Десятый день

                                 11 сентября. Десятый день экспедиции

                                                                Самарканд

который мы полностью посвятили знакомству с Самаркандом. Экскурсовод - русская женщина весь день посвятила нашей группе. Мы обошли большое количество исторических и архитектурных памятников и познакомились с некогда могущественной империей Тимуридов.
1


У мавзолея Гур-Эмир, в котором находится могила Тамерлана и его родственников
Мы встречали много туристических групп, в основном это были англичане,немцы, итальянцы, скандинавы, японцы и т.д. Много организованных групп и из самого Узбекистана, в основном паломники.
Ведь все знаменитые памятники являются очень почитаемыми святынями у мусульман. В одном из музеев мы пересеклись с очень колоритной группой бабаев и с ними сфотографировались. К нашему предложению сфотографироваться старики отнеслись с пониманием и посчитали за честь попасть в кадр. Многие из них довольно сносно говорят по-русски, но вели себя с достоинством и были немногословны.
2




Мы договорились с милиционерами и за небольшую плату Роме разрешили подняться на один из минаретов.
3
 



На фото вверху минарета - пятно. Это - голова Романа 




4

Вот такие раритеты встречаются в Самарканде 


5


На знаменитой площади Регистан (флагшток справа)

Видя наши многочисленные фотосессии с клубным стягом милиционеры предложили нам на день поднять наш флаг на высокий флагшток, стоящий в центре площади. Стоимость услуги - всего 100 долларов. Мы отказались. Хотя если учесть что площадь курглосуточно оцеплена милиционерами и пускают туда исключительно туристические группы и площадь в какой-то степени символ Узбекистана, то это недорого.
В одной из многочисленных антикварных лавочек нам любезно разрешили воспользоваться национальными костюмами для фото. Вот что из этого вышло:
6



Слева -Женя, справа - Неля
(в парандже и с голыми ногами - это жесть! 
7


Слева - теща Романа, справа - Михаил в костюме дервиша (мусульманского странствующего монаха )
8




Роман оделся в хорезмский национальный костюм.


Ближе к обеду мы закончили экскурсионную программу и решили еще раз посетить самаркандский базар. Для начала мы обменяли деньги.
9



3 тысячи рублей - это примерно пол-пакета местных сумов. На этом снимке запечетлено нарушение Александром узбекского законодательства, согласно которому обмен валюты можно производить только в банках.
Несколько часов мы посвятили знаменитому самаркандскому базару на котором можно приобрести самые различные сувениры, посмотреть на разнообразие овощей, фруктов, восточных сладостей и многое другое.
10


Самаркандские лепешки считаются самыми вкусными в Узбекистане
11


Вот таких казанов с пловом и другими блюдами на рынке - десятки.



Везде с нами сначала пытались заговорить по-английски, но узнав что мы из России общались на русском языке. Доброжелательность, гостеприимство узбекистанцев пожалуй наиболее ярко выражается в Самарканде. Где бы мы не появлялись, для нас всегда было все самое лучшее. Например, захотели мы пообедать и зашли на базаре в чайхану, в которой большинство столов было занято.Люди сидевшие за столами, увидев нашу компанию, без нашей просьбы освободили для нас столы пересев на другие свободные места в зале. 
12



Соседи по кафе.

Обслуживающий персонал обращал внимание в первую очередь на нас и старался исполнить любое наше желание. Общение на рынке с любым из продавцов несомненно вызывало интерес у соседей-торговцев и просто прохожих.
13
 




С нами просто хотели пообщаться и необязательно нужно было что-то покупать.
14


У этой женщины кроме риса продается самое лучшее кунжутное масло для плова.
На улицах масса интересных сюжетов для съемки:
15


Девочки в национальной одежде.
16

И такое попалось...

17

Самаркандские школьницы


18

Саша рядом с апой и бабаем.

А вечером гостеприимные хозяева нашей гостиницы устроили нам прощальный ужин (5 USD с человека) - с самаркандским праздничным пловом, фруктами и т.д. и т.п. 
19



Несут!!!
20



Плов по-самаркандски
(Ромка и Неля сказали что я готовлю лучше  )
21


Натуральные (!) и очень вкусные фрукты.
На вечер мы пригласили национальный фольклорный коллектив (70 USD за вечер). 
22





К ужину присоединились две немки, которые оказались нашими соседями в гостевом доме. 
23





Девушки прекрасно владели русским языком и приехали путешествовать в Узбекистан на две недели.
24
 

25

Немки всячески нас от себя отпугивали
В исполнении музыкантов прозвучали народные песни и мелодии, но особенно нас покорило соло на дойре (национальном ударном инструменте) в исполнении одного из музыкантов. 
26




После шикарного плова мы интернациональным составом плясали под зажигательные восточные композиции. 
27

29


На нас даже пришли поглазеть соседиПрозвучало много тостов – узбекских, немецих, русских. Но сильно спиртным не увлекались, т.к. на следующее утро мы должны выдвигаться в Ташкентскую область – в Угам-Чаткальский национальный парк. 
Одиннадцатый день

                              12 сентября. Одиннадцатый день экспедиции

                                                      Самарканд- Ходжикент



Выспавшись мы тронулись в путь в направлении Ташкента. Ехали в светлое время суток, и где бы мы не проезжали всегда оказывались в центре внимания - нас снимали на мобильные телефоны, дехкане побросав кетмени глазели на нас, пассажиры в автобусах обращали внимание только на нас. Очень часто нас догоняли какие нибудь машины и ехали рядом читая надписи на наших наклейках, затем посигналив ускорялись дальше. Смотрим стоит группа людей обсуждает какие-то проблемы, потом невзначай один из группы увидит нашу колонну и сразу дергает других за рукава и показывает в нашу сторону пальцем - мол, посмотрите, какие едут  
Через несколько километров меня остановили сотрудники ДПС за превышение скорости на 10 км - стояли с "радаром-пистолетом". В этом случае конечно можно было как в России с ними поспорить на предмет сертификации и т.д., потому что фиг знает скорость какого автомобиля у них была зафиксирована на приборе, но решил что время дороже. 
Пообщавшись с ними отделался сувенирами.
1


Хлопковые поля. Коробочки хлопка еще не раскрылись, поэтому поля зеленые.

По пути мы останавливались пару раз посмотреть как растет хлопок и прямо с бахчи купить дынь-арбузов. Ведь именно в Сырдарьинской области выращивают знаменитые мирзачульские дыни, больше известные как «торпеды». Настоящая "торпеда" весом около 5-7 кг стоит около 15-20 рублей. Спелую дыню из Мирзачуля вряд-ли можно довезти на автомобиле до Москвы. Этот сорт очень сладкий и нежный и от ударов и времени дыная просто пропадет. Жалею что не сделали фотографий дынь и арбузов  

В советское время трасса Самарканд-Ташкент протяженностью 280 км была построена по самому короткому пути и пролегала через небольшой отрезок территории Казахстана. Сейчас же дорога в сторону казахского отрезка закрыта и нужно делать небольшой крюк через город Гулистан. Состояние трассы можно оценить примерно на четыре балла.
2
 



Короткая остановка "по требованию" после Гулистана.
А после Гулистана – на твердую четверку. Перед въездом в Ташкент нас встречал мой хороший друг – Шавкат Усманов. За последние годы Ташкент и дороги сильно перестроились, поэтому без помощи местных можно было поплутать. Шавкат с радостью согласился нас сопровождать до самого Чирчика (около 35 км от Ташкента).
3



На въезде в Ташкент.

В Бектемире, небольшом городке под Ташкентом мы заехали в корейское кафе, где попробовали много национальных корейских блюд. Кук-си (тонкая лапша с мясом, овощами, приправами и холодным бульоном) понравилась не всем., а вот пегоди (большие пирожки с мясом и капустой приготовленные на пару) понравились всем без исключения. Некоторые из нашей компании рискнули попробовать еще одно блюдо из настойщей корейской кухни. Не будем на форуме афишировать название, но скажу что оно очень полезное для здоровья.
Обед на человека обошелся примерно в 3-4 доллара. Около 16 часов мы уже были в Чирчике, нашем с Игорем родном городе.
4
 

Это у офиса моей бывшей компании, в которой я был соучредителем.

5


Наши экипажи и наши чирчикские друзья.

Наш друг Рустам сопроводил три экипажа в горный поселок Ходжикент (около 70 км северо-восточнее Ташкента), а мы с Игорем задержались в Чирчике – увидеться с родными и знакомыми. Уже поздно вечером мы поехали догонять нашу компанию и прибыли в Ходжикент поздно ночью. Наши уже разместились в шикарном (по местным меркам) загороднем коттедже.
6


Вид из окна коттеджа

7


Холл коттеджа.

Михаил уже с самого приезда «распечатал» Угам-Чаткальский национальный парк и во всю «молотил» в телеграфном участке. Радиосвязи в телефонном участке я решил оставить на следующий день и сразу лег отдыхать как будто чувствуя неприятности следующего дня... 
Двенадцатый день

                                13 сентября. Двенадцатый день экспедиции.

                                          Угам-Чаткальский национальный парк



Новый день в Ходжикенте начался не очень приятно. Утром нас разбудил хозяин дома и сказал что милиция проверяет регистрацию. Продрав глаза я обнаружил во дворе двух людей в штатском , у которых за поясом были пистолеты в кобуре. Представившись сотрудниками милиции они попросили предъявить документы. С точки зрения законодательства Узбекистана с документами у нас было все в порядке – мы регистрировались в каждой гостинице и у нас имелись все вкладыши с отметками о регистрации. Пребывание иностранных граждан на территории Республики Узбекистан без регистрации свыше трех суток является незаконным и стражи порядка могут применить различные санкции – вплоть до ареста. В нашем случае у нас были вкладыши с отметкой от 12 сентября и мы могли спокойно находится на территории Узбекистана еще двое суток. Тем не менее милиционеры попросили собрать у всех паспорта и съездить в отделение милиции для регистрации. Мы с Александром съездили в отделении милиции где нас благополучно зарегистрировали, сняли ксерокопии с паспортов и сопроводительных документов. Вся процедура отняла у нас около двух часов. Милиционеры были с нами вежливы и при прощании извинились, объяснив необходимость процедуры тем, что примерно неделю назад в соседнем кишлаке был застрелен милиционер, а в конце августа в Ташкенте произошли перестрелки в связи с чем был усилен паспортный режим. 
Конечно же, появление четырех «нарядных» автомобилей, да еще с российскими номерами в горном поселке не могло быть не замеченным, поэтому нас спозаранку и «оформили». 

Позавтракав мы двинулись на экскурсию по Угам-Чаткальскому национальному парку. Особенность природоохранных территорий Узбекистана еще в том, что они принадлежат различным министерствам и ведомствам. Например, заповедники «Бадай-Тугай» и «Зарафшанский» относятся к Министерству лесного хозяйства, а Угам-Чаткальский национальный парк находится в ведении Ташкентской областной администрации. Поэтому, возможно о нашем прибытии не были известно администрации парка, и мы не стали искать контактов с ними, а просто самостоятельно провели экскурсию. Тем более что я сам прожил на территории парка более 7 лет и многое чего могу рассказать и показать. Парк был создан в 1990г. и расположен на территории Ташкентской области площадью 574 тысячи гектар. Он охватывает практически все юго-западные отроги Западного Тянь-Шаня: Коксуйский, Угамский, Майдантальский, Пскемский и Чаткальский хребты. Диапазон высот от 900 до 4000 м над уровнем моря, в который входят среднегорный, лесной и высокогорный пояса. Растительный мир парка насчитывает свыше тысячи видов, среди которых встречаются эндемичные растения, произрастающие только на территории парка. Из наиболее известных и знаменитых редких видов растений можно назвать различные виды тюльпанов, луков, кузиний, астрагалов, степной пион, мыльный корень, вечнозеленый кустарник бересклет Коопмана, эремурус мощный и другие.
Целый ряд растений, произрастающих в парке, являются лекарственными: шиповник, зверобой, бессмертник, родиола, душица, мать-и-мачеха, подорожник, змееголовник.
Фауна наземных позвоночных представлена 4 классами и включает 275 видов, в том числе: амфибии - 2 вида; рептилии - 18 видов; птицы - 207 видов, млекопитающие - 48 видов. Оценка эндемизма фауны наземных позвоночных порядка 15% (рептилии 1.3%, птицы 12.5%, млекопитающие 2.0% от общей фауны Узбекистана).

На территории парка находится ряд крупных рекреационных зон, пользующихся популярностью в течение всего года. Среди них наиболее значимые : урочища Бельдерсай и Чимган, а также периметр акватории Чарвакского водохранилища. 
Поднявшись выше плотины Чарвакской ГЭС, имеющей высоту 160 метров мы насладились прекрасным видом на чашу Чарвакского водохранилища. 
1



3




Большой Чимган 3309м
Затем проехав десяток километров по живописной горной дороге в урочище Чимган. мы прибыли к подножию Большого Чимгана - самого любимого зимнего места отдыха узбекистанцев. Зимой когда в Ташкенте +10 и нет снега, то в Чимгане снежный покров всю зиму достигает полутора метров. Из-за уникального климата снег по праву считается одним из лучших в мире для горнолыжного катания. После присоединения Туркестана к России генерал-губернатор Туркестана именно в этом месте построил свою загороднюю резиденцию.
Короткая остановка для встречи с друзьями и мы направляемся в Бельдерсай, который находится примерно в 10 км от Чимгана.
4



В СССР была единственная горнолыжная трасса сертифицированная международным союзом лыжного спорта - в урочище Бельдерсай, где функционирует подвесная канатно-кресельная дорога в летнее время поднимающая туристов , а зимой горнолыжников на высоту более двух километров.
5
 



6


7





Все участники экспедиции отправились по ней наверх, а я остался в машине давая возможность установить радиолюбителям связи с новой заповедной территорией.
8
 



9



10

Женя завязала свою тряпочку на "дерево счастья"

11

А Саша рискнул проехаться верхом

12


Ребята спустились вниз и мы тронулись обратно в сторону Чимгана, по дороге сделав две короткие остановки - для покупки кумыса и встречи с моим другом детства.

13


14

С другом детства.

Во второй половине дня мы планировали посетить часть территории Чаткальского заповедника, являющегося ядром Угам-Чаткальского национального парка. Мы должны были проехать Бричмуллу - большое горное село, про которое написана известная песня Т.и С.Никитиными "Золотая Бричмулла", но дорогу к нему нам преградил милицейский блок-пост на котором наши машины развернули. В этот раз не помогли ни связи, ни документы, ни друзья. Ну нельзя иностранцам и все.
15



16

 Оставшийся день мы провели на берегу Чарвакского водохранилища совместив купание с ужином.
17


Чуть позже к нашей компании приехал Шавкат из Чирчика и привез всяких фруктов-дынь-арбузов. Роман попытался испортить заранее маринованое мясо для шашлыка, но Игорь во время его остановил. Роман никогда не жарил шашлыки на буром низкокалорийном угле и здесь его этому научили. В Ташкентской области повсеместно узбекский шашлык готовят только на буром угле и вкус получается бесподобным.

Все это время мы с Михаилом попеременно работали в эфире и провели достаточно много радиосвязей. 

Ночевать мы поехали в коттедж, намереваясь утром выехать в сторону узбекско-казахстанской таможни.... 
Тринадцатый день

                                 14 сентября. Тринадцатый день экспедиции.

                                                        Ходжикент- Ленгер

С утра мы тронулись в сторону Ташкента, т.к. ближайший таможенный пост через который иностранные автомобили могут выезжать из Узбекистана.находится в Ялламе, это примерно 60 км юго-западнее г.Ташкента. По пути мы заехали в Чирчик и попрощались со всеми знакомыми, родственниками и друзьями. При въезде в Ташкент нас остановили на посту ГАИ и потребовали документ разрешающий применение тонировки для автомобилей Романа и Александра. Несмотря на мои предупреждения ребята перед поездкой не избавились от тонировки и вот у нас появились проблемы. Нам грозил штраф в размере 60 000 сум с машины. Недолгий разговор с сотрудником инспекции и нас отпускают с пожеланием счастливого пути и угостив кисточкой винограда. Благополучно по объездной минуем Ташкент и следующая наша остановка на очередном блок-посту в Чиназе. Милиционеры нас узнают, т.к. мы проезжали этот пост два дня назад, регистрируют….. и тут мы узнаем о существовании новой разновидности алкотестера. Наш загранпаспорт легонько сгибают так, чтобы образовался цилиндр и предлагают нам в него дунуть. Да, накануне мы пили – пиво и кумыс, но после этого хорошо кушали и спали. 
1




Мне, Роме и Косте разрешают ехать, а Александру предлагают пройти на пост где установлен уже настоящий электронный прибор. Мы стоим и ждем результата. Александр возвращается и говорит что загорелась красная лампочка и ему предлагают ехать на медицинское освидетельствование. При этом нам говорят что вы не волнуйтесь, мы только отберем права, а машину арестовывать не будем. Милиционеры вызвали машину сопровождения и предложили Александру вместе со мной проехать в медицинское учреждение.
Перспектива остаться без прав перед прохождением оставшихся почти 6000 км на нашем пути и пересечении 8 таможенных постов вынудила нас договариваться со «стражами порядка на дорогах». Договор стоил 70 000 оставшихся узбекских сумов и 1000 российских рублей. Честно говоря - Александр абсолютно был трезв, но потеря времени и неизвестность перед компетентностью экспертизы вынудили нас пойти на такой шаг. За время путешествия это была единственная крупная трата денег на взятку. (Штрафом это назвать - язык не поворачивается). Если утренняя проверка в Ходжикенте была обоснованной и всем понятной, то этот инцидент был откровенным вымогательством. Если кто-то из чиновников Узбекистана прочитает эти строки, то при желании сможет вычислить сотрудников Чиназского блок-поста на трассе Ташкент-Гулистан работавших там 14 сентября с 10 до 13 часов.
Получив мзду, нас отпустили и примерно через 25 километров от Чиназа по указателям на Ялламу мы свернули направо, в сторону таможни. Сорок минут мы прождали, пока нас запустят на пост для прохождения таможенных процедур. Узбекские таможенники заставили нас выгрузить из машин почти все содержимое. В отличие от сотрудников каракалпакского таможенного управления (при въезде на территорию Узбекистана) отношение пограничников и таможенников поста Яллама к нам было не уважительно-понимающим, а и безразлично-хамским. Это при том, что на руках у нас было достаточное количество бумаг по которым ранее нам чуть ли не честь отдавали.Например, при оформлении таможенной декларации у меня забрали единственную имевшуюся копию узбекской радиолюбительской лицензии. На просьбу снять копию, а оригинал вернуть мне ответили что ксерокс не работает и надо было привозить с собой копию. Впрочем, такое отношение было не только к нам, но и ко всем пересекающим границу. Стоя в ожидании мы слышали как русский мужик откровенно крыл матом пограничников за столь долгое ожидание.на границе. Мы проходили таможенные процедуры примерно два часа и вот все формальности соблюдены и мы пытаемся выехать с территории Узбекистана. Но не тут то было! От узбекского до казахского шлагбаума около 300 метров. Дорога в два ряда забита фурами так, что хвост колонны на узбекской территории. Выясняем, что на казахской таможне сломаны весы и поэтому фуры без взвешивания не пропускают. Встаем в очередь. За два часа продвинулись метров на 50. Потом упрашиваем дальнобойщиков сдвинутся , чтобы освободить проезд для легковых автомобилей. В течении нескольких часов удается к границе продвинутся так, что до казахского шлагбаума остается единственная фура. Через несколько минут мы въезжаем в Казахстан и проходим все таможенные процедуры в течении часа. Запомнился эпизод: поставили штамп в паспорт и чиновник держа мой паспорт в руках слегка приоткрыл его смотрит на меня и приговаривает «Чай-пай?». Я прекрасно знаю что так он просит немного его «подмаслить», но делаю вид что не понял: «Простите что вы сказали?». Он снова: «Чай-пай?». Я спрашиваю: «А что это такое?».
-Ты чего? Не знаешь разве?
-Нет.
-Ну тогда ладно. Езжай.
У ребят этот чиновник тоже самое спрашивал, но остался ни с чем 
Переход границы у нас занял около 8 часов. Мы фактически потеряли день.

Мы уже знаем что шымкентские радиолюбители и наш одноклубник Рафаэль ждут нас, но до Шымкента нам нужно преодолеть 110 км. По пути останавливаемся и перекусываем в придорожном кафе. Во время остановки я устанавливаю на крышу автомобиля УКВ антенну на 144 и 430 Mhz. В районе Сары-Агаша даю общий вызов на 144 и мне отвечают ташкентские радиолюбители. Из-за рельефа местности в движении связь не очень устойчива, но тем не менее удается побеседовать с Энвером из Ташкента, который помнит меня еще по узбекскому позывному. Через какое-то время связь с Ташкентом пропадает совсем и мы уже в темноте подъезжаем к Шымкенту. В эфире нас ожидает несколько шымкентских радиолюбителей, которые нас сопровождают до города Ленгер (примерно 30 км от Шымкента) , где мы должны встретиться с местными радиолюбителями. Около 12 часов ночи нас встречают в Ленгере Герман Александр Петрович (UN7NB), Аймаханов Галым (UN7NFD).
2



Пообщавшись несколько минут мы уже в сопровождении Александра Петровича двигаемся в Сайрам-Угамский национальный парк. Через несколько километров после Ленгера асфальт заканчивается и мы в полной темноте по каменистой грунтовке поднимаемся в горы. Несколько километров камни на дороге такие большие, что руль просто вырывает из рук. Переживаем за подвеску - выдержат ли наши машины такое испытание? По словам Александра Петровича по эти дорогам ездят только трактора и УРАЛы на заготовку сена. Дорога постепенно из каменистой переходит в обычную пыльную грунтовку с очень глубокой колейностью. Стараемся ехать на максимально возможной скорости - устали и всем очень хочется спать. А максимальная скорость наверное всего 10-15 км/ч. Дорогу видно только в свете фар. По бокам кромешная темнота. Если светила хотя бы луна - были бы видны очертания гор. Множество ответвлений дороги и безлунная ночь затрудняет ориентирование и мы двигаемся только по указанию Александра Петровича. Но и он через несколько километров констатирует что мы уже давно едем не в нужном нам направлении. Принимаем решение разбить лагерь на одном из хребтов Каржантау. Собственно мы давно находимся на территории Сайрам-Угамского национального парка, но нашей целью была вывеска этого парка, на фоне которой мы должны были сфотографироваться. Сайрам-Угамский государственный национальный природный парк организован в 2006 году. Он расположен в северной части Западного Тянь-Шаня, включает отроги Таласского Алатау, а также массивы Угам, Каржантау и Боралдайтау. Территориально захватывает частично Казыгуртский, Толебийский и Тюлькубасский районы Южно-Казахстанской области. В парке насчитывается 59 видов млекопитающих, из них 10 занесены в Красную книгу, в том числе эндемичный для Западного Тянь-Шаня сурок Мензбира, около 300 видов птиц, 30 из которых находятся на грани исчезновения, а также 1635 видов растений, из которых около 200 занесены в Красную книгу Казахстана. Из видов рыб наиболее распространена маринка. Она водится в горных реках, в местах промоин и углублений. Зеленая жаба встречается в долинах рек до самых снежников, а озерная лягушка – только в теплых озерах и по берегам рек. В предгорьях и низкогорьях комфортно себя чувствуют рептилии: серый геккон, разноцветный полоз, пустынный гологлаз, водяной уж, желтопузик. Полоза можно встретить в среднегорьях. Здесь же живут и ядовитые змеи – щитомордник и серая гадюка.
В предгорьях проживают жаворонки, желчная овсянка, просянка, черноголовый чекан. Средой обитания иволги, белокрылого дятла, серой мухоловки, большой синицы, большой горлицы, вяхиря, сплюшки являются лиственные леса. Заросли арчи привлекают дубоноса, синицу, черноголовую завирушку, дрозда-дерябу, обыкновенную неясыть. В высокогорных лугах и степях встречаются рогатый жаворонок, горный конек, гималайский вьюрок, гималайский улар, гималайская завирушка и огромный ягнятник-бородач. На скалах и осыпях можно увидеть бурого голубя, кеклика, черного ворона, пустельгу, домового сыча. 
Из млекопитающих в горах распространены слепушонок, обыкновенная полевка, заяц-толай, дикобраз, барсук, туркестанская крыса, лесная соня, лесная мышь, кабан, лисица, ласка, сурок Мензбира, реликтовый суслик, серый хомячок, белокоготный медведь, сибирский козел, подковонос, красная пищуха...Думаю что радиолюбители нам простят отсутствие фотографии рядом с вывеской национального парка, а доказательством посещения станет наше фото с ленгерским радиолюбителем на одном из отрогов Каржантау. Как выяснилось позднее, наша поездка в Сайрам-Угамский национальный парк вообще могла не состояться из-за активности террористической банды в этом районе. На перехват этой банды пограничники отправили вертолет, который разбился на территории Угам-Чаткальского национального парка : http://www.baltinfo.ru/tops/V-Kazakh...zazhivo-103674 По словам Рафаэля и Галыма они даже сомневались что мы сможем попасть не то что в сам национальный парк, но и даже в Ленгер... 
Четырнадцатый день

                             5 сентября. Четырнадцатый день экспедиции.

                                     Ленгер- Заповедник Аксу-Джабаглы
1

                                                Поздний ужин или ранний завтрак.


Ночью в эфире работал Михаил, а ранним утром я его сменил.
Рассвело и перед нами открылась красота национального парка.
2
 

Птиц и насекомых - изобилие. Саше удалось заснять вот такого монстра:
3


Настроившись на 144 Mhz и провел несколько радиосвязей с ташкентскими и шымкентскими радиолюбителями, которые ожидали нас на этом диапазоне. Еще пару часов работы в эфире и мы вынуждены ехать обратно – мы прилично выбиваемся из нашего графика, да еще и в Шымкенте намечена встреча с Рафаэлем (нашим соклубником) и руководством Шымкентской областной Федерации радиолюбительства и радиоспорта Казахстана.
4

                                                              Наша команда

В Ленгере тепло прощаемся с Александром Петровичем и двигаем в Шымкент, где на въезде в город нас должен встретить Нуржан (UN7NZ) - Руководитель Шымкентской областной КФРР. 
В пути проезжаем казахские села и нам встречаются лошади:
5


Ромка по рации начинает канючить чтобы мы остановились и нашли где продается казы - конская колбаса, мотивируя тем, что раз есть лошади, значит должна быть и колбаса!
6


Казы мы кушали практически везде в Узбекистане и это мясное изделие очень всем понравилось. Увы, казы нам не удалось купить. Но только купить!
Нуржан нас встретил и через некоторое время к нам присоединяются еще двое радиолюбителей и наш Рафаэль (RAF).
7
 
                                                                   Вот и встретились!



8

                                                               Памятник в Шымкенте


С этими замечательными людьми мы едем в очень уютное кафе, расположенное на берегу ручья с прозрачной горной водой.
9


Представьте себе небольшой парк, войдя в который через каждые 10 метров есть специальные места (на 10-15 человек) где можно спокойно посидеть, покушать и отдохнуть. Хотите - европейские столы, хотите - восточные топчаны.
10


                                                               Рафаэль накрыл паляну 
Конечно, мы выбрали последнее где мы пробуем просто восхитительный тандыр-кебаб (мясо со специями запеченное в глиняной печи)
11


и знаменитый бешбармак (тонкие квадратики теста с мясным ассорти и насыщенным бульоном).
12
 

Послеобеденное состояние не располагает опять садиться за руль автомобиля.
13

                                                                      На территории кафе

Хочется еще полежать на тахте на берегу журчащего ручья и насладиться природной гармонией после гастрономической эйфории. 
14


                                         Рафаэль (RAF) и Евгения (супруга Александра -AlexPiter)

Рафаэль (RAF), Нуржан (UN7NZ) , Виктор (UN7NR), Алексей (UN7NF) , -огромное Вам спасибо за «поляну» ! Нам конечно хотелось бы побольше побыть в Южном Казахстане – мы не посетили Отрар и Каратауский заповедник, но увы, нужно ехать.
15

                                                                            Глобус Казахстана


На выходе из уютного кафе мы фотографируемся на память, причем случайные посетители кафе тоже стараются нас сфотографировать и записать видео на свои мобильники.
16
 

Нуржан, Виктор и Алексей просят продемонстрировать наши радиостанции в действии. Рядом проходящая высоковольтная линия электропередач из-за помех не позволяет это сделать и мы проезжаем пару километров в сторону Тараза.Включаю радиостанцию, даю общий вызов и мне сразу же отвечают несколько радиостанций. Буквально через две минуты слышу какой-то странно длинный болгарский позывной LZ8WHST. Отвечаю этой станции и прослушав корреспондента понимаю что мой собседеник из Болгарии…Председатель Федерации радиоспорта и радиолюбительства Казахстана Асаубай Сейткул Жексенулы, UN7ZA. Сейткул в это время находится в Болгарии, на чемпионате мира по скоростной радиотелеграфии и сильно удивлен нашей встрече в эфире. Я подзываю к микрофону Нуржана, UN7NZ и прошу его поговорить с Болгарией. Видели бы Вы лицо Нуржана когда он в собеседнике узнал Сейткула! Для нас это было такой неожиданностью, что даже запечатлеть на фото или видео не успели.
17

                                                                          С Нуржаном


Хочу отметить, что Сейткул за последнее время сделал очень многое для развития радиолюбительства в Казахстане – Федерация радиоспорта и радиолюбительства стала полноправным членом международного союза радиолюбителей, включена в приоритетную программу развития Министерства по спорту и туризму Казахстана. Усиленными темпами идет популяризация радиолюбительства во всех областях Казахстана – при поддержке правительства выделяются значительные ресурсы на развитие радиоспорта. И конечно же, Сейткул проникся идеей нашей экспедиции и потратил немало времени на содействие нашему мероприятию начиная от получения лицензии и заканчивая координацией на местах. С Сейткулом мы вели многочасовые беседы в скайпе обсуждая подготовку к нашей экспедиции, а вот в эфире встретились первый раз. Поэтому радиосвязь с Сейткулом можно назвать знаковой. После этой радиосвязи начинаешь задумываться о чудесах в процессе экспедиции: первая связь из Узбекистана – с Президентом WFF Валерием Сушковым, больше всего желавшего активации узбекистанских заповедников, спонтанный выход в эфир с Шымкента - радиосвязь с Сейткулом, переживавшего за наше продвижение по Казахстану. Таким замечательным эпизодом закончилось наше общение с шымкентскими радиолюбителями и нашим соклубником Рафаэлем. 
Ребята, спасибо за гостеприимство!
Во время общения с радиолюбителями Шымкента выяснилось что из Министерства лесного хозяйства Республики Казахстан было разослано циркулярное письмо по всем особоохраняемым природным территориям Казахстана с просьбой оказывать содействие активистам радиолюбительской программы Всемирного Фонда Флоры и Фауны. О наличии такого письма подтвердил в телефонном разговоре И.Марченко, ответственный секретарь Федерации Радиоспорта и Радиолюбительства Казахстана. Принимая это во внимание и понимая ,что мы отстаем от графика нашего маршрута все же не можем проехать мимо заповедника «Аксу-Джабаглы», тем более что его территория начинается всего в 15 километрах от трассы Шымкент-Тараз. Решаем засветло доехать до заповедника и найти место для палаточного лагеря, но с обязательным условием – чтобы рядом была вода и деревья. Доехав до поселка в котором расположено шикарное здание администрации заповедника иду на переговоры. Выясняется, что директор заповедника в отъезде и можно пообщаться только с его заместителем. Объясняю заместителю директора цель нашего визита и прошу содействия, которое заключается в предоставлении информационных материалов о заповеднике и разрешении разместить палаточный лагерь вблизи территории заповедника. К моему удивлению циркулярное письмо с Министерства лесного хозяйства о содействии активистам WFF им не приходило, мои сопроводительные документы для них ничего не значат и нам ничем они помочь не смогут. Еще раз более популярно объясняю, что мы проехали из России более 5000 км и посещаем заповедники чтобы рассказать о них всему миру. Мы занимаемся экопросветительской деятельностью и наоборот они должны быть рады что к заповеднику «Аксу-Джабаглы» наша программа проявила интерес. «Неужели это Вам не нужно?» - задал я вопрос, и получил отрицательный ответ. - «Хорошо, я так и напишу в нашем отчете. Спасибо. До свидания». Я повернулся и ушел. Что ж, мы можем расположится на какой-нибудь поляне рядом с заповедником, ведь он находится совсем недалеко, а фотографии фасада административного здания будет достаточно для подтверждения нашего пребывания в «Аксу-Джабаглы» решили мы, но тут вдруг прибежала научный сотрудник заповедника и сказала что она проведет нам экскурсию по музею и нам выделят проводника, чтобы сопроводить на очень хорошее место для ночлега в предбуферную зону заповедника. Мы посетили музей заповедника, который оказался оборудован по последнему слову техники и получили очень много полезной информации.
 
18


Аксу-Жабаглы – старейший и самый знаменитый заповедник в Центральной Азии. Он создан в 1926 году, площадь его всё время увеличивалась, и сейчас составляет 132,6 тыс. га. Расположен он на хребтах Таласский Алатау, Угам и Майдантал, в западной части Тянь-Шаня. Имя заповедника образовано из названия двух его самых больших рек – Аксу и Жабаглы, в междуречье которых он первоначально был создан. В заповеднике тщательно сохраняется всё разнообразие объектов живой и неживой природы. При этом только такие катастрофические явления, как пожары, предполагают вмешательство человека. Благодаря этому учёные имеют уникальную лабораторию по изучению природы в естественном состоянии, а посетители заповедника – возможность наблюдать и оценить первозданную красоту и разнообразие ландшафтов Западного Тянь-Шаня.
Наиболее оригинальными и составляющими «лицо» заповедника являются ландшафты, включающие можжевеловые леса (местное название - арчевники). Эти леса, а точнее – редколесья, образованы двумя видами можжевельника (арчи). Арча полушаровидная (Juniperus semigloboza) и арча зеравшанская (J. seravschanica) имеют высоту 6-7 (иногда до 12) м. Наиболее старые экземпляры в обхвате достигают трёх метров. Третий вид арчи – арча туркестанская (J. turkestanica) – в пределах заповедника имеет стланиковую форму, её «лепёшки» можно наблюдать на склонах в субальпийском поясе. Посетителей заповедника покоряет возможность широкого обзора роскошных пейзажей, которые одновременно открываются глазу в любой части заповедной территории: цветистые луга среди арчевников, глубокие и просторные долины рек, скалистые хребты и снежные вершины, обилие чистейшей воды. Эту воду можно (и нужно!) пить прямо из шумных ручьёв, потому что именно здесь они рождаются из родников и тающих снежников. Уникален грандиозный каньон, в глубине которого течёт в пределах заповедника река Аксу. Ни одно из ущелий заповедника не похоже на другие.
Интервал высот в Аксу-Жабаглы – от 1300 до 4242 м. Разнообразию природных условий заповедника соответствует богатство его растительного и животного мира. В заповеднике зарегистрировано 1312 цветковых растений, многие из которых можно гарантировано увидеть только здесь. 39 из этих растений занесены в Красную книгу Казахстана, но в заповеднике они обычны. Удивительных по красоте растений в заповеднике очень много, но самые знаменитые из них - тюльпаны Грейга (Tulipa greigii) и Кауфмана (T. kaufmanniana). Они стали родоначальниками 75 % мирового богатства сортов тюльпанов.
Фауна заповедника насчитывает 267 видов птиц, из которых на гнездовании отмечены 130 видов. 30 видов занесены в Красную книгу Казахстана. Среди них – беркут Aquila chrysaёtus – символ казахстанской государственности, великолепные хищники – бородач Gypaetus barbatus, степной орёл Aquila rapax, стервятник Neophron percnopterus, сокол-балобан Falco cherrug, прекрасные – черный Ciconia nigra и белыйC. ciconia аисты, журавль-красавка Anthropoides virgo, филин Bubo и синяя птица Myophonus coereleus. Очень интересны такие редкие виды как Terpsiphone paradiseTetraogallus himalayensis,Dendrocopos leucopterusIrania gutturalisParus rufonuchalisParus flavipectus и другие.
В Аксу-Жабаглы огромно разнообразие насекомых. Ученые определили 2124 вида, но прогнозируют найти до 6000 видов. 25 из отмеченных в заповеднике видов насекомых в Казахстане редки и состоят в списках казахстанской Красной книги. Среди них бабочки махаон (Papillio machaon) и апполон (Parnassius apollo), жуки красотел (Calosoma sycophanta) и точечная коровка (Stethorus punctillum), богомол боливария (Bolivaria brachiptera) и другие.
Естественно, самые заметные известные обитатели заповедника – это млекопитающие. Их насчитывают 52 вида. Во время экскурсий, ранним утром или ближе к темноте, можно непременно наблюдать горного козла Capra sibirica, архара Ovis ammon, медведя Ursus arctor и марала Cervus elephus. Живут здесь также краснокнижные снежный барс Uncia , рысь Lynx , каменная куница Martes fiona и индийский дикобраз Histrix indica, редко показывающиеся на глаза посетителям заповедника.
19
 
                                                                         Чучела в музее


Аксу-Джабаглы примечателен множеством живописных ландшафтов и уникальных природных объектов. Это изумительной красоты высокогорные озера Кокуйрум и Жасыл, сверкающие ледопады Джабаглы, Шунгульдука и Бугулытора, узкие скальные ворота Дарбаза в долине р. Балдабрек, величественная долина р. Майдантал. Загадочные массивы серых скал в Коралловом ущелье почти сплошь состоят из окаменевших останков древнейших животных (кораллов, губок, моллюсков) - обитателей огромного моря, покрывавшего эту территорию более 250 миллионов лет назад в палеозойскую эру. Оставили здесь следы своей деятельности и наши далекие предки. В котловане урочища Каскабулак - живописном и суровом месте, окруженном огромным амфитеатром из ослепительного ромбовидного снежника и темных осыпей, находится знаменитая каменная галерея. На плоских камнях, покрытых черной железисто-марганцевой коркой, хорошо видны рисунки древних людей, высеченные острым орудием. Рисунков здесь множество, не менее двух тысяч. Причудливая вязь каменной живописи поражает разнообразием сюжетов и техникой исполнения. Чаще всего встречаются рисунки диких животных - козлов, архаров, маралов. Нередки изображения всадников на лошадях и верблюдах, охотников с луками и копьями, сцен борьбы, плясок, различных ритуалов и даже сцен казни. По поводу возраста этих петроглифов до сих пор не существует единого мнения.
20

                                                                      Фрагмент надписи на камне


Большинство исследователей относит их к сакскому периоду, т.е. к V-IV векам до нашей эры. Другие считают, что «картинная галерея» Каскабулака создавалась многими поколениями, начиная с каменного века до средних веков нашей эры.
21

 
                                                             Фото с сотрудниками заповедника

Вот такое это замечательное место Аксу-Джабаглы. Повторюсь, что у нас катастрофически было мало времени и поэтому мы не смогли побывать на самой территории заповедника.
22
 

                                                  Указатель начала территории заповедника

К тому же нам хотелось немного отдохнуть после нервотрепки в Узбекистане и горного марш-броска по хребту Каржантау. Проводник, из работников заповедника проводил нас на шикарную поляну , закрытую от ветров и по периметру пересекаемую двумя горными ручьями. Располагались мы уже в сумерках, но ужинать пришлось в полной темноте. К тому же стал накрапывать дождь, и вот тут пригодились нам дождевики выданные HYUNDAI MOTOR CIS в качестве промо-сувениров. Всю ночь шел дождь, хотелось спать,но мы с Михаилом все же работали в эфире почти до самого утра…
23


__________________
15-ый день

                      16 сентября. Пятнадцатый день экспедиции.

                                  Заповедник Аксу-Джабаглы – озеро Иссык-Куль

Проснувшись и наскоро позавтракав мы уложив вещи двигаемся в сторону Тараза, от которого до Бишкека всего 236 км. В планах на сегодня пройти казахстанско-кыргызскую границу и к ночи прибыть на берег озера Иссык-Куль. Накануне я созванивался с руководителем Таразской областной Федерации Радиоспорта и Радиолюбительства Владимиром UN6T который дал мне на всякий случай мобильный телефон начальника дорожной полиции Таразской области. К счастью «всякого случая» не произошло и мы довольно быстро, уже к обеду достигли границы. Да простят нас радиолюбители Тараза что не смогли с ними встретиться. Уже очень поджимал нас график маршрута.
Казахские таможенники выпустили нас почти мгновенно. А на кыргызской границе нас встретили мои двоюродные братья – Сергей и Александр, которые передали нам лицензии Министерства связи Кыргызстана с разрешением работать EX8/личный позывной и коробку QSL-карточек для российских радиолюбителей. На кыргызской таможне о нас знали и сам начальник таможенного поста интересовался ходом формальностей. В общем вся процедура перехода границы заняла чуть менее часа. Только мы вьехали на территорию Кыргызстана и остановились чтобы поменять деньги, как откуда ни возьмись подъезжает патрульная милицейская машина, из которой выходят трое милиционеров и представляются участковыми инспекторами. Мои братья перекидываются с ними парой слов и милиционеры спрашивают у нас –«Все нормально?» и пожелав счастливого пути так же внезапно исчезают. Нетрудно догадаться что хотели кыргызские милиционеры от российских туристов. От границы до самого Бишкека примерно 100 км и мы за час колонной пролетаем это расстояние следуя за Тойотой моих братьев. Пару раз нас тормозили инспектора ДПС с радарами за превышение скорости, но кратко перекинувшись словами с моими родственниками сразу нас отпускали. На въезде в Бишкек нас уже ждал Бек Джунушев (EX8AB) - известный радиолюбитель, Координатор Фонда WFFв Кыргызстане , который перехватил инициативу сопровождения в свои руки и далее мы следовали в центр уже за его Мерседесом с правительственными номерами. Движение в Бишкеке хаотичное – подрезают как хотят, тем не менее мы довольно быстро приехали на центральную площадь , на которой находится Белый Дом правительства Кыргызстана. 
1




2

                                         Памятник В.И.Ленину на центральной площади.


Здесь нас уже ожидали местные журналисты, телевизионщики и Президент Федерации Радиоспорта Кыргызстана Иван Иванович Удовин (EX8AA). В процессе интервью о нашей экспедиции журналисты заинтересовались радиолюбительством и репортаж получился сравнительно большой - минут на пять. 
3



Немного пообщавшись с Иваном Ивановичем мы прощаемся с ним и моими братьями и выдвигаемся в сторону Иссык-Куля. По рекомендации Бека останавливаемся на поздний обед в одном из уйгурских ресторанов. На этот раз пробуем настоящую уйгурскую кухню - всевозможные виды лагманов, манты, фунчозу и т.д. Всем очень понравилось. Дорога от Бишкека до предгорий Иссык-Куля проходит через многочисленные населенные пункты скорость в которых не более 60 км/час. 
4

                      Придорожная юрта, в которой можно выпить кумыса и др. нац. напитки.


Часто стоят передвижные посты ДПС с радарами, а вот CB-радиостанций у дальнобойщиков практически нет, впрочем как и в Узбекистане, поэтому приходится ехать строго по правилам. Со мной в машине едет Бек и мы общаемся на радиолюбительские темы. По плану мы должны заехать в национальный парк Чон-Кемин, из которого хотелось бы провести несколько сотен радиосвязей. Стало совсем темно и Бек не сразу сориентировался куда нужно сворачивать чтобы попасть в Чон-Кемин. Немного поплутали, но все же в полной темноте нашли арку указывающую въезд на территорию национального парка Чон-Кемин. 
5

              Немало труда составило сделать это фото - осветить фарами, настроить                                         фотоаппарат. Тем не менее кадр получился все равно смазанным.



К сожалению на 20-метровом диапазоне прохождения уже не было, а на 40-метровом нас никто не слышал – сказывалось влияние гор. Мы находились все равно что в каменном мешке. 
6

                                          Пытаюсь хоть с кем нибудь связаться



С большим трудом нам удалось провести несколько QSO и мы решили на сегодня не тратить времени, т.к. нам нужно было проехать ночью более 50 км по горной дороге и еще умудриться найти гостиницу. 

И вот через несколько десятков километров мы подъезжаем к озеру Иссык-Куль. Въезд на территорию национального парка платный, а для иностранных граждан даже дороже. Но Бек договаривается с охранниками и мы проезжаем бесплатно.
7

                                                                    Вот где мы находимся



Почти в полночь мы въехали в небольшой поселок Тамчи на берегу озера Иссык-Куль и сравнительно быстро нашли недорогую гостиницу «Вилла Старый замок». 
8



Так получилось что в эфире ночью мы не работали из-за того что наши машины с радиостанциями в тесном дворе заперли другие экипажи, а после дружеского застолья за руль уже не садились.
9

 
16 день

                                17 сентября. Шестнадцатый день экспедиции.

                                               Озеро Иссык-Куль -Бишкек



С утра пораньше пришел сторож с ключами от вторых ворот и я выехал на автомобиле прямо к озеру, где мне удалось поработать несколько часов в эфире. 
1

                                                На берегу Иссык-Куля
За это время проснулась вся наша команда и несмотря на температуру около 15 градусов, ветер и дождь некоторые смельчаки искупались в Иссык-Куле. 

2

                                                               Роман с Михаилом


3


Погода была отвратительной – из-за низко висящих облаков не было видно даже гор. Мы решили возвращаться в Бишкек, а на следующее утро пересечь границу и двигаться в сторону озера Балхаш. До 21 сентября остается всего 5 дней. Об активации Наурзумского заповедника в Костанайской области приходится забыть. Успеем ли приехать в Москву 21-го сентября? 
4



С такими мыслями мы покидаем виртуальную точку середины нашего маршрута и возвращаемся в Бишкек. 
5



В пути удается провести несколько десятков связей, но заехав в ущелье связь совсем пропадает.
6



Несмотря на усилившийся дождь делаем несколько остановок для фотосессий. 
7

                                                                На перевале


8

                                                                         Река Чу


9

                                                                 Как будто в Европе 


Уже во второй половине дня прибываем в Бишкек. Поблагодарив и тепло попрощавшись с Беком мы снова попадаем под опеку моих двоюродных братьев. Саша с Сергеем организуют нам поездку в Национальный парк Ала-Арча, а для наших женщин - небольшой шоппинг по центру столицы Кыргызстана.
10



Кыргызский Государственный Природный Парк «Ала -Арча» создан 1976 году и является одним из первых природных парков Средней Азии. 
11



Общая площадь парка составляет 19,4 тыс. га. Территория парка - это типичная горная территория со снежными вершинами, скалистыми горами, ущельями, горными речками. В нее вошли все ландшафтно- климатические зоны, характерные для республики. 
12
                                                                    Костя


Высокогорная зона Ала-Арча - прекрасное место для развития горного туризма, альпинизма, лыжного спорта. Он является самостоятельным структурным подразделением и в своей деятельности подчиняется Управлению Делами Президента КР. Природный парк создан с целью охраны природных объектов и уникальных памятников природы, воспроизводства редких и исчезающих видов растений и животных на территории Природного парка, а также с целью организация культурно- познавательного отдыха, развития туризма и альпинизма. 
13



Главной задачей администрации КГПП является научно обоснованное сочетание массового отдыха трудящихся с охраной природы. В настоящее время особое внимание уделяется как сохранению природных комплексов, так и улучшению и восстановлению нарушенных деятельностью человека природных ландшафтов, восстановлению видового состава древесных пород и травянистой растительности. А также проведению в широких масштабах биотехнических мероприятий по заселению и акклиматизации истребленных видов диких животных и птиц. 
Богат и разнообразен растительный и животный мир парка. На его территории произрастает свыше 800 видов растений, обитает около 70 видов млекопитающих. Особенно богат видовой состав птиц. Их по последним данным, в парке насчитывается 163 вида. В парке произрастает арча, ель, береза, облепиха, спирея, жимолость, шиповник, барбарис, рябина, а также разнообразные виды растений.
14

                                                                      Шиповник



В парке создан музей природы, экспонаты которого представляют большую научную и практическую ценность. 
15



16



Пока я общался с родственниками Михаил «распечатывал» EXFF-011 и провел несколько сотен радиосвязей.... 
17-18 день

                               18 сентября. Семнадцатый день экспедиции.

                                                     Бишкек-Караганда

Утром мы выехали в сторону границы с Казахстаном. Не доезжая границы нашу колонну остановили на стационарном посту ДПС. 
– В чем дело, командир?
- У вас разрешение на рекламу, которая на автомобилях есть?
- Уважаемый это не коммерческая реклама, у нас официальная экспедиция. Вот бумаги.
- Ну если так – езжайте, счастливого пути!
Границу проходим быстро. Киргизские таможенники даже не досматривали толком. Да и казахские чиновники увидев проштампованные вдоль и поперек паспорта пропустили нас не задерживая. От границы до городка Шу неплохая дорога и мы сравнительно быстро приехав в него обедаем и двигаемся дальше. Хочется заметить что в Западном Казахстане еда понравилась нам больше и цены там намного ниже. Прежде чем въехали в Шу останавливались у какого-то придорожного мини-рынка. На этом мини-рынке турки-месхетинцы торгуют шерстяными изделями и заодно продают всякую еду. Выяснив что порция лагмана стоит 700 тенге и готовят его непонятно в каких условиях мы все-таки решили доехать до города. От Шу до трассы Алма-Ата-Астана около 160 км дороги плохого качества, которую можно оценить на тройку с минусом – асфальт старый, много гармошки, колейности и ям. Дорога пролегает в степи, иногда через небольшие лысые холмы. Начался ветер, от которого увеличился расход топлива. Даже приходится заметно прилагать усилия к рулю, дабы на скорости удержать машину в нужном направлении. Городок Шу – это новое название в казахской транскрипции, а раньше он назывался Чу, потому что находится в самой что ни на есть Чуйской долине, которая начинается от предгорий озера Иссык-куль. Соответственно по дороге встречается очень много стационарных постов дорожной полиции контролирующих трассы ведущие из этого известного региона.. На одном из таких постов нас останавливают и проверяют документы. Интересуются откуда и куда едем. 
После моих дежурных фраз нам желают счастливого пути. Из-за сильного ветра как-то быстро расходуется бензин, а вдоль дороги заправок на протяжении 100 км нет – видим только заброшенные или сгоревшие АЗС. Начинаем переживать хватит ли нам топлива до трассы. Но переживаем зря – доехав до трассы через десять километров заправляемся на полюбившейся нам АЗС «HELIOS». Через несколько километров показалось синяя гладь озера Балхаш. Хочется заехать к озеру и хотя бы ноги помочить, но мы твердо решили успеть сегодня прибыть в Караганду и там переночевать, тем более что нас должны встретить карагандинские радиолюбители. 
1

                                                               Балхашская рыба



Дорога хоть и по одной полосе в разные стороны, но широкая и с качественным покрытием. Можно оценить как 4 с плюсом. Двигаемся с хорошей скоростью – примерно 130-140 км/ч, т.к. проезжающие фуры уже с CB-связью и своевременно предупреждают где необходимо скорость снижать. На подъезде к Караганде включаю трансивер на 144 Mhz и координирую передвижение колонны до момента встречи с Дмитрием, UN7PMD. 

Дмитрий встречает нас при въезде в город и сопровождает к уже забронированной по нашей просьбе гостинице. 
2



Обсуждаем наш дальнейший маршрут. Еще в Шымкенте Рафаэль рекомендовал ехать через Петропавловск, т.е. таможенный пост «Петухово». По его словам дорога от Астаны до Кустаная ремонтируется на большом протяжении, да к тому же таможенный пост в Троицке всегда перегружен и мы там можем потерять много времени. Дмитрий тоже советует ехать на Петропавловск и мы принимаем решение следовать рекомендациям Рафаэля и Дмитрия. После легкого ужина мы засыпаем в шикарных номерах еще не зная что это наша последняя ночевка за границей….
3




                                19 сентября. Восемнадацатый день экспедиции.

                                                      Караганда- Петухово

Утром в сопровождении Дмитрия доезжаем до города Темиртау и тепло с ним прощаемся. Дима, спасибо за помощь! 
4



Дорога до Астаны хорошая и мы уже к обеду подъезжаем к столице Казахстана. При въезде в город нас встречает мой друг Валера. Мы общаемся с другом буквально пять минут, фотографируемся и он сопровождает нас по объездной дороге на трассу ведущую в сторону Кокчетава. 
5



Высотки Астаны видим только издалека. Судя по пейзажу в городе есть что посмотреть, но это как нибудь в другой раз. От Астаны до Кокчетава построен автобан – по три полосы в обе стороны. Асфальт – ровный и гладкий как яйцо, так и хочется вдавить «тапку в пол», но увы – максимальная скорость – 110 км/ч и довольно часто перед развязками стоят ограничения 60 и даже 40. Через пару километров на стационарном посту у нас еще раз проверяют документы. Процедура стандартная – колонна останавливается, и я один иду к инспектору. Он смотрит мои документы , задает вопросы на которые получает уже заготовленные ответы и мы двигаемся дальше. По дороге во многих местах строят развязки, думается что после окончания строительства ограничения скорости снимут и можно будет быстро долетать до Кокчетава. Примерно часа в три мы въезжаем в Щучинск и созваниваемся по телефону с Олегом – UN7ECA, который является координатором программы WFF в Казахстане. С ним удается пообщаться во время кратковременного обеда в небольшом придорожном кафе, куда Олег подъехал для встречи с нами. Напоследок он показал нам как проехать к национальному парку «Бурабай», мы сфотографировались с Олегом на память и тепло попрощались. 
6



Кратковременная остановка недалеко от территории национального парка для работы в эфире и мы снова двигаемся в сторону Кокчетава. В Кокчетаве пытаемся в очередной раз заправиться на HELIOS и первый раз за все время нашего пребывания в Казахстане сталкиваемся с тем, что за наличные деньги нужный нам АИ-93 не отпускают, а заправиться можно только по каким-то карточкам. Делать нечего, в метрах трехстах дальше заправляемся на безымянной заправке нужным топливом за чуть большие деньги. На выезде из Кокчетава еще раз тормозят на передвижном посту, только на этот раз регистрирует мою машину в журнале. Объясняют тем, что недалеко из колонии сбежали заключенные и ограбили оружейный магазин, предупредили что бы мы по дороге никого не брали. После Кокчетава дорога не очень хорошая – колейность, ямы, гармошка. Местами ехать больше 60 – просто невозможно. Километров за 50 до Петропавловска дорога становится получше, можно ехать около 100. 
7



Уже в темноте въезжаем в Петропавловск и по навигатору, иногда корректируя маршрут по указателям, выезжаем из города в сторону границы. Около 10 часов ночи подъезжаем к границе. Казахи особо не церемоняться – «Оружие, наркотики, запрещенные предметы есть?» и за час нас выпускают на нейтральную полосу. Около часа стоим перед российским шлагбаумом – технический перерыв. Еще около часа занимает оформление документов. Далее нас просят все вещи из машин кроме «варений и солений» отнести в здание и пропустить через сканер. После этого заставляют открыть машины и замереть. Выпускают собаку – европейскую овчарку, которая обнюхивает весь остальной багаж и автомобили, по-хозяйски запрыгивая в салоны и засовывая свой нос под крылья и бампера. Ничего не учуяв собака удаляется в свой домик, а нам ставят штампы на въезд. И, ура! Мы в России! 

20 сентября. Девятнадцатый день экспедиции.

Петухово-Уфа



Московское время – первый час ночи. Мы устали и нам нужно поесть и выспаться. Как назло – близкорасположенные к границе гостиницы не работают – или закрыты или перепрофилированы. Пошел дождь, температура около 10 градусов и в такую погоду спать в палатках не очень хочется. Решаемся ехать до Кургана. Проехав от границы примерно 120 км ,останавливаемся в придорожной гостинице. Ужинаем в 3 часа ночи и засыпаем мертвецким сном. Так как у нас есть два сменных водителя – Игорь и Михаил, встаем в 8 утра и продолжаем двигаться в сторону Кургана. В пути Игорь и Михаил поочередно меняют водителей всех четырех экипажей давая возможность им отдохнуть хотя бы по пару часов. Идет сильный дождь, пытались ехать больше 120 км/ч, но пару раз на мокрой и не ровной дороге заносило., поэтому сбросили скорость до 90…100 км/ч. Курган и Челябинск проехали без остановки по объездным дорогам. Решили что обедать не будем и попытаемся совместить обед с ужином. 

В Челябинской области началась горная дорога и наша скорость передвижения заметно снизилась из-за многочисленных грузовых автомобилей и передвижных постов ДПС. Вдоль дороги несколько раз встречались опрокинутые фуры. Места которые мы проезжали очень красивые – скалистые горы хоть и не высокие, но покрытые густыми лесами. Проехав несколько километров после Юрюзани вдруг на обочине вижу стоящий FORD FUSION и на его крыше… такую же как у меня антенну MFJ. Пока включил радиостанцию – отъехали несколько километров, но все же на 20-метровом громко услышал RV9WB отрабатывавшего район RDA-69. Я связался с Андреем и уточнил, он ли работает с увиденного мною автомобиля. Андрей подтвердил , а я посетовал что мы только что проехали мимо него. Заметили в последний момент и поэтому не остановились. Закончив общаться с Андреем я провел еще несколько радиосвязей. Через несколько минут мы уперлись в огромную пробку из-за ремонта моста в местечке Сим. С обеих сторон колонны автомобилей в две полосы растянулись километров на пять.

Потеряли в этой пробке около часа. 

Только около 8 часов вечера поужинали перед въездом в Уфу и распрощались с экипажем Романа – он поехал на Самару, а мы в сторону Казани. Около 11 часов ночи мы остановились в придорожной гостинице на последнюю ночевку перед Москвой.

21 сентября. Двадцатый день экспедиции.


Уфа-Москва

Теперь уже тремя автомобилями мы покидаем Башкортостан и въезжаем на территорию Татарстана. В Башкортостане и Татарстане дороги очень хорошего качества – четыре с плюсом. Но есть один недостаток – в основном они однополосные и напичканы передвижными постами ДПС. Но все же находятся любители погонять и хорошим это не заканчивается. В Татарстане мы видели валявшуюся в кювете иномарку, а на дороге несколько трупов то ли волков, то ли собак. Судя по всему стая ночью перебегала дорогу и водитель на большой скорости в нее врезался. Так что не зря инспектора ГИБДД бдят. К слову, на обратном пути по территории России нас остановили лишь раз на стационарном посту в Татарстане, да и то – поинтересоваться, кто мы и куда направляемся. В Татарстане и Чувашии я еще немного поработал в эфире давая возможность провести радиосвязи с редкими для кого-то административными районами России. Жаль что не всегда территории районов обозначены вывесками или указателями. Иногда приходилось останавливаться и спрашивать название районов у прохожих. Неоценимую помощь в эфире по определению номеров районов оказал RW6HPD. Сергей, спасибо большое! 

В самом начале экспедиции мы планировали наши координаты по мере передвижения выкладывать на сайт:www.eurasia-rally.com. Весь алгоритм, программы разработал сам Константин. К сожалению получилось не все гладко: перед Казахстаном у Кости "слетела" программа и только в Атырау местные радиолюбители помогли нам скачать с Интернета довольно большой файл исходника. Далее начались перебои с выкладкой из-за отсутствия нормальной мобильной связи и очень дорогого роуминга. Костя пытался по мере возможности выкладывать наши координаты до последнего пополняя по мере возможности баланс своего телефона.. Но в конце концов получил на свой мобильный телефон сообщение о долге.

Конечно, сумма невероятная и надеемся что это глюк МТС.

Около 17 часов дня мы въехали в Нижний Новгород, где «раздели» автомобиль Кости, сняв всю радиолюбительскую начинку Михаила. Надо сказать что Михаил в отличие от меня очень основательно подготавливался к радиолюбительской составляющей экспедиции – взял несколько антенн, усилитель мощности (которым так и не воспользовались ни разу ) и т.д. После обеда мы расстались с Михаилом и уже около 23 часов ночи были в Балашихе. Я поехал завозить домой в Железнодорожный Игоря, а Костя поехал сопровождать экипаж Александра до места ночевки в Москве....


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Так и закончилась наша экспедиция в течении которой мы 20 суток были вдали от дома, проехали более 10 000 км, посетили более 10 заповедников, провели более 5000 радиосвязей с 5 континентами и встретились со многими замечательными людьми.
За время путешествия у моего Тушкана выявилось два дефекта:
1. На некоторых узбекских АЗС толстое "дуло пистолета" не влазило в горловину бензобака 

2. Очень не хватало коррекции фар. Груженый автомобиль с ближним светом светил как с дальним.


А в остальном я очень доволен автомобилем. Ведь три разных модификации HYUNDAI TUCSON: 2,0 AT, 2,7AT, CRDI участвоваших в пробеге ни разу(!) не поломались!!! Мало того, после очередного ТО, которое по срокам пришлось проводить сразу после возвращения не выявило ни одного дефекта ни в двигателе ни в ходовой. Мне, например, в РОЛЬФ-АЛТУФЬЕВО мастер сказал "Можно еще раз туда же съездить".


По единодушному мнению участников экспедиции больше всего нам понравилось в Узбекистане. И я даже знаю кто из них планирует поехать в Узбекистан еще раз 
 




Комментарии
Guest29.11.12, 03:53
Класна 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте