Маршрут длиной примерно 55 км. Общий набор высоты около 2500м. Два перевала высотой 3980 и 4020 м . Было 8 ночевок из них 3 на снегу. В начале и в конце маршрута - горячие источники. Основная трудность - рыхлый мокрый снег выше 3200. Плюсы - хорошая погода, живописные пейзажи, интересная флора и отсутствие насекомых. Решили опубликовать записи, т к сами искали информацию о снежной обстановке в этом районе в мае и не находили достаточной информации.
Бишкек - Курорт Иссык-Ата - пер. Иссык-Ата-пер. Аламедин - Теплый Ключ - Бишкек

Майские Тезисы:

1.       Ночь, Манас, запахло югом.

2.       Ручей в горах может быть теплым! Плавали – знаем.

3.       Нет такой горелки, которую мы не смогли бы сломать.

4.       Плодородные долины, полные( Г..)  навоза.

5.       Найди дорогу – представь себя овцой.

6.       Весело копаем снег лопаткой.

7.       До перевала рукой подать. Только правой или левой?

8.       Ура! We Just Do It! Перевал Иссык-Ата!

9.       Между двумя перевалами. Точка невозврата. Теперь только вперед!

10.   Чай на перевале. Мы –герои. Аламедин.

11.   Микроволновка на 4000м.

12.   Спускаемся. Жара.

13.   Спускаемся. Дубак.

14.   Спускаемся. Дождь. (Единственный)

15.   Кому цветочки, а кому пенечки – первые дрова.

16.   Расслабуха на травке.

17.   Арчевые леса.

18.   Теплые ванны.

19.   Уютная полянка для прощального костра. Форель.

20.   Кумыс, Бишкек, базар, бишбармак, Duty Free, ослики.

21.   Новосиб. Happy End.

В не очень теплую лунную красноярскую  ночь с 1-го на 2-е мая группа в составе 6-ти авантюрно настроенных, опытных туристов загрузилась в тесный боинг и выгрузилась в благославенной столице Киргизии, славном аэропорту Манас. Тут нас подхватила в свои бережные, но загребущие руки компания Достук-Треккинг, с которой мы списались заранее по инету. Достук-Треккинг, в лице водителя, забрала у нас 9100 рублей, дала 8 баллонов 450г газа, 2980 сомиков и транспортировала нас по ночному Киргистану 75 км на юго-восток, к курорту Иссык-Ата.

2.05.2014

В 6:00 мы прибыли, вытащили рюкзаки, упихали в них баллоны, и перво-наперво попробовали водичку в ближайшем ручье. Она была градусов 20С, что удивительно для нас, северных людей. В последствии выяснилось, что ручей вытекает из горячих купален, а втекает из родоновых источников, которые мы позже с удовольствием  посетили. Цена 60 сом с носа, но ввиду раннего часа и низкого сезона пустили бесплатно.

От ворот санатория надо пройти вправо и перейти по мосту р Иссык-Ата. Далее идет хорошая тропа. Состояние группы после ночного перелета сонное и качающееся. Поэтому решили пройти немного и  поставили палатки, в надежде поспать часа 2. Желающие пошли в купальни. Потом все погрузились в сон. После сна сварили обед на костре. Одновременно переживая первую неприятность. Отказалась работать одна из горелок. Совершенно новая горелка JetBoil, плюнула жидким газом, пошипела и замерла навсегда. Ни какие попытки что-то с ней сделать, не дали результата.  Моей большой ошибкой было, что я не проверила ее перед походом. Все тяготы походного варева легли теперь на вторую горелку, которую взял Вова. А пока было достаточно дров.

После обеда вышли в 13:00. Идем по отличной сухой ровной тропе. Солнечно. Овечки, цветочки, теплый ветерок.  Прошли 7.5 км. В 16:30 встали на стоянку напротив притока Быты. Высота 2426м.

Сварили, посидели у костра, заползли в палатки. Ночь теплая, на небе тесно от ярких звезд.

Коля ночью рубил дрова.

3.05.2014

Встали в 5:00. Это местное время, а мы весь поход жили по красноярскому, т е для нас это было 7:00.  Утро встречает нас  чистым ярко-голубым небом. В процессе приготовления завтрака чуть было не угробили вторую горелку, не без помощи первой. Кастрюля от первой горелки снизу закрывается пластмассовой крышкой.  Не предполагая такую коварность буржуйских изобретений, простые сибирские туристы поставили кастрюлю с пластмассовой крышкой на огонь и пластмасса залила горелку. О ужас! Без горелок о перевалах можно забыть. Но, слава Богу, горелку прочистили иголочкой и ножичком, попеременно обжигая остатки пластмассы в костре.

В 8:25 выходим. Погода отличная. Я давно не видела столько голубого неба.  Тропа продолжает идти альпийскими лугами. И вчера и сегодня часто встречаются поля желтых цветов. Зародыш идеи этого путешествия – увидеть поля цветущих тюльпанов, думали, что их не было. Каково же было мое удивление, когда я узнала что эти желтенькие цветочки называются Tulipa biebersteiniana т е Тюльпан Бибирштейна!! Грамотно надо подходить к загадыванию желаний. Постепенно стало меньше зеленой и больше сухой травы, а воздух становился прохладнее. Обедать народ предпочел в куртках. Встали на обед в 10:50 около скалы Джарташ, прошли всего 2.25км. Высота 2691м.  Наша задача акклиматизироваться, поэтому не спешим. Варим борщ из сухих овощей. Получилось вкусно.

Со стороны долины появились облака. Ветер дует из долины. Вроде бы это признак хорошей погоды. В 13:00 вышли дальше. Примерно в 15:30 дошли до озера(как это по карте) но вообще-то это такая широкая ровная, плоская долина с илистыми болотцами и ручьями. Все это водное хозяйство источало гнилостный запах, т к вся местность завалена конским навозом в огромных количествах – мечта садовода. Зеленой травы уже практически нет. Только прошлогодняя сухая. В 16:30 встали на ночевку у южной оконечности «озера» Ортокёль, между прочим в переводе – озеро бездонное. Ручей вроде бы стал почище. Сырую воду я пить не рискую.

Варим еду уже второй раз полностью на газе. Коля тоскует по огню. Насобирал хвороста и сухой травы и все скучковались вокруг, и тянут ручки к крошечному огоньку. Кое как сожгли мусор. Солнце село и сразу стало около нуля. Ночью ближайшая лужа замерзла.

Коля ночью ходил вокруг лагеря.

4.05.2014

Встали в 5:15. Пшенная каша, сыр, сухари, конфеты. Дубак. В 8:25 выходим. Тропа по-прежнему хорошая, идет по левому (ор.)борту долины. Начались снежные языки и каменные развалы. Через полчаса вышло солнце из-за горы – стало жарко. А мы вышли на обзорную площадку и видим слияние рек Иссык-Ата и Миджлинки. Нам налево. Далее пришлось пересекать обширный конус выноса, представленный мелко-средне обломочным материалом, перемежающимся значительными массами сероцветных песков. Думаю в дождливую погоду этот участок представлял бы трудность при передвижении. Дальше тропа опять стала хорошо видна, постепенно сближаясь с дном долины. Дно долины плоское ровное обширное, покрыто льдом , снегом, редкими промоинами. Постепенно пересекаем долину по льду и камням. Начинаем подъем по снежнику по правому борту верховья Иссык-Ата. Снега все больше. Иногда попадаем на тропу. В 11:15 на высоте3230м встали на обед. Ветер около 7 м\с, дует с горы. Облачность отсутствует. В 13:00 выходим. Тропу больше отслеживать не возможно. Идем ориентируясь на трек GPS, нанесенный заранее с бумажной карты 100 000 м-ба. Появились первые симптомы солнечных ожогов. Но народ еще не понимает как это серьезно. Идти тяжело, снег мокрый и рыхлый. Пару раз неглубоко проваливаемся в воду. Все тащимся и тащимся друг за другом, сменяя ведущего. Тяжело. Задача на сегодня максимально подойти под перевал, достичь минимум 3500 высоты. Как только GPS показал 3500, силы покинули меня, да и все были бы уже рады поставить лагерь. Обстановка приятная – обзорность, долго вечером светило солнце, абсолютно не было ветра. Под палатки надо было ровнять площадки в снегу. Чем весело и занялись, прерываясь на фотосессии с лопатой. Чего-то сварили, кажется рожки. Сьели с колбасой.  Кастрюльки закипают очень долго, даже накрытые стеклотканью. Наверное холодно. Во всяком случае минус. Пытаемся увидеть-угадать где наш перевал. Вдруг я увидела как одно облако переползает Главный Киргизский Хребет в щелку между горами. Я подумала, что это и есть наш перевал. Но впоследствии оказалось, что это перевал Лесгафта.  Легли в 19:30. Ночью в палатке-четверке сначала стучали зубами, потом жались друг к другу. С пол-ночи вроде согрелись и уснули. Сон вообще-то плохой. Наверное из-за высоты.

Коля всю ночь скрипел снегом вокруг палатки.

5.05.2014

Дежурные встали в 4:30. Варим геркулес, собираемся. Холодно, примерно -5-7. Пытаемся выйти пораньше, пока снег держит. Выходим в 7:15. Два часа идем сравнительно легко – снег не проваливается и подьем пологий. После 9:15 идти стало трудно - и круто и проваливались. На высоте 3870 останавливаемся в раздумьях – где перевал? Видим вроде бы три перевальных понижения. Трек идет как-то между левым и средним. Вова и Тоня отправляются на разведку с GPS, чтоб потом по полученному треку нам сообразить и принять решение. После длительных раздумий я прихожу к выводу, что налево мы видим перевал Иссык-Ата западный, прямо – наш просто Иссык-Ата, а то что направо пер Лесгафта - было очевидно. В этом месте нам не хватало фотографий перевалов, те картинки, что имелись, были сняты с другого ракурса и мы никак не могли на них ничего опознать. В последствии выяснилось что перевал обозначен на картах восточнее метров на 200-300. Разведчики вернулись и подтвердили – нам прямо, мы на правильном пути. Погода меж тем немного изменилась – небо было в дымке, что, однако, не спасало от обжигающего солнца. В общем с погодой нам везло. Ибо при такой неоднозначности – куда идти – плохая видимость была бы для нас большим препятствием. Но нашим планам было суждено успешно осуществиться и в 10:35 мы достигли седловины перевала. Нашли турик, но записки не было. Написали свою, положили в бутылочку и спрятали в турик.  Радостные, но уже порядком усталые, начали спуск. Терпеть солнце все труднее. Глаза устают даже в очках. Лицо пора завешивать тряпкой. У меня жутко болит голова. Давление 470 мм рт ст. Сбросили 300м высоты и рухнули на стоянку на каком-то скальном уступе. Один черт – под палатку рыть снег. Там или там – разницы нет.  Поставили палатку, залезли туда чтоб отдохнуть от солнца. Помаленьку приходим в чувство. Можно отметить прохождение перевала. Налили «по пять капель». Тоня сварила очень вкусный борщ с копчеными ребрышками. Питательный запах разлился по всей долине.  К вечеру задул очень сильный ветер, пришлось укрепляться и заваливать наветренную сторону палатки снегом. Ночью ветер стих и было тепло. Даже жарко. Наверное от того что завалили палатку снегом.

Ночью Коля ходил по камням и не очень скрипел снегом.

6.06.2014

Встали в 5:10. Быстро сварили и в 7:10 уже вышли. Идти вроде не далеко и не высоко – т к вот он наш следующий перевал – близко совсем. Но не все так просто в горах. Идем, ориентируясь по треку. Трек нарисован по овечьей тропе. Так представь себя овцой – найди правильную дорогу. Через 2 часа подошли к перевальному взлету. Высота 3846. До перевала 400м по горизонтали и 180 по вертикали. Солнце жарит вовсю. Вроде видим перевал (фото не было совсем), но овцам на прямую на него не залезть. Вова без рюкзака пошел на разведку в лоб. Коля без рюкзака пошел траверсом по пологому левому снежнику. Логика подсказывает, что Коля на более правильном пути. И как подтверждение этих предчувствий – вон он уже на перевале, машет нам сверху. Ура! Путь свободен. Начинаем подъем. Уже почти 4 тыщи,  и это не шутки. Дышать тяжело и ноги не идут. Но помаленьку дотопали. Даже оказались выше перевала, на гребне. Радостные допрыгали по камням до перевального турика. Время -11:20, высота 4020, давление 460, температура около +20 . Даже нашли записку Екатеринбургских туристов. Написали свою. Решили вскипятить чай, т к погода вроде не предвещала резких перемен. Полежали, пофотали, попили-поели. Начали спуск траверсом вправо по снежнику. Довольно круто. Пошел даже снег, но какой-то игрушечный. Солнце все равно жарит. Отовсюду, во все щелки. Как в микроволновке – ни куда не денешься. В общем спускаемся. И спускаемся. Ясно, что до травы сегодня не дойти. Да и черт с ним. У нас же есть лопата и море газу. Останавливаемся опять на снегу. Высота около 3500, время  15:30. Варим, едим, отмечаем прохождение перевала, пьем, то есть.

Ночью Коля тихо ходил по насту.

7.05.2014

На утро лица горовосходителей (пренебрегших средствами своевременной защиты от солнца) представляли собой ужасное зрелище. Сначала они опухли, потом начали облазить.

У меня впечатление, что я обгораю даже сквозь ветровку и термуху. Кстати ступни в сандалиях тоже обгорели полосками.

Вышли в 8:00. Вниз! Вниз! Вниз! По правому борту долины  Ашутора. Стандартый набор развлечений – час-полтора  идти легко, а потом утомительные провалы наста, в непредсказуемых местах. К обеду 11:45 свалили почти на травку. Только она еще сухая, лук один уже зеленеет. Высота 3190м. На левом склоне то и дело видны сходы небольших лавин. Таня сварила очень вкусный суп с сухими овощами, зеленым луком и картофельным пюре. Мясо и колбаса уже не лезут. Всплывают мечты о фруктах и овощах, которые ждут нас на Бишкекском рынке. Снизу ползет какая-то хмарь. Она все темнеет. А мы все спускаемся. Около 15:30 туча и мы встречаемся. Полил дождь. Разумнее всего не собирать на себя лишнюю воду, а быстренько поставить палатки. Что мы и сделали. Пока гнездились да варили еду под пологом палатки (рожки с сыром и зеленым луком, лук оказался слишком ядреным)  дождь кончился. Коля не упустил возможности разжечь костер, хотя дров еще не было, но сухой травы мы маленько насобирали. Сожгли мусор. Свой мусор мы на снегу не бросали, все забирали с собой, чего и другим рекомендуем. И пустые баллоны Коля тоже нес вниз.

8.05.2014

На утро опять был минус. Промокшие ботинки крепко замерзли. Я их еле надела и боялась что они сразу натрут ноги, т к они были как железные. Вышли в 8:00. Ботинки минут за 20 оттаяли во время движения. В 9:00 Коля нашел большое бревно. Началось арчевое редколесье. Многие деревья причудливой формы как бонсай, только побольше. У меня сел аккум в фотоаппарате и это доставляет мне душевные страдания, т к началось самое красивое. Эти арчи я бы все зафотала. Пейзажи замечательные, небо как всегда голубое.  В 9:30 спустились к слиянию рек Аламедин и Ашутор. На каменистом берегу живописные группы сиреневых цветов с дивным ароматом. Это Primula macrophylla Первоцвет Крупнолистный.

На обед расположились на травке . Загорали, купались. Кругом растет много дикого чеснока.

Дальнейший путь продолжает радовать глаз живописными ландшафтами. Широкая долина с большими валунами и гравийными площадками, красивые группы кустов и полянки цветущих растений. Вся природа радуется хорошей погоде и теплу. Ближе к вечеру стали подыскивать место ночлега.  Поставили палатки у самой воды, на травянистой, ровной как газон площадке. Вечером долго жгли костер и пели песни.

9.05.2014

Утром опять было бескрайнее голубое небо без единого облачка. Живописные ландшафты продолжались. Коля много фотографировал «сады камней». Я надеюсь скачать у него фото этой красоты. Стали попадаться стада животных –лошадей и коров. Перед самым поселком тропа залезла высоко на склон и шла по зарослям арчи, жимолости и березы.  На левом берегу стало заметно множество гуляющих и отдыхающих людей. Мы выбрали место нашей последней ночевки опять у воды в тени деревьев. После обеда пошли в Теплый ключ посмотреть на местную жизнь. Заодно договорились с водителем микроавтобуса, что он завтра отвезет нас в Бишкек за 1000 р (1500 сом) . Мимо нашего стойбища время от времени проходили рыбаки. Они ловили форель. Один рыбак угостил нас 3-мя рыбками и мы запекли их на палках в костре. Вкусно.

Вечером я пошла еще посмотреть на местную флору и обнаружила тюльпаны, которые были почти похожи на тюльпаны, в нашем понимании, только маленькие. Предположительно это Tulipa kaufmanniana  или Tulipa iliensis .

В темноте мы сидели у костра и уезжать из этой долины совсем не хотелось.

10.05.2014

Ну вот. Активная часть маршрута закончилась. Мы благополучно выехали в Бишкек, по дороге остановились попробовать кумыс. Мнения разделились – но в целом не страшно. Кефир с градусами. В Бишкеке, с помощью водителя сняли квартиру на полсуток за 1700 сом, оставили там вещи, помылись, переоделись и пошли гулять по городу, купить овощей и покушать бишбармак. Мне Бишкек понравился обилием цветущих деревьев. В других восточных городах я не была, хотелось бы увидеть Ташкент.

Ночью вылетели в Новосибирск. В Новосибирске целый день провели под покровительством гостеприимных друзей.

В целом впечатления отличные.

Выводы и обобщения.

Маршрут, как вариант на майские праздники, очень удачен. Практически пол-суток потребовалось для того, чтобы добраться из дома на маршрут. Нужно снежное снаряжение, возможно  даже снегоступы. Ледовое снаряжение не понадобилось. Подьемы пологие. Газу на группу из 6-ти человек на 9 дней ушло 7.5 баллонов, но можно израсходовать и меньше при экономии, я думаю можно было бы обойтись и 5-ю. Мы газа не жалели, варили супы и борщи из сухих овощей, грели воду на мытье посуды. К тому же на трех ночевках есть дрова, но мы жгли костер просто для антуража. Серьезно надо подходить к вопросу защиты от солнца. Обязательна защитная мазь с показателем 50, и настоящие альпинистские солнцезащитные очки. О трансфере можно и не договариваться заранее. Таксисты в а\п Манас предлагают довезти до Иссык-Ата за 3000 р. Из Теплого ключа выехали за 1000 р.
Ущелье Аламедин более живописное чем Иссык-Ата, но в Иссык-Ата купальни горячее и больше, и дешевле.
Комаров, гнуса, пауков, змей - нет.