Индия

Весёлый конь Весёлый конь
Индия поражает с самой первой минуты , с первых неведомых запахов , с таинственной дымки которая создаёт такую не реалистическую перспективу ,что всё поражает взгляд , даже самые очевидные детали пейзажа......
Но во второй раз ехать страшно , только от того что можно застать другие впечатления ,....страх рассыпать прежние, прекрасные воспоминания . И так необходимо поступать во всём , где тебе было особо хорошо .....

Въезжая в Дели, первыми тебя встречают масштабно раскинувшийся шалашный городок, построенный из картона и мешковины, вроде той, какую применяют наши шопники для своих баулов полосатой расцветки. Площадь приличную он занимает, куда глаз хватает всюду шалаши и палатки. Ещё есть огромная армия попрошаек, где они живут трудно понять, может кочуют, потому как встречал их и глубокой ночью. Пристанут так навязчиво, что сразу не отделаешься, могут больше нескольких километров за тобой следовать и ныть, показывая постоянно на свой живот: "Чапати, чапати". Лучший способ избавится - принародно обратится к нему и показывая на свой живот просить у него чапати. Он сразу теряется, и замешкав отходит. Или таксисты так насядут, окружат тебя что не вырваться, тогда мы прибегали к изобретённой тут же шутке, показывали на небо пальцем, и дико вращая глазами, как и они же, кричали: "Кага, кага " ...это на хинди "птица". Они дружно поднимают головы и внимательно смотрят в сторону пальца, долго думают ...и молчат. Но переезжая в другой город, шутка уже принимала забавный оборот, местные таксисты уже бывали оповещены о ней, и как только мы там появлялись, они дружно начинали показывать пальцами в небо и кричать "Кага, кага " и весело смеяться ....как они узнавали о шутке, и именно нас, трудно представить. Хотя бывали и похлещи загадки, когда я терял своего спутника, уехавшего на мотоцикле кататься, многие подъезжали ко мне и говорили, что он скоро приедет, хотя я их об этом и не просил. Это что-то из цыганской почты. Поразительно!
К нищим в Индии терпимое отношение. Они вообще живут стайно и дружелюбно друг с другом. Если задержаться на одном месте более нескольких секунд, сразу вокруг тебя начинает кристаллизоваться толпа. Останавливаются рядом почти впритык с тобой и стоят молча, разглядывают тебя, могут и просто встать до кучи. И так возле любого остановившегося, не обязательно приезжего. Были на танцодроме, одному остаться просто невозможно, постоянно хвост за нами тащился. Танцевали огромным кругом, весело и в едином порыве.
В больших городах индусы живут кварталами, наиболее обеспеченные живут в огороженных резерватах, со шлагбаумом и вахтёром. Дома двух- и трёхэтажные, бетонные с колоннами и отделанные резьбой и лепниной. Приусадебных участков нет, т.к. участки маленькие и полностью уходят под постройку. В бедных кварталах наиболее живо и колоритно. Вся оживлённая улица представляет собой сплошной базар, с оживлённым торгом. Тут же на многочисленных телегах установлены горящие очаги с котлами, где варят и жарят во фритюре вкуснейшие и острые от перца лепёшки, и всякие кулинарные чудеса. Бегают разносчики чая с интересными чайниками, ко дну которых приделан очаг на углях, они ими размахивают, и таким образом раздувают огонь и чай постоянно горячий. Их очень много и они дружно кричат: "Чшаиии, коуффии. Кому чшаии"... раздаётся отовсюду.
Коровы

Священные коровы Индии :
Представьте огромный заасфальтированный город , пылающий в огне солнца ,душный от спрессованного потока машин и людей ,и живущих здесь коров .А города здесь гигантские , без конца и краю ,вся индия представляет собой один большой город .Когда смотришь из самолёта, видно как один город плавно без просветов переходит в другой ( на севере Индии ). Южнее просветы более протяженные. Животным здесь уже нет места в дикой природе, вот и приспосабливаются они среди людей. Группами и поодиночке коровы медленно передвигаются среди нескончаемой автомобильной реки ,ни на чего не реагируя. Чем они питаются , трудно представить ,хотя много раз видел их швыряющихся на мусорных кучах (обязательный элемент современной Индии),в мусорных баках , в которые они ловко залезают , как российские собаки. Видел жующими газеты , а растительности тут просто нет , не считая редких деревьев. Индусы живут с ними в параллельном мире , особо не замечая и не обращая на них внимания ,не раз не видел что бы кто то подкармливал коров. Прямо в городах индусы умудряются содержать большое стадо, не выгуливая ,а сооружая хлев (в Дели наблюдал стадо в сарае из 25-30 голов),но это домашний скот. А бесхозные валяются где придётся ,порою создавая помехи для транспорта, их бесцеремонно сгоняют ,сильно не ругая .Но приходилось видеть коров и с разорванными боками ,по видимому результат автомобильного столкновения Вот и вся святость ,которая скорее заметна в индийском эпосе .
Иногда мы встречали коров таких гигантских размеров(зебу), что старались перейти на другую сторону дороги , хотя они были запряжены в телегу. Почти как слоны .Такую же нишу , в основном на севере Индии занимают и обезьяны ,которые стаями облюбовали себе старинные замки и дворцы. Довольно нахальные и ведут себя по хозяйски .Подозреваю, их здесь специально терпят, для туристической экзотики ,потому как
в деревнях обезьян я не встречал . Из птиц , заметны стаи ярко-зелёных попугаев .Крупные ,таких в России продают за дорого ,а здесь летают на свободе. Они здесь за ворон .
Транспорт

Транспорт :
Самое удобное перемещение на поездах ,железные дороги опоясали всю страну вдоль и поперёк , т.ч. добраться можно в любую точку .Удобно, купив билет в общем вагоне , по пути следования до места назначения , вылезать на любой станции , оглазев окрестности садится дальше на любой поезд идущий в указанную в билете сторону .И не надо отмечаться с билетом в кассах .Похвалю сервис вокзалов. Хотя "осведомлённые языки" нас и пугали про дефицит чистой воды ,она тут на каждом шагу 10-12 рупис (полтарашка ), а на вокзалах течёт из питьевых кранов бесплатно .Туалеты потрясающие , с душевыми, и с
постирочными комнатами ! Для путников полнейший комфорт и всё бесплатно , а путешествовать индусы любят .Все вокзалы переполнены ими , и на курортах , в различных музейных комплексах , всюду путешествующие индусы .Поэтому рекомендуется покупать билет заранее более десяти дней !Но а в общие вагоны купить можно день в день !И ещё , все вывески на вокзалах на двух-трёх языках , английском и двух самых крупных местных .Хотя в северной части страны преобладает один индийский язык ,и его сменяет другой на юге, вместе их употребляют только в центральной части. И если тебе будет трудно разобраться в направлениях и расписание , то найдётся огромное количество желающих , безвозмездно !(а нас пугали , что за каждую услугу в Индии требуют деньги и попробуй не дать !) помочь, и будет горд от этого , вызывающе посматривая на не успевших .Есть и специальные служащие на вокзалах ,в обязанность которых входит следить за растерявшимися пассажирами .Но к ним в руки советую не попадать ! Хотя это очень трудно .Они выискивают таких по рассеянному взгляду и ....горе тому кто оказался у него на пути ! Замучает советами будет бегать с тобой от одной кассы до другой ,суетится , что бы тебя любой ценой отправить в пункт назначения .Мы попались такому в Бомбее , но там любой растеряться может , тем более что это был первый вокзал доставшийся нам самостоятельно после Дели ( но там нас провожали индийские друзья у которых мы на время остановились). Представьте огромный футбольный стадион , где ни будь в Бразилии....и это будет только один зал Бомбейского Ж.вокзала !А теперь представьте Мекку в начале января ! ....и так в нескольких залах ! Это самый гигантский вокзал Индии , да скорее всего и мира ! Нас и поймал такой любезно-навязчивый помощник . Спрашивает куда мы едим ! А мы от куда знаем куда мы едим !? Нам без особой разницы , мы хотим увидеть ВСЁ!!!!! А ему этого не понять , он вытаращил глаза , дико вращает ими ....мы даже напугались , что заподозрит что не ладное и сдаст спец.службам!
Быстро сказали ему первый попавшийся город на карте, и тут началось.....Он нас проводил в соответствующую кассу (на разное направление -разный зал и разные кассы ). Билетов нет! Повёл в другую ,параллельного направления . Опять нет .Потом потащил нас на автовокзал , чтобы посадить нас на автобус Замучил страшно , и главное не сбежать , он всюду !И не удобно как то , вроде старается помочь ! И представьте так на каждом вокзале таким добровольным помощником может быть любой встречный , но избавится от эти услуг НЕВОЗМОЖНО ! Только сбежать , что мы и делали ! А на вокзалы прокрадывались украдкой, чтобы не вызвать подозрения у желающих нам помочь .Так в Варанаси такой добровольный друг таскался с нами по всему городу , заходил с нами на все встречаемые нами свадьбы , советовал в кафе , пытался затащить нас к себе в гости ....утомил так !Но теперь вспоминаю с грустью его , мне кажется я с ним даже подружился ........
А люди в Индии, просто прекрасные, приветливые, очень весёлые и жизнерадостные. А гостеприимность просто не знает границ ; каждый индус считал своей государственной обязанностью , пригласить нас к себе в гости. В начале он звонил к себе домой , предупреждая их , что скоро приведёт русских друзей , и только потом предлагал это нам ,напевая ,что покажет свой дом и семью . А речь у них мелодичная и ещё в такт некоторые (центр страны) покачивают головой из стороны в сторону ,чем то напоминающее русское "ой-ё- ёй " или грузинское "вай-вай ".Забавно их слушать , это как на Алтае постоянное "однако". А как трудно бывает ему объяснить ,что мы не сможем посетить его семью ,.... в этот раз, а в глазах его читается такое не человеческое разочарование . И так происходит на каждом шагу .
Индусы ещё очень законопослушные , об этом говорит такая занимательная история; Приехав в Бомбей , мы решили осмотреть его на маршрутном троллейбусе и заскочили в первый попавшийся.Сразу же купили билеты , а он тут же через 20 метров развернулся и встал , а кондуктор стал нас выпроваживать , объясняя что это последняя остановка , и дальше троллейбус пойдёт обратно .Нам то какая разница в какую он пойдёт сторону ,мы это ему и стараемся объяснить .Но он требует новой оплаты !Нам это кажется очень нагло с его стороны и мы до него доводим международные правила троллейбусных перевозок , втолковывая ему ,что билет действует во всём честном мире весь круговой цикл !Но он , зараза, твердит одно и то же ; "чикерс " и "чикерс". Тогда, постепенно, мы перестаём понимать язык мирового пролетариата , и переходим на чистый русский .И каждый раз ,находя в его плавной песне паузу и сокровенно смотря ему в глаза, читал ему
Некрасова ....жестикулируя руками и производя объясняющую интонацию ; "Однажды , в студёную, зимнюю пору, я из лесу вышел, был сильный мороз" Он вежливо слушал, и как только я запинался , начинал свою нудную песню про чикерс .А когда ему надо было отойти для обилечивания других пассажиров , то он быстро вводил в курс дела вновь зашедшего пассажира и тот продолжал петь нам про известный чикерс. Постепенно вся задняя половина троллейбуса уже не смотрела в окна , а развернулись все к нам и наперебой
дружно пытались объяснить необходимость покупки чикерса ,а кондуктор передав им полномочия удручённо стоял поодаль .Каждый вновь поступающий к нам пассажир , начинал всё с новой силой , а остальные в такт поддакивали. Я же , не утомимый , впал в поэтический раж ,и пламенно продолжал их знакомить с русской поэзией .После Некрасова , помню был Пастернак ...."И не упускай оказии ,а при попутном ветре не ленись , и вести шли ....,а Гамлета ухаживания вздор " ,театрально вскидывал я руки к
небесам ," ....считай их блажью , фиалкою расцветшей в холода , не долго радующей , обречённой ...".Потом плавно перешёл на Ахматову ; "Радостным и ясным ! Будет завтра утро!... ", держал его крепко за плечи,
и смотря прямо ему в глаза , проникновенно выдавал ,"...Это жизнь прекрасна! Сердце будь же мудро!....Они должно быть остались довольны таким ярким поэтическим реверансом...!Кончилось это благополучно, когда мы наконец то вышли ,заметив красивый дворцовый комплекс, где то на другом конце маршрута Наши отечественные кондуктора на его месте не дали бы и одной остановки проехать, вытолкав при этом пинками, а эти дружно и безобидно махали нам вслед. Славная страна эта Индия !
Поезда

Поезда Индии:
Описывая поезда , необходимо начать с туалетов .Если российские туалеты
страдают от не регулярной уборки и часто открытой остаётся одна сторона, дальняя от
проводника ,то в индийских поездах 4 (четыре!) кабины, каждая из которых заметно боль
ше нашей .И как здесь всё удачно скомпоновано ,просторно и можно помыться во весь рост.
Кабина обшитая со всех сторон оцинкованой жестью , представляет собой огромную ванну с
отверстием по середине и унитазом в углу ,так что каждый выходя может полностью смыть
всю поверхность кабины! Поэтому туалеты всегда идеально чистые, а проводников в вагонах
совсем нет. Вагоны тоже существенно шире и в каждом купе по 6 огромных вентиляторов под
потолком , создающие мощный воздушный поток . Шум переносится от них терпимо. И в основ
ном вагон похож на российский ( описывается вагон класса слип (можно спать)), если не
считать полное отсутствие стёкл , только решётки, и ночью когда достаточно прохладно
и от огромной скорости движения ( носятся поезда примерно под 200км/час ) становится
очень холодно, не выносимо холодно !Индусы всегда носят с собой покрывала, которыми
кутаются с головой, а постельное бельё тут не выдают .Полки в три яруса , как и у нас
только здесь на верхних спят. Народ очень дисциплинирован и без билетов не ездит ,хотя
проводники отсутствуют (странно для русского понимания) и контролёры бывают редко .Мы
встречали его в районе 19 часов всегда ,может это стечение обстоятельства , или они ра-
ботают только в это время, осталось не выясненным.Также пассажиры предусмотрительно ос-
торожны и носят с собою тяжеленные цепи (такие бывают на электромагнитах во вторчермете)
с большущими замками для того чтобы пристёгивать свою поклажу к ножкам полок. Странно ко-
нечно всё это ,и не серьёзно ,огромными цепями прикручивать тряпичные баулы, с пластмас-
совыми замками-молниями ,дёрни слегка и пристёгнутыми на замки останутся только ручки
от сумок.Но они этому уделяют особое внимание, хотя в случаи воровства за месяц путешест
вия замечены не были.
В вагонах общего пользования размещение купе более тесное и народу там собирается как
селёдка в бочке ,не то что сесть, стоять порою сложно даже на одной ноге.На верхних пол
ках только сидят и их занимают в первую очередь. Безбилетников нет , а билеты продают по
требованию, не учитывая возможности вагонов , хотя можно на этот билет сесть и на любой
состав.И когда все пределы возможного исчерпаны, пассажиры сами начинают баррикадировать
ся из нутри. Запирают на палку все двери и никто войти больше не может .На станциях куча
народа бьётся в двери, просят впустить, жалуются полицейским, а те с кремнёвыми, бутафор-
скими винтовками викторианских времён стараются заглянуть в щёлку дверей и упрашивают
открыть , даже иногда угрожают .Но все просьбы тщетны - это баланс законопослушности !
Ездят здесь не только студенты, но и пассажиры самых разных слоёв обеспеченности. Порою
интересно наблюдать за "белым воротничком", чистеньким , в белой рубашке, ведёт он себя
также, с удовольствием может спеть песню и потанцевать ! Я ...не заговариваюсь ! Именно
в этих не человеческих условиях люди прекрасно себя чувствуют , шутят , балагурят, созда-
ётся впечатление , что они все с одной улицы из своей деревни. Но так ведут себя и все,
встретившиеся случайно , коммуникабельность просто поражает !Поют песни, танцуют и мы с
лёгкостью вписывались в их стихийное счастье, тоже пели русские песни времён гражданской
войны (там звуки не высокого тона и я их могу взять ).Это происходило так естественно ,
петь перед всем вагоном , во всё горло будучи трезвым , а они в это время плясали ....!
В вагонах повышенной комфортности ездят люди особые ,часто большими семействами ,и они
не могут позволить себе опустится до "общаги"....и многое в жизни теряют !Во всех странах
эта публика невзрачна ,холодна и не общительна , с ними скучно сидеть , мы приходили сюда
только спать !Другое дело общий вагон , публика колоритная , весёлая , наделённая таким
изысканным юмором и задором, нет ....кто то многое теряет не пользуясь общими вагонами !
Кумиры

Кумиры; Индусы очень трогательно относятся к своим героям,и очень легко
определить их симпатии .Мы часто пользовались этим, хотя совсем не зло-
употребляли. Оказываясь в обществе разглядывающих тебя с интересом инду-
сов , мы начинали разговор с комплиментов известным всей Индии кинозвёз-
дам ,выкрикивая как на футбольном стадионе ; Шукрукх Кхан !!!! и с удо-
вольствием смотрели на реакцию ! О ....это производило оглушительный ус-
пех....нашего появления ! Все начинали радостно размахивать руками, свер-
кая зубами на тёмненьких личиках ,нас сразу же принимали в распростёртые
объятия .Так же магически на них действовало имя Раджа Капура. Стоило толь
ко выкрикнуть это имя на всю собравшуюся площадь , как всё приходило в
праздничное состояние,и мы с триумфом потребляли их уважение и любовь !
Но здесь есть одна маленькая тонкость ,необходимо знать район в какой ты
прибыл , и какое население готово тебя приветствовать .В Индии существует
две различные группы народностей ( их на самом деле великое множество, но
письменность и политические приоритеты отчётливо разделяются именно на
два лагеря),и в каждой свои национальные герои .И горе тебе если ты оши-
бёшься , это надо помнить постоянно !Бить конечно не будут , но сразу же
потеряют к тебе интерес , сверкнув на последок выразительно глазами !Если
Алик Бочан и сын его Абишек Бочан вызовут слёзы умиления на севере ,то бли
же к югу там их не признают, т.к. не являются их представителями. Пожалуй-
ста не путайте народных героев! Помимо героев индийского кино ,в Индии по-
пулярен крокет ! И капитан национальной сборной , Ситдик вызывает самую
мощную волну радости, которая тут же выливается на твою счастливую голову!
Мне доставляет особое удовольствие упомянуть , что Ситдика открыл я !На
знаменитом по своей протяжённости , песчаному пляжу Марина , который, го-
ворят занимает второе место после Бразильского пляжа, в ряду с известными
кинозвёздами , на самом почётном месте стоял картонный Ситдик. Я постарался
всё о нём узнать поподробнее, и этим очень часто пользовался !Не подумайте
что в корыстных интересах , всего лишь для более успешного сближения наших
братских народов !( это в Мадрасе -Чинаи ).Я вспоминаю , уже в Варанаси ,
когда мы катались на лодке по гангу , вокруг было большое количество отдыха
ющих, целая флотилия из лодок. И даже были лодки с телевизором и караоке !И
было очень впечатляюще , когда вся река приветствовала очередную, пламенную
нашу речёвку , основанную на индийских героях! Всюду ,со всех лодок нам ма-
хали руками !В России такого не понять ,если мне скажут , что в соседнем
подъезде пьёт водку пьяная СуперСтар, я может быть даже не дослушаю ....
У нас не тот уровень почитания. Северная страна ....
Гольф

Расскажу как я пробовал себя в игре Гольф на одном из полей г.Дели....
Пройти на гольфийское поле , расположенное в районе Noida города Дели и занимающее

огромное пространство было совсем не трудно , хотя оно и было огорожено высоким каменным забором по всему своему периметру. Парк для игры ухоженный , как и всюду встречавшиеся по стране , в Индии любят эту игру. Играют и молодые и много божьих одуванчиков , но особого азарта от игры не у кого не наблюдалось, а вообще в Индии народ очень темпераментный и если что то начинают делать , то и прикладывают максимум своей энергии ....если приветствуют, то с бешено вытаращенными глазами , раскрытым до всех зубов ртом и нервно подрагивающей головой .
Наблюдать за скучными играющими долго было не интересно , и я решил показать им мастер-игру ! Играть в гольф мне ни разу в жизни не приходилось , но и терпеть их неуклюжие передвижения и удары было сверх моих сил !
Я стал скромно отбирать клюшку у одного из них , который долго не мог попасть ей по шарику , но тот к моему удивлению отчаянно упёрся всеми ногами и не хотел просто так отдавать.... Я ему объясняю , что только покажу как правильно необходимо бить , а тот вытаращил глаза и не отпускает ,и что то
пытается мне доказать , мол за ними наблюдает некий комиссар , запрещающий выдавать клюшки кому придётся ....Для русского человека очень мучительно слушать такие слова ,если я куда то пришёл играть и за это успел заплатить , то мне ни какой комиссар не указ ....а здесь такие сложности .Я помню , когда проходили городские соревнования по хоккею ,у нас в России , то с какой лёгкостью я успевал только менять командные майки играющих пред-
приятий ! Отыграв за одну , выяснялось , что в следующей игре не хватает игрока или азарту , и на меня тут же надевали следующую форму , и ни какой комиссар тут претензий не предъявлял !
А тут, так ни один и не дал мне клюшку для показательного удара ! Ушёл я не очень довольный .
НО за то хорошо удалось поиграть в крикет ! Там это самая любимая игра , просто народная! На всех углах , вместе с пирожками продают биты крокетные ! Даже болеть за играющих долго не пришлось ,
попросил мяч бросить в ворота , да так и остался в игре до конца ! Вот здесь был настоящий темперамент !
Хитрые удары , они постепенно стали играть против меня ,обе стороны ! Хотели предоставить всю мощь индийского удара ....но я тоже не дал посрамится ! Хорошие они люди , индийцы , только через чур добросовестные (нет не так ...через чур законопослушные , как роботы .....человечнее надо быть )
Слоны

Про слонов....
Слонов мало в индии ,а те что есть разукрашенные краской.
Их водят на парад и зарабатывают этим .Пристанут так, что
не сбежать о них , требуют вознаграждений .Но зрелище пот-
рясающее ,когда появляются слоны , разрисовованные , со страш
ными погонщиками ...попробуй не дать им пожертвование ,гла-
за выкатят и угрожающе на слона показывают , мол затопчет.
Попадаются слоны просто гигантские ,как мамонты , даже не
верится ,что они могут слушаться своих хозяев....Всех слонов
приходилось видеть в городах и курортных зонах , в деревнях
не привелось. Гигантскими могут быть и буйволы , почти со сло-
нов, но эти в шоу-бизнесе не задействованы .
Попадаются заклинатели змей .В основном мальчишки с кобрами,
они передвигаются и в поездах ,рассядутся возле твоих ног и
начинают представление с игры на дудочке, а полуживая кобра
послушно принимает любую форму, какую ей не придадут руки па-
цана . Настоящих факиров не видел ,но странствующих людей в
колоритном одеянии можно увидеть часто в публичных местах, не
стесняющихся попросить что либо , указывая на свой живот.
Особенно много странников на реке Ганг (Варанаси) ,там насто-
ящий слёт их. Попадаются и лекари, без разрешения могущие присту
пить к твоему лечению , выхватывают тебя из толпы и с ходу за-
лезают тебе в ухо со страшным крючком....да ещё потом смотрят
на тебя возмущенно ,за то что оттолкнул его .Все эти торговцы
знахари и шоумены могут подолгу бродить за тобой ,бубня и уго-
варивая на их услуги . Спрятаться от них очень трудно , по рус-
ски не понимают ,так и ходишь с огромной свитой осматривая дос-
топримечательности. Но они безобидные ,не как узбекские таксисты
те убить обещают.
Самое прекрасное в Индии ,это свадьбы .Индусы знают в этом толк!
Каждый день ,по три четыре встречали на своём пути .В сопровож-
дение разнаряженного оркестра , с трубами и барабанами, с феери-
ческой иллюминацией. Процессия катила с собой дизель-генератор
на телеге , тот тарахтел так громко ,обдавая солярным выхлопом,
что трубам стоило не человеческих усилий перекричать всю эту
какафонию. Выработанное электричество шло на освещение огромного
количества гирлянд, в виде люстр , плафонов и общее зрелище было
самое праздничное. Трубы играют без нот и без сопровождения мело-
дии ,самой главное от музыканта требуется как можно громче про-
трубить и поазартнее подубасить в барабан. НО потом к этому привы-
каешь, и находишь даже удобным , танцевать под беспорядочный
звуковой трэшь. А процессия на своём пути прихватывает любого же-
лающего присоединится и очень всем благодарна. В деревнях всё
проходит так же ,только музыканты по скромнее в одежде .Видел да-
же биржу , где можно нанять себе музыкантов .