Меловой остров Мён (Дания)

В который раз я убедилась, что у Ромы глаз наметан на классные места. Изучив карту Дании, он предложил ночевать в восточной части датского острова Мён (переплывать ничего не нужно, все острова соединены мостами!).

Кемпинг Mons Clint в Дании на острове Мон

Мы остановились в кемпинге Mons Clint и только начали выгружать вещи из машины, как Тая уже сломя голову бежала к детской площадке с криком «Ка-а-аче-е-ельки-и-и-и!» А перед этой площадкой нехилый обрывчик, но она, казалось, даже не заметила, съехав с него на попе, как с горки! Еще бы: на детской площадке были и качели, и карусели, и батуты, и спортивный городок, и огромные кубики лего, савочки и ведерки в песочнице!

Куда же в Дании без ЛЕГО?

Как ни странно, но именно на этом острове находится одна из самых крутых природных достопримечательностей Дании! Это самый высокий датский горный массив - белые меловые скалы протянулись на 6 км в длину и достигает 128 метров в высоту. Здесь проложено много пеших, конных и велосипедных маршрутов. От нашего кемпинга мы добрались сюда на велосипедах через живописный лес за какие-то полчаса. Прогулка получилась очень приятная!

Велосипеды мы оставили наверху, потому что вниз ведет достаточно длинная деревянная лестница. Но вокруг такая красотища, что не обращаешь внимание на долгий спуск.

Откуда же появились эти белоснежные скалы на берегах Балтийского моря?

Меловые скалы Мен это раскрытая тайна океанского дна. Около 70 млн лет назад Дания была скрыта от посторонних глаз, потому что ее территория была океанским дном! Океан был теплым, и в нем жило много разных видов животных и растений. Умирая, они падали на дно, и их известковые панцири за миллионы лет превратились в тонкий слой мела (с химической точки зрения известняк и мел это одно и то же вещество — карбонат кальция). Постепенно все изменялось: динозавры вымерли, континенты поднялись, возникли горы. Древнее меловое дно океана оказалось поднято над уровнем моря. Потом с востока пришел ледник и как бы снял «кожицу» (слой толщиной в 50 метров) с древнего мелового дна и смял ее в складки. Грубо говоря, образовавшиеся складки и есть остров Мен. После того, как ледник растаял, часто случались разрушения и оползни, которые и сформировали скалы такими, какими мы видим их сейчас. Здесь можно найти различные окаменелости моллюсков, так как море продолжает разрушать скалы. Самые распространенные это белемниты («чертовы пальцы») и окаменелые морские ежи (круглые шарики). Мы провели здесь почти целый день. Счастью не было предела: Тая восполнила недостаток кальция в организме, Рома искупался, а я вспомнила свои геологическую молодость, отыскивая белемнитов:)

Из-за особой природы меловых почв, здесь растет много редких растений, в частности, несколько сортов орхидей, а кора буковых деревьев имеет особый светло-зеленый оттенок.

Рядом расположен Геологический Центр (GeoCenter Mons Klint) - датский центр геологии и природы, конечно, он для детей постарше. Необычной чертой центра является решение архитекторов расположить большую часть здания под землей. Из уважения к природе, видимая надземная часть здания занимает очень небольшую площадь, а обширная выставочная зона полностью находится под землей. Эта идея очень гармонично сочетается с назначением центра, задача которого – рассказ о недрах Дании.

ГеоЦентр Mons Clint

Скалы Møns были популярны не только у геологов, выделивших в геохронологической шкале датский ярус в меловой системе, но и у художников-пейзажистов.

Part of Mons Klint by Peter Christian Skovgaard (1852)

729PX-~1

View of the sea from Taleren on Mons Klint by Peter Christian Skovgaard (1851)

SKOVGA~1

Сейчас же скалы выглядят не менее прекрасными, чем на картинах 19 века.