 от Хельсинки до Турку (точно лень посмотреть). Ночь в отеле в порту, что удобно. Утром посадка на паром и день в пути. Плановое прибытие в Стокгольм в результате сместилось с 10 утра на 18 вечера.

Интересно, что слов представителей компании, наш случай второй в истории. Первый был накануне. Что-то в системе им менять надо. Иначе разорятся, если все так начнут "путешествовать" :)))

Даже бонус есть. Мы, зная что ночью будем спать, решили сэкономить и взяли каюту внутреннюю, без окна, В класс. Новые билеты на дневной переход нам выдали с каютой А класса. Завтра с окном будем! :)

Примечание.

Когда пошли за машиной, такелажники на грузовой палубе рассказали несколько иную историю, чем официальные лица.

Говорят, что это не редкость. А самый курьезный случай по их версии, это погрузка туристического автобуса на один паром, а сорок пассажиров с этого самого автобуса на другой. Напомню, что паромы уходят в разные страны! :)))

Но и это «мрачное» событие было подсвечено приятной встречей. Круизный лайнер, который прошлым летом повстречали на севере Исландии, улыбнулся нам и здесь! Вот так вне плана через пару часов после отплытия мы оказались в Финляндии. Хельсинки проехали насквозь без остановок. Дорога до Турку была замечательной во всех смыслах. Отель в Турку расположен в сотне метров перед паромной стоянкой. Можно бы и сказать, что все замечательно. Но. В Стокгольме мы оказались не в запланированные 10 часов утра, а только в 18:15 вечера, т.е. минус день на прогулку по городу. А вот весь день на пароме - ну скучно очень! Считаю это вторым и большим "косяком».

Был с паромами связан и еще один интересный момент. При бронировании билетов в разделе «автотранспорт» система давала выбор до 5 метров и высотой до 1,9 м или до семи метров и до 2,4 в высоту. Наш же крейсер почти 5 в длину и с багажным боксом почти 2,4 в высоту. В Исландии, например, был именно такой вариант для выбора, а здесь нет. Разница не теоретическая, а выражается в деньгах: чуть больше восьмидесяти евро. Я написал запрос с классическим русским вопросом: - Что делать? Ответ гласил, что не переживайте, если сейчас не доплатите, оплату возьмут перед погрузкой на паром. Так в итоге мы и плавали. 5/1,9 по деньгам против 5/2,4 реальных! И никто никакой доплаты не просил - не требовал. Полагаю, это компенсация на пошлину табачную на таможне!

В Стокгольме нас опять-таки немного обманули. Здесь недостоверную информацию дал известный сервис бронирования: "Отель располагает собственной автостоянкой за дополнительную посуточную оплату". А вот на ресепшне с доброй улыбкой во взгляде сказали примерно следующее: "Да, мы знаем, что так написано. Но у нас нет никакой стоянки! Где оставить машину? Да где угодно, где место найдете!". Мелочь, но не правильно это. Отзыв в системе бронирования давно оставил по этому поводу. А машина без приключений и штрафа переночевала перед входом в отель. Можно ли сие делать или не совсем можно, не понятно. На табличке цвета, картинки и цифры говорят вроде, что до 9 утра можно. А текст на шведском. Не разумеем мы по-шведски-то!

По городу, старой части города, гуляли допоздна. Парковок много. Места всегда есть, или только ввиду вечернего времени, не знаю. Парковочные автоматы очень просты и понятны. Оплата почасовая. Монетами или по банковской карте.

Из веселого. Когда поехали в центр, наша машина оч-чень заинтересовала полицию. Ехали по навигатору, выписывая непонятные повороты и развороты. А полиция минут двадцать ехала строго за нами, повторяя все наши маневры. Уехали только, когда мы припарковались. Кренделя же выписывать пришлось по причине активного ремонта дорог, о котором навигатор с предзагруженными картами не мог знать. Поэтому проезжаешь мимо закрытого нужного поворота. Потом навигатор перестаивает маршурт, потом... это еще пару раз повторяется!

Сам старый город абсолютно узнаваем благодаря обилию фотографий, просмотренных еще до поездки!
Хорошо в Стокгольме, но ехали мы несколько дальше, поэтому утром и тронулись в сторону Осло. Дороги очень приличные. Пейзажи знакомые. Денег за бензин не берут. Знаки раздражают.

Последние три момента поясню.

Пейзажи знакомые. Пейзажи средней полосы России.

Бензин. Здесь и еще раз уже в Норвегии. За много-много литров (обычно заливаю по 30-40, до полного) с карты снимали по 1 кроне. Первый раз шведской, второй норвежской. Когда снимут реальную оплату я уже и ждать перестал, но сняли дней через десять только. Странная система. Или сбой системы.

Дорожные знаки в Швеции используют не привычный белый, а желто-оранжевый фон, как наши временные. Мелочь, но мешает восприятию.

Граница между странами обозначена дорожным знаком, отключенным светофором и сменой вида дорожной разметки на привычную. В Осло добрались к концу рабочего дня. Поэтому оценили местный трафик. Так себе. С нашим не сравнить!!!

Что удивило. Это обилие и в Стокгольме и в Осло очень приличных кабриолетов марок Ferrari, Lamborghini, Porsche и подобных. Неожиданно!

Дороги в Европе вообще заставляют радоваться. Такое чувство возникает, что съездить сюда стоит хотя бы ради удовольствия порулить в свой кайф! И качество, и разметка, и своевременность знаком, и, конечно же, общее настроение и культура участников движения!

Но сие лирика. А мы тем временем прибыли в идеологически стартовую точку маршрута! В Норвегию!

Норвегия

Наша Норвегия начиналась в Осло. Поэтому и первые яркие моменты были здесь.

Туннели. Да, они встречаются практически в любой точке земли. Поэтому поначалу я даже напрячься не успел. А зря. Они очень длинные. Навигатор без сигнала GPS эффективность-полезность утрачивает. Поэтому пару раз проскочили нужные повороты и выезды. Ну да ладно. Относительно быстро приспособился ехать под землей по указателям, а не по экрану. Но это были цветочки. Потом лишь стало ясно, что туннелей в Норвегии неисчислимое множество. Как и горных серпантинов. Однако все-таки по порядку.

Количество частных яхт. Не в стиле шейх-абрамович, а относительно стандартных, метров по 10-12 в длину. Видели мы скопления яхт и в Испании, и в Италии. Но в Осло!!! Тысячи и тысячи!!! Это впечатляет!

Кемпингов в Осло было отмечено на моей карте три. Мы их все и объехали. Первый, в порту, как раз у яхтенных стоянок. Не фонтан место. Да не беда. Он открывался только с 1 июня. Второй на горе над городом. Очень понравился. Но. Тоже с 1 июня. Там же было сказано, что третий работает круглый год. Там и остановились. На окраине города. Рядом с большим озером. Очень хорошо! Огромная территория, тишина, красота! До ночи гуляли вдоль озера. Были покусаны какими-то сверхмелкими несекомыми. Кожа на голове еще дня три чесалась от укусов. Кстати. Больше кусачих зверей мы нигде не повстречали!

В первой половине дня следующего потратил час с лишним на запланированное действо - приобретение местной сим-карты. Это оказалось немного сложнее, чем я полагал. Купить. Сразу положить дополнительно денег на карту. Вставить. Убедиться, что не работает. Вернуться, спросить, что за на?! Выяснить в техподдержке оператора, что карту нельзя активировать, пока не будут переданы оператору сведения обо мне. Продавец этого не знал. В техподдежке и продавцу в итоге объяснили. Ладно. Диктуем мои данные, включая паспортные. Хорошо. Наберите теперь номер активации и ждите подтверждающего sms о подключении... Сколько ждать? Недолго, говорят, минут десять... Так после этих шаманских действий мы уехали, а sms так и не было, снова позвонил в техслужбу часа через четыре только. Там сказали, что мелочи, бывает всяко, они видят, что я в сети, и денег на счета много. Попробовал позвонить в Россию, да. Уже все работало. Итого. Карта с допплатежом обошлась в 150 NOK = 900 рублей. Это интернет un-lim и огромным числом звонков в Россию. И деньги закончились за 10 километров до выезда из страны. Т.е. очень неплохо.
Там же впервые на практике увидел, что такое LTE! К поездке был куплен соответствующий модем, который на эффективность 4G проверить не мог, ибо на тот момент у меня ни сим-карты, ни иного девайса с поддержкой нового наворота не было. LTE меня настольковпечатлил, что уже по возвращении домой обменял карту на новую с поддержкой LTE и вскорости и новый планшет с 4G купил. Чему рад!

Но... Снова отвлекся в сторону от основной линии рассказа.

Из достопримечательностей норвежской столицы наибольшее удовольствие получили от посещения парка скульптур Вигерланда. Грубоватые по исполнению, но охватывающие практически все аспекты человеческой жизни композиции. Еще и с хорошим тонким юмором!

И вот после обеда мы выехали из Осло. Путь был относительно близкий и ничего не предвещало...

Дороги в Норвегии

И хотя суть этого подзаголовка, на мой взгляд, на 100% отражена во вступлении-анонсе, повторюсь. Это НЕЧТО.

Сложные дороги. Горные. Узкие. В серпантинах, да иногда и вне, однополосные с разъездными карманами. Населенных пунктов всех видов и размеров очень много. А это ограничение скорости до 30-50.

На горных дорогах скорость ограничена не столько знаками, сколько здравым смыслом. Не видя ничего за поворотом, да еще и на участках с одной полосой, сам "помчишься" со скоростью черепахи.

Туннели (или, для любителей, тоннели). Аналогично располагают к ограничению скорости. Туннели есть очень забавные. По много километров в длину, с кольцевым развязками, ответвлениями. Есть туннели с уклоном и поворотами обычного горного серпантина! Такие вообще песня!

Иногда дорога упирается в пристань. Это паромные участки трассы. Паромы ходят по челночной схеме. Туда - обратно. Как маятник. Относительно быстро. Но гораздо медленнее, чем движение на машине по асфальту.

Итого. Пять сотен километров в день - это очень много и долго. А иногда и двести как пятьсот.

Нередко дороги платные. Этот участок платный, это нет, этот снова. Этот мост бесплатный, проезд по этому платный. Благо система http://autopass.no очень комфортна в плане оплаты. Все через интернет! Никакого участия в оплате в процессе движения по стране. Все автоматически.

Камеры контроля скорости на дорогах обычно предваряют предупреждающие знаки. Однако не всегда. Можно и нарваться.

Интересно. Нигде, ни при какой крутизне спусков-подъемов нет грунтовок. Исключительно асфальтовое покрытие.

Здесь же хочу вновь вспомнить о пресловутой законопослушности европейцев. Вне населенных пунктов и камер едут как могут. И ограничение скорости остается только цифрой на знаках. Нежелание ехать выше разрешенной скорости иногда встречает непонимание в виде гудков или мигания фарами. Мораль. Люди везде люди. Только у некоторых есть понятие грани, чувства меры и умение пользоваться тормозами, а у других как бы и нет.

И одна нерешенная загадка. Очень часто, и в Швеции, и в Норвегии при движении уже в темноте встречали непонятных зверей. Сначала фары выхватывают только два ярких отражения в глазах. Потом эта неопознанная тварь Божия или перебегает дорогу, и или скрывается в траве-кустах. Размером с кошку или зайца. Окрасом черная, грудка белая. Кто это? Мы так и не поняли.

Путь Осло - Люсе-фьорд

Тут уместно взглянуть на карту и вспомнить, что из пункта А (Осло) в пункт B (тупиковый конец Люсе-фьорда) можно в теории добраться тремя путями. Что же сообщают участники одного известного и правильного форума?

Люсе-фьорд расположен примерно в 400 км на юго-запад от Осло.

На автомобиле – три маршрута:

1. Следуйте по трассе Е18 до Драммена. Из Драммена по трассе Е134 через губернию Телемарк. В Офте сверните на шоссе rv. 45 и следуйте до Сулескара, затем до Лауввика или Люсеботна. Этот маршрут занимает от 5 до 6 часов. Горный перевал закрыт в зимнее время.

2. Следуйте по трассе Е18 до Драммена. Из Драммена по трассе Е134 через губернию Телемарк, через Хаукефьель до Рёлдала. Далее следуйте на юг по дороге Рюфюлькевеген (rv. 13) до Оанеса. Этот маршрут занимает примерно 7 часов.

3. Следуйте на юг по трассе Е18 до Кристиансанда, затем по Е39 до Олгорда. Из Олгорда следуйте по шоссе rv. 45 и rv. 508 до Лауввика. Этот маршрут занимает примерно 8,5 часов.

Дорога 45

Думаю, не удивительно, что наш выбор пал на первый вариант. Мы проехали по замечательной дороге #45. Серпантины на треть состоящие из тещиных языков! Уклоны 7-12 процентов. Да. Уклоны дороги в Норвегии указывают в процентах, а не в промилле. На перевале температура упала до +5оС, но вновь пошла вверх по мере спуска. Там же мы впервые встретили снег. Сначала маленькие кучки в оврагах. Потом все больше. Потом снежные поля. Ни одной машины на многие километры. Временами стелющийся вдоль низин туман. Еще не вскрывшиеся от льда озера, где частично, а где и полностью. Красиво, а временами и жутковато! Увы. Когда до финиша оставалось 45 километров, оказалось, что последний участок дороги закрыт на реконструкцию.

И мы получили прибавку плюс 160 километров пути. Раздосадованные неожиданным увеличением маршрута, холодом, и наступающей ночью, мы остановились на ночлег у какого-то водного шума. "Водный шум" при свете дня оказался красивым водопадом!
На следующий день мы увидели совсем другой снег!

Практически именно здесь и начинается страна троллей, в которую мы и стремились попасть. Горы. Леса. Снега. Водопады. Фьорды. Количество водопадов безгранично. От тонюсеньких ленточек до ревущих мощью потоков. От пары метров и до километра высотой! Водопады повсеместно! На перевалах толщи снега. Слой во второй половине мая метров шесть! Интересно, что зимой?! В долинах буйство зелени. Фьорды здесь часто обрамлены отвесными скалами. Местами эти скалы высотой больше километра! Протяженность фьордов - десятки и сотни километров!

Ответ на самый частый вопрос

Уже несколько раз слышу один вопрос. Норвегия - это материковая Исландия или как? Насколько похожи эти страны? Куда поехать?

Действительно. В теории общего очень много. Далеко на севере. Викинги осваивали эти земли. Тролли не сильно помогали им. Иногда откровенно препятствовали даже. Дальше. Море - океан. Фьорды. Водопады.

Реально же язык не поворачивается сравнивать эти страны.

Исландия. Затерянный, почти безлюдный мир. Ковер зелени. Но это трава и мох. Деревьев почти нет. Горы? Нет. Только вулканы, правда, в спящем состоянии похожие на отдельно стоящие горы. Основа пейзажа это открытые ветрам или уже покрытые зеленью бескрайние лавовые поля. Это пики базальтовых скал. Это неисчислимые шестигранные базальтовые колонны. Это и языки огромных ледников. Это и фьорды. Это и тысячи водопадов. Но часто в обрамлении уже названных колонн. Часто Исландия видится вообще другой планетой! Это мифическая сказка.

Норвегия. Прекрасна. Настолько, что в любой точке можно крутить головой на 360о и везде красота! Но это привычно-понятная земная красота. Нет той яркости и остроты ощущений совершенной новизны, которую почти постоянно испытываешь на острове в Северной Атлантике!

Здесь же скажу о совершенной недостаточности двух недель для полноты удовольствия посещения страны. Катастрофически мало! В нашем же случае...

Очень хочу вновь побывать в Исландии, а Норвегию так вообще рассмотреть не получилось! Надеюсь, посещу эти волшебные земли вновь!

Вернусь же к последовательному рассказу.

Утро было пасмурным. Временами моросил дождь. Серпантин поднял нас на голый перевал, открытый всем ветрам. Температура вновь упала до +5оС.

Спускаясь с перевала, мы увидели СНЕГ!

Выглядит шикарно, но ехать сложно. Две машины могут разъехаться более-менее спокойно в карманах, либо очень "беспокойно", медленно и аккуратно прижимаясь бортами вплотную к снежным стенам. И хотя машин мало, появляются они из-за обильных слепых поворотов крайне неожиданно.

Впереди нас ждал пеший поход на Kjeragbolten.

Kjeragbolten

Это каменюка диаметром метра полтора-два, повисшая в расщелине отвесных скал на километровой высоте. Интернет пишет о высоте 984, 988, 992 метра. На мой вкус, это просто километр! Но интернет упорно умалчивает, где эта глыба относительно автостоянки расположена. Считаю долгом рассказать эту "несущественную" особенность.

Понятно, что в более теплое время, путь будет гораздо проще. В нашем варианте прогулка к камню и обратно заняла шесть часов. Несколько хороших подъемов и спусков. На некоторых участках к валунам прикреплены цепные перила. Но на скользких от дождя камнях и с перилами не просто. Форсирование горной речки. Два очень приличных снежных поля. И все шоу в процессе набора высоты с 700 до 1000 метров.

К камню двигалось несколько микрогрупп. Мы втроем. Сначала шли первыми. Потом нас догнали и обогнали парень с девушкой. Славяне. Сзади шли японцы. Парень с двумя девушками. Японец шел с GPS навигатором. Еще сзади и чуть в стороне четверо неизвестной национальной принадлежности. Каждое новое ущелье ярко демонстрировало, что пока камнем и не пахнет. Поиск камня серьезно осложнял и очень приличный слой снега. По дну ущелий до трех метров толщиной. Я начал всерьез опасаться, что одно из ущелий и есть нужное, а камень глубоко под снегом, и обнаружен нами так и не будет. Надежду давало Знание, которое Сила. Мои девочки несколько раз призывали меня угомониться и идти назад.

Смысла в досрочном развороте я не находил. Что, вернее как, искали остальные группы, не знаю. Но я предварительно посмотрел много фотоснимков и поэтому хорошо знал окружающий камень пейзаж. Очень долго им и не пахло. И вот мы пришли на плато, на котором стоит каменная пирамида с указателем. Оно. Пирамида была мне условно знакома. Японец на периодические крики славян: - Where?! разводил руками. GPS не помогало. Неидентифицированная группа ушла в сторону. Славяне на гряду. Японцы размышляли о высоком (так полагаю). И пришел Сусанин и сказал: - Знаю путь. Идите за мной! Однако, хотя Сусаниным был я сам, особо никто не поверил. Я же пошел на камень. И мои пошли. И радовались мы, и восторгались открывающей километровой бездной. И лезли на камень. И снова радовались! Видя нашу радость, но не видя со своих мест самого камня, подтянулись все остальные. И был героем я, нашедший и приведший заблудших. И лег на камень, гордясь собою!

(Пишу эти строки в трезвом состоянии, двигаясь в электричке в сторону Клина. Удивляюсь. С чего это так Остапа понесло? Наверное, это переживание эмоций той прогулки!)

Обратный путь был полегче. Все-таки на сброс высоты. К тому же и моросить перестало еще на середине пути к камню. И даже солнышко сначала выглядывало, заигрывая, а потом и во всю силу и красу показалось. Это было отлично, ибо спускаться по мокрым валунам в разы сложнее, чем подниматься! На обратном пути стали часто встречаться свежие туристы. Даже пару россиян поприветствовали.

Итак. Пара акцентов на этом камне. Идти до него далеко и достаточно сложно. Думаю, что снег прибавил нам примерно час в одну сторону, в сторону поиска и подъема. Не больше. Имейте ввиду это. Пускай не наши шесть, но не меньше четырех часов займет этот интенсивный горный трекинг. Впрочем, адекватные люди торопиться и не будут.  Как уже говорил, там повсеместно очень и очень красиво!

И еще. Без снега обратный путь не срезать, скатываясь со снежных горок! :D

С камня и окружающих скал открывался вид на Люсе-фьорд. Там мы планировали пожить в кемпинге.

Люсе-фьорд

Стоянка перед Kjeragbolten и кемпинг разнесены в пространстве семьюстами метрами по высоте и семью километрами непрерывного серпантина по расстоянию. Именно здесь часть серпантина вырублена в толще скал.

Кемпинг полностью советует описаниям в интернете. Отличное место. Многие фотоснимки расскажут подробнее. Волшебный водопад практически по краю территории создает особенное настроение. Непрерывный шум водопада помогает хорошо спать.

Обязательный элемент этого места - регулярно летящие на голову парашютисты. Тоже радует и тонизирует. В сотне метров оконечность Люсе-фьорда с паромной пристанью.

Но память упорно тычет очередной "неувязочкой", совершенно не оставляя места поэтическому или лирическому описанию чудесного места.

Версий происшедшего две. Происки троллей, 90% вероятности. Сложная галлюцинация 10%. Мне приснилось все это 0%.

По прибытии в кемпинг, это был вечер пятницы, на ресепшене я спросил, когда идут паромы, где покупать билеты на паром, бывает ли очередь. Ответили, что расписание передо мной мелом на черной доске. Билеты прямо на пароме. Очередей до начала сезона не замечено.

С расписанием загадочно получилось. Ибо в субботу парома не было, а в воскресенье ожидалось два, в 11:45 и 17:15. Нас это совершенно устраивало. И вот, в воскресенье, поутру мы приезжаем на пристань. Ехать надо было, если кто помнит, сто метров. С этой частью мы справились. Не напрягаясь. До парома оставался час. Час? Это немного, когда можно в отличную погоду погулять в красивом месте. Но час прошел, а паром не пришел. Потопали обратно на ресепшн.

- Где наш паром? - мягко так интересуемся.

- Какой паром?

- Такой!

- Да вы что? Как?

- А так!

И много междометий тут же. Советуют посмотреть на доску с расписанием и убедиться, что паромы в 15:30 и 17:30...

Ждать еще четыре часа на хоженой-перехоженной пристани смысла не было. Идея пройти по фьорду на пароме накрылась тазом, изготовленным из натуральной меди, без примесей. И мы поехали на горный серпантин, обратно к перевалу и огибая фьорд по суше. Конечно, без плюсов не обошлось. Если первый раз мы проезжали сквозь вырубленную в толще снега дорогу в пасмурную погоду, местами под моросящим дождиком, то теперь солнечная погода по-новому рисовала пейзаж!

Наш путь лежал на Прекестулен - "Кафедру проповедника".

Preikestolen - Кафедра проповедника

Это скалистый утес, нависающий над Люсе-фьордом на высоте в шестьсот метров. От автостоянки три с половиной километра пешком по горам - по долам. Здесь тропы часто оборудованы, крутые подъемы выложены ступеньками. Поход с примерно полуторачасовым пребыванием на "кафедре" и вокруг занял около пяти часов. В отличие от почти безлюдной тропы на Kjeragbolten здесь нас сопровождали сотни туристов. Нескончаемый поток. Некоторые шли в походной выкладке и оставались на утесе на ночевку в палатках. Плотный обед и серьезные дозы алкоголя на грудь принимались активно большинством туристов. Что, в общем-то, логично, наступал вечер.

Вечернее низкое солнце, солнечная погода. Комфортная температура - не жарко и не холодно. Все способствовало!

Обо мне организаторы тропы тоже позаботились. В каком-то месте, в неполном километре от утеса, тропа раздваивалась. Указатель гласил, налево трекинг, направо климбинг. Никаким скалолазанием реально заниматься не надо. Правильнее называть этот маршрут горный трекинг. Указатель также напоминал, мол, на свой страх и риск. И мы разделились. Девичья часть нашего микротряда пошла по проторенному пути, я пошел круто в гору. Собственно изначально меня волновала мысль, как я буду забираться и где найду тропу на "правильную" гору, с которой можно увидеть утес во всей красе, со стороны и сверху. Физически с умеренным напряжением, практически просто по горной тропе, понятной, знакомой, даже скажу, любимой! Крутой подъем, где-то в расщелинах, пару раз огибая отвесные провалы глубиной в две-три сотни метров, по траве или по камням-валунам. Наградой за труды был отличный вид. С господствующей горы, метров на пятьдесят выше утеса. Собственно первая часть рассказа начинается с панорамы, снятой с этой горы. Очень довольный пошел на воссоединение с семьей! Поплутал, пару раз зайдя в тупиковый карманы среди скал. Посмеялся. Ибо я же не от избытка поисковой дури там оказался, а по вполне четко видимым тропам. Многие верхолазы плутали здесь до меня, многие повторят эти выкрутасы!

Отлично сходили и двинулись в ночь в какой-либо кемпинг по маршруту. По пути же решили поужинать на берегу, где...

Тренировка, сноровка и вообще

Поужинав, вдохновленный пейзажем и рыбацкой лодочкой где-то вдали, сытый, довольный, но ищущий...

Здесь необходимо небольшое отступление. Сам я старый рыбак. В двенадцатилетнем возрасте наловил полведра разной рыбки на Сулаке, где вобла в сезон сама выпрыгивает в руки. Наслушался баек от рыбачивших рядом. А позже вечером под уху эти байки и выдал на-гора. За что был назван рыбаком. Ибо сказано было, что рыбак не то, кто ловит, а тот, кто хорошо байки травит. Следующие тридцать лет и три года удочки в руках не держал.

Наслышавшись о рыбном великолепии в Норвегии, решил, что надо все-таки порыбачить. Получил консультации от приятелей - заядлых рыболовов. Купил кой-какие снасти согласно рекомендациям. Взял пару удочек на прокат. Матчасть подготовил. Но навыка не было. Типа машина купил, ездить забыл купить. И вот это уединенное место очень приглянулось мне для тренировки. Надо же научиться блесну забрасывать!

Забравшись на скалы, я как...

Замечу, что в пятидесяти метрах передо мной был небольшой округлый островок, плотно усеянный чайками. Чайки, когда их очень много, создают характерный звуковой фон. И звонкий, но и, в определенном смысле, монотонный.

...я как... Первый же заброс отправил блесну куда-то вдоль береговой линии. Она шлепнулась на скалы метрах в двадцати правее меня. И тут все чайки начинают ржать в полную глотку!!! Это был гомерический хохот!!! Переливчатый! Захлебывающийся, когда не хватает дыхания и надо на мгновение перевести дух, чтобы продолжить ржать до боли в животе! Это была фантастика! Чайки истерически хохотали над горе-рыбаком!!!

Блесну в итоге научился посылать в прогнозируемом направлении метров на 20-25! Освоил. Значит все замечательно! И навык получил, и птиц повеселил!

К сожалению, в тот тренинг-заход пару раз вынимал, как один всем известный старик, только тину да водоросли. Хотя старик, помню, использовал невод, а не блесну... Но это была еще не северная Норвегия. Все логично.

Два водопада

Утром поехали дальше. По маршруту был язык тролля, поход на который занимает по данным и-нета около десяти часов. Воздержались, мягко говоря.

Далее в моем маршруте были указаны два водопада. Почему? Ведь водопадов тысячи и тысячи. Почему этим два отмечены? Что такого особенного? В этом была явная интрига. Первый показал себя во всей красе. Да. Достоин персональной отметки! Два мощнейших потока! Взвесь воды как дождь покрывает дорогу за сотню метров до водопада. Грохот грома! Водопадище!!!

А вот на второй не попали. Так тогда показалось. На водопад надо было сделать крюк. Километров сорок в сумме. Но поворот был внутри туннеля, и я промахнулся. Выезд из туннеля сразу на мост. Поезд платный. 150NOK/900 рублей. После моста сразу же еще туннель восьмикилометровой протяженности. Развернуться назад можно было только проехав туннель. Из соображений экономии средств и времени решили, что водопад нам не увидеть. Добавить еще по два раза проезд туннеля и платного моста не захотели.

Ближе к началу вечера мы были уже в Бергене.

И все-таки мы оказались у второго водопада. Всего лишь через два дня. Опишу же водопад сейчас.

Водопад срывается в каньон глубиной метров триста-четыреста. Отвесные стены скал. Радуга в водной взвеси в глубине каньона. Картинно-игрушечного вида отель на вершине гор над водопадом. У обрыва могильный камень с типовой овальной металлокерамикой на русском языке. Соотечественник несколько лет назад упал с обрыва. При такой глубине шансов у него не было.

Кемпинг под Бергеном и CCI / Camping Card International

Немного о том, что это за зверь такой, CCI?

В прошлом году попытка приобрести за сто евро исландскую кемпинг-карту успехом не увенчалась. Чему весьма рад. Просто выбросили бы сотню европейских денег.

Но я бываю упорным. Эксперимент решил продолжить. К тому же европейская кемпинг-карта значительно приятнее по стоимости. 500 российских рублей. Срок действия год. На одну карту можно размещать, сохраняя скидку, до восьми человек. Минус? "Работает" только в кемпингах, обозначенных в каталоге. Где эти кемпинги? На карте системы обозначены все. По всей Европе. Однако, на практике, при относительно свободном маршруте специально искать кемпинги только одной системы мы еще не научились.

Вокруг Бергена на моей карте было обозначено три кемпинга. Первый нам не понравился сразу, и мы поехали дальше. Второй же приглянулся с первого взгляда. Мы в него и встали на постой на пару ночей.

Первый вопрос на ресепшене был о наличии у нас карты. Объяснили, что это скидка и оплата только по факту выезда. Заодно и карту забрали до оплаты. Сам кемпинг по десяти-бальной шкале на твердые девять баллов! Один недостаток. Вблизи проходит трасса, поэтому с утра и позднего вечера шумно. Остальное отлично!

Простая арифметика на выезде показала, что экономия за две ночи составила 160 NOK. Это 960 рублей. Минус стоимость самой карты. Выгодно! На будущее задумался. Имеет смысл "правильные" кемпинги все-таки прицельно искать!

Берген

Что сказать? Да особо ничего и не скажу. Милый. Сказочный. Уютный. Битком набитый туристами. Город, одним словом. Побродили, погуляли. Не моё.

К Бергену цифры на одометре вплотную приблизились к 10000, и надо было проходить плановое и запланированное ТО.

Техобслуживание

Особенности ТО. Официальный сервис-центр.

Первая. Нормативы частоты ТО. У нас на мою машину указано "Каждые 10000 или раз в год". В Норвегии указаны 15000. Это поправка на качество наших дорог? Нашего бензина? Или алчность наших официалов? Интересно бы узнать.

Вторая. Машину перед ТО никто не моет. Это твое личное дело. Правда, там вообще грязная машина, это у нас чистая, но через час после мойки. Кто не понял, перевожу. Нет там грязных машин.

Третья. Норматив времени на ТО. Где у нас техобслуживание делают за один час?

Четвертая. Серьезный минус. Хотя и предупреждали меня, но не получалось по пробегу пройти сервис вне Норвегии. Машина идентичной модели и комплектации, купленная в том же салоне в Твери двумя днями раньше, проходила недавно ТО в Твери. Тоже у официалов. Разница в цене двукратная. И не в пользу мою...

Досрочный финиш

Берген, раздосадованный отсутствием в моих глазах стандартизированного восторга и упоения, решил мстить коварным способом. Совершенно неожиданная кульминация. Именно здесь возникла причина прервать маршрут и развернуться в сторону дома. Знаете термин форс-мажор? Это именно он и был! Уточнять не буду. К теме не относится.

Поэтому после второй ночевки мы стартовали в обратный путь.

Дорога домой

Обратно, до Твери, мы добрались за три дня. Берген - Осло, ночевка, Осло - Стокгольм, ночь на пароме, Рига - Тверь. В километрах это 500 +500+1000, по трассе, без учета форсированной паромом Балтики.

Самая короткая дорога, дорога #7, из Бергена в Осло, проходит мимо того самого водопада в каньоне. В первой трети типичная норвежская дорога.

Затем по высокогорному плато. Абсолютно плоское и покрытое снегом. Дорога, начиная с плато, приобретает в основном равнинный характер. Поэтому первые пять сотен за целый день, а вторые за несколько часов.

Перед въездом в Швецию, когда стало понятно, что максимум после обеда будем в Стокгольме, на сайте паромной компании купили билеты. На паром в Таллин была только супер-пупер каюта с балконом за 700 евро. Поэтому билеты по обычной цене, в каюту В класса, ту, которая без окна, взяли в Ригу. Напомню, что еще были варианты Хельсинки и Петербург.

В Стокгольм приехали часа за три до отправки. Магазин, обед. Никаких развлечений или прогулки.

Уже при парковке на грузовой платформе парома нас "поздравили" рассказом как нам не повезло. На пароме проходила какая-то молодежная тусовка. Сотни людей (по поведению больше на дорвавшихся детей) в возрасте около двадцати лет. В самых разных нарядах, от карнавальных до полуголых вариантов или типовых для гей-парадов. Музыка, больше техно, гремела повсеместно и до утра. С девяти вечера открыли алкогольный отдел в Duty-free, и тут понеслось по полной! Хотя мне совершенно индифферентны и шум, и грохот музыки, и толпы веселой молодежи, поблевывающей за борт и не всегда за борт, но мои страдали, не в состоянии уснуть. Считаю, что на сайте в разделе "бронирование и покупка билетов" о таких веселых рейсах должны все-таки предупреждать!

Я же принял успокоительное в формате пол-литра пива плюс рюмка Егермайстера и потчевать изволил беззаботно.

На выезде с парома избирательно, но не проходя мимо российских номеров на машине, "предлагали" подышать в алкотестер. Мое успокоительное прибор не взволновало.

Латвия поразила запущенностью, огромным количеством заброшенных полуразрушенных домов, разбитыми дорогами, огромными по ассортименту вино-водочными отделами на автозаправках. Последний перед границей участок дороги, километров восемьдесят, подходил больше для гусеничного транспорта, чем колесного.

Погранпереход Терехово-Бурачки без особенностей, по стандартной дурацкой схеме. Латыши без очереди пропускают своих, на российской стороне, напротив, максимально тормозят чужих, пропуская вперед нас. Далеко от цивилизации еще находимся. Да, легковушек мало, но грузовики растянулись перед границей по обе стороны на много километров.

Еще одна иллюстрация.

В Швеции, впереди по трассе, вижу за кустами "клюв" полицейской машины. Успеваю высказать удивление, что за старорусские замашки? Проезжая мимо, видим. Трое полицейских на полянке готовят что-то на барбекюшнице. Не знаю, в рабочее это время или нет, но совершенно по-человечески смотрятся полицейские в этом действе.

Латвия. Трасса. Кусты. "Клюв". Когда поравнялись, что, думаете, увидели? Барбекю? Как же! С радаром стоят за кустами!

В Евросоюз вступили, на евро перешли, а менталитет совдеповский остался. Вот и на погранпереходе аналогично.

От границы до Твери - без достойных для рассказа моментов. Спокойно, без приключений.

Резюме

Ни в одной предыдущей поездке не было такого количества косяков и неувязок. Никогда до этого мы не прерывали поездку. Незавершенное действие оставляет осадочек. Как после найденных вилочек-ложечек...

Даст Бог, еще доеду я туда, куда собирался!

"finita la commedia - finita la voyage"

Из этого сводного поста доступны или будут доступны все фото-видео материалы по итогам путешествия

 p.s. Кто еще не прочитал рассказ о поездке по Исландии, приглашаю!


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: